Научная статья на тему 'СРЕДНИЙ КЛАСС И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО: ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ'

СРЕДНИЙ КЛАСС И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО: ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
735
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / STATE / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / CIVIL SOCIETY / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / HUMAN RIGHTS / СЕМЬЯ / FAMILY / ЧАСТНЫЙ ИНТЕРЕС / PRIVATE INTEREST / ПРАВОПОРЯДОК / LAW AND ORDER / ДЕМОКРАТИЯ / DEMOCRACY / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ECONOMIC CRISIS / НАРОД / PEOPLE / НАЦИЯ / NATION / НАСЕЛЕНИЕ / POPULATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Грудцына Л. Ю.

Государство является необходимым фактором создания и самого факта существования гражданского общества. Если не будет силы и государственной воли (принуждения) в определенных вопросах общественной и экономической жизни - все скатится к беспорядкам и хаосу. Не в последнюю очередь это касается среднего класса и гражданского общества, саморегулируемой экономической силы и сложной системы, нуждающейся в постоянном контроле со стороны государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MIDDLE CLASS AND CIVIL SOCIETY: ECONOMICAL AND LEGAL ASPECT

The state is a necessary factor of creation and the fact of existence of civil society. If there is no force and the state will (coercion) in certain questions of public and economic life - everything will come down to disorders and chaos. Not least it concerns middle class and civil society, the self-regulating economic force and difficult system needing a constant control from the state.

Текст научной работы на тему «СРЕДНИЙ КЛАСС И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО: ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ»

Л.Ю. ГРУДЦЫНА, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры «Гражданское право» Финансового университета

при Правительстве РФ, Почетный адвокат России, член Научно-консультативного совета при Федеральной палате адвокатов РФ

СРЕДНИЙ КЛАСС И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО: ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

Государство является необходимым фактором создания и самого факта существования гражданского общества. Если не будет силы и государственной воли (принуждения) в определенных вопросах общественной и экономической жизни — все скатится к беспорядкам и хаосу. Не в последнюю очередь это касается среднего класса и гражданского общества, саморегулируемой экономической силы и сложной системы, нуждающейся в постоянном контроле со стороны государства.

Ключевые слова: государство, гражданское общество, права человека, семья, частный интерес, правопорядок, демократия, экономический кризис, народ, нация, население.

L.Yu. GRUDTSINA, the doctor of jurisprudence,

professor, professor of Civil law chair of Financial University under the Government of the Russian Federation, the Honourable lawyer of Russia, the member of Scientific and advisory council at Federal chamber of lawyers of the Russian Federation

MIDDLE CLASS AND CIVIL SOCIETY:

ECONOMICAL AND LEGAL ASPECT

The state is a necessary factor of creation and the fact of existence of civil society. If there is no force and the state will (coercion) in certain questions of public and economic life - everything will come down to disorders and chaos. Not least it concerns middle class and civil society, the self-regulating economic force and difficult system needing a constant control from the state.

Keywords: state, civil society, human rights, family, private interest, law and order, democracy, economic crisis, people, nation, population.

Возникновение гражданского общества связано с развитием частной собственности, которая стала стимулом для творческой активности человека, его заинтересованности в развитии производства, основой возникновения среднего класса.1 Отсюда в идеале гражданское общество — это свободное, плюралистическое рыночное общество, где нет места режиму личной власти, тоталитаризму, насилию над людьми, где уважают закон и мораль, принципы гуманизма и справедливости, где центральное место занимает человек, гражданин, личность.

Гражданское общество нельзя трактовать как антитезу государства, ибо гражданское общество и государство - это теснейшим образом объективно взаимосвязанные и взаимозависимые социальные и политико-правовые явления, своего рода тандем, где ведущая роль в идеале должна принадлежать гражданскому обществу, на стороне которого формирование материального субстрата государства - общезначимого интереса. При слабо развитых институтах демократии или в тоталитарных государствах эта картина оказывается сильно закамуфлированной: государство как субъект государственного управления оказывает воздействие на гражданское общество (и достаточно активное) как его объект. Устранение интегрирующего государственного начала, противостоящего инди-

1 Подробнее см.: Грудцына Л.Ю. Частная собственность и гражданское общество в России // Адвокат. 2009. № 8.

видуализму субъектов гражданского общества, превращает гражданское общество в ничем не связанную совокупность индивидов, что способно привести к воцарению анархии.2 Здесь не будет ни государства, ни гражданского общества.

История дает множество примеров, когда из-за ослабления или гибели государства общество погружалось в анархию и смуту со всеми сопутствующими им бедствиями и кровопролитиями. Достаточно вспомнить Россию конца XVI — начала XVII века. Самая яркая иллюстрация из новейшей отечественной истории — перестройка и реформы, которые привели к крушению Советского Союза.3

Кстати говоря, современное российское государство вряд ли можно назвать сильным. Его социалистический предшественник был не в пример мощнее. Слабости нового российского государства сопутствует аморфность гражданского общества и процесса его формирования. Само же гражданское общество в существенной мере замещается его политическим суррогатом, формирующимся новой номенклатурой в форме создаваемых ею политических псевдообщественных организациях. Вместе с тем, политические

2 См.: Поздняков Э.А. Российское гражданское общество. Иллюзии и реальность // Политический класс. 2006. № 22. -С. 6-7.

