Научная статья на тему 'СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / среднее профессиональное образование / опрос / анализ / проблемы и перспективы среднего профессионального образования / education / secondary vocational education / survey / analysis / problems and prospects of secondary vocational education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николашкина Виолета Евгеньевна, Серобян Варсик Акобовна

Статья «Среднее профессиональное образование: анализ и перспективы» посвящена вопросам среднего профессионального образования на 2023 год. Автор уделяет особое внимание представлению наиболее точной информации о программе среднего профессионального образования, основанной на сравнении и сопоставлении данных, полученных в ходе исследовательских и оценочных работ. Представлены и проанализированы основные проблемы и преимущества, касающиеся системы среднего профессионального образования. Показаны преимущества и процесс становления среднего профессионального образования как альтернатива высшему образованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Николашкина Виолета Евгеньевна, Серобян Варсик Акобовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article "Secondary vocational education: analysis and prospects" is devoted to the issues of secondary vocational education for 2023. The author pays special attention to the presentation of the most accurate information about the secondary vocational education program, based on the comparison and comparison of data obtained during research and evaluation work. The main problems and advantages concerning the system of secondary vocational education are presented and analyzed. The advantages and the process of formation of secondary vocational education as an alternative to higher education are shown.

Текст научной работы на тему «СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

3. Согласованность действий участников образовательного процесса в реализации программы патриотического воспитания обеспечивается общностью мировоззрения, убежденностью педагогов и родителей в необходимости и значимости патриотического воспитания младших школьников в развитии личности, формировании гражданина и патриота своей страны.

4. Целенаправленность и систематичность патриотического воспитания, взаимосвязь программ урочной и внеурочной деятельности обеспечивает высокий уровень насыщенности, содержательности воспитывающей среды, обеспечивающей вовлеченность всех обучающихся, создание значимой событийной реальности, полноту воздействия на субъектов воспитания.

Литература:

1. Балабанова, Л.И. Создание воспитывающей среды для обучающихся общеобразовательной школы через интеграцию урочной и внеурочной деятельности / Л.И. Балабанова // Шамовские педагогические чтения. Сборник статей XIV Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. - Москва: Научная школа управления образовательными системами, Международная академия наук педагогического образования, "5 за знания", 2022. - С. 573-577

2. Беляев, Г.Ю. Гражданско-патриотическое воспитание в современном мире / Г.Ю. Беляев // Нижегородское образование. - Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2022. - № 1. - С. 4-15

3. Даскал, В.Я. Проблема патриотического воспитания школьников в современных социокультурных условиях / В.Я. Даскал, A.B. Невзорова // Православная русская школа: традиции, опыт, возможности, перспективы: материалы XII всероссийской научно-практической конференции. - Обитель. - Братство Милосердия Свято-Алексиевская Пустынь. -Ярославль, 2020. - С. 377-381

4. Калачева, Е.С. Особенности нравственных представлений младших школьников и подростков / Е.С. Калачева, Е.В. Карпова // Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном образовании. Сборник научных статей IV международной научно-практической конференции. - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2020. - С. 192-193

5. Караковский, В.А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса: Науч.-метод. пособ. «Творческая педагогика» / В.А. Караковский. - Москва: Малое предприятие «Новая школа», 1993.-80 с.

6. Мосолова, П.А. Система работы классного руководителя по гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников / П.А. Мосолова, Е.В. Донгаузер // Актуальные проблемы социогуманитарного образования. Сборник статей. Под научной редакцией Т.С. Дороховой, Е.В. Донгаузер. - Екатеринбург: УГПУ, 2019. - С. 75-79

7. Невзорова, A.B. Национальный воспитательный идеал в наследии К.Д. Ушинского / A.B. Невзорова // Детство, открытое миру: сборник материалов XIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. -Омск: ФГБОУ ВО «ОмГУ», 2023. - С. 117-118

8. Невзорова, А.В Формирование воспитывающей среды в образовательной организации / A.B. Невзорова, Е.В. Морковчина // Дошкольное и начальное образование: многообразие подходов: материалы научно-практической конференции «Чтения Ушинского». - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2022. - С. 62-69

9. Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаий. - URL: https://xn— 80adrabb4aegksdjbafk0u.xn-plai/programmy-vospitaniya/ooy/programma-vospitaniya/ (дата обращения 12.03.23)

10. Рожков, М.И Теория и методика воспитания: учебник и практикум для академического бакалавриата / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2020. - 330 с.

