Научная статья на тему 'Направления развития системы пенсионного обеспечения в условиях структурной перестройки финансовой системы России'

Направления развития системы пенсионного обеспечения в условиях структурной перестройки финансовой системы России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
416
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА РОССИИ / ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ И НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИИ / THE STATE AND NOT STATE PENSION'S PROVISION / PENSION SYSTEM OF RUSSIA / PENSION REFORM / PENSION FUND OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вовченко Н. Г., Ефременко И. Н.

В данной статье сделана попытка оценить направления дальнейшего развития системы пенсионного обеспечения России в условиях структурной перестройки экономики. Проблема пенсионного обеспечения в мире с каждым годом все обостряется. Все развитые страны стоят перед выбором: либо увеличить налоги и взносы по социальному страхованию, либо сократить государственные пенсии. Основной причиной надвигающегося кризиса систем государственного пенсионного обеспечения является быстрое старение населения большинства развитых стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In this article attempt to estimate a direction of the further development of system of pensions provision of Russia in the conditions of structural reorganisation of economy is done. The problem of a pensions provision in the world becomes more and more aggravated every year. All developed countries face a choice: to increase taxes and payments on social insurance, or to reduce the state pensions. A principal cause of approaching crisis of systems of the state pensions provision is fast ageing of the population of the most part of developed countries.

Текст научной работы на тему «Направления развития системы пенсионного обеспечения в условиях структурной перестройки финансовой системы России»

© Вовченко Н.Г.,

д.э.н., профессор кафедры «Международные финансово-кредитные отношения» РГЭУ «РИНХ»

© Ефременко И.Н.,

к.э.н., доцент кафедры «Международные финансово-кредитные отношения» РГЭУ «РИНХ»

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СТРУКТУРНОЙ ПЕРЕСТРОЙКИ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

С начала 80-х годов проблемы пенсионного обеспечения выдвинулись в центр политики научных и общественных дискуссий во всех странах мира. Главная причина — старение населения (в результате снижения рождаемости и увеличения средней продолжительности жизни). Этот процесс затрагивает все общества, и в первую очередь развитые государства, хотя в последние годы быстро стареет (благодаря успехам медицины, увеличению средней продолжительности жизни, политике снижения рождаемости) и молодое население таких стран, как Китай.

При очевидном научном интересе со стороны исследователей к проблемам в области реформирования пенсионного обеспечения и его адаптации к условиям современного общества до недавнего прошлого мировой опыт не был в достаточной мере востребован отечественной

практикой. До начала 90-х годов в отечественной практике не отмечалось попыток серьезного пересмотра систем социального обеспечения, не существовало условий применения достижений экономической науки и практического опыта зарубежных стран к российским реалиям. Неспособность пенсионного обеспечения выполнять свои основные функции привела к тому, что пенсионная система России столкнулась с серьезными трудностями, а в конце 90-х годов оказалась в кризисном состоянии.

Последнее исследование Pricewater-ЬошеСоореге показало, что приближающийся кризис пенсионной системы — основная экономическая и политическая проблема не только в США, но и в европейских странах.

Если в США и Европе, при гораздо менее катастрофическом положении дел, скорейшее проведение пенсионной реформы становится для властей задачей номер один, то к чему приведет дальнейшая отсрочка реформ в России?

Согласно социально-демографической статистике, в период с 2005 г. по 2030 г. пенсионного возраста достигнут люди послевоенного поколения, на которое пришелся бум рождаемости. К тому же достаточно ясно проявляются общеевропейские тенденции снижения рождаемости и увеличения продолжительности жизни. В итоге, если сегодня лица старше 65 лет составляют 16 % населения Европы, то согласно последнему демографическому прогнозу ООН, к 2030 г. их доля примерно до 25 %, а к 2050 году — до 28 %. В настоящее время в Европе на одного человека старше 65 лет приходится более 4 человек работоспособного возраста. К 2050 г. этот показатель упадет до 2,4 человека в Великобритании и до 2,3 во Франции. Наибольшую опасность демографические проблемы представляют для Германии и Италии. В этих странах, по оценкам экспертов ООН, к 2050 г. на одного пенсионера будут приходиться, соответственно, 2 и 1,5 человека работоспособного возраста [1].

