Научная статья на тему 'Среднесрочное планирование в лесном хозяйстве'

Среднесрочное планирование в лесном хозяйстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
137
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пименова Т. В.

Пименова Т.В. СРЕДНЕСРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ЛЕСНОМ ХОЗЯЙСТВЕ. В статье рассматривается среднесрочное планирование в лесном хозяйстве. Планирование является одной из функций управления лесами и тем процессом управленческой деятельности, в ходе которого и должны быть подготовлены наиболее эффективные решения из всех возможных альтернатив.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pimenova T.V. PLANNING ON INTERMEDIATE TERMS IN TIMBER FACILITIES. In clause intermediate term planning in a forestry is considered. Planning is one of functions of management by woods and that process of administrative activity during which the most effective decisions from all possible alternatives should be prepared.

Текст научной работы на тему «Среднесрочное планирование в лесном хозяйстве»

ЭКОНОМИКА

щих маркетинговых принципов управления и функций маркетингового управления мебельной промышленности. Эта взаимосвязь проявляется, с одной стороны, в ориентации на потребности общества в услугах и продуктах мебельной промышленности, с другой стороны, требует активного вмешательства управляющей системы и контроля за состоянием мебельного производства и экономическим развитием общества.

Представленные на рис. 1 маркетинговые принципы и функции управления мебельной промышленности являются методологической базой для формирования интегрированной системы маркетинговой информации для мебельного предприятия.

Функционирование маркетинговой информационной системы в рамках интегрированной системы представлено на рис. 2.

Эффективное функционирование интегрированных систем маркетинговой информации подразумевает наличие единого комплекса персонала, оборудования, процедур и методов, т.е. маркетинговой информационной системы, которая предназначена для обработки, анализа и распространения в установленное время информации, необходи-

мой для принятия и подготовки маркетинговых решений.

Формирование базы данных для маркетинговой информационной системы предполагает сбор и обработку достаточно обширного объема информации о рынке, наличия квалифицированного персонала для его обработки. Крупных капитальных затрат не требуется, а расходы на технику и компьютерное оснащение быстро окупятся за счет значительного эффекта от рациональных и экономических решений аппарата управления.

Библиографический список

1. Ващакин, Н.П. Маркетинговая информация: стоимостной аспект / Н.П. Ващакин // Маркетинг. - 1997. - № 2. - С. 35-38.

2. Мишенин, А.И. Теория экономических информационных систем / А.И. Мишенин. - М. Финансы и статистика, 1993. - 168 с.

3. Юрьев, В.Н. Методология и организация маркетинговых информационных систем промышленного предприятия: дис. ... канд. экон. наук / В.Н. Юрьев. - СПб., 1999. - 335 с.

4. Глушков, В.М. Основы безбумажной информатики: изд. 2-е, испр. / В.М. Глушков. - М.: Наука, 1987. - 552 с.

5. Prof.Sheer «Building of the Integrated Sistems» / http: // www.Ids-sheer.com

СРЕДНЕСРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ЛЕСНОМ ХОЗЯЙСТВЕ

ТВ. ПИМЕНОВА, асп. каф. экономики и организации л/х и л/п МГУЛ

Планирование является одной из функций лесоуправления и тем процессом управленческой деятельности, в ходе которого и должны быть подготовлены наиболее эффективные решения из всех возможных альтернатив. Лесное хозяйство предполагает деятельность систематическую и планомерную, подчиненную расчету сообразно с целью хозяйства. Управление лесным хозяйством должно предвидеть те действия, которые будут необходимы, и соответствующим образом к ним подготовиться. Основания для всех этих расчетов устанавливаются лесоустройством, которое вырабатывает для лесов, объединяемых в единое целое, план хозяйства. План должен показать:

- в каком направлении необходимо регулировать и вести развитие лесного хозяйства;

- как для этого строить основные мероприятия (как производственного, так и организационного характера) органов лесного управления на ближайший (лучше всего десятилетний) период;

- какой ожидается эффект в развитии лесного хозяйства к концу действия перспективного плана.

Перспективное планирование может тремя путями определять указанные основы расчетов в виде размера пользования лесом и доходности.

1 путь - это установление пользования лесом по потребности, подобно тому, как это делается по отношению к углю, нефти и прочим невосстанавливаемым ценностям. Подсчитывается, сколько и на что потребуется леса, подводятся итоги, и определившееся

ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 3/2007

143

ЭКОНОМИКА

требование предъявляется к лесному хозяйству, без учета того, отвечает ли такое пользование в производительности лесов и их состоянию и не является ли оно истощением производительных сил страны.

2 путь - определение возможного отпуска леса по средней производительности лесов с применением к лесному хозяйству такого же расчета, как в сельском хозяйстве. Зная общую площадь, покрытую лесом, и средний прирост насаждений на га, размер ежегодного отпуска определяется перемножением этих величин.

3 путь - назначение ежегодного пользования лесом в размере действительно спелого леса, который надо взять в текущем году, иначе он, стоя на корню, начнет «портится» и терять цену.