11. Рустамова, С.У. Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников / С.У. Рустамова // Педагогическое искусство. -2021. -№1. - С. 113-117

12. Щуркова, Н.Е. Система достойного воспитания / Н.Е. Щуркова. - Москва: Издательство ACT, 2020. - 256 с.

13. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // Официальный сайт Президента России. -URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (дата обращения: 13.04.2023)

14. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Официальный сайт Президента России. -URL: http://www.kremlin.rU/acts/bank/47046http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (дата обращения: 13.04.2023)

15. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» // Официальный сайт Президента России. - URL: http://www.kremlin.rU/acts/bank/48502http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (дата обращения: 13.04.2023)

16. Ушинский, К.Д. О необходимости сделать русские школы русскими / К.Д. Ушинский. - Русская школа. - М., 2002. -С. 93.

Педагогика

УДК 337.5

кандидат педагогических наук Николашкина Виолета Евгеньевна

Аккредитованное образовательное частное образовательное учреждение высшего образования «Московский финансово-юридический университет МФЮА» (г. Москва); Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный юридический университет имени O.E. Кутафина (МГЮА)» (г. Москва); студент Серобян Варсик Акобовна

Колледж права ВШП Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный юридический университет имени O.E. Кутафина (МГЮА)» (г. Москва)

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация. Статья «Среднее профессиональное образование: анализ и перспективы» посвящена вопросам среднего профессионального образования на 2023 год. Автор уделяет особое внимание представлению наиболее точной информации о программе среднего профессионального образования, основанной на сравнении и сопоставлении данных, полученных в ходе исследовательских и оценочных работ. Представлены и проанализированы основные проблемы и преимущества, касающиеся системы среднего профессионального образования. Показаны преимущества и процесс становления среднего профессионального образования как альтернатива высшему образованию.

Ключевые слова: образование, среднее профессиональное образование, опрос, анализ, проблемы и перспективы среднего профессионального образования.

Annotation. The article "Secondary vocational education: analysis and prospects" is devoted to the issues of secondary vocational education for 2023. The author pays special attention to the presentation of the most accurate information about the secondary vocational education program, based on the comparison and comparison of data obtained during research and evaluation work. The main problems and advantages concerning the system of secondary vocational education are presented and analyzed. The advantages and the process of formation of secondary vocational education as an alternative to higher education are shown.

Key words: education, secondary vocational education, survey, analysis, problems and prospects of secondary vocational education.

Введение. По общественному мнению, среднее профессиональное образование (далее - СПО) довольно долгое время считалось ухудшенной версией высшего образования, в том числе из-за низкой конкурентоспособности выпускников СПО, что повлияло на восприятие людей на данный уровень образовательной подготовки. Но со временем произошли изменения, в том числе в инфраструктуре колледжей и техникумов, что привело к повышению финансового обеспечения и целевой поддержке, а также к концентрации и повышению квалификации работников системы СПО.

В 2019 году популярность СПО начала увеличиваться, что стало заметно, когда контингент выпускников, выбравших программы СПО значительно повысился [7]. Сейчас же актуальность СПО также возрастает, но до 2020 года численность обучающихся и образовательных организаций стабильно увеличивалась, а в 2020 году заметен спад, объяснить это можно пандемией COVID-19, который ограничил возможность осуществления некоторых видов деятельности.

В системе СПО отсутствует научно-методическая база, что является препятствием для прогнозирования будущего СПО, в отличие от программ общего и высшего образования.

Целью данной работы является анализ системы среднего профессионального образования, а также проблем и перспектив образовательной программы, чтобы объединить и представить точную информацию о СПО не только со стороны науки, но и со стороны социальной сферы общества.

Исследование осуществлено с помощью сравнительно-сопоставительного анализа, метода социологического опроса и основано на структурном анализе объекта исследования.

