VTTK" I -—V /¡\ 1©2022 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4,0
у A14 J ' ° |(сс) tjJCSj This is an open access article under fie CC BY-NC 4.0 license
DOJ. |() 57 145/27 1 28474 2022 11 02 05 Ifcae2e!^ehttps://cieativecoimnons.oig/licenses/by-nc/4.0/)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ АБИТУРИЕНТОВ: ВЫСШЕЕ ИЛИ СРЕДНЕЕ? © Автор(ы) 2022
ПЛАТОНОВА Раиса Ивановна, доктор педагогических наук, профессор Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова 677013, Россия, Якутск, [email protected]
SPIN: 2329-4111 AuthorlD: 409524 ResearcherlD: AAE-8197-2021 ORCID: 0000-0002-7402-4051 ScopusID: 55970371200
НИКИТИНА Анастасия Егоровна, кандидат педагогических наук, доцент Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта 678670, Россия, Чурапча, [email protected]
SPIN: 3542-9887
ORCID: 0000-0002-9599-8664
ОЛЕСОВА Марианна Маратовна, кандидат педагогических наук, доцент Арктический государственный агротехнологический университет, Октемский филиал 678011, Россия, Октемцы, [email protected]
SPIN: 6616-3992 AuthorlD: 400076 ORCID: 0000-0002-0838-6804
Аннотация. В последнее время государством уделяется особое внимание инженерно-техническому образованию, о чем свидетельствует рост контрольных цифр приема (бюджетных мест) и расширение спектра образовательных программ в высших учебных заведениях. Тем не менее, практикуемые преференции сопровождаются недостаточным конкурсом на технические направления, особенно в региональных вузах, количественным и качественным снижением контингента абитуриентов, параметрами которого выступают сокращение числа обладателей высоких баллов ЕГЭ, падение средних баллов ЕГЭ по профильной математике, физике, информатике. Иные тенденции, свидетельствующие о повышении престижа СПО в получении технических профессий и специальностей, наблюдаются в сфере среднего профессионального образования, о чем свидетельствуют ежегодные высокие конкурсы среди абитуриентов на базе 9 и 11 классов. Данная работа посвящена анализу образовательных стратегий и результатов поступления абитуриентов на образовательные программы транспортной отрасли вузов и СПО. Проведенное нами исследование основывается на материалах приемной комиссии Автодорожного факультета СВФУ им. М.К. Аммосова, а также на работах отечественных ученых, посвященных развитию высшего и среднего профессионального технического образования, данных мониторингов образовательной стратегии и результатов поступления абитуриентов в вузы и учебные заведения СПО за последние три года. В статье представлены материалы регионального высшего и среднего профессионального образования в сфере транспорта, охарактеризованы объемы и структура подготовки кадров для транспортной отрасли, определены проблемы организации работы приемных кампаний и особенности формирования образовательной стратегии выпускников СПО и школ.
Ключевые слова: инженерно-техническое образование, высшее образование, образовательная стратегия, абитуриенты, приемная кампания, кадры для транспортного комплекса, среднее профессиональное образование, баллы ЕГЭ, региональный вуз, выпускники школ, образовательная программа.
EDUCATIONAL STRATEGY OF APPLICANTS: HIGHER OR SECONDARY?
© The Author(s) 2022
PLATONOVA Raisa Ivanovna, doctor of pedagogical sciences, professor Northeast Federal University named after M.K. Ammosov 677013, Russia, Yakutsk, [email protected] NIKITINA Anastasia Egorovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor Churapchinsky State Institute of Physical Culture and Sports 678670, Russia, Churapcha, [email protected] OLESOVA Marianna Maratovna, candidate of pedagogy, associate professor, Arctic State Agrotechnological University, branch of Oktemsky 678011, Russia, Oktemtsy, [email protected] Abstract. Recently, the state has paid special attention to engineering and technical education, as evidenced by the growth of admission targets (budget places) and the expansion of the range of educational programs in higher educational institutions. However, the practiced preferences are accompanied by insufficient competition for technical areas - especially in regional universities, a quantitative and qualitative decrease in the number of applicants, the parameters of which are a reduction in the number of holders of high USE scores, a drop in average USE scores in specialized mathematics, physics, computer science. Other trends, indicating an increase in the prestige of secondary vocational education in obtaining technical professions and specialties, are observed in the field of secondary vocational education, as evidenced by the annual high competitions among applicants based on grades 9 and 11. This work is devoted to the analysis of educational strategies and the results of admission of applicants to educational programs in the transport industry of universities and secondary vocational schools. Our study is based on the materials of the admission committee of the Road Faculty of the NEFU M.K. Ammosov, as well as on the works of domestic scientists devoted to the development of higher and secondary vocational technical education, monitoring data of the educational strategy and the results of admission of applicants to universities and educational institutions of secondary vocational education over the past three years. The article presents the materials of regional higher and secondary vocational education in the field of transport, characterizes the volume and structure of training for the transport industry, identifies the problems of organizing the work of admission campaigns and the features of the formation of the educational strategy of graduates of secondary vocational schools and schools.
