НАЦИОНАЛЬНАЯ, РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ
УДК 316.32
ПОВЫШЕНИЕ ПРЕСТИЖА ИНЖЕНЕРНОЙ ПРОФЕССИИ УГОЛЬНОЙ ОТРАСЛИ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ФАНДРАЙЗИНГА
Равочкин Никита Николаевич
Преподаватель кафедры истории и психологии, Кемеровская Государственная Медицинская Академия (КемГМА)
e-mail: [email protected]
В статье рассмотрены проблемы возрождения инженерной профессии среди молодежи в России. С точки зрения системного подхода автором разработана концепция системы образовательного фандрайзинга в целях популяризации инженерной профессии в угольной отрасли. Исходя из отраслевой специфики, в исследования обозначены основные направления программ и мероприятий, способствующих повышению престижа шахтерского труда и инженерной специальности в сфере горного дела.
Ключевые слова: инженерная профессия, фандрайзинг, молодежь, молодежная среда, угольные предприятия.
Nikita Ravochkin
Lecturer of history and phycology chair, Kemerovo State Medical Academy e-mail: [email protected]
RAISING THE PRESTIGE OF THE ENGINEERING PROFESSION AT THE ENTERPRISES OF COAL INDUSTRY OF RUSSIA BY MEANS OF
EDUCATIONAL FUNDRAISING
The article discussed the resurgence of the engineering profession among young people in Russia. From the point of view of the system approach the author developed
the concept of the educational system of fundraising to promote the engineering profession in the coal industry. Based on the industry-specific in the basic directions of research programs and activities that enhance the prestige of miners' labor and engineering in the field of mining.
Keywords: engineering profession, fundraising, youth, youth medium, coal enterprises.
В современной России раскрытие ее экономического потенциала во многом зависит от роста промышленности, развитие которой декларируется государством как приоритетное направление национального развития. Одной из главных задач в этом плане является решение проблемы кадрового дефицита инженерных профессий на промышленных предприятиях страны, а также повышение престижа профессии «инженер» среди молодежи. Российский промышленный комплекс остро нуждается в притоке молодых новаторов производства — инженеров, конструкторов, технологов, способных нестандартно мыслить, работать на новейшей технике, продвигая предприятие вперед. К сожалению, за последнее время популярность инженерных специальностей среди абитуриентов серьезно снизилась, а высшая школа претерпела ряд изменений, что также негативно отразилась на количестве выпускаемых российскими ВУЗами инженеров. По справедливому замечанию эксперта комитета Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству А.С. Ольховского, далеко не все могут носить это звание: «.. .только 10% населения способны к инженерному труду» [5].
Особо остро стоит вопрос притока молодых кадров инженерных профессий и на предприятиях угольной отрасли. В настоящее время угольные компании ощущают нехватку инженеров-геологов, инженеров-технологов, инженеров-механиков, маркшейдеров и специалистов-энергетиков. По мнению специалистов кадровых служб угольных компаний, нехватка таких специалистов
будет постоянна. Так, согласно данным, предоставленным Центром занятости населения города Новокузнецка, по сравнению с 2011 годом в 2012-м общий выпуск молодых специалистов сократился на 10%, а по отношению к 2010 году — на 18% [8]. При этом активнее всего снижается доля выпускников, прошедших подготовку в учреждениях начального профессионального образования. А значит, последние имеют особую востребованность у работодателей. Таким образом, возникает замкнутый круг: дефицит квалифицированных кадров, в том числе рабочих и инженерных специальностей является сдерживающим фактором для модернизации производства, а высокие риски, связанные с отсутствием современных условий труда, блокируют приток молодежи в угольную промышленность.
