УДК 37.048.45
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ НА ОСНОВЕ СЕТЕВЫХ ФОРМ СОТРУДНИЧЕСТВА
Е.В. Муравьева, Е.А. Князькина1
1 Статья опубликована при поддержке АНО «Казанский открытый университет талантов 2.0» по результатам Конкурса «Кооперация талантов»
Аннотация. В статье проанализирован уникальный опыт центра интеграции лучшего российского и зарубежного технического образования, выделен и описан комплекс мероприятий профориентационной направленности, формирующих кластер инженерных профессий. В данном исследовании выявлены и проанализированы практические примеры внедрения новых профориентационных мероприятий в деятельность технического вуза, имеющие реальный эффект в популяризации технического творчества среди детей и молодежи и оказывающие влияние на формирование интереса к инженерным профессиям. Автор рассматривает механизм и сетевые формы сотрудничества со школами в результате профориентационной работы технического вуза, следовательно, выявление и поддержка молодежи региона, склонной к научному и техническому творчеству, содействие формированию у неё устойчивого интереса к инженерно-техническим профессиям, помощь школьникам в выборе будущей профессии.
Ключевые слова: популяризация технического творчества, формирование интереса к инженерии, активная профагитация технического вуза, профриентационная деятельность, необходимость инженерного образования.
THE ARRANGEMENT OF THE CAREER GUIDANCE
ACTIVITY IN TECHNICAL COLLEGE IN TERMS
OF NETWORK FORMS OF COOPERATION
E. Muravyova, E. Knyazkina
Abstract. The article analyzes the unique experience that became the center of the integration of the best Russian and foreign engineering education; the authors point out and describe a set of measures focused on the career-guidance that model the group of engineer occupations. In this study the authors identify and analyze the examples of taking the new measures in the career guidance activity; these measures have some effect on the promotion of the technical creativity among children and youngsters as well as on the rising of the interest to the engineering occupations. The authors investigate the mechanism and network forms of cooperation with schools as a result of career guidance activity of a technical college, therefore, they contribute to the searching and supporting of the region's youth inclined to scientific and technical creativity, to the arousing of the sustained interest in engineering occupations; they also help the pupils to choose an occupation.
Keywords, promotion of technical creativity, arousing of interest in engineering, active engineering college guidance, career-guidance activity, need for engineering education.
Развитие современного общества
характеризуется возникновением новых производств, основанных на последних достижениях научно-технического прогресса, что приводит к существенному усложнению и расширению инженерной деятельности. Для современного наукоемкого и динамичного производства требуются специалисты,
имеющие целостное представление об объектах профессиональной деятельности, готовые к выполнению комплексных научно
исследовательских, проектно-конструкторских и экономико-управленческих задач, связанных с обеспечением безопасности
функционирования сложных технических систем [7].
В этих условиях перед инженерным образованием встает задача подготовки специалистов с высоким уровнем профессиональной компетентности и
мобильности, широким кругозором, основу которого составляют знания в смежных с основой специальностью областях, высоким творческим потенциалом, реализуемым при решении сложных инженерно-экономических задач в постоянно усложняющейся информационной сфере [5, с. 3-4]. Становление инженерной деятельности было связано с развитием высших технических школ, которые начинают целенаправленную научную подготовку инженеров. В них проводятся и первые научно-технические исследования. С необходимостью систематизации научного материала, нужного для подготовки инженеров, связано и возникновение первых технических наук. К концу XIX века научная подготовка инженеров, их специальное, именно высшее образование, становится настоятельной необходимостью. Поэтому к этому времени
многие ремесленные, средние технические училища преобразуются в высшие учебные заведения, где наряду с практическими предметами основное место начинают занимать различные науки, хотя на практике эти науки и применяются первоначально весьма редко и инженеры работают пока часто, как и раньше, «на глазок». Но уже тогда начинает ощущаться недостаточность основательной теоретической научной базы инженеров. В то же время образование инженеров должно было сочетаться с их практической подготовкой. К концу XIX - началу XX века наука все больше проникает в инженерную практику и инженерное образование [3, с. 158].
