Научная статья на тему 'СРЕДНЕЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ БЕЛАРУСИ В МЕЖВОЕННЫЙ ПЕРИОД (1919-1941)'

СРЕДНЕЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ БЕЛАРУСИ В МЕЖВОЕННЫЙ ПЕРИОД (1919-1941) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
77
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕСТРА МИЛОСЕРДИЯ / ФЕЛЬДШЕР / АКУШЕРКА / БЕЛАРУСЬ / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Хильмончик Н.Е.

В статье раскрывается система подготовки средних медицинских кадров на территории Беларуси в начале XX столетия, а именно, в период становления белорусской государственности, в промежуток между Первой и Второй мировыми войнами. Описываются принципы и система обучения медицинских сестер, фельдшеров, акушерок.The article deals with the system o f training o fparamedical personnel on the territory o f Belarus at the beginning of theXXth century, that is duringformation o f the Belarusian statehood in the period between World War I and World War II. The principles and system of training o f medical nurses, feldshers and obstetricians are described.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СРЕДНЕЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ БЕЛАРУСИ В МЕЖВОЕННЫЙ ПЕРИОД (1919-1941)»

'лдлят.. м: 1ггы

Журнал Гр1,Г> 200е- N»4

УДК 614.253.52:37j:947.084(476)

СРЕДНЕЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ БЕЛАРУСИ В МЕЖВОЕННЫЙ ПЕРИОД (1919-1941)

Н.Е. Хильмончик, ассистент Кафедра общественного здоровья и здравоохранения УО «Гродненский государственный медицинский университет»

В статье раскрывается система подготовки средних медицинских кадров на территории Беларуси в начале XX столетия, а именно, в период становления белорусской государственности, в промежуток между Первой и Второй мировыми войнами. Описываются принципы и система обучения медицинских сестер, фельдшеров, акушерок.

Ключевые слова: сестра милосердия, фельдшер, акушерка, Беларусь, образование

The article deals with the system of training of paramedical personnel on the territory of Belarus at the beginning of theXXth century, that is during formation of the Belarusian statehood in the period between World War I and World War II. The principles and system of training of medical nurses, feldshers and obstetricians are described.

Key words: nurse, feldsher, obstetrician, Belarus, training.

В начале 20-ых годов 20 века среднее медицинское образование Беларуси исходило из имевшихся с предвоенных лег возможностей и претерпело ряд качественных изменений. Подготовка медицинского персонала велась в медицинских школах (фельдшерско-акушерская, Могилев, 1919; акушерская, фельдшерская, Минск, 1920, акушерская, Витебск, 1921, фармацевтическая, Гомель, 1922). Кроме того, организовывались и действовали различные по длительности и про! раммам курсы подготовки и переподготовки ротных фельдшеров (20 месяцев), фельдшеров-акушеров (2-3 года), сестер милосердия, патронажных сестер, эпидемиологических сестер (3 месяца), фармацевтов (6 месяцев), дезинфекторов (4 месяца), оспопрививателей, санитарных инспекторов (2 месяца) [1, А5. А6, А7, А10].

В соответствии с решениями 1-ой Всероссийской конференции по среднему медицинскому образованию (1922) вводилась двухлетняя подготовка медсестер и двух с половиной годичная - акушерок, что явилось отходом от четырехлетнего обучения, имевшего место в довоенный период. Продолжалась практика и курсовой подготовки, прежде всего акушерок, сестер-воспитательниц, сестер по уходу. В частности, такие курсы были организованы в Витебске, Гомеле, Минске, Могилеве. А в 1927 г. в Минском окружном отделе здравоохранения числилось 103 сестры по уходу [А9].

В сентябре 1926 г. Совнарком Беларуси принимает постановление «Об утверждении положения профессиональной работы медицинского персонала и о борьбе с незаконным лечением», которое впервые определило перечень медицинских специальностей среднего звена (зубной врач, фельдшер, акушерка, фармацевт, медицинская сестра), порядок выполнения ими работ и регистрации (в том числе, и право на частную практику).

В конце 20-ых годов 20 века в Беларуси функционировали Могилевский техникум с акушерским (1924) и фармацевтическим (1927) отделениями, Минская трехгодичная школа медсестер общества Красного Креста (1927), Витебская профессионально-техническая школа медсестер (1929), одногодичные курсы сестер-воспитательниц в Гомеле, которые не снимали остроту потребности в среднем медицинском персонале, с учетом большого объема проводимой ими работы.

