Научная статья на тему 'Факторы, влияющие на качество подготовки специалиста транспортной отрасли в современных условиях цифровизации'

Факторы, влияющие на качество подготовки специалиста транспортной отрасли в современных условиях цифровизации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
218
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ / СОХРАННОСТЬ КОНТИНГЕНТА СТУДЕНТОВ / ПОДГОТОВКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА / ФАКТОРЫ / ВЛИЯЮЩИЕ НА КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ивачева Ольга Александровна, Заровняева Варвара Ивановна

Модернизация российского профессионального образования в последние годы нацелена на интеграцию российского профессионального образования в международное образовательное пространство, на повышение качества образования и подготовки специалистов в современной экономике. Учитывая доступность профессионального образования и возможность поступления в вуз выпускников школ с низкими баллами ЕГЭ, что негативно отражается на качестве образования и сохранности контингента и снижает абсолютную успеваемость обучающихся, рейтинговые показатели вуза и уменьшается бюджетное финансирование. На основе внутренней оценки определены и ранжированы факторы, влияющие на качество обучения студентов, сохранность контингента и подготовку конкурентоспособного специалиста транспортной отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors affecting the quality of education, maintaining the student body and training professionals for the transport industry under digitalization

The modernization of Russian vocational education in recent years is aimed at integrating Russian vocational education into the international educational space, improving the quality of education and training professionals in the modern economy. The accessibility of professional education and admission to university of school-leavers with low exam scores negatively affects the quality of education and maintaining the student body, reduces the absolute performance of students, which leads to lower rankings of a university and reduction of budget financing. Basing on an internal assessment of the factors affecting the quality of training professionals, maintaining the student body and training of competitive professionals for the transport industry were defined and ranked.

Текст научной работы на тему «Факторы, влияющие на качество подготовки специалиста транспортной отрасли в современных условиях цифровизации»

УДК 378.147

О. А. Ивачева, В. И. Заровняева

Факторы, влияющие на качество подготовки специалиста транспортной отрасли в современных условиях цифровизации

СВФУ им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия

Аннотация. Модернизация российского профессионального образования в последние годы нацелена на интеграцию российского профессионального образования в международное образовательное пространство, на повышение качества образования и подготовки специалистов в современной экономике. Учитывая доступность профессионального образования и возможность поступления в вуз выпускников школ с низкими баллами ЕГЭ, что негативно отражается на качестве образования и сохранности контингента и снижает абсолютную успеваемость обучающихся, рейтинговые показатели вуза и уменьшается бюджетное финансирование. На основе внутренней оценки определены и ранжированы факторы, влияющие на качество обучения студентов, сохранность контингента и подготовку конкурентоспособного специалиста транспортной отрасли.

Ключевые слова: качество обучения, сохранность контингента студентов, подготовка конкурентоспособного специалиста, факторы, влияющие на качество обучения.

O. A. Ivacheva, V. I. Zarovnyaeva

Factors affecting the quality of education, maintaining the student body and training professionals for the transport industry under digitalization

M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia

Abstract. The modernization of Russian vocational education in recent years is aimed at integrating Russian vocational education into the international educational space, improving the quality of education and training professionals in the modern economy. The accessibility of professional education and admission to university of school-leavers with low exam scores negatively affects the quality of education and maintaining the student body, reduces the absolute performance of students, which leads to lower rankings of a university and reduction of budget financing. Basing on an internal assessment of the factors affecting the quality of training professionals, maintaining the student body and training of competitive professionals for the transport industry were defined and ranked.

Keywords: quality of training, maintaining the student body, training of a competitive professional, factors affecting the quality of education.

Введение

Государственная политика в сфере образования на период до 2020 года регулируется основными стратегическими документами: Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3; Концепцией долгосрочного социально-экономического развития

ИВАЧЕВА Ольга Александровна - зам. декана по учебной работе, магистрант 2 курса группы М-ПО-18, Автодорожный факультет, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова. E-mail: ivacheva.o.a@mail.ru

IVACHEVA Olga Aleksandrovna - Deputy Dean for Academic Affairs, 2nd year Master's student, Road Faculty, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University.

