Научная статья на тему 'Средневековое ритуальное городище тюльберов – археологический памятник экомузея-заповедника «Тюльберский городок»'

Средневековое ритуальное городище тюльберов – археологический памятник экомузея-заповедника «Тюльберский городок» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
125
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Средневековое ритуальное городище тюльберов – археологический памятник экомузея-заповедника «Тюльберский городок»»

ства; во-вторых, в том, что легко реконструируется благодаря частичной сохранности утраченных элементов; в-третьих, реконструированный, он становится аналогом для воссоздания памятников крепостного деревянного зодчества, сохранившихся со значительными искажениями или полностью утраченных, но зафиксированных в подробных описаниях.

Реконструкция построек русских в Сибири, относящихся к XVII-XVIII вв., позволяет открыть неизвестные страницы в истории освоения сибирских земель.

Библиографический список

Комин Г.Е. Дендрохронология Казымского городка // Историко-архитек-турный музей под открытым небом: принципы и методика организации. Новосибирск: Наука, 1980. С. 121-126.

Курилов В.Н. Крепость и храм: Тенденции движения русской культуры в архитектурном творчестве / В.Н. Курилов, А.Ю. Майничева. 2-е изд., испр. и доп. Новосибирск: Изд-во ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2005. 96 с.

Русские остроги XVIII века на территории Новосибирской области / сост. А.П. Бородовский, Е.Л. Бородовская. Новосибирск: Научно-производственный центр по сохранению историко-культурного наследия, 2003.

Архив ГАУ НСО НПЦ.

л.х. усепян, в.м. кимеев

Новосибирская государственная архитектурно-художественная академия, Музей истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина, Сибирский университет потребительской кооперации, Новосибирск;

Кемеровский государственный университет, Экомузей-заповедник «Тюльберский городок», Кемерово

средневековое ритуальное ГОРОДИЩЕ ТЮЛЬБЕРОВ - археологический памятник экомузея-заповедника «тюльберский городок»

В настоящее время изучение и исследованием музеев под открытым небом и экомузеев-заповедников становиться более актуальной темой в связи с интересом ученых в области музееведения, этнографии, истории, архитектуры, властных структур и инвесторов к сохранению самобытности этносов и народов, проживающих и проживавших на территории Сибири. Особую ценность составляют предметы обихода и быта, сохранившиеся жилые, хозяйственные здания и сооружения, а также все остальные предметы и вещи которые могут послужить ярким наглядным примером жизни народа.

Идея создания экомузея родилась в 1997 г., когда группа исследователей из Кемеровского государственного университета во главе с этнографом В.М. Кимеевым совместно с новокузнецким археологом

Ю.В. Шириным открыли уникальный археологический памятник -средневековое ритуальное городище тюльберов.

В 1990-е гг. территория памятника была передана турбазе АО «Северные сети» под строительство дополнительных зданий, сооружений и комплексов (Кимеев В.М., 2008, с. 324). В связи с этим возникла угроза уничтожения памятника и потери сохранившийся этнографический коллекции по тюльберам (тюркоязычный народ, обитавший в Сибири задолго до появления русских). Научное сообщество на данную ситуацию мгновенно среагировало и решило предпринять все возможные меры для спасения, сохранения, реставрации, реконструкции, воссоздания уникального памятника. В 1997 г. по распоряжению администрации Кемеровского района территория самобытного городища была выведена из владений турбазы, а в 1998 г. прилегающая к городищу территория (2,7 га) была передана Кемеровскому государственному университету под учебно-научный центр этно-экологических исследований и базу для студентов во время прохождения летних практик.

Результаты археолого-этнографических и этноэкологических исследований послужили основным первоисточником для разработки в 2000-2006 гг. архитекторов В.Н. Усольцевым и томским институтом «Сибспеупроектреставрация» (В.Р. Новиков) проекта зон охраны и генплана экомузея-заповедника «Тюльберский городок».