В результате исследования авторы работы представили и рассмотрели проблемы и сценарии развития среднего профессионального образования под влиянием внешних факторов.

Изложение основного материала статьи. Причины популярности СПО. Из-за ряда устойчивых обстоятельств популярность СПО постепенно начала увеличиваться. Основной причиной стало появление Единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ), который успел за период своего существования оставить неприятный след в жизни многих выпускников. Социальные опросы, работа психологов, неудачный опыт других людей и их быстрое и массовое распространение в социальных сетях привело к тому, что многие учащиеся готовы выбрать альтернативные пути, лишь бы не сдавать ЕГЭ. По результатам опроса, проведенного комиссией Общественной палаты РФ по развитию образования и науки «Отношение к ЕГЭ учеников, родителей учащихся и педагогов» [9], было выявлено, что 59,32% опрошенных считают, что ЕГЭ не является экзаменационной работой, которая может дать объективную оценку знаниям учащихся, а 43,97% пришли к выводу, что экзамен способен повлиять на состояние образовательной программы в худшую сторону. Альтернативой же ЕГЭ стала аттестация за курс основного общего образования в России - основной государственный экзамен, который также служит для контроля полученных знаний, но из-за более простого содержания, по сравнению с ЕГЭ, оказался для многих причиной ухода после девяти классов для поступления в образовательную организацию, реализующую программы СПО [4], а для учащихся одиннадцатого класса ЕГЭ оказался преградой на пути поступления в вуз из-за плохих результатов. По данным опроса, проведенного среди ссузов Москвы 46,36% учащихся, решили поступить в колледж из-за страха перед ЕГЭ, а 32,3% не сдали ЕГЭ. На поступление влияет и качество образования школы и нередко поступающие в вуз проходят дополнительные платные программы подготовки. В связи с этим учащиеся зачастую решают обходить стороной сложную и нестабильную, в плане планирования будущей карьерной траектории, старшую школу.

Другая причина, приводящая людей к СПО - финансовое положение семей. В настоящее время обучение в высшем учебном заведении доступно не всем, не только из-за нехватки минимума знаний для зачисления, а еще и из-за высокой оплаты обучения. При минимальном размере оплаты труда на 2021 год в размере 12 792 рублей, средняя обучения в государственном вузе на 2021 год составляла 192 418 рублей [5]. Стоимость каждый год формируется согласно установленным Министерством образования нормативам затрат [1]. Стоит отметить, что по законодательству предусмотрен нижний ценовой порог, а верхний - никак не регламентирован. В первую очередь это касается коммерческих отделений

На стоимость обучения немало влияют и коэффициенты, не связанные с уровнем образовательной подготовки: статус учебного заведения, территориальный коэффициент, форма обучения, престиж и востребованность специализации, и другие.

Не менее важная причина популярности СПО - возможность скорейшей реализации трудовой деятельности. В колледже студенты получают в большей степени прикладное образование, то есть образовательная траектория направлена больше на практическую деятельность, чем теоретическую, что объясняет более короткие сроки обучения, чем в высшем учебном заведении. По результатам анкетирования 57,96% опрошенных от общего количества респондентов выбрали СПО из-за желания раньше приступить к профессиональной деятельности, при этом 57,65% нацелены на продолжение обучения в вузе совместно с трудовой деятельностью, но лишь 36,32% решили ограничиться СПО и сконцентрироваться только на профессиональной деятельности.

Все перечисленные факторы, в большей или меньшей степени, являются основными причинами активной популяризации среднего профессионального образования среди выпускников школ.

Поддержка СПО государством и перспективы развития.

