Научная статья на тему 'ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ СПО В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: КАРЬЕРНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ И ПРАКТИКИ ПОИСКА РАБОТЫ'

ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ СПО В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: КАРЬЕРНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ И ПРАКТИКИ ПОИСКА РАБОТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
369
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫПУСКНИКИ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КАРЬЕРНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ / КАНАЛЫ ПОИСКА РАБОТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ЗАРПЛАТНЫЕ ОЖИДАНИЯ / ВЕКТОРЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА / GRADUATES / EMPLOYMENT / INFORMATION TECHNOLOGY / INFORMATION SECURITY / CAREER PREFERENCES / JOB SEARCH CHANNELS / PROFESSIONAL COMPETENCIES / SALARY EXPECTATIONS / EMPLOYMENT VECTORS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Волошина Ирина Александровна, Козлова Лидия Викторовна

В статье представлены результаты исследования тактики поиска работы и карьерных предпочтений выпускников по специальностям в области информационных технологий и информационной безопасности (далее - ИТ-специальности), окончивших образовательные организации среднего профессионального образования (далее - СПО) в 2016 - 2019 гг. В качестве основного метода сбора данных использовался формализованный количественный опрос 1500 выпускников, в том числе проживающих в региональных центрах (городах-миллионниках) 17 субъектов РФ по структурированной онлайн-анкете. Респонденты приняли участие в исследовании посредством самостоятельного заполнения анкеты по URL-ссылке, телефонного интервью и очного заполнения распечатанной бумажной версии анкеты. В целях повышения качества получаемых данных, а также формирования целостного представления об особенностях приема на работу выпускников СПО по ИТ-специальностям анкетный опрос был дополнен серией из 15 глубинных интервью по структурированному гайду с представителями профессиональных образовательных организаций, занимающихся вопросами трудоустройства выпускников. Результаты исследования могут применяться при определении основных практик трудоустройства и карьерных ориентиров молодых специалистов ИТ-специальностей (каналы и продолжительность поиска работы, востребованность профессиональных компетенций, зарплатные ожидания и др.), выявлении основных причин отказа молодых специалистов от работы по полученной специальности, выработке концептуальных схем, ключевых векторов и траекторий их трудоустройства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Волошина Ирина Александровна, Козлова Лидия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMPLOYMENT OF GRADUATES OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION IN INFORMATION TECHNOLOGIES AND INFORMATION SECURITY: CAREER PREFERENCES AND JOB SEARCH

The article presents the study results of job search tactics and career preferences of graduates in the field of information technology and information security (hereinafter referred to as IT specialties) who graduated from educational institutions of secondary vocational education (hereinafter referred to as SVE) in 2016-2019. The main method to collect data was a formalized quantitative survey of 1,500 graduates, including those living in regional centers (cities with a population of over one million) in 17 constituent entities of the Russian Federation, by means of a structured online questionnaire. The respondents took part in the study by filling out the questionnaire online, by telephone and in person filling out a printed copy of the questionnaire. To improve the quality of the data and to form a holistic view of the peculiarities of recruiting graduates of secondary vocational education in IT specialties, the questionnaire survey was supplemented by 15 profound interviews on a structured guide with representatives of professional educational organizations who deal with the employment of graduates. The study results may help determine the main employment practices and career guidelines for young IT specialists (channels and duration of job search, demand for professional competencies, salary expectations, etc.), identify the main reasons why young specialists refuse to work by profession, develop conceptual schemes, and key directions for their employment.

Текст научной работы на тему «ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ СПО В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: КАРЬЕРНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ И ПРАКТИКИ ПОИСКА РАБОТЫ»

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.34022/2658-3712-2020-41-4-120-134 УДК 331.101

ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ СПО В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: КАРЬЕРНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ И ПРАКТИКИ ПОИСКА РАБОТЫ

И.А. Волошинаа, Л.В. Козловаь

а ь Всероссийский научно-исследовательский институт труда, Москва, Россия а https://orcid.org/0000-0002-5405-3699; ь https://orcid.org/0000-0003-4548-7564

АННОТАЦИЯ

В статье представлены результаты исследования тактики поиска работы и карьерных предпочтений выпускников по специальностям в области информационных технологий и информационной безопасности (далее - ИТ-специальности), окончивших образовательные организации среднего профессионального образования (далее - СПО) в 2016 - 2019 гг. В качестве основного метода сбора данных использовался формализованный количественный опрос 1500 выпускников, в том числе проживающих в региональных центрах (городах-миллионниках) 17 субъектов РФ по структурированной онлайн-анкете. Респонденты приняли участие в исследовании посредством самостоятельного заполнения анкеты по и^-ссылке, телефонного интервью и очного заполнения распечатанной бумажной версии анкеты. В целях повышения качества получаемых данных, а также формирования целостного представления об особенностях приема на работу выпускников СПО по ИТ-специальностям анкетный опрос был дополнен серией из 15 глубинных интервью по структурированному гайду с представителями профессиональных образовательных организаций, занимающихся вопросами трудоустройства выпускников. Результаты исследования могут применяться при определении основных практик трудоустройства и карьерных ориентиров молодых специалистов ИТ-специальностей (каналы и продолжительность поиска работы, востребованность профессиональных компетенций, зарплатные ожидания и др.), выявлении основных причин отказа молодых специалистов от работы по полученной специальности, выработке концептуальных схем, ключевых векторов и траекторий их трудоустройства.

Ключевые слова: выпускники; трудоустройство; информационные технологии; информационная безопасность; карьерные предпочтения; каналы поиска работы; профессиональные компетенции; зарплатные ожидания; векторы трудоустройства.

Для цитирования: Волошина И.А., Козлова Л.В. Трудоустройство выпускников СПО в области информационных технологий и информационной безопасности: карьерные предпочтения и практики поиска работы. Социально-трудовые исследования. 2020; 41(4):120-134. ЭЭ!: 10.34022/2658-3712-2020-41-4-120-134.

ОRIGINAL PAPER

EMPLOYMENT OF GRADUATES OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION IN INFORMATION TECHNOLOGIES AND INFORMATION SECURITY: CAREER PREFERENCES AND JOB SEARCH

I.A. Voloshinaa, L.V. Kozlovab

a' b All-Russia Research Institute of Labour, Moscow, Russia a https://orcid.org/0000-0002-5405-3699; b https://orcid.org/0000-0003-4548-7564

© Волошина И.А., Козлова Л.В., 2020.

ABSTRACT

The article presents the study results of job search tactics and career preferences of graduates in the field of information technology and information security (hereinafter referred to as IT specialties) who graduated from educational institutions of secondary vocational education (hereinafter referred to as SVE) in 2016-2019. The main method to collect data was a formalized quantitative survey of 1,500 graduates, including those living in regional centers (cities with a population of over one million) in 17 constituent entities of the Russian Federation, by means of a structured online questionnaire. The respondents took part in the study by filling out the questionnaire online, by telephone and in person filling out a printed copy of the questionnaire. To improve the quality of the data and to form a holistic view of the peculiarities of recruiting graduates of secondary vocational education in IT specialties, the questionnaire survey was supplemented by 15 profound interviews on a structured guide with representatives of professional educational organizations who deal with the employment of graduates. The study results may help determine the main employment practices and career guidelines for young IT specialists (channels and duration of job search, demand for professional competencies, salary expectations, etc.), identify the main reasons why young specialists refuse to work by profession, develop conceptual schemes, and key directions for their employment.

Keywords: graduates; employment; information technology; information security; career preferences; job search channels; professional competencies; salary expectations; employment vectors.

For citation: Voloshina I. A., Kozlova L. V. Employment of graduates of secondary vocational education in information technologies and information security: career preferences and job search. Social and labor research. 2020; 41(4):120-134. DOI: 10.34022/2658-3712-2020-41-4-120-134.