Процесс становления и развития
инженерного образования детально рассмотрен в обзоре В.Г. Кинелева [1, с. 352]. Наша система высшего технического образования
сформировалась в рамках определенной социально-экономической формации и, безусловно, впитала в себя все присущее этой социально-экономической формации - как положительное, так и отрицательное [4, с. 5 -10].
Опираясь на условия исторических реалий, происходит интенсивно техническое
перевооружение в промышленности, в результате чего актуализируется
необходимость инженерного образования. Доктор политических наук - Александр Ципко активно высказался о проблеме на сегодняшний день: «Слабость России была в том, что у нас еще до революции не очень хорошо были развиты инженерные специальности. В советское время этот пробел удалось восстановить. А сейчас опять образовалась пробоина. Потому внимание к подготовке специалистов технических специальностей
очень важно» [8]. Таким образом, на сегодняшний день необходимо определить основной подход к формированию интереса к инженерным профессиям.
Совершенствование инженерного
образования определяется задачами обеспечения глобальной
конкурентоспособности отечественной
продукции, а уже затем скорейшего импортозамещения зарубежной продукции. Эти задачи ставят перед нами несколько принципиальных проблем, решение которых должно осуществляться в
общегосударственном масштабе. Актуальные вопросы о необходимости инженерного образования и формирования интереса к инженерным профессиям комментировал на заседании Совета Президент РФ - Владимир
Владимирович Путин: «Убеждён, что
отечественная система технического
образования должна быть нацелена на подготовку инженеров, чьи навыки, квалификация отвечают требованиям,
потребностям предприятий. Это не только главные конструкторы и исследователи, идущие к новым технологическим решениям, это и так называемые линейные инженеры, на них и держится вся профессия. Навыки, компетенции, знания линейных инженеров во многом определяют надёжность,
эффективность производственного процесса, внедрение новых технологий, качество конечного продукта. Именно таких
специалистов сегодня остро не хватает в отечественной экономике. Предприятия
буквально борются за грамотных
профессионалов. Такой спрос, конкуренция -это, конечно, хорошо, но нельзя допустить, чтобы существующий кадровый дефицит, а он наблюдается на наших ведущих предприятиях, стал сдерживающим фактором развития экономики, так же, как и недостаточная квалификация выпускников вузов». В ходе поставленной проблемы Владимир
Владимирович выделил несколько основных задач, решение которых сможет оказать положительное влияние на формирование интереса к инженерии и совершенствование инженерного образования: «прежде всего,
следует определить, какие специалисты потребуются отраслям промышленности, нашим регионам через пять - десять лет -хотелось бы, конечно, заглянуть и за более далёкий горизонт, лет на 20. Необходимо обратить особое внимание на направления, которые определят или уже определяют новый технологический уклад. Следует рассчитать потребности в инженерных и технических кадрах на среднесрочную и долгосрочную перспективу, сделать это в разрезе отраслей, регионов и крупнейших работодателей. Следует также актуализировать программы развития госкомпаний и регионов, включить в них разделы, определяющие потребности в кадрах, в первую очередь в инженерных кадрах. Такие разделы уже сегодня должны задать ориентиры для всей системы технического образования» [9].
Исследуя основные пункты, приведенные
В.В. Путиным, стоит отметить, что интерес к технике у ребенка нужно вырабатывать еще до поступления в университет, то есть начинать от кружков, посвященных техническому творчеству. Как утверждает К.Т. Ясперс: «Вместе с технизацией человечество
становится на путь, по которому оно вынуждено шагать и дальше. Отказаться от этого пути и вернуться назад означало бы бесконечно утяжелить свое существование. От техники нельзя отказаться, ее нужно преодолеть» [6, с. 11].