- 15

После проведения 2-ой Всероссийской конференции (1926) образуются медицинские техникумы с едиными сроками подготовки (акушерский -3 года, сестринский - 2,5). Медицинские техникумы и школы предъявляли разные требования к общеобразовательной подготовке при поступлении: в техникум принимались лица, имевшие 7 - летнее образование, в школы - с уровнем начальной подготовки. Различными были программы и сроки обучения. Погоня за подготовкой узконаправленных специалистов привела к тому, что профиль специальностей техникумов беспрерывно менялся. Так, в 1932-1933 гг. Минский, Могилеский, Витебский, Бобруйский медтехникумы готовили: помощников санитарных и детских врачей, зубных врачей, фельдшеров, акушеров. Подготовка средних медицинских специалистов в этот период велась по 13 специальностям. Материальная и учебная базы были неудовлетворительными. Не существовало постоянного штата преподавателей, которые работали по совместительству. Директора во многих учебных заведениях (Могилев, Гомель) не имели медицинского образования [4].

Предлагались различные варианты названия квалификации, которая присваивалась окончившим медицинский техникум: помощник врача, технический врач, средний медицинский работник, технический ассистент. Большинство высказалось за принятие решения о присуждении звания медицинский техник с соответствующим указанием на специализацию (1928) [4].

В 1930 г. медтехникумы были переданы в ведение Народного комиссариата здравоохранения республики, что следует расценить как позитивный момент.

В 30-ых годах 20 века в связи с острой потребностью в кадрах (в 1932 г. их некомплект составлял 45%) внедрялась подготовка среднего медицинского персонала по ускоренной курсовой подготовке. В 1930 г. в пяти городах республики были организованы одногодичные курсы переподготовки 300 санитарок в медицинские сестры. Тогда же действовали трехмесячные курсы дезинфекторов, шестимесячные - сестер яслей, семимесячные -инструкторов по охране здоровья детей, годичные - помощников санитарных врачей. Вводится вечерняя (по еще более сокращенной программе) подготовка лиц со средним образованием (число ко-

0 =

'Куриал ГрГМУ 2005 № 4

илмятные ддты

составило лишь 13%). Подготовку медсестер в школе (вплоть до передачи ее в 1935 г. в ведение Наркомздрава) и на годичных курсах (в 1933 г - в 14 городах) проводило Белорусское общество Красного Креста. Одновременно увеличивается прием в медицинские техникумы. Открываются еще четыре таких учебных заведения (Бобруйск, 1931; Витебск, Гомель, Минск, 1932), а также одна профессиональная школа медсестер (Речица, 1932). На основании постановления СНК Белоруссии от 10 января 1932 г. «О состоянии здравоохранения и подготовке медицинских кадров» при мед-техникумах организовывались вечерние отделения, при стационарах развертывались курсы для обучения младшего и среднего персонала. Признано необходимым (1932) подготовку в медтехникумах проводить только по следующим специальностям: помощников врачей лечебников, помсанврачей, помврачей педиатров, акушерок и фармацевтов. Удлинились сроки обучения до 3 лет [2, 6].

В соответствии с Постановлением СНК СССР «О подготовке средних медицинских, зубоврачебных и фармацевтических кадров» от 08.09.1936 г. и Положением НКЗ СССР «О фельдшерской и акушерской школе» впервые устанавливается единая система среднего медицинского образования [А8]. Медтехникумы преобразовываются в медшколы (1936). В них осуществлялась подготовка уже по основным специальностям с установленными сроками обучения (фельдшеров и зубных врачей - три года, акушерок и медсестер - два, лаборантов и зубных техников - один год). Ликвидируется звание медтехник [6, 7]. Наркомздрав республики определял тип выпускника как помощника врача, работающего под его наблюдением, подготовленного к выполнению всех процедур, им назначенных, обладающего выработанными техническими навыками. Медицинская сестра - это лицо среднего медицинского персонала, выполняющее разные вспомогательные медицинские функции. В обязательный перечень ее обязанностей входило: измерение температуры, счет пульса и дыхания с оценкой состояния больного, выполнение различных видов клизм, применение присыпок, компрессов, припарок, примочек, кислородной подушки, банок, введение под кожу сывороток и солевых растворов [7]. Утверждается, таким образом, врачебная модель сестринского дела, фактически господствующая до настоящего времени. При этом сестринская профессия рассматривается как ремеслени-ческая и опекунская.

Число учащихся в медицинских школах республики значительно возросло. Если в 1926 г. в медицинских школах занималось 306 человек (без учета учащихся на различных курсах), то в 1936 г. -10393. В 1937 г. выпущено 2444, а в 1938 г. - 2906 специалистов. Широкое развитие получили курсы по подготовке специалистов в области охраны материнства и младенчества для работы в яслях и детских садах, что диктовалось расширением сети больниц и учреждений охматмлада [6]. Улучшилось оказание зубоврачебной помощи. Увеличивалось количество зубоврачебных кабинетов (1930 г. - 120, 1938 г. - 223) [6]. Динамично изменялась и численность зубных врачей: 1933 г. - 385 физических лиц, 1934 г.-360, 1935 г.-457, 1936 г.-620, 1937 г. - 722 [5].