ВВЕДЕНИЕ

Трудоустройство выпускников образовательных организаций является значимым показателем эффективности системы профессионального образования, который демонстрирует качество подготовки кадров и позволяет делать выводы о том, в какой степени система СПО отвечает потребностям рынка труда. Результаты мониторинга показывают, что доля работающих выпускников профессиональных образовательных организаций в среднем ниже по сравнению с имеющими постоянную трудовую деятельность выпускниками вузов [1, 2]. Более того, величина данного показателя по отдельным группам специальностей и направлений подготовки существенно различается. Так, например, доля трудоустроенных среди выпускников с высшим образованием в области информационно-коммуникационных технологий составляет почти 95 %, с СПО - около 87 % [3]. При этом доля имеющих работу выпускников, получивших образование по информационной безопасности в организациях СПО, составляет около 73 %, что на 18,7 % меньше по сравнению с выпускниками, имеющими высшее образование по аналогичной группе специальностей (направлений подготовки) (табл. 1). Таким образом, значимые расхождения показателя трудоустройства выпускников свидетельствуют о необходимости специального изучения особенностей трудоустройства выпускников организаций СПО в сфере информационных технологий и информационной безопасности, карьерных предпочтений молодых специалистов.

Текущая структура выпуска студентов организаций СПО сформировалась в рамках синусоидального тренда: общая численность проходящих обучение сокращалась до 2013/14 учебного года, а затем увеличивалась. Причинами данных изменений стали, прежде всего, демографическая ситуация и растущий приток в систему СПО выпускников 9-х классов школ после сдачи основного государственного экзамена (ОГЭ), что, в свою очередь, было вызвано стремлением ряда учащихся избежать сдачи ЕГЭ в 11-м классе [4, с. 9].

По данным Минкомсвязи России ИТ-отрасль в течение последних лет остается одной из самых эффективных в экономике страны. При этом российская экономика продолжает испытывать существенный недостаток квалифицированных ИТ-специалистов [5, 6]. Большинство работодателей ИТ-отрасли не готово заполнять вакансии выпускниками организаций СПО. Предпочтение отдается соискателям с высшим образованием даже для тех позиций, где высшее образование не требуется. В результате между спросом и предложением на рынке труда возникает противоречие, ограничивающее трудоустройство выпускников СПО по полученной специальности, на начальном этапе формируются барьеры для развития их трудовой и карьерной траектории в ИТ-отрасли.

В целях анализа практики трудоустройства (каналов и продолжительности поиска работы, востребованности профессиональных компетенций и т. п.) определения карьерных предпочтений, Центр развития профессиональных квалификаций «ВНИИ труда» Минтруда России провел

Таблица 1 / Table 1

Выпускники образовательных организаций 2010-2015 гг. по результатам трудоустройства, уровню образования и группам профессий (специальностей) / Graduates of educational organizations in 2010-2015 by employment results,

education and profession

Уровень образования/укрупненные группы специальностей / Level of education/enlarged groups of specialties в том числе / including

трудоустроились, всего / employed, total из них / from them не трудоустроились, всего / not employed, total из них / from them

искавшие работу / those who looked for a job не искавшие работу / those who didn't look for a job искавшие работу / those who looked for a job не искавшие работу / those who didn't look for a job

Численность выпускников, получивших высшее образование - всего 90,5 61,2 29,3 9,5 4,6 4,9

Информационная безопасность 91,8 61,5 30,4 8,2 1,1 7,0

Информатика и вычислительная техника 94,6 72,1 22,5 5,4 3,3 2,1

Численность выпускников, получивших среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена - всего 86,4 65,3 21,1 13,6 5,5 8,1

Информационная безопасность 73,1 38,1 35,1 26,9 9,0 17,9

Информатика и вычислительная техника 87,1 72,6 14,6 12,9 5,8 7,1

Источник/Source: составлено на основе выборочного федерального статистического наблюдения трудоустройства выпускников, получивших среднее профессиональное и высшее образование, 2016 г. / based on a Selected Federal Statistical Surveillance of Employment of Graduates with Secondary Professional and Higher Education, 2016.

исследование выпускников СПО по следующим ИТ-специальностям:

• информационная безопасность (ОКСО 2.10.00.00);

• компьютерные системы и комплексы (ОКСО 2.09.02.01);

• компьютерные сети (ОКСО 2.09.02.02);

• программирование в компьютерных системах (ОКСО 2.09.02.03);

• информационные системы (по отраслям) (ОКСО

2.09.02.04);

• прикладная информатика (по отраслям) (ОКСО

2.09.02.05).

Участниками исследования стали 1500 выпускников организаций СПО по ИТ-специальностям в возрасте от 18 до 25 лет, завершившие обучение в 2016 - 2019 гг. (целевая аудитория 1). В качестве основного метода сбора данных был определен формализованный количественный опрос по структурированной онлайн-анкете. Респонденты приняли участие в исследовании посредством самостоятельного заполнения анкеты по URL-ссылке, телефонного интервью и очного заполнения распечатанной бумажной версии анкеты. В выборку исследования были включены 17 регионов Российской Федерации с численностью населения регионального центра от 1 млн человек по состоянию на 1 января 2019 г. Ввиду территориальной близости и высокой мобильности студенческой молодежи Московской и Ленинградской областей данные регионы рассматриваются агрегировано с городами Москва и Санкт-Петербург.

Для обеспечения репрезентативности общий объем выборки 1500 человек был распределен между всеми стратами пропорционально весу каждой страты. Вес каждой страты был определен на основании численности студентов СПО по каждому целевому региону исследования.

В целях повышения качества получаемых данных, а также формирования целостного представления об особенностях приема на работу выпускников СПО по ИТ-специальностям анкетный опрос был дополнен серией из 15 глубинных интервью по структурированному гайду с представителями профессиональных образовательных организаций, занимающихся вопросами трудоустройства выпускников (целевая аудитория 2). Специалисты организаций СПО приняли участие в исследовании посредством телефонного интервью, веб-конференции ^куре, WhatsApp и другие инструменты, удобные представителям целевой аудитории) либо очного интервью.

ОСОБЕННОСТИ СПРОСА НА ИТ-СПЕЦИАЛИСТОВ

НА СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ТРУДА

По результатам серии глубинных интервью с сотрудниками профессиональных образовательных организаций были выявлены основные ожидания работодателей при приеме на работу выпускников СПО и критерии, которыми руководствуются работодатели при отборе молодых специалистов; охарактеризован трудовой потенциал выпускников ИТ-специальностей в системе

СПО; определены основные факторы и барьеры их трудоустройства. Оценки данной группы респондентов (далее - «внутренние эксперты») рассматривались как экспертные мнения, поскольку они владеют информацией об обстоятельствах трудоустройства выпускников по приобретенной специальности (как о запросах и ожиданиях молодежи, так и о требованиях различных категорий работодателей). Полученные в ходе интервью данные были дополнены сведениями из открытых источников. Точки зрения и позиции профильных специалистов, ссылки на их мнения и оценки, взятые из открытых источников, определены в работе как «внешние эксперты».

Критерии отбора молодых специалистов и ожидания работодателей

Российская экономика испытывает недостаток квалифицированных ИТ-специалистов. Дефицит сохраняется на фоне высокого уровня неудовлетворенности работодателей знаниями и практическими навыками молодых специалистов. О нехватке у выпускников организаций СПО необходимых знаний и навыков, по данным «Бостон консалтинг групп» (The Boston Consulting Group - BCG), заявляют 60 % работодателей, имеющих вакансии и занимающихся активным поиском работников [7, с. 23]. Согласно оценке экспертов Института развития интернета (ИРИ), только 15-20 % выпускников готовы к немедленному трудоустройству и эффективной работе в сфере ИТ на условиях работодателя, а средний срок дополнительной подготовки на рабочем месте составляет от шести месяцев до одного года [8].

