УДК 332.024.2
Р. А. Тарелова, А. А. Сафина
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ
ИНЖЕНЕРНЫХ ПРОФЕССИЙ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
Ключевые слова: популяризация, инженерные профессии, рынок труда, программа.
Представлена актуальность вопроса популяризации инженерных профессий в современных экономических условиях. Описаны основные нормативно - правовые источники повышения имиджа инженеров. Проанализированы ключевые направления программы популяризации инженерных профессий в Республике Татарстан.
Keywords: advocacy, engineering profession, labour market, the program.
Presented the urgency of the matter the promotion of engineering professions in the modern economic conditions. Describes the basic normative - legal sources of the image of engineers. The key directions of the program ofpromotion of engineering professions in the Republic of Tatarstan.
Последнее десятилетие ХХ века на фоне устойчивой экономической дестабилизации и всплеска социальных проблем привело к падению неизменно высокого в СССР престижа инженерной профессии. Ликвидация и приватизация основных предприятий тяжелой и легкой промышленности, общая деградация системы образования, падение объемов производства и, как следствие, падение заработков инженеров привели к тому, что к этой профессии практически упал всякий интерес со стороны подрастающего поколения.
Несмотря на воздействие внутренних противоречий, и проводимых социальноэкономических реформ, Россия все же смогла встать на путь восстановительного экономического роста. А уже сегодня, речь идет об инновационной экономике - как стратегическом направлении развития России в ХХ1 веке. Причем инновационные ресурсы стали рассматриваться как условия не только производственных процессов, но и социальных. В условиях ограниченных ресурсов и выполнения задачи эффективных социальных и экономических преобразований, так называемая, технологизация все более проникает даже в систему социальных отношений [1].
Выполнение архиважной задачи модернизации экономики России, перевода ее на инновационные технологии невозможно без подготовки достаточного количества высококвалифицированных, отвечающих современным требованиям производства инженеров. В связи с этим возрастает и значение вопросов развития образования и повышения престижа технических специальностей. Между тем, в отечественной системе высшего образования за последние два десятилетия сформировались серьезные проблемы. С одной стороны, появился явный излишек выпуска специалистов в области юриспруденции и экономики, причем нередко специалистов с весьма слабыми знаниями и навыками. С другой стороны, реальная экономика испытывает растущий дефицит необходимых инженерно-технических кадров. Четко обозначился растущий разрыв между квалификацией людей и потребностями рынка в квалифицированных кадрах, что обусловлено, с одной стороны, отставанием системы российского профессионального образования от спроса на рынке труда и ее несоответствием рыночным стандартам, а с другой - быстрым «старением» приобретенных знаний, что, порождает дефицит хороших производственников [2]. Например, уже сейчас на рынках труда крупных городов, в том числе, и в Республике Татарстан идет настоящая борьба за высокопрофессиональных технологов.
Поэтому в течение последних месяцев данной проблематике уделено исключительно большое внимание на самом высоком уровне. «Без квалифицированных инженеров у нашей страны нет будущего, страна не может развиваться только за счёт притока юристов и экономистов....», заявил президент России - Дмитрий Медведев[3]. По его словам, «все
креативные решения, вся модернизация будет делаться только инженерами, представителями инженерных наук, точных наук, естественных наук». Таким образом, четко были обозначены приоритеты в области поддержки инженерных специальностей и повышения престижа инженерных профессий.
В Республике Татарстан данной проблемой занялись еще в 2007 году, когда и была разработана Республиканская программа популяризации рабочих и инженерных профессий с целью привлечения и закрепления специалистов на предприятиях Республики Татарстан на 2008-2010 годы. Над документом работали лучшие специалисты министерства труда, занятости и социальной защиты, образования и науки, промышленности и торговли, а также экономики республики [4]. В программе был заложен целый комплекс разноплановых мероприятий. Однако на фоне экономического кризиса в Российской Федерации в 2008-2009 году было существенно ограничено финансирование программы, что не позволило обеспечить реализацию всех запланированных мероприятий в полном объеме. Соответственно экономическая и социальная эффективность программных мероприятий не принесла высоких результатов, в частности, таких как приток молодежи на рынок труда, рост объемов производства, обновление кадрового состава, возрождение и развитие учебнопроизводственных комбинатов, адаптация молодых специалистов на производстве.
