Научная статья на тему 'Совершенствование системы планирования и финансирования затрат на ведение лесного хозяйства'

Совершенствование системы планирования и финансирования затрат на ведение лесного хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
715
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ / ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ФИНАНСИРОВАНИЕ ЗАТРАТ / SYSTEM PLANNING / FORESTRY / FINANCE COSTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малашевич Д. Г., Санкович М. М.

В статье анализируется действующая система планирования затрат на ведение лесного хозяйства и распределения бюджетного финансирования. Проведен анализ структуры затрат по лесхозам и в целом по Министерству лесного хозяйства. Определены факторы, влияющие на показатели производственно-хозяйственной деятельности. Предлагается методика расчета затрат на ведение лесного хозяйства, доходов и размера бюджетного финансирования.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Малашевич Д. Г., Санкович М. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the operating system of costs planning on conducting a forestry and distribution of budgetary financing is analyzed. The analysis of structure of expenses on timber enterprises and as a whole on the forestry Ministry is carried out. The factors influencing indicators are defined is industrial-economic activities. The design procedure of expenses for conducting a forestry, incomes and the size of budgetary financing Is offered

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы планирования и финансирования затрат на ведение лесного хозяйства»

УДК 630*6

М. М. Санкович, кандидат экономических наук, доцент (БГТУ); Д. Г. Малашевич, ассистент (БГТУ)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗАТРАТ НА ВЕДЕНИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА

В статье анализируется действующая система планирования затрат на ведение лесного хозяйства и распределения бюджетного финансирования. Проведен анализ структуры затрат по лесхозам и в целом по Министерству лесного хозяйства. Определены факторы, влияющие на показатели производственно-хозяйственной деятельности. Предлагается методика расчета затрат на ведение лесного хозяйства, доходов и размера бюджетного финансирования.

In article the operating system of costs planning on conducting a forestry and distribution of budgetary financing is analyzed. The analysis of structure of expenses on timber enterprises and as a whole on the forestry Ministry is carried out. The factors influencing indicators are defined is industrial-economic activities. The design procedure of expenses for conducting a forestry, incomes and the size of budgetary financing Is offered.

Введение. Лесное хозяйство - это развивающаяся отрасль национальной экономики, которая не только обеспечивает потребности народного хозяйства и населения в древесных и других продуктах леса, но и выполняет важные экологические и социальные функции. Обеспечение последних обуславливает наличие бюджетного финансирования, которое является в данный момент необходимым условием устойчивого ведения лесного хозяйства.

В настоящее время разработаны и утверждены на уровне Совета Министров Республики Беларусь основополагающие программные документы, предусматривающие развитие отрасли на ближайшие годы:

— Программа деятельности Правительства Республики Беларусь на 2011-2015 годы;

— Государственная программа развития лесного хозяйства Республики Беларусь на 2011-2015 годы.

Совершенствуется нормативно-правовая и техническая база лесного хозяйства с учетом развития современных методов, технологий и технических средств в отрасли. Вместе с тем в настоящее время нет научно-обоснованной методики планирования расходов лесохозяйственного производства в системе Министерства лесного хозяйства, что влияет на размер выделяемых бюджетных средств.

Каждый лесхоз располагает различными условиями, в которых осуществляется производственно-хозяйственная деятельность, что влияет на его расходы и доходы и, соответственно, размер необходимого бюджетного финансирования. Это подтверждает актуальность разработки методических подходов к определению научно обоснованной величины бюджетного финансирования лесхоза.

Основная часть. В настоящее время в лесном хозяйстве имеют место две формы финансирования - сметно-бюджетная и коммерческая,

поэтому учет затрат и источников финансирования в лесохозяйственных учреждениях осуществляется отдельно в лесохозяйственном и промышленном производстве.

При коммерческой форме финансирования все издержки по производству продукции покрываются за счет выручки от ее реализации. На таких основах ведется финансирование лесопромышленного производства, подсобного сельского хозяйства, заготовки продукции побочного пользования и других хозрасчетных производств лесхозов.