Аналогичные оценки подготовленности выпускников СПО обозначили в ходе интервью и «внутренние эксперты», отметив, что работодатель не готов «выращивать» специалистов, но готов предложить выпускникам СПО минимальную оплату труда для данной сферы. В первую очередь работодателей интересует релевантный опыт работы, но за ним идут на рынок труда не более 22 % студентов организаций СПО. По оценкам «внешних экспертов», во время учебы 62 % студентов работает не по специальности, при этом 54 % студентов работают исключительно для удовлетворения финансовых потребностей [9, с.17].

Профессиональная подготовка выпускников СПО оценивается руководителями российских компаний в 3,5-3,7 балла по 5-балльной шкале. На «троечку» они оценивают их навыки самоорганизации, способности к анализу данных и решению нестандартных ситуаций [10].

В чем причина таких низких оценок? Прежде всего в отсутствии у выпускников СПО необходимых знаний и умений для работы на современном цифровом оборудовании, обслуживания информационных систем и пр. Помимо этого, работодатели отмечают недоукомплектованность учебно-материальной базы организаций СПО, слабый уровень преподавания и недостаточное использование в обучении научной и учебной литературы на иностранном языке (используют не более 10 % преподавателей).

Один из значимых факторов, способных формировать спрос на выпускников СПО, - уровень доверия работодателей к диплому конкретной профессиональной образовательной организации. Однако отсутствие информации об организации, непрозрачность ее репутации для рынка труда, а также объективно недостаточно качественная подготовка выпускников не способствуют формированию такого доверия.

Опрос «внутренних экспертов» позволил создать портрет успешного соискателя - выпускника профессиональной образовательной организации глазами работодателя. Участники опроса выделили и оценили значимость требований, которые предъявляет подавляющее большинство работодателей ИТ-отрасли (рис. 1).

Набольший вес присвоен двум критериям - обучаемости (очевидной способности молодого специалиста к приобретению необходимых навыков в достаточно короткие сроки) и рабочей дисциплине (способности к соблюдению рабочего графика, внутренних регламентов и пр.).

«Внутренние эксперты» видят проблему в завышенных зарплатных ожиданиях выпускников, которые полагают, что ИТ-отрасль - это сфера исключительно высокооплачиваемого труда. Отмечено также приоритетное требование работодателей к наличию у выпускников опыта работы, что прямо и косвенно принижает значимость образования, не способствуют формированию качественного специалиста. Совмещение учебы и работы (даже при неполном рабочем дне) в большинстве случаев негативно сказывается на успеваемости студентов.

Мотивированность молодых специалистов к профессиональному развитию, по мнению «внешних и внутренних экспертов», напрямую зависит от уровня заработной платы. «Внутренние эксперты» в ходе опроса особо отмечали, что достаточно часто работодатели предлагают вчерашнему выпускнику системы СПО 22-27 тыс. руб. в месяц и, как следствие, фактически подталкивают его к уходу из про-

фессии. Мобильность молодежи в образовательной и профессиональной сферах является объективной характеристикой современного рынка труда.

Трудоустройство выпускников по полученной специальности, трудовой потенциал молодых специалистов

Катализаторы

По оценке большинства «внутренних экспертов», среди наиболее перспективных специальности в сферах информационных технологий, развития сетевых сервисов, прикладной информатики и программирования занимают первые строчки. В век интенсивного развития и агрессивной популяризации интернета, языков программирования, программных продуктов и информационных систем подобный результат вполне предсказуем. Регулярный набор ИТ-специалистов осуществляют как профильные крупные и средние компании, так и многоотраслевые компании, нуждающиеся в высококвалифицированном собственном ИТ-департаменте, обеспечивающем эффективность основной деятельности.

В настоящее время российская экономика испытывает дефицит представителей широкого спектра ИТ-специальностей в машиностроении, приборостроении, медицине, агропромышленном комплексе, в сфере технологических разработок и пр. Вакансии для ИТ-специалистов постоянно открываются в финансовой и банковской сферах, в торговых, логистических компаниях, издательском бизнесе, СМИ и рекламе. Практически каждый гражданин РФ ощутил на себе в последние годы исключительные темпы роста цифровизации учреждений государственного сектора.

Сфера информационных технологий является одной из наиболее перспективных среди областей профессиональной деятельности, более того, ИТ-сегмент российского рынка труда имеет предпосылки к еще более динамичному росту. «Внутренние эксперты» особо отмечают, что конкуренция между соискателями неизбежно будет развиваться в рамках переориентации от закрытой модели (для которой характерна тактика переманивания кадров) к открытой - поступательному и системному насыщению молодыми специалистами, получившими высшее и среднее профессиональное образование.

Поэтому представляется целесообразным обобщить прогнозные предположения относительно востребованности выпускников организаций СПО по ИТ-специальностям. Часть внешнего экспертного сообщества дает исключительно оптимистичные

Наличие

необходимых Умеренные ЗП

знаний и умений ожидания

9%

Рабочая

дисциплина 25% е

16% 16%

Опыт работы Мотивированность

на 3-4 курсе в профессии

Рис. 1 / Fig. 1. Требования, которые предъявляют к выпускникам работодатели в ИT-индустрии / Requirements of employers in the IT-industry to graduates

Источник/Source: составлено по результатам опроса, проведенного ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России / based on a survey by the FSBI All-Russian Research Institute of Labor, Ministry of Labor of Russia

прогнозы существенного роста спроса, но этот сценарий сформирован на среднесрочную перспективу [11]. Эксперты связывают рост с поступательным развитием секторов российской экономики, где потребность в профильных специалистах с данным уровнем подготовки традиционно высока. При этом, рассуждая о качестве подготовки молодых специалистов, они делают акцент на том, что система СПО обладает явным достоинством очного обучения как в государственном, так и в частном секторах.

Однако результаты исследования «Россия 2025: от кадров к талантам», проведенного BCG совместно со Сбербанком, WorldSkills Russia и Global Education Futures свидетельствуют об удешевлении технологий на фоне недостаточной качественной динамики изменений профессиональной подготовки молодых ИТ-специалистов относительно запросов большинства секторов экономики. Эта оценка, безусловно, должна быть принята во внимание, поскольку движение WorldSkills Russia всеми «внутренними экспертами» - специалистами организаций СПО рассматривается как карьерный лифт для молодых людей, ориентированных на среднее профессиональное образование [7].

В ноябре 2019 г. компании International Data Corporation (IDC) и Microsoft представили результаты исследования, согласно которым большинство компаний Центральной и Восточной Европы, включая Россию, хорошо осведомлены о цифровой трансформации, при этом 89 % из них считают ее необходимой. Но только 13 % компаний активно внедряют современные технологии или имеют стра-

тегию цифровой трансформации бизнеса. Один из основных барьеров - нехватка квалифицированных ИТ-специалистов [12, 13].

Обращает на себя внимание, что уровень первоначальных требований работодателей к выпускникам технических специальностей выше, чем к выпускникам бизнес-специальностей. Необходимые навыки молодые люди получают на практике или стажировке на профильных предприятиях-партнерах организаций СПО. И, по мнению «внутренних экспертов», это самый надежный путь к трудоустройству по специальности. Практические занятия на производстве студенты проходят в течение 3-4-летнего профессионального образования. Чем более сильного партнера имеет СПО, тем выше вероятность, что его студенты к моменту получения диплома смогут объективно оценить свою собственную карьерную траекторию в ИТ-сфере, примут решение связать свою жизнь с выбранной специальностью, сменить специальность или область деятельности.