Keywords: engineering and technical education, higher education, educational strategy, applicants, admission campaign, personnel for the transport complex, secondary vocational education, USE scores, regional university, school graduates, educational program._
ВВЕДЕНИЕ
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.
В современных условиях подготовка кадров высшего звена в транспортной отрасли - «одной из базовых отраслей экономики государства, формирующей более 6 процентов национального внутреннего валового продукта» - выступает фундаментом для формирования кадрового и инновационного потенциала транспортной инфраструктуры Республики Саха (Якутия) и в целом для страны [1]. В «Концепции подготовки кадров для транспортного комплекса до 2035 года» раскрыта специфика транспортного образования: экстерриториальность подготовки кадров, независимость выпускников от регионального рынка труда при трудоустройстве, широкая возможность интеграции образовательных программ в систему международных стандартов, сотрудничество вузов с работодателями, крупными промышленными предприятиями, прямая связь качества подготовки специалистов с выполнением международных обязательств Российской Федерации [1].
Сегодня систему транспортного образования, находящейся под ведомством Министерства транспорта России, представляют 17 учебных заведений высшего образования, в том числе: 3 - гражданской авиации, 5 -водного транспорта, 8 - железнодорожного транспорта, 1 - общетранспортного (Российский университет транспорта); 91 филиал высших учебных заведений, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, профессионального обучения и дополнительные профессиональные программы. На 2021 год общее количество студентов, обучающихся в образовательных учреждениях транспортной отрасли, составило примерно 270 000 человек. Подготовка кадров транспортной отрасли, кроме подведомственных Министерству транспорта РФ, осуществляется также образовательными организациями высшего образования, профессиональными образовательными организациями и организациями дополнительного профессионального образования другой ведомственной принадлежности. В связи с необходимостью повышения качества подготовки специалистов в отрасли транспорта Министерством науки и высшего образования РФ инициирован федеральный проект «Передовые инженерные школы», вошедший в состав 42 стратегических инициатив Правительства РФ. Основной целью данного проекта заявлена подготовка квалифицированных кадров для высокопроизводительного, экспортно ориентированного сектора экономики страны. «Появление передовых инженерных школ в регионах России позволит сократить разрыв между образовательными программами и требованиями работодателей, вовлечь в образовательный процесс отраслевых специалистов высокого уровня, создать хорошо оснащённые научно-образовательные стенды и лаборатории, развивать моделирование, междисциплинарные проекты, трудоустраивать успешных выпускников на новые рабочие месте» [2]. В рамках проекта «Передовые инженерные школы» планируется к 2030 г. в сотрудничестве с высокотехнологичными компаниями РЖД, Росатом, Ростех, «Корпорация «Иркут» и др. создание на базе 30 университетов передовых инженерных школ, системы организации прохождения профессиональной переподготовки около 10 тыс. преподавателей и сотрудников инженерно-технического профиля. Возникновение новых образовательных инициатив и проектов, связанных с подготовкой кадров в транспортной отрасли, обусловлено существующим разрывом содержания образовательных программ вузов и реальной практики на производстве, серьезным дефицитом у выпускников актуальных профессиональных компетенций в области высоких технологий, востребованных передо-
выми компаниями-работодателями. В условиях перехода общества на качественно новый этап развития, когда установлены ориентиры инновационного подхода к качеству подготовки кадров в транспортной отрасли в стране на федеральном и на региональном уровнях, необходимо в целях совершенствования системы отбора абитуриентов провести объективный количественно-качественный анализ результатов деятельности приемной кампании в вузах, реализующих образовательные программы в данной отрасли. Качество набора абитуриентов по образовательным программам транспортной отрасли осложняется наличием следующих негативных тенденций, отмеченных специалистами: 1. «Средний балл ЕГЭ, поступающих на направления специальности «Техника и технологии наземного транспорта», - один из самых низких в стране. Необходимо комплексно решить эту проблему, подтвердить востребованность направлений подготовки по транспортной тематике» [3]; 2. «... в последние годы снижается не только количество, но и качество абитуриентов - по профилю дорожной подготовки поступают абитуриенты с довольно низким проходным баллом. Так, в 2017 г. проходной балл (по сумме трех экзаменов ЕГЭ) составил 150, в 2018 г. - 145, а в 2019 - 140» [4].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.