ЗАРОВНЯЕВА Варвара Ивановна - зам. декана по воспитательной работе, Автодорожный факультет Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова. E-mail: baat25@mail.ru

ZAROVNYAEVA Varvara Ivanovna - Deputy Dean for Educational Affairs, 2nd year Master's student, Road Faculty, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University.

Российской Федерации на период до 2020 года; Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года направлена на обеспечение доступности качественного образования, отвечающего требованиям инновационного социально ориентированного развития России [1-3].

Качественное образование на всех его уровнях достигается и будет эффективным только при активном участии всех заинтересованных сторон образовательной организации, включая самих обучающихся, их семьи, работодателей. Внедрение компетентностноориентированных образовательных стандартов, уровневой системы подготовки студентов, выделение университетов лидеров, призванных стать научными и методическими центрами в своих регионах, меры по укреплению связей вузов с производством и научным сектором - все это должно способствовать решению задачи подготовки кадров с учетом потребностей российской экономики и поддержания мировой конкурентоспособности отечественного технического образования [4].

Формирование принципиально новой технологической среды предприятий транспортной отрасли требует притока квалифицированных специалистов, владеющих современными инженерно-техническими знаниями и передовыми производственными технологиями, понимающих тенденции развития транспортной сферы и мировой экономики в целом, обладающих творческим мышлением и инновационной активностью.

Как отмечено в Стратегии развития транспортного комплекса автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года, определяющей приоритетные направления развития транспортной отрасли Российской Федерации и пути их реализации, «кадровый потенциал, сложившийся к настоящему времени в автомобильной отрасли, требует реструктуризации и пополнения молодыми специалистами, инженерными и научными работниками, востребованными отраслью» [5].

Факторы, влияющие на качество обучения

Целью данной работы является определение факторов, влияющих на качество обучения, сохранность контингента и подготовку конкурентоспособного специалиста транспортной отрасли с использованием современных технологий, в т.ч. цифровых.

Для решения поставленной цели применялись эмпирические методы исследования: наблюдение, анкетирование, опрос, экспертная оценка, опытная проверка и апробация.

Экспертной группой из числа специалистов учебного отдела и преподавателей факультета были определены, оценены и ранжированы факторы, влияющие на качество обучения студентов. Так, было определено 17 основных факторов, представленных на рис. и в таблице 1, из которых выделены 10 наиболее значимых. По десяти факторам, имеющим наивысшую степень влияния на качество учебного процесса, была произведена самооценка работы факультета с конечной целью подготовки конкурентоспособного специалиста транспортной отрасли, повышения привлекательности и сохранности контингента обучающихся на автодорожном факультете.

Анализируя схему рейтинга (рис.) основных факторов, влияющих на качество обучения студентов, отмечаем, что наиболее актуальными обозначены не только образовательно-профессиональная деятельность, но и аспекты социального, воспитательного, психологического и информационного характера.

Рис. Рейтинг факторов, влияющих на качество обучения

Рейтинг факторов, влияющих на качество обучения

Таблица 1

№ Наименование фактора Средний балл

1 Компетентность и профессионализм преподавателей 5,0

2 Повышение квалификации, стажировки преподавателей и сотрудников 5,0

3 Непрерывное взращивание преподавательских кадров и профессиональное развитие молодых преподавателей 5,0

4 Комфортная, благоприятная и дружелюбная среда 5,0

5 Качество организации практик 5,0

6 Наличие скоростного и устойчивого интернета 5,0

7 Наличие столовой 5,0

8 Планирование и контроль 5,0

9 Возможность самореализации и всестороннего развития личности студента 5,0

10 Применение новых методов и технологий обучения, ориентированных на современные образовательные и цифровые технологии 4,7

11 Обеспеченность библиотечными фондами 4,7

12 Интересная и содержательная программа обучения 4,3

13 Уровень и качество материальной базы, оснащенность учебного процесса 4,3

14 Наличие хорошего научного фундамента учебного подразделения 4,3

15 Человеческие взаимоотношения в связке «преподаватель-студент» 4,3

16 Проведение учебно-методических, научных семинаров на постоянной основе с целью обмена знаниям и опытом 4,0

17 Наличие общежития 3,7

Самооценка работы в области качества

В целях повышения качества обучения, повышения привлекательности факультета и сохранности контингента, а также конкурентоспособности выпускников факультетом проводятся работы по следующим направлениям (приоритетным факторам):

1. Компетентность и профессионализм преподавателей

Как отмечают отечественные исследователи (А.В. Хуторской, Г.К. Селевко, И.А. Зимняя, Ю.Г. Татур и др.), актуальным для современного специалиста обозначены формирование компетенций, компетентностный подход в образовании. Поэтому ключевыми составляющими, которые определяют качество инженерно-технического образования и подготовки конкурентоспособного специалиста транспортной отрасли являются компетентность и профессионализм преподавателей вузов, постоянное совершенствование их научно-педагогической деятельности [6].