«Внутренние эксперты» - участники глубинных интервью особо отмечали: когда работодатель проявляет гибкость и дальновидность, может оценить потенциал и дополнительные компетенции студента, принять во внимание возникновение налоговых льгот для бизнеса при привлечении молодых специалистов на определенных условиях, создаются взаимовыгодные условия для компании и для претендента. Такой подход, ориентированный на формирование кадрового потенциала, реализуют крупные компании-работодатели.

Прогрессивный путь, по убеждению «внутренних экспертов», - это создание работодателем отдельных вакансий для выпускников, разработка специальных программ адаптации молодых специалистов на предприятии и траекторий их карьерного роста (не менее чем на 1,5-2 года). Работодатель при конкурсном отборе соискателей должен отдавать приоритет оценке багажа знаний, полученных вчерашним студентом. Таким образом работодатель сможет повернуться лицом к выпускнику без опыта работы и будет учитывать его достоинства и потенциал при трудоустройстве. Выпускник, в свою очередь, будет искать работу в условиях так называемой нишевой конкуренции с подобными себе соискателями.

Интересно отметить результаты исследования IDC [12, 13], в рамках которого были определены пять навыков ИТ-специалистов, которые будут актуальными в России и странах Центральной и Восточной Европы в ближайшие два-три года:

• анализ больших данных;

• использование приложений для совместной работы;

• автоматизация и роботизация процессов;

• мобильность;

• информационная безопасность и защита данных. Оценивая перспективы выпускников СПО ИТ-

специальностей, целесообразно особо выделить из данного списка 3-й и 5-й пункты, поскольку они наиболее наглядно свидетельствуют о конкурентоспособности и востребованности с точки зрения работодателей молодых специалистов, обучающихся и уже получивших образование в организациях СПО по специальностям «Информационная безопасность данных» и «Автоматизированные системы обработки информации и управления».

Ограничения и барьеры

Важной особенностью российского рынка труда является то, что примерно каждый четвертый выпускник вуза занимается выполнением трудовой деятельности, которая не предполагает наличие высшего образования, и, как следствие, вытесняет с рынка выпускника СПО по данной специальности. Поэтому происходит повышение спроса либо на высококвалифицированных специалистов, либо на простых исполнителей, не обладающих специализированными навыками и знаниями [10]. Таким образом, наличие серьезной конкуренции со стороны выпускников вузов, что является следствием массового спроса на высшее образование, приводит к сужению спроса на специалистов с СПО.

Обобщая вышесказанное, можно заключить, что барьеры в процессе трудоустройства выпускников системы СПО по ИТ-специальностям формируются за счет влияния следующих факторов:

• предпочтения работодателями соискателей с высшим образованием даже там, где оно не требуется;

• перманентное усложнение экономических и технологических процессов, а также связанных с ними структурных изменений экономики, что приводит к необходимости получения высшего образования;

• неуклонное повышение требований к уровню подготовки сотрудников со стороны работодателей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следует отметить еще одну специфическую черту подготовки специалистов среднего звена, а именно: ее структура формируется, не исходя из потребностей рынка труда в специалистах данной квалификации, а ориентируясь на структуру подготовки кадров в вузах, чтобы обеспечить макси-

мально эффективный переход из системы СПО в систему высшего образования. Это подтверждают специалисты профессиональных образовательных организаций, принявшие участие в опросе, которые патронируют своих выпускников в течение года после выпуска. Заочное обучение в вузе становится следующей точкой в образовательной траектории выпускников СПО, которые не утрачивают интерес к образованию. А таких, по оценкам «внутренних экспертов», не менее 50 %.

Зарплатные предложения работодателей выпускникам ИТ-специальностей в большинстве случаев не являются стимулом для трудоустройства с нуля по специальности. У соискателя даже после успешно пройденной производственной практики нет определенных гарантий по уровню зарплаты. Желание финансовой независимости в сочетании со сравнительно высокой самооценкой («внутренние эксперты» единодушны во мнении, что сложность образовательных программ повышает ее у хорошистов и отличников), заставляет молодых людей после получения диплома выбирать принципиально иную трудовую траекторию, которая, в свою очередь, нередко совмещается с обучением в вузе по профильной специальности.

Специалисты профессиональных образовательных организаций определяют данную ситуацию как здоровый прагматизм современной молодежи, не желающей мириться с низкой оплатой труда, дополняемый широкими возможностями трудоустройства и достойного заработка трудом другого рода, не требующим квалификации техника или программиста. По-настоящему привлекательный уровень оплаты труда молодым системщикам, программистам и техникам со средним образованием работодатели могут предложить только после двух-трех лет работы по специальности и, главным образом, в столичных и крупных городах. Соискатель выпускник-программист в средних и малых городах может рассчитывать в среднем на 21-25 тыс. руб. в месяц.

Региональный разрез спроса на специалистов в ИТ-сфере является объектом регулярных исследований заинтересованных сторон. Компания Accenture в сентябре 2019 г. опубликовала обзор кадрового потенциала регионов России в сфере ИКТ «ИТ Skills Index». В него вошли 18 городов (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга). Специалисты Accenture сравнивали регионы России по трем показателям: 1) подготовка ИТ-специалистов; 2) рынок ИТ-кадров; 3) спрос на них со стороны компаний-работодателей. Каждый из трех показателей формировался на основе ряда характеристик.

По результатам рейтингования городов в группу топ-5 вошли Ростов-на-Дону, Казань, Самара, Челябинск и Воронеж. Все эти города, с одной стороны, характеризуются высоким промышленным потенциалом, а с другой - отличной базой профильного высшего образования [14].

ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЫХ ИТ-СПЕЦИАЛИСТОВ НА РЫНКЕ ТРУДА

Несмотря на позитивный прогноз востребованности профессий в ИТ-индустрии в среднесрочной перспективе и определенный уровень доверия к диплому СПО со стороны работодателей, в реальности выпускники при трудоустройстве сталкиваются с проблемами, в том числе, с одной из основных -продолжительным поиском работы.

Даже усредненные экспертные оценки свидетельствуют об ограниченной доступности трудоустройства для молодых специалистов с СПО. Низкий шанс - у каждого пятого участника исследования (19 %) и средний шанс - у каждого второго (47 %). Это означает, что выпускник, нацеленный на трудоустройство по полученной специальности, в большинстве случаев занимается поиском работы не менее шести месяцев после получения диплома.

Траектории поиска работы

В ходе опроса выпускников СПО по ИТ-специальностям в возрасте от 18 до 25 лет, в том числе завершившим обучение в период до 2019 г., проведенного ВНИИ труда, были выделены приоритетные и второстепенные каналы поиска работы, используемые студентами и выпускниками СПО (рис. 2). Большинство молодых людей (как в период студенчества, так и после получения диплома) при поиске работы обращались за помощью к близким, друзьям, знакомым и родственникам (83 % и 78 %). Достаточно широко используется поддержка образовательного учреждения при трудоустройстве - возможности, возникающие благодаря производственной практике и построению партнерских отношений с предприятиями отрасли на региональных (локальных) рынках (62 %). Популярны у соискателей также тематические рекрутинг-сайты (51 %). Остальные способы поиска вакансий используются выпускниками СПО в меньшей степени - от 40 % случаев обращений в социальные сети до 21 % случаев использования поисковых систем (контекстного поиска).

Внешняя информационная среда слабо влияет на поиск работы, поскольку тема трудоустройства в данной сфере не имеет устойчивых связей с информационными и дискуссионными площадками и их

Через знакомых, друзей Через родственников Через образовательное учреждение Через рекрутинг-сайты (hh.ru и аналоги) В социальных сетях Через Центр занятости На сайтах компаний - работодателей На мероприятиях, ярмарках вакансий Через рекрутинг-агентства В поисковых системах

83

78

62

51

40

33

24 24 23

21

Другое Ш 5 0 10

20

30

40

50

60

70

80

90

Рис. 2/ Fig. 2. Распределение ответов на вопрос «Как Вы искали работу?», в %, в целом по выборке (множественный выбор) / Answers to the question "How did you find a job?", %, in the whole sample (multiple choice)

Источник/Source: составлено по результатам опроса, проведенного ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России / based on a survey by the FSBI All-Russian Research Institute of Labor, Ministry of Labor of Russia.