Распоряжением главы администрации Кемеровского района А.И. Гле-бова от 10.12.2002 г. за №1735-р в начале 2003 г. было создано муниципальное учреждение «Экомузей-заповедник «Тюльберский городок»» Кемеровского района. Единая территория экомузея-заповедника определено в 10 га, в т.ч. 2,7 га принадлежат учебному центру КемГУ 7,3 га - находится в собственности экомузея (Кимеев В.М., Глушкова П.В., 2010, с. 6).

5 июня 2003 г., а Международный день эколога, состоялось торжественное открытие первой экспозиции музея. С этого момента этот день отмечается как начало летнего сезона в «Тюльберском городке».

Экомузей «Тюльберский Городок» включает в себя два комплекса: ритуальное городище тюльберов и сибирский казачий острог ХУП-ХУШ вв.

Средневековое ритуальное городище тюльберов - это уникальный подлинный палеоэтнографический памятник Х-ХП вв. н. э. Оно носило культовый характер - тюльберы не проживали постоянно в этом месте, а периодически посещали городище с целью совершения языческих ритуалов, сопровождаемых трупосожжением на костре. Он было сожжено либо врагами, либо самими тюльберами, перебравшими на другое место по реке Томи.

На протяжении ХХ века городище открывалось археологами несколько раз. Впервые городище было обнаружено (1910 г.) крестьянином Николаем Бурдиным из окрестного села Старочервова, сопровождавшим по кабинетским участкам землеустроителя Рингса. В результате археоло-

гических раскопок в земляном вале были обнаружены: зола, черепки, кости различных животных, сгнившие остатки деревьев. К западу от городища на прибрежной террасе им же были вскрыты два кургана и извлечены скелет человека, кости лошади и железные предметы. Все находки Рингс увез в Барнаул и на сегодняшний день местонахождение их неизвестно.

В 1940 г. городище было осмотрено вторично сотрудниками археологической экспедиции Томского музея Н.А. Чернышевым и Р.И. Корель. В третий раз городище заинтересовало в 1954 г. археолога Новокузнецкого краеведческого музея УЭ. Эрдниевым, который частично вскрыл «три селища» и рассказ Н.Ф. Бурдина о первых раскопках Рингса (на листках бумаги). Позднее городище еще дважды «открывалось» и осматривалось археологами Кемеровского краеведческого музея Г.П. Сафронюк, В.Н. Алексеевым (1958) и А.И. Мартыновым (1962), но затем временно прекратились исследовательские работы по нему. С появлением в 1923 г. деревни Городок вблизи городища территория Тюльберского городка подверглась незначительному воздействию, а с середины 1960-х гг. оказалась включенной в территорию турбазы «Кузбасс-энерго» и заросла березняком.

Весной 1997 г. ученый Ю.В. Ширин обнаружил в архиве Новокузнецкого краеведческого музея рукописный отчет УЭ. Эрднева об исследовании городища Городок и предложил проверить сохранность памятника. 6 мая 1997 г. этнографом В.М. Кимеев организовал экспедицию в составе трех человек и в результате ученые составили глазомерный план городища. При дальнейших археологических исследованиях в толще земляного вала были обнаружены столбы деревянного заплота, подпирающего с внутренней стороны земляную стену городища, и воротный проем. В спекшейся от пожара почве вала отпечатался весь строительные отходы - сосновые ветки, хвоя и шишки. При раскопках одного из пяти ступов - реданов нашлись груды круглых камней с величиной кулак, предназначенный для отражения противника.

На внутренней площадке городища среди стволов берез хорошо прослеживались небольшие поквартальные возвышения - следы жилищ. При раскопках были найдены костяные наконечники стрел, каменные грузики от веретена, кости животных, железные шлаки, обломки глиняной посуды с орнаментом. Жилище, как и крепостные стены, исчезло от пожара, оно имело форму квадратной усеченной пирамиды из наклонно поставленных полубревен. Низ стены представлял собой земляную завалинку. В центре жилища был утроен открытый очаг -обмазанная глиной квадратная площадка. С одной стороны от входа в жилище оказалась хозяйственная яма для кухонного мусора и золы из очага. Вокруг жилища встречались скопления железного шлака, обломки железоплавильной печи и несколько открытых очагов. Рядом с очагами найдено не менее 10 глиняных тиглей, которые использовались

для плавки бронзы и серебра. Все эти находки говорили о том, что исследованную постройку, скорее всего можно отнести к мастерской, где работали плавильщики, кузнецы-оружейники и ювелиры.

