гипотеза подтвердилась. Будем надеяться, что согласно той же гипотезе в ближайшее время подобные крупные комплексы памятников этого периода буду открыты и на оз. Шибаево, и близ с. Солдатово.
В заключение хотелось бы призвать исследователей не задерживать публикации материала и как можно более полно вводить их в научный оборот, включая и малозначительные на первый взгляд комплексы, которые в последующем могут быть просто-напросто утеряны.
Библиографический список
Абдулганеев М.Т. Красногорский район в древности // Сохранение и изучение культурного наследия Алтая. Вып. XVI. Барнаул, 2007. С. 237-304.
Абдулганеев М.Т., Папин Д.В., Семибратов В.П. Картографирование археологических памятников Красногорского района // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. Барнаул, 1998. С. 157-162.
Бородаев В.Б. Новые археологические материалы из окрестностей с. Боб-ровка Первомайского района // Охрана и исследование археологических памятников Алтая. Барнаул, 1991. С. 50-53.
Казаков А.А. Одинцовская культура Барнаульско-Бийского Приобья. Барнаул, 2014. 152 с.
Казаков А.А. Макропланиграфические данные поселений как источник для исторических реконструкций // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2015. №3 (36). С. 90-97.
Казаков А.А. К археологической карте Бийского района и верховьев р. Оби // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского. Вып. XXII. Барнаул, 2016. С. 109-116.
Кунгуров А.Л. Материалы эпохи поздней древности, раннего и развитого средневековья с поселенческих комплексов Верхнего Приобья // Алтай и сопредельные территории в эпоху средневековья. Барнаул, 2001. С. 54-62.
Кунгуров А.Л. Памятники археологии Первомайского района Алтайского края // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. Вып. XV. Барнаул, 2006. С. 327-385.
Савинов Д.Г., Новиков А.В., Росляков С.Г. Верхнее Приобье на рубеже эпох (басандайская культура). Новосибирск, 2008. 424 с.
В.М. кимеев
Кемеровский государственный университет, Кемерово, Россия
проблемы сохранения и музеефикации археологических памятников притомья
Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проект №17-11-420003 «Этнокультурное наследие коренных малочисленных народов и русских старожилов Притомья: трансформация в современной социокультурной среде и подходы к актуализации»)
В современном Кузбассе, где все очень гордятся большими достижениями в исследовании археологических памятников различных эпох, как-то скромно умалчивают о степени их сохранения в составе
существующих музеев под открытым небом. Таких памятников, где му-зеефицированы археологические памятники, официально насчитывается четыре: МАУ Историко-культурный и природный музей-заповедник «Томская писаница», МБУ музей-заповедник «Трехречье» в п. Усть-Ка-бырза с филиалом - экомузеем «Тазгол» в п. Усть-Анзас Таштагольско-го муниципального района и МБУ экомузей-заповедник «Тюльберский городок» Кемеровского муниципального района.
Если в известном на всю Россию музее-заповеднике «Томская писаница» областные власти и опытные сотрудники музея с 1988 г. не только бережно сохраняют и используют уникальный памятник наскального искусства, но и дополнительно создали богатую и информативную экспозицию в отдельном стационарном объекте на своей территории - «Музее петроглифов». Дополнительно в отдельных деревянных закрытых сооружениях были реконструированы погребения с подлинными предметами, найденными при многолетних экспедиционных раскопках сотрудниками кафедры археологии Кемеровского государственного университета (КемГУ). Музеефикация памятника наскального искусства в музее-заповеднике включала целый комплекс мероприятий. На первом этапе были начаты реставрационные, восстановительные работы на самом памятнике и созданы зоны показа с пояснительными текстами. Одновременно проводились работы по благоустройству: сооружение лестниц, смотровых площадок, ограждений, накопителя для экскурсионных групп, навесов; оборудование мест отдыха посетителей. На втором этапе было установлено видеонаблюдение, выделены охранные зоны, оформлены предупреждения и указатели, приобретено необходимое оборудование, предусмотренное особенностями музеефицированного памятника. Опыт такой удачной музеефикации отражен в многочисленных публикациях и нескольких диссертациях [Каплунов, 2016, с. 13-14].