3 См.: Шагиева Р.В. Правовая деятель-

ность: эволюция теоретических представлений и ее современное осмысление //

Государство и право. 2014. № 6. С. 63-70.

события 4-7 декабря 2012 г. (выборы в Государственную Дума шестого созыва и последовавшие за объявлением результатов выступления оппозиции и несогласных на Триумфальной площади Москвы 6, 10 и 24 декабря, а также массовые протестные выступления в других регионах страны) заставляют задуматься о возможных позитивных тенденциях и постепенной замене «политического суррогата» и псевдообщественных институтов полноценными институтами гражданского общества. Скорее всего, синдром «Триумфальной площади» в России может стать длящимся, что несомненно усилит процесс консолидации гражданского общества.4

Термин «гражданское общество» употребляется в трех основных зна-чениях.5 В первом случае гражданское (civil), цивильное (самоорганизованное) общество противопоставляется нецивилизованному, варварскому обществу. Во втором случае имеется в виду феномен античного полиса - гражданская община. Наконец, в третьем гражданское общество трактуется как буржуазное общество, в котором сфера частных дел и интересов освобождается от прямого воздействия государственно-властных институтов, становит-

4 Коровяковский Д.Г. О подготовке специалистов по альтернативным способам разрешения споров во внешнеэкономической деятельности в России // Таможенное дело. 2014. № 2. С. 27-29.

5 См.: Дзодзиев В. Проблема становления демократического государства в России. М., 1996. С. 162-165.

ся автономной, непосредственно не зависящей от государства сферой жизнедеятельности людей.6

Некоторые исследователи феномена гражданского общества выдвигают в качестве наиболее общих идей и принципов любого гражданского общества, во-первых, экономическую свободу, многообразие форм собственности и рыночные отношения, во-вторых, безусловное признание и защиту естественных прав человека и гражданина, предполагающее равенство всех перед законом, в-третьих, наличие правового государства, основанного на принципе разделения и взаимодействия властей и невмешательства государства в частную жизнь.7

Но можно ли утверждать, что этот человек, гражданин, личность представляют собой в общей совокупности народ? И что есть народ? В чем его отличие от нации, населения, общества? И можно ли считать гражданское общество высшей формой организации народа? Существует много определений понятия «народ» и взглядов на то, что (и кого) следует разуметь под этим определением. Начнем с конститу-

6 См.: Орлова О.В. Гражданское общество и личность: политико-правовые аспекты. - М., 2005. - С. 4.

7 Коровяковский Д.Г. Подготовка служащих по специальности «Таможенное дело» на постсоветском пространстве: Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Азербайджан, Литва // Вопросы современной юриспруденции. 2014. № 41. С. 44-53.

ционно-правовой (политической)8 трактовки понятия.Итак, согласно Малой энциклопедии конституционного права, народ — это население страны, организованное в государство; это субъект конституционного права, основной источник и носитель власти. В состав народа могут входить различные исторически сложившиеся на данной территории компактные нации, и тогда употребляется термин «многонациональный народ».9

Словарь по конституционному праву определяет народ (от древ-неславянского — «род») как совокупность лиц, происходящих от одного предка. Основные законы обычно игнорируют этнический аспект данного понятия, на что нередко прямо указывается (например, «Народ Узбекистана составляют граждане Республики Узбекистан независимо от их национальности» — ст. 8 Конституции 1991 г.).10 Идеи признания народа носителем суверенитета и высшим источником власти были разработаныеще в трудах Дж. Лок-

8 Мы отождествляем конституционно-правовое и политическое понимание понятия «народ», поскольку конституционные нормы, по большому счету, лишь инструмент воплощения политических задач и целей власть имущих, а конституционное право - максимально политизированная отрасль права.

9 См.: Баглай М.В., Туманов В.А. Малая энциклопедия конституционного права. - М.: Издательство БЕК, 1998. -С. 264.

10 См.: Конституционное право: Сло-

варь / Отв. ред. В.В. Маклаков. - М.:

Юристъ, 2001. - С. 218.

ка, Ж.-Ж. Руссо и других выдающихся мыслителей XVII—XVIII вв. Демократические революции этого исторического периода смели абсолютизм с его теориями божественного происхождения власти и утвердили народ как учредителя государства и носителя суверенитета.

