Научная статья на тему 'СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СОВРЕМЕННЫЕ РЕАЛИИ И НОВЫЕ ВЫЗОВЫ. НА ПРИМЕРЕ СПО КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ'

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СОВРЕМЕННЫЕ РЕАЛИИ И НОВЫЕ ВЫЗОВЫ. НА ПРИМЕРЕ СПО КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
162
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (СПО) / СТУДЕНТЫ / РАБОТОДАТЕЛИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / ГИБКИЕ НАВЫКИ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / WORLD SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаспаришвили Александр Тенгизович, Крухмалева Оксана Валерьевна, Савина Наталья Евгеньевна

В статье анализируются проблемы, с которыми сталкивается система профессионального образования одного из регионов России, и предлагаются некоторые пути их решения. Выводы авторов базируются на результатах исследования, проведённого в 2018 г. в системе СПО Кемеровской области. В качестве значимых факторов авторы рассматривают человеческий капитал студентов СПО, их мотивации на обучение, мнение о качестве получаемого образования и подготовке по специальности. Авторами также изучаются перспективные планы на продолжение обучения в вузе или трудоустройство, мнение о конкурсах «Молодые профессионалы». Значимое место в исследовании занимает анализ миграционных настроений выпускников СПО. Статья адресована всем, кто интересуется проблемами модернизации образования в стране, социологам и специалистам по рынку труда, а также руководителям органов управления образованием регионов РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гаспаришвили Александр Тенгизович, Крухмалева Оксана Валерьевна, Савина Наталья Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СОВРЕМЕННЫЕ РЕАЛИИ И НОВЫЕ ВЫЗОВЫ. НА ПРИМЕРЕ СПО КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СОВРЕМЕННЫЕ РЕАЛИИ И НОВЫЕ ВЫЗОВЫ

На примере СПО Кемеровской области

Александр Тенгизович Гаспаришвили,

заместитель директора Центра стратегии развития образования ФГОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова», доцент кафедры социологии ФГОУ ВО «Российский университет дружбы народов», старший научный сотрудник Института социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, кандидат философских наук, доцент, e-mail: gasparishvili@yandex.ru

Оксана Валерьевна Крухмалева,

заведующая отделом Центра стратегии развития образования ФГОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова», доцент кафедры социологии ФГОУ ВО Российского университета дружбы народов, кандидат социологических наук, e-mail: kruhoks@yandex.ru

Наталья Евгеньевна Савина,

научный сотрудник Центра стратегии развития образования ФГОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова», e-mail: savina.opinio@yandex.ru

В статье анализируются проблемы, с которыми сталкивается система профессионального образования одного из регионов России, и предлагаются некоторые пути их решения. Выводы авторов базируются на результатах исследования, проведённого в 2018 г. в системе СПО Кемеровской области. В качестве значимых факторов авторы рассматривают человеческий капитал студентов СПО, их мотивации на обучение, мнение о качестве получаемого образования и подготовке по специальности. Авторами также изучаются перспективные планы на продолжение обучения в вузе или трудоустройство, мнение о конкурсах «Молодые профессионалы». Значимое место в исследовании занимает анализ миграционных настроений выпускников СПО. Статья адресована всем, кто интересуется проблемами модернизации образования в стране, социологам и специалистам по рынку труда, а также руководителям органов управления образованием регионов РФ.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование (СПО), студенты, работодатели, образовательная миграция, компетенции, гибкие навыки, человеческий капитал, World Skills.

Введение

Одним из направлений национального проекта «Образование» в РФ является реализация приоритетного проекта «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров

с учётом современных стандартов и передовых технологий». Его цель — создание в РФ конкурентоспособной системы СПО, обеспечивающей подготовку квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями1. В последние несколько лет интерес в обществе к системе СПО и востребованность в получении профессионального образования у девятиклассников неуклонно растёт. Однако система СПО сталкивается с целым рядом новых вызовов и необходимостью реагирования на них. Основные проблемы, которые сегодня должна решить система СПО, — это ведомственная разобщённость, несогласованность направлений подготовки с рынком труда региона, существенное запаздывание по обновлению линейки специальностей, слабая материально-техническая база и организация переподготовки преподавательского состава. Наиболее острой является проблема налаживания контактов и устойчивого совместного взаимодействия системы СПО с предприятиями региона, подготовка специалистов для нужд конкретных производств. Именно активность бизнеса региона сможет способствовать

1 Министерство образования и науки РФ. Итоговый отчёт о результатах анализа состояния и перспектив развития системы образования за 2017 год. Официальный документ. — М.: Минобрнауки, 2017. — С. 78.