Отдельные аспекты исследуемой нами проблемы уже становились объектом научного интереса отечественных специалистов в области педагогики высшей школы и транспортного образования. Так, результаты проведенного опроса среди абитуриентов Свердловской области, поступающих в транспортные вузы, фиксируют, что выбор профессии не вызвало затруднений у 28 %, столкнулись с некоторыми проблемами - 48 %, серьезные проблемы испытали 24 %. На вопрос о причинах интереса к профессии 45,6 % отметили востребованность профессии на рынке труда и результаты ЕГЭ [5]. Имеются исследования, связанные с проблемами трудоустройства выпускников образовательных программ для транспортной отрасли не по профилю, утечкой высококвалифицированных кадров (лучших выпускников) за пределы региона вуза или страны [6], оторванностью практических и лабораторных занятий, научных исследований студентов инженерных вузов от «выполнения реальных инновационных проектов» [7] и др. Многие авторы отмечают крайне низкую заинтересованность отраслевых предприятий к заключению трехсторонних договоров по целевой подготовке кадров в вузах, «слабый уровень подготовки поступивших абитуриентов по физике и математике» [4], в ряде работ отмечается сокращение численности «абитуриентов на дорожное направление с 200 до 50-70 человек в год» [8].
Актуальна в ряде региональных вузов проблема формирования профессиональных компетенций из-за перенасыщения учебных планов инженерного бакалавриата в ряде региональных вузов дисциплинами естественно-научного и гуманитарного циклов. Так, «в Саратовском государственном техническом университете имени Гагарина Ю.А. при подготовке бакалавров направления 08.03.01 «Строительство» профиль «Мосты и транспортные тоннели» при сроке обучения в 4 года изучается целая подборка исторических предметов: "История" (108 часов), "Правовое государство: история и современность" (72 часа), "История культуры России" (72 часа), "История науки и техники" (72 часа) и еще два семестра философия, и только в течение одного семестра - "Сопротивление материалов"» [9].
Анализ научных работ, опубликованных в последние 5 лет, доказал актуальность проблем, широту и много-
гранность направлений подготовки специалистов в транспортной отрасли. Но вопрос о проблемах и качестве набора абитуриентов на образовательные программы вузов для транспортной отрасли не получил подробного и детального освещения.
МЕТОДОЛОГИЯ
Формирование целей статьи.
Целью нашей работы является анализ образовательных стратегий и результатов поступления абитуриентов - выпускников школ и учебных заведений СПО - на образовательные программы транспортной отрасли.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
Пандемия, вызванная распространением корона-вирусной инфекции, внесла серьезные изменения в систему отечественного образования, в том числе и в организацию приемной кампании вузов. Данные Международной ассоциации университетов, полученные в результате опроса, выделили в качестве одного из вызовов для высшего образования в условиях карантина снижение количества абитуриентов [10]. Постепенно смягчившаяся эпидемиологическая ситуация и адаптация общества к новым вызовам жизни изменила условия работы приемной кампании в 2021 году, обеспечив возможность перехода на гибридный формат.
На территории Якутии подготовка квалифицированных кадров в транспортной отрасли обеспечивается 25 учебными заведениями высшего и среднего профессионального образования. Сегодня в дорожно-транспортном комплексе республики работают 25 тыс. человек, к 2025 году с учетом темпов развития транспортного комплекса и дорожного хозяйства предполагается увеличение контингента на 15 %. В нашем исследовании будут представлены и проанализированы материалы приема абитуриентов на образовательные программы Автодорожного факультета ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (далее АДф СВФУ).
На АДФ СВФУ проводится прием абитуриентов по 6 направлениям бакалавриата, 2 программам специалите-та, 4 направлениям магистратуры и 1 направлению аспирантуры [11].
