Научная статья на тему 'Профориентация студентов младших курсов: опыт технических вузов'

Профориентация студентов младших курсов: опыт технических вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2841
307
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / СТУДЕНТЫ МЛАДШИХ КУРСОВ / ФОРМЫ РАБОТЫ / CDIOПОДХОД / "ВВЕДЕНИЕ В ИНЖЕНЕРНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ" / CAREER GUIDANCE / UNDERGRADUATE STUDENTS / FORMS OF WORK / CDIO APPROACH / "INTRODUCTION TO ENGINEERING"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Вероника Сергеевна, Мертинс Ксения Викторовна

В статье представлены формы профориентационной работы со студентами, обучающимися на инженерных направлениях вузов России, выделены субъекты и результаты. Приведен пример реализации профориентации младшекурсников на примере направления 12.03.01 «Приборостроение», реализуемого в ТПУ в соответствии с CDIO-подходом. Проанализированы результаты соцопроса студентов о факторах, влияющих на выбор профиля обучения, а также сделаны выводы об эффективности профориентационной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Вероника Сергеевна, Мертинс Ксения Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CAREER GUIDANCE FOR JUNIOR STUDENTS: EXPERIENCE OF TECHNICAL UNIVERSITIES

The article deals with the forms of career guidance work for students of engineering departments of universities in Russia, it defines the subjects and results. The example of realization of this work among junior students of direction 12.03.01 “Instrument-making” in TPU in accordance with CDIO approach is given. The results of social polling of the students about the factors influencing the choice of education profile are analyzed and the conclusions concerning the effectiveness of career guidance work are made.

Текст научной работы на тему «Профориентация студентов младших курсов: опыт технических вузов»

тенденция, связанная с тем, что выпускники общеобразовательных организаций региона чаще имеют определенное представление о месте получения профессионального образования, чем о будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, решая задачи на консолидированной основе общеобразовательных организаций с предприятиями экономической и социальной сферы и службами занятости, была создана единая региональная система по профориентации, апробации и внедрению новых подходов к содержанию и формам организации непрерывной профориентационной работы с обучающимися в региональной системе образования.

1. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов-на-Дону, 1996. - С. 289-324.

2. Кон И. С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. — М.: Политиздат, 1984. — 151с.

3. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы» [Электронный ресурс] : постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 295. — URL: http://www.pnavo.gov.ru.

4. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [Электронный ресурс] : приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897. — URL: ng.ru/2010/12/19/ obnstandant-site-dok.html.

5. Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. — М.: МПСИ, 2002.— 400 с.

6. Чистякова С. Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников. — М.: Академия : Московские учебники, 2010. -128 с.

УДК/UDC 37.048.45-057.875

В. С. Иванова, К. В. Мертинс V. Ivanova, K. Mertins

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ: ОПЫТ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ

CAREER GUIDANCE FOR JUNIOR STUDENTS: EXPERIENCE OF TECHNICAL UNIVERSITIES

В статье представлены формы профориен-тационной работы со студентами, обучающимися на инженерных направлениях вузов России, выделены субъекты и результаты. Приведен пример реализации профориентации младшекурсников на примере направления 12.03.01 «Приборостроение», реализуемого в ТПУ в соответствии с CDIO-подходом. Проанализированы результаты соцопроса студентов о факторах, влияющих на выбор профиля обучения, а также сделаны выводы об эффективности профори-ентационной работы.

The article deals with the forms of career guidance work for students of engineering departments of universities in Russia, it defines the subjects and results. The example of realization of this work among junior students of direction 12.03.01 "Instrument-making" in TPU in accordance with CDIO approach is given. The results of social polling of the students about the factors influencing the choice of education profile are analyzed and the conclusions concerning the effectiveness of career guidance work are made.

Ключевые слова: профориентация, студенты младших курсов, формы работы, CDIO-подход, «Введение в инженерную деятельность».