модернизации системы профессионального образования, решению проблемы дефицита квалифицированных кадров, трудоустройству выпускников и снижению оттока молодёжи из регионов.

Постановка проблемы

От эффективности системы образования региона во многом зависит успешность всех остальных показателей его развития, в том числе миграционные настроения, качество жизни, социальная стабильность и перспективы роста. Вместе с тем система профессионального образования стоит сегодня перед новыми вызовами, диктуемыми «развитием цифровой экономики и формированием новых прорывных направлений роста на стыке существующих отраслей — расширением потребности работодателей в кадрах, обладающих мультидисциплинарными компетенциями и минимальной потребностью в адаптационном периоде при трудоустройстве, общемировыми тенденциями, определяющими глобальный контекст развития системы профессионального образования»2. Всё это требует адаптации системы СПО при развитии новых компетенций и построения

2 Выступление В.В. Путина на совещании по развитию системы среднего профобразования // Екатеринбург, 6 марта 2018 г. — Официальный сайт Кремля. Электронный ресурс http://www.kremlin.ru/ events/president/news/56992

устойчивых взаимоотношений с предприятиями и бизнесом региона, а также способности выстраивать образовательные программы в соответствии с текущими и перспективными требованиями регионального рынка труда3.

Цель исследования

Получение информации о реальном состоянии и проблемах в системе среднего профессионального образования российского региона, а также формирование рекомендаций по совершенствованию работы по обновлению системы СПО.

Методы исследования

В статье приводятся данные социологического исследования «Комплексный анализ системы образования Кемеровской области», проведенного Центром стратегии развития образования МГУ имени М.В. Ломоносова в ноябре-декабре 2018 г.4 Для получе-

3 Константиновский Д.Л., Попова Е.С. Российское среднее профессиональное образование: специфика выбора // Социологические исследования. — 2018. — № 3. — С. 34-44. DOI: https://doi.org/10.7868/ S0132162518030030; Чередниченко Г.А. Трудоустройство и положение на рынке труда выпускников среднего профессионального образования // Социологические исследования. — 2018. — № 3. — С. 34-44. DOI: 10.31857^013216250005794-6.

4 Алешковский И.А., Гаспаришвили А.Т., Крухма-

лева О.В. Опыт социологического анализа системы

образования региона России на примере Кемеровской

ния первичной информации для студентов СПО и руководителей средних профессиональных образовательных организаций СПО использовался метод анкетирования. Опрос экспертов проводился методом глубинного интервью. Сбор данных осуществлялся с помощью возможностей сервиса Google forms и разработанным под его требования инструментарием.

В исследовании приняли участие практически все директора организаций среднего профессионального образования региона — 48 человек5 и 404 студента выпускных курсов очной формы обучения, занимающихся по программам подготовки специалистов среднего звена на базе основного общего образования и среднего образования. Исследование проводилось в восьми организациях СПО области следующих профилей обучения: аграрный, политехнический, архитектура, строительство, торговля, экономика, педагогика, медицина, культура и искусство.

Результаты исследования

Стартовые позиции при поступлении на текущий уровень обучения являются важными показателями,

области: монография. — М.: МАКС Пресс, 2019. — 412 с.

5 По данным департамента образования области на момент проведения опроса в регионе была 51 организация СПО, подчиненная департаменту образования Кемеровской области.

характеризующими целенаправленность и осознанность выбора образовательной траектории. Из опрошенных студентов СПО поступили на обучение после 9-го класса 69,6% опрошенных. Решили продолжать обучение в системе среднего профессионального образования после 11-го класса 30,4%. Полученные данные полностью отражают аналогичное распределение по РФ, в котором 70,2% будущих специалистов среднего звена поступили в организации СПО на базе основного общего образования. При этом доля обучающихся на базе среднего общего образования остается достаточно высокой: в 2017 г. она составила около 29,8%6. Подавляющее большинство студентов, принявших участие в опросе, получают образование на бюджетной основе. Оплачивает обучение только каждый десятый респондент (11,1%).

