ЭКОНОМИКА
РАЗГРАНИЧЕНИЕ РАСХОДОВ ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА
ТВ. ПИМЕНОВА, ст.преп. каф. экономики и орг-ции на предпр. д/о и л/х пром-тиМГУЛ
Лесное хозяйство предполагает деятельность систематическую и планомерную, подчиненную расчету, в соответствии с целью хозяйства. Управление лесным хозяйством должно предвидеть те хозяйственные действия, которые будут необходимы, и соответствующим образом к ним приготовиться. Основанием для этих расчетов и предвидений является план хозяйства, который должен показать
1) направление необходимого регулирования;
2) основные мероприятия (производственного и организационного характера) органов лесного управления на ближайший (лучше всего десятилетний) период;
3) какой в результате проведения этих мероприятий ожидается эффект в развитии лесного хозяйства к концу действия перспективного плана.
Перспективное планирование может тремя путями определять указанные основы расчетов в виде размера пользования лесом и доходности всего этого отпуска.
1 путь - это установление пользования лесом по потребности, подобно тому, как это делается по отношению к углю, нефти и прочим невосстанавливаемым ценностям. Подсчитывается, сколько и на что потребуется леса, подводятся итоги, и определившееся требование предъявляется к лесному хозяйству, не считаясь с тем, отвечает ли пользование в таком размере производительности лесов и их состоянию и не является ли оно истощением производительных сил страны.
2 путь - определение возможного отпуска леса по средней производительности лесов, применяя к лесному хозяйству такой же расчет, который имеет место в сельском хозяйстве. Зная общую площадь, покрытую лесом, и средний прирост насаждений на га, размер ежегодного отпуска определяется перемножением этих величин.
3 путь - назначение ежегодного пользования лесом в размере действительно спелого леса, который надо взять в текущем году, иначе он, стоя на корню, начнет терять цену.
Приложение каждого из трех указанных методов планирования может быть осуществлено двояко: 1) планирование сверху вниз; 2) планирование снизу вверх.
Планирование снизу вверх, или по конкретным данным, требует собирания соответствующих сведений со всех хозяйственных единиц, входящих в состав лесного управления, последовательной группировки их, критической оценки и окончательной сводки для всей страны. Такое планирование должно давать гораздо более основательные и подробные результаты, и его надлежит вкладывать в основу составления перспективных планов лесного хозяйства, прибегая к первому методу по средним величинам лишь для проверки или при невозможности применить второй метод.
Рассмотрим применение второго метода, прилагая его к действующей практике планирования и финансирования в системе лесного хозяйства в целом по России за трехлетний период (2004-2006 гг.):
1) Определим валовую доходность леса по прямому пользованию (она определена как платежи за пользование лесным фондом плюс внебюджетные доходы, они же доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности предприятий и учреждений лесного хозяйства).
Доходная часть среднесрочного плана лесного хозяйства (в ценах соответствующих лет):
2004 г. - 24 370 млн руб.;
2005 г. - 27 280 млн руб.;
2006 г. - 34 870 млн руб.
2) Когда определена доходность, необходимо перейти к планированию хозяйства. Для этого определяется расходная часть среднесрочного плана лесного хозяйства (в ценах со-
ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 5/2008
201
ЭКОНОМИКА
ответствующих лет): 2004 г. - 23 260 млн руб.; 2005 г - 25 410 млн руб.; 2006 г. -27 935 млн руб.
Доходность за трехлетие составила 86,6 млрд руб., средняя валовая ежегодная доходность лесного хозяйства - 28,9 млрд руб.
Расходная часть за трехлетие 76,6 млрд руб., ежегодная средняя по расходам лесного хозяйства - 25,5 млрд руб.
3) Так как средняя валовая ежегодная доходность определена 28,9 млрд руб., то в среднем расходы по лесному хозяйству составляют 88,2 % от величины валового дохода. (25,5/28,9 х 100 %). Этот процент расходов от валового дохода называется производственным коэффициентом в лесном хозяйстве.
4) Все расходы лесного хозяйства разделяются на две категории:
А) Операционные, то есть те, которые имеют текущий характер издержек, регулярно повторяющихся каждый год и вполне поглощаемых этими одногодичными циклами хозяйства.
Б) Капитальные вложения. Это такие затраты, которые не имеют характера годичной периодичности, отражаются на долгих периодах хозяйствования и увеличивают основной капитал производства.
5) Далее, анализируя фактические расходы по трем годам, выделяем отдельно операционные расходы и капитальные расходы в общих источниках финансирования лесного хозяйства (в ценах соответствующих лет):
Расходы, млрд руб. 2004 г. 2005 г. 2006 г.
операционные 22,6 24,7 27,1
капитальные 0,7 0,7 0,8
Необходимо стремиться к удельному весу капитальных вложений в общих доходах в размере 10-15 % для эффективного развития устойчивого лесопользования и нормального функционирования экономики лесного хозяйства в целом, а не 2,4 %, как мы имеем сегодня. Как этого уровня достичь - это и есть проблемный вопрос, на который автор пытается найти ответ в данном изложении.