Проведенные по заказу Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан социологические исследования позволили выделить на сегодняшний день следующие особенности рынка труда[5].
1. Бурный динамизм развития экономики и модернизация промышленности Татарстана, формируют высокие требования к спросу на рабочую силу, ее профессиональноквалификационному составу, уровню подготовки новых специалистов в системе профессионального образования.
2. В ряде регионов - Нижнекамском, Елабужском районах и Набережных Челнах, в которых реализуются масштабные проекты в сфере нефтехимии, нефтепереработки и автомобилестроении ожидается дефицит высококвалифицированных кадров. В перечень наиболее востребованных профессий инженерно-технических специальностей на 2011-2013 годы по Республике Татарстан входит 9 инженерных специальностей: инженер-технолог, инженер-программист, инженер-конструктор, инженер-механик, инженер-строитель, инженер-электроник, инженер-энергетик, инженер по охране труда, инженер по автоматизированным системам управления. Общая потребность в данных специалистах в 2011-2013 гг. по прогнозам составит около 7800 человек.
3. Высокий уровень безработицы среди молодежи, в том числе выпускников профессиональных учебных заведений, прежде всего высших. В структуре подготовки в учреждениях высшего профессионального образования на долю специальностей технического направления приходится около 20%.
4. 70% городских и 50% сельских выпускников школ собираются поступать в ВУЗы. Однако они ориентированы на получение профессий юриспруденции, бизнеса, экономики. Учебные заведения в угоду спросу со стороны абитуриентов, а не в соответствии с потребностями экономики, формируют и расширяют структуру подготовки по непрофильным видам обучения. В итоге несоответствие между объемами и профилями подготовки кадров в учебных заведениях и профессионально-квалификационной структурой спроса экономики на рабочую силу приводит к невостребованности молодых специалистов на рынке труда.
5. Снижение интереса молодежи к получению рабочих и инженерных профессий отчасти связано с вопросами достойного уровня оплаты труда и нормальных условий труда. Как показали опросы, почти 40% молодых людей не устраивает предлагаемая низкая заработная плата по рабочим профессиям, еще столько же считают, что по рабочей профессии трудно найти работу.
В настоящее время соответствие структур потребности экономики в кадрах, объемов и профилей профессиональной подготовки, а также намерений молодежи является перевернутой
пирамидой. Все это является свидетельством недостаточной информированности общества о реальных потребностях рынка труда, недостатка пропаганды рабочих и инженерных профессий, низкой эффективности профориентационной работы со школьниками их родителями.
С учетом полученных результатов и указанных тенденций была разработана и утверждена Республиканская целевая программа популяризации рабочих и инженерных профессий с целью привлечения и закрепления специалистов на предприятиях Республики Татарстан на 2011-2013 годы. Она, аналогично предыдущей, призвана решить две задачи: поднятие престижа рабочих и инженерных профессий; актуализация мер по адаптации молодых специалистов на производстве.
В качестве стратегических направлений в программе выделены:
1. Активизация работы по информированию всех слоев населения о реальной ситуации на рынке труда и востребованности рабочих и инженерных профессий.
2. Осуществление профориентационных мероприятий для молодежи.
3. Развитие взаимодействия представителей учебных заведений, работодателей, органов государственного управления и органов местного самоуправления при выработке решений по вопросам обеспечения предприятий востребованными кадрами;
4. Создание общественных молодежных объединений на предприятиях республики [5].
Основной упор в ходе решения задачи повышения престижа рабочих и инженерных
профессий сделан на информационную кампанию. В перечень мероприятий включены все возможные виды и формы информирования молодежи о возможностях инженерных профессий (в.т.ч. интернет-порталы, публикации в печатных средствах СМИ, тематические теле, - радио передачи, наружная реклама в городах республики, пресс-конференции, профориентационные встречи со школьниками, документальное кино и целый ряд других средств). Особую роль в этой системе играет профессиональное консультирование, которое является одним из звеньев профессиональной ориентации и направлено на оказание помощи молодым людям в профессиональном самоопределении [6].