Появление и развитие технических наук влечет за собой формирования специалистов -носителей научно-технического образования, то есть инженеров. Исходным звеном этой цепи являются фундаментальные знания, которые закладывают теоретические основы
принципиально новых видов техники и
технологии и поэтому при сосредоточении внимания на технологическом приложении науки было бы большой ошибкой недооценивать необходимость развития
фундаментальных исследований, даже если это продиктовано соображениями практической целесообразности и экономии затрат на науку. В конечном счете, такая недооценка ведет к подрыву самих основ продуктивного использования науки в интересах ускорения научно-технического прогресса. Поэтому следует говорить о широком развитии теоретических исследований не только в естественных, но и в технических науках, а также о возрастании роли фундаментальных, теоретических исследований с точки зрения потребностей ускорения научно-технического прогресса. Без них никакое серьезное продвижение вперед в практической сфере просто невозможно. Это поднимает значимость и соответствующих методологических исследований теоретического знания, прежде всего, в технических науках [2, с. 176].
Сегодня современное общество стоит на пути инновационного развития экономики, что требует тысячи квалифицированных специалистов в технической области. Основная задача состоит в воспитании таких кадров и привлечении учащихся с наилучшей профильной подготовкой в инженерию. Достижение поставленной цели выполнимо в случае координированной
профориентационной работы реального промышленного сектора с образовательными научными учреждениями.
Примером развития машиностроительного кластера и привлечения детей и молодежи к инженерным профессиям стал опыт Казанского Национального Исследовательского
Технического Университета (далее - КНИТУ -КАИ). В настоящий момент времени в КАИ активно реализуется профориентационная деятельность. Профессиональная ориентация в КНИТУ - КАИ - это комплекс специальных
мер содействия школьнику в
профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, а также формирование у него тяги к техническому образованию по профилю данного
университета. Одним из наиболее действенных и современных методов профориентации в КНИТУ - КАИ стал запуск I Всероссийского Инженерного фестиваля 2 сентября 2014 года. Фестиваль проходил при активной поддержке Министерств образования и науки, промышленности и торговли РТ. Идея Фестиваля была также поддержана
руководителями учреждений образования РТ и крупнейшими предприятиями региона. Внутри реализуемого фестиваля в течение года проводились профориентационные
мероприятия, направленные на
профессиональное самоопределение
обучающихся, формирование интереса к инженерии, а также раскрытие адаптационных способностей к будущей профессиональной деятельности. В рамках данного фестиваля приняли участие: учащиеся и студенты - 17000 человек, промышленные предприятия - 42. В рамках реализации фестиваля были проведены мероприятия, которые вызвали активный рост привлечения учащихся в технический вуз и развития потенциала детей и молодежи в инженерии. Более наглядно комплекс мероприятий, направленных на индустрию инженерного образования можно увидеть на рисунке 1.
Развитие и становление эффективной профориентационной работы в рамках I Всероссийского инженерного фестиваля позволило выявить одаренных детей и сформировать их интерес к инженерному образованию. В рамках проделанной работы открытым остается вопрос об определении профессиональных компетенций детей и молодежи и реализация их потенциала в Республике Татарстан, поэтому на сегодняшний день задача решается с достаточной эффективностью.
Неотъемлемым аспектом явился
специализированный опыт взаимодействия технического ВУЗа и промышленного предприятия. На базе КНИТУ - КАИ совместно с МоиН РТ для выпускников проводилась олимпиада по физике с КАЗ им. С.П. Горбунова, в результате пройденных испытаний и получения статуса призера и победителя завод обеспечивает успешное трудоустройство выпускнику ВУЗа.
Рисунок 1. - Комплекс мероприятий в рамках инженерного фестиваля (Источник: данные отчета Управления Довузовского Образования КНИТУ - КАИ на 2014 год.)
Успешным примером помимо
вышеперечисленных мероприятий,
прекрасным опытом в реализации технического творчества в рамках профориентации явилось открытие детского инженерного центра. С момента запуска инженерного фестиваля и формирование интереса у детей к техническому творчеству проходили мастер-классы по реализации технических проектов. Формирование интереса детей и молодежи к инженерии
проходило на базе кружков детского инженерного центра. Наглядно инновации можно увидеть на рисунке 2.
