58
Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2020. № 4(42)
УДК 339.9
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
С.В. Леонтьев
Проведен анализ отдельных субъектов Российской Федерации и зарубежных стран в системе показателей обеспечения экономической безопасности внешнеторговой деятельности, а также аргументирован выбор методологии (пространственной экономики, компаративистики) и методов исследования (аналитический, статистический, сравнительный анализ). В качестве информационной базы использованы доступные общероссийские и международные порталы экономической статистической информации. Исследование содержит результаты сравнительного анализа показателей внешнеторговой деятельности Чувашской Республики и регионов Российской Федерации, сопоставимых по численности населения (Тверская и Кировская области). В качестве зарубежных объектов для сравнения выступили Эстония, Маврикий, Тринидад и Тобаго. Сделан вывод, что для обеспечения экономической безопасности внешнеторговой деятельности Чувашской Республики необходимо повышать конкурентоспособность и качество промышленной продукции, применяя адресные и действенные меры государственной поддержки при выходе на зарубежные рынки.
Ключевые слова: пространственная экономика; экспорт; импорт; внешнеторговая деятельность; компаративистика; экономическая безопасность; индекс развития человека; коэффициент сбалансированности внешней торговли; Чувашская Республика.
S.V. Leontyev. COMPARATIVE APPROACH TO THE ASSESSMENT OF THE CHUVASH REPUBLIC ECONOMIC SECURITY
The article analyzes individual subjects of the Russian Federation and foreign countries in the system of indicators for ensuring economic security of foreign trade activities, and also argues for the choice of methodology (spatial Economics, comparative studies) and research methods (analytical, statistical, comparative analysis). Available Russian and international portals of economic statistical information were used as an information base. The study contains the results of a comparative analysis of the indicators of the Chuvash Republic foreign trade activity with the regions of the Russian Federation comparable in population (Tver and Kirov regions). Estonia, Mauritius, Trinidad and Tobago were the foreign comparison sites. It is concluded that in order to ensure the economic security of the foreign trade activity of the Chuvash Republic, it is necessary to increase the competitiveness and quality of industrial products by applying targeted and effective measures of state support when entering foreign markets.
Keywords: spatial economy; export; import; foreign trade activity; comparative studies; economic security; human development index; foreign trade balance coefficient; Chuvash Republic.
Цель исследования состоит в обобщении теоретических и практических основ оценки общей позиции Чувашской Республики в обеспечении экономической безопасности макроэкономического пространства как отдельного субъекта экономики. Тема исследования, на наш взгляд, имеет актуальность, так как сейчас на мировой арене лавинообразно и интенсивно происходят изменения в социально-экономических процессах, в сфере экономической безопасности и политической жизни в условиях глобализации. Парадигмой всех изменений выступает конкуренция, которая заставляет не только страны мира, но и их отдельные субъекты пересматривать свои подходы к социально-экономическому разви-
тию в современных реалиях существования и событий на мировой арене.
Как один из методов оценки деятельности субъекта государства исследователи применяют сравнительный подход к анализу субъекта Российской Федерации в сопоставлении с другими странами, потому что регионы также являются непосредственными участниками микрохозяйственных связей и отношений. Анализ позиций Чувашской Республики позволит нам дать оценку региона как международного экономического игрока, определить положительные стороны инвестиционной привлекательности, выявить, насколько экономика субъекта является зависимой от внутренних и внешних факторов, в связи с тем, что данная
зависимость создает угрозы экономической безопасности.
В качестве теоретической платформы в процессе исследования применили компаративистику как пространственную сравнительную методологию, сопоставляя международные экономические отношения. Компаративистика как сравнительный метод исследования применяется в различных областях науки, поэтому, считаем, применение методологии пространственной экономики в данном случае будет наиболее приемлемым, принимая во внимание то, что пространственная экономика является междисциплинарной, тесно взаимодействуя с социологией, географией, экологией и т.д. Пространственная экономика позволяет абстрагироваться от локальных статистических данных в заданный период, которые выстраивают перед исследователем картину текущего колебания экономических процессов, и изучить эти процессы с точки зрения эволюции экономического пространства территории [6; 8; 9].
