Научная статья на тему 'Проектирование индивидуального маршрута профессионального развития учителей физической культуры иркутской области'

Проектирование индивидуального маршрута профессионального развития учителей физической культуры иркутской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНОГОУРОВНЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СПЕЦИАЛИСТЫ В ОБЛАСТИ СПОРТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пружинин Константин Николаевич, Пружинина Марина Викторовна

В статье представлены результаты внедрения в послевузовскую подготовку специалистов в области физической культуры и спорта многоуровневых технологий. Основывающиеся на уровневой и профильной дифференциации обучения, с учетом профессиональной подготовленности, запросов и предпочтений, слушателей курсов повышении квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пружинин Константин Николаевич, Пружинина Марина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Designing the individual route for professional development of teachers of physical culture in Irkutsk region

The article presents the results of the introduction of the post-graduate training in the field of physical culture and sports multilevel technology. It is based on the level and profile differentiation of training, taking into account the professional preparedness, requests and preferences, as well as age-related social and psychological characteristics of students.

Текст научной работы на тему «Проектирование индивидуального маршрута профессионального развития учителей физической культуры иркутской области»

4. Zhilkin, A., Kuznetsov, V. and Sydorchuk, E. (2013), Theory and methodology of athletics, Academia, Moscow.

5. Zatsiorsky, V. (2009), The physical quality of the athlete: basic theory and methodology of education, Soviet Sport, Moscow.

6. Lazarev, I., Kuznetsov, V. and Orlov, G. (1999), Workshop on athletics, Academia, Moscow.

7. Popov, G. (2013), Biomechanics. Textbook, Academia, Moscow. Контактная информация: vl_bot53@mail.ru

Статья поступила в редакцию 31.03.2016

УДК 796.071

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО МАРШРУТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Константин Николаевич Пружинин, кандидат педагогических наук, доцент, Марина Викторовна Пружинина, кандидат педагогических наук, доцент, Иркутский государственный университет (ИГУ), Иркутск

Аннотация

В статье представлены результаты внедрения в послевузовскую подготовку специалистов в области физической культуры и спорта многоуровневых технологий. Основывающиеся на уровне-вой и профильной дифференциации обучения, с учетом профессиональной подготовленности, запросов и предпочтений, слушателей курсов повышении квалификации.

Ключевые слова: многоуровневые технологии, профессиональная подготовка, специалисты в области спорта, профессиональное развитие.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.04.134.p226-229

DESIGNING THE INDIVIDUAL ROUTE FOR PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS OF PHYSICAL CULTURE IN IRKUTSK REGION

Konstantin Nikolaevich Pruzhinin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Marina Viktorovna Pruzhinina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Irkutsk State University, Irkutsk

Annotation

The article presents the results of the introduction of the post-graduate training in the field of physical culture and sports multilevel technology. It is based on the level and profile differentiation of training, taking into account the professional preparedness, requests and preferences, as well as age-related social and psychological characteristics of students.

Keywords: multi-level technology, training, specialists in the field of sports, professional development.

ВВЕДЕНИЕ

Создание прогрессивной системы образования - стратегическая задача России. Тем не менее, создание педагогического пространства, которое позволит выявить условия и технологии способные обеспечить качественный результат, является актуальной проблемой. Научно-теоретическая, методологическая и практическая составляющая непрерывного образования специалистов физической культуры и спорта должна основываться на принципах инновационности, системности, экономичности.

Нами было выявлено, что совершенствование специалистов как профессионалов во многом зависит от дифференциации содержания и организации курсов повышения квалификации учитывающих профессиональную подготовленность, предпочтения и дру-

гие особенности слушателей [3, 4, 5]. Содержательный, целевой, организационный и технологический компоненты должны ориентироваться на изменившиеся требования и запросы к отрасли физическая культура и спорт.

ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Разрабатываемые нами многоуровневые технологии позволили нам внедрить в послевузовскую подготовку специалистов в области физической культуры и спорта Иркутской области проектирование индивидуальных траекторий продвижения при обучении в системе повышения квалификации [1, 2]. Проектирование осуществлялось в зависимости от их профессиональной формации, базовой подготовки, социальных и психологических признаков, что способствует формированию или совершенствованию у них соответствующих профессиональных компетенций.

