Научная статья на тему 'Сравнительный социологический анализ стареющего общества Германии, России, США и Польши'

Сравнительный социологический анализ стареющего общества Германии, России, США и Польши Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
205
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коновалова Г. М., Танатова Д. К.

В статье дается сравнительный социологический анализ стареющего общества Германии, России, США и Польши и демографические из­менения в разные годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительный социологический анализ стареющего общества Германии, России, США и Польши»

ные воды, грунт и даже климат. Процесс урбанизации, обусловленный в целом развитием общественного производства и характером социальных отношений, оказывает более разносторонне влияние на развитие и размещение производства другой сферы деятельности общества, изменяя его социальную и экономическую структуру, демографические показатели, условия развития личности.

Человек постоянно мечтает о лучшем будущем. С древних времен он или стихийно, или сознательно преобразовывал и совершенствовал облик населенных пунктов. Нисколько не удивляет жизнеспособность городов, ведь в них аккумулированы материальные ценности, которые часто просто нельзя оценить, - дома, общественные здания, театры, стадионы, дороги, мосты, трубопроводы и парки. Город отражает классовый характер общества, его противоречие, пороки и контрасты.

Города являются центрами политической и культурной жизни. Они возникли во времена рабовладения, развивались при феодализме и капитализме. Процесс концентрации населения в городах проходит значительно быстрее роста общей численности населения. По данным ООН, городское население в мире ежегодно увеличивается на 4% в год.

Список литературы:

1. Лугачев М.И. Введение в экономический анализ информационных систем. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 958 с.

2. Озерова Г.Н., Покшишевский В.В. География мирового процесса урбанизации. - М., 1981.

3. Пинегина М.В. Математические методы и модели в экономике - М.: Издательство «Экзамен», 2004. - 128 с.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТАРЕЮЩЕГО ОБЩЕСТВА ГЕРМАНИИ, РОССИИ, США И ПОЛЬШИ

© Коновалова Г.М.*, Танатова Д.К.*

Российский государственный социальный университет, г. Москва.

В статье дается сравнительный социологический анализ стареющего общества Германии, России, США и Польши и демографические изменения в разные годы.

Этони Гидденсон в труде «Социология» отмечает, что социология -это «изучение общественной жизни человека, изучение групп и обществ».

* Соискатель кафедры Социальной антропологии.

* Заведующий кафедрой Социальной антропологии, доктор социологических наук, профессор.

Ядов В.А. в «Социологических исследованиях: методология, программа, методы» утверждает, что социология - это наука о функционировании общества, о взаимоотношениях людей. Таким образом, целью социологии является «анализ структуры социальных отношений в том виде, в каком они складываются в ходе социального взаимодействия».

В настоящее время многие ученые исследуют жизнедеятельность стареющего общества в условиях современной социальной среды. Специалисты-демографы считают, что Земля стареет со страшной скоростью. Организация Объединенных Наций приводит данные о глобальном старении человечества. Ученые отмечают, что такое старение еще не имело аналогов в истории цивилизации. Новое молодое поколение не успевает встать в строй трудоспособных граждан мира, тогда как выбывают на пенсию из него гораздо быстрее.

По данным отчета о глобальном старении населения Земли, количество людей, чей возраст превышает 60 лет, растет с пугающей быстротой (табл. 1), а меж тем категории граждан от 15 до 59 лет также быстро сокращается.

Таблица 1

Данные мировой статистики по количеству людей в возрасте старше 60 лет

Год % населения всего земного шара

1950 г. 8

2000 г. 15

2050 г. 21

На старение населения влияют, прежде всего, показатели экономического роста каждой отдельно взятой страны. Демографы подсчитали, что в ближайшее будущее процесс старения больше охватит развивающиеся страны, а самая старая часть света - Европа, уже сейчас по праву может называться «старой». Показатели старения здесь самые высокие. Но по прогнозам специалистов ООН, к 2050 году 80 % всех пожилых людей будут жить уже в развивающихся странах. Хотя лидерство в рейтинге пророчат Испании, средний возраст населения которой будет равен 55 годам.