Лесохозяйственное производство является основным в деятельности лесхозов. Оно охватывает проведение целого комплекса работ и мероприятий, связанных с лесовозобновлением, уходом за насаждениями, охраной и защитой лесов, а также включает содержание лесохозяйственного аппарата и государственной лесной охраны. Лесохозяйственная деятельность, отличающаяся длительным производственным циклом, финансируется по сметнобюджетной форме. Получаемые в этом случае доходы (собственные средства лесхозов) используются для покрытия расходов по специальным сметам. Недостающие средства выделяются из республиканского бюджета.

Основным нормативно-правовым документом, регулирующим порядок финансирования, является Инструкция о порядке планирования и финансирования расходов на ведение лесного хозяйства в организациях Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь, утвержденная постановлением Министерства лесного хозяйства от 11.05 2005 № 28.

Источниками финансирования расходов на ведение лесного хозяйства, согласно главе 2 инструкции, являются:

— средства республиканского бюджета;

— поступления средств от лесохозяйственной деятельности.

За счет этих источников осуществляется финансирование следующих расходов лесного хозяйства:

— общеотраслевые расходы;

— лесохозяйственные работы;

— лесозащитные работы;

— лесокультурные работы;

— гидролесомелиоративные работы;

— противопожарные мероприятия;

— общепроизводственные расходы;

— содержание лесохозяйственного аппарата и государственной лесной охраны;

— капитальные расходы.

Фактические данные о расходах на ведение лесного хозяйства содержатся в формах ведомственной отчетности: «Сведения о движении бюджетного финансирования лесного хозяйства», «Сведения о выполнении производственного плана по лесному хозяйству».

В лесхозах планирование доходов и расходов по источникам финансирования осуществляется по сметам на основании производственного плана по лесному хозяйству.

Расходы на ведение лесного хозяйства рассчитываются исходя из объемов выполняемых работ, численности государственной лесной охраны и лесохозяйственного аппарата и индексов роста цен и заработной платы.

Объемы лесохозяйственных работ на следующий год определяются в соответствии с лесоустроительным проектом. Плановые затраты на выполнение лесохозяйственных мероприятий, лесокультурных работ и т. д. определяются исходя из фактических затрат на единицу работ в текущем году. При этом к таким статьям, как зарплата с начислениями и материальные затраты, применяются индексы роста цен и заработной платы.

Следует отметить, что лесохозяйственное производство относится к числу трудоемких отраслей, поскольку характеризуется большим удельным весом заработной платы в структуре затрат.

Министерство лесного хозяйства после соответствующего контроля запланированных показателей направляет заявку в Министерство финансов Республики Беларусь на выделение средств из республиканского бюджета.

После утверждения республиканского бюджета Министерство финансов Республики Беларусь сообщает Минлесхозу плановые объемы бюджетных ассигнований на очередной финансовый год по экономической (предметной) классификации расходов бюджета Республики Беларусь. После чего Минлесхоз доводит ГПЛХО и лесхозам суммы плановых бюджетных ассигнований. При распределении сумм бюджетных ассигнований по ГПЛХО Минлес-хоз использует средние республиканские затраты на единицу работ, а при расчете доходов -средние цены. Аналогично ГПЛХО распределяет бюджетные ассигнования по лесхозам и в соответствии с их суммой происходит корректировка бизнес-планов.

В табл. 1 приведена структура расходов на ведение лесного хозяйства в 2010 г.

Как показывают данные, наибольшая часть расходов приходится на содержание лесохозяйственного аппарата и государственной лесной охраны - 43,2%. Среди производственных затрат лидируют лесохозяйственные работы — 30,5%. Вместе с тем анализ данных показывает, что по лесхозам структура затрат отличается. Так, например, доля лесохозяйственных работ изменяется от 16 - Полеский лесхоз до 45% - Смоле-вичский, Червенский, Шумилинский лесхозы.