Выборку составили специалисты в области физической культуры и спорта Иркутской области всего 421 человек. Из них 44% - мужчины, соответственно 56% - женщины, средний возраст 41 год. Слушателей проживающих и работающих в сельской местности 46%, представителей города - 54%. Тренеров из всей выборки 28%, учителей физической культуры 64%, 8% это «межпредметники». 41% специалистов имеют среднее специальное физкультурное образование, а 44% - высшее, 7% слушателей закончили средние специальные учебные заведения по другим профилям, 8% вуз.

Эффективность разработанных и внедренных педагогических технологий с учетом профессиональной принадлежности участников эксперимента предстояло рассмотреть с помощью ^критерия для двух зависимых выборок. При определении различий «до» эксперимента и «после» рассматривая показатели испытуемых учителей физической культуры, были получены следующие результаты.

Приведены показатели парных ^тестов для зависимых выборок в категории «учителя физической культуры». Общий результат контроля по всем разделам (психолого-педагогический, профильный разделы) - 37,42. Значение ^критерия в психолого-педагогическом разделе составило 30,06. В профильном разделе, который включал в себя теорию и методику физической культуры, а также спортивную тренировку значение 1-критерия - 21,15. Очевидно, что средние значения на начало и окончание эксперимента в группах отличаются [2]. В таблице 1 отражены результаты тестов категории «учителя физической культуры».

Таблица 1

Результат 1-теста двух зависимых выборок для категории _«учителя физической культуры»_

Контроль Меап N 01». 01». 1 а» Р

Итоговый контроль (общий) 70.112 10.321 329 24.486 11.867 37.42 328 0.00

Входной контроль (общий) 45.626 5.928

Итоговый контроль (психолого-педагогический раздел) 66.799 9.809 329 26.325 15.880 30.06 328 0.00

Входной контроль (психолого-педагогический раздел) 40.474 12.259

Итоговый контроль (профильный раздел) 73.044 13.060 329 21.337 18.294 21.15 328 0.00

Входной контроль (профильный раздел) 51.711 12.577

Таким образом, уровень значимости р<0.001 для всех разделов контроля (общий, психолого-педагогический, профильный) говорит о том, что показатели теста в общем, по всем разделам в начале исследования и «после», а также в разделах содержащих психолого-педагогические, теоретико-методические аспекты физической культуры и спортивной тренировки у учителей физической культуры статистически высокозначимые. Более показательны в этом отношении общие результаты тестирования по всем разделам, менее значимы показатели по профильным разделам «Теория и методика физической культуры» и «Спортивная тренировка» [2]. При рассмотрении результатов исследования среди трех категорий испытуемых использовался однофакторный дисперсионный анализ,

который выявил статистически значимые различия по всем разделам. Рассматривая каждую область знаний при помощи теста Тьюки, было выявлено, что показатели знаний специалистов распределились между категориями «тренеры», «учителя», и «межпредметники» следующим образом. Во входном контроле (общий раздел) тест выявил статистически значимые различия: уровень знаний «тренеров» (среднее 47.9) выше чем у «учителей ФК» (среднее 45.6, р=0.00058) и «межпредметников» (среднее 44.77, р=0.0014). В психолого-педагогическом разделе уровень знаний «учителей ФК» (среднее 40.47) выше чем у «тренеров» (среднее 37.10, р=0.0176) и «межпредметников» (среднее 35.57, р=0.0067). Возможно, такой результат связан с углубленной педагогической направленностью учителей физической культуры в отличие от, тренеров которые проявили себя в профильном разделе. Их уровень знаний (среднее 58.9) выше чем у «учителей ФК» (среднее 51.7, р=0.000022 ).

В результате данного исследования, выявлено, что проектирование индивидуального маршрута профессионального развития учителей физической культуры напрямую зависит от уровневой и профильной дифференциации обучения, с учетом профессиональной подготовленности, запросов и предпочтений, слушателей курсов повышении квалификации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Пружинин, К.Н. Влияние проектирования собственной траектории профессионального развития на эффективность повышения квалификации тренеров по различным видам спорта / К.Н. Пружинин, М.В. Пружинина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. -№ 1 (131). - С. 197-201.

2. Пружинин, К.Н. Непрерывное профессиональное образование специалистов в области физической культуры и спорта иркутской области / К.Н. Пружинин, М.В. Пружинина, О.В. Кулешова // XXV Международная научно-практическая конференция по проблемам физического воспитания учащихся «Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире» : материалы конференции / Министерство образования Московской области, Государственный социально-гуманитарный университет. - Коломна, 2015. - С. 320-324.