Средний возраст планеты на данный момент составляет 26 лет, к 2050 году он может вырасти до 36-ти.

Влияет на глобальный выход на пенсию - сокращение рождаемости. Особенно, это касается развитых стран, где процветает феминизм и карьеризм. Именно в Европе женщины перестают рожать детей ради карьеры. А если и рожают, то в позднем возрасте и не больше одного ребенка. Многодетные семьи в Старом Свете - это большая редкость.

Влияет также на старение Земли - увеличение продолжительности жизни. Таким образом, на Земле к 2050 году будет жить 3,2 миллиона человек в возрасте 100 лет и даже старше. Следует отметить страны с самыми большими показателями старения населения старше 60 лет (табл. 2).

Таблица 2

Страны с самыми большими показателями стареющего населения

№ п/п Название страны Население старше 60 лет, %

1. Япония 27,9

2. Италия 26,4

3. Германия 25,3

4. Швеция 24,1

5. Греция 23,4

6. Австрия 23,3

7. Россия 21

8. США 12,6

9. Польша 11

10. Африканские страны ~ 3

Специалисты также считают, что процесс старения населения может привести к серьезным социальным и экономическим последствиям. Поскольку к 2050 году лица, старше 60-ти лет будут составлять добрую половину всего взрослого населения, то оставшемуся взрослому населению придется больше работать на обеспечение своих предков.

В результате исследований был сделан сравнительный социологический анализ стареющего общества следующих стран: Германии, России, США, Польши.

Относительно положения нынешних пенсионеров в Германии существуют два противоположных мнения. Считают, что все пенсионеры в Германии на общеевропейском уровне живут очень хорошо, но также существует мнение о том, что пенсии в Германии не достаточно для их полноценного существования.

Проблемы с пенсионными выплатами в Германии возникают из-за низкого уровня рождаемости и увеличения продолжительности жизни, а также социальные реформы сократили доход пенсионеров на десять процентов за последние десятилетие. Основы пенсионной системы заложил рейхсканцлер Германии Отто фон Бисмарк. В 1889 году вступило в силу страхование на случай старости и инвалидности. В годы первой мировой войны был установлен единый для всех пенсионный возраст - 65 лет, который действует и поныне. Сохранился и принцип, по которому работодатели и наемные служащие платят соответственно половину пенсионного взноса.

До реформы 1957 года взносы накапливались на особом счету, с которого пенсионеры потом получали ежемесячное пособие, то есть, по сути, свои собственные деньги. Система накопления капиталов для будущих выплат, введенная при Бисмарке, постепенно изжила себя потому, что, во-первых, этот финансовый источник государство охотно использовало для финансирования военных целей, а во-вторых, гигантская инфляция 20-х и 40-х годов поглотила оставшиеся резервы.

Сегодня взносы трудящихся тут же расходуются: работающее поколение обеспечивает доходы нынешних пенсионеров и свое право на содержание за счёт будущих поколений. Размер пенсий зависит от уровня заработной платы. В настоящее время в Германии наступил кризис, связанный с пенсионными выплатами. Создатели нынешней системы пенсионного обеспечения не предвидели и того что в Германии будет пять миллионов безработных.

Среднестатистический пенсионер на Западе Германии получает, согласно статистике, 978 евро в месяц, при прожиточном минимуме - чуть более 600 евро. Четверть пенсионеров в Германии получает свыше 1200 евро, а пятая часть - меньше 600. В Германии на социальные нужды расходуют в среднем 20 % ВВП (Валовой Внутренний Продукт). Пенсионеры имеют право приобретать льготные билеты в музеи и на спортивные мероприятия, а также на проезд в некоторых видах общественного транспорта. Но льгот становится все меньше. Пенсии облагаются налогом, замораживаются и фактически сокращаются. Растут взносы в страховые кассы, платить заставляют тех, кто за всю свою

предпенсионную жизнь не успел обзавестись потомством.