Среди кухонных отбросов попадаются в основном кости лошади, а из редких диких животных - только кости косули и бобра. Бедность культурного слоя свидетельствует о кратковременном периоде функционирования городища. Даже ров обитатели городища успели почистить всего 1 раз, а он из-за песчаного грунта должен был заплывать достаточно быстро. В орнаментации керамики наблюдаются традиции народов степной части Кузнецкой котловины и Северного Алтая. Характер укреплений городища аналогичен ряду укреплений Верхней Оби и Новосибирского Приобья (Кимеев В.М., Глушкова П.В., 2010, с. 19).

При дальнейшей археологической разведке в окрестностях городища на обрывистом берегу вверх по Томи близ устья небольшой речки По-рываевки были обнаружены 18 вытянутых в цепочку курганов Х1-Х11 вв. Хотя об их существовании было известно с 1954 г., но детального обследования не проводилось: и по существу они были открыты заново. При вскрытии 3-х из 18 курганов диаметром 5-6 метров были найдены пепел, специальные железные миниатюрные копии реальных предметов: топоры, наконечники стрел, кресала, бусы. Планируются дальнейшие раскопки остальных, более крупных курганов с целью их музеефикации и включения их вместе с окрестными памятниками природы в зоны охраны проектируемого этноэкологического музея «Тюльберский городок».

В 1998 г. была начаты работы по реконструкции городища. Причем на первых этапах восстановления городища производилось, в основном, усилиями студентов исторического факультета КемГУ. При музеефика-ции археологического памятника - ритуального городища был предложен и реализован «реконструктивный» метод с внесением элементов реконструкций на отдельных раскопанных и подвергшихся изучению участках. В результате реконструированы часть бревенчато-земляного оборонительного вала с воротами, смотровыми площадками и мостовой перемычкой через ров, каркасная юрта древних металлургов с ритуальной плавильной печью внутри. Затем постепенно воссозданы навес с плавильными печами, ящики с рудой и древесным углем, чум шамана. В центре городища по результатам раскопок и описаниям этнографов реконструировано святилище с жертвенником - тайелга, округлая земляная площадка со столбом в центре, на которой опирается длинная жердь со шкуркой жертвенного барана. Голова барана ориентирована на заход Солнца, т.е. на входные ворота в городище с запада, - это показывает, что жертва предназначалась Богу подземного мира - Эрлику.

Снаружи оборонительного вала городища частично сохранились 2 конных спуска по склону оврагов к реке Томи. В 50 метрах к западу от городища при раскопках обнаружены основания нескольких жилищ

с очагами эпохи раннего железа и остатки керамической мастерской, которые также подлежат частичной реконструкции (Кимеев В.М., 2006, с. 46).

Пространственное моделирование изначальной структуры позволили включить объекты в экспозиционную структуру музея, в которой они представлены как часть природно-физического феномена изменой историко-культурной среды, что создает уникальную визуально-пространственную модель на базе экспонируемого памятника. Остальная часть городища представлена в «натуральной консервации» - для сохранения первоначального облика памятника. На одном из раскопанных участков с жилищем допустимо сооружение временных защитных зданий и сооружений в виде навесов. Такой «открытый» показ позволит представить городище как часть рекреационной системы историко-ланд-шафтного комплекса экомузея.

На территории городища регулярно проводятся праздничные мероприятия, представляющие собой реконструкцию древних обрядов. На одном из подобных мероприятий был установлен ритуальный телеутский жертвенник сомдор, посредством которого шаман приносит жертву богам.