Регулярно проводится мониторинг посещаемости студентов, проверка учебных занятий, в том числе и качество преподавания дисциплин. Ведутся журналы посещаемости. В 20182019 учебном году по итогам проверок и выявленных недостатков в работе было проведено одно заседание дисциплинарной комиссии факультета. В 2016-2017 учебном году для повышения качества преподавания иностранного языка на вновь открываемых магистерских программ факультета был привлечен иностранный преподаватель из Индии г-н Верма Панкаж. В 2017-2018 году факультет продолжил укреплять кадровый состав и привлек для преподавания спецдисциплин докторов и кандидатов технических наук из Новосибирска, Иркутска, Улан-Удэ, Омска, в 2018-2019 году из Москвы, Хабаровска. Также привлекаются научные сотрудники и специалисты-практики из ЯНЦ СО РАН, Управления ГИБДД по РС (Я), учебных заведений, транспортных, проектно-изыскательских и дорожных предприятий города. Открыты две базовые кафедры: при МУП «ЯПАК» и ООО «Техсервисцентр». Вместе с тем отмечаем, что это недостаточно.

Работа факультета в данном направлении оценивается на «хорошо».

2. Повышение квалификации, стажировки преподавателей и сотрудников

На факультете при поддержке ДОКО и УНИР были организованы курсы по обучению работе в системе moodle, публикационной активности и применению системы «Аниплагиат-вуз», обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи. За пределами республики в последние три года обучение прошли три сотрудника факультета, включая одну долгосрочную зарубежную стажировку. Считаем, что для эффективной научно-педагогической деятельности образовательного процесса необходимо изыскивать материальные ресурсы на повышение квалификации сотрудников, совершенствование их профессиональных компетенций для поддержания престижа и привлекательности факультета.

Работа факультета оценивается на «удовлетворительно».

3. Непрерывное взращивание научно-педагогических кадров и профессиональное развитие молодых преподавателей

Отмечается, что по данному направлению работы более системная работа ведется на кафедре «Эксплуатация автомобильного транспорта и автосервис», где подготовлены 3 кандидата технических наук, на кафедре «Автомобильные дороги и аэродромы» - 1 кандидат наук, на кафедре «Машиноведение» - 1 кандидат наук. В течение 2 лет планируется защита 3 соискателей ученой степени кандидата наук. Работа ведется на постоянной основе. В целом факультет характеризуется относительно молодым возрастом НПР (44 года), стимулированием и поддержкой молодых сотрудников.

Работа в данном направлении оценивается на «удовлетворительно».

4. Комфортная, благоприятная и дружелюбная среда

В 2016 году приобретены дополнительные фильтры для воды, кулеры, благодаря чему сотрудники и студенты получили доступ к неограниченному количеству бесплатной питьевой воды. В 2017-2018 учебном году ко дню Республики открыта комната матери и ребенка для сотрудников и студентов.

За счет списания устаревшего книгофонда в библиотеке АДФ и высвобождения пространства расширена площадь с 49,7 кв. м до 75 кв. м, увеличено количество посадочных мест до 14 чел., имеется 7 автоматизированных рабочих мест с выходом в интернет для самостоятельной работы студентов.

