Научная статья на тему 'Начальное и среднее профессиональное образование: оценки субъектов образовательного процесса (по материалам социологических исследований в Кемеровской области)'

Начальное и среднее профессиональное образование: оценки субъектов образовательного процесса (по материалам социологических исследований в Кемеровской области) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
162
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / СИСТЕМА НПО И СПО / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ / SYSTEM OF EDUCATION / PRIMARY AND SECONDARY VOCATIONAL SYSTEM / SATISFACTION WITH THE EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Заруба Наталья Андреевна, Костюк Наталья Васильевна

В статье представлены результаты социологического исследования оценки образовательного процесса в системе НПО и СПО Кемеровской области, проведённого в 2010-2011г. На основе полученных данных обосновывается тот факт, что система НПО и СПО, как структура социального института, подвергается трансформациям в ходе реформ, но она по-прежнему востребована и по многим показателям удовлетворяет потребителей её услуг. Вместе с тем, исследование выявило, что система НПО и СПО требует активной модернизации в соответствии с современными требованиями инновационной экономики и рынка труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Primary and Secondary Vocational Education: Assessment of Educational Process Subjects (on sociological research at Kemerovo region)12Kuzbass Regional Institute of Professional Education Development

The paper provides results of the sociological research on educational process assessment within primary and secondary vocational education at Kemerovo region taken in 2010 2011. On the basis of the received data they made a conclusion that primary and secondary vocational system as a social institute structure has been transformed in the process of reformation, but it remains in demand as before and meets requirements of its customs. Still, the research proved that primary and secondary vocational system needs an active modernization in accordance with contemporary requirements of the innovation economy and labor market.

Текст научной работы на тему «Начальное и среднее профессиональное образование: оценки субъектов образовательного процесса (по материалам социологических исследований в Кемеровской области)»

УДК / UDC 377:378

Н. В. Костюк, кандидат педагогических наук, доцент, член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук, заведующая лабораторией социологических исследований в профессиональном образовании ГОУ «КРИРПО», г. Кемерово, Россия, [email protected]

Nathalie Zaruba, PhD in Pedagogics, Doctor of social sciences, professor, full member of the Academy of Pedagogical and Social Sciences, Kemerovo State University of Culture and Arts, Kemerovo, Russia, [email protected]

Nathalie Kostyuk, PhD in Pedagogics, docent, corresponding member of the Academy of Pedagogical and Social Sciences, head of the department of sociological research in professional education at Kuzbass Regional Institute of Professional Education Development, Kemerovo, Russia, [email protected]

Н. А. Заруба, кандидат педагогических наук, доктор социологических наук, профессор, действительный член Академии педагогических и социальных наук, ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств», г. Кемерово, Россия, [email protected]

НАЧАЛЬНОЕ И СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОцЕНКИ

субъектов образовательного процесса

(ПО МАТЕРИАЛАМ СОцИОЛОГИЧЕСКИх ИССЛЕДОВАНИЙ В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ) PRIMARY AND sEcoNDARY vocATioNAL EDucATioN:

assessment of educational process subjects (on sociological research at kemerovo region)

В статье представлены результаты социологического исследования оценки образовательного процесса в системе НПО и СПО Кемеровской области, проведенного в 2010-2011годах. На основе полученных данных обосновывается тот факт, что система НПО и СПО, как структура социального института, подвергается трансформациям в ходе реформ, но она по-прежнему востребована и по многим показателям удовлетворяет потребителей ее услуг. Вместе с тем, исследование выявило, что система НПО и СПО требует активной модернизации в соответствии с современными требованиями инновационной экономики и рынка труда.

The paper provides results of the sociological research on educational process assessment within primaryand secondary vocational education at Kemerovo region taken in 2010- 2011. On the basis of the received data they made a conclusion that primary and secondary vocational system as a social institute structure has been transformed in the process of reformation, but it remains in

demand as before and meets requirements of its customs. Still, the research proved that primary and secondary vocational system needs an active modernization in accordance with contemporary requirements of the innovation economy and labor market.

Ключевые слова: система образования; система НПО и СПО, удовлетворенность образовательным процессом

Keywords: system of education, primary and secondary vocational system, satisfaction with the educational process

На современном этапе общественно - экономического развития России проблема повышения эффективности системы начального профессионального образования (далее

- НПО) и среднего профессионального образования (далее СПО) актуализируется на всех уровнях власти, обсуждается в обществе как в связи с модернизацией образования, так и в

связи с инновационным характером экономи- всего, причины поступления учащихся в обра-

ки страны. зовательное учреждение: 42, 4 % планировали

Изменились социально-экономические ус- обучение в выбранном учреждении (рис. 1].