Практическая значимость сравнительного подхода позволяет анализировать и сопоставлять закономерности экономического развития, делать выводы по полученным результатам, она признана как отечественными [5], так и зарубежными исследователями [19]. Компаративистика, используя в качестве основных инструментов статистический и аналитический методы, дает возможность сравнения параметров экономического пространства, ресурсного потенциала и производственных возможностей объектов мировой хозяйственной деятельности по имеющимся статистическим данным.
Мы согласны с Г. С. Цветковой, И.Г. Цветковой [18], что сравнительный анализ экономических систем допускает ограниченность применимости полученных выводов, но в то же время он позволяет нам иным образом рассмотреть пространственные возможности Чувашской Республики. В первую очередь, как фактор экономического роста проанали-
зирован непосредственно труд, а именно численность населения как основополагающий параметр. Стоит учитывать, что даже сегодня в эпоху инноваций, цифровой экономики и новых производственных систем численность населения является стратегически важным ресурсом, предопределяющим жизнедеятельность экономических систем и их экономическую безопасность на уровне региона, страны и мира.
Допускаем, что с точки зрения общего анализа экономического развития выделение параметра общей численности населения территории в качестве основного в исследовании не совсем корректно. Понимаем, что для объективного экономического исследования территории наиболее содержательными являются показатели количества занятых в экономике, численность трудоспособного населения, численность занятых в научной и инновационной сферах деятельности. Однако если такие показатели по Российской Федерации проанализировать возможность имеется, то доступ к аналогичной информации по многим зарубежным странам весьма ограничен ввиду различных причин. Также следует учитывать, что российские регионы, да и многие страны мира весьма «болезненно» реагируют на снижение количества трудоспособного населения, которое приводит параллельно к оттоку капитала и другим негативным последствиям [3]. Это связано с тем, что на сегодняшний день главным инструментом экономического роста, как уже говорилось, являются инновации, источником которых является интеллектуальный капитал, т.е. человек. С учетом данных фактов в исследовании показатель численности населения принят как основной.
При исследовании численности населения отдельных стран и регионов Российской Федерации нами выявлены наиболее близкие к Чувашской Республике по этому параметру (табл. 1).
Проведенный анализ по данным, представленным в табл. 1, позволяет сделать вывод,
Таблица 1
Регионы Российской Федерации и страны мира, сравниваемые с Чувашской Республикой по численности населения на 1 января 2020 г.
Субъекты РФ Население, чел. Зарубежные страны Население, чел.
Чувашская Республика 1 217 818 Эстония 1 328 360
Брянская область 1 192 491 Маврикий 1 261 208
Тверская область 1 260 379 Восточный Тимор 1 212 107
Кировская область 1 262 402 Эсватини 1 148 000
Ульяновская область 1 229 824 Свазиленд 1 202 000
Ярославская область 1 253 389 Тринидад и Тобаго 1 344 000
Примеч.: составлено автором по данным [10; 13-17].
Таблица 2
Показатель индекса человеческого развития в регионах Российской Федерации и зарубежных странах,
сравниваемых с Чувашской Республикой, в 2018 г.
Территория (регион/страна) Индекс человеческого развития Уровень ИЧР
Субъекты Российской Федерации
Чувашская Республика 0,852 очень высокий
Брянская область 0,844 очень высокий
Тверская область 0,851 очень высокий
Кировская область 0,857 очень высокий
Ульяновская область 0,858 очень высокий
Ярославская область 0,879 очень высокий
Зарубежные страны
Эстония 0,882 очень высокий
Маврикий 0,796 высокий
Восточный Тимор 0,626 средний
Эсватини 0,608 средний
Свазиленд 0,608 средний
Тринидад и Тобаго 0,799 высокий
Примеч.: составлено автором по данным [1; 10].
что рассмотренные страны, имея небольшую численность населения, не являются первостепенными участниками в политическом и экономическом мировом пространстве. Этот вывод подтверждается принятым Организацией Объединенных Наций (ООН) индексом человеческого развития (Human Development Index) [12] в странах и регионах мира (табл. 2).