Факультет уделяет особое внимание созданию благоприятной и здоровой среды и поддерживает студенческие инициативы. На регулярной основе факультетом проводятся мероприятия, нацеленные на стимулирование и мотивирование студентов, их профессиональное и личностное развитие. В том числе:

1) проводится ежегодный семестровый литературный вечер «Пора надежд и грусти нежной» среди первых курсов;

2) проводится открытый чемпионат Автодорожного факультета среди студентов СВФУ по ледовому дрифту NEFU Ice Drift Championship. Для подготовки и участия факультет предоставляет помещение бокса-лабораторий БТР, спецтехнику, учебные машины для участия в гонках, оборудование и инструменты. На сегодняшний день чемпионат превратился в грандиозное спортивно-техническое событие и шоу городского масштаба;

3) проводится чемпионат WorldSkills Russia в компетенциях «ремонт и обслуживание легковых автомобилей», «ремонт грузовых автомобилей», «автопокраска». За последние три года студенты факультета неоднократно становились призерами и победителями региональных и дальневосточных этапов чемпионата. Подготовлен один эксперт. В 2017 году студент Шадрин В.В. занял 2 место в Национальном финале в зачете среди вузов страны;

4) на факультете функционирует 3 компьютерных класса с открытым доступом;

5) для получения практических навыков студентам предоставлена возможность заниматься на дорогостоящем оборудовании СВФУ - дорожно-строительной технике;

6) студенты очной формы обучения бесплатно учатся на права категории «В»;

7) проводятся конкурсы по техническим дисциплинам и тематические олимпиады. Функционируют 7 научных кружков;

8) по итогам учебного года самым лучшим студентам вручаются серебряные нагрудные знаки с эмблемой факультета за достигнутые успехи по пяти направлениям работы (учебная, научная, общественная, культурно-творческая, спортивная);

9) факультет по итогам работы за календарный год и по наиболее значимым мероприятиям вручает благодарственные письма в адрес родителей и самих студентов;

10) устраивается автопробег, приуроченный к выпускному балу;

11) в соответствии с планом воспитательной работы проводится большое количество общественных, спортивных, культурных мероприятий.

Работа в данном направлении оценивается на «отлично».

5. Качество организации практик

В настоящее время особые требования предъявляются к содержанию образовательных программ, к реализации и уровню освоения обучающимися практикоориентированных компетенций [7]. Факультетом заключено 82 соглашения с организациями - базами практик, где формируются ключевые профессиональные компетенции, в т.ч. навыки проектной, научно-исследовательской деятельности, опыта практической подготовки и возможности успешного трудоустройства. Автодорожный факультет является единственным учебным подразделением СВФУ, ежегодно отправляющим своих студентов на производственную практику за пределы РС (Я) на автомобильный завод, расположенный в городе Нижний Новгород. Крупнейшими базовыми партнерами факультета являются АО «Мечел», группа «ГАЗ» (Нижний Новгород), АО «Полюс Золото», ФКУ Упрдор «Вилюй», ПАО «Дорисс», ООО «Инвестдорстрой», АО «РИК Автодор», ООО «Речной порт Якутск», АО «Крансервис», МУП «ЯПАК», ЯИПК и др.

Работа оценивается на «хорошо».

6. Наличие скоростного интернета

Качество интернет-связи характеризуется как неустойчивое с недостаточно высокими скоростями. Отсутствует интернет на Хатын-Юряхском автодроме СВФУ За последние два года

было отмечено два серьезных обрыва оптоволоконной линии, вследствие чего факультет оставался без связи на несколько дней.

Работа соответствующих служб университета в данном направлении оценивается на «удовлетворительно».

7. Наличие столовой

Организация питания обеспечивается комбинатом питания «Сэргэлээх». По причине недостаточности посадочных мест существующего помещения требуется дополнительное помещение и увеличение буфета до статуса столовой.

Работа буфета оценивается на «хорошо».

8. Планирование и контроль

Работа в данном направлении организуется в соответствии с годовыми и текущими планами работы, расписанием учебных занятий на основании утвержденных рабочих учебных планов и графика учебного процесса по очному и заочному обучению. Контроль текущей и промежуточной аттестации студентов, учебных групп осуществляется специалистами по УМР в течение учебного года:

Таблица 2

Количество учебных групп АДФ

Учебный год Количество учебных групп Приведенный контингент

Очное обучение Заочное обучение

2017-2018 45 17 570

2018-2019 44 16 521

2019-2020 41 19 522

Исходя из табл. 2 видим, что в 2019-2020 учебном году сократилось количество академических групп очного обучения до 41 (503 студента), но незначительно увеличилось количество групп заочной формы, на которой обучаются 195 студентов. Общий контингент обучающихся в текущем учебном году составляет 698 студентов.