Для того, чтобы престиж инженерный профессии среди молодежи был поставлен на должный уровень, важная роль должна быть отведена созданию эффективной системы профессиональной ориентации, усилению государственно-частного партнерства в вопросах подготовки специалистов; введению в практику постоянного мониторинга потребности в инженерно-технических кадрах по отраслям экономики с учетом запросов рынка труда, социально-экономической поддержке преподавателей образовательных учреждений инженерно-технического профиля, студентов, обучающихся на инженерных специальностях, развитию материально-технической базы. Однако, для реализации этих направлений в работе любого образовательного учреждения, как в целом, так и по привлечению молодежи к научно-техническому творчеству, рано или поздно встает вопрос поиска дополнительного финансирования. Это в свою очередь приводит к необходимости развития альтернативных источников финансовых поступлений в учебные заведения, где одним из таких может выступать фандрайзинг.
Широкое понимание фандрайзинга состоит в поиске и в привлечении ресурсов для различных целей [6]. В данном случае, главной особенностью
фандрайзинга является то, что привлечение средств идет для некоммерческих проектов, без извлечения прибыли.
Более узкое понимание фандрайзинга характеризуется поиском средств из альтернативных источников для формирования денежных фондов с привлечением инвестора [6]. В данном случае конечная цель данного мероприятия — извлечения прибыли.
Инструментами фандрайзинга, как правило, выступают PR-методы, такие как создания положительного имиджа организации; информирования общественности о социально значимых проектах организации и др.
По справедливому замечанию В.Н. Якимец, «фандрайзинг — это наука об успешном убеждении других в том, что деятельность вашей организации заслуживает внимания (и поддержки). В центре фандрайзинга стоит человек — фандрайзер или менеджер по фандрайзингу» [9].
Как видно из вышеизложенного, фандрайзингу присущи особенности управленческой деятельности, которая направлена на согласование общественного спроса и его можно рассматривать как систему некоммерческого маркетинга.
Применительно к сфере образования, соавторы Т. Артемьева и Г. Тульчинский выделяют следующие элементы фандрайзинговой деятельности:
1) Работа с выпускниками. Интересом выпускников профессионального образовательного учреждения является стремление стать частью группы, поднимающей их социальный и карьерный статус. То есть при поиске финансирования сегодня российские профессиональные образовательные учреждения используют в основном эмоциональные (стремление поддержать alma mater — дословный перевод с латинского «кормилица»; приверженность к бренду) или статусные мотивы (членство в ассоциации выпускников, попечительского совета, именные стипендии и т.п.).
2) Налаживание долгосрочных отношений с предприятиями и организациями-работодателями и партнерами образовательного учреждения, где
они заинтересованы в поиске молодых кадров. С точки же зрения фандрайзинга существенным является формирование ассоциации бизнес-партнеров учебного заведения. Как и в случае с выпускниками, система членства обеспечивает самоокупаемость этой работы, а регулярные контакты создают прочную основу для дальнейшей фандрайзинговой деятельности.
3) Финансирование научно-исследовательских программ и образовательной деятельности в рамках высшего учебного заведения. В современных российских условиях существует достаточное количество форм и механизмов взаимодействия в сфере науки и образования. Государственные и международные гранты стали одним из важных дополнительных источников развития научно-образовательных учреждений [4].
Вышеизложенные особенности фандрайзинговой деятельности, как в целом, так и в сфере образования, в частности, позволяют сформулировать понятие образовательного фандрайзинга, под которым следует понимать поиск средств для осуществления проектов в образовательном учреждении, где результатом такой деятельности должно стать удовлетворение, расширение, прогнозирование спроса различных социальных групп на образовательные услуги.
В более узком прикладном его значении, применительно к проблеме данного исследования, когда речь идет о популяризации инженерной профессии инструментами образовательного фандрайзинга, — результатом данной практики должно стать удовлетворение профессионального и социального заказа в увеличении притока молодых кадров на рабочие и инженерные специальности, путем взаимодействия заинтересованных сторон в рамках благотворительной проектной программы.