Индекс является комбинированным и характеризует развитие человека, охватывая при этом качество и уровень жизни, продолжительность жизни, уровень грамотности и дохода населения [1; 12]. По методике ООН, максимальное значение индекса может составлять 1, а нижней границей уровня для развитых государств принято значение, равное 0,800. В процессе исследования проведено сравнение отдельных субъектов Российской Федерации с зарубежными странами по показателю индекса развития человека.
Полученные данные показывают высокий показатель индекса человеческого развития для рассмотренных субъектов Российской Федерации. Что касается зарубежных стран, которые нами рассматривались, только Эстония, Маврикий и Тринидад и Тобаго имеют высокий показатель индекса. Эти три страны поэтому оставим для дальнейших сравнений и анализов. Приведенные в табл. 2 страны являются территориально небольшими, что ограничивает параметры их внутренних рынков и заставляет усиливать собственную вовлеченность в мировые хозяйственные связи. Ограниченность также связана с наличием незначительных природных ресурсов на имеющейся территории и низкой емкостью собственного
рынка - опять же ввиду небольшой численности населения в стране.
Среди рассмотренных российских регионов выделены наиболее близкие по показателю индекса человеческого развития к Чувашии -это Тверская и Кировская области. По выделенным регионам РФ и зарубежным странам проведен анализ показателей внешней торговли (табл. 3).
Общепринято, что показателем эффективности внешнеторговой деятельности является положительное сальдо внешнеторгового оборота, когда объем экспортных поставок региона в финансовом выражении превосходит объем импортных. Сальдо внешнеторгового оборота Чувашской Республики (-125,768 млн долл. США) отрицательное, что свидетельствует о неэффективности внешнеторговой деятельности региона.
Проанализируем структуру экспорта и импорта Чувашской Республики за 2019 г. Сразу стоит отметить, что в указанный период (по сравнению с 2018 г.) внешнеторговый оборот уменьшился на 7,3 %, зафиксировано уменьшение экспорта на 4,1 % и импорта на 9,2 %. Доля внешнеторгового оборота Чувашской Республики во внешней торговле Приволжского федерального округа составила 0,98 %.
В товарной структуре экспорта Чувашской Республики преобладала продукция химической промышленности - 47,6 % от общего объема экспорта, машиностроительная продукция - 28,1 %, продовольственные товары и сырье - 13,3 %. В импорте товаров ведущее место занимала продукция химической промышленности, каучук - 62,1 % от общего
Таблица 3
Показатели внешней торговли отдельных регионов Российской Федерации и зарубежных стран, сравниваемых с показателями Чувашской Республики, в 2019 г.
Территория (регион/страна) Чувашская Республика Тверская область Кировская область а Эстония Маврикий Тринидад и Тобаго
Экспорт, млн долл. США 199,739 326,5 773,8 ж а р 16 800 1 870 7 320
Импорт, млн долл. США © ж о и 325,507 564,82 376,4 и 18 600 5 600 6 000
Внешнеторговый оборот, млн долл. США 525,246 891,32 1 150,2 ж 35 400 7 470 13 320
Сальдо торгового баланса ВТД, млн долл. США £ - 125,768 - 238,32 + 397,4 е V© ^ а1 - 1 800 - 3 730 - 1 320
Коэффициент СВТ* - 0,24 - 0,27 + 0,35 со - 0,05 - 0,5 - 0,01
Экспорт, тыс. долл. США на 1 чел. 0,16 0,26 0,61 12,6 1,5 5,4
Экспортная квота, % 4,3 4,93 14,94 49,23 6,2 30,38
Импортная квота, % 7,01 8,52 7,27 54,5 18,57 24,9
Внешнеторговая квота, % 11,32 13,45 22,21 103,7 24,76 55,27
'коэффициент сбалансированности внешней торговли
Примеч.: составлено автором на основе данных [2; 10; 17].
объема импорта, машиностроительная продукция - 24,2 % [14]. По нашему мнению, доля машиностроительной продукции в объеме экспорта республики должна составлять больший объем ввиду наличия производственного потенциала и существующего «Электротехнического кластера» в республике.