Однако опросы показывают, что большинство немцев пока с оптимизмом думают о выходе на пенсию. В среднем будущие пенсионеры полагают, что для полного достатка необходимо, по меньшей мере, 2050 евро в месяц. Но не для кого уже не секрет, что очень скоро гарантируемая государством пенсия будет покрывать не более 57 процентов предстоящих расходов.

Государственная система пенсионного обеспечения в России имеет необычную историю развития. Еще в древние времена в России появилось обеспечение «служивых» людей в случае их ранения или увечья и при наступлении старости. В петровские времена внимание к престарелым людям усилилось. Петр I включил выслугу лет на государственной службе в перечень оснований для назначения ушедшим в отставку, жалования от государства. Это легло в основу образования пенсионной системы в России.

До пенсионной реформы в стране сохранялась унаследованная с советских времен система социального обеспечения. При этом пенсионер фактически не рассматривался в качестве застрахованного лица со своими правами и соответствующими обязанностями государства как страховщика по отношению к нему. Скорее, пенсионер считался нетрудоспособным гражданином государства. Соответственно размер пенсии определялся государством исходя из имеющихся (реально уменьшающихся в условиях кризиса) ресурсов и желания распространить это материальное обеспечение на все новые и новые категории граждан, нуждающихся в социальной защите.

В середине 1990-х гг. были приняты решения по усилению принципов государственного пенсионного страхования в действующей системе для

более тесной и справедливой увязки размера государственной пенсии с имеющимся стажем, заработком пенсионера и уплаченными взносами.

В 1998 г. был введен учет для исчисления пенсии только того заработка или дохода, на который начисляются страховые взносы.

В настоящее время возраст ухода на пенсию у женщин - 55 лет, у мужчин - 60 лет. Введен новый порядок исчисления государственных пенсий с применением индивидуального коэффициента пенсионера, который исключил льготы по зачету в трудовой стаж различных периодов, не связанных с работой, а также льготное исчисление некоторых периодов работы (в полуторном, двойном и т.д. размере). Создана система индивидуального (персонифицированного) учета стажа, заработка и взносов. В ней было зарегистрировано около 70 миллионов человек - трудоспособных граждан и работающих пенсионеров, чьи пенсионные права с момента регистрации фиксируются на лицевых счетах и надежно сохраняются.

Два порядка расчета размера государственной трудовой пенсии - по правилам, действовавшим еще с 1956 г., непосредственно из заработка, и по правилам, введенным в 1998 г., с применением индивидуального коэффициента пенсионера. Старая система пенсионного обеспечения - полностью себя исчерпала. Страховые принципы, введенные в пенсионную систему в очень ограниченном объеме, наоборот, продемонстрировали свою жизнеспособность, обеспечивая практически бесперебойную выплату пенсий.

На первое марта 2009 года средний размер базовой части пенсии составляет - 5051 руб. Минимальный размер - 2460 руб. Максимальный размер - 13205 руб. (в основном ветераны Великой Отечественной войны).

В Российской Федерации существует перечень льгот - проезд на отдельных видах транспорта, субсидий, льготы на здравоохранение, посещение музеев и спортивных мероприятий и др. Но даже, несмотря на льготы, в общественном сознании прочно утвердилось представление о том, что пенсионеры - одна из беднейших социальных групп.

В России расходы на социальную политику составляют около 2 % ВВП. Так что отмена льгот если и приближает Россию к Европе, то к Европе позапрошлого века, к тому «дикому» капитализму, которого на Западе давно уже нет.

По прогнозированию Российской академии наук, в 2050 году численность пенсионеров составит 55 % населения страны.

Основной целью для улучшения качества жизни российских пенсионеров к 2050 году является консолидация всех здоровых сил общества для реализации и защита законных прав и их жизненных интересов. Основными задачами - объединить людей, обладающих богатым профессиональным и жизненным опытом, дать возможность направить их активность в конструктивное русло.