ловия в обществе и система НПО и СПО в новой социальной ситуации должна занять свое достойное место, она должна обеспечить инновационную, развивающуюся экономикумвысо-коквалифицированными кадрами.

Современные преобразования касаются не только вопросов повышения уровня подготовки выпускников; речь идет, к сожалению, и о том, быть или не быть системе НПО и СПО самостоятельным уровнем профессионального образования; есть ли перспективы развития начального профессионального образования как структуры института образования.

Данная статья - это ответ на поставленные выше вопросы на основе результатов проведенного социологического исследования.

При этом, выбор субъектов оценки системы НПО и СПО в Кемеровской области обусловлен развитием государственно-общественного характера управления, который ориентирует на учет мнения самих участников образовательных отношений (родителей, обучающихся, педагогов, администрации].

Таким образом, актуальность проведенного исследования обусловлена, прежде всего, тем, что оно учитывало мнение основных субъектов образовательного процесса о состоянии системы НПО и СПО относительно происходящих в ней изменениях.

Думается, что полученная информация позволит дать определенный ответ на вопросы «быть» или «не быть» системе НПО, определить перспективы ее модернизации, возможные пути развития.

В современной российской социологии образования ведутся исследования в направлении изучения профессиональных ориентаций и жизненных планов молодежи (А. Г. Чередниченко, В. Н. Шубкин и др.]; девиантных форм поведения учащихся системы НПО (В. М. Ага-нисьян, А. Габиани, А. Н. Григорьева, О. Здра-вомыслова и др.]; взаимодействия НПО и рынка труда (С. Ю. Алашеев, Г. Б. Зборовский, Т. Г. Кутейцына, А. В. Фаломкин и др.]; организации досуга учащихся НПО (Ю. Н. Круглов] и другие проблемы.

В ходе проведенного исследования было опрошено 2546 учащихся и студентов, 277 родителей обучающихся образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования Кемеровской области.

Изучая удовлетворенность образовательным учреждением, были выявлены, прежде

48,5 6,3 41,9 43,5 1,4 2,6

47,4

Рассматривал(а) Рассматривал(а) Заранее ЭтоОУ

еще 1-2 варианта еще 3 варианта выбрал(а) единственное в или более именно это ОУ населенном пункте

Рис. 1. Причины выбора образовательного учреждения (опрос обучающихся НПО (п = 797 чел.] и СПО (п = 1749 чел.], 2010 г, в %]

Важными причинами выбора образовательного учреждения респонденты отметили квалификацию преподавателей (35,4 %], возможность получить интересную профессию (32,5 %] и бесплатность обучения (24,7 %].

Почти четверть опрошенных (23,7 %] отметили высокую репутацию и престиж выбранных образовательных учреждений.

В то время как родители учащихся и студентов, наоборот, поставили на первое место, высокую репутацию и престиж образовательного учреждения (64,7 %] .

Выбор образовательного учреждения принимался обучающимися, в основном, совместно родителями (57,2 %], хотя более трети родителей доверили выбор будущей профессии и образовательного учреждения своим детям (35,4 %]; 6,5 % родителей единолично приняли решение о дальнейшем поступление в учреждение системы НПО и СПО.

В качестве основных причин выбора образования своим детям родители отметили: желание получить профессию, которая интересна ребенку и соответствует его способностям (41,1 %]; получение диплома о профессиональном образовании (23,9 %], формирование практических умений и навыков; (16,1 %]; возможность получить высокооплачиваемую профессию (5,2 %].

Анализ уровня удовлетворенности обучающиеся качеством подготовки в системе НПО и СПО свидетельствует, что большинство респондентов считают, что обучение позволяет им овладеть профессиональными умениями и навыками, необходимыми для успешного прохождения производственной практики (49,7 %]; дает возможность осваивать современные производственные технологии (38,6 %] (рисунок 2].

6,4 5,3

■ Иметь представление о том, какое оборудование применять в отрасли раньше

■ Овладевать профессиональными умениями и навыками, достаточными для успешного прохождения производственной практики

■ Осваивать современные производственные технологии и оборудование

■ Общаться с товарищами

Рис. 2. Цели производственного обучения (опрос обучающихся НПО и СПО, 2010 г, п = 2546 чел., в %]

По мнению 54,8 % респондентов, качество производственного обучения значимо для их дальнейшего трудоустройства, для получения повышенного разряда 28,3 % (рис. 3].