В России фандрайзинг не является новым явлением, но в сфере поднятия престижа инженерной профессии он только начинает набирать свои силы. В частности, нельзя не отметить положительные начинания в данной области со стороны государства. Так, распоряжением Правительства России от 5 марта 2015
года №366-р [3] утверждён план мероприятий по популяризации рабочих и инженерных профессий. Необходимость в этом связана с возрастающей потребностью организаций в высококвалифицированных работниках для замещения вакантных высокопроизводительных рабочих мест. Реализация плана охватит около 0,6 млн. человек. Данным документом установлено, что финансовое обеспечение выполнения плана будет осуществляться заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете, что в свою очередь является элементом фандрайзинговой деятельности. Относительно популяризации молодых инженерных кадров в угольной промышленности заслуживает внимания запланированный Всероссийский чемпионат по решению практических задач («кейсов») в области горного дела.
На региональном уровне привлекательна практика благотворительных мероприятий Кузбасского региона в сфере привлечения молодежи на инженерные и рабочие профессии в угольную отрасль, где в рамках образовательной фандрайзинговой деятельности заинтересованные лица пытаются разрушить молодежный стереотип о профессии шахтера как «депрессивной», а об угольной отрасли в целом — как о неперспективной и устаревшей. В данном контексте заслуживает внимания благотворительная миссия компании ОАО «Южный Кузбасс», где в этом направлении работают активисты совета молодежи данного угольного предприятия. Как отмечает В. Фатеева, «уже дважды члены совета участвовали в акции «Дети — наше будущее», дающей возможность выступить с пропагандой шахтерской профессии на большую аудиторию. Самым маленьким жителям Междуреченска предлагали примерить спецодежду угольщиков, рассмотреть шахтерский светильник, посидеть за рулем вахтового автомобиля, сфотографироваться на фоне баннера с панорамой разреза или изображением подземной горной выработки» [8]. Кроме того, в Кузбасском государственном техническом университете действует программа целевого обучения для дальнейшей работы
молодежи на предприятии ОАО «Южный Кузбасс». Она подразумевает подготовку специалистов исходя из потребностей производства. На протяжении всего обучения предприятие поддерживает своих будущих работников, отслеживает их успеваемость, организует выездные встречи с руководством ВУЗа, поощряет лучших студентов материально. В компании организована практика студентов, за каждым из них закреплен наставник, который помогает постигать азы инженерной профессии угольной отрасли.
Представленный выше краткий обзор образовательной фандрайзинговой деятельности в России, несомненно, является положительным опытом в поднятии престижа инженерной профессии, как в целом, так и в отраслевом разрезе в частности. Для того чтобы предпринятые начинания были более эффективными, на наш взгляд, образовательный фандрайзинг, имеющий предназначение поднять престиж инженерного труда и инженерной специальности для предприятий угольной промышленности, должен быть масштабным проектом и носить системный и многоуровневый характер. Более наглядно данный процесс представлен на рисунке 1.
Отмечая свойства масштабности, системности и многоуровневого характера, в данном случае следует дать некоторые пояснения. Масштабность фандрайзингового проекта состоит в том, что он должен охватывать не единичное угольное предприятие и ни одно образовательное учреждение, а весь их комплекс.
Многоуровневый характер образовательного фандрайзинга, миссией которого является возродить инженерную профессию горного дела и поднять ее престиж в молодежной среде, состоит в том, что подобные мероприятия необходимо начинать уже со школьной скамьи — на уровне общего образования. Затем продолжать их в рамках профессионального образования, заканчивая уровнем профессионального обучения, являющегося важнейшим компонентом развития персонала любой компании, в том числе и угольной.
Здесь же следует отметить, что категории «профессиональное образование» и «профессиональное обучение» не являются идентичными. В соответствии с ФЗ РФ «Об образовании Российской Федерации», первая из них предполагает такой вид образования, «... который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности» [1]. Под профессиональным же обучением понимается «. вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий)» [1].
Таким образом, принимая во внимание особенности каждого уровня системы образования России, важно понимать, что в рамках фандрайзинга необходимо углублять взаимодействия профильных учебных заведений угольной отрасли с профессиональными ассоциациями и сообществами по различным вопросам, касающимся поднятия статуса инженерной профессии.