модераторами с точки зрения оказания консультационной поддержки и практической помощи. На вопрос о наличии лидеров мнений и/или референтных групп в вопросах поиска работы по специальности подавляющее большинство ответило отрицательно (86 %).

Результаты опроса подтвердили факт широкого распространения практики работы не по специальности. Планы выпускников на трудоустройство по освоенной специальности СПО представлены на рис. 3. Активность поиска работы по полученной специальности среди выпускников СПО, занятых в отличных от ИТ-индустрии сферах, следует оценить как умеренную - около 40 % респондентов, трудоустроенных не по полученной специальности, сообщили, что не занимаются поиском и не планируют этим заниматься в дальнейшем.

О своих планах на трудоустройство по полученной специальности заявили 15 % опрошенных. 45 % респондентов находятся в процесс поиска, что говорит об их избирательности и взвешенном подходе, поскольку практически половина из них отказалась от предложенных работодателями условий (вакансий) - 21 %. В числе основных причин отказа - низкая планка заработной платы, высокий уровень требований к квалификации, а также сочетание данных причин.

В условиях качественных и количественных изменений рынка труда отказ от работы по специальности стремительно снижает уровень конкурентоспособности молодых специалистов, а также формирует инерцию, которая на фоне удовлетво-

Да, и уже нашел работу / в процессе оформления

Да, и был положительный отклик, но я отказался

Да, но пока не было положительного отклика

Нет, не искал

19

19

23

39

Рис. 3/ Fig. 3. Распределение ответов на вопрос «Ищете ли Вы работу по полученной специальности в настоящее время?», в % от незанятых по специальности на момент опроса / Answers to the question "Are you currently looking for a job by your profession?", % of the unemployed by profession at the time of the survey

Источник/ Source: составлено по результатам опроса, проведенного ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России / based on a survey by the FSBI All-Russian Research Institute of Labor, Ministry of Labor of Russia.

ренности работника уровнем оплаты труда по другой специальности уводит его из профессии.

Зарплатные ожидания респондентов представлены на рис. 4. Полученные в ходе анкетирования данные формируют представление о финансовых ожиданиях большинства молодых специалистов: более четверти представителей целевой аудитории хотят зарабатывать не менее 45 тыс. руб. в месяц, еще четверть ориентирована на сумму до 55 тыс. в месяц. При этом почти каждый пятый рассчитывает на 55 тыс. руб. в месяц и более.

В табл. 2 представлены средние значения заработной платы тестировщиков и системных администраторов со средним профессиональным образованием и опытом работы не менее трех лет в разрезе

116 — 25 тыс. руб 26 — 35 тыс. руб 136 — 45 тыс. руб 146 — 55 тыс. руб более 55 тыс. руб

Рис. 4/ Fig. 4. Распределение ответов на вопрос «Какую минимальную зарплату Вы хотите получать в месяц (в рублях РФ)?», в % от всех опрошенных / Answers to the question "What minimum monthly salary do you expect (Russian roubles)", % of all respondents Источник/Source: составлено по результатам опроса, проведенного ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России / based on a survey by the FSBI All-Russian Research Institute of Labor, Ministry of Labor of Russia.

регионов исследования, сформированные на базе оценок внутренних экспертов.

Средняя заработная плата тестировщика и системного администратора за пределами столичных рынков труда соответствует ожиданиям, сответ-ственно, лишь 27 и 28 % опрошенных.

Эти данные подтверждаются сведениями о разрыве средней заработной платы между работниками с высшим и со средним профобразованием, который в 2015 г. достиг 60 %. Такое положение вещей объясняется тем, что в СПО молодежь идет не столько ради получения специальности, а для поступления в вузы через систему СПО [4, с. 11].

При этом следует отметить, что «внутренние» эксперты в ходе интервью акцентировали внимание на неоднородности способностей и профессиональных качеств соискателей, которая определяет вероятность успешного трудоустройства выпускника СПО по ИТ-специальности. Шанс быстрого продвижения по карьерной лестнице и достижения желаемой финансовой планки в ИТ-индустрии имеют скорее талантливые молодые люди, имеющие уровень профессиональной квалификации выше среднего. Это обстоятельство также является фактором естественного отсева.

Условия и проблемы трудоустройства выпускников СПО по ИТ-специальностям

Участники опроса разделились на группы с точки зрения наличия/отсутствия опыта работа в разные периоды: во время учебы в техникуме или колледже, сразу после получения диплома и на момент проведения опроса. Данные о распределении респондентов по выборке в разрезе трудовой деятельности представлены в табл. 3.

Доля работающих по специальности (в том числе частично) значительно возрастает от периода сту-

Таблица 2/ Table 2 Среднемесячный уровень дохода специалистов со средним профессиональным образованием и опытом работы не менее 3-х лет, по позициям, тыс. руб. / Average monthly income of specialists with secondary vocational education and experience of at least 3 years, by positions, thousand roubles

Город / city Тестировщик / Tester Системный администратор / System administrator

Москва 86,2 65,0

Санкт-Петербург 69,0 50,0

Новосибирск 46,0 40,2

Пермь 47,7 40,0

Самара 40,2 34,5

Омск 69,0 36,8

Екатеринбург 60,0 46,0

Воронеж 34,5 35,0

Казань 51,7 35,0

Нижний Новгород 51,7 40,0

Челябинск 57,5 40,2

Уфа 57,5 34,5

Красноярск 69,0 40,2

Ростов-на-Дону 31,6 35,0

Волгоград 37,5 32,0

В среднем (без Москвы и Санкт-Петербурга) 50,3 37,6

Источник/ Source: составлено по результатам опроса, проведенного ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России / based on a survey by the FSBI All-Russian Research Institute of Labor, Ministry of Labor of Russia.

денчества (18 %) к настоящему моменту (45 %). Но только каждый пятый выпускник СПО был трудоустроен непосредственно по специальности. Прирост относительно студенческого трудоустройства составляет 11 % (19 % против 8 %). 26 % опрошенных (трудоустроенных на момент опроса) имели работу, где были частично востребованы их компетенции по полученной специальности. Прирост относительно студенческого трудоустройства - 16 %.

В то же время 43 % занятых на момент опроса трудятся в сфере, не связанной с информационными технологиями. Максимальный удельный вес занятости выявлен в период студенчества у тех, чья работа не была связана с получаемой профессией, -47 %. Каждый десятый выпускник смог найти работу по специальности по завершению учебы, а каждый пятый - в сфере с комплементарными требованиями (14 % и 19 %, соответственно).

Следует отметить сравнительно низкий процент безработных (13 %) на момент опроса. Респонденты отмечали, что рынок труда предлагает открытые вакансии для учащихся и выпускников

И.А. Волошина, Л.В. Козлова Таблица 3/ Table 3

Трудовая деятельность студентов и выпускников, в %, по выборке в целом (множественный выбор) / Labor activity of

students and graduates, %, by sample (multiple choice)

Занятость / Employment Во время учебы / During the studies По завершении учебы / After the graduation В настоящее время / Currently

Работал (а) и работаю, по получаемой специальности 8 14 19

Работал (а) и работаю, частично по получаемой специальности 10 19 26

Работал (а) и работаю, в другой сфере 47 45 43

Нет, не работал/ не работаю 35 22 13

Источник/Source: составлено по результатам опроса, проведенного ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России / based on a survey by the FSBI All-Russian Research Institute of Labor, Ministry of Labor of Russia.