В преамбуле Конституции РФ 1993 г. указывается, что этот документ принимает «многонациональный народ Российской Федерации». Закрепляется также (ст. 3) положение о том, что ее многонациональный народ является носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону. Упомянутые в Конституции права народа конкретизируются в правах и свободах граждан, которые в своей совокупности и составляют народ. Надо бы при этом заметить, что эта конституционная зависимость довольно жесткая и универсальная: насколько реальны и реализуемые конституционные права и свободы, настолько сформирован и действительно существует субъект конституционного права — народ. Диалектика гражданского общества и государства в данном случае транс-

формируется в диалектику народа и государства. Государство может «вбирать» в себя народ, формируя его суррогат, каким, например, был тотально огосударствленный советский народ.11

Народ и его граждане обладают правом на сопротивление, о чем иногда говорится в конституциях и некоторых конституционных документах (США, Франция, Германия и др.). Например, Декларация независимости США провозглашает: «В случае, если какая-либо форма правления становится губительной ... народ имеет право изменить или упразднить ее и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и формах организации власти, которые, как ему представляется, наилучшим образом обеспечат людям безопасность и счастье». Таким образом, официально признается право народа на «перезагрузку» сложившейся политической системы, право народа на новую политическую реальность. Для России понимание этого в ближайшее годы станет важным шагом на пути неизбежного обновления.12

В настоящее время в законодательстве России об этом праве не

11 См.: Шагиева Р.В. Теоретические основы исследования финансовой деятельности в науке финансового права // Административное и муниципальное право. 2014. № 4.С. 375-383.

12 Коровяковский Д.Г. Российский и зарубежный опыт в области защиты персональных данных // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. № 5. С. 48-54.

упоминается, однако оно вытекает из природы естественного права и обретает свою силу как юридическая гарантия против узурпации власти. Итак, в конституционном праве получили отражение следующие аспекты понятия «народ»:

1) народ — носитель суверенитета и источник власти (это широко распространенная старая формула, применяемая и в новейших конституциях);13

2) народ - субъект конституци-онногоправа, обладающий учреди-тельнойвластью. Этот аспект обычно отражен в преамбулах основных законов. Наиболее известна формулировка Конституции США 1787 г.: «Мы, народ Соединенных Штатов... учреждаем и принимаем эту Конституцию для Соединенных Штатов Америки».

3) народ - это избирательный корпус (например, «Президент Республики избирается народом» -п. 1 ст. 127 Конституции Польши 1997 г.).14

13 Например, согласно ст. 1 Конституции Испании 1978 г.: «Национальный суверенитет принадлежит испанскому народу, от него исходят полномочия государства». Именно от имени народа выступают различные органы государства, например, осуществляется правосудие («Правосудие отправляется именем народа» - ст. 101 Конституции Италии 1947 г.), помилование («Министр-президент от имени народа осуществляет право на помилование» - ч. 1 ст. 109 Конституции германской земли Гессен).

14 См.: Конституционное право: Сло-

варь / Отв. ред. В.В. Маклаков. - М.:

Юристъ, 2001. - С. 218.

Обратим особое внимание на тот факт, что народ никогда не был категорией чисто юридической, равно как и человек сам по себе не рассматривается как категория юридическая.

В философском понимании народ — это: 1) исторически изменяющаяся общность людей, характеризующаяся общей исторической судьбой и общей идеей, способная по своему объективному положению решать основные проблемы данного конкретного общества; 2) все население определенной страны; 3) народные массы, включающие на конкретных этапах истории те классы и слои, которые по своему объективному положению способны участвовать в решении задач прогрессивного развития общества; 4) различные формы исторических общностей (племя, народность, нация); 5) совокупность элит той или иной страны, сформировавшихся и обнаруживаемых во всех существенных социально-значимых отношениях.15

В социологическом понимании народ — это слои и классы общества, которые на данном историческом этапе участвуют в решении задач общественного развития.16

Под нацией (от лат. пчЫо — род, рождение, происхождение, народ) понимается: 1) синоним понятия народ; 2) синоним понятия государство; именно в этом смысле используется, например, в названии уни-

15 См.: Философский словарь. - М.,

2008. - С. 189.

16 См.: Социологический словарь. - М.,

2009. - С. 253.

версальной международной организации по поддержанию мира — Организации Объединенных Наций; 3) этническая общность. Несовпадение содержания терминов «народ» и «нация» послужили для различных концепций суверенитета — народного и национального. Отсюда можно сделать вывод о том, что понятия «нация» и «народ» могут совпадать, однако чаще всего народ состоит из множества живущих на территории одной страны наций; именно народ, а не конкретная нация, в связи с этим, является носителем суверенитета и обладателем права на «перезагрузку» политической системы в случае ее глобального сбоя.

В годы Великой французской революции (1789-1791 гг.) «нация» означала страну, государство.17 И тогда же были введены понятия «национализм», «принцип национальности», согласно которым каждый народ суверенен и имеет право на образование своего государства. «Нация» и «государство» по своему смыслу были сближены именно на базе этнического значения.18 В Германии, напротив, сохранялось этническое значение нации. В этом смысле из трудов И. Шиллера, И. Фихте, К. Маркса и Ф. Энгельса терминология перекочевала в русскую и советскую литературу.19 То же

17 См.: Тишков В.А. О нации и национализме // Свободная мысль. 1996. № 3.