Относительно системности следует подчеркнуть, что обозначенные на схеме системообразующие элементы образовательной фандрайзинговой деятельности (формы и методы фандрайзинга; концептуальные основы фандрайзингового проекта; этапы фандрайзинга; субъекты фандрайзинговых отношений, в качестве которых выступают стейкхолдеры, руководящий состав образовательных учреждений и целевая аудитория) должны находится в непосредственной между собой связи, которые образует определенную целостность и единство образовательного фандрайзинга. Игнорирование хотя бы одного системообразующего элемента приведет к сбою в системе и фандрайзинговый проект можно считать не состоявшимся.
Рисунок 1 — Система организации образовательной фандрайзинговой деятельности, способствующей повышению престижа инженерной специальности для угольной промышленности [Составлено автором
исследования]
Поскольку фандрайзинг является одним из видов управленческой деятельности (об этом в настоящем исследовании отмечалось ранее), то алгоритм подготовки и реализации фандрайзингового мероприятия, в том числе и в сфере образования, в общем виде можно представить как последовательность этапов, которыми являются планирование, реализация, контроль и анализ. Планирование подразумевает разработку содержательной программы, определение расходов, выбор видов фандрайзинга. В ходе реализации происходит выбор методов проведения запланированных мероприятий, установление ответственности за их проведение, выделение средств. Методы, которые могут быть использованы в процессе реализации фандрайзингового проекта, нашли отражение на разработанной схеме. В процессе контроля происходит наблюдение за ходом фандрайзинга, корректировка планов с учетом произошедших изменений. Анализ предполагает оценку результатов, определение эффективности фандрайзингового проекта.
В качестве форм фандрайзинговой поддержки может быть спонсорство, меценатство, филантропия, донорство. Разница между донорами, меценатами и спонсорами состоит в следующем: доноры — это организации, в миссии которых предусмотрено предоставление безвозвратной финансовой, технической помощи на конкурсном основании. Меценатство — это благотворительная помощь физических лиц на добровольном безвозвратном основании. Спонсорство — это конкретная помощь юридических и физических лиц на определенных условиях. В отличие от перечисленных форм фандрайзинговой поддержки, еще более персонифицированными характеристиками социально-ориентированной деятельности обладает филантропия, если она идет от конкретного частного лица, имеющая ярко выраженный альтруистический мотив, и которая может осуществляться как в открытой форме, так и закрытой (тайной) форме. При этом филантроп может получать как открытое признание и одобрение своей деятельности, так и удовлетворение от «скрытости» и неизвестности донорской помощи. В этом состоит суть и особенность филантропии [7].
Что касается конкретных мероприятий, которые могут быть реализованы в рамках фандрайзингового проекта, миссия которого возродить доброе имя профессии «инженер», поднять имидж инженера-угольщика, то здесь можно предложить следующие.
Чтобы инженерная профессия в угольной промышленности для молодых людей стала привлекательной, в рамках фандрайзинга необходимо находить финансы и ресурсы для улучшения социально значимых условий и условий труда, среди которых не последнее место занимает предоставление бесплатной, либо по льготной ипотеке жилплощади. На данный момент шахтоуправления не в состоянии обеспечить этим благом, а программа льготного ипотечного кредитования для молодых семей, несмотря на все усилия Правительства, не может начать конструктивно функционировать. Именно поэтому молодой выпускник ВУЗа, предпочитает после его окончания работать абсолютно по другой специальности. И как показывает практика, в профильные учебные заведения угольной промышленности идут те, кому не удалось поступить в желаемое заведение. Усугубляют данное положение опасные условия труда, периодически возникающие аварии, которые также не придают привлекательности инженерной профессии в угольной отрасли.