70 60 50 40 30 20 10 0

Овладение умениями Возможность Необходимо Необходимы связи

и навыками, получить прохождение

необходимыми повышенный разряд практик, занятий на

хорошему по профессии предприятии

профессионалу (учреждении)

■НПО "СПО

Рис. 3. Значимость производственного обучения (практик, занятий] для дальнейшего трудоустройства (опрос обучающихся НПО (п = 797 чел.] и СПО (п = 1749 чел.], 2010 г, в %]

Среди опрошенных учащихся и студентов, почти треть, планируют трудоустроиться на предприятии (учреждении], где проходят практику, из них 22,2 % уже заключили договор о последующем трудоустройстве.

Заключен договор о Планирует Необходимо искать Необходимо менять

последующем трудоустройство, но другое место работы профессию трудоустройстве неуверен(а)

■ НПО ЮТО

Рис. 4. Возможности дальнейшего трудоустройства на местах прохождения практики (опрос обучающихся НПО (п = 797 чел.] и СПО (п = 1749 чел.], 2010 г, в %]

В то же время 32,3% не уверены, что будут приняты из-за недостаточного уровня качества своей профессиональной подготовки (рис. 4]. При чем, среди обучающихся НПО, количество обучающихся не уверенных в том, что их примут, больше, чем у студентов СПО (28,7 % против 19,3 %].

Большинство обучающихся, анализируя возможности предприятий (учреждений] для прохождения практик, довольно высоко оценивают те предприятия (учреждения], с которыми уже существуют договора, так как это позволяет им развивать свои профессиональные умения и навыки (51,4 %].

Интересным и перспективным, на наш взгляд, является то, что 53,5 % обучающихся, от числа опрошенных, предпочли бы обучение профессии непосредственно на предприятии, а не в своем образовательном учреждении.

Большинство опрошенных студентов надеются получить знания для будущей профессии (46,3 %] и возможность продолжить образование (18,8 %], а не просто документ об образовании (8,8 %]; при чем, 7 % опрошенных обучающихся планируют как можно скорее начать работать.

Анализ наиболее предпочитаемых форм обучения в системе СПО и НПО свидетельствует о необходимости развития других форм обучения, в целом, об актуальности диверсификации системы.

Например, речь может идти об индивидуальных формах обучения по индивидуальным образовательным программам у мастеров своего дела системы НПО и СПО. Это подтверждается тем, по мнению опрошенных студентов, 61,3% считают, что мастер производственного обучения (преподаватели спецдисциплин, кураторы] обладают таким же мастерством, как и наставники на предприятии.

Кроме того, почти каждый пятый респондент (19,3 %] считает, что их мастер производственного обучения (преподаватель спецдисциплин, куратор] обладает гораздо более высоким уровнем профессионализма, чем наставники на предприятии. Обучающиеся считают, что они обучают их новым трудовым приемам, операциям (55,8 %], создают благоприятную социально-психологическую атмосферу (25,5 %], повышают будущую конкурентоспособность на рынке труда (13,6 %].

Показательны результаты опроса обучающихся относительно выбора предпочитаемых форм трудоустройства (рис. 5]. Предпочтительным является выбор традиционных подходов, 36, 8 % студентов останавливаются на государственных предприятиях и учреждениях.

Рис. 5. Предпочитаемая форма трудоустройства (опрос обучающихся НПО и СПО, 2010 г, п = 2546 чел., в %]

Это свидетельствует о необходимости рас-ставления и других акцентов поиска возможностей усиления подготовки обучающихся для других форм работы, низкий % выбора которых можно рассматривать, в том числе, как результат недостаточного уровне подготовки обучающихся в этих направлениях: ремесленничество, фермерство - 0,7 %, совместное предприятие

- 5,4 %, частное российское предприятие -14,4 %, иностранная фирма -10,6%.

Изучение уровня удовлетворенности условиями обучения, питания, проживания позволяет видеть перспективы улучшения системы СПО и НПО в направлении ее привлекательности для молодежи, для родителей, для педагогов.

Оценивая материально-техническую базу своего образовательного учреждения, 48,6 % обучающихся отметили необходимость закупок нового, современного производственного оборудования, считают его устаревшим 17 %.