Что касается Северной Америки, то государственная система выдачи пенсии по старости получила распространение сравнительно поздно. Ка-

нада ввела систему, основанную на проверке нуждаемости, не предполагающую страховых взносов, в 1927 году. В Соединенных Штатах правительства штатов начали вводить основанные на критерии нуждаемости пенсионные системы в 1920-х годах. К 1934 году они существовали в 28 штатах. В 1935 году в США вводится федеральная система пенсионного страхования. Рузвельт поддерживал создание системы пенсионного страхования, основанной на взносах, потому что он стремился обеспечить ее устойчивую долгосрочную политическую поддержку.

Традиционная задача пенсионной системы - обеспечение дохода, позволяющего не бедствовать в старости, - в США давно решена. В XXI веке поставлена новая цель - обеспечить американским пенсионерам доход, позволяющий после окончания трудовой деятельности сохранить прежний уровень жизни. Решающая роль в достижении этой цели в соответствии с предлагаемым администрацией США, так называемым Планом-2 должна принадлежать частному сектору экономики.

С 1979 г. размеры пенсий по старости для подавляющего большинства пенсионеров исчисляются в США путём дробления заработка на три части и применения к ним трёх коэффициентов: 90, 32 и 15 %. В 2004 г. для лиц, выходящих на пенсию в 62 года, основное пособие складывалось из начисления 90 % от первых 612 долл., плюс 32% от следующих 3077 долл., плюс 15 % от заработка свыше 3689 долл., но в пределах максимальной налоговой базы, которая увеличивается с учётом инфляции.

Система пенсионного страхования вводилась как механизм, обеспечивающий возможность существования на случай дожития до возраста неработоспособности. В США к моменту ее введения большинство мужчин в возрасте старше 60 лет работали. Однако, как и в случае со многими другими крупными социальными инновациями, она сама становится фактором снижения уровня занятости в пенсионном возрасте. Среди мужчин в возрасте 60 лет и старше в 1900 году 66 % работали. В 1990 году таких было 26 %.

Ставки налога на соцстрах в США (15,3 %) и собственно пенсионного налога (12,4 %) значительно с 2005 г. Налог на соцстрах в США взимается в равных долях с работников и работодателей. Эго и более честно и более эффективно, поскольку работодателям легче платить налог по ставке 7,65 %, чем 15,3 %. Все - и низко, и высокооплачиваемые - в пределах максимальной налоговой базы платят по одинаковой ставке.

Даже в условиях экономического спада, падения фондового рынка грамотное управление пенсионными активами позволило в ряде пенсионных систем получить инвестиционный доход на уровне 50 % от общей суммы поступлений.

В США бюджетные расходы на социальные нужды при всей приверженности американцев принципам свободного предпринимательства они

составляют 16 % ВВП (помимо этого значительная часть социальных обязательств в этой стране лежит на частном бизнесе).

Демографические прогнозы предполагают, что в период до 2050 года нагрузка пенсионеров на работающее население в США примерно удвоится. Прогнозируется рост расходов на пенсии с 6,7 % ВВП в 1995 году до

10.7 % ВВП в 2050 году (рис. 1). По прогнозам ОЭСР (Организация Экономического Сотрудничества и Развития), расходы на социальное обеспечение вырастут с 18,3 % ВВП в 1990 году до 25,5 % в 2050 году при реализации базового сценария. При более быстром росте они увеличатся до

23.7 %, при более низком - до 30,4 %. С 1990 по 2050 год расходы на социальное обеспечение будут ежегодно расти в среднем на 1,9 % в реальном выражении.