Как форму фандрайзинговой поддержки также целесообразно рассмотреть вопрос об усилении системы государственного поощрения инженерного корпуса Российской Федерации. В политике новой индустриализации страны, которая объявлена как основной вектор нашего развития, инженеры играют ведущую роль, ведь именно инженерам предстоит построить множество новых заводов, шахт, а потом запустить на них производство. При этом обращает на себя внимание тот факт, что в наградной системе Российской Федерации (Указ №2 1099 от 07.09.2010 [2]) есть такие почетные звания как «Заслуженный артист», «Заслуженный врач», «Заслуженный работник пищевой индустрии», «Заслуженный химик», «Заслуженный архитектор», но нет звания «Заслуженного инженера». Стремление молодых специалистов получить столь
высокую награду от государства будет способствовать их профессиональному развитию, продвижению вперед и, как следствие, приблизит их к новым открытиям и высокотехнологичным решениям.
В рамках фандрайзинга в условиях общеобразовательной школы очень важно изыскивать средства для организации технических кружков, а также возрождения Дворцов технического творчества, которые имели большую популярность во времена Советского Союза. В школы должны приходить педагоги-наставники из производственников, мастеров, цеховых рабочих, инженеров для занятий по профориентации.
Одним из инновационных направлений фандрайзингового образовательного проекта должно стать создание научно-производственных кластеров, нацеленных на обеспечение угольного производства высококвалифицированными специалистами и создание современной эффективной системы повышения квалификации и переподготовки кадров.
Перечисленные выше направления в рамках фандрайзингового проекта не являются исчерпывающими, а разработанная автором система организации образовательной фандрайзинговой деятельности не претендует на ее совершенство. Изложенные идеи могут быть дополнены другими планами, замыслами, а также адаптированы к конкретным условия взаимодействия субъектов фандрайзинговой деятельности в сфере образования, к определенной инженерной профессии угольной отрасли. Вместе с тем, если представленная концепция системы образовательного фандрайзинга найдет свое применение, то это позволит устранить существующий дефицит инженерных работников в угольной отрасли, поднять престиж инженерной профессии среди молодежи, воспитать новое поколение специалистов-профессионалов горного дела, начиная с учреждений общего образования, и, в конечном счете, возродить культуру благотворительности в российском обществе.
Литература
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015) [Текст] / Собрание законодательства РФ, 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598.
2. Указ Президента РФ от 07.09.2010 N 1099 (ред. от 30.04.2015) «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации» (вместе с "Положением о государственных наградах Российской Федерации", "Статутами орденов Российской Федерации, положениями о знаках отличия Российской Федерации, медалях Российской Федерации, почетных званиях Российской Федерации, описаниями названных государственных наград Российской Федерации и нагрудных знаков к почетным званиям Российской Федерации") [Текст] / Собрание законодательства РФ", 13.09.2010, N 37, ст. 4643.
3. Распоряжение Правительства РФ от 05.03.2015 N 366-р <Об утверждении плана мероприятий, направленных на популяризацию рабочих и инженерных профессий> (05 марта 2015 г.) [Текст] / Собрание законодательства РФ, 16.03.2015, N 11, ст. 1642.
4. Артемьева, Т. Фандрейзинг. Привлечение средств на проекты и программы в сфере культуры и образования [Текст] / Т. Артемьева, Г. Тульчинский. — СПб. : Лань, 2010 — 288 с.
5. Воспитывать инженеров со школьной скамьи [Электронный ресурс] / Интернет-портал «Инженерный клуб» — URL : http://www.enginclub.ru (дата обращения: 20.04.2015).
6. Лозовану, В. Фандрайзинг. Руководство для неправительственных организаций [Текст] / В. Лозовану, О. Маноле. — Изд. при фин. поддержке Посольства Королевства Нидерландов. — Bibliogr, 2011. — 55 с.
7. Тишина, Ж.С. Экономическое содержание и особенности социально-ориентированной деятельности экономических субъектов (на примере
фандрайзинга, благотворительности, меценатства и спонсорства) на рынке образовательных услуг [Электронный ресурс] / Ж.С. Тишина // Электронный научный журнал «Инженерный вестник Дона» — №2 — 2012 — URL : http://ww.ivdon.ru/ru (дата обращения: 30.04.2015).