Также респонденты считают, что необходимо обратить внимание на улучшение бытовых условий в общежитии 15,7 %; 3,4 % ре-

спондентов отметили необходимость закупить в их образовательное учреждение компьютерный класс.

Родители, оценивая материально-техническую базу образовательных учреждений, отметили необходимость современного оборудование для производственных мастерских

- 40,4 %, компьютеров и оргтехники - 22,7 %, улучшить питание обучающихся - 20,3 %, современной литературы по профессии - 17,4 %, обеспокоены условиями проживания в общежитии 4,9 %,.

На вопросы относительно технологий обучения 35,2 % респондентов оценивают их как современные, но знают и более современные;

23,9 % считают, что подобные технологии ис-

пользуют предприятия-лидеры. Тем не менее, 5,6 % студентов отмечают, что эти технологии уже не используются в современных производственных условиях; 6 % студентов признали технологии, которым их обучают самыми передовыми, еще не внедренными в реальное производство; 14 % студентов затруднились ответить.

Анализируя организацию учебного процесса, мы выясняли, какие предметы являются наиболее полезными и значимыми для обучающихся с их точки зрения.

Большинство, 54,8 % обучающихся, отметили, что дисциплинам специального цикла они уделяют основное внимание при подготовке (66,6 %]; считают их более полезными для дальнейшей профессиональной деятельности (67,7 %]; относятся к изучению специальных дисциплин более серьезно (46,8 %].

В то же время, 49 % респондентов считают, что для современного специалиста значимо изучение общеобразовательных предметов;

22,9 % отмечают, что общеобразовательные предметы помогут ему лучше понять особенности будущей профессии (22,9 %]. Только 11,5 % от числа опрошенных считают данные предметы лишними в профессиональной подготовке.

Изучался вопрос участия обучающихся в конкурсах профессионального мастерства, творческих и исследовательских работ, олимпиадах по предметам общеобразовательного цикла. Установлено, что лишь 6,6 % обучающихся имеют возможность очень частого подобного участия; 21,5 % отметили, что они могут довольно часто участвовать в конкурсах и олимпиадах. Однако, большинство, 39,8 % обучающихся, отметили редкую для себя возможность принимать участие в подобных конкурсах, олимпиадах. Родители, наоборот, считают, что их дети часто имеют возможность принимать участие в конкурсах профессионального мастерства, творческих, исследовательских работ, олимпиадах по предметах общеобразовательного цикла (61 %].

Для общей оценки образовательного учреждения мы попросили респондентов оценить их образовательное учреждение в сравнении с другими образовательными учреждениями этого же профиля той же ступени образования (начальное или среднее профессиональное образование] в их городе (регионе].

В целом можно отметить положительное отношение обучающихся к своим образовательным учреждениям. Наибольшую оценку получил блок критериев, отражающих профессионализм педагогических кадров образовательного учреждения (4,51 - 4,36 балла].

Наименьшие баллы отражают качество условий проживания в общежитии (3,03 балла) и сложность поступления в образовательное учреждение (3,19 балла).

Причем студенты НПО условия проживания в общежитии оценили даже ниже удовлетворительного (2,93 балла). Что в принципе может объясняться как объективными причинами (недостаток финансирования для ремонта и обслуживания общежитий и т. д.), так и субъективными (необходимостью адаптироваться к новым бытовым условиям, самостоятельному ведению быта и т. д.).

Сравнительно высоко респонденты оценили и обеспеченность литературой (4,24 балла) и доступом к компьютерам, оргтехнике, Интернету (4,04 балла). Вместе с тем, организация дополнительного образования и внеурочная деятельность, а также состояние учебных и производственных помещений была оценена обучающимися ниже 4 баллов.

Интересен тот факт, что, несмотря на довольно высокую оценку престижа и репутации образовательного учреждения (4,25 балла), обучающиеся отметили критическое отношение к контингенту обучающихся, к их способностям, к заинтересованности в обучении (3,77 балла), а также к перспективам дальнейшей профессиональной деятельности (возможность трудоустройства - 3,8 балла и уровень заработков выпускников - 3,6 балла).

Тем не менее, большинство обучающихся устраивает их образовательное учреждение и получаемая профессия (68,2 %), причем обучающиеся НПО в большей степени, чем СПО, удовлетворены ОУ и профессией (77,2 % против 64,1 % в СПО) (рис. 6).