18 См.: Французская буржуазная революция. М., 1941. С. 537.

19 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 54-55.

можно сказать о Швейцарии и Бельгии.20 Близки к подобному пониманию были К. Каутский и О. Бауэр, через трудыкоторых эта терминология дошла до социал-демократов России, а затем и до большевиков, распространив свое влияние на всю первую половину XX века.21 Например, О. Бауэр выделял в «нации» общую культуру, общий язык, общность судьбы, происхож-дение.22 Для К. Каутского были важны культура, язык и территория.23 Кстати, именно воззрения О. Бауэра и К. Каутского, с которыми солидаризировался В.И. Ленин, стали со временем базой сталинского определения нации. Для И.В. Сталина «нация - это исторически сложившаяся общность языка, территории, экономической жизни и психологического склада, проявляющегося в особенности культуры». При этом он поставил условие: «достаточно отсутствия хотя бы одного из этих признаков, чтобы нация переспала быть нацией».24 В.И. Ленин при характеристике нации выделял территорию, экономику и язык.25 Но

20 См.: Ренан Э. Что такое нация? Соч., 1888.

21 См.: Шагиева Р.В. Основы нормотворчества (учебное пособие). - М.: Российская таможенная академия, 2013.

22 См.: Бауэр О. Национальный вопрос и социал-демократия. СПб., 1909. С. 135-142.

23 См.: Каутский К. Национализм и интернационализм. Петроиздат, 1918. С. 7-33.

24 Сталин И.В. Марксизм и национально-колониальный вопрос. М., 1939. С. 6.

25 См.: Ленин В.И. Полн. собр. соч.

Т. 24. С. 124.

впоследствии в теории о национальном вопросе СССР десятилетия господствовал взгляд Сталина.26 Понятия нации и национальных движений являются для Запада ключевыми с момента своего возникновения в восемнадцатом столетии. В XX веке эти понятия сделались ключевыми для всех человеческих обществ.27 «Притязания нации на интересы индивида, — писал И. Берлин, — основываются на том факте, что исключительно жизнь нации и ее история придают смысл всему, что представляет собой и что делает каждый ее представитель». Берлину вторит Дж. Мак: «Существует лишь несколько идеалов, за которые человек готов убивать других и добровольно отдать собственную жизнь. Один из таких идеалов — нация и ее защита в случае какой-либо угрозы».28

26 См.: Абдулатипов Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. - М.: Славянский диалог, 2000. -С. 44.

27 См.: Хантингтон С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности / С. Хантингтон; Пер. с англ. А. Баш-кирова. — М.: ООО «Издательство ACT»: ООО «Транзиткнига», 2004. - С. 216.

28 Isaiah Berlin, «Nationalism: Past Neglect and Present Power», Partisan Review, 46 (No. 3,1979), p. 348, quoted in John Mack, «Nationalism and the Self», The Psychohistory Review, 2 (Spring 1983), p. 47-48; Anthony D. Smith, National Identity (Reno: University of Nevada Press, 1991), p. 143; Wilbur Zelinsky, Nation into State: The Shifting Symbolic Foundations of American Nationalism (Chapel Hill: University of North Carolina Press 1988), p. 1.

Однако идентичность нации не является величиной постоянной, а национализм — далеко не самая убедительная идеология на свете. Нация возникает, лишь когда группа людей признает себя нацией; а воззрения этих людей на собственную общность могут быть весьма переменчивыми. Вдобавок значимость приверженности нации в сравнении с прочими лояльностями может значительно колебаться на протяжении времени.Иными словами, человек (народ) — это часть структуры гражданского общества, базовый элемент («атом») этой системы. Гражданское общество, на наш взгляд, — это не только совокупность (организованная во времени и общественно-политическом пространстве) взаимодействующих друг с другом и развивающихся (в т.ч. самоорганизовывающихся и организованных государством) элементов, но и часть государства в самом широком его смысле, а также часть системы общественно-политической

организации государственной влас-ти.29

В такой постановке проблема определения и изучения гражданского общества как высшей формы организации народа получает новую интерпретацию. Например,

29 Королев C.B., Коровяковский Д.Г. Научно-образовательная система стратегического планирования для целей управления демографическими процессами в России как фактор национальной безопасности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 14. С. 58-64.

одни авторы, в частности Л.С. Мамут, следуя широкому пониманию гражданского общества, подчеркивают, что в основе такого общества лежат экономические, исторические, социокультурные, языковые, этнические, конфессиональные, территориальные, этические отношения, т.е. условия жизни людей, в которых происходит реализация их партикулярных интересов, и где нет места субординации.30 Отсюда гражданское общество — ипостась любого цивилизованного (базирующегося на общественном разделении труда) человеческого общества. Оно было, есть и всегда будет. Другое дело, что всякий раз гражданское общество выступает в определенной конкретно-исторической форме. К тому же отличительной чертой гражданского общества является такая его архитектоника, как наличие определенных горизонтальных связей, а не организации со всеми присущими ей атрибутами.31

Другие исследователи, например, В.А. Четвернин, полагают, что гражданское общество — это сфера свободной, автономной активности, в которой действуют индивидуальные и коллективные субъекты, преследующие свои частные цели и интересы, и что отношения между ними не опосредованы публичной

30 См.: Мамут Л.С. Гражданское общество и государство: проблемы соотношения // Общественные науки и современность. 2002. № 5. С. 101.