Оперативно-управленческий контроль осуществляется на уровне адмсовета, учебного отдела, учебно-методической комиссии АДФ. Утверждение годовых планов по УР, НИР, ВР; защита годовых отчетов по УР, НИР, ВР; плановой и фактической нагрузки; утверждение тем ВКР магистратуры и аспирантуры отнесено к полномочиям Ученого совета АДФ.

Работа в данном направлении оценивается на «хорошо».

9. Возможность самореализации и всестороннего развития личности студента

Факультет обеспечивает разносторонние равные возможности для всех своих студентов по раскрытию как профессиональных, так и творческих талантов, делая акцент на приобретение инженерно-технических компетенций и воспитание устойчивых морально-нравственных качеств через широкий спектр мероприятий и текущую работу по всем направлениям деятельности (учебной, научно-исследовательской, культурно-творческой, спортивной и общественной).

Актуальными для многих студентов являются социально-значимые компетенции по активному образу жизни, формирующие успешную, здоровьесберегающую и гармоничную личность.

При этом отмечается, что определяющим фактором самореализации и самоорганизации является умение правильно планировать распорядок дня и управлять собственным временем. Активную поддержку и помощь здесь оказывает центр психологической помощи СВФУ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Работа в данном направлении оценивается на «хорошо».

10. Применение новых методов и технологий обучения, ориентированных на современные образовательные и цифровые технологии

• В соответствии с внутренней оценкой качества образования в 2018 г. проводилось интернет-тестирование профессорско-преподавательского состава по образовательным техноло-

гиям с целью определения, какими образовательными технологиями владеют преподаватели СВФУ [8, 9].

На Автодорожном факультете в тестировании приняли участие 34 из 48 человек, доля участия ППС АДФ - 71%, использование образовательных технологий в учебном процессе - 58% представлены в таблице 3.

Таблица 3

Использование современных образовательных технологий в учебном процессе

Инновационные методы обучения Методы активизации учебного процесса

Число ППС, использую СОТ

Программи-рованное обучение Проблемное обучение Продуктивное (проектное) обучение Ситуационный анализ (casestudy) Игровые технологии Мозговой штурм Дебаты

28 4 15 14 21 6 6 3

На АДФ наиболее применяемые современные образовательные технологии в учебном процессе - это метод проектов, технология проблемного обучения, интерактивный метод обучения, информационно-коммуникативные технологии и традиционные методы обучения.

• Так 21-23 мая 2019 года на Автодорожном факультете прошел стратегический Workshop по внедрению электронного обучения в образовательную деятельность. Workshop «E-Learning в образовательной деятельности Автодорожного факультета СВФУ» прошел в два этапа, включавших обучающий семинар и непосредственно групповой выездной Workshop, завершившийся защитой групповых проектов на актуальные и приоритетные для факультета темы:

1) применение дистанционного обучения в заочной форме обучения;

2) организация дистанционного курса переподготовки и повышения квалификаций;

3) применение электронного обучения в организации производственных практик;

4) организация интегрированного дистанционного курса СПО.

Лучшей работой по единогласному мнению комиссии был признан проект группы 3 на тему «Применение электронного обучения (цифровых технологий) в организации производственных практик».

Рекомендация обучающего семинара - внедрение проектов после их доработки и корректировке действующей Стратегии развития АДФ СВФУ с учетом необходимости цифровой трансформации процессов и содержания образовательной деятельности.

• Исходя из этого 1 ноября 2019 г. прошел электронный интерактивный учебно-методический семинар с целью проверки эффективности методики на примере дистанционной защиты отчетов производственной практики студентами гр. БП-САД-16 в современных условиях цифровизации.

Общая оценка «хорошо».

Итого суммарная оценка работы Автодорожного факультета в области повышения качества обучения по наиболее значимым факторам оценивается на 3,8 балла.