Приложение каждого из трех указанных методов планирования может быть осуществлено - планирование сверху вниз и снизу вверх.

Планирование сверху вниз, или планирование по средним величинам, может применяться, если предварительно эти средние величины достаточно надежно определены и известны те категории, к которым они будут применяться. Степень точности такого планирования обуславливается характером тех величин, которые закладываются в его основу, но в общем оно может давать лишь весьма приблизительные результаты.

Планирование снизу вверх, или по конкретным данным, требует сбора соответствующих сведений из всех хозяйственных единиц, входящих в состав лесного управления, последовательной группировки, критической оценки и окончательной сводки для всей страны. Такое планирование должно давать гораздо более основательные и подробные результаты, и его надлежит класть в основу составления перспективных планов лесного хозяйства, прибегая к первому методу по средним величинам лишь для проверки или при невозможности применить второй метод.

Рассмотрим применение второго метода планирования, прилагая его к действующей практике планирования и финансирования системы лесного хозяйства Российской Федерации на среднесрочную перспективу за три года (2003, 2004, 2005 гг.):

1. Определим валовую доходность леса по прямому пользованию (она определена как платежи за пользование лесным фондом плюс внебюджетные доходы, они же доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности предприятий и учреждений лесного хозяйства).

Доходная часть среднесрочного плана лесного хозяйства

2003 год: 14452+6274 = 20727 млн руб.

2004 год: 17800+ 991 7= 27717 млн руб.

2005 год: 23950+10670 = 34620 млн руб.

2. Когда определена доходность, необходимо перейти к планированию хозяйства. Для этого определяется расходная часть плана.

Расходная часть среднесрочного плана лесного хозяйства

2003 год - 20 366 млн руб.

2004 год - 23 260 млн руб.

2005 год - 29 098 млн руб.

Так определяется доходность за трехлетие и средняя валовая ежегодная доходность лесного хозяйства:

20,7 + 27,7 + 34,6 = 83 млрд руб.,

средняя в год = 27,7 млрд руб.

Так же определяется расходная часть за трехлетие и ежегодная средняя по расходам лесного хозяйства:

20,4 + 23,3 + 29,0 = 72,7 млрд руб.,

средняя в год = 24,2 млрд руб.

3. Так как средняя валовая ежегодная доходность определена как 27,7 млрд руб., то в среднем расходы по лесному хозяйству составляют 87 % от величины валового дохода. (24,2/27,7*100 %) Этот процент всех расходов от валового дохода называется производственным коэффициентом в лесном хозяйстве.

4. Все расходы лесного хозяйства разделяются на две категории:

- операционные, то есть те, которые имеют текущий характер издержек, регулярно повторяются каждый год и вполне поглощаются этими одногодичными циклами хозяйства.

- капитальные вложения. Это такие затраты, которые не имеют характера годичной периодичности, отражаются на долгих периодах хозяйствования и увеличивают основной капитал производства.

144

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2007

ЭКОНОМИКА

Проведение такого разграничения расходов в лесном хозяйстве должно быть обязательным при всякого рода планировании и во всех отчетах.

5. Анализируя фактические расходы по трем годам, выделяем отдельно операционные расходы и капитальные расходы в общих источниках финансирования лесного хозяйства

Расходы 2003 год 2004 год 2005 год

Операционные 19,7 млрд руб. 22,5 млрд руб. 28,4 млрд руб.

Капитальные 0,7 млрд руб. 0,8 млрд руб. 0,7 млрд руб

Из данных приведенной таблицы получаем операционные расходы, в среднем на год равные (19,7 + 22,5 + 28,4) : 3 = 23,5 млрд руб., что составляет 84,6 % от валового дохода лесного хозяйства; средняя за три года по капитальным вложениям будет равна (0,7 + 0,8 + 0,7) : 3 = 0,7, что составляет 2,4 % от валового дохода лесного хозяйства.

Необходимо стремиться к удельному весу капитальных вложений в общих доходах в размере 10-15 % для эффективного развития устойчивого лесопользования и нормального функционирования экономики лесного хозяйства в целом (сегодня удельный вес составляет 2 %). Как этого уровня достичь - это и есть актуальный проблемный вопрос среднесрочного плана развития лесного хозяйства.

6. По трем рассматриваемым годам, а также в практике планирования и финансирования на сегодняшний день в состав операци-

онных расходов включены некоторые работы капитального характера.

На примере средних величин за три года, которые составляют 23,5 млрд руб., или

84,6 % валового дохода в части операционных расходов, и 0,7 млрд руб., или 2,4 % от валового дохода, сделаем соответствующую расшифровку по затратам (табл. 1).

Преобразуем существующую схему с учетом следующих рассуждений.