Анализ данных об условиях проживания студентов позволяет сделать ряд содержательных выводов, касающихся регионального распределения организаций СПО. Так как среди студентов СПО доля тех, кто живет в общежитии или снимает жилье, достаточно низкая (14,9%), то можно предположить, что студенты СПО учатся в основ-

6 Министерство образования и науки РФ. Итоговый отчет о результатах анализа состояния и перспектив развития системы образования за 2017 год. Официальный документ. — М.: Минобрнауки, 2017.

ном по месту своего постоянного проживания. Следовательно, образовательные организации расположены относительно равномерно на территории области, и их специализация такова, что может удовлетворить запросы большинства обучающихся.

Это важная отличительная черта не только Кузбасской, но и всей системы СПО России. Её характеризует относительная равномерность распределения по территории и возможность получения специальности по месту своего проживания, что не стимулирует образовательную миграцию в другие регионы. «По данным статистики, численность обучающихся в колледжах и техникумах в среднем составляет от 500 до 1000 человек, и обучение ведётся по 5-8 специальностям. При этом в ряде регионов созданы организации, которые по количеству студентов могут конкурировать с вузами. Например, в многопрофильных колледжах в Пензе и в Тюмени (на базе Индустриального университета) учатся более 7 тысяч студентов, а подготовка ведётся более чем по 15 направлениям»7. Данное наблюдение существенно отличает систему СПО от системы высшего

7 Пациорковский В.В., Крухмалева О.В. Образование в цифровом обществе: региональный аспект // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Социология». 2019. — Т. 19(3). — С. 419-431 DOI: http://dx.doi.org/10.22363/2313-2272-2019-19-3-419-431

28,7

18,6 ■ 21 17,4 ■ 1

И 0,9 2,1 3,3 _ ш 0,8 0,8

Отец Мать

■ Неполное среднее ■ Cреднее общее □ Cреднее cпециальное Щ Высшее ■ Учёная степень ■ Нет родителя

▲ Рис. 1. Распределение ответов студентов СПО об уровне образования родителей или лиц, их заменяющих (отчим, мачеха, приёмный родитель), в % от числа опрошенных

образования, которая характеризуется крайне неравномерным распределением и доступностью для получения качественного образования на территории России.

Как отмечают отечественные и зарубежные исследователи8, человеческий капитал родителей имеет существенное влияние на развитие образовательных траекторий их детей. Результаты исследования подтверждают это наблюдение. Анализ

8 Katz I., Cohen R., Green-Cohen M., Morsiano-Davidpur S. Parental support for adolescents' autonomy while making a first career decision // Learning and Individual Differences. 2018. V. 65(июнь). Pp. 12-19. DOI: https://doi.org/10.1016/j.lindif.2018.05.006Xin Xiang. My Future, My Family, My Freedom: Meanings of Schooling for Poor, Rural Chinese Youth // Harvard Educational Review. 2018. V.88(1). Pp. 81-102. DOI: https://doi.org/10.17763/1943-5045-88.1.81

распределения родителей студентов по уровню образования показывает, что в основном они имеют среднее специальное образование (рис. 1).

По социальному статусу родители студентов СПО — это рабочие и служащие со средним специальным или высшим образованием. Доля руководителей и предпринимателей среди отцов студентов незначительная (7,6 и 4,5% соответственно), среди матерей — ещё ниже (рис. 2).

В целом необходимо отметить, что выводы о влиянии на учебные успехи детей, их мотивации, образовательные траектории находятся в прямой зависимости от целого ряда факторов. Наиболее значимыми из них являются человеческий

0 5 10 15 20 25 30 35

□ Нет родителя

□ Другое Щ Рабочий

■ Служащий

■ Специалист с высшим образованием

▲ Рис. 2. Распределение ответов студентов СПО о занятости родителей или лиц, их заменяющих (отчим, мачеха, приёмный родитель), в % от числа опрошенных

капитал, мотивация на продолжение и уровень обучения детей, социальное окружение, однородность учебной группы, поселенческой структуры и уровня жизни региона проживания9.

Мотивируя свой выбор продолжения обучения на ступени среднего профессионального образования, большинство студентов отметили, что выбирали систему образования, ориентируясь на профессию, — 55,2%. Осуществили выбор под влиянием родителей 11,6% опрошен-

9 Рощина Я., Филиппова Т. Школьное образование глазами родителей // Russian Education and Society. 2014; 56(1):70-86. DOI: https://doi.org/10.2753/RES1060-9393560107

ных. Возможность получения отсрочки от армии оказалась значима для 11,6% студентов среднего образования. Такие утилитарные мотивы, как уход из школы, семейные обстоятельства и нежелание сдавать ЕГЭ, были даны в ответах не более 10% опрошенных. Такую мотивацию, как продолжение семейных традиций, отметила лишь незначительная часть студентов колледжей. Их доля составляет 7,2% опрошенных студентов СПО.