Еще в 2013 году Министерство образования и науки Российской Федерации разработало программу развития образования до 2020 года, где без внимания не осталось и среднее профессиональное образование. Сейчас же, на основе проделанной работы Министерство просвещения Российской Федерации (далее - Минпросвещения России) представило новую программу - «Стратегия развития среднего профобразования до 2030 года» [6]. По данным Минпросвещения России, опубликованным 25.07.2022, за последние шесть лет прием на программы СПО на 2022 год увеличился на 54%, а по демографическому прогнозу Федеральной службы государственной статистики стало известно, что к 2035 году, по среднему варианту прогноза, численность молодежи вероятно увеличится на 5,7% [3], следовательно, увеличится и число заявок на поступление в организации предоставляющие программы СПО. Чтобы обеспечить качественные и современные условия образования, государство, согласно плану Минпросвещения России [6], будет реализовывать проекты по обновлению образовательных программ (в соответствии с актуальными и современными требованиями работодателей и

технологий), по улучшению ландшафта (инфраструктуры) образовательных учреждений, по повышению финансового обеспечения колледжей и техникумов, по повышению квалификации преподавательского состава, согласно требованиям и кадрам, и не менее важный аспект - развитие образовательной и проектной деятельности СПО, как к примеру программа «Профессионалитет» [10], которая при успешной реализации сможет решить проблему трудоустройства выпускников СПО, за счет направленности на практическую деятельность. В обращении Президента РФ Владимира Путина к Федеральному Собранию 21.02.2023 была оглашена перспектива по расширению программы «Профессионалитет», в связи с увеличением спроса на СПО, а также поставлена задача за ближайшие пять лет подготовить порядка миллиона специалистов, в таких отраслях как: электронная промышленность, робототехника, машиностроение, металлургия, фармацевтика и так далее. Результаты деятельности государства можно заметить и посчитав разницу в финансировании СПО и профессиональной подготовки, а также повышения квалификации преподавателей, которые с 2006 года по 2020 год увеличились приблизительно на 1,9% и 9,5% соответственно.

Важна не только поддержка государства, но и заинтересованность и привлечение инвесторов, для финансирования и спонсорства учебных заведений с программами СПО. В связи с этим была принята 286.1 статья Налогового кодекса Российской Федерации, которая предусматривает собой реализацию инвестиционного налогового вычета у инвесторов при их безвозмездном финансировании в образовательные организации, что является положительной мотивацией для инвесторов вкладываться в учебные заведения.

Проблемы в системе СПО. Довольно серьезной проблемой для выпускников образовательных организации, реализующих программы среднего профессионального образования, является трудоустройство. Авторитет образовательной организации также зависит от карьерного роста и востребованности их выпускников на рынке труда, поэтому во время обучения проводятся практики, с целью обучения студентов применять теоретические знания в работе. Но не всегда качество практики соответствует требованиям работодателей. Как уже упоминалось ранее, по результатам анкетирования 35.3% будущих выпускников нацелены не поступать в высшие учебные заведения, а заниматься трудовой деятельностью. Данный процент респондентов невелик, так как их сопровождают ряд проблем, препятствующие трудоустройству и эффективному карьерному росту, такие как:

1. Нехватка рабочих мест по выбранной специальности (В 2022 году 67.0% выпускников программы подготовки квалифицированных рабочих,служащих (далее - ППКРС) и41.8% программы подготовки специалистов среднего звена (далее - ППССЗ) обучались по профессиям и специальностям, относящимся к группе «Инженерное дело, технологии и технические науки» [8]).

2. Низкий уровень заработной платы (Заработная плата выпускников вузов существенно превышает заработную плату выпускников СПО [12]).

3. Высокий уровень риска безработицы или экономической неэффективности (по данным на 2016 год 9% выпускников ППКРС попадают в данную категорию, и 14,2% выпускников ППССЗ [11], а в 2019 году среди окончивших колледжи в 2016 -2018 гг. 43% (389,3 тыс. чел.) не выбрали работу по своей специальности [9]).

4. Нехватка профессиональных компетенций или же завышенные требования работодателя от выпускников в начале трудовой деятельности.