Дополнительно рассмотрим другие показатели эффективности внешнеторговой деятельности:
1. Коэффициент сбалансированности внешней торговли (СВТ). Коэффициент СВТ показывает степень покрытия импорта товаров экспортом. Значение коэффициента находится в пределах от -1 до +1 [4]. Коэффициент показывает пропорциональное значение импортных и экспортных поставок.
Из рассмотренных регионов только Кировская область имеет положительное значение коэффициента СВТ, демонстрируя взвешенную, пропорциональную внешнеторговую деятельность. Однако положительным фактором для внешней торговли здесь стало наличие природных ресурсов в области в виде богатого лесного фонда, сырье которого активно используется в химической и целлюлозно-бумажной промышленности.
2. Объем экспорта, который приходится на одного жителя рассматриваемого региона, также определяемый как производительность экспорта. Этот показатель показывает средний экспортный потенциал конкурентоспособных товаров и услуг, производимых человеком. Лидером по этому показателю в нашей выборке
является небольшая прибалтийская страна Эстония в Восточной Европе (12,6 тыс. долл. США на 1 чел.). Из рассмотренных российских регионов наибольший показатель имеет Кировская область - 0,61 тыс. долл. США на 1 чел.
Несмотря на существенную разницу экспортного потенциала лидеров выборки от зарубежных стран и субъектов РФ - Эстонии и Кировской области соответственно, стоит сделать акцент на структуре экспортных поставок этих территорий.
Эстония - 112-я экономика мира, третья экономика среди стран Восточной Европы (после Чехии и Словении), страна, которая является лидером среди европейских государств по объему добычи горючих сланцев и фосфоритов [14]. Основные статьи экспорта страны: электрическое и радиооборудование, морские суда, строительные и пиломатериалы, сланцевое топливо, изделия из пластмасс, бытовая химия и электроэнергия [16].
3. Экспортная квота, которая показывает количественную характеристику значимости экспорта для экономического развития рассматриваемого региона деятельности. Рынок региона не экспортно ориентированный и закрытый, если экспортная квота составляет менее 10 %.
По полученным нами данным, из российских субъектов только Кировская область может считаться открытым для экспорта регионом, в отличие от Чувашской Республики.
4. Импортная квота используется для защиты интересов отечественных товаропроизводи-
телей. Как правило, импортную квоту применяют по количеству ввозимого товара или его стоимостной характеристике.
Российские регионы, в отличие от анализируемых зарубежных стран, имеют довольно низкую импортную квоту - это обусловлено ее централизацией, т.е. тем, что большая часть импорта в Российскую Федерацию осуществляется через центральную часть государства (особенно г. Москву и г. Санкт-Петербург). Регионы приобретают товар уже у российских юридических лиц.
5. Внешнеторговая квота выражает интенсивность международных торговых связей региона и, как и экспортная квота, характеризует уровень открытости экономики. Показатель внешнеторговой квоты более 25 % указывает на достаточную открытость экономики региона для международных торговых отношений.
Из исследуемых территорий зарубежные государства показали достаточно высокий уровень открытости экономики. Российские регионы не преодолели установленную границу для получения статуса открытой экономики. Это обусловлено тем, что субъект государства в некоторых случаях ограничен в своих внешнеэкономических действиях, так как в Российской Федерации сохраняется централизация внешнеэкономического курса развития, что, на наш взгляд, негативно сказывается на социально-экономическом развитии регионов.
6. Производительность экспорта Чувашской Республики в 2019 г. составила всего 0,16 тыс. долл. США на 1 чел., что является отрицательным результатом.
Сравнивая Чувашскую Республику с Кировской областью как лидером во внешнеторговой деятельности по результатам данных табл. 3, еще раз отметим, что одним из пространственных преимуществ Кировской области является ее богатство лесным хозяйством, продукты которого всегда востребованы на мировом рынке. Определяющими статьями экспорта традиционно остаются продукция химической промышленности, каучук (51,2 %), значительная часть которой продана в Бразилию, Финляндию и Бельгию, а также древесина и целлюлозно-бумажные изделия (25,9 %) - их основными потребителями были США и Египет [16].
