Научная статья на тему 'Среднее профессиональное образование как основа инженерной подготовки для транспортных вузов'

Среднее профессиональное образование как основа инженерной подготовки для транспортных вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION / PRACTICAL-ORIENTED TRAINING / MONITORING OF THE QUALITY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Селиванов Евгений Иванович

В статье описан комплекс мероприятий, который позволит улучшить качество действующей модели инженерного образования. Инженер во всем мире перспективная и престижная профессия, в России же данная профессия не пользуется особой популярностью. В работе представлен подробный план мероприятий по популяризации инженерной профессии в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes a set of arrangements, that will improve the quality of the current model of engineering education. Engineer all over the world a promising and prestigious profession, in Russia this profession is not very popular. The paper presents a detailed plan of measures to promote the engineering profession in Russia.

Текст научной работы на тему «Среднее профессиональное образование как основа инженерной подготовки для транспортных вузов»

УДК 377

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОСНОВА

ИНЖЕНЕРНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ ВУЗОВ

Селиванов Евгений Иванович, Тайгинский институт железнодорожного транспорта - филиал ФГБОУ ВО «Омский государственный университет путей сообщения», Кемеровская область, г. Тайга E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье описан комплекс мероприятий, который позволит улучшить качество действующей модели инженерного образования. Инженер во всем мире - перспективная и престижная профессия, в России же данная профессия не пользуется особой популярностью. В работе представлен подробный план мероприятий по популяризации инженерной профессии в России.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, практико-ориентированное обучение, мониторинг качества образования.

Abstract. The article describes a set of arrangements, that will improve the quality of the current model of engineering education. Engineer all over the world a promising and prestigious profession, in Russia this profession is not very popular. The paper presents a detailed plan of measures to promote the engineering profession in Russia.

Key words: secondary professional education, practical-oriented training, monitoring of the quality of education.

Среднее профессиональное образование традиционно лежит в основе подготовки российских инженеров и закладывает фундамент для их карьерного роста в дальнейшем. Поэтому именно данный уровень образования может стать связующим звеном между вузами и реальным бизнесом для начала массовой подготовки специалистов нового поколения, востребованных высокотехнологичным производством железнодорожной отрасли. Сегодня специалист среднего звена имеет хорошую практикоориентированную подготовку, а также профессионально мотивирован при выборе направления подготовки высшего образования. По совокупности факторов - практически сразу готов приступить к научным исследованиям и проектной деятельности.

Данная аргументация опирается на мировой опыт. Для примера, вызывает интерес практика подготовки инженеров в странах Западной Европы, где результаты инженерного труда проявляются как в количестве патентов, новых технологий, так и в общем уровне жизни населения. Так, во Франции подготовка инженеров осуществляется в высших инженерных школах и в университетах. Обычно курс профессиональной подготовки инженера в высших инженерных школах состоит из двух этапов: два года подготовительных технических курсов и три года высшего инженерного образования [2]. Учебная программа подготовительных курсов основана на таких фундаментальных науках, как математика, физика, химия. В высшую инженерную школу можно также поступить после успешного обучения на бакалавриате университетов.

Профессия инженера в этой стране престижна, и выпускники ведущих высших инженерных школ могут рассчитывать на быстрое продвижение по карьерной лестнице. При этом качество образования в университетах Франции считается менее высоким, чем в высших инженерных школах, т.к. университеты обязаны зачислять всех, имеющих диплом о среднем образовании, в то время как высшие инженерные школы проводят серьезные дополнительные вступительные испытания. Следовательно, среднее профессиональное образование в России выполняет аналогичную роль подготовительных технических курсов.

Минобрнауки России, опираясь на международную практику, последовательно вводит изменения в проводимую политику по развитию качества инженерного образования. В частности, проводятся олимпиады и конкурсы среди школьников в области инженерии; разработан перечень направлений подготовки и специальностей высшего образования в соответствии с международными классификаторами, в котором выделена особая область образования «Инженерное дело, технологии и технические науки»; разработан комплекс мер по подготовке, повышению квалификации и профессиональной подготовке педагогических работников в области инженерии; реализуются новые механизмы целевого приема и целевого обучения студентов, направленные на расширение участия работодателей в целевой подготовке; дан старт национальному движению «Молодые профессионалы» [1].

Однако реализуемых мероприятий явно недостаточно. Кроме того они носят разрозненный характер, поэтому их результаты не закрепляются в повседневной деятельности. Обостряют ситуацию последствия демографической «зимы», которая продолжает оставаться серьезным фактором, влияющим на развитие российского образования. Одновременно с отрицательной тенденцией численности выпускников школ формируется в последние годы тенденция повышения рождаемости и увеличения численности детей дошкольного и младшего школьного возраста. Высшая школа и система общего образования не смогут без потерь противостоять в настоящем данным вызовам, да и в ближайшей перспективе будут не готовы к позитивным

изменениям демографической ситуации, связанным с резким ростом численности выпускников образовательных организаций общего образования. Прогнозируемые вызовы, на наш взгляд, сможет сдержать система среднего профессионального образования, способная реализовать на своей базе, кроме основных образовательных программ, программы дополнительного образования взрослых и детей.