Используя современные методы профориентационной работы технического ВУЗа, следует сформировать отчет по результатам поступления в технический ВУЗ на инженерные специальности, см. (табл.1). В процентном соотношении разницу между 2014 и 2015 годами можно увидеть на рисунке 3 и рисунке 4.
Рисунок 2. - Кружки детского инженерного центра на базе КНИТУ - КАИ (Источник: данные отчета Управления Довузовского Образования КНИТУ - КАИ на 2014 год.)
Таблица 1. - Структура контрольных цифр в КНИТУ - КАИ
КНИТУ - КАИ (головной вуз), уровень образования КЦП 2014 г. КНИТУ - КАИ (головной вуз), уровень образования КЦП 2015 г.
Бакалавриат/ специалитет 1162 Бакалавриат/специалитет 1175
СПО 125 СПО 145
Магистратура 449 Магистратура 493
Кадры высшей квалификации 107 Кадры высшей квалификации 107
Итого 1843 Итого 1920 (+77 к 2014 г.)
(Источник: данные Приемной Комиссии КНИ ТУ - КАИ за 2014 - 2015 гг.)
Рисунок 3. - Контрольные цифры поступивших абитуриентов в 2014 году
Рисунок 4. - Контрольные цифры, поступивших абитуриентов в 2015 году
Проделанная активная
профориентационная работа показала колоссальную разницу количества поданных заявлений на инженерные специальности, тем самым повысив уровень технического образования.
Результаты формирования интереса к инженерным профессиям можно увидеть в таблице 2. Анализ динамики подачи заявлений на инженерные специальности показан на рисунке 5.
Таблица 2. - Количество человек (реальных абитуриентов), подавших заявления в КНИТУ - КАИ
2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
Технические НПС 3773 3360 3272 3799
Социогуманитарные НПС 1528 1329 1542 1095
ИТОГО: 5301 4689 4814 4894
(Источник: данные Приемной Комиссии КНИТУ - КАИ)
6000
5000
4000
3000
2000
1000
0
Рисунок 5. - Уровень подачи заявлений в КНИТУ - КАИ
Таким образом, по результатам проделанной работы в течение 2014 года современные методы профессиональной ориентации позволили сформировать интерес к техническому творчеству и провести
профагитацию технического вуза. В рамках взаимодействия технического вуза и промышленных предприятий была проложена эффективная стратегическая работа, результаты которой наглядно можно увидеть в таблице 3.
Таблица 3. - Основные предприятия-партнеры в рамках целевого приема 2015 г.
Основные предприятия-партнеры в рамках целевого приема 2015 г. Гип целевого приема Количество зачисленных
ПАО «Казанский вертолетный завод» ОПК 22
ОАО «КАЗ им. С.П. Горбунова» ОПК 43
Министерство информатизации и связи РГ В рамках квоты 18
ОАО «Радиоприбор» ОПК 7
ОАО «ГИПО» В рамках квоты + ОПК 17
Минпромторг РГ В рамках квоты 23
в т.ч. ОАО «Казанский электротехнический завод» В рамках квоты 8
ОАО «Научно-производственное объединение «Радиоэлектроника» им. В.И. Шимко» ОПК 10
ОАО «Казанский завод «Электроприбор» ОПК 5
(Источник: данные Приемной Комиссии КНИГУ - КАИ за 2015 г.)
Полученные в конечном итоге результаты позволили сформировать и организовать эффективную работу взаимодействия «Школа -ВУЗ - Предприятие», тем самым вызвав у детей и молодежи интерес к инженерии в рамках активной профориентационной работы совместно с промышленными предприятиями, которые анонсировали целевой прием в области технических наук и в дальнейшем обеспечат успешное трудоустройство.