За последние 3 года (таблица 1) на программы образовательные программы Автодорожного факультета увеличилось количество выделенных бюджетных мест - с 113 до 166. В 2021 году программа специали-тета 23.05.01 «Наземные транспортно-технологические средства» получила КЦП на 2,5 раза больше. Заметно увеличилось число мест, предоставленных по госзаказу Республики Саха (Якутия). Подготовка кадров на основе госзаказа республики обеспечивает доступность высшего технического образования выпускникам отдаленных сельских малокомплектных школ, арктических территорий, где в основном из-за нехватки учителей по математике (профильная) и физике (информатике) абитуриенты не могут получить конкурентные суммы баллов ЕГЭ. На практике абитуриенты, не прошедшие по конкурсу на бюджетные места, могут поступить на платные места. Между тем для большинства абитуриентов из отдаленных поселений стоимость коммерческого обучения слишком высока, поэтому целевые места, предоставленные по госзаказу Республики Саха (Якутия) с учетом потребностей конкретного муниципалитета или предприятия, являются для этой категории поступающих единственной возможностью получить высшее образование и по окончании гарантированно трудоустроиться.
Распределении бюджетных мест между программами АДФ свидетельствует о наличии диспропорции (таблица 2). Например, в программе магистратуры «Организация и безопасность движения» по направлению 23.04.01 «Технология транспортных процессов» в 2019 году выделено 5 КЦП с конкурсом 10 человек на одно место, в последующие годы прием организовывал-
ся только на платной основе.
Таблица 1 - План приема абитуриентов на образовательные программы АДФ СВФУ за 2019, 2020, 2021 годы
Шифр Наименование Ртп кцп Госзаказ PC (Я) ДОПОУ
направления специальности 2019 2020 2021 2019 2020 2021 2019 2020 2021
08.03 .01 Строительство (Автомобильные дороги) ПБ 20 21 25 ■ ■ 3 2 1 1
08.05 02 Строительство, эксплуатация, техническое прикрытие автомобильных дорог. С 16 17 15 6 4 5
23.03 .01 Технология транспортных процессов {Транспортная ПБ 19 19 20 2 3 2 1
23.03 .01 Технология транспортных процессов (Организация перевозок иvupявление на транспорте) ПБ 21 2 1
Наземные транспортно- 20 2
23.03 02 комплексы (Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование ) ПБ
23.05 .01 Наземные транспортно-средства С 12 30 6 10 1
23.03 03 Эксплуатация тралспортно- (Автомобильный сервис) АБ 1S 1S 21 2 4 4 1
44.03 .04 обучение (Транспорт) АБ 20 20 18 4 2 2 2
08.04 .01 Строительство (Управление качеством автомобильных дорогв крнолитозоне) М 2 2 3 4 1 S б 2
44.04 04 обучение (Организация и управление инженерно- м S 13 10 2 2 1
38.04 .02 Менеджмент Упр авление на транспорте м 5 5 3 1 5 3 5
23.04 .01 Технология транспортных процессов (Организация и безопасность движения) м 5 8 8 5 9 S
ИТОГО: 113 147 166 12 8 23 37 44 27
Количество абитуриентов на коммерческий набор в данную программу магистратуры резко сократилось, что показывает финансовую неготовность абитуриентов платить за освоение привлекательной программы.
Таблица 2 - Количество поданных заявлений КЦП с 2019 по 2021 годы
Шифр Наименование направленияспециальности Вид кцп
2019 2020 2021
08.03.01 Строительство (Автомобильные дороги) ПБ 101 113 124
08.05.02 Строительство, эксплуатация, восстановление нтехническое прикрытие автомобильных дорог, мостов и тоннелей С 90 76 63
23.03.01 Технология транспортных процессов (Транспортная логистика) ПБ 83 71 65
23.03.01 Технология транспортных процессов (Организация перевозок и тар авление на транспорте) ПБ 57
23.03.02 Наземныетранспортно-технологическиекомплексы (Подъемно -тр анс пор тные. с тр о иг ельные. д ор о жные ма шины и о б ору д ование) ПБ 97
23.05.01 Наземные транепортно-технологические средства С 41 65
23.03.03 Эксплуатация транспортно-технологнческнх машин и комплексов (Автомобильный сервис) АБ 96 57 74
44.03.04 Профессиональное обучение (Транспорт) АБ 48 53 50
08.04.01 Строительство (Управление качеством автомобильных дорог в криолнтозоне) М 16 16 16
44.04.04 Профессиональное обучение (Организация и управление инженерно-техническим образованием) М 18 37 1S
38.04.02 Менеджмент Управление на транспорте М 28 25 18
23.04.01 Технология транспортных процессов (Организация и безопасность движения) м 47
ИТОГО: 527 5S6 550
Как показывает практика других институтов и факультетов СВФУ, увеличение КЦП влияет на стратегию поведения абитуриентов: в целях обеспечения гарантии поступления на бюджетное место подается больше заявлений в программы, где предполагается доступность бесплатных мест. Данные приемной комиссии АДФ СВФУ демонстрируют иную стратегию поступающих. По 5 программам, несмотря на градационное увеличение КЦП, отмечается постепенное снижение общего количества поданных заявлений абитуриентов за последние 3 года. Следует согласиться с выводами исследователей по итогам проведенного мониторинга качества приема в отечественные вузы 2021 года: «видно падение спроса на технические, социально-экономические направления... Очевидно, что данные направления перегружены предложением государства (технические) и спросом семей (социально-экономические) по сравнению с реальным состоянием рынка труда» [12].