Экомузей «Тюльберский городок» ведет активную работу по трем направлениям: фондохранительная и научно-исследовательская деятельность, реставрационно-экспозиционная работа и культурно-образовательная, издательская деятельность. А выставочная и экскурсионная деятельность позволяет посетителям полностью погрузиться в атмосферу прошлого, а также принять участие в театрализованных экскурсиях и примерить национальные костюмы. Все это позволяет популяризовать культурное, археологическое, этнографическое наследие среди местных жителей и гостей города, а также иностранных граждан из Франции, Бельгии, Англии, Горной Шории и Монголии.

Таким образом, деятельность музея-заповедника «Тюльберский городок» на современном этапе направлена на реставрацию, реконструкцию археологического памятника - средневекового городища тюльбе-ров, на пополнение данной музейной экспозиции редкими экспонатами, а также воссоздание культуры, искусства, истории, самобытности исчезнувшего древнего народа тюльберы и о жизни русских в Сибири.

Библиографический список

Кемеровский государственный университет. Экомузей-заповедник Кемеровского района «Тюльберский городок». ИПП «Кузбасс», 2010. 12 с.

Кимеев В.М., Глушкова П.В. Древние дороги тюльберов. Кемерово: ИПП «Кузбасс», 2010. 64 с.: ил.

Кимеев В. М. Проблемы создания экомузея-заповедника «Тюльберский городок» // Проблемы развития этнографических музеев под открытым небом в современных условиях: материалы научно-практической конференции. Иркутск, 2006. №6. С. 27-35.

Кимеев В.М. Экомузеи-заповедники как национально-культурные, учебно-научные и природно-рекреационные центры Притомья // Экологические проблемы развития музеев-заповедников: материалы десятой Всероссийской научной конференции. М.: Институт Наследия, 2006. №12. С. 43-49.

Кимеев В.М. Экомузеи Притомья в постиндустриальном обществе: генезис, архитектоника, функции. Кемерово: КемГУ; Томск: Изд-во ТомГПУ, 2008. 452 с., ил.

Кимеев В.М. Этнокультурное наследие аборигенов Кузбасса в экспозициях национальных экомузеев // Анохинские чтения. Материалы пятой научной конференции, посвященной 90-летию НМРА (30-31 октября 2008 г.) Горно-Алтайск, 2008. С. 108-111.

С.в. Поздин

Муниципальное казённое учреждение культуры «Топчихинский районный краеведческий музей», с. Топчиха

использование историко-культурных объектов чистЮньского лагеря нквд в развитие туристического маршрута «большое золотое кольцо алтая»

В декабре 2010 г. в крае была утверждена долгосрочная программа «Развитие туризма в Алтайском крае» на 2011-2016 годы (официальный сайт Управления Алтайского края по развитию туристско-рекреационного и санаторно-курортного комплексов alttur22.ru). Программой определены приоритетные направления в этой важной и перспективной для экономики региона сфере. Как сказано в презентации начальника управления Алтайского края по развитию туристско-рекреационного и санаторно-курортного комплексов Юрия Владимировича Захарова, одним из пилотных проектов в рамках реализации данной программы стало создание брендового туристского маршрута «Малое Золотое кольцо Алтая», протянувшегося на 1387 километров, и охватывающего четыре города и 19 районов края (Официальная страница пресслужбы Администрации Алтайского края http://altairegion 22.ru// region_news/171689html). Несмотря на свою протяжённость у данного проекта превосходные перспективы. О большом внимании и заинтересованности Администрации края и лично губернатора края А.Б. Кар-лина в успехе проекта свидетельствует личная презентация проекта губернатором края в 2011 г., а так же присвоение проекту статуса межрегионального и трансграничного. По предложению губернатора края была создана группа для доработки концепции маршрута. Обращаясь к главам муниципалитетов, представителям турбизнеса и потенциальным инвесторам губернатор предложил ещё раз проанализировать туристический потенциал включённых в маршрут территорий и подать предложения в рабочую группу. Всё это ещё раз показывает, что туристический

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.