Keywords: career guidance, undergraduate students, forms of work, CDIO approach, «Introduction to Engineering»

Технические направления подготовки бакалавриата с каждым годом становятся все более и более популярными среди абитуриентов. Данная тенденция связана в первую очередь c программами правительства РФ, направленными на поддержку и популяризацию инженерного образования, и развитием отечественной промышленности.

Тем не менее около 30 % абитуриентов вузов РФ причиной своего выбора технических направлений не называют осознанный выбор инженерной профессии. Среди указанных мотиваторов фигурируют: отсрочка от армии, совет родителей, веселое времяпрепровождение, высокая зарплата, перспектива замуже-

ства и т. д. И даже те абитуриенты, кто выбирал вуз, институт, факультет, направление и профиль подготовки осознанно, не имеют четкого представления о своей будущей профессии. В бакалавриате набор осуществляется на направление, а профилизация (узкая направленность) начинается с третьего курса, поэтому перед студентом стоит вопрос выбора.

В последнее время школами, вузами, предприятиями уделяется большое внимание профориентации школьников, абитуриентов и студентов младших курсов. Формы профориен-тационной работы со студентами младших курсов, субъекты работы, а также планируемые результаты и примеры реализации на инженерных направлениях вузов представлены в таблице.

Таблица

Формы профориентационной работы

Формы Субъекты Результат Примеры реализации на инженерных направлениях вузов

Соцопросы Обучающиеся Обратная связь Представление о профориентации обучающихся Основа для формирования индивидуальной образовательной траектории ТПУ и другие вузы

Профессиональные/ квалификационные экзамены (на категорию, допуск и т. д.) Обучающиеся Начальные условия для профессиональной деятельности ТулГУ ТПУ (курсы электромонтеров, слесарь КИПиА)

Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) в семестре Обучающиеся Руководители НИРС Формирование исследовательских навыков Опыт командной работы по решению профессиональных и исследовательских задач ТПУ и другие вузы

Учебно-исследовательская работа студентов (УИРС) Обучающиеся Руководители УИРС ТПУ и другие вузы

Творческие проекты Обучающиеся Руководители проектов Сотрудники предприятий-партнеров Осознание себя как будущего специалиста Тематика востребованных работодателем проектов ТПУ

Лекции ведущих специалистов предприятий Обучающиеся Соответствие представлений о профессии реальным образам представителям ТПУ

Экскурсии на предприятия Обучающиеся Формирование имиджа специалиста ТПУ и другие вузы

Встреча с выпускниками Обучающиеся ТПУ и другие вузы

Получение рабочей профессии Обучающиеся Начальные условия для профессиональной деятельности В рамках практики

Молодежные клубы Обучающиеся Члены молодежного клуба Формирование компетенций в области будущей деятельности Реальное общение с заказчиками Клуб молодежного менеджмента качества ТПУ

Студенческое самоуправление Обучающиеся Формирование корпоративной культуры Повышение мотивации ТПУ и другие вузы

Студенческие конструкторские бюро Обучающиеся Навыки конструирования Участие в реальных проектах Виртуальное конструкторское бюро ТПУ, МАМИ, КГТУ, ТУСУР, МИСИС

Ярмарка вакансий Обучающиеся Работодатели Общение с работодателями Формирование запросов работодателей к качеству выпускников ТПУ, СПБГУ, МЭСИ, ИТМО

Тренинги Обучающиеся Формирование устойчивого запроса от обучающихся на контент и технологии обучения Повышение мотивации обучающихся Обратная связь ТПУ СФУ [1]

Окончание таблицы

Бизнес-инкубатор Обучающиеся Реальные профессиональные проекты Работа в междисциплинарных проектах ТПУ ТУСУР

Соревнования по профилю обучения Обучающиеся Требования работодателей Конкурс спасателей Чемпионат рабочих профессий WorldSkШs

Сайт, популяционные программы Обучающиеся Работодатели PR-служба вуза Информация по востребованным инженерным специальностям Информация от работодателей МАМИ [2]

Именные стипендии Обучающиеся Работодатели Повышение мотивации к обучению и овладению профессией ТПУ