Таблица 3 - Показатели среднего, проходного и мак-
симального баллов ЕГЭ, поступивших в очную форму обучения АДФ СВФУ
Наименование направления год, ср.оалл, ггро:-;. балл. макс, балл ЕГЭ поступивших 2020 г. 2021 г.
Ср.оалл Прох^алл Макс.балл Ср.оалл Прох.балл Макс.балл
05.03.01 Строительство {Автомобильные дороги) 49,83 138 219 56,11 134 207
08_05_02 Строительство, эксплуатация, во сстановл ение и техническое прикрытие автомобильных дорог, мостов и 73 119 209 53,8 133 220
23.03.01 Технология транспортных процессов (Транспортная логистика) 55ДЗ 141 207 56,8 166 199
23.03.01 Технология транспортных процессов(Органнзацня перевозок исправление на транспорте) 53,17 136 197
23.03.02 Наземные транспортно-технологнческне комплексы (Подъемно-транспортные, стр онтельные, д ор ожные ма шины и оборудование) 52,67 131 19S
23.05.01 Наземные транспортно-технологичеекие средства 55,93 157 215 53,8 133 208
23.03.03 Эксплуатация транспортно-технологических (Автомобильный сервис) 56,2 154 190
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (Транспорт) 50,8 134 187
ников, выбравших и выбирающих для сдачи ЕГЭ основные вступительные для транспортной отрасли - профильную математику и физику. Например, по физике, «с 2012 по 2016 г. доля школьников, сдающих экзамен по физике, от общего количества участников ЕГЭ составляла 26-27 %, 23,4 % - в 2017 г., 21,3 % - в 2018 г. В 2019 и 2020 гг. доля выпускников, выбравших ЕГЭ по физике, составила уже 19,2 % и 19,6 % соответственно, а в 2021 г. - 18,8 % (128 000)» [13]. В 2022 году физика с традиционного 2 места опустилась до 4 места среди выбранных предметов ЕГЭ. Наверное, такая стратегия абитуриентов связана с предоставлением возможности выбора лучшего балла ЕГЭ по одному из элективных предметов - по физике и информатике, высоким интересом к 1Т. По данным 2022 года популярность информатики при сдаче ЕГЭ повысилась.
Данные Рособрнадзора за 8 лет характеризуют рекордное уменьшение количества сдающих профильную математику на рисунке 1:
По России доля поступивших в вузы с баллами ниже 56 выросла: в 2019 г. - 20,7 %, 2020 г. - 18,1 %, 2021 г. - 19 %, что можно объяснить ростом бюджетных мест (55 697 - 2021 г., 45 592 - 2020 г.). В Якутии, как свидетельствуют данные в таблице 3, за последние 2 года средний балл ЕГЭ зачисленных студентов в Автодорожный факультет СВФУ незначительно повысился, составив 54,04 % против 51 %. В целом на повышение среднего балла ЕГЭ повлияли результаты поступивших на 08.03.01 «Строительство» (Автомобильные дороги), 23.03.01 «Технология транспортных процессов» (Транспортная логистика) и, возможно, некоторое сокращение контрольных цифр приема с 586 в 2020 г. до 550 мест в 2021 г.