Расходы по лесовозобновлению подлежат разделению на операционные, относимые к ежегодному текущему хозяйству, и единовременные, действительно являющиеся капитальным вложением. В тех случаях, когда облесение производится на площадях, не покрытых лесом, превышающих годичную лесосеку, действительно имеет место капитальное вложение, производящееся единовременно и увеличивающее древесный фонд лесного хозяйства. Соответственно из 1,7 млрд руб., назначаемых на лесовозобновление, примерно половину надо отнести к операционным - 0,85 млрд руб. и половину к капитальным вложениям - 0,85 млрд руб.

Подобное предыдущее рассуждение следуетприменитькиздержкамналесоустройс-тво; в них та часть, которая относится к общему плану, т.е. является расходом единовременным, должна считаться капитальным вложением. В соответствии с этим разделяем расходы на лесоустройство в следующих пропорциях: 30 % операционные, или 0,18 млрд руб., 70 % капитальные или 0,42 млрд руб.

Таблица 1

Существующая схема

Лесохозяйственные мероприятия Операционные расходы Капитальные расходы

Средняя за три года, млрд руб. % от валового дохода Средняя за три года, млрд руб. % от валового дохода

Лесоустройство 0,6 2

Воспроизводство 1,7 6 0,1 0,3

Профилактика лесных пожаров (в т.ч. противопожарные дороги) 1,3 4,7 0,1 0,3

Тушение лесных пожаров 1,1 4

Лесохозяйственные работы (в т.ч. лесозащита, гидролесомелиорация, лесохозяйственные дороги) 7,9 28,5 0,5 1,8

Содержание лесохозяйственного аппарата 10,4 37,5

Прочие (в т.ч. наука, образование) 0,5 1,9

ИТОГО 23,5 84,6 0,7 2,4

(23,5+0,7) = 24,2 - 87 % от ВД

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2007

145

ЭКОНОМИКА

Таблица 2

Существующая схема с учетом изменений

Лесохозяйственные мероприятия Операционные расходы Капитальные расходы

Средняя за три года, млрд руб. % от валового дохода Средняя за три года, млрд руб. % от валового дохода

Лесоустройство 0,18 0,6 0,42 1,5

Воспроизводство 0,85 3,1 0,95 3,4

Профилактика лесных пожаров (в т.ч. противопожарные дороги) 0,39 1,4 0,9 3,3

Тушение лесных пожаров 1,1 4,0

Лесохозяйственные работы (в т.ч. лесозащита, гидролесомелиорация, лесохозяйст. дороги) 7,5 27,0 0,9 3,3

Содержание лесохозяйственного аппарата 10,4 37,5

Прочие (в т.ч.наука, образование) 0,5 1,9

ИТОГО 20,4 73,6 3,8 13,4

(20,4+3,8) = 24,4 - 87 % от ВД

То же относится и к расходам на профилактику лесных пожаров и выполнению других лесохозяйственных работ, таких как строительство дорог противопожарного и лесохозяйственного назначения в пропорциях 30 % - операционные и 70 % - капитальные.

После указанных перечислений получаем исчисление операционных расходов (за три года) в среднем на год и проектируемые к изменению капитальные вложения в среднем на год в следующих пропорциях (табл. 2).

Все работы по такому планированию должны производиться по методу снизу вверх, т.е. на основании строго однородного как по времени, так и по качеству материала с мест.

Несомненно, что при любом решении лесное хозяйство, в каком бы направлении и в какой бы степени его не реформировали, должно располагать средствами, достаточными для проведения работ, и иметь гарантированные источники финансирования лесохозяйственных и лесовосстановительных мероприятий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Участниками лесных отношений в условиях нового Лесного кодекса РФ являются Российская Федерация (орган государственной власти РФ (ныне Рослесхоз); субъекты РФ (соответственно, органы государственной власти субъектов РФ); органы местного самоуправления в пределах своих полномочий.

До 2006 г. для решения вопроса увеличения инвестиционной составляющей лесного хозяйства России на уровне, позволяющем осуществлять возложенные на отрасль зада-

чи, предлагалось решить следующие задачи перспективного развития отрасли:

1. Принятие срочных мер на правительственном уровне по увеличению капитальных вложений из федерального бюджета целевым назначением на выполнение мероприятий по охране лесов от пожаров, на воспроизводство лесов и для борьбы с лесонарушениями.

2. Разработать отраслевую программу материально-технического обеспечения лесного хозяйства с учетом территориальных особенностей.

3. Создать экономическую модель управления лесным хозяйством, обеспечивающую возможность использования на капитальные вложения необходимого объема финансирования за счет внебюджетных источников. Начиная с 2007 г. и на ближайшую перспективу федеральному органу исполнительной власти в области лесного хозяйства необходимо идти по пути решения следующих задач:

- ориентировать бюджетный процесс на выполнение программно-целевого метода и принять на правительственном уровне ведомственные целевые программы развития лесного хозяйства. Формировать на их основе перспективные, среднесрочные и годовые лесные планы;

- совершенствовать работу с арендаторами лесного фонда в условиях нового Лесного кодекса в части обязательного ведения лесного хозяйства и строительства объектов лесной инфраструктуры.

146

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.