Рассматривая польскую пенсионную систему, можно отметить, что она совсем новая. Старая система не реформировалась, а была заменена новой системой. Она не имеет практически ничего общего с предыдущей пенсионной системой. Польша ввела новую пенсионную систему в 1999 г. Это одна из первых глубоких пенсионных реформ. Чем более быстры и смелы действия, тем меньшие издержки, приходящиеся на плечи общества. Откладывание таких действий в долгий ящик дорого обходится. Самой важной особенностью новой системы является то, что со дня ее введения она не генерирует уже нового долга, который не имел бы автоматического источника финансирования. На языке экономики это означает, что текущая стоимость выплат сегодня и завтра, по определению, равна текущей стоимости оплачиваемых взносов. Следовательно, система не может создавать постоянного дефицита. Этот эффект удалось достичь, благодаря базированию всей системы на индивидуальных пенсионных счетах. Каждый участник получит в будущем (в форме аннуитета) то, что внес в эту систему плюс проценты (ставка возврата). Следует подчеркнуть, что это касается всей системы, а не только ее части, управляемой частным образом.

Как бы то ни было, введение частных учреждений, управляющих частью всеобщей пенсионной системы, не было сутью реформы, но сыграло в ней существенную роль. Благодаря этому, людям легче понять принцип финансирования новой системы (это не «государство» финансирует пенсии, а мы сами). Кроме того, в большей или меньшей степени можно рассчитывать на проявление положительных внешних эффектов таких, как содействие росту экономии в народном хозяйстве, развитие финансовых рынков, публичное образование в сфере использования финансовых рынков и т.п. Пенсионная реформа в Польше явилась не приватизацией пенсионной системы, а введением в нее механизма публично-приватного партнерства. Частные пенсии остаются вне всеобщей системы, где решения относительно участия остаются добровольными.

В Польше на 30млн трудоспособного населения приходится 3млн 702 тыс. пенсионеров. Пенсионный возраст для мужчин начинается с 65 лет,

для женщин - с 60. Более 60 % поляков, которым за 50 лет, декларируют желание уйти на пенсию. Таким образом, в Польше проживают самые молодые пенсионеры в Европе. Об этом говорят результаты исследований, проведенных в рамках европейской программы «SHARE». Кроме того, исследования показали, что поляки, которым более 50 лет, общественно и физически малоактивны, а их здоровье оставляет желать лучшего. Вместе с тем, специалисты считают, что профессиональную активность пенсионеров усложняет также и тот факт, что фирмы часто увольняют работников, которым больше 50 лет. В Польше средняя пенсия составляет примерно 200 евро, или 45,9 % средней зарплаты. С 1 января 2006 года пенсия начисляется, исходя из расчета 63,6 % от зарплаты за последние 10 лет работы. Каждый польский пенсионер имеет право доработать себе прибавку к пенсии, но не более 1190 злотых в месяц (примерно 440 долларов).

В Польше не существует единой инстанции, которая занималась бы всеми льготами для пенсионеров и инвалидов. Размер этих льгот или доплат зависит не только от центральных, но и от местных властей. Польские пенсионеры не имеют никаких льгот, связанных с оплатами жилья или медицинским обслуживанием. Два раза в год пенсионеры имеют право купить льготный железнодорожный билет в любом направлении. Что же касается скидки на пользование городским транспортом, то это уже зависит от мэрии. К примеру, в Варшаве граждане, достигшие 70 лет, освобождаются от оплаты за проезд в городском транспорте и от муниципального налога на содержание собаки. После 75 лет можно не платить абонемент за радио и телевидение Пенсионеры могут рассчитывать также на скидки при санаторном лечении, однако день пребывания в санатории даже по льготным тарифам обходится в 5-7 долларов. В большинстве городов размер такой скидки для пенсионеров составляет 49-50 процентов.

В значительно лучшей ситуации находятся ветераны, которые имеют право неограниченного пользования железнодорожным транспортом по льготным тарифам, получают доплаты на лекарства, оплату электроэнергии и телефон. Что же касается инвалидов, то инвалиды третьей группы имеют такие же льготы, как и пенсионеры. Существует также ряд доплат для бывших солдат срочной службы, которых заставляли работать в угольных и урановых шахтах, а также советских, немецких и польских лагерях труда. Теперь размер пенсий и пособий пересматривается только в случае, когда годовая инфляция превысит 5 процентов, а, к примеру, в минувшем году инфляция в Польше составила 4,4 процента. К тому же из-за самого низкого в Европе показателя прироста населения (1,27) в Польше к 2050 году на каждого пенсионера, как ожидается, останется только двое работающих. Поэтому уже сейчас в прессе идет активная реклама различного рода фондов и компаний социального страхования, которые обеспечат будущим пенсионерам счастливую и финансово безоблачную старость.