Заключение

Необходимо отметить, что качество обучения студентов и подготовка конкурентоспособного выпускника вне реального производства практически невозможно, поэтому весьма актуальными остаются вопросы увеличения времени на производственную практику студентов, повышения ее эффективности, организации регулярных стажировок преподавателей на передовых предприятиях, привлечения к преподаванию ведущих специалистов отрасли и

транспортного образования. Однако в настоящее время наблюдается некоторое разночтение между работодателем и вузом по качеству подготовки специалистов транспортной отрасли. В современных реалиях, предприятия ожидают от выпускников компетенции по внедрению инноваций в отрасль, к разработке прорывных технологий [10]. Соответственно, это требует максимального оснащения материально-технической базы факультета современным диагностическим оборудованием, модернизации тренажерного парка, компьютерной техники, информационных ресурсов с учетом необходимости цифровой трансформации процессов и привлекательности содержания образовательной деятельности для повышения качества образования и подготовки конкурентоспособного специалиста транспортной отрасли.

Литература

1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-Ф3.

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. От 28.09.2018).

3. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р.

4. Овчаров А.В., Лопаткин В.М. Проблема сохранности контингента студентов в условиях современной модели обучения // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета.

- 2015. - № 6. - С. 58-67.

5. Стратегии развития транспортного комплекса автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020. Приказ Минпромторга России с изменениями от 27 декабря 2013 года N 2155.

6. Кузьмина Ю.О. Компетентностный подход в образовательном процессе высшей школы // Высшее образование сегодня. - 2010. - № 11. - С. 22-24.

7. Платонова Р.И., Неверкович С.Д., Парфенов И.Я. Организация педагогической практики в вузах // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. - 2016. - № 2 (02). - С. 23-30.

8. Отдел мониторинга качества образования ДОКО СВФУ Отчет о результатах тестирования преподавателей по образовательным технологиям, г. Якутск, 2018. - С. 102.

9. Платонова Р.И., Бубякина Е.В., Парфенов И.Я. Состояние и перспективы региональных вузов в современной системе высшего образования // Балтийский гуманитарный журнал. - 2016. - Т. 5. - № 3 (16).

- С. 153-157.

10. Газалиев А.М. и др. Значение профессиональной мобильности в процессе становления специалиста технической направленности // Высшее образование сегодня. - 2011. - № 10. - С. 6-10.

References

1. Federal'nyi zakon «Ob obrazovanii v RF» № 273-FZ.

2. Kontseptsiia dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia Rossiiskoi Federatsii na period do 2020 goda, Rasporiazhenie Pravitel'stva RF ot 17.11.2008 N 1662-r (red. Ot 28.09.2018).

3. Strategiia innovatsionnogo razvitiia Rossiiskoi Federatsii na period do 2020 goda, Rasporiazhenie Pravitel'stva RF ot 08.12.2011 N 2227-r.

4. Ovcharov A.V., Lopatkin V.M. Problema sokhrannosti kontingenta studentov v usloviiakh sovremennoi modeli obucheniia // Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. - 2015. -№ 6. - S. 58-67.

5. Strategii razvitiia transportnogo kompleksa avtomobil'noi promyshlennosti Rossiiskoi Federatsii na period do 2020. Prikaz Minpromtorga Rossii s izmeneniiami ot 27 dekabria 2013 goda N 2155.

6. Kuz'mina Iu.O. Kompetentnostnyi podkhod v obrazovatel'nom protsesse vysshei shkoly // Vysshee obrazovanie segodnia. - 2010. - № 11. - S. 22-24.

7. Platonova R.I., Neverkovich S.D., Parfenov I.Ia. Organizatsiia pedagogicheskoi praktiki v vuzakh // Vestnik Severo-Vostochnogo federal'nogo universiteta im. M.K. Ammosova. Seriia: Pedagogika. Psikhologiia. Filosofiia. - 2016. - № 2 (02). - S. 23-30.

8. Otdel monitoringa kachestva obrazovaniia DOKO SVFU. Otchet o rezul'tatakh testirovaniia prepodavatelei po obrazovatel'nym tekhnologiiam, g. Iakutsk, 2018. - S. 102.

9. Platonova R.I., Bubiakina E.V., Parfenov I.Ia. Sostoianie i perspektivy regional'nykh vuzov v sovremennoi sisteme vysshego obrazovaniia // Baltiiskii gumanitarnyi zhurnal. - 2016. - T. 5. - № 3 (16). - S. 153-157.

10. Gazaliev A.M. i dr. Znachenie professional'noi mobil'nosti v protsesse stanovleniia spetsialista tekhnicheskoi napravlennosti // Vysshee obrazovanie segodnia. - 2011. - № 10. - S. 6-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.