31 См.: Гражданское общество, правовое государство и право. С.31.

властью.32 И это общество, в котором все становятся в равной мере свободными, обладающими естественными и неотчуждаемыми правами. Таким образом, гражданское общество является сложной системой, предполагающей взаимодействие организованных субъектов -людей, групп, коллективов, сообществ, и это взаимодействие означает объединение людей по социально-групповому, организационному и поселенческому принципам.33-Степень диссоциации общества наилучшим образом раскрывается понятием «аномия» (буквально — отсутствие закона). Понятие «аномия», которое ввел в оборот французский социолог Э. Дюркгейм, характеризует состояние общества, в котором преобладает равнодушие к законам вследствие утраты уважения и доверия к ним со стороны большинства населения. И как результат — либо их несоблюдение, либо злостное нарушение.34 Одна из главных причин аномии — господство в обществе ценностей индивидуального успеха, прежде всего богатства и власти, которые часто достигаются противозаконным путем. Поскольку большинство людей не

32 См.: Четвернин В.А. Общество и государство // Феноменология государства. М., 2004. Вып. 2. С. 20.

33 См.: Нерсесянц B.C. Общая теория права и государства. С. 285, 315 329; Чет-вернин В.А. Общество и государство. С. 22.

34 См., напр.: Сорокин В.В. Проблемы

толкования права в современном гражданском обществе // Гражданин и право. 2010. № 6.

могут позволить себе ни того, ни другого, возникает негативное отношение к существующим социальным нормам, дающим преимущества одним и лишающим их других. У многих появляется ощущение своей социальной невостребованности и ненужности, чувство пустоты жизни, крушения моральных устоев и целей. Особенно ярко аномия проявилась в 1990-е гг. в российском обществе, а также ее проявления очевидны и в настоящее время. Именно с этим связан рост настроений авторитаризма, политического, национального и религиозного экстремизма, ксенофобии и т.п. Масштаб аномии не связан с законотворческой деятельностью: законов, в том числе хороших и строгих, может быть много, но в стране это ничего не меняет.

Определяющим моментом становления гражданского общества является социальная ответственность. Ее роль заключается в том, что ответственность как социальный феномен определяет пределы допустимой деятельности отдельных индивидов, групп, организаций в обществе. Это особенно важно в российских условиях, где крайне сложно проходит процесс разграничения общественного, государственного и личного. Более того, ни о какой социальной ответственности населения в России сегодня говорить не приходится. Во многом это объясняется отсутствием социальной защищенности самого населения, кризисом самоидентификации среднего и низшего класса, отсутствием четкой и понятной стратификации

общества, невозможностью государства реализовывать гарантированные законодательством (Конституцией России — в первую очередь) социальные права и свободы человека и гражданина, что вызывает встречную негативную реакцию населения по отношению к власти, порождая правовой нигилизм и безразличие к происходящему в стра-не.35

В известной мере можно говорить и о том, что единого народа-нации в современной России пока еще нет, а значит, не существует и полноценного источника государственной власти. На фоне этого формируются предпосылки произвольного толкования властью воли народа, в том числе в ходе выборов. Если нет основы народа — гражданского общества, а то, что есть либо крайне слабо и неразвито, либо искусственно сформировано государством, то и о правовой государственности также говорить пока преждевременно. Наличие множества быстро меняющихся законов — это отнюдь не наличие подлинного права, которое имеет куда более глубокие социальные и политические основания, чем однобокая и чаще всего неуклюжая в плане законодательного выражения общезначимых социальных интересов деятельность российских органов представительной власти, формируемых на основе весьма далекого от демократи-

35 См.: Шагиева Р.В. Актуальные проблемы права(учебное пособие). - М.: Норма: ИНФРА-М, 2014.

ческих образцов избирательного законодательства. Если обратиться к лозунгам и политическим декларациям, в которых так или иначе эта тема затрагивается, то понятия «народ» и «гражданское общество» в России, к сожалению, рассматриваются как независящие друг от друга и не взаимосвязанные. Более того, народ политиками рассматривается исключительно как электорат, интересующих их только накануне выборов. И это опять же следствие крайней слабости подлинного гражданского общества, имеющего политическое выражение в народе.36 В целом, власть, оперируя понятиями «народ» и «гражданское общество», либо не стремиться разобраться в их сути, запутываясь и запутывая окружающих, либо, что тоже весьма вероятно в какой-то мере намеренно манипулирует ими, в том числе, и в политической практике.