ТРИЗ Обучающиеся Развитие конструкторских навыков Самоопределение ТПУ, СПбГПУ

Научные квесты Обучающиеся Представители лабораторий Проектные группы Формирование представления о научных направлениях и разработках Корпоративная культура ТПУ ЛЭТИ [3]

Создание техноградов (в форме профессиональных квестов) Обучающиеся Работодатели Органы исполнительной власти Взаимодействие с работодателями Формирование профессиональных команд Проектное обучение с реальным заказом работодателя На уровне региональной администрации и предприятий

Рейтинг профессий от выпускников вуза Обучающиеся Выпускники Представления о профессии Формат для совершенствования образовательных программ Реализуется в виде конкретного описания профессии [4]

Дуальное обучение Обучающиеся Работодатели Образовательные организации Ранняя профориентация Обратная связь с работодателями КНИТУ-КАИ [5] БГТУ им. Шолохова [6]

Летние производственные школы Обучающиеся Работодатели Коммуникации с работодателями Летняя производственная школа инженерного творчества ФаблабПолитех-СПбГПУ Летняя школа на базе университета «Дубна»

Летние производственные лагеря (образовательные программы) Обучающиеся Работодатели Коммуникации с работодателями ТПУ, СамГТУ, КГЭУ, ИрНИТУ и т. д. [7]

Центр карьеры Обучающиеся Работодатели Стратегия профессионального развития Коммуникации с работодателями СФУ

Симуляторы (тренажеры), виртуальные лаборатории Обучающиеся Апробация профессиональных компетенций Формирование представления о будущей профессии МГТУ МФТИ Карьерный компас [8] СГАУ — инженерный виртолаб [9]

Интернет-лицей Обучающиеся Решение профессиональных задач ТПУ

Фестиваль науки Обучающиеся Навыки самопрезентации Коммуникации с заказчиками АлГТУ [10]

Выставка (центр) научно-технического творчества студентов, аспирантов и молодых ученых Обучающиеся Навыки инженерного дела Коммуникации с заказчиками АлГТУ ТУСУР [11]

По мнению авторов, наиболее эффективным инструментом повышения профориентации является сочетание форм на основе взаимодействия с работодателями (в том числе дуального обучения) и студенческого самоуправления.

Виды профориентационной работы могут быть разделены на три составляющие: вне-учебная, учебная, инициативная. Формами работы непосредственно при реализации учебного процесса являются: эссе «Я в профессии», выполнение творческого проекта и заданий, дебаты, деловая игра, занятия на предприятиях (в т. ч. с привлечением базовой кафедры), встреча с представителями предприятий во время практических занятий, веб-квест [12], использование профессиональных стандартов при проектировании содержания и выборе технологии реализации учебного процесса, самостоятельное построение индивидуальной траектории специалиста и ее корректировка с помощью академического консультанта.

Приведем пример профориентации младшекурсников на примере направления 12.03.01 «Приборостроение», реализуемого в ТПУ в соответствии с СйЮ-подходом. Четвертый стандарт данного подхода рекомендует вузам ре-ализовывать на младших курсах дисциплину «Введение в инженерную деятельность» [13]. Подобный вводный курс обеспечивает основу для инженерной практики при создании продуктов, процессов и систем и формировании личностных и межличностных навыков. Является в образовательной программе (ООП) одним из первых обязательных курсов, формирующим представления об инженерной практике (широкий спектр задач и обязанностей инженера, а также применение дисциплинарных знаний для решения данных задач индивидуально и в команде). Курс направлен на стимулирование интереса и повышение мотивации студентов к инженерной деятельности, с сосредоточением их внимания на практической пользе соответствующих модулей учебного плана.

Дисциплина включает следующие разделы:

— Зарождение инженерной деятельности, ее сущность и функции.

— Развитие инженерной деятельности, профессии инженера и специального образования.

— Требования к подготовке ФГОС ВО (ФГОС 3+) бакалавров по направлению 12.03.01 «Приборостроение» [14].

— Базовый учебный план ООП и академические свободы (элективы, факультативы и т. д.,

возможности составления индивидуальных образовательных траекторий).