В итоге к 2015 г., при условии дальнейшего благоприятного развития экономики, существующая система социального страхования начнет испытывать трудности, и уже к 2037 г. в распределительной системе не останется накоплений, а собираемые налоги смогут обеспечить лишь 75 % пенсионных выплат.

Сегодня системы пенсионного обеспечения, действующие в большинстве стран более 40 лет, достигли своей зрелости. По многим пенсионным схемам характерен дефицит по текущим платежам, и, по некоторым оценкам, накопившаяся задолженность системы социального обеспечения составляет от 100 до 250 % ВВП той или иной страны.

Эти тенденции поставили вопрос о финансовой состоятельности и эффективности сложившихся в мире систем пенсионного обеспечения. Финансовый стресс, который испытывают эти системы, таят в себе серьезные макроэкономические и структурные угрозы. Не последнее место среди экономических, финансовых и социальных последствий старения населения занимают политические аспекты — пенсионеры составляют значительную часть электората; доля работающего населения снижается, а политическая сила пожилых отношений возрастает.

В настоящее время в России наблюдается неблагоприятная демографическая ситуация — нация стареет. Кроме того, растет поколение, которое уже сейчас имеет достаточно высокий для России уровень потребления. Появляется прослойка людей с доходами, которые требуют соответствующих расходов. И через несколько лет маленькая пенсия уже не сможет их удовлетворить. В таких условиях возрастает актуальность запуска новых рыночных механизмов пенсионного обеспечения. Современная концепция реформирования пенсионного обеспечения должна строится на сочетании распределительного и накопительного, государственного (нерыночного) и рыночного механизмов.

В XX веке происходило постепенное сближение пенсионных систем разви-

тых стран. Там, где они были основаны на страховых взносах (Германия), вводятся гарантии минимальной пенсии, не зависящие от предшествующих взносов. В странах, ориентировавших пенсионную систему на равные пенсии, финансируемые за счет общих доходов, бюджетов, отменяется контроль нуждаемости. В дополнение к плоским минимальным пенсиям вводится система обязательного социального страхования (Великобритания). В Северной Америке государственная система пенсионирования по старости получила распространение сравнительно поздно. Канада ввела систему, основанную на проверке нуждаемости, не предполагающую страховых взносов, в 1927 г. В Соединенных Штатах правительства штатов начали вводить основанные на критерии нуждаемости пенсионные системы в 1920-х гг. К 1934 г. они существовали в 28 штатах. В 1935 г. в США вводится федеральная система пенсионного страхования.

Из приведенного выше анализа видно, что как бы успешно не функционировали все эти пенсионные системы, идеальной модели все-таки пока нет.

Многие страны сталкиваются в настоящее время с рядом проблем. Общее старение населения, рост демографической нагрузки, разбалансировка коэффициентов, обеспечивающих комфортное существование действующего пенсионного обеспечения, характерны для нынешнего столетия. И поэтому многие страны мира столкнулись с необходимостью улучшения пенсионной системы. Все развитые страны стоят перед выбором: либо увеличить налоги и взносы по социальному страхованию, либо сократить государственные пенсии, а также сбалансировать растущие расходы на социальную поддержку престарелых людей с финансовыми возможностями той или иной страны (табл.1).

Среди общих для многих государств факторов, которые при этом учитываются, — желание пожилых людей продолжать работать после достижения пенсион-

ного возраста, неготовность работодателей позволить им это, недостаток молодой рабочей силы в «стареющих» странах.