Совершенно иная картина вырисовывается с другими археологическими открытиями. Так, в середине 2000-х гг. бесследно уничтожено поселение «Люскус», частично раскопанное археологами в 1970-х гг. на окраине г. Кемерово, при варварском захвате этого мысовидного участка на высокой правобережной террасе р. Томи и строительстве там кавказскими бизнесменами развлекательного комплекса с пивными корпусами на фундаменте и беседками [Бобров, 1979, с. 47-59].
При прокладке в 1960-х гг. вблизи современного музея-заповедника «Кузнецкая крепость» объездной дороги частично срыта площадка известного памятника «Маяково городище». для продолжения раскопок и дальнейшей музефикации нужен генплан, на который уже много лет нет средств, хотя памятник включен в зону охраны музея-заповедника. Полностью забетонирован участок бывшего деревянного Кузнецкого острога при реставрации Преображенского собора РПЦ в 1990-х гг. Все эти памятники находятся в непосредственной близости от современного музея-заповедника «Кузнецкая крепость» и могли бы стать объектом музейного показа для
туристов. Материалы из раскопанных непосредственно внутри крепости погребений скифской эпохи выставлены в стационарных витринах внутри служебного помещения - кирпичного здания солдатской казармы. Реконструкция на месте расположения этого памятника, как и стоянки эпохи палеолита, возможно опять же только после разработки генплана музея-заповедника [Ширин, 1990, с. 69-112; 2015, с. 4-75; и др.].
Результаты многолетних раскопок поселения «Танай» в Промыш-ленновском районе планировалось включить в качестве музейного объекта под открытым небом в существующий с 2010-х гг. одноименный музейно-туристический комплекс. Однако все осталось на уровне неосуществимого прожекта, а сам памятник просто рекультивирован, и информация о нем сохраняется только в многочисленных научных статьях [Бобров, 1995, с. 75-78; 2000, с. 199-203; и др.].
Полностью уничтожены и частично застроены площадки других бывших притомских острогов: Верхотомского, Сосновского и Мунгат-ского, которые также предлагались в 1990-х гг. к музеефикации в составе экомузеев - «Калмаки», «Мунгатский острог» и даже «Томская писаница». Однако все это не реализовано из-за равнодушия местных властей и жителей, а также из-за отсутствия средств [Голубев, Кимеев, 2016, с. 38-45; Каплунов, Скрябина, 2014, с. 291-295].
Самая печальная ситуация складывается в последние два десятилетия с исследованными археологическими памятниками в Горной Шории и в Кемеровском районе. Случайно местными жителями-шорцами при строительстве объектов экомузея «Тазгол» в п. Усть-Анзас в 1995 г. был обнаружен средневековый могильник с обрядом трупосожжения. Наиболее ценные находки из «могилы кыргызского воина» были переданы в музей археологии КемГУ, а на месте раскопа установлены каменная стела и каменное изваяние в оградке, которые включены в экспозицию экомузея «Тазгол». Невозможность проведения дальнейших перспективных раскопок могильника из-за отсутствия заинтересованности со стороны таштагольских властей препятствует расширению экспозиции. Постоянное обрушение прибрежной нижней террасы правого берега р. Томи и устья р. Анзас, где в 1995 г. обнаружено поселение бронзовой эпохи, приведет к его окончательной гибели. Разрушаются также реконструированное поселение средневековых плавильщиков на второй надпойменной террасе, памятник народной архитектуры «Дом мрасского миссионера», построенный по завещанию Василия Вербицкова в конце XIX в., а также дома и хозпостройки начала XX в. Не реконструирована по имеющемуся проекту Троицкая миссионерская церковь конца XIX в., хотя каменный фундамент был сооружен еще в 1992 г. [Кимеев, 2008, с. 204-210; Васю-тин, 1997, с. 168-172; Бобров, 1996, с. 100-105].