Еще Гегель отмечал, что в тех случаях, когда образуется пропасть между несметными богатствами на одном полюсе общества и нищетой — на другом, жизнь многих людей оказывается ниже необходимого уровня существования. Это, в свою очередь, ведет к утрате ощущения возможности обеспечивать свое существование собственным трудом и порождает паразитизм и социаль-

36 См.: Петровская О.В., Шагиева Р.В. Либеральная и консервативная альтернативы развития российской государственности середины XVIII - первой четверти XIX в.в. (учебное пособие). - М.: НИГ «Юркомпани», 2013. 2-е изд.

ное иждивенчество.37 Рост обнищания и люмпенизации вызывает у многих людей внутреннее озлобление, направленное не только против богатых, но и против общества в целом, против правительства, чиновников, политиков и т.д. Все это, как правило, ведет к росту противоправных настроений и действий, конечно, не способствуя, развитию правосознания и гражданского общества. Можно добавить к этому следующее: если буквально гражданское общество толковать как совокупность граждан страны, их качественное и регулируемое общепризнанными в данном обществе социальными регуляторами взаимодействие друг с другом и с государством, то народ страны, еще не осознавший возможности саморегулировать свои социально-экономические потребности и не выработавший пригодные для этого социальные регуляторы, можно считать начальной ступенью на пути развития от народа к гражданскому обществу. Таким образом, одним из рецептов «ускорения» такого развития от народа к гражданскому обществу может быть усиление социальных связей внутри общества которое политически оформляется в народ. Но о социальной системе гражданского общества и всем, что с этим связано, речь пойдет ниже. Можно говорить также об «активном» или «пассивном» гражданском обществе. Поскольку гражданское общество есть сфера действия эгоистических ин-

37 См.: Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990. С. 234.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тересов индивидов, более того, «войны всех против всех», то применение по отношению к нему слова «активное» следовало бы по логике вещей понимать в смысле особо активного ведения этой самой «вой-ны».Если же речь идет о состоянии гражданского общества, то о нем больше может сказать степень его диссоциации. Гражданское общество как сфера господства частного, эгоистического интереса, будучи неподконтрольным государству и полностью предоставленным самому себе, движется в направлении анархии.

Библиографическийсписок:

1. Anthony D. Smith, National Identity (Reno: University of Nevada Press, 1991), p. 143.

2. Isaiah Berlin, «Nationalism: Past Neglect and Present Power», Partisan Review, 46 (No. 3,1979), p. 348, quoted in John Mack, «Nationalism and the Self», The Psychohistory Review, 2 (Spring 1983), p. 47-48/

3. Wilbur Zelinsky, Nation into State: The Shifting Symbolic Foundations of American Nationalism (Chapel Hill: University of North Carolina Press 1988), p. 1.

4. Абдулатипов Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. - М.: Славянский диалог, 2000. -С. 33.

5. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. - М.: Политиздат, 1981. - С. 23.

6. Баглай М.В., Туманов В.А. Малая энциклопедия конституционного права. -М.: Издательство БЕК, 1998. - С. 264.

7. Бауэр О. Национальный вопрос и социал-демократия. СПб., 1909. С. 135-142.

8. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990. С. 225.

9. Гр-удцына Л.Ю. Частная собственность и гражданское общество в России // Адвокат. 2009. № 8.

10. Дзодзиев В. Проблема становления демократического государства в России. М., 1996. С. 162-165.

11. Каутский К. Национализм и интернационализм. Петроиздат, 1918. С. 733.

12. Конституционное право: Словарь / Отв. ред. В.В. Маклаков. - М.: Юристъ, 2001. - С. 218.

13. Коровяковский Д.Г. О подготовке специалистов по альтернативным способам разрешения споров во внешнеэкономической деятельности в России // Таможенное дело. 2014. № 2. С. 27-29.

14. Коровяковский Д.Г. Подготовка служащих по специальности «Таможенное дело» на постсоветском пространстве: Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Азербайджан, Литва / / Вопросы современной юриспруденции. 2014. № 41. С. 44-53.

15. Коровяковский Д.Г. Российский и зарубежный опыт в области защиты персональных данных // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. № 5. С. 48-54.

16. Королев С.В., Коровяковский Д.Г. Научно-образовательная система стратегического планирования для целей управления демографическими процессами в России как фактор национальной безопасности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 14. С. 58-64.

17. Лагуткин А.В. Великая иллюзия демократии. - М.: Юркомпани, 2014.

18. Лагуткин А.В. Вопросы признания права собственности на объекты подземного строительства в России // Экономика и право. XXI век. 2013. № 3.

19. Лагуткин А.В. Вопросы совершенствования горного законодательства России и признание права собственности на

объекты подземного строительства в 2014-2015 гг. // Международный академический журнал Российской академии естественных наук. 2013. № 4.

20. Лагуткин A.B. Россия на распутье: куда пойдем? / / Международный академический журнал Российской академии естественных наук. 2013. № 4.

21. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 24. С. 124.

22. Мамут Л.С. Гражданское общество и государство: проблемы соотношения // Общественные науки и современность. 2002. № 5. С. 101.