Подводя итоги по приведенным данным и сравнительным показателям внешнеторговой деятельности Чувашской Республики, можно сделать следующие выводы:
- индекс человеческого развития (0,852), с одной стороны, позиционирует республику как полноценного участника мирового рынка, имеющего достаточный уровень социально-
экономического развития, но с другой стороны, данный показатель не позволяет оценить эволюцию экономической системы региона и ее экономическую безопасность;
- социально-экономические показатели Чувашской Республики (численность населения, площадь территории, показатели внешней торговли), ее локальный рынок в рамках мировой экономики не несут в себе высокой привлекательности;
- эффективность внешней торговли имеет максимум удовлетворительную оценку, так как промышленные предприятия республики, имея высокий экспортный потенциал, производят продукцию с низкой конкурентной способностью, что в свою очередь подтверждается низким показателем сбалансированности внешней торговли и низкой производительностью экспорта;
- рынок региона оценивается как закрытый для внешнеэкономических связей и внешнеторговых операций;
- с целью повышения привлекательности товаров и услуг республики на мировом рынке следует повысить конкурентные и качественные преимущества промышленной наукоемкой и инновационной продукции, с применением эффективных и адресных мер государственной поддержки при выходе на зарубежные рынки, обеспечивая экономическую безопасность особенно для предприятий среднего и малого бизнеса [7].
Список литературы
1. Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации за 2018 г. / под общ. ред. С.Н. Бобылева, Л.М. Григорьева. М.: Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, 2018.172 с.
2. Единый информационный портал «Экспортеры России». URL: http://www.rusexporter.ru (дата обращения: 28.11.2020).
3. Ивахнюк И.В. Глобализация миграционных процессов / гл. ред.: И.И. Мазур, А.Н. Чумаков. М.: Радуга, 2006. 340 с.
4. Казитова Э.И. Показатели оценки внешнеэкономической безопасности региона (на материалах Алтайского края) // Вестник алтайской науки. 2015.№ 2. С. 166-172.
5. Колганов А.И., Бузгалин А.В. Экономическая компаративистика (сравнительный анализ экономических систем). М.: ИНФРА-М, 2009. 752 с.
6. Лаженцев В.Н. Пространственная экономика как исследовательская программа // Пространственная экономика. 2015. № 2. С. 190-188.
7. Леонтьев С.В. Зарубежная практика обес-
печения экономической безопасности внешнеторговой деятельности и возможности ее использования в России // Вестник Российского университета кооперации. 2020. № 2 (40). С.70-77.
8. Минакир П.А., Демьяненко А.Н. Общественное развитие: междисциплинарные взаимодействия пространственных проекций // Пространственная экономика. 2010. № 4. С. 124-134.
9. Минакир П.А., Демьяненко А.Н. Пространственная экономика: эволюция подходов и методология // Пространственная экономика. 2010. № 2. С. 6-32.
10. Организация Объединенных Наций: офиц. сайт. URL: https://www.un.org (дата обращения: 29.11.2020).
11. Правительство Эстонии: офиц. сайт. URL: https://www.vm.ee (дата обращения: 30.11.2020).
12. Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) / United Nations Development Programme (UNDP). URL: http://hdr. undp.org (дата обращения: 29.11.2020).
13. Служба государственной статистики Восточного Тимора: офиц. сайт. URL: https://www. statistics.gov.tl (дата обращения: 28.11.2020).
14. Служба государственной статистики Эстонии: офиц. сайт. URL: https://www.stat.ee (дата обращения: 30.11.2020).
15. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике: офиц. сайт. URL: https://www. chuvash.gks.ru (дата обращения: 28.11.2020).
16. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Кировской области: офиц. сайт. URL: https://www.kirov-stat.gks.ru (дата обращения: 28.11.2020).
17. Федеральная служба государственной статистики: офиц. сайт. URL: https://www.gks.ru (дата обращения: 28.11.2020).
18. Цветкова Г.С., Цветкова И.Г. Республика Марий Эл в зеркале международных показателей // Вестник Марийского гос. ун-та. Серия «Сельскохозяйственные науки. Экономические науки». 2016. № 3 (7). С. 90-95.