Интересным представляется рассмотрение учащимися СПО зависимости жизненного успеха от уровня образования. 40,6% опрошенных считают, что необходимо высшее

образование. 21,3% учащихся СПО считает достаточным получение среднего специального образования, готовы признать, что сегодня успех в жизни не зависит от образования (27,5%). Основным мотивом выбора профессии для студентов СПО выступает лёгкость нахождения работы (39,6%). Однако другие мотивы также занимают весьма значительное место, например возможность иметь «интересную и разнообразную работу» (34,9%). Ещё одним значимым для них мотивом является лёгкость обучения (23,8%). Популярность и престижность профессии также значима для студентов колледжей. Её отметил каждый четвёртый респондент.

Показательным фактом является то, что на случайность своего выбора профессии указали 12,9% опро-

шенных студентов. Это может свидетельствовать о том, что при выборе специальности обучения и ориентации на систему СПО студенты хорошо информированы о специфике направлений подготовки или же они имеют возможность широкого выбора, который соответствует их стремлениям и наклонностям. Воспользовались советами друзей, родственников и знакомых при выборе специальности 17,4% студентов. Возможность открытия своего дела и применения профессиональных знаний, полученных в процессе обучения, привлекает 13,9% учащихся СПО. С учётом их общего социального капитала это представляется весьма высоким показателем. Приобрести профессию, которая бы давала возможность уехать за рубеж, как мотивацию указали

Выход на рынок труда Обеспеченность учебным оборудованием Применение компьютерных технологий Обеспеченность учебными площадями Квалификация преподавателей практики Квалификация преподавателей теории Возможность изучать иностранный язык Современность образовательных программ

□ Не удовлетворён Ш Удовлетворён

Щ//4Ш/////////Ш — [9,2

'^7/^117///,

п 6,9 щу/^ЗШ'/.

3,7

у////////////////.

'//////////////////////М.

///////////////л.

■'/////////////м

У/////////////М.

У//////М/////А

36,9 85,7

■///////////////л

з,5

у///////////////^ 92;

У///////////////Л

'^//^/////М'ШШТЯШУ////////,

'//////////л 83,9

у//////////////////////////////м 90,6

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 Затрудняюсь ответить

▲ Рис. 3. Распределение ответов студентов СПО об удовлетворённости различными сторонами обучения, в % от числа опрошенных

144

ИССЛЕДОВАНИЯ, ИЗМЕРЕНИЯ

6,2% студентов СПО. При выборе учебного учреждения студенты главным образом ориентировались на его репутацию (39,1%), наличие интересующего направления подготовки (32,4%), а также на лёгкость поступления (28%), мнение социального окружения (21%) и территориальную доступность (19,6%).

Говоря о качестве обучения и удовлетворённости получаемым образованием, студенты оказывались в целом довольны различными сторонами учебного процесса (рис. 3).

Более двух третей опрошенных полностью удовлетворены преподаванием теоретических предметов и практическими занятиями. Исключение составляет удовлетворённость изучением иностранного языка. Солидарны с ними и руководители их образовательных организаций. Оценивая уровень подготовки своих выпускников, они считают, что их образовательные учреждения в первую очередь обеспечивают высокий уровень профессиональной подготовки в рамках специальности. Показательно низкие оценки были даны уровню общего образования студентов в системе СПО.

Значительная часть студентов считает также, что технологии, которые они осваивают в своих образовательных учреждениях, достаточно современные (54,2%). Как «современные технологии, применяемые на предприятиях — лидерах отрасли» их оценили 15,3% студентов колледжей. Выявленные

оценки показывают, что система среднего профессионального образования области хорошо успевает за развитием современных технологий и старается оперативно их вводить в процесс обучения. То есть с большой долей вероятности можно утверждать, что система СПО в плане применения новых технологий является образовательным локомотивом региона. Тогда как обычно это характерно для системы высшего образования.