В 1940 г. в республике действовало уже 35 медицинских школ, из них: li - медсестер (в 11 из них готовилось 2558 медицинских сестер специально для детских лечебно-профилактических учреждений), 4 - фельдшерско-акушерские, 2 - фельдшерские, 3 - фармацевтические, 2 - медлаборантов, 1 -зубоврачебная [1, 3]. Одновременно осуществлялась подготовка на 31 специальных курсах (занималось 2911 человек). Работало 18278 средних медицинских работников, из них 11902 - в городе и 6376 - в сельской местности. Тем не менее, показатель обеспеченности населения средним медперсоналом оставался низким (17,3 на 10000) [7]. При низкой обеспеченности населения и врачебными кадрами соотношение врачебного и сестринского персонала являлось парадоксальным 1:2 [6]. К тому же массовые репрессии населения распространялись и на медицинских работников. Так, по сводным статистическим данным Наркомата внутренних дел (НКВД), только с 1 июня по I сентября 1938 г. было репрессировано 73 работника системы Наркомздрава Беларуси, из них 34 - представителя среднего медицинского персонала [1,6].

В 1930-е годы структура и деятельность здравоохранения формировались, исходя из возможной внешней угрозы. В соответствии с постановлением СНК Беларуси от 11 января 1932 г. «О мерах по укреплению погранполосы БССР» предусматривалось первоочередное и в большем объеме кадровое обеспечение здравоохранения пограничных районов. Так, в 1932 г. в погранзоны направлено: 100 медсестер, 77 акушерок, 18 зубных врачей. Вместе с тем сохранялся при высокой текучести (до 58%) некомплект среднего медицинского персонала (210 человек). Данные категории специалистов готовились к оказанию помощи во время возможной военной угрозы. Так, в докладной записке от 13 ноября 1935 г. в ЦК КПБ «О состоянии противовоздушной обороны Минска» говорилось, что охват медицинской помощью при возможном воздушном налете составляет 43%, причем в эту работу вовлечено и обучено только 15% среднего медицинского персонала [Al, А2, АЗ, А4].

Список использованных источников Опубликованные материалы 1 Анищенко К. Н , Усгинович Л.К. Охрана здоровья детей в

Белоруссии - Минск: Беларусь, 1974.— 192 с. 2. Банщиков В.М., Проппер Н И Среднее медицинское образование. История и современное состояние. - М Моно, 1928. -294 с.

3 BapanoBÍn А С. На ахове здароуя працоуных // Савецкая Радз-

¡ма. 1945 22 ж , :я,—С. 2. № 1? С. 13—14. 4. Екельчик Г Больше внимания подготовке средних медицинских кадров // Рабочий— 1935.— 29 мая,- - С 3

5 Липманова А.А. Медицинские кадры в БССР // Медицинский журнал БССР,- 1939,— № 3- -4, С. 121 — 126.

6 Тищенко li. М. История здравоохранения Беларуси в XX веке: Монография / под ред. и предисл М Б Мирского— Гродно. 2001 - - 154 с.

7 Хоров Г. В. История развития среднего медицинского образования в Белоруссии (1921-1940) // Фельдшер и акушерка.-1972 - № 2,—С 43—45

Архивные документы Национальный архив Республики Беларусь (НА РБ) А 1 НА РБ, ф. 4, оп. 21. д 527, л. 10—280. А 2. НА РБ, о. 4. оп. 21. д. 528, л. 147 149. А 3. НА РБ, и. 4. оп. 21. д. 529. л. 140—230. А 4 НА РБ, а. 4, оп 21. д. 806, л 194 А 5 . IA РБ, о. 46. оп. 1. 1. д. 37, л. 8. 16, 43, 74. А 6. НА РБ. о. 46. оп. 1 г 2. д 119, п 1, 85. А 7. НА РБ, ф. 46, он. 1 т. 2. д. 122, л. 16, 23, 34, 35, 94.

Государственный архив (ГА) Витебской области А 8. ГА Ви'ебской области, ф. 2711, оп. 1. д. 22, л 58.

с :ударственный архив (ГА) Минской области А 9. ГА Минской области, ф. 460, оп. I. д. 12, л. 81—82. 153 А 10. IA Минской области, ф. 465. оп. 1 д, 33, л. 137.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.