Таблица 1

Структура расходов на ведение лесного хозяйства по Министерству лесного хозяйства

Расходы Млн. руб. %

Работы и услуги, оплаченные централизованно 18 165 2,9

Лесохозяйственные работы 187 874 30,5

Лесозащитные работы 658 0,1

Лесокультурные работы 28 812 4,7

Г идромелиоративные и лесоосушительные работы 294 0,04

Противопожарные мероприятия 11 355 1,8

Общепроизводственные расходы 45 756 7,4

Итого производственных расходов 292 914 47,5

Расходы на содержание лесохозяйственного аппарата и государственной лесной охраны 266 538 43,2

В т. ч.: заработная плата с начислениями 231 819 37,6

материальные затраты 34 719 5,6

Расходы на ведение охотничьего хозяйства 5 788 0,9

Всего текущих расходов 565 240 91,7

Капитальные расходы и прочие 51 181 8,3

Всего расходов 616 637 100

Доля лесокультурных работ составляет 2% в Полесском, Пружанском, Столинском, Житко-вичском лесхозах и достигает 10-12% в Глубок-ском опытном, Оршанском, Толочинском, Смор-гонском. Диапазон противопожарных работ составляет 1-4%, а уровень общепроизводственных изменяется от 1% — Поставский, Полоцкий лесхозы до 15% — Ивацевичский, Мозырский лесхозы.

Указанные отклонения в структуре расходов объясняются различием в объемах работ, а также разницей в фактических затратах на единицу работ. Например, затраты при проведении осветлений на 1 га изменяются от 40 тыс. руб. в Столинском лесхозе до 390 тыс. руб. в Шуми-линском, затраты при посадке леса на 1 га от 115 тыс. руб. в Дятловском лесхозе до 580 тыс. руб. в Волковысском, при обработке 1 га почвы затраты составили 12 тыс. руб. в Светлогорском и 625 тыс. руб. в Гродненском лесхозе.

Сумма затрат на единицу работ зависит от используемой техники и технологии проведения работ, природно-климатических условий, уровня организации производства, что не в полной мере учитывается при планировании затрат и распределении бюджетного финансирования.

Расходы на содержание лесохозяйственного аппарата также имеют различный удельный вес: 28% - Березинский, Глубокский опытный, Волковысский лесхозы и 55-67% - Лунинец-кий, Ляховичский, Дисненский, Гомельский лесхозы, а в Полесском достигают 83%.

Кроме того, соотношение заработной платы с начислениями и прочих расходов в целом по Министерству лесного хозяйства составляет 86% и 14% в расходах на содержание лесохозяйственного аппарата и государственной лесной охраны. Однако по лесхозам это соотношение значительно изменятся: 72% и 28% в Комаринском, 75% и 25% в Мозырском, 95% и 5% в Лунинецком, Ля-ховичском, Шумилинском, Лельчицком лесхозах.

Таким образом, с применением среднеотраслевых затрат для расчета расходов при определении бюджетного финансирования по лесхозам

(ГПЛХО) не в полной мере учитывается указанная дифференциация.

На величину бюджетного финансирования влияют не только расходы, но и доходы лесхозов. В табл. 2 приведена структура доходов от ведения лесного хозяйства по Минлесхозу за 2010 г. Как свидетельствуют данные, величину доходов определяют: поступления за реализацию древесины в заготовленном виде от рубок ухода и прочих рубок - 52,9% и плата за заготовку древесины на корню - 43,6%.

Основными факторами, влияющими на величину доходов лесхозов, являются объем лесопользования и уровень цен на древесину на корню и в заготовленном виде.

В лесхозах, имеющих значительный объем расчетной лесосеки, преобладают доходы от реализации древесины на корню (Житкович-ский - 70%, Буда-Кошелевский - 62%, Слонимский, Крупский, Толочинский - 60%). С другой стороны, лесхозы, имеющие недостаточный объем расчетной лесосеки, вынуждены более интенсивно проводить лесохозяйственные рубки и применять гибкую ценовую политику, поэтому у них доля поступлений от реализации древесины в заготовленном виде значительно больше и составляет: Смолевичский -80%, Воложинский - 83%, Витебский 79%, Молодеченский - 78%, Гродненский - 75%.