Студенты СПО оптимистичны в оценке достаточности своих знаний по специальности для выхода на рынок труда (77,5%). Большинство студентов рассчитывает, что полученные в образовательных учреждениях знания по специальности (75,5%) и практические навыки (52,5%) им пригодятся в их будущей работе. Однако эксперты, в том числе и представители работодателей, дают профессиональной подготовке выпускников более сдержанную оценку.

Такие современные «мягкие навыки», как Soft Skills10, значимы только для трети студентов (31,2%). Между тем работодатели отмечают, что значение этих навыков для цифровой экономики будет возрастать. Как отметил В.В. Путин, «нужно, чтобы колледжи и техникумы

10 Шипилов В. Перечень навыков soft skills и способы их развития // Библиотека управления. — 17.05.2016. https://www.cfin.ru/management/people/dev_ val/soft-skills. shtml

обеспечивали не только современную профессиональную подготовку, но и давали сильное, разностороннее образование, в том числе по естественнонаучным и гуманитарным дисциплинам, программированию, иностранному языку, и, конечно, так называемые гибкие навыки: умение работать в команде, решать творческие, нестандартные задачи и настраивать молодых людей и вообще людей любого возраста на постоянное совершенствование, постоянную учёбу, движение вперёд в прямом смысле слова»11.

Недостаточное значение респонденты придают и знанию иностранных языков (12,6% опрошенных). Возможно, качество преподавания иностранного языка в системе СПО не позволяет студентам предполагать, что они смогут применять его в своей работе.

Сомневающихся в правильности выбора образовательного учреждения и специальности обучения среди опрошенных студентов около трети. Они отмечают, что предпочли бы поменять специальность (38,8%) и хотели бы учиться в другом регионе (32,1%).

Большое значение в процессе получения специальности имеет прохождение студентами практики. В колледжах и техникумах, включён-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11 Совещание по развитию системы среднего профессионального образования. Екатеринбург, 6 марта 2018 г. // ТАСС. 06.03.2018 оЬ8сЬе8^о/5012763.

https://tass.ru/

ных в выборку исследования, организация прохождения практики студентами носит регулярный и системный характер. Студенты ответили, что неоднократно проходили практику по специальности (77,2% — каждый год, 12,4% — один раз за время обучения, 10,4% — не проходили). Наиболее проблемная ситуация с прохождением практики выявлена по педагогическим специальностям и специальности «информационные технологии». В существующей экономической ситуации региона эти направления подготовки являются одними из наиболее востребованных на рынке труда. Отсутствие практики во время обучения, особенно по педагогической специальности, однозначно свидетельствует о недостаточной подготовке выпускников и неизбежно отражается на качестве образования.

Относительно организации стажировок студентов мнения респондентов разделились между теми, кто знает о таких возможностях (40,8%) и затрудняются ответить (43,3%). Твёрдый отрицательный ответ дали 15,8% опрошенных, что позволяет сделать вывод о недостаточности такой работы в регионе. Из тех студентов, кто знаком с программой стажировок в своей образовательной организации, указали, что проходили стажировку за время обучения 63,4% студентов СПО. В настоящее время в системе профессионального образования активно внедряется так называемое дуальное

обучение. В содержательном плане это обучение, организованное совместно с предприятиями. Как отмечают эксперты, работа в этом плане идёт очень тяжело и требует детальной юридической, правовой, педагогической и организационной проработки.

Выяснение дальнейших профессиональных и образовательных планов респондентов, мотивация их выбора представляется значимым показателем с точки зрения понимания целей получения студентами образования. Чуть более трети респондентов (35,4%) собираются продолжить обучение в вузе. Практически такая же часть (32,4%) собирается пойти работать по полученной специальности. Ещё часть планирует самореализовываться без учёта полученного образования — работать не по специальности (5%), заняться семьёй (2,5%), пойти в армию (9,9%). Ответили, что пока не знают, что будут делать, 8,2% респондентов.

Те студенты, которые решили продолжать обучение в вузе, в настоящее время обучаются по следующим направлениям подготовки: инженерно-техническому (20,3%), сельскохозяйственному (19,6%) и медицинскому (18,2%). То есть в вузы идут те, кто настроен развиваться в профессии и продолжать образование. Эти респонденты считают, что в данных направлениях нельзя построить успешную карьеру, не получив необходимого

уровня образования. Каждый второй опрошенный (50,8%) намерен продолжить образование в вузах Кемеровской области. Пятая часть (19,1%) думает об обучении в соседнем регионе в пределах федерального округа и столько же в другом регионе РФ (из них планируют ехать на учёбу в Москву и Санкт-Петербург — 8,2%, в другой регион РФ — 12%). Каждый десятый респондент затруднился дать ответ, а это значит, что окончательного решения он ещё не принял и возможность отъезда им также рассматривается.