19. Ragin Ch. The Comparative Method: Moving beyond Qualitive and Quantitative Strategies. California, 1987. P. 1-18.
References
1. Doklad o chelovecheskom razvitii v Rossi-jskoj Federatsii za 2018 g. [Human Development Report in the Russian Federation for 2018] / pod obshch. red. S.N. Bobyleva, L.M. Grigoryeva. M.: Analiticheskij tsentr pri PraviteFstve Rossijskoj Federatsii, 2018. 172 s.
2. Edinyj informatsionnyj portal «Eksportery Rossii» [Unified information portal «Exporters of
Russia»]. URL: http://www.rusexporter.ru (Accessed 28.11.2020).
3. Ivaxnyuk I.V. Globalizatsiya migratsion-nykh protsessov [Globalization of migration processes] / gl. red.: I.I. Mazur, A.N. Chumakov. M.: Raduga, 2006. 340 s.
4. Kazitova E.I. Pokazateli otsenki vneshne-ekonomicheskoj bezopasnosti regiona (na materia-lakh Altajskogo kraya) [Indicators for assessing the external economic security of the region (based on the materials of the Altai territory)] // Vestnik altaj-skoj nauki. 2015. № 2. S. 166-172.
5. Kolganov A.I., Buzgalin A.V. Ekonomiche-skaya komparativistika (sravnitel'nyj analiz eko-nomicheskikh sistem) [Economic comparative studies (comparative analysis of economic systems)]. M.: INFRA-M, 2009. 752 s.
6. Lazhentsev VN.Prostranstvennaya eko-nomika kak issledovatelskaya programma [Spatial Economics as a research program] // Prostranstven-naya ekonomika. 2015. № 2. S. 190-188.
7. Leontyev S.V Zarubezhnaya praktika obes-pecheniya ekonomicheskoj bezopasnosti vnesh-netorgovoj deyateFnosti i vozmozhnosti ee is-polzovaniya v Rossii [Foreign practice of ensuring the economic security of foreign trade activities and the possibility of its use in Russia] // Vestnik Ros-sijskogo universiteta kooperatsii. 2020. № 2 (40). S. 70-77.
8. Minakir P.A., Demyanenko A.N. Obshchest-vennoe razvitie: mezhdistsiplinarnye vzaimodejst-viya prostranstvennykh proektsij [Social development: interdisciplinary interactions of spatial projections] // Prostranstvennaya ekonomika. 2010. № 4. S.124-134.
9. Minakir P.A., Demyanenko A.N. Prostran-stvennaya ekonomika: evolyutsiya podkhodov i metodologiya [Spatial Economics: evolution of approaches and methodology] // Prostranstvennaya ekonomika. 2010. № 2. S. 6-32.
10. Organizatsiya Ob"edinennykh Natsij [The United Nations]: ofits. sajt. URL: https://www. un.org (Accessed 29.11.2020).
11. Pravitelstvo Estonii [Government of Estonia]: ofits. sajt. URL: https://www.vm.ee (Accessed 30.11.2020).
12. Programma razvitiya Organizatsii Ob^edinyonnykh Natsij (PROON) / United Nations Development Programme (UNDP). URL: http://hdr. undp.org (Accessed 29.11.2020).
13. Sluzhba gosudarstvennoj statistiki Vostoch-nogo Timora [East Timor State Statistics Service]: ofits. sajt. URL: https://www.statistics.gov.tl (Accessed 28.11.2020).
14. Sluzhba gosudarstvennoj statistiki Estonii [Estonian State Statistics Service]: ofits. sajt. URL: https://www.stat.ee (Accessed 30.11.2020).
15. TerritoriaFnyj organ FederaFnoj sluzhby gosudarstvennoj statistiki po Chuvashskoj Respub-like [Territorial body of the Federal State Statistics Service for the Chuvash Republic]: ofits. sajt. URL: https://www.chuvash.gks.ru (Accessed 28.11.2020).
16. Territorial ly) organ FederaFnoj sluzhby gosudarstvennoj statistiki po Kirovskoj oblasti [Territorial body of the Federal State Statistics Service for the Kirov Region]: ofits. sajt. URL: https://www. kirovstat.gks.ru (Accessed 28.11.2020).
17. FederaFnaya sluzhba gosudarstvennoj
statistiki [Federal State