Организационный компонент программы включает в себя организацию различных республиканских конкурсов мастерства, заграничных стажировок, ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, организацию профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан в возрасте до 30 лет, признанных в установленном порядке безработными, по востребованным рабочим профессиям. Также проведение научнопрактических конференций для работников образовательных учреждений в целях ознакомления с перспективами развития экономики Республики Татарстан, организация конференций, семинаров по вопросам занятости, формирование госзаказа на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием на основе заявок работодателей, организация для учащихся общеобразовательных учреждений Дней открытых дверей на предприятиях основных отраслей экономики и в учреждениях профессионального образования, осуществляющих подготовку по востребованным рабочим и инженерным профессиям и многое другие.
Решение задачи адаптации молодых специалистов на производстве представлено в программе такими мероприятиями как:
- Развитие общественных молодежных объединений и советов наставников на предприятиях.
- Обеспечение оплаты труда молодых рабочих и специалистов на уровне среднеотраслевых показателей, а также надлежащих условий труда.
- Введение форм статистического учета трудоустройства по полученной профессии и закрепляемости выпускников учреждений профессиональных образований.
- Обеспечение оплачиваемых рабочих мест для проведения производственной практики на предприятиях отрасли и временного трудоустройства студентов после первого курса обучения в виде студенческих трудовых отрядов.
- Обеспечение жильем молодых рабочих и специалистов инженерных профессий по программе социальной ипотеки.
- Включение в коллективные договоры предприятий социальных льгот молодым специалистам.
На реализацию данных мероприятий из средств бюджета республики выделено 30000,0 тыс. рублей [5].
Оценка эффективности определена по следующим критериям:
1. Доля молодежи в возрасте 16-29 лет в составе безработных на конец года.
2. Доля выпускников учреждений профессионального образования в составе безработных
3. Систематизация профориентационной работы на уровне республики, муниципальных районов (городских округов) и образовательных учреждений
4. Количество созданных ученических мест на предприятиях.
Программа популяризации рабочих и инженерных профессий с целью привлечения и закрепления специалистов на предприятиях Республики Татарстан на 2011-2013 гг. несомненно актуальна и в полном объеме отображает все направления работы в проблемной области. Главным достоинством ее выступит системная и последовательная реализация перечисленных мероприятий при полном объеме финансирования и комплексном взаимодействии всех государственных органов. Итоги реализации программы в 2008-2010 годах наглядно показали, насколько не просто восстановить в короткие строки, разрушенный в течение целого десятилетия престиж инженера. А стало быть, данный вопрос будет в центре внимания, как теоретиков, так и практиков еще долгое время.
Литература
1. Валеева, Н.Ш. Влияние технологизации социальной сферы на профессиональную подготовку специалистов социальной работы / Н.Ш. Валеева, Р.А. Киямова // Вестник Казан. технол. ун-та.-2006.- № 1. - С. 223-228.
2. Как вернуть престиж профессии инженера [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://rus.ruvr.ru/2011/04/01/48299618.html, свободный. - Проверено 23.05.2011.
3. Политика // РИАновости [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.rian.ru/politics/20110323/356998696.html, свободный. - Проверено 23.05.2011.
4. Музыченко, В. Как поднять престиж рабочих и инженерных профессий? / В. Музыченко // Казанские ведомости. - 07.03.2008. - №45. - С.3.
5. Постановление КМ РТ от 9 декабря 2010 г. N 1021 «О долгосрочной целевой программе «Популяризация рабочих и инженерных профессий с целью привлечения и закрепления специалистов на предприятиях Республики Татарстан на 2011-2013 годы»» // Информационносправочная система «Консультант Плюс». - Проверено 23.05.2011.
6. Сафина, А.А. Консультирование как вид профессиональной деятельности специалиста социальной работы / А.А. Сафина // Вестник Казан. технол. ун-та.- 2008.- №5. - Ч.2. - С. 223-228.
© Р. А. Тарелова - канд. пед. наук, асс. каф. социальной работы, педагогики и психологии КНИТУ, [email protected]; А. А. Сафина - канд. пед. наук, доцент той же кафедры.