Новая польская пенсионная система создала огромный шанс, каковым является уменьшение масштаба нагрузки общества издержками финансирования пенсионной системы с существующего одного из самых высоких в Европе уровней (12-13 % ВВП) (рис. 1) до одного из самых низких в перспективе нескольких десятилетий (согласно прогнозу Европейской Комиссии до около 8 % ВВП в 2050 г.). Здесь необходимо добавить, что в подавляющем большинстве стран масштаб этих расходов будет расти, а не, как в Польше, снижаться. Уменьшающиеся расходы на финансирование пенсий - это возможность более быстрого роста выплат, а, следовательно, и благосостояния всего общества.

страт

1 - Россия, 2 - Польша, 3 - США, 4 - Германия Рис. 1. Отчисление на социальные нужды в 2009 г.

Таким образом, сравнивая стареющее общество в условиях современной среды Польшу и Россию входивших социалистическое содружество, можно отметить, что они осуществили серьезные преобразования в социальной сфере. В Польше средняя пенсия составляет примерно 200 евро, или 45,9 % средней зарплаты (В России этот показатель 27 %, в отличии от развитых странах - до 70 %). Между пенсионными системами бывших соц-стран и России есть немало общего. Однако есть различия, и не в нашу пользу. Например, Польша быстрее преодолела переходный период без огромной инфляции и ограбления вкладчиков госбанков. За некоторым исключением пенсии здесь выше российских (рис. 2). Лучше соотношение пенсий и зарплат.

Польша принадлежит к тем немногим странам, которые готовы к ста рению своего населения. Новая пенсионная система не только остановит рост затрат на пенсионную систему, но и позволит их сократить. Это высвободит больше ресурсов для развития, что в свою очередь будет способствовать более интенсивному экономическому росту и повышению уровня жизни как для работающего поколения, так и для поколения пенсионеров.

В США одним из главных отличий пенсионной системы от Российской системы является то, что все - и низко, и высокооплачиваемые - в

пределах максимальной налоговой базы платят по одинаковой ставке. (В России же по законодательству, действующему с 2005г., для высокооплачиваемых ставка снижается с 26 до 2%) Американская пенсионная система выгодно отличается от российской в трёх отношениях. Во-первых, как минимум, половина американских пенсионеров получают в 1,5-2,5 раза больше, чем внесли в систему, когда работали. Во-вторых, американская система в социальном плане гораздо более справедлива, т.к. низкооплачиваемым обеспечен более высокий относительный уровень пенсионного замещения. В-третьих, американская система несравненно щедрее в плане надбавок на неработающих членов семьи, которые увеличивают пенсионный доход семьи в 1,5-2 раза.

1 - Россия, 2 - Польша, 3 - США, 4 - Германия Рис. 2. Размер средней пенсии на 2009 г.

Таким образом, американцев ждёт практическое замораживание реальных пенсионных выплат будущим поколениям и прогрессирующее отставание пенсий от зарплаты. Оценивая долгосрочные перспективы, следует отметить, что пенсионная реформа 2001 г. в России создала систему, которая практически гарантирует нищету не только для нынешнего, но и для будущего поколения пенсионеров. Этому способствуют три ключевых положения реформированной пенсионной системы: формула начисления пенсий, отток средств в накопительные фонды и изъятие их из текущих выплат, а также механизм конфискации пенсионных накоплений.