— История кафедры (в лицах и событиях). Основные заказчики выпускников по профилю.

— Места прохождения практик и трудоустройства (по кафедрам).

— Основные направления учебной и научной деятельности кафедры. Прошлое, настоящее, перспективы развития.

— Области и задачи профессиональной деятельности в рамках направления «Приборостроение» в реальных условиях (показываются при проведении учебных экскурсий в различные лаборатории института).

Обсуждение организации и проведения учебной и научно-исследовательской работы студентов по направлению «Приборостроение» проводится в виде дебатов. Промежуточная аттестация проходит в виде мини-конференций в рамках конференц-недели (общенаучная (теоретическая) и проектная (прикладная)).

Частью образовательного модуля «Введение в инженерную деятельность» является дисциплина «Творческий проект», ориентированная на начальную подготовку студентов к комплексной инженерной деятельности [15]. Целями и задачами освоения дисциплины в области обучения, воспитания и развития, соответствующие целям ООП, являются: получение глубоких практических знаний технических основ профессии; формирование навыков в создании и эксплуатации новых продуктов и систем; понимание важности и стратегического значения научно-технического развития общества; приобретение знаний о предполагаемом профиле обучения в рамках направления «Приборостроение».

Реализация дисциплины предусматривает следующие формы организации учебного процесса: самостоятельная работа студента, консультации, тьюторство.

За весь период реализации дисциплины (со второго по пятый семестр бакалавриата) предполагается выполнение трех творческих проектов, которые могут быть связаны одной тематикой в области исследований и решения инженерных задач, отличаться степенью сложности в зависимости от семестра выполнения либо быть абсолютно независимыми друг от друга. Подгруппы для выполнения проектов включают не более 5 студентов, совместно выполняющих проект (в том числе возможна индивидуальная работа над проектом). Ответственным за формирование состава подгрупп является руководитель ООП, взаимодействую-

щий с куратором и академическим консультантом учебной группы.

Выполнение творческого проекта представляет собой самостоятельное решение студентами частной задачи или проведение исследования по заявленной тематике при сопровождении руководителя(преподавателя кафедры, ведущего научно-исследовательскую деятельность в области заявленной тематики, а также внешнего специалиста). Так, например, в рамках данной дисциплины были предложены следующие:

— Медицинское приборостроение — диагностика моторной деятельности пищевода,

— Простейшие измерительные приборы и устройства,

— Автономные источники питания на основе возобновляемых источников энергии,

— Эй-моделирование малого летательного аппарата/механических конструкций и РЭА,

— Электромеханические системы управления космическими аппаратами,

— Система ориентации панелей солнечных батарей малого космического аппарата,

— Базовые стандарты в области вибродиагностического (акустического) метода нераз-рушающего контроля

— и другие.

Необходимыми условиями при определении тематики проектов для предложения студентам являются: актуальность, выполня-емость задач (план выполнения проекта при необходимости), достигаемость результатов обучения для всех участников проекта, необходимость творческого подхода, достаточность компетенций, сформированных дисциплинами — пререквизитами; готовность к самообучению, прикладной характер выполняемых разработок, необходимость рассмотрения теоретических вопросов для самостоятельной проработки, широкий выбор методов решения инструментов, необходимые ресурсы (время, расходные материалы и т. д.).

Для оценки влияния профориентационной работы со студентами младших курсов по направлению 12.03.01 «Приборостроение» был проведен социологический опрос. Опросник приведен ниже.

Опросник

1. Самостоятельно ли Вы выбирали направление, по которому обучаетесь в данное время?

2. Кто или что повлияло на выбор направления?

• Приемная комиссия

• Родители

• Совет друзей, знакомых

• Баллы по ЕГЭ

• Интересная специальность

• Личное желание

• Рейтинг профессии, перспективы в работе

• Исключение первого приоритета

3. Что повлияло на выбор профиля обучения?

• Дальнейшие перспективы

• Понравились предметы

• Выполнение творческого проекта

• Интерес

• Желание

• Баллы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Отзывы других студентов

4. Как Вы можете в целом охарактеризовать обучение на данном направлении?