Таблица 4/ Table 4

Причины, по которым студенты и выпускники работали (ют) не по полученной специальности, в %, среди трудоустроенных (множественный выбор) / Reasons why students and graduates did (do) not work by profession, %, among the employed (multiple choice)

Причины / Reasons Во время учебы и сразу после окончания учебного заведения / During the studies and immediately after the graduation На момент опроса / At the time of the survey

Мало предложений на рынке труда 8 4

Нет вакансий у работодателей, вызывающих доверие 35 7

Не устроили предложения по заработной плате 27 31

Не устроили предложения по характеру работы, не интересные 6 22

Получал (а) отказы работодателей после собеседований 23 26

Высокая конкуренция на рынке и мое резюме не привлекает работодателей 24 37

Работодатели требуют наличие опыта, знаний и умения, отличных от моей специальности 31 48

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Имею работу и пока не хочу ее менять 5 24

Источник/Source: составлено по результатам опроса, проведенного ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России / based on a survey by the FSBI All-Russian Research Institute of Labor, Ministry of Labor of Russia.

профессиональных образовательных организаций, обучающихся/получивших образование по ИТ-специальностям. Как следствие, невозможность работы по специальности сформирована не отсутствием вакансий, а ограничениями другого рода. Ниже представлено распределение субъективных оценок участников исследования, позволяющих определить, что мешает трудоустройству выпускников по специальности (табл. 4).

Респонденты часто сталкивались с отсутствием вакансий у работодателей, вызывающих доверие (35 %). Учащиеся выбирали иную сферу деятельности по финансовому основанию и там имели возможность больше зарабатывать в период учебы (27 %). 31 % опрошенных указал, что отказ в приеме на работу был обоснован отсутствием знаний и умений, которые, по их мнению, выходят за рамки требований к получаемой специальности.

Следует обратить внимание, что максимальный удельный вес у молодых специалистов получила причина отсутствия знаний и умений, выходящих за рамки полученной специальности, то есть для привлекательных работодателей набор их компетенций оказался недостаточным (48 %). Более трети молодых специалистов оказались невостребован-

ными работодателями на стадии рассмотрения резюме (37 %).

Практически каждого третьего соискателя не устроил предлагаемый уровень заработной платы (31 %), а каждый пятый участник опроса указал, что не нашел интересных предложений работы в профессиональной области (22 %). Принявшие участие в исследовании «внутренние» эксперты отметили, что «неинтересные вакансии» - это часто вакансии небольших компаний в средних и малых городах и предложения с неприемлемым для выпускников уровнем оплаты труда (с учетом полученных предложений о работе в целом). Каждый четвертый участник опроса указал, что имеет работу в иной сфере и не собирается ее менять на работу по специальности (24 %).

Занятым участникам исследования было предложено дать оценку характера свой работы с точки зрения повседневного применения знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения (рис. 5).

Наибольшую долю составили молодые специалисты, которые используют в работе профессиональные навыки и знания только частично, - 43 %. Возможность полной профессиональной самореализации получило значимо меньшее число выпуск-

ников - 29 %. Около 20 % выпускников, обучавшихся по ИТ-специальностям, занимаются разработкой, тестированием и программированием, различными видами администрирования данных и баз данных.

11 % и 18 % опрошенных указали, что их рабочие задачи преимущественно не соответствуют полученной специальности.

Ключевые факторы выбора работодателя, которые выделяют ИТ-специалистов из общей массы выпускников с СПО, следующие:

• интересное содержание труда, современная проблематика рабочих задач (46 %);

• удобный, гибкий график (49 %);

• возможность удаленной работы 50 % рабочей недели и более (58 %);

• высокий профессионализм коллег, интеграция в команду единомышленников (41 %).

В то же время на комфорт в офисе молодые люди обращают внимание в 37 % случаев, а транспортная доступность имеет значение для 36 % респондентов.

Отвечая на вопрос о желаемом графике работы, более половины участников заявили о готовности к 40-часовой рабочей неделе (53 %). Но при этом 15 % опрошенных готовы и к более продолжительной рабочей неделе - до 60 часов. 20 % опрошенных хотели бы работать значительно меньше - от 20 часов и не более 39 часов в неделю.

На рис. 6 представлены результаты оценки респондентов востребованности в повседневной работе навыков, знаний и умений, полученных ими в процессе обучения по специальности.

Высокий уровень востребованности компетенций, формируемых в образовательной организации, по оценкам молодых специалистов, демонстрировали/демонстрируют работодатели в 12 % случаев трудоустройства (8-10 баллов), а сравнительно низкий, напротив, практически в два раза чаще - в 21 % случаев (1-4 балла). В восприятии большинства опрошенных практическая польза обучения проявляется в трудовой деятельности на среднем уровне - 52 % оценили востребованность в повседневной работе навыков, знаний и умений на 5 и 6 баллов из 10 возможных.

Карьерные планы ИТ-специалистов со средним специальным образованием

В ходе анализа результатов опроса респонденты были сегментированы с точки зрения прохождения/ непрохождения обучения после завершения учебы в профессиональной образовательной организации. Результаты сегментации представлены на рис. 7.

Среди участников опроса наибольшая доля тех, кто не проходил никакого обучения после оконча-

43 29

18 11

Не соответствуют Скорее не соответствуют Соответствуют частично Соответствуют в полной мере

Рис. 5/ Fig. 5. Распределение ответов на вопрос «Соответствуют ли ваши рабочие задачи полученной специальности (приобретенным компетенциям)?», в % от занятых в настоящее время / Frequency of answers to the question "Do your work tasks correspond to your profession (acquired competencies)?", % of currently employed Источник/Source: составлено по результатам опроса, проведенного ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России / based on a survey by the FSBI All-Russian Research Institute of Labor, Ministry of Labor of Russia.

ния СПО, - 39 %. Получивших дополнительное образование по основной специальности почти в два раза меньше - 21 %. Заметно выше доля тех, кто решил расширить свой диапазон знаний, умений и навыков и прошел обучение по смежной специальности, то есть сохранил профессиональные ориентиры (29 %). Каждый десятый за два-три года обучения принял решение поменять специальность и/или строить карьеру в иной профессиональной области (11 %). Полученные результаты свидетельствуют о том, что, несмотря на приоритет компетентностно-го подхода в подборе персонала при заполнении вакансий в ИТ-индустрии, до половины опрошенных теряют конкурентоспособность и серьезные перспективы реализации в профессиональной области, выбранной ими в 15-17 лет.

Опрос показал, что почти две трети опрошенных проходили обучение и более половины из них делали это по собственной инициативе (52 %). Каждый четвертый респондент (27 %) прошел обучение по инициативе своих родственников. Только 11 % молодых людей были направлены на дополнительное обучение работодателем (табл. 5).

Среди основных причин прохождения обучения после получения диплома СПО молодые специалисты указывали желание повысить профессиональные компетенции и сменить профессию (21 и 24 %, соответственно). Каждый пятый отмечал в качестве причины рекомендации близких и доверенных лиц (20 %), а практически каждый четвертый выбрал ответ «другое», тем самым уклонившись от прямого ответа на вопрос (24 %) (табл. 6).

Опрос также позволил выявить намерения молодых людей относительно продолжения обучения, в том числе студентов СПО после получения диплома. Результаты представлены на рис. 8.

Таблица 5/ Table 5

Кто Вас направил на дополнительное обучение, в %, среди проходивших обучение / Who sent you to get additional training, in %, among those who received training

Инициатор обучения / Initiator %

Самостоятельно / личная инициатива 52

Работодатель 9

Родственники,близкие 27

Другое 11

Рис. 6/ Fig. 6. Распределение ответов на вопрос «Насколько удалось применить на работе навыки, знания и умения, полученные в процессе обучения по специальности по шкале от 1 до 10?», в % от занятых в разные периоды / Answers to the question "How did you manage to apply the skills and knowledge obtained in the profession on a scale from 1 to 10?", % of employed in different periods Источник/Source: составлено по результатам опроса, проведенного ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России / based on a survey by the FSBI All-Russian Research Institute of Labor, Ministry of Labor of Russia.