6) По трем рассматриваемым годам, а также в практике планирования и финансирования лесного хозяйства на сегодняшний
день в состав операционных расходов включены также некоторые работы капитального характера.
На примере средних величин по трем годам (2004-2006 гг.), которые составляют 24,8 млрд руб. (или 85,8 % валового дохода) в части операционных расходов, и 0,7 млрд руб. (или 2,4 % от валового дохода), сделаем соответствующую расшифровку по затратам.
Преобразуем существующую схему с учетом следующих рассуждений:
а) Расходы по лесовозобновлению подлежат разделению на операционные, относимые к ежегодному текущему хозяйству, и единовременные, действительно являющиеся капитальными вложениями. Из 1,7 млрд руб., назначаемых на лесовозобновление, примерно половину надо отнести к операционным - 0,85 млрд руб. и половину к капитальным вложениям - 0,85 млрд руб.
б) Подобное предыдущее рассуждение следует применить к издержкам на лесоустройство; в них та часть, которая относится к общему плану, т.е. является расходом единовременным, должна считаться капитальным вложением. В соответствии с этим разделяем расходы на лесоустройство в следующих пропорциях: 30 % операционные, или 0,18 млрд руб., 70 % капитальные, или 0,42 млрд руб.
в) То же относится и к расходам на профилактику лесных пожаров и выполнение других лесохозяйственных работ, таких как строительство дорог противопожарного и лесохозяйственного назначения в пропорциях 30 % - операционные и 70 % - капитальные.
Все работы по такому планированию должны производиться по методу снизу вверх, т.е. на основании строго однородного как по времени, так и по качеству материала с мест. В.И. Соловьев справедливо отмечал, что «без удовлетворительных планов с мест не может быть жизненного и реального плана по республике».
Так, до 1917 г., когда объектом управления государственной собственностью были лесные дачи, управление лесным хозяйством велось экономическими методами снизу вверх, и это давало максимально возможный лесной доход, так как практически объект управления совпадал с объектом собственности.
202
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2008
ЭКОНОМИКА
Таблица 1
Существующая схема затрат
Лесохозяйственные мероприятия Операционные расходы (А) Капитальные расходы (Б)
средняя по трем годам, млрд руб. % от валового дохода средняя по трем годам, млрд руб. % от валового дохода
Лесоустройство 0,6 2,1
Воспроизводство 1,6 5,5 0,1 0,3
Профилактика лесных пожаров, в т.ч. противопожарные дороги 1,8 6,2 0,1 0,3
Тушение лесных пожаров 0,7 2,4
Лесохозяйственные работы (в т.ч. лесозащита, гидролесомелиорация, лесохозяйственные дороги) 7,9 27,3 0,5 1,8
Содержание лесохозяйственного аппарата 9,8 34,0
Прочие (в т.ч. наука, образование) 2,4 8,3
ИТОГО 24,8 85,8 0,7 2,4
Проверка А + Б (24,8+0,7) = (25,5) 88,2 % от ВД
Таблица 2
Существующая схема с учетом изменений
Лесохозяйственные мероприятия Операционные расходы (А) Капитальные расходы (Б)
средняя по трем годам, млрд руб. % от валового дохода средняя по трем годам, млрд руб. % от валового дохода
Лесоустройство 0,18 0,6 0,42 1,5
Воспроизводство 0,85 3,1 0,85 3,4
Профилактика лесных пожаров, в т.ч. противопожарные дороги 0,57 1,4 1,33 3,3
Тушение лесных пожаров 0,7 2,4
Лесохозяйственные работы (в т.ч. лесозащита, гидролесомелиорация, лесохозяйственные дороги) 2,5 27,0 5,9 3,3
Содержание лесохозяйственного аппарата 9,8 37,5
Прочие (в т.ч. наука, образование) 2,4 1,9
ИТОГО 14,6 73,6 10,9 13,4
Проверка А + Б (14,6+10,9) = (25,5) 88,2 % от ВД
Необходимость государственной поддержки лесов России диктуется их особым значением как постоянно возобновляемого природного ресурса и их статусом - принадлежностью к федеральной собственности.
За последние 10-15 лет отсутствие экономической политики планирования лесного хозяйства кардинально изменило подход к использованию лесных ресурсов. Значительно увеличилось количество нерентабельных, деконцентрированных перестойных и спелых древостоев, прекратилось строительство лесовозных и лесохозяйственных дорог для освоения новых массивов, расчетная лесосека по рубкам главного пользования по хвойному хозяйству в транспортно доступных лесах и
рентабельных древостоях практически осваивается на 100 %.
Одна из задач первостепенной важности - обеспечение технической и технологической составляющей лесной отрасли российской экономики. Для ее решения также требуются значительные инвестиции в основной капитал.
Уже 30 лет не осуществляется строительство капитальных лесовозных дорог, с 2000 г. собственными силами лесхозов и малыми объемами прокладываются дороги лесохозяйственного и противопожарного назначения. Поэтому необходимо выработать правильный государственный подход в области развития лесного сектора экономики.
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2008
203