Родители также удовлетворены выбором как образовательного учреждения, так и профессии (специальности) (86 %).

86

ii;i

mu

4,5 3.9 2 S 1 2.9 (I 7 6>6 5:4 3.8 2 8 1 6

Не менял(а) бы, Выбрал(а) бы Выбрал(а) бы Выбрал(а) бы Выбрал(а) бы

все устраивает другое ОУ, не другое ОУ, не другую другую

устраивает устраивают профессию, так профессию, так

качество преподаватели как не как нет

профподготовки устраивают способностей к

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

перспективы выбранной

■ НПО иСПО ■ Мнение родителей

Рис. 6. Возможности изменения профессионального выбора (опрос обучающихся НПО (п = 797 чел.) и СПО (п = 1749 чел.) и их родителей (п =..................................чел.), 2010 г, в %)

Кроме удовлетворенности профессиональной подготовкой нами изучались вопросы, касающиеся свободного времени обучающихся.

Приоритетными занятиями в свободное время респонденты назвали встречи с друзьями и приятелями (45,2 %), прослушивание музыки и просмотр видеофильмов (31,3 %), занятия на компьютере (22,9 %). Эти данные подтверждает и опрос родителей (табл. 1.).

Интерес тот факт, что, несмотря на то, что лишь 4,6 % респондентов занимаются общественной работой, уровень развития общественного движения (волонтерство, деятельность различных общественных организаций, ученическое самоуправление, клубы по интересам и др.) в образовательном учреждении оценивается респондентами довольно высоко (41,7 % как очень хороший, а 28,5 % как удовлетворительный).

Большинство, опрошенных, уделяет значительное количество времени просмотру телевизора и нахождению в Интернете - по 58,1 %, они тратят на это от одного до трех часов в день. Лишь 10,5 % обучающихся, вообще, не смотрят телевизор, а 17,3 % не имеют Интернета.

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

В ОУ Дома У друзей В В спортзале, Другое

молодежных на стадионах,

' 'тусовках" турпоходах

Рис. 7. Место проведения свободного времени (опрос обучающихся НПО и СПО (п = 2546 чел.) и их родителей (п = чел.), 2010 г, в %)

Относительно места проведения свободного времени, более трети респондентов отметили собственный дом (35,4 %). Примечательно, что каждый десятый обучающийся проводит свое свободное время в спортзалах, на стадионах и турпоходах (11,5 % и 12,3) (рис. 7). В то время как родители ставят на второе, после дома, (41,3 %) место проведения свободного времени - это образовательное учреждение (29,7 %).

Довольно активный спортивный образ жизни обучающихся подтверждается ответами на вопрос: «Занимаетесь ли Вы физкультурой, спортом, туризмом?». В результате, 32,5 % обучающихся отметили, что занимаются спортом в училище и участвуют в соревнованиях. Еще

24,9 % -делают утреннюю гимнастику и занимаются физической культурой. Тем не менее, 18,2 % респондентов вообще не интересуются спортом (рис. 8).

Таблица 1

Занятия свободного времени обучающимися НПО и СПО (опрос обучающихся НПО (п = 797 чел.] и СПО (п = 1749 чел.] и их родителей (п = ....], 2010 г, в %]

Варианты Всего НПО СПО Мнение родителей

Встречи с друзьями и приятелями 45,2 47,6 44,1 54

Прослушивание музыки и просмотр видео 31,3 34,5 29,8 25,5

Занятия на компьютере 22,9 21,5 23,5 40,9

Просмотр телевизионных передач 16,5 20,7 14,5 22,9

Занятие домашним хозяйством 14,8 18,3 13,3 22,8

Овладение профессией 13,8 14,8 13,3 12,3

Отдых 11,6 12,7 11,1 8,5

Посещение дискотек 11,5 12,9 10,9 6,9

Посещение кинотеатров 10,8 10 11,1 9,6

Посещение кружков, секций 10,2 9,9 10,4 16,3

Чтение художественной литературы 9 7,8 9,5 6,3

Участие в художественной самодеятельности 5,1 3,9 5,6 11,9

Занятие общественной работой 4,6 5,6 4,1 13,1

Занятие рукоделием 4,1 5,3 3,5 5,3

Посещение театров, концертов 3,9 4 3,8 3,1

Чтение газет и журналов 3,7 3,1 3,9 1,6

Воспитание младшего брата (сестры) 3,1 4,5 2,5 7,5

Посещение музеев и выставок 1,8 1,3 2,1 1,7

Представленные результаты социологического опроса дают основания для формирования некоего представления о системе СПО и НПО Кемеровской области, которое получено на основе анализа оценки основных компонентов системы, полученной в 2010-2011 году.