Кроме того, с учетом проводящийся реорганизации филиальной сети образовательных организаций высшего образования и создаваемых объединений образовательных организаций кластерного типа на базе вузов очевидна потребность в комплексном характере решения проблемы создания экспериментальных площадок на базе среднего профессионального образования. Актуальность и социальная направленность возникших проблемных ситуаций требуют их решения в формате программно-целевого подхода на федеральном уровне, поскольку, как показала практика, преодолеть растущий дисбаланс между потребностями образовательной среды и реальным положением дел разрозненными и несистемными мерами не удается.

При этом образовательные организации, реализующие программы подготовки специалистов среднего звена, уже сегодня готовы к разработке и распространению в системе профессионального образования новых технологий и форм организации учебного процесса путем создания нормативно-методической базы, повышения квалификации педагогических работников для внедрения образовательных технологий проектного обучения и других новых образовательных технологий; моделей вариативных образовательных траекторий; моделей открытых образовательных ресурсов по развитию проектов дополнительного профессионального образования и неформального образования взрослых, а также их тиражированию и др. Пилотной экспериментальной площадкой на базе среднего профессионального образования по первичной инженерной подготовке для транспортных вузов мог бы стать Тайгинский институт железнодорожного транспорта - филиал ФГБОУ ВО «Омский государственный университет путей сообщения», открытый для кластерного взаимодействия с любым университетом путей сообщения. Способность данной образовательной организации, подтверждается не только отраслевым и российским, но и международным признанием. В 2011 году Тайгинский институт железнодорожного транспорта был удостоен международной общественной премии транспортной отрасли «Золотая колесница»; в 2010, 2012, 2014, 2015, 2016 годах занимал 1 место в рейтинге образовательных организаций Росжелдора; в 2008, 2009, 2010, 2012, 2014 годах был награжден золотой медалью «Европейское качество» 100 лучших ссузов России; в 2017 году был признан лучшей образовательной организацией года в номинации «Качество образования» в рамках Кузбасской выставочной компании «Экспо Сибирь».

Безусловно, для обеспечения новых стандартов качества инженерной

подготовки необходимо, начиная с уровня среднего профессионального образования, создавать новые управленческие команды, оперирующими новыми инструментами и технологиями менеджмента. В частности, уже сегодня система образования имеет заметное улучшение качества управления за счет внедрения эффективного контракта с руководителями и преподавательским составом организации среднего профессионального образования.

Убеждены, что эффективно работающая образовательная организация, как, впрочем, и вся образовательная система, не должны «самоустраняться» с рынка труда после выпуска специалистов. Они должны постоянно изучать запросы работодателей в целях создания условий для здоровой конкуренции на рынке образовательных услуг. В этом случае, если у работодателя имеется претензия к качеству подготовки в одном учебном заведении, то должна быть обеспечена возможность быстрого и эффективного получения необходимых образовательных услуг (или переучивания) в другой образовательной организации.

Повсеместное внедрение риск-ориентированного подхода в управление вынуждает каждую образовательную организацию профессионального образования искать возможности для внедрения у себя системы мониторинга образовательных траекторий студентов, а также трудоустройства и карьеры выпускников. В настоящем, усиление позиций среднего профессионального образования при подготовке в будущем практикоориентированных инженеров, при условии получения дальнейшего образования в вузе, ориентировано на формирование прикладных квалификаций путем экспертно-аналитического сопровождения региональных программ и их конкурсной поддержки. Несмотря на то, что сфера профессионального образования в своем большинстве испытывает неудовлетворенную потребность в учебных, учебно-лабораторных и вспомогательных площадях, а также в объектах социальной направленности, создание центров прикладных квалификаций набирает темпы.

Известно, что высокие и амбициозные цели позволяют образовательной организации находить альтернативные ресурсы, даже в условиях, когда использование информационных технологий, современных форм и методов обучения в сфере образования остается эпизодическим, сложно осваиваются и внедряются дистанционные образовательные технологии. Если образовательным организациям предоставить возможность ухода от закрытости собственной образовательной системы, то многие из них выразят готовность войти в объединение кластерного типа, позволяющего им организовать подготовку специалистов среднего звена по суперкомпьютерным технологиям или создать сетевые сообщества специалистов сферы профессионального образования.

В результате реализации перечисленных мероприятий будут созданы условия по созданию центров мониторинга качества инженерного образования, по распространению во всех субъектах Российской Федерации механизмов

комплексной оценки академических достижений обучающегося, его компетенций и способностей. На наш взгляд, среднему профессиональному сообществу нужно предоставить возможность самостоятельного выбора модели оценки качества среднего профессионального образования, технологии и методики подготовки и проведения процедур контроля и оценки качества образования, опробовать ее эффективность на ряде экспериментальных площадках или в центрах мониторинга качества инженерного образования, а затем уже тиражировать в качестве российского опыта.

Таким образом, весь комплекс мероприятий позволит улучшить качество действующей модели инженерного образования и заложить векторы перемен для создания новой модели по подготовке инженеров, начиная с ее первой ступени -среднего профессионального образования.

Список использованных источников:

1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р

2. Топоркова О.В. Инженерно-техническое образование в странах Западной Европы (на примере Германии, Франции, Великобритании) // URL: https://cyberlenmka.ra/article/n/mzhenerno-tehmcheskoe-obrazovame-v-stranah-zapadnoy-evropy-na-primere-germanii-frantsii-velikobritanii (дата обращения: 13.01.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.