23. Маркс К. К еврейскому вопросу // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 390 - 391.

24. Маркс К. Экономическо-философ-ские рукописи 1844 года и другие ранние философские работы. - М.: Академический Проект, 2010. - С. 52-53.

25. Нерсесянц B.C. Общая теория права и государства. С. 285, 315 329; Чет-вернин B.A. Общество и государство. С. 22.

26. Орлова О.В. Гражданское общество и личность: политико-правовые аспекты. - М., 2005. - С. 4.

27. Петровская О.В., Шагиева Р.В. Либеральная и консервативная альтернативы развития российской государственности середины XVIII - первой четверти XIX в.в. (учебное пособие). - М.: НИГ «Юркомпани», 2013. 2-е изд.

28. Поздняков Э.А. Российское гражданское общество. Иллюзии и реальность // Политический класс. 2006. № 22. -С. 6-7.

29. Ренан Э. Что такое нация? Соч., 1888.

30. Сорокин В.В. Проблемы толкования права в современном гражданском обществе // Гражданин и право. 2010. № 6.

31. Сталин И.В. Марксизм и национально-колониальный вопрос. М., 1939. С. 6.

32. Тишков В.А. О нации и национализме // Свободная мысль. 1996. № 3.

33. Философский словарь. - М., 2008. - С. 189.

34. Французская буржуазная революция. М., 1941. С. 537.

35. Хантингтон С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности / С. Хантингтон; Пер. с англ. А. Баш-кирова. - М.: ООО «Издательство ACT»: ООО «Транзиткнига», 2004. - С. 216.

36. Четвернин В.А. Общество и государство // Феноменология государства. М., 2004. Вып. 2. С. 20.

37. Шагиева Р.В. Актуальные проблемы права (учебное пособие). - М.: Норма: ИНФРА-М, 2014.

38. Шагиева Р.В. Основы нормотворчества (учебное пособие). - М.: Российская таможенная академия, 2013.

39. Шагиева Р.В. Правовая деятельность: эволюция теоретических представлений и ее современное осмысление // Государство и право. 2014. № 6. С. 63-70.

40. Шагиева Р.В. Теоретические основы исследования финансовой деятельности в науке финансового права // Административное и муниципальное право. 2014. № 4. С. 375-383.

41. Шибутани Т. Социальная психология. - М.: Прогресс. 1969. С. 203.

42. Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности // Мир России. 1995. № 3-4. С. 159-181.

Bibliograficheskiy spisok:

1. Anthony D. Smith, National Identity (Reno: University of Nevada Press, 1991), p. 143/

2. Isaiah Berlin, «Nationalism: Past Neglect and Present Power», Partisan Review, 46 (No. 3,1979), p. 348, quoted in John Mack, «Nationalism and the Self»,

The Psychohistory Review, 2 (Spring 1983), p. 47-48.

3. Wilbur Zelinsky, Nation into State: The Shifting Symbolic Foundations of American Nationalism (Chapel Hill: University of North Carolina Press 1988), p. 1.

4. Abdulatipov R.G. Natsional'nyj vopros i gosudarstvennoe ustroystvo Rossii. - M.: Slavyanskiy dialog, 2000. - S. 33.

5. Afanas'ev V.G. Obschestvo: sistem-nost', poznanie i upravlenie. - M.: Politizdat, 1981. - S. 23.

6. Baglay M.V., Tumanov V.A. Malaya entsiklopediya konstitutsionnogo prava. -M.: Izdatel'stvo BEK, 1998. - S. 264.

7. Bauer O. Natsional'nyj vopros i sotsial-demokratiya. SPb., 1909. S. 135-142.

8. Gegel' G.V.F. Filosofiya prava. M., 1990. S. 225.

9. Grudtsyna L.Yu. Chastnaya sobstven-nost' i grazhdanskoe obschestvo v Rossii // Advokat. 2009. № 8.

10. Dzodziev V. Problema stanovleniya demokraticheskogo gosudarstva v Rossii. M., 1996. S. 162-165.

11. Kautskiy K. Natsionalizm i interna-tsionalizm. Petroizdat, 1918. S. 7-33.

12. Konstitutsionnoe pravo: Slovar' / Otv. red. V.V. Maklakov. - M.: Yurist, 2001. - S. 218.

13. Korovyakovskiy D.G. O podgotovke spetsialistov po al'ternativnym sposobam razresheniya sporov vo vneshneekono-micheskoy deyatel'nosti v Rossii / / Tamozhennoe delo. 2014. № 2. S. 27-29.

14. Korovyakovskiy D.G. Podgotovka sluzhaschih po spetsial'nosti «Tamozhennoe delo» na postsovetskom prostranstve: Rossiyskaya Federatsiya, Respublika Belarus', Respublika Kazahstan, Respublika Azerbaydzhan, Litva // Vop-rosy sovremennoy yurisprudentsii. 2014. № 41. S. 44-53.