Другая проблема, касающаяся системы СПО - качество проведения производственной практики. Производственная практика - это практическая часть учебного процесса, направленная на реализацию трудовой деятельности в рамках обучения, для получения опыта, выявления перспективности студента как специалиста и проверки знаний, полученных в ходе обучения в образовательной организации. Целью производственной практики является подготовка студентов к высококачественной работе в фирмах. Отсюда вытекает ряд минусов, присущих данному виду практики в СПО. Попадая в предприятие, студент из-за неподготовленности (что возможно в рамках низкого качества образования в организации) может не сразу осознать требования к себе и в сложной психологической ситуации результаты практиканта могут быть не удовлетворяющими, иногда к завышенным, требованиям руководителя практики. Из-за чего не происходит адаптации студента в рабочую среду и взаимодействие с предприятием не приносит профессионального опыта, на которое была нацелена практика. Но бывают и случаи, когда предприятие не предоставляет определенные виды практик или же руководство предприятий принимает студентов-практикантов и использует их в качестве бесплатной рабочей силы. Данный вопрос можно было бы решить стимулированием работодателей, участвующих в подготовке специалистов, со стороны государства, как например было сделано в случае с инвесторами об инвестиционном налоговом вычете.

Выводы. Таким образом, в результате проделанной работы можно сказать, что система среднего профессионального образования делает маленькие шаги к совершенству, все больше обращая внимания на то, что необходимо изменить в системе, а именно финансовое обеспечение, качество образования, и другое.

А благодаря проведенному опросу среди ссузов Москвы, в котором приняли участие 745 студентов, мы сделали множество выводов о том, почему выбирают СПО, с какими проблемами они столкнулись и их взгляд на свое будущее после окончания обучения.

В течение нескольких лет среднее профессиональное образование, благодаря новым траекториям развития от государства, переймет многие аспекты у высшего образования (преподавание, организация системы обучения, сотрудничество с другими организациями и так далее) и совершенствует свои, что сделает программу более востребованной на рынке труда, за счет эффективной системы образования и небезрезультатной практической деятельности.

Литература:

1. Базовые нормативы затрат на оказание услуг по реализации программ высшего образования и дополнительного профессионального образования и территориальные коэффициенты // Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. - URL: https://minobrnauki.gov.ru/about/deps/dep/values/ (дата обращения: 14.06.2023)

2. Выпускники среднего профессионального и высшего образования на российском рынке труда: информационный бюллетень / М.В. Лопатина, Л.А. Леонова, П.В. Травкин [и др.]. - Москва: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2020. - 72 с.

3. Демография // Федеральная служба государственной статистики. - URL: https://rosstat.gov.ru/folder/12781 (дата обращения: 17.05.2023)

4. Индикаторы образования: 2022: Статистический сборник / Н.В. Бондаренко, Л.М. Гохберг, O.A. Зорина [и др.]. -Москва: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2022. - 532 с.

5. Качество приема в российские вузы: 2021 // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». - URL: https://www.hse.ru/ege2021/ (дата обращения: 06.05.2023)

6. Минпросвещения России представило Стратегию развития среднего профобразования до 2030 года // Министерство просвещения Российской Федерации. - URL: https://edu.gov.ru/press/3058/minprosvescheniya-rossii-predstavilo-strategiyu-razvitiya-srednego-profobrazovaniya-do-2030-goda (дата обращения: 17.05.2023)

7. Образование в цифрах: 2019: краткий статистический сборник / Н.В. Бондаренко, Л.М. Гохберг, Н.В. Ковалева [и др.]. - Москва: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2019. - 96 с.

8. Среднее профессиональное образование в России: Статистический обзор / Н.Б. Шугаль, В.И. Кузнецова, Л.Б. Кузьмичева [и др.]. - Москва: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2022. - 72 с.

9. Три факта о трудоустройстве выпускников 2016-2018 годов // Федеральная служба государственной статистики. -URL: https://rosstat.gov.ru/folder/70843/document/88401 (дата обращения: 19.06.2023)

10. Федеральный проект «Профессионалитет» // Министерство просвещения Российской Федерации. - URL: https://edu.gov.ru/activity/main_activities/additional_vocational_education (дата обращения: 17.05.2023)

11. Федеральное статистическое выборочное наблюдение трудоустройства выпускников, получивших среднее профессиональное и высшее образование // Федеральная служба государственной статистики. - URL: https://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/itog_trudoustr/index.html (дата обращения: 19.02.2023)

Педагогика

УДК 377.111. 3

аспирант Никонова Зинаида Валерьевна

ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева» (г. Красноярск)