Таблица 1. Динамика прогнозируемых пенсионных расходов стран «Большой семерки»,

1995-2050 гг., в % к ВВП

Источник: http:// www.demoscope.ru

Рейтинговое агентство Standard & Poor’s (S&P) опубликовало доклад, в котором рассказало о последствиях глобального старения населения для 25 стран ЕС, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Кореи, Норвегии, Японии и США. К 2050 г. средний возраст землянина, по прогнозу ООН, вырастет с нынешних 28 до 38 лет, а в некоторых развитых странах — до 50 лет. В результате отношение пенсионеров к работающим, по оценке ООН, вырастет с 19 % в 2005 г. до 45 % в 2050 г. [2].

К концу XX в. общество наиболее развитых стран мира пришло к реформе системы обязательного пенсионного обеспечения. Преимущественно эта реформа основывалась на богатом опыте,

накопленном существующими уже несколько десятков лет институтами добровольного пенсионного обеспечения. Доминирующей тенденцией последних десятилетий стал переход от перераспределительной к накопительной системе пенсионного обеспечения, способной генерировать средства для пенсионных выплат за счет инвестиционного дохода.

Концепция накопительной (точнее инвестиционно-накопительной) системы предполагает превращение пенсионных средств в инвестиционные ресурсы, приносящие доход будущим пенсионерам. Ожидаемые преимущества этой системы могут быть достигнуты, прежде всего, за счет эффективного управления пенсионными активами на рынке при четком соблюдении новых правил игры для всех ее участников.

Фактически многие развитые страны пришли к пенсионной системе, сочетающей управляемые государством пенсионные схемы с находящимися в частном управлении пенсионными планами по месту работы и личными сберегательными пенсионными счетами для удовлетворения потребностей групп населения со средними и более высокими доходами. Однако решающая роль в обеспечении доходов пенсионеров принадлежит государственной распределительной (солидарной) пенсионной системе (см. табл. 2).

Страна 1995 2020 2050

США 4,1 5,2 7

Япония 6,4 14,3 14,4

Канада 5,2 6,9 8,7

Франция 10,6 11,6 14,4

Германия 11,1 12,3 17,5

Италия 13,3 15,3 20,3

Великобритания 4,5 5,1 4,1

Таблица 2. Пенсионные системы в развитых странах

Страна Финансирование Возраст выхода на пенсию муж/жен Период уплаты страховых взносов Период, за который учитываются доходы для начисления пенсии Max коэффициент замещения Индексация

1 2 3 4 5 6 7

США Частично- накопительная 65/66 35 Весь трудовой период 41,0 По индексу потребит. цен

Япония Частично- накопительная 60/55 40 Весь трудовой период 30,0 Чистая зарплата

Германия Распределительная 65/65 40 Весь трудовой период 60,0 Чистая зарплата

Франция Распределительная 60/60 38 Наиболее выгодные 12 лет 50,0 По индексу потребит. цен/ брутто зарплата

Италия Распределительная 62/57 40 Последние 5 лет 80,0 В соответ-и с индексом потребит. цен

Окончание табл. 2

1 2 3 4 5 6 7

Велико- британия Распределительная 65/60 50 Весь трудовой период 20,0 В соответ-и с индексом потребит. цен

Канада Распределительная 65/65 40 Весь трудовой период 25,0 В соответ-и с индексом потребит. цен

Швеция Частично- накопительная 65/65 30 Наиболее выгодные 15 лет 60,0 В соответ-и с индексом потребит. цен

Источник: составлено автором.

С вступлением в силу с 2002 г. федеральных законов «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «Об обязательном пенсионном страховании» и «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» в стране запущен механизм пенсионной реформы, являющейся одной из составляющих комплекса проводимых в России экономических реформ.

Необходимость пенсионной реформы в России вызвана наличием ряда про-

блем. Во-первых, существовавшая ранее система, когда пенсии выплачиваются за счет налогов, уплачиваемых работодателями, уже не могла обеспечить приемлемого уровня пенсий. Дело в том, что доля пенсионеров растет: если раньше на одного пенсионера приходилось 3-4 работающих, и это позволяло выплачивать приличные пенсии, то сейчас в России уже меньше двух работающих на одного пенсионера, и это число будет сокращаться и дальше (см. рис. 1). Во-вторых, размер пенсий слабо связан с размером зарплаты, а это не создает стимулов выводить зарплаты из тени [3].