Выявлены причины, по которым школьники сделали свой выбор учебного заведения; он осуществлен под влиянием ближайшего социального окружения, и, прежде всего, родителей.

Исследование позволяет сделать вывод о том, что начальное и среднее профессиональное образование, в целом, позволяет подросткам с различными возможностями (интеллектуальными, материальными, адаптивными) реализовать свои профессионально-образовательные и социальные потребности.

Опрос показал стремление большинства выпускников обратиться за помощью в поиске работы к ближайшему социальному окружению. В связи с этим нас интересовала организация помощи по трудоустройству в УНПО.

Выяснилось, что учебные заведения берут на себя определенные обязательства по трудоустройству выпускников, в виде заключенных договоров с предприятиями. Досуговая деятельность рассматривается как неотъемлемая часть воспитания и включает работу спортивных секций, а также кружковую работу по различным направлениям. Социально-психологический климат способствует положительной самооценке учащихся и помогает сформировать круг друзей.

В целом, можно утверждать, что оценки общеобразовательной и профессиональной подготовки в УНСПО дифференцируются в зависимости от личных планов учащихся. Те, кто намерены повысить уровень образования, отмечают недостаток знаний по общеобразовательным предметам. Те, кто намерены работать по профессии, отмечают недостаток практической подготовки. Те, кто решили сменить профессию или планируют пойти служить в ряды вооруженных сил, полностью удовлетворены

объемом знаний.

Проведенный опрос подтверждает способность учреждений НПО и СПО обеспечить трудоустройство выпускников, реализовать потребность в общении и самоутверждении в благоприятной среде, заполнить свободное время учащихся, что в свою очередь влияет на снижение риска асоциальных форм поведения.

Полученные результаты дают возможность определить перспективы оптимизации системы НПО и СПО и более обоснованно перейти к формированию новой системы качества образования, отвечающей требованиям инновационной экономики и современного рынка труда.

32,5

24,S

93 9 14 18,3 8,6

/ / / // //'/// ■ / / /

Рис. 8. Занятия физической культурой, спортом, туризмом (опрос обучающихся НПО и СПО, 2010 г, п = 2546 чел., в %)

УДК / UDC 377 Е. П. Кремзюк, заведующая учебной частью, ГОУ НПО

«Профессиональный лицей № 10», г. Новокузнецк, Кемеровская область, Россия, [email protected]

Eugenia Kremzuk, head of the study department, «Vocational Lyceum № 10», Nobokuznetsk, Kemerovo region, Russia, [email protected]

ВНЕДРЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДхОДА В УЧЕБНЫЙ ПРОцЕСС ПРОФЕССИИ «АВТОМЕхАНИК»

IMPLEMENTING coMPETENcE APPRoAcH

into the study process of mechanical operator students

В статье описывается опыт работы педагогический коллектив профессионального лицея №10 над постепенным изменением содержания, методов воспитания и обучения, созданием эффективной образовательной среды, способствующей реализации профессиональных программ, формированию общих и профессиональных компетенций в группах обучающихся по профессии «автомеханик».

The article gives an overview of the work of the pedagogical team of the Vocational Lyceum № 10 at Nobokuznetsk on the gradual changing of the content, teaching and training methods, elaboration of the efficient educational environment improving vocational curricula realization, forming basic and professional competences in groups of students of profession “pitman; serviceman".

Ключевые слова, компетентностный подход, компетенции, опыт.

Key words, competence approach,

competences, experience.

Одна из наиболее востребованных профессий в нашем городе - профессия «автомеханик», квалификация - слесарь по ремонту автомобилей. В этом учебном году лицей получил статус базового образовательного учреждения в данном направлении.

На протяжении трех последних лет педагогический коллектив профессионального лицея №10 работал над постепенным изменением содержания, методов воспитания и обучения, созданием эффективной образовательной среды, способствующей реализации профессиональных программ, формированию общих и профессиональных компетенций в группах обучающихся, выбравших эту профессию. В центре ФГОС - компетентностный подход, т. е. не знания, не навыки, а универсальные действия, которыми должен овладеть обучающийся, что-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.