Реально общий средний балл ЕГЭ будущих автотранспортников приравнивается к оценке «удовлетворительно», но есть и позитивные подвижки - например, рост максимальных баллов у зачисленных с 209 баллов до 220 по направлению 08.05.02 «Строительство, эксплуатация, восстановление и техническое прикрытие автомобильных дорог, мостов и тоннелей». Также следует отметить повышение минимального и максимального баллов зачисленных по направлениям 08.05.02 «Строительство, эксплуатация, восстановление и техническое прикрытие автомобильных дорог, мостов и тоннелей» и 23.03.01 «Технология транспортных процессов» (Транспортная логистика). Если у поступивших в 2020 году на направление 08.05.02 минимальный балл составлял 119, максимальный - 209, то в 2021 году проходной - 133, максимальный - 220. У будущих специалистов по транспортной логистике - направление 23.03.01 - проходной балл со 141 в 2020 году поднялся до 166 в 2021.
Наборы зачисляемых на Автодорожный факультет абитуриентов неоднородны по качеству. Разница между пороговыми и максимальными баллами в 2020 году составляла от 58 до 90 баллов, в 2021 году - от 33 до 87. Понятно, что такая ассиметрия и высокий разброс в результатах сдачи ЕГЭ у зачисленных на факультет студентов потребуют от преподавателей индивидуального подхода к обучающимся, активного внедрения педагогических технологий и вариативного содержания образовательных программ на основе внутренней дифференциации студенческого контингента.
При мониторинге среднего балла ЕГЭ поступивших с 2012 по 2021 годы выявлено, что за 9 лет заметного сдвига в сторону увеличения не произошло (только в 2017 и 2018 годах отмечался прирост от 63,12 до 66,44 баллов).
Общеизвестно, что средний балл ЕГЭ поступивших находится в прямой зависимости от перечня вступительных испытаний. Статистические данные по России показывают с каждым годом уменьшение числа школь-
Рисунок 1 - Количество выпускников школ, выбравших профильную математику ЕГЭ
ВЫВОДЫ
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.
Приемная кампания 2021 года впервые в истории отечественного высшего образования продемонстрировала новую реальность, когда во многих вузах контрольные цифры приема на бюджетные места превысили количество абитуриентов, подававших заявление на поступление. 153 вузам (в том числе и ведущим вуза страны, как МФТИ, МГСУ, МИЭТ, НИУ МЭИ и МАДИ и др.) пришлось объявить дополнительное зачисление на бюджетные и коммерческие места, что позволило большинству вузов заполнить бюджетные места. Сложившаяся ситуация с набором абитуриентов коснулась и программ для транспортной отрасли, что объясняется следующими причинами:
- изменения в правилах приема, введенных в 2021 году, включая отмену второй волны, подачу документов на большее число направлений и согласия только на одно направление подготовки одного вуза, возможность выбора вступительных испытаний [14];
- неготовность абитуриентов к анализу конкурсных положений, оценке реального положения своей ситуации, когда большая часть поступающих решили ждать с подачей согласия и решались в последний момент. В социальных сетях при обсуждениях проблем поступления абитуриентов в вузы в 2021 году участники активно высказывали свое неприятие новых правил, так как до последнего момента, ожидая возможное зачисление, они могли опуститься в списках на несколько позиций или остаться вне списка зачисленных на бюджетные места, не имея возможности отправить свое согласие на зачисление в другой вуз. А по старым правилам раньше «вытесненный» абитуриент имел шанс на поступление во второй волне зачисления;
- резкие перемены в образовательной стратегии абитуриентов - предпочтение выпускниками школ поступления в учебные заведения среднего профессионального образования.
Впервые приемная кампания в 2020 году зафиксировала ситуацию, когда численность поступивших в колледжи превысила количество поступивших в высшие учебные заведения. Выбор абитуриентами среднего
профессионального образования вместо высшего, несмотря на их полную осведомленность о привилегиях высшего образования, размере стипендии, социальных льготах, возможностях карьерного роста и др., был отмечен и в работах зарубежных исследователей [15; 16; 17]. Ряд российских экспертов указывают на принятые изменения в федеральном законе «Об образовании», связанные с отменой ЕГЭ при поступлении в вуз выпускников учебных заведений среднего профессионального образования, которые существенно изменили стратегию профессионального выбора учащихся школ и их родителей. Но разрабатываемая версия «поступление в СПО - обходной путь сдачи ЕГЭ», по мнению В.А. Мальцевой и А.И. Шабалина, спорна, так как в среднем доля поступивших после СПО в вуз не превышает 35 % [18] (рисунок 2).