По действующей методике планирования доходов при расчете бюджетного финансирования, исходя из объемов реализации древесины на корню и в заготовленном виде, а также среднеотраслевых цен, не в полной мере учитываются следующие факторы, определяемые спецификой работы отдельных лесхозов:

— наличие труднодоступного лесосечного фонда;

— уровень развития сети лесохозяйственных дорог;

— различие в спросе и соответственно в ценах на древесину в зависимости от региональной принадлежности;

Таблица 2

Доходы от ведения лесного хозяйства по Министерству лесного хозяйства

Доходы Млн. руб. %

Поступления средств от лесохозяйственной деятельности, всего 379 264 98,4

В т. ч. плата за древесину в заготовленном виде от рубок ухода и прочих рубок 203 808 52,9

плата за заготовку древесины на корню 167 968 43,6

плата за семена и посадочный материал 3 247 0,8

плата за побочные лесные пользования, заготовку второстепенных лесных ресурсов, живицы, пользование участками лесного фонда в культурно-оздоровительных, туристических и иных целях 503 0,02

прочие поступления 4 173 1

Поступления от ведения охотничьего хозяйства 6 210 1,6

Всего доходов 385 474 100

— ограниченное лесопользование, связанное с особо охраняемыми природными территориями;

— наличие радиоактивного загрязнения.

В целом формула расчета размера бюджетного финансирования по лесхозу (РБФ) выглядит следующим образом:

РБФ = Рп - Дп

(1)

где Рп - плановые расходы лесхоза, млн. руб.; Дп - плановые доходы лесхоза, млн. руб.

Вместе с тем предлагается следующая схема расчета расходов и доходов.

При расчете затрат используется нормативный метод. В лесхозах на основные виды работ необходимо составить нормативно-технологические карты и исходя из них определить нормативные затраты на единицу работ.

Таким образом, плановые расходы лесхоза определяют по формуле

Р=Е^р.

]=1

• НР б

ед.раб.^

РЗП

РЗП • Кмт, (2)

где т - количество видов работ по лесохозяйственной деятельности; Ураб;- - планируемый объем у-го вида работ; НРед.рабу - норматив стоимости единицы у-го вида работ; РЗП - расходы на оплату труда лесохозяйственного аппарата и государственной лесной охраны, рассчитанные исходя из типовых штатов лесхоза; Кмт - среднеотраслевой коэффициент материальных затрат.

В целях приведения плановых доходов лесхозов в сопоставимый вид предлагается использование такого показателя, как «приведенная площадь» (8пр), которая определяется по формуле

«пр («лп «загр «мол ^низк) Скор, (3)

где «лп - площадь лесхоза, покрытая лесом, тыс. га; «Хагр - площадь лесхоза с уровнем радиоактивного загрязнения выше 15 Ки/га, тыс.га; «мол -площадь лесов, занятых молодняками, тыс. га; 8низк - площадь низкопродуктивных лесов, тыс. га; Ккор - корректирующий коэффициент, учитывающий породный состав лесов лесхоза.

Расчет корректирующего коэффициента, учитывающего породный состав лесов лесхоза, осуществляется по формуле

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К™ = -

(4)

+ 5

пр.др куст

где - площадь 7-й породы, тыс. га; Кцен.п. -коэффициент ценности породы; «пр.др - площадь лесов, занятых прочими древесными породами, тыс. га; «куст - площадь территории, занятой кустарниками, тыс. га.

Расчет коэффициента ценности породы осуществляется по формуле

Цсв

К =

цен.п

Цс

(5)

где Цсв - средневзвешенная цена 1 м3 продукции лесозаготовок по данной породе, руб.; Цсв.с - средневзвешенная цена 1 м продукции лесозаготовок по сосне, руб.

С учетом приведенной площади доходы лесхоза определяют по формуле

(У • Ц + У • Ц )

V на корню “ср. на корню заг.виде “ср.заг.виде /

п " Х

5

°п МЛХ X 5п лесх + ПД

(6)

где Уна к0рНю - объем реализации древесины на корню по Минлесхозу; Цср. на корню - среднеотраслевая цена реализации древесины на корню; Узаг.виде - объем реализации древесины в заготовленном виде, производимой по лесохозяйственной деятельности, по Минлесхозу; Цср.заг.виде - среднеотраслевая цена реализации древесины в заготовленном виде, производимой по лесохозяйственной деятельности; «п МЛХ - сумма приведенных площадей лесхозов отрасли; «п лесх - приведенная площадь лесхоза; ПД - прочие доходы, определяемые программами развития лесхозов (питомнического хозяйства, охотхозяйственной деятельности и др.).

Заключение. Таким образом, предлагаемая методика может быть использована в качестве варианта определения размера бюджетного финансирования и будет способствовать повышению заинтересованности лесхозов в снижении затрат и увеличении доходов.

Поступила 07.03.2012

I =1

2=1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.