По заказу таштагольских властей в 2008-2009 г. археологом Ю.В. Шириным был раскопан многослойный могильник Пызас-2 IX-VII вв. до н.э. на окраине п. Усть-Кабырза, где с 2010 г. стал создаваться
по планам областных властей музей-заповедник «Трехречье». Найдены останки двух скелетов, а рядом набор бронзовых изделий: бронзовые ножи, орнаментированный глиняный сосуд, бронзовые и каменные бусы, бронзовое зеркало и шейная гривна. В других слоях могильника обнаружены материалы раннего железа и средневековья, которые указывают на устойчивые этнокультурные связи населения Алтая, современной Горной Шории и степей Среднего Енисея с эпохи бронзы до этнографической современности [Кимеев, Ширин, 2011, с. 60-66, 205-207].
Находки после исследований были переданы и выставлены в витрине Музея этнографии и природы Горной Шории. Проект реконструкции и музеефикации раскопок многослойного памятника архитектора В.Н. Усольцева и этнографа В.М. Кимеева в виде некрополя так называемой «Кабырзинской принцессы» включал в себя две могилы с костяками и копиями бронзовых предметов под прозрачными колпаками из оргстекла. Экспозиция под открытым небом должна была дополниться каркасной конструкцией с крышей, выставочной галереей и деревянной срубной многоугольной юртой для охраны объекта. За некрополем, на поляне на берегу ручья, предполагалось реконструировать поселение древних металлургов в виде нескольких плавильных печей, ящиков с рудой и древесным углем и наковален, а также стан рыболовов с амбаром для хранения рыбы, кольями для просушки сетей и лодкой-долбленкой. Однако областные и районные власти распорядились вместо этого вкопать в центре площадки памятника две деревянные статуи (мужчины и женщины), символизирующие, по их замыслу, погребенных «священных героев» - «предков» современных шорцев [Кимеев, 2013, с. 61-66]. Сам музей-заповедник «Трехречье» в настоящее время состоит из комплекса построек-наводелов так называемого «Гулага» с бараками, вышками и забором в память о репрессиях «сталинского режима». Хотя на самом деле в п. Усть-Кабырза вплоть до середины 1990-х гг. находилась обычная колония-поселение осужденных уголовников советской эпохи. На горе у турбазы «Дом на Мрассу» в 2013 г. срублена небольшая деревянная православная часовня, откуда иногда выбегает для развлечения туристов артист в одежде «снежного человека». Внизу на террасе у самого дома сооружены жертвенник в виде круга из каменных плит и ко-стровище, где для туристов проводятся шаманские обряды солистами ансамбля «Чылтыс» с «шаманкой» и бубном.
На гране гибели находится частично раскопанный и музеефици-рованный в 1998-2000 гг. памятник - ритуальное городище «Городок» начала XX в., где проводились обряды кремации на укрепленной площадке 50 х 50 м со рвом, земляным валом и деревянным заплотом из полубревен. Внутри располагались несколько временных жилищ с плавильной печью и следами кремации [Ширин, 2004, с. 69-112]. Согласно генеральному плану экомузея, разработанному новокузнецкими и томскими архитекторами, были частично реконструированы раскопанные
участки городища: входные ворота с примыкающим рвом и мостовой перемычкой; часть земляного вала с реданами и забором-заплотом из столбов и полубревен; три железоплавильные печи под навесом с рядом стоящими наковальней и ящиками с железной рудой и древесным углем; жертвенник «тайелга» в виде сруба на помосте с жердью и вывешенной на ней шкурой жертвенного барана и рядом расположенным холмом из кальцинированных костей и пепла от костра; одно из трех раскопанных каркасных жилищ с плавильной печью, каменной наковальней и кучкой кальцинированных костей, скопившихся при сжигании трупов умерших; конический шаманский чум из колотых полубревен [Кимеев, Глушкова, 2010, с. 15-23; Кимеев, 2014, с. 31-43].