В результате исследований стареющего общества различных стран было замечено, что к началу XXI в. Продолжительность жизни мужчин составляла око 75 лет, женщин - 80 и более (рис. 3).Прогнозные оценки говорят о возрастании коэффициента пенсионной нагрузки: к 2040г. Он может достичь 45 %.

В России в 2002 г. доля лиц пенсионного возраста (мужчин 60 лет и старше, женщин 55 лет и старше) составляла 20,7% (в 1989 г. - 18,5%). Дальнейший рост численности пенсионеров (таблица 3) будет сопровождаться уменьшением количества работающих. Разброс вариантов реформирования существующих пенсионных систем в разных странах очень

широк. Тем не менее, можно выделить основную тенденцию, характерную для последних десятилетий. Использование пенсионных средств, в качестве инвестиционных ресурсов. Таким образом, расширяются возможности получения пенсионных доходов, повышается личная ответственность будущих пенсионеров за свое обеспечение в старости. По итогам опроса ВЦИОМ, в конце 2003 г. более 52 % россиян еще не знали, где лучше разместить свои пенсионные средства.

Рис. 3. Демографические изменения

В этой связи особого внимания заслуживает опыт США, где пенсионеры сегодня являются наиболее социально защищенной группой населения. На одного американского пенсионера приходится в среднем 4,5 работающих. Формирование в XX в. государственных и частных пенсионных систем, обеспечивающих американским пенсионерам гарантированное замещение утраченного трудового дохода после выхода на пенсию и свободу выбора в отношении дополнительных пенсионных накоплений, является одним из главных достижений страны в социальной сфере.

Делая выводы, можно сказать, что пенсия - это основа жизнедеятельности пенсионера различных стран и ее маленький размер - важнейшая социальная проблема. Хотелось бы отметить, что пенсионные системы современных цивилизованных стран (Германии, России, США, Польши) в значительной степени отличаются друг от друга. Это объясняется разницей в экономических потенциалах отдельных государств, степенью развития национальных систем социального обеспечения, а также демографическими, культурными, социально-политическими особенностями каждой страны.

Таблица 3

Численность пенсионеров (% от населения страны) к 2050 году

Страна Численность, %

Германия 62

Россия 55

США 38

Польша 25

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы:

1. Алмазный P. Социальное обеспечение Орсзэга П. Сэвинга: Уравновешенная Модель. - Вашингтон: Пресса Учреждения Brookings, 2003.

2. Барристер Н. Реформинг Пенсайонс: Мифы, Истины, и Выборы Политики // Международный Обзор Социального обеспечения. - 2002. - Издание 55, № 2. - С. 3-36.

3. Гидденс Э. Социология. - М.: Эдиториал УРСС, 1999. - С. 24.

4. Гора М. Подход к Реформе Пенсии // Частные Системы Пенсии. -2001. - № 3. - С. 227-246.

5. Гора M., Ратковски М. Поисков Реформы Пенсии: Безопасность Польши через Разнообразие / Документ для обсуждения Социальной защиты Номер 9815. - Вашингтон: Всемирный банк, 1998.

6. Зырянова Т.Е., Кот К.М. Зарубежный и отечественный опыт регулирования пенсионной системы // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2007. - № 2.

7. Комментарий к пенсионному законодательству РФ / Под ред. М.Ю. Зурабова. - «Норма», 2007.

8. Оренстеин M., Ратковски М. Реформы Пенсии в Европе: Процесс и Продвижение. - Вашингтон: Всемирный банк, 2003.

9. Ермаков Д.Н. Правовое регулирование пенсионного страхования в Российской Федерации: история, проблемы и перспективы // Гражданин и право. - 2006. - № 11.

10. Социологический словарь: пер. с англ. / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б.С. Тернер. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. - С. 449.

11. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Парламентская газета. - 20.12.2001. - № 238-239.

12. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Парламент-скаягазета. - 20.12.2001. - № 238-239.

13. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» // Российская газета. - 30.07.2002. - № 138-139.

14. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. - Самара: Издательство «Самарский университет», 1995. - С. 135.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.