Рисунок 2 - Доля выпускников учебных заведений среднего профобразования, выбравших поступление в вуз после окончания, в %
Сокращение количества абитуриентов, поступающих на образовательные программы для транспортной отрасли, есть результат введения в показатели эффективности образовательной деятельности школ и руководителей результатов сдачи ЕГЭ выпускниками школы. Только единицы выпускников нематематических классов выбирают профильную математику и физику для сдачи ЕГЭ, результаты экзаменов зачастую не соответствуют ожиданиям абитуриентов и родителей. На практике в целях повышения показателей конкретной школы «математически не продвинутым» стали после 9 класса предлагать колледжи или ориентировать на сдачу базового экзамена по математике.
По мнению экспертов, среднее профессиональное образование России переживает Ренессанс. В стране растет число желающих продолжать образование в колледжах и техникумах, так как:
- СПО сегодня обеспечивает более короткий выход на рынок труда и дает хорошие профессиональные навыки. «Если студенты вузов начинают вплотную знакомиться с будущей профессией только на старших курсах, то учащиеся средних специальных заведений уже через два года имеют возможность овладеть выбранной профессией», - указывает Н.Г. Путиловская [19];
- изменился менталитет нового поколения обучаемых. Привыкшее к технологиям и скоростям поколение Ъ выбирает среднее профессиональное образование, которое дает возможность быстрее получить профессию, обеспечивающую достойный заработок;
- экономические возможности семьи поступающих. Увеличение числа поступивших абитуриентов в колледжи на платной основе в 2020 году до 44,5 % по сравнению с 30 % в 2010 году свидетельствует об осознанном решении родителей и выпускников школ, в основном вызванном экономическими мотивами для получения финансовой самостоятельности в ближайшем будущем. Например, в 2021 году конкурс при приеме в Якутском автодорожном техникуме на базе 11 класса составлял 11 абитуриентов на одно место, тогда как на Автодорожном факультете СВФУ максимальный конкурс составил 2,5 человек на одно место.
- внедрение новых проектов в систему среднего профессионального образования для качества и привлекательности образовательных программ: де-
мо-экзамены, «Молодые профессионалы», чемпионаты Worldskills, тесное сотрудничество с отраслевыми партнерами, новый уровень образования «Профессионалитет» с оптимизацией сроков обучения, возможность получения нескольких дополнительных рабочих квалификаций в рамках основной профессиональной образовательной программы СПО, бесплатное получение категории «В» или «С» водителя транспортных средств и т.д.
Изменение образовательных стратегий выпускников школ, значительная часть которых теперь ориентируется на получение среднего профессионального технического образования (в том числе транспортной отрасли), должно учитываться региональными вузами не только в период приемной кампании, но и в текущем учебном процессе. Цифры подтверждают: если в 2015 году в вузы поступил 1 млн человек, а в СПО - 699 тысяч, то в 2020 году число поступивших в СПО составило уже 900 тысяч человек против 873 тысяч, поступивших в «вышку». Статистика предсказывает в 2025 году более 1 млн абитуриентов колледжам и менее 800 тыс. - вузам [20].
Для координации образовательных стратегий выпускников вузы должны научиться «выращивать» себе абитуриентов, создав современную систему довузовской профессиональной подготовки: тесные связи с учебными заведениями, профильные «инженерные» классы, где преподаются отдельные блоки адаптированных вузовских курсов, реальная педагогическая и методическая помощь учителям-предметникам, преподающим профильную математику, физику, информатику; зимние и летние школы, дистанционные совместные лекции, дистанционные уроки и консультации, организация вузовских, региональных конференций, конкурсы и чемпионаты по дисциплинам, обязательным для будущих вступительных ЕГЭ для технических направлений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Концепция подготовки кадров для транспортного комплекса до 2035 года. (Эл. Ресурсj URL: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/400210182/ (дата обращения 22.05.2022)
2. В России появятся передовые инженерные школы (Эл. ресурсj URL: https://engineers2030.ru/ https://skillbox.ru/media/education/ v-rossii-poyavyatsya-peredovye-inzhenernye-shkoly/ (дата обращения 15.06.202.2j
3. Подготовка специалистов для транспортной отрасли: современные тенденции (Эл. ресурс) URL: http://rosacademtrans.ru/trendi_ podgotovki/ (дата обращения 30.01.2022)
4. Бойко Г.В., Полуэктов М.В., Захаров Е.А., Федин А.П., Ануфриева Е.В. Проблемы и перспективы подготовки специалистов для дорожно-транспортной отрасли в современных условиях в международном аспекте // Primo Aspectu. 2020. № 3 (43). С. 109-122 (Эл. ресурс) URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43976947 (дата обращения 15.04.2022)
5. Брюхова О.Ю. Проблема профессионального выбора: мнение студентов-первокурсников транспортного вуза / В сборнике: Материалы VII Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы социально-трудовых отношений», посвященной 60-летию основания Института социально-экономических исследований ДФИЦ РАН. Махачкала, 2019. С. 116-118.