• Хорошо

• Интересно, познавательно, но сложно

• Положительно

• Появилась заинтересованность продвигаться вперед, но сложно

• Хороший преподавательский состав

• Качественное обучение

• В целом нравится, но хотелось бы больше практики

5. Соответствуют ли Ваши ожидания полученным компетенциям?

• Соответствует

• Соответствует, но не полностью

• Затрудняюсь ответить

• Полностью не соответствует

6. Планируете ли Вы продолжение обучения по данному направлению в магистратуре?

• Да

• Нет

• Затрудняюсь ответить

7. Представляете ли Вы выпускника-специалиста по данному направлению через 5 лет, если да — опишите.

• Профессионал с большим количеством компетенций, умеет принимать решения и быть лучшим в своем деле

• Успешный специалист, знающий свою работу

• Практически не представляю

• Не представляю

8. Какие из дисциплин учебного плана, по Вашему мнению, соответствует будущей профессии?

9. Какие из дисциплин, по Вашему мнению, не пригодятся в данной профессии?

• Пригодятся все

• Затрудняюсь ответить

• Все не нужны

• Предметы гуманитарного цикла.

Проведенный опрос студентов 2-го курса направления «Приборостроение» показал, что 43 % поступивших выбрали данное направление для обучения по совету родителей, друзей и знакомых; интересная специальность или личное желание привлекли 35 % опрошенных, 19 % — отметили, что на выбор специальности повлияли перспективы в работе и рейтинг профессии, для 3 % — баллы ЕГЭ. При определении профиля для обучения причины выбора изменились. Отзывами старшекурсников и друзей при выборе профиля руководствовались лишь 16 % студентов; 8 % — выбрали профиль из-за низкого среднего балла. Остальные студенты основывались на интересе к профилю обучения и дальнейших перспективах. Однако, несмотря на заинтересованность студентов в обучении на конкретном профиле, порядка 38 % студентов затруднились описать выпускника-специалиста в области приборостроения. Все студенты охарактеризовали положительно обучение на данном направлении, отмечая высокий уровень подготовки преподавательского состава и качества обучения. Таким образом, дисциплины «Введение в инженерную деятельность» и «Творческий проект» непосредственно влияют на осознанность выбора студентами дальнейшего профиля обучения.

Проблемы профессионального развития на этапе обучения в вузе, факторы и условия, способствующие становлению личности будущего профессионала, приобретают сегодня актуальность в поиске конкретных способов и путей развития позитивного моти-

вационно-ценностного отношения студентов к выбранной профессиональной деятельности. В качестве одного из таких средств можно рассматривать целенаправленное формирование, начиная с первого курса, адекватного образа будущей профессии, в том числе в рамках реализации СйЮ-подхода в системе образования.

Таким образом, эффективная организация профориентационой работы в соответствии с запросами стейкхолдеров (от самих обучающихся до работодателей) возможна при высокой мотивации к овладению профессией и выполнении реальных проектов, востребованных в обществе и бизнесе.

1. Институт компетенций [Электронный ресурс] — URL:http://caneen.sfu-knas.nu/competence.

2. Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ) [Электронный ресурс] — URL: http://www.mami.nu/news_new.php?id=6752.

3. Игра-квест «ElectroRace в поисках приключений» [Электронный ресурс] — URL: http://www.eltech.nu/ nu/abitunientam/dovuzovskaya-podgotovka/igna-kvest-electnonace.

4. Кто такой энергетик [Электронный ресурс]—URL:http:// edunews.ru/pnofessii/obzon/Tehnicheskie/enengetik. html.

5. Лопатин А. А. «Обучающее производство» технология реализации проекта [Электронный ресурс]. — URL: http://www.kai.nu/univen/pno/200514_lopatin.pdf.

6. Михайличенко С. А., Савченко С. В., Назаренко Е. И. Университет прикладных наук: от идеи к реализации [Электронный ресурс]. — Инженерное образование. — 2014. — № 15. — С. 123-128. — URL: http://aeen.nu/ files/io/m15/ant_16.pdf.