Половина опрошенных заявила о намерении получить в ближайшем будущем образование для смены профессии (51 %). Для карьерного продвижения в ИТ-сфере по полученной специальности в ближайшие пять лет готовы учиться только 18 % опрошенных, для приобретения смежной ИТ-специальности - 16 %. Не имеет планов на продолжение обучения сравнительно малая доля опрошенных (16 %). Респондентам, планирующим дальнейшее обучение для получения иной специальности, задавался вопрос относительно причин такого решения (рис. 9).

Основным стимулом для смены вида профессиональной деятельности и получения образования с этой целью является ожидание более высокого уровня оплаты труда, неудовлетворенность существующим финансовым положением, сложившаяся как по объективным, так и по субъективным причинам (41 %). К объективным причинам «внутренние» эксперты относят сравнительно низкий средний уровень оплаты труда молодых специалистов в регионе проживания. К субъективным - отсутствие знаний и навыков у самого работника, необходимых для карьерного роста и, соответственно, роста заработной платы.

Каждый третий молодой человек, считает, что свяжет свою жизнь с профессией, востребованность которой не зависит от конъюнктуры рынка (32 %). 26 % опрошенных намереваются учиться по иной специальности, чтобы продолжить семейную профессиональную династию. 19 % опрошенных молодых людей, вероятно, устали от продолжительных

Источник/ Source: составлено по результатам опроса, проведенного ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России / based on a survey by the FSBI All-Russian Research Institute of Labor, Ministry of Labor of Russia.

Таблица 6 / Table 6 Основная причина направления на обучение, в %, среди проходивших обучение / Main reason for learning, %, among those who studied

Основные причины обучения / Main reasons for learning %

Инициатива/рекомендация близких, друзей, знакомых коллег 20

Повысить компетенции/навыки / дополнительное обучение 21

Смена профессии 24

Трудоустройство / решение материальных проблем 12

Другое 24

Источник/ Source: составлено по результатам опроса, проведенного ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России / based on a survey by the FSBI All-Russian Research Institute of Labor, Ministry of Labor of Russia.

поисков работы в ИТ-индустрии, что способствовало их разочарованию в выборе специальности.

По итогам проведенного исследования были определены основные векторы трудоустройства и карьерные предпочтения выпускников системы СПО по ИТ-специальностям, а также выделены основные этапы формирования работника, которые проходят представители данной целевой аудитории (первичный выбор направления СПО и специальности; обучение; трудоустройство по специальности). Различия в поведении выпускников на этих этапах, факторы влияния на их выбор, точки входа в профессию (отмечены широкими темными стрелками) в совокупности определяют траектории трудоустройства выпускников организаций СПО, обучавшихся по ИТ-специальностям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современный российский рынок ИТ-индустрии характеризуется устойчивым спросом на кадры в целом, и более того, наличием сегментов, испытывающих кадровый голод.

Одновременно ИТ-индустрия позиционирует себя как область самых широких и исключительных возможностей, предоставляющая шансы для всех и каждого. Романтизация профессиональной

' Да, по той же специальности

Да, по смежной специальности

■ Да, но для получения другой профессии

Рис. 7/ Fig. 7. Распределение ответов на вопрос «Проходили ли Вы обучение после получения СПО?», в % от выборки в целом / Answers to the question "Do you have any complete post-secondary vocational training?", % of the sample

Источник/Source: составлено по результатам опроса, проведенного ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России / based on a survey by the FSBI All-Russian Research Institute of Labor, Ministry of Labor of Russia.

Рис. 8/ Fig. 8. Распределение ответов на вопрос «Планируете ли учиться дальше в ближайшие 5 лет?», в % от выборки в целом / Answers to the question "Do you plan to study further in the next 5 years?", % of the sample

Источник/Source: составлено по результатам опроса, проведенного ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России / based on a survey by the FSBI All-Russian Research Institute of Labor, Ministry of Labor of Russia.

Смогу зарабатывать значительно больше, чем сейчас

Эта профессия востребована всегда, не останусь без

работы

Мои близкие работают в этой сфере

Большой спрос, уверен(а), что быстро найду работу

Это гораздо более перспективная профессия, спрос на специалистов будет расти

Другое

Рис. 9/ Fig. 9. Распределение ответов на вопрос «Почему вы хотите сменить профессию?», в % от планирующих обучаться, чтобы сменить профессию (множественный выбор) / Answers to the question "Why do you want to change your profession?", % of those who plan to study to change their profession

Источник/Source: составлено по результатам опроса, проведенного ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России / based on a survey by the FSBI All-Russian Research Institute of Labor, Ministry of Labor of Russia.

деятельности привлекает молодежь. При этом образовательный процесс при получении такой технической специальности отличается сложностью. Рынок труда предъявляет высокие требования к молодым соискателям, выпускникам организаций СПО в части практических навыков работы в области цифровизации производственных процессов и опыта работы на самом современном оборудовании. Эти требования ограничивают возможности молодых людей, которые не могут похвастаться успехами в учебе и пришли в профессиональную образовательную организацию с целью уклониться от сдачи ЕГЭ.

Исследование показало, что быстрое трудоустройство по специальности (в течение двух-трех месяцев после получения диплома) обеспечено 27-32 % выпускников. В первую очередь определенные гарантии предприятий и организаций этим выпускникам обеспечивает успешная произ-

водственная практика. Работодатели предпочитают брать студентов, которые смогли себя проявить. Более продолжительный поиск работы (в среднем 6-8 месяцев) способствует снижению интереса выпускников к полученной специальности. Почти половина соискателей оказывается не готова к требованиям работодателей, считают их завышенными, не имеющими отношения к полученной специальности, что приводит к разочарованию в профессии.

Основным каналом поиска работы является обращение за помощью к близким (родственникам, друзьям, хорошим знакомым). В том случае, когда представители близкого круга не имеют отношения к ИТ-индустрии, высока вероятность трудоустройства выпускника в иной сфере деятельности. В результате трудовая деятельность 43 % опрошенных выпускников не имеет отношения к информационным технологиям.

Профессиональная реализация по полученной ИТ-специальности не удовлетворяет многих опрошенных. 43 % утверждают, что полученные ими знания и умения востребованы работодателем только частично, а 29 % понимают, что не применяют в повседневной работе практически ничего из того, чему обучались в течение нескольких лет. Высокий уровень востребованности профессиональных компетенций, формируемых в процессе обучения, по оценкам молодых специалистов, демонстрируют работодатели в 12 % случаев трудоустройства, а сравнительно низкий значительно чаще - в 21 % случаев.

На этапе поиска работы отсутствие опыта помешало трудоустройству по специальности 48 % опрошенным, а неудовлетворенность предлагаемой заработной платой - 31 %. 40 % респондентов из группы незанятых по специальности на момент проведения опроса не планируют в обозримом будущем заниматься трудоустройством по специальности.

Безуспешный поиск работы и желание зарабатывать, иметь доход, обеспечивающий финансовую независимость от родителей, подводят до 50 % выпускников к решению о возможной смене профессиональной области и прохождению с этой целью дополнительного обучения. 41 % опрошенных из этой группы заявили, что рассчитывают на более высокий уровень оплаты труда. Практически каждый третий понял, что хочет иметь профессию, с

которой он будет гарантированно востребован, не останется без работы (32 %).

Выпускники организаций СПО конкурируют с выпускниками вузов, которым работодатели нередко отдают предпочтение из-за более широкого кругозора, лучшей организованности и дисциплины, репутации образовательного учреждения.