Н численность населения трудоспособного возраста (тыс. чел.)

■+— численность населения стариЕ трудоспособного возраста (тыс. чел.)

Источник: данные [8]

Рис. 1. Прогноз численности населения на 2001-2016 гг. (тыс. чел.)

Пенсионная реформа направлена на изменение существующей распределительной системы начисления пенсий, дополняя ее накопительной частью и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином. Основной задачей реформы является достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему [4].

По оценкам Министерства финансов РФ, уже к 2015 г. пенсионная система России будет переживать серьезнейший кризис, связанный с уравниванием численности работающего и неработающего населения. К тому времени даже для поддержания сегодняшнего уровня пенсий государству придется привлекать дополнительные средства в размере 2 % ВВП. Возможно, дефицит бюджета ПФР (Пенсионного фонда России) придется компенсировать за счет так называемого человеческого фактора или, другими словами, повысить возрастной пенсионный порог. Иного способа закрыть столь крупные бюджетные дыры в министерстве пока не находят [5].

При этом очевидно, что повысить пенсионный возраст, не создав при этом социальной напряженности, можно лишь в условиях запуска мотивационного механизма в виде более высокой пенсии. С точки зрения экономической эффективности, эти изменения были бы вполне оправданы. Для ПФР это реальная возможность решить проблемы бюджетного дефицита. Но в нашей стране подобные меры невозможны по двум причинам: во-первых, они непопулярны среди населения с социально-политической точки зрения; во-вторых, в тех странах, где порог пенсионного возраста выше, чем в России, совсем другие стандарты медицинского обслуживания и уровень жизни, в целом, гораздо выше. В российских условиях реализовать эту меру можно только в совокупности с весьма существенным

пакетом экономических реформ.

В рамках реализации пенсионной реформы в России с 1 октября 2008 г. начал действовать Закон о софинансирова-нии пенсионных накоплений граждан. Данная инициатива предполагает, что государство ежегодно добавляет к взносам граждан такую же сумму, но не выше 12 тыс руб. в год. Кроме того, продолжающие работать пенсионеры на каждую 1 тыс. руб. будут получать еще 3 тыс. руб., но не более 48 тыс. руб. в год. В системе также могут участвовать и работодатели, их взносы в размере до 12 тыс. руб. в год за каждого сотрудника не облагаются ЕСН. Вступить в программу можно до 1 октября 2013 г. [6].

По оценкам, за пять лет, отведенных гражданам для принятия решения о вступлении в софинансирование, количество ставших частью этой системы вряд ли превысит 20—25 % от общего числа потенциальных участников. Но даже такая относительно невысокая доля принесет пользу. Если несколько миллионов человек за 10 лет выработают саму привычку откладывать себе на пенсию, а не стопроцентно полагаться на государственное решение вопроса, то это позитивно скажется на социальной и финансовой сферах страны. И здесь роль государства не должна ограничиваться механизмом софинансирования. Россиянам, которые окажутся готовыми самостоятельно обеспечивать свою старость, в первую очередь будет нужна поддержка в виде стабильности и экономического благополучия страны. Иначе результаты новой реформы окажутся нулевыми.

Следует отдельно подчеркнуть важность развития системы негосударственного пенсионного обеспечения (НПО) как одного из возможных гарантов устойчивости финансовой системы страны. Пенсионное обеспечение не является исключительно государственной монополией. В экономически развитых странах государство гарантирует гражданину лишь определенный уровень обеспеченности, поддерживающий достаточный размер заме-

щения утраченной заработной платы. При этом негосударственный сектор выполняет две основные функции — обеспечивает повышение уровня жизни лиц пенсионного возраста и аккумулирует средства пенсионных накоплений для инвестирования их в экономику страны. Система НПО может охватывать негосударственные пенсионные фонды, страховые компании, банки, пенсионные программы предприятий без создания юридического лица и т. д.