7. Благотворительный фонд «Надежная смена» [Электронный ресурс] — URL: http://www.fondsmena.nu/.

8. Карьерный компас [Электронный ресурс]. — URL: http://kompas.bwans.ru/ BusinessWars.

9. Виртуальные лаборатории для дистанционного обучения вузов и школ [Электронный ресурс]. — URL: http:// zillion.net/nu/blog/247/vintual-nyie-labonatonii-dlia- 13. distantsionnogho-obuchieniia-vuzov-i-shkol.

10. Третий фестиваль науки «Наследники Ползунова сегодня» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.altstu. nu/media/f/Pnognamma-fN-2409-1300.pdf. 14.

11. Центр научно-технического творчества студентов ТУСУР [Электронный ресурс]. — URL: http://www.tusun. nu/nu/centens/cntts.html. 15.

12. Таратухина Т. А. Использование технологии веб-квест в учебном процессе (из опыта работы) [Электронный

ресурс] // Информационные технологии в образовании «ИТ0-Ростов-2013» : Южно-Российская межрегион. науч.-практ. конф.-выставка. — URL: "Н^У/ито-ро-^^^/2013^^^/216/97124/. Всемирная инициатива CDI0. Стандарты: информ.-ме-тод. изд. / пер. с англ. и ред. А. И. Чучалина, Т. С. Петровской, Е. С. Кулюкиной ; Том. политехн. ун-т. — Томск, 2011. — С. 8.

Рабочая программа по дисциплине «Введение в инженерную деятельность» [Электронный ресурс] — URL: http://pontal.tpu.nu/fond2.

Рабочая программа по дисциплине «Творческий проект» [Электронный ресурс]. — URL: http://pontal.tpu.nu/ fond2.

УДК/UDC 378

А. А. Перевалова A. Perevalova

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА PROFESSIONAL STABILITY OF FUTURE TEACHERS

Статья является заключительной (четвертой) в цикле публикаций автора, посвященном вопросу профессиональной стабильности будущего педагога. В статье выделяются основные компоненты профессиональной устойчивости и стабильности педагога на основе анализа проведенных ранее исследований, а также выделяются два новых компонента (интроперцепцио-нальный и холистический), и обосновывается их введение в определение профессиональной стабильности будущего педагога.

This article is the forth part of the author's publications cycle devoted to professional stability of future teachers. The article deals with the main constituent elements of professional consistency and stability on the basis of the earlier done research. In addition, two new elements are defined (intro-perceptional and holistic), their introduction into the definition of professional stability of future teachers is justified.

Ключевые слова: профессиональная стабильность, компоненты, самосознание, самовосприятие, самопознание, самооценка.

Keywords: professional stability, constituent elements, self-consciousness, self-perception, self-actualization, self-esteem.

Проведенный анализ значительного числа исследований по заявленной проблеме позволил обобщить понятие профессиональной устойчивости, под которой понимается инте-

гративное качество (свойство), либо синтез качеств и свойств личности, позволяющих активно, самостоятельно, без эмоциональных срывов выполнять свои профессиональные функции на протяжении длительного времени. Данное качество включает совокупность определенных компонентов:

• личностный (толерантность, эмпатия, широкий кругозор, коммуникативная культура, наблюдательность; умения правильно понимать и оценивать личностные качества окружающих и их взаимоотношения, прогнозировать изменения в состоянии и поведении людей, предвидеть результат своего воздействия на них; познавательная направленность, нормальная утомляемость, уверенность в себе, самостоятельность и ответственность в принятии решений и др.);

• активационный (работоспособность, внутренняя организованность, психологическая готовность, сохранение интереса к профессии, физиологическое и психосоматическое здоровье и др.);

• мотивационный (мотивация на достиже-ниеуспеха, на формирование профессионально значимых качеств, на отношение к профессии, мотивы выбора профессии, педагогическая направленность, удовлетворенность профессией, мотивы и стимулы продолжительной работы на одном месте, направленность на самосовершенствование и др.);

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.