Доля респондентов, получивших после выпуска дополнительное образование по основной специальности, составила 21 %. Доля тех, кто решил расширить свой диапазон знаний, умений и навыков и прошел обучение по смежной специальности, то есть сохранил профессиональные ориентиры, несколько больше - 29 %. При этом около половины респондентов в течение нескольких лет после получения СПО теряют позиции на рынке труда, становятся неконкурентоспособными.

По оценкам экспертов - сотрудников образовательных организаций СПО, которые осуществляют мониторинг трудоустройства своих выпускников в течение года, от 50 % до 70 % молодых специалистов, получивших СПО, не находят своего места на рынке ИТ-индустрии. Основой для более широкого охвата молодых специалистов профильным трудоустройством являются условия, создаваемые заинтересованными работодателями, в первую очередь крупными производственными и сервисными компаниями, которые напрямую сотрудничают с организациями СПО.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Портал мониторинга трудоустройства выпускников высшего образования. URL: http://vo.graduate.edu.ru.

2. Портал мониторинга трудоустройства выпускников среднего профессионального образования. URL: http://spo. graduate.edu.ru.

3. Выпускники образовательных организаций 2010-2015 гг. по результатам трудоустройства, уровню образования и группам профессий (специальностей) // Итоги выборочного наблюдения трудоустройства выпускников, получивших среднее профессиональное и высшее образование. URL: https://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/trud /itog_trudoustr/index.html.

4. Беляков С. А. , Клячко Т. Л., Полушкина Е. А. Среднее профессиональное образование. Состояние и прогноз развития. М., ИД «Дело», 2018.

5. Демьянова А.В., Жихарева О.Б., Рыжикова З.А... Профессии цифровой экономики // Институт статистических исследований и экономики знаний. URL: https://issek.hse.ru/data/2019/07/18/1482198880/NTI_N_136_18072019.pdf

6. Hays Motivation & Job Satisfaction Report. Исследование мотивации и удовлетворенности работой профессионалов в России. URL: https://hays.ru/wp-content/uploads/2019/02/HaysMotivationReport2018.pdf.

7. Россия 2025: от кадров к талантам. URL: http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2017/11/Skills_0utline_web_tcm26-175469.pdf

8. Кадры в цифровую экономику: проблемы и перспективы. URL: https://www.osp.ru/netcat_files/userfiles/Svyaz_2017/1.3_ Ekaterina_Rudyh_Institut_razvitiya_Interneta.pdf.

9. Преподаватели и студенты профессиональных образовательных организаций: трудовые и образовательные стратегии. Информационный бюллетень. Москва: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Мониторинг экономики образования, 2017;15(114):52.

10. Россия: почему миллионы выпускников работают не по специальности? URL: https://issek.hse.ru/press/217256382.html.

11. ИТ-кадры для цифровой экономики в России. Оценка численности ИТ-специалистов в России и прогноз потребности в них до 2024 г. URL: https://apkit.ru/files/it-personnel %20research_2024_APKIT.pdf

12. Исследование IDC: повышение ИТ-квалификации критически важно для продолжения цифровой трансформации. URL: https://news.microsoft.com/ru-ru/features/state-of-digital-skills.

13. Менее 4 % ИТ-специалистов России и Центральной и Восточной Европы соответствуют современным требованиям. URL: https://www.idc.com/getdoc.jsp?containerId=prEUR245660119.

14. Accenture оценила кадровый ИТ-потенциал регионов России. URL: https://www.accenture.com/ru-ru/company-news-release-it-potential-regions-of-russia.

REFERENCES

1. Portal for monitoring the employment of graduates of higher education. URL: http://vo.graduate.edu.ru (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Portal for monitoring the employment of graduates of secondary vocational education. URL: http://spo.graduate.edu.ru (In Russ.).

3. Graduates of educational organizations 2010-2015 according to the results of employment, education and groups of professions (specialties) // Results of sample observation of the employment of graduates who received secondary vocational and higher education. URL: https://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/itog_trudoustr/index.html (In Russ.).

4. Belyakov S. A., Klyachko T. L., Polushkina E. A. Secondary vocational education. Status and development forecast. M.: Publishing House Delo, 2018 (In Russ.).

5. Demyanova AV, Zhikhareva OB, Ryzhikova Z.A. Professions of the digital economy // Institute for Statistical Studies and Economics of Knowledge. URL: https://issek.hse.ru/data/2019/07/18/1482198880/NTI_N_136_18072019.pdf (In Russ.).

6. Hays Motivation & Job Satisfaction Report. The study of motivation and job satisfaction of professionals in Russia. URL: https://hays.ru/wp-content/uploads/2019/02/HaysMotivationReport2018.pdf (In Russ.).

7. Russia 2025: from human resources to talents. URL: http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2017/11/Skills_0utline_web_ tcm26-175469. pdf (In Russ.).

8. Personnel in the digital economy: problems and prospects. URL: https://www.osp.ru/netcat_files/userfiles/Svyaz_2017/1.3_ Ekaterina_Rudyh_Institut_razvitiya_Interneta.pdf (In Russ.).

9. Teachers and students of professional educational organizations: labor and educational strategies. Newsletter. - M.: National Research University Higher School of Economics, Monitoring the Economics of Education, 2017; 15 (114): 52. (In Russ.).

10. Russia: why do millions of graduates not work by their profession? URL: https://issek.hse.ru/press/217256382.html (In Russ.).

11. IT-specialists for the digital economy in Russia. Estimation of the number of it specialists in Russia and forecast in the demand for them until 2024. URL: https://apkit.ru/files/it-personnel %20research_2024_APKIT.pdf (In Russ.).

12. IDC Research: IT Skills Development is Critical to Continue Digital Transformation. URL: https://news.microsoft.com/ru-ru/ features/state-of-digital-skills (In Russ.).

13. Less than 4 % of IT specialists in Russia and Central and Eastern Europe meet modern requirements. URL: https://www.idc. com/getdoc.jsp?containerId=prEUR245660119. (In Russ.).

14. Accenture assessed the IT personnel potential of Russian regions. URL: https://www.accenture.com/ru-ru/company-news-release-it-potential-regions-of-russia (In Russ.).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Ирина Александровна Волошина - кандидат психологических наук, директор по развитию систем профессиональных квалификаций Всероссийского научно-исследовательского института труда, Москва, Россия i_voloshina@vcot.info

Лидия Викторовна Козлова - кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Центра развития профессиональных квалификаций Всероссийского научно-исследовательского института труда, Москва, Россия lkozlova@vcot.info

ABOUT THE AUTHORS

Irina A. Voloshina - Cand. Sci. (Psychol.), Director for development of professional qualification systems, All-Russia Research

Institute of Labour, Moscow, Russia

i_voloshina@vcot.info

Lidiya V. Kozlova - Cand. Sci. (Sociol.), Senior Researcher, Center for development of professional qualifications, All-Russia

Research Institute of Labour, Moscow, Russia

lkozlova@vcot.info

Заявленный вклад авторов:

Волошина И.А. - научное руководство исследованием, определение цели исследования, анализ полученных результатов, формирование выводов исследования.

Козлова Л.В. - постановка задач исследования, анализ материалов, анализ научной литературы, интерпретация полученных результатов, формулирование выводов исследования.

Authors' declared contribution:

Voloshina I.A. - scientific supervision, research objectives, analysis and interpretation of the results, research conclusions. Kozlova L. V. - research objectives, analysis of materials, analysis of scientific literature, research conclusions.

Статья поступила в редакцию 30.03.2020; после рецензирования 25.05.2020, принята к публикации 03.06.2020. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

The article was submitted to the editorial office on 30.03.2020; after reviewing on 25.05.2020, it was accepted for publication on 03.06.2020. The authors read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.