В результате исследования показана острая необходимость в инженерном образовании, а также комплексное формирование интереса к профессии инженера. Примером в вопросе популяризации технических профессий явилось открытие I Всероссийского Инженерного Фестиваля на базе КНИГУ - КАИ. В рамках данного фестиваля приняли участие: учащиеся и студенты - 17000 человек, промышленные
предприятия - 42. Проведение комплекса
профориентационных мероприятий позволило сформировать интерес к инженернотехническим профессиям. Проведение мастерклассов на базе детского инженерного центра привлекло к техническому творчеству около 2500 школьников, а реализация технических проектов продолжается по сегодняшний день.
Нововведение в рамках
профориентационной работы привело к эффективному результату по приему на 2015 год в КНИГУ - КАИ на технические специальности:
- по итогам на 2014 год структура контрольных цифр приема в КНИГУ - КАИ составила 1843, а на 2015 год - 1920 (+77 к 2014);
- количество человек, подавших заявление в КНИГУ - КАИ на 2014 год составляло 4689, а на 2015 год - 4894;
- стратегическое сотрудничество КНИГУ -КАИ с предприятиями - партнерами Республики Гатарстан. Целевой прием 2015 совместно с ведущими предприятиями - партнерами достиг эффективных результатов по количеству зачисленных в рамках квоты и ОПК. Отличные показатели от таких предприятий, как: ОАО «КАЗ им. С.П. Горбунова» - 43 человека, ПАО «Казанский вертолетный завод» - 22 человека, Минпромторг РГ - 23 человека.
Подведенные итоги говорят о позитивном опыте в техническом ВУЗе, в результате чего ВУЗ предоставит качественное образование, сочетая фундаментальные знания с практической подготовкой. Внедрение новых технологий обеспечит высококонкурентное престижное образование в области техники, возрождение к инженерным профессиям и подготовит высококлассных специалистов. Запуск I Всероссийского Инженерного Фестиваля явился ярким примером синергетического взаимодействия различных структур и оптимальным форматом для развития технического творчества среди детей и молодежи.
Литература:
1. Высшее образование в России: Очерк истории до 1917 года // НИИ высш. образования / Под ред. проф. В.Г. Кинелева. - Москва. - 1995. -352 с.
2. Горохов В.Г. Инженер-механик и философ техники. - 2010. - 176 с.
3. Горохов В.Г., Розин В.М. Введение в философию техники. Глава 5. Инженерная деятельность и технические науки, 2012. - 158 с.
4. Кинелев В.Г. Проблемы инженерного образования в России // Высшее образование в России. - 1993. - С. 5-10.
5. Попова Г.Е. Широкопрофильная подготовка специалистов в техническом вузе. - 2006. - С. 3-4.
6. Ясперс К.Т. Философия техники и методологический анализ технических наук. -2011. - С. 11.
7. Мухаметзянова Ф.Ш., Мухаметзянова Ф.Г., Гильманов А.З. Индикаторы качества профессиональной подготовки выпускника вуза на современном рынке труда / Ф.Ш. Мухаметзянова, Ф.Г. Мухаметзянова, А.З. Гильманов // Казанский педагогический журнал. 2013. - № 6 (101). - С. 9-16.
8. Высокорастворимые технари, 23 марта 2011г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.Lenta.ru
9. Путин В.В. на Заседании Совета по науке, 8 декабря 2014г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news
Сведения об авторах:
Муравьева Елена Викторовна (г. Казань, Россия), доктор педагогических наук, заведующая кафедрой «Промышленная и экологическая безопасность», Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева.
Князькина Евгения Александровна (г. Казань, Россия), сотрудник Управления довузовского образования отдела профориентации Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева, e-mail: [email protected]
Data about the authors:
E. Muravyova (Kazan, Russia), doctor of education, head of the Department of Industrial and Environmental safety, Kazan State Technical University named after A. Tupolev.
E. Knyazkina (Kazan, Russia), employee of the Pre-university Education Office of Vocational Guidance Department of Kazan State Technical University named after A. Tupolev, e-mail: [email protected]