Основной аргумент для переезда на учёбу в другой регион с точки зрения студентов — это наличие лучших возможностей для последующего трудоустройства (33%). Сопоставление ответов студентов с мнением руководителей их образовательных организаций показывает, что директора СПО уверены: основной причиной, по которой студенты не хотят продолжать обучение в Кузбассе, является желание переехать в другой регион. Доля студентов, которые объясняют своё намерение не продолжать образование в Кемеровской области желанием сменить место жительства, примерно в 2 раза меньше (рис. 4).

Сопоставление мнений учащихся и руководителей СПО наглядно иллюстрирует расхождение состояния системы образования с реальными потребностями учащихся.

80 70 60 50 40 30 20 10 0

66,7

56,3

24,5

33 1

25,9

20,8

Желание переехать Больше

в другой регион возможностей

для последующего трудоустройства

Больше возможностей для заграничных стажировок, студенческого обмена

Выше качество образования

12,5

В КО нет определённых направлений обучения

□ директора СПО ■ студенты СПО

▲ Рис. 4. Распределение ответов студентов СПО и руководителей СПО о причинах продолжения обучения не в Кемеровской области, в % от числа опрошенных

Студенты требуют от системы образования больше возможностей для собственного развития и трудоустройства. Директора учреждений СПО считают, что для студентов определяющим стимулом переезда в другой регион является не качество высшего образования, а внешняя среда (желание переезда, заграничные стажировки).

Среди тех студентов, которые ответили, что собираются пойти работать после окончания колледжа, более 60% уверены в том, что смогут трудоустроиться в своём регионе и в соседних областях. Несколько менее оптимистичны их ответы относительно трудоустройства в Москве и Санкт-Петербурге, а также за рубежом. В целом же можно отметить, что ответы респондентов показывают, что они имеют

весьма ограниченное представление о рынке труда по своей профессии и о спросе на специалистов своего профиля не только в Кемеровской области, но и в других регионах.

Движение по профессиональному мастерству в формате World Skills сегодня активно развивается и расширяется. По данным Департамента образования и науки Кемеровской области12, работа по популяризации и привлечению в это движение ведётся уже достаточно давно и имеет успешные результаты. Кузбасс

12 Программа модернизации организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в целях устранения дефицита рабочих кадров в Кемеровской области на 2018-2020 годы // Доклад С.А. Пфетцера. Режим доступа http://www.krirpo.ru/Documents/august%20 2018/

148

ИССЛЕДОВАНИЯ, ИЗМЕРЕНИЯ

по достижениям в конкурсе формата World Skills занимает 19-е место по РФ и 3-е место в своём федеральном округе. Область является пилотным регионом по апробации проведения демонстрационного экзамена World Skills. В 2018 г. в нём участвовали 46 человек.

68,3% опрошенных студентов СПО подтвердили, что знакомы с данной программой13 и оценивают её в целом положительно. Они отмечают в первую очередь её полезность как с точки зрения будущей профессиональной карьеры, так и для совершенствования профессиональных навыков. Вместе с тем уровень реального участия невысок. Анализ ответов студентов по данному блоку вопросов показывает, что, несмотря на огромные усилия со стороны различных организаций и масштабной PR-кампании по популяризации конкурса профессионального мастерства, вовлечённость в него непосредственно тех, на кого он ориентирован, на момент проведения исследования была невысокой. Поэтому такая слабая информированность говорит о недостаточном охвате студентов этой работой. Существенным стимулом для студентов здесь является демонстрационный экзамен, который будет введён для выпускников СПО.

13 Исследование проводилось осенью 2018 г. и данные приведены по ситуации на этот период времени.

Выводы и рекомендации

Проведённое исследование позволяет сделать ряд выводов, которые с большой долей вероятности можно экстраполировать на всю систему СПО России. Она готовит кадры для своего региона. Соответственно, профили подготовки, количество обучающихся и другие определяющие характеристики востребованности выпускников должны планироваться исходя из потребностей предприятий региона и местного рынка труда. Кузбасс сегодня не заинтересован в оттоке профессиональных кадров. Поэтому этот фактор надо учитывать и иметь программы по поддержке молодых специалистов, в том числе и тех, кто решил работать в том регионе, в котором получал образование.