15. Korovyakovskiy D.G. Rossiyskiy i zarubezhnyj opyt v oblasti zaschity

personal'nyh dannyh / / Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. 2009. № 5. S. 48-54.

16. Korolev S.V., Korovyakovskiy D.G. Nauchno-obrazovatel'naya sistema strategicheskogo planirovaniya dlya tseley upravleniya demograficheskimi protses-sami v Rossii kak faktor natsional'noy bezopasnosti / / Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. 2014. № 14. S. 58-64.

17. Lagutkin A.V. Velikaya illyuziya demokratii. - M.: Yurkompani, 2014.

18. Lagutkin A.V. Voprosy priznaniya prava sobstvennosti na obekty podzem-nogo stroitel'stva v Rossii // Ekonomika i pravo. XXI vek. 2013. № 3.

19. Lagutkin A.V. Voprosy sovershen-stvovaniya gornogo zakonodatel'stva Rossii i priznanie prava sobstvennosti na obekty podzemnogo stroitel'stva v 2014-2015 gg. / / Mezhdunarodnyj akademicheskiy zhurnal Rossiyskoy akademii estestvennyh nauk. 2013. № 4.

20. Lagutkin A.V. Rossiya na rasput'e: kuda poydem? / / Mezhdunarodnyj akademicheskiy zhurnal Rossiyskoy akademii estestvennyh nauk. 2013. № 4.

21. Lenin V.I. Poln. sobr. soch. T. 24. S. 124.

22. Mamut L.S. Grazhdanskoe obschest-vo i gosudarstvo: problemy sootnosheniya // Obschestvennye nauki i sovremennost'. 2002. № 5. S. 101.

23. Marks K. K evreyskomu voprosu // Marks K., Engel's F. Soch. T. 1. S. 390 -391.

24. Marks K. Ekonomichesko-filosofskie rukopisi 1844 goda i drugie rannie filosofskie raboty. - M.: Akademicheskiy Proekt, 2010. - S. 52-53.

25. Nersesyants B.C. Obschaya teoriya prava i gosudarstva. S. 285, 315 329; Chetvernin V.A. Obschestvo i gosudarstvo. S. 22.

18. Orlova O.V. Grazhdanskoe obschestvo i lichnost': politiko-pravovye aspekty.

- M., 2005. - S. 4.

26. Petrovskaya O.V., Shagieva R.V. Liberal'naya i konservativnaya al'terna-tivy razvitiya rossiyskoy gosudarstvennosti serediny HVIII - pervoy chetverti HIH v.v. (uchebnoe posobie). - M.: NIG «Yurkompani», 2013. 2-e izd.

27. Pozdnyakov E.A. Rossiyskoe grazhdanskoe obschestvo. Illyuzii i real'nost' // Politicheskiy klass. 2006. № 22. -S. 6-7.

28. Renan E. Chto takoe natsiya? Soch., 1888.

29. Sorokin V.V. Problemy tolkovaniya prava v sovremennom grazhdanskom obschestve // Grazhdanin i pravo. 2010. № 6.

30. Sotsiologicheskiy slovar'. - M., 2009.

- S. 253.

31. Stalin I.V. Marksizm i natsional'no-kolonial'nyj vopros. M., 1939. S. 6.

32. Tishkov V.A. O natsii i natsionalizme // Svobodnaya mysl'. 1996. № 3.

33. Filosofskiy slovar'. - M., 2008. -S. 189.

34. Frantsuzskaya burzhuaznaya revo-lyutsiya. M., 1941. S. 537.

35. Hantington S. Kto my? Vyzovy amerikanskoy natsional'noy identichnosti / S. Hantington; Per. s angl. A. Bashkirova.

- M.: OOO «Izdatel'stvo ACT»: OOO «Tranzitkniga», 2004. - S. 216.

36. Chetvernin V.A. Obschestvo i gosu-darstvo // Fenomenologiya gosudarstva. M., 2004.Vyp. 2. S. 20.

37. Shagieva R.V. Aktual'nye problemy prava (uchebnoe posobie). - M.: Norma: INFRA-M, 2014.

38. Shagieva R.V. Osnovy normotvor-chestva (uchebnoe posobie). - M.: Rossiy-skaya tamozhennaya akademiya, 2013.

39. Shagieva R.V. Pravovaya deyatel'-nost': evolyutsiya teoreticheskih predstav-

leniy i ee sovremennoe osmyslenie / / Gosudarstvo i pravo. 2014. № 6. S. 63-70.

40. Shagieva R.V. Teoreticheskie osnovy issledovaniya finansovoy deyatel'nosti v nauke finansovogo prava // Administra-tivnoe i munitsipal'noe pravo. 2014. № 4. S. 375-383.

41. Shibutani T. Sotsial'naya psiholo-giya. - M.: Progress. 1969. S. 203.

42. Yadov V.A. Sotsial'nye i sotsial'no-psihologicheskie mehanizmy formirova-niya sotsial'noy identichnosti lichnosti // Mir Rossii. 1995. № 3-4. S. 159-181.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.