После реконструкции городища, включенного в список памятников федерального значения, в 2009 г. была произведена частичная реставрация оборонительного комплекса и навеса над плавильным комплексом печей. На дальнейшие раскопки городища, реконструкцию еще одного раскопанного двухкамерного каркасного жилища, реставрацию имеющегося но уже сгнившего жилища, чума шамана и жертвенника «тайелга» у районных и областных властей нет ни средств, ни желания, несмотря на то, что это единственный в области сохранившийся и музеефицированный археологический памятник федерального значения - ритуальный жертвенник-городище. Нет проекта детальной планировки второго археологического памятника раннего средневековья на территории экомузея-заповедника - поселения «Городок»-3, где в 2000 г. были найдены фрагменты керамики, обожженных камней, кусочки обожженной глины предположительно от бронзолитейных форм. Все попытки сотрудников экомузея летом 2016 г. подготовить этот памятник, также федерального значения, к дальнейшим раскопкам путем очистки от старого березняка натолкнулись на противодействие со стороны сторожей примыкающей к экомузею базы практик биологов КемГУ при попустительстве со стороны руководства университета и районных властей. Создается впечатление, что власти, некоторые сотрудники биологи и руководство КемГУ сознательно стремятся к закрытию экомузея, а значит, к гибели археологических памятников и реконструированного оборонительного комплекса Сибирского острога из четырех срубных башен и Казачьей караульной избы.
Библиографический список
Бобров В.В. Поселение на реке Люскус // Археология Южной Сибири. Кемерово, 1979. С. 47-59.
Бобров В.В. Танай-[ - могильник корчажскинской культуры // Проблемы охраны, изучения и использования культурного наследия Алтая. Вып. VI. Барнаул, 1995. С. 75-78.
Бобров В.В. Использование археологических памятников в системе эко-музеев // Проблемы охраны и использования историко-культурного наследия Сибири. Кемерово, 1996. С. 100-105.
Бобров В.В. Танайский микрорайон как культурное место эпохи поздней бронзы в Кузнецкой котловине // Святилища. Археология ритуала и вопросы семантики. СПб., 2000. С. 199-203.
Васютин А.С. Древние торговые пути Горной Шории // Шорский сборник. Вып. II: Этноэкология и туризм Горной Шории. Кемерово, 1997. С. 68-172.
Голубев М.Е., Кимеев В.М. Остроги Притомья: история изучения и архитектоника // Археология Южной Сибири. К 40-летию кафедры археологии Кемеровского государственного университета. Вып. 37. Кемерово, 2016. С. 38-45.
Каплунов В.А. Комплексный музей-заповедник на основе археологического памятника как тип современного музея : автореф. дис. ... канд. культурол. Кемерово, 2016. 20 с.
Каплунов В.А., Скрябина Л.А. К вопросу о создании архитектурно-этнографического комплекса «Русские Притомья» в музее-заповеднике «Томская писаница» // Баландинские чтения. Новосибирск, 2014. С. 291-295.
Кимеев В.М. Экомузеи Притомья в постиндустриальном обществе: генезис, архитектоника, функции. Томск, 2008. 450 с.
Кимеев В.М. Этноархеологический комплекс экомузея-заповедника «Трех-речье» в Горной Шории: проблемы реконструкции // Интеграция археологических и этнографических исследований: в 2 т. Иркутск, 2013. Т. 2. C. 61-66.
Кимеев В.М. Экомузеи Притомья на рубеже XX-XXI веков // Вестник КемГУКИ. 2014. №28. С. 31-43.
Кимеев В.М., Глушкова П.В. Древние дороги тюльберов. Кемерово, 2010.
64 с.
Кимеев В.М., Ширин Ю.В. Тайны Кабырзинской принцессы. Кемерово, 2011. 272 с.
Ширин Ю.В. Археологическое изучение Кузнецкого острога // Разыскания: Историко-краеведческий альманах. Кемерово, 1990. Вып. 1. С. 91-96.
Ширин Ю.В. Городище «Городок» и его окрестности в древности // Кузнецкая старина. Новокузнецк, 2004. Вып. 4. С. 69-112.
Ширин Ю.В. Материалы археологических разведок на р. Томи // Из Кузнецкой старины. Новокузнецк, 2015. С. 4-75.
С.М. киреев
Национальный музей им. А.В. Анохина, Горно-Алтайск, Россия
майминский археологический комплекс: тридцать лет исследований и наблюдений
Северный Алтай, на территории которого находится Майминский археологический комплекс, географически расположен на стыке гор, тайги и степей. На протяжении многих веков и тысячелетий этот регион являлся своеобразным перекрестком миграций древних племен, границей расселения полукочевых и оседлых народов, контактной зоной различных культур, что нашло свое отражение в многочисленных археологических памятниках, относящихся к различным эпохам и этническим группам.