8. Фатеева, В. Дефицит в квадрате [Электронный ресурс] / В. Фатеева // Официальный сайт научно-практического журнала «Уголь Кузбасса» — январь-февраль, 2014 — URL : http://www.2014.uk42.ru/index.php?id=8631 (дата обращения: 25.04.2015).
9. Якимец, В.Н. Фандрайзинг: учебно-методическое пособие [Текст] / В.Н. Якимец. — М. : Государственный Университет управления, 2002. — 202 с.
References
1. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ (red. ot 31.12.2014, s izm. ot 02.05.2015) «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» (s izm. i dop., vstup. v silu s 31.03.2015) [Tekst] / Sobranie zakonodatel'stva RF, 31.12.2012, N 53 (ch. 1), st. 7598.
2. Ukaz Prezidenta RF ot 07.09.2010 N 1099 (red. ot 30.04.2015) «O merah po sovershenstvovaniju gosudarstvennoj nagradnoj sistemy Rossijskoj Federacii» (vmeste s "Polozheniem o gosudarstvennyh nagradah Rossijskoj Federacii", "Statutami ordenov Rossijskoj Federacii, polozhenijami o znakah otlichija Rossijskoj Federacii, medaljah Rossijskoj Federacii, pochetnyh zvanijah Rossijskoj Federacii, opisanijami nazvannyh gosudarstvennyh nagrad Rossijskoj Federacii i nagrudnyh znakov k pochetnym zvanijam Rossijskoj Federacii") [Tekst] / Sobranie zakonodatel'stva RF", 13.09.2010, N 37, st. 4643.
3. Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 05.03.2015 N 366-r <Ob utverzhdenii plana meroprijatij, napravlennyh na populjarizaciju rabochih i inzhenernyh professij> (05 marta 2015 g.) [Tekst] / Sobranie zakonodatel'stva RF, 16.03.2015, N 11, st. 1642.
4. Artem'eva, T. Fandrejzing. Privlechenie sredstv na proekty i programmy v sfere kul'tury i obrazovanija [Tekst] / T. Artem'eva, G. Tul'chinskij. — SPb. : Lan', 2010 — 288 s.
5. Vospityvat' inzhenerov so shkol'noj skam'i [Jelektronnyj resurs] / Internet-portal «Inzhenernyj klub» — URL : http://www.enginclub.ru (data obrashhenija: 20.04.2015).
6. Lozovanu, V. Fandrajzing. Rukovodstvo dlja nepravitel'stvennyh organizacij [Tekst] / V. Lozovanu, O. Manole. — Izd. pri fin. podderzhke Posol'stva Korolevstva Niderlandov. — Bibliogr, 2011. — 55 s.
7. Tishina, Zh.S. Jekonomicheskoe soderzhanie i osobennosti social'no-orientirovannoj dejatel'nosti jekonomicheskih sub#ektov (na primere fandrajzinga, blagotvoritel'nosti, mecenatstva i sponsorstva) na rynke obrazovatel'nyh uslug [Jelektronnyj resurs] / Zh.S. Tishina // Jelektronnyj nauchnyj zhurnal «Inzhenernyj vestnik Dona» — №2 — 2012 — URL : http://ww.ivdon.ru/ru (data obrashhenija: 30.04.2015).
8. Fateeva, V. Deficit v kvadrate [Jelektronnyj resurs] / V. Fateeva // Oficial'nyj sajt nauchno-prakticheskogo zhurnala «Ugol' Kuzbassa» — janvar'-fevral', 2014 — URL : http://www.2014.uk42.ru/index.php?id=8631 (data obrashhenija: 25.04.2015).
9. Jakimec, V.N. Fandrajzing: uchebno-metodicheskoe posobie [Tekst] / V.N. Jakimec. — M. : Gosudarstvennyj Universitet upravlenija, 2002. — 202 s.