Несмотря на высокий уровень развития системы СПО Кузбасса, существенный зазор между системой подготовки кадров в СПО и реальным сектором впоследствии может привести к печальным результатам. Решение проблемы лежит в области развития маркетинга в системе СПО и в области повышения управленческой квалификации руководителей учреждений СПО.

Низкая оценка уровня общего образования студентов в системе СПО свидетельствует о серьёзных проблемах с преподаванием конкретных дисциплин. И, несмотря на то что задача системы СПО состоит

прежде всего в подготовке специалиста по определённой специальности, это не отменяет необходимости общей подготовки и знания основного материала, осваиваемого в рамках среднего образования. Особенно это касается преподавания иностранного языка и естественнонаучных дисциплин.

Система СПО области охватывает практически все направления подготовки и представлена широким набором специальностей. Однако направления гуманитарного, социально-экономического, педагогического профиля представлены достаточно скромно и не имеют устойчивых связей с потенциальными работодателями. Решение — увеличение удельного веса новых направлений подготовки в системе среднего профессионального образования, соответствующих перспективным для Кемеровской области видам экономической деятельности («профессии будущего»).

Принимаемые меры должны быть направлены на повышение привлекательности обучения и работы в Кемеровской области для молодёжи как важной группы, ориентированной на выездную миграцию. Вовлечение молодёжи в местные предпринимательские и инновационные проекты с целью повышения социальной адаптации, формирования основ для вертикальной социальной мобильности внутри региона должно способствовать решению этой задачи.

Литература

1. Алешковский И.А., Гаспаришвили А.Т., Крухмалева О.В. Опыт социологического анализа системы образования региона России на примере Кемеровской области: монография. — М.: МАКС Пресс, 2019. — 412 с.

2. Индикаторы образования: 2017: Статистический сборник. Н.В. Бонда-ренко, Л.М. Гохберг, И.Ю. Забатурина и др. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: НИУ ВШЭ, 2017.

3. Константиновский Д.Л., Попова Е.С. Российское среднее профессиональное образование: специфика выбора // Социологические исследования. — 2018. — № 3. — С. 34-44. DOI: https:// doi.org/10.7868/S0132162518030030

4. Министерство образования и науки РФ. Итоговый отчет о результатах анализа состояния и перспектив развития системы образования за 2017 год. Официальный документ. — М.: Минобрнауки, 2017. — С. 78.

5. Образование в России — 2017. Статистический бюллетень. — М.: Московский технологический университет, 2017. — С. 279.

6. Пациорковский В.В., Крухмалева О.В. Образование в цифровом обществе: региональный аспект // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Социология». — 2019. Т. 19(3). — С. 419-431 DOI: http://dx.doi. org/10.22363/2313-2272-2019-19-3-419-431

7. Рощина Я., Филиппова Т. Школьное образование глазами родителей // Russian Education and Society. 2014; 56(1):70-86. DOI: https://doi.org/10.2753/ RES1060-9393560107

8. Чередниченко Г.А. Трудоустройство и положение на рынке труда выпускников среднего профессионального образования // Социологические исследования. — 2018. — № 3. — С. 34-44. DOI: 10.31857/S013216250005794-6

9. Шипилов В. Перечень навыков soft skills и способы их развития //Библиотека управления. — 17.05.2016. https://www. cfin.ru/management/people/dev_val/soft-skills.shtml

10. KatzI., Cohen R., Green-Cohen M., Morsiano-Davidpur S. Parental support for adolescents' autonomy while making a first career decision // Learning and Individual Differences. 2018. V. 65(MK>Hb). Pp. 12-19. DOI: https://doi. org/10.1016/j.lindif.2018. 05.006.

11. Xin Xiang. My Future, My Family, My Freedom: Meanings of Schooling for Poor, Rural Chinese Youth // Harvard Educational Review. 2018. V.88(1). Pp. 81-102. DOI: https://doi.org/10.17763/1943-5045-88.1.81

Подписано в печать 03.06.2020. Формат 70x90/16. Бумага офсетная. Печать офсетная. Печ. л. 9,38. Усл. печ. л. 12,15. Заказ № 0611 Издательский дом «Народное образование». НИИ школьных технологий. Отпечатано в типографии «НИИ школьных технологий» Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2. Тел.: (495) 972 59 62

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.