6. Стефаненко И.В., Захаров Е.А., Алексиков С.В., Девятов М.М Перспективы подготовки опорным университетом кадров для дорожно-транспортной отрасли // Актуальные вопросы профессионального образования. 2017. № 4 (9). С. 55-58
7. Соболев Л.Б. Проблемы инженерного образования в России // Экономический анализ: теория и практика. — 2018. — Т. 17, № 7. — С. 1252 - 1267. (Эл. ресурс) URL: https://doi.org/10.24891/ ea. 17. 7 .1252. (дата обращения 15.04.2022)
8. Постных П.М., Эпова А.С. Подготовка кадров для транспортной отрасли Краснодарского края // Тенденции развития науки и образования. 2021. № 79-1. С. 72-74
9. Овчинников И.И. Проблемы подготовки научных и инженерных кадров для отрасли транспортного строительства/ В сборнике: Преподаватель года 2021. сборник статей II Международного профессионально-исследовательского конкурса. Петрозаводск, 2021. С.
97-107
10. COVID-19: Higher Education challenges and responses (Эл. ресурс) URL: https://iau-aiu.net/Covid-19-Higher-Education-challenges-and-responses (дата обращения 07.07.2022)
11. Автодорожный факультет. (Эл. ресурс) URL: https://ww-w.s-vfu. ru/universitet/.rukovodstvo-i- struktura/instituty/adf/abiturient/ (дата обращения 01.06.2022)
12. Мониторинг качества приема в вузы (Эл. ресурс) URL: https:// www.hse.ru/ege2021/ (дата обращения 09.05.2022)
13. Сдать физику во время ЕГЭ намерено рекордно малое число
школьников (Эл. ресурс) URL: https://news.mail.ru/society/51152140/ (дата обращения 29.05.2022)
14. Как вузам России избежать недобора студентов (Эл. ресурс) URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/6193f07e9a794783331e7684 (дата обращения 12.05.2022)
15. Universities and Colleges Admissions Service (UCAS). Through the lens of students: how perceptions of higher education influence applicants' choices. Cheltenham: UCAS, 2016. 83 р.
16. Biggs J. Student motivation and study strategies in university and college of advanced education populations // Higher Education Research and Development. 1982. Vol. 1. No. 1. Р. 33-55.
17. Henderson-King D., Smith M.N. Meanings of education for university students: Academic motivation and personal values as predictors // Social Psychology of Education. 2006. Vol. 2. No. 9. Р. 195-221.
18. Мальцева В. А., Шабалин А. И. Не-обходной маневр, или Бум спроса на среднее профессиональное образование в России //Вопросы образования / Educational Studies Moscow. 2021. № 2. С. 21. (Эл. ресурс) URL: https://cyberleninka. ru/article/n/ne-obhodnoy-manevr-ili-bum-sprosa-na-srednee-professionalnoe-obrazovanie-v-rossii (дата обращения 01.07.2022)
19. Смирнова С. Почему колледжи становятся популярнее вузов /RGRU. Санкт-Петербург (Эл. ресурс) URL:https://rg.ru/2021/09/07/ reg-szfo/pochemu-kolledzhi-stanoviatsia-populiarnee-vuzov.html (дата обращения 07.09.2021)
20. Иванова Р. Вся правда о престижных колледжах России // MAXIMUM BLOG (Эл.ресурс) URL: https://blog.maximumtest.ru/post/ prestizhnye-kolledzhi-rossii-vsya-pravda-o-prestizhnom-obrazovanii.html (Дата обращения 15.12.2021)
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов
The authors declare no conflicts of interests
Received date: 26.08.2022 Revised date: 19.09.2022 Accepted date: 10.11.2022