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К

ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИГРОВОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

Аннотация. Статья посвящена проблеме профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов к использованию игрового моделирования в профессиональной деятельности. Целью исследования является разработка и обоснование модели подготовки будущих учителей начальных классов к использованию игрового моделирования в профессиональной деятельности. Существующие модели подготовки учителей начальных классов рассчитаны, в большей степени, на передачу фундаментальных знаний и профессиональных навыков, без учета динамичных и инновационных нововведений сектора экономики, которые, как правило, приводят к изменению наполнения содержания традиционных профессий новыми функциями. Особая значимость исследования заключается в том, что в настоящее время система среднего профессионального образования находится на этапе модернизации, что приводит к изменению технологии подготовки профессиональных кадров. Возникает необходимость в изменении процесса преподавания будущих учителей начальных классов современными интерактивными методами.

Ключевые слова: модель, моделирование, игровое моделирование, готовность, формирование готовности.

Annotation. The article is devoted to the problem of professional training of future primary school teachers to use game modeling in professional activities. The purpose of the study is to develop and substantiate a model for preparing future primary school teachers to use game modeling in professional activities. The existing models of primary school teacher training are designed, to a greater extent, for the transfer of fundamental knowledge and professional skills, without taking into account the dynamic and innovative innovations of the economic sector, which, as a rule, lead to a change in the content of traditional professions with new functions. The special significance of the study lies in the fact that at present the system of secondary vocational education is at the stage of modernization, which leads to a change in the technology of training professional personnel. There is a need to change the teaching process of future primary school teachers with modern interactive methods.

Key words: model, modeling, game modeling, readiness, formation of readiness.

Введение. Изучение готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности, в любой области, вызывает неподдельный интерес как у самих профессиональных учреждений, занимающихся подготовкой, так и у работодателей. На сегодняшний день система профессионального образования, как и система школьного образования, развивается в направлении образовательных трендов. Одним из которых является повышение качества образования через изменение модели обучения и включение активных методов обучения.

Изложение основного материала статьи. Подготовка педагогических кадров осуществляется всегда по двум направлениям: обучение и практика. Природа возникновения этих направлений различна, но они важным образом дополняют друг друга в модели подготовки профессиональных кадров. Нас интересует, какие изменения происходят в подготовке будущих учителей начальных классов в педагогическом колледже и как меняются технологии [1, С. 15]. Предполагаем, подготовка студентов с помощью интерактивных технологии, позволит изменить традиционную систему обучения будущих учителей начальных классов. В рамках эксперимента на базе г. Красноярска «Красноярского педагогического колледжа им. М. Горького №1», в котором приняли участие 214 студентов, обучающихся по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах, мы исследовали проблему готовности будущих учителей начальных классов к использованию игрового моделирования. Эксперимент проводился следующими методами: анкетирование, наблюдение, анализ дневников практики (как средство определение трудностей при использовании игрового моделирования).

Результат анкетного опроса показал, что:

- треть респондентов (30,2%) имеют представление, что такое игровое моделирование; четверть из опрошенных (15,4%), понимают, что такое игровое моделирование на основании теоретических знаний;

- 74,6% затрудняются дать определение термину «игровое моделирование»;

- 35,6% респондентов говорят о возможных вариантах использования игрового моделирования;

- 77,6% опрошенных не видят высокой продуктивной возможности для развития личности при использовании игрового моделирования в образовательной деятельности;

- 86,4% будущих учителей начальных классов не использовали игровое моделирование в учебных и воспитательных целях при прохождении практики;

- 78,6% студентов не имели возможности на практике оценить эффективность использования игрового моделирования учителем-наставником в профессиональной деятельности.

Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что уровень готовности будущих учителей начальных классов к использованию игрового моделирования низкий. Отсутствие теоретических знаний об игровом моделировании, свидетельствует о низком уровне когнитивного компонента. Не умение организовывать работу в учебной и внеурочной деятельности, говорит о низком уровне развития деятельностного компонента. Мотивационный компонент, тоже находится на достаточно низком уровне, это очевидно из ответов респондентов на вопрос о результативности использования игрового

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.