3. Пружинин, К.Н. Преемственность основных элементов системы непрерывности профессионального образования в области физической культуры и спорта / К.Н. Пружинин // Вестник Бурятского государственного университета. Физическая культура и спорт. - 2011. -Выпуск 13. - С. 117-121.

4. Пружинин, К.Н. Адаптация и социализация специалистов в области физической культуры и спорта в условиях профессионального образования : монография / К.Н. Пружинин, М.В. Пружинина ; Восточно-Сибирская государственная академия образования. - Иркутск : [б.и.], 2009. - 241 с.

5. Пружинин, К.Н. Профессиональное и социальное самоопределение как основа направленности на будущую педагогическую деятельность // Психологические, педагогические и медико-биологические аспекты физического воспитания : коллективная монография / под ред. А.П. Романчука, И.В. Мороза. - Одесса : Юридична лггература, 2014. - С. 136-147.

REFERENCES

1. Pruzhinin, K.N. and Pruzhinina M.V.(2016), "Impact Design their own path of Professional Development on the Effectiveness of Training Coaches in Various Sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 131, No. 1, pp. 197-201.

2. Pruzhinin, K.N. Pruzhinina M.V., and Kuleshova, O.V. (2015), "Continuing Professional Education of Specialists in the field of Physical Culture and Sports of the Irkutsk Region", XXV International Scientific-Practical Conference on Problems of Physical Training of Students' rights, health, physical culture and sports in a Changing World ": conference materials, The Ministry of Education of the Moscow region, State Socio-Humanitarian University, Kolomna, pp.320-324.

3. Pruzhinin, K.N. (2011), "Continuity of the Main Elements of the System of Continuing Professional Education in the Field of Physical Culture and Sport", Bulletin of the Buryat State University. Physical Culture and sport, No. 13, pp. 117-121.

4. Pruzhinin, K.N. and Pruzhinina, M.V. (2009), Adaptation and Socialization of Professionals in the Field of Physical Culture and Sports in Terms of Vocational Education: monograph, VSGAO, Irkutsk

5. Pruzhinin, K.N, and Pruzhinina, M.V. (2014), "Professional and Social Self-Determination as a Basis for the Future Direction of Teaching Activities", Psychological, pedagogical and medico-biological aspects of physical education: collective monograph, Yurydychna literature, Odessa, pp.136147.

Контактная информация: 954959@bk.ru

Статья поступила в редакцию 21.03.2016

УДК 376.32

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ АДАПТИВНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НЕЗРЯЧИХ И СЛАБОВИДЯЩИХ

ШКОЛЬНИКОВ

Марина Викторовна Пружинина, кандидат педагогических наук, доцент, Константин Николаевич Пружинин, кандидат педагогических наук, доцент,

Владимир Робертович Кузекевич, кандидат педагогических наук, доцент, Иркутский государственный университет (ИГУ), Иркутск,

Мария Владиславовна Бутузова, аспирант, Бурятский государственный университет (БГУ), Улан-Удэ

Аннотация

В статье раскрывается проблема повышения уровня развития координационных способностей незрячих и слабовидящих школьников 11-12 лет, в адаптивном образовательном процессе который носил личностно-ориентированную направленность. Проведенное исследование позволяет констатировать, что использование игрового метода на уроке способствует повышению уровня координационных проявлений незрячих и слабовидящих школьников 11-12 лет, улучшает психоэмоциональный фон, и позволяет вносить разнообразие в содержание уроков.

Ключевые слова: игровой метод, координационные способности, незрячие и слабовидящие школьники, личностно-ориентированная направленность.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.04.134.p229-233

PERSONALITY-ORIENTED ADAPTIVE EDUCATIONAL PROCESS OF BLIND AND

VISUALLY IMPAIRED STUDENTS

Marina Viktorovna Pruzhinina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Konstantin Nikolaevich Pruzhinin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Vladimir Robertovich Kuzekevich, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Irkutsk State University, Irkutsk, Maria Vladislavovna Butuzova, the postgraduate student, Buryat State University, Ulan-Ude

Annotation

The article reveals the problem of increasing the level of development of the coordination abilities of the blind and visually impaired schoolchildren aged 11-12, in the adaptive educational process which has personal-focused direction. The conducted research allows noting that use of the game method during the lesson promotes increase of level of the coordination manifestations of the blind and visually impaired school students aged 11-12 years, it improves the psychoemotional background, and allows bringing a variety into the content of the lessons.

Keywords: games method, the coordination abilities of blind and visually impaired students, student-oriented focus.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.