Проводя анализ состояния негосударственного пенсионного обеспечения, являющегося частью пенсионной системы России, можно отметить, что возрастает число вкладчиков и участников негосударственных пенсионных фондов, в которых 6,66 млн человек добровольно формируют пенсионные накопления

(6,8 % экономически активного населения России), более 1 млн человек получают негосударственную пенсию. За период 1998-2006 гг. вкладчиками перечислено в фонды свыше 219 млрд руб. Чистый инвестиционный доход от размещения средств пенсионных резервов за эти годы составил суммарно более 250 млрд руб. При этом 3,27 млн человек перевели

^^вариант 2020 Инерционный вариант

Источник: составлено автором по данным [4]

Рис. 2. Соотношение среднего размера трудовой пенсии по старости с прожиточным минимумом пенсионера

средства обязательных пенсионных накоплений из Пенсионного фонда Российской Федерации в негосударственные пенсионные фонды. На предприятиях, где созданы и действуют негосударственные корпоративные пенсионные системы, уровень негосударственной пенсии позволяет уже сейчас обеспечить совместно с трудовой пенсией по старости индивидуальный уровень пенсионного обеспечения работников равный или превышающий 40 % от размера утраченного заработка. Средний размер негосударственной пенсии, выплачиваемой фондами, составил более 1245 руб. в 2008 г.[7]

Анализ долгосрочных перспектив пенсионного обеспечения граждан показывает, что если не предпринимать никаких дальнейших действий по развитию пенсионной системы, то трудовая пенсия по старости до 2050 г. не будет превышать 1,6-1,7 прожиточных минимумов пенсионера, т.е. уровня, который планируется достичь к концу 2009 г., а материальное обеспечение 14-15 % пенсионеров будет ниже прожиточного минимума даже с учетом предоставляемых мер социальной поддержки (см. рис 2).

Поэтому Правительство в рамках подготовки Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. с учетом бюджетных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 9 марта 2007 г. и от 23 июня 2008 г. предложило целевые ориентиры развития пенсионной системы и конкретные механизмы их достижения.

Для решения задач развития пенсионной системы и формирования механизмов достижения целевых ориентиров, а также механизмов устойчивого функционирования пенсионной системы предлагается следующий комплекс мер:

1) повышение уровня пенсионного обеспечения лиц старшего поколения и ликвидация бедности среди пенсионеров;

2) усиление страховых принципов предоставления трудовых пенсий;

3) изменение источников финансирования системы обязательного пенсионного страхования и создание условий для формирования пенсионных прав застрахованных лиц в необходимом объеме;

4) совершенствование накопительной составляющей пенсионной системы.

Реализация предлагаемых мер позволит обеспечить требуемый достаточно высокий рост уровня пенсионного обеспечения старшего поколения и создаст предпосылки для достойных пенсий в отношении ныне работающего поколения.

В заключение необходимо отметить, что при формировании предложений по совершенствованию пенсионного обеспе-

чения в Росси необходимо учитывать структурные трансформации в экономике страны в целом в условиях глобального финансового кризиса. При этом основной задачей Правительства РФ по совершенствованию функционирования пенсионной системы страны на среднесрочный период должно стать формирование законодательной и нормативной основы пенсионного законодательства. Это позволит сформировать институциональные предпосылки эффективной реализации пенсионной реформы в России.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. http://www.mirkin.ru

2. http://www.npftpprf.ru

3. Официальный сайт Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) — http://www.fcsm.ru/

4. Официальный сайт Пенсионного фонда России — http://pfif.ru/

5. Соловьев А.К. Проблемы развития системы государственного пенсионного страхования в условиях переходной экономики // Вестник ПФР. — 2007.

6. Предпенсионное финансирование // Коммерсантъ. — 26 июня 2008 г.

7. Доклад главы Министерства здравоохранения и социального развития РФ Татьяны Голиковой. —

http://www.pfrf.ru

8. Орлов-Карба П.А. Реформирование системы пенсионного обеспечения как составная часть экономических реформ в Российской Федерации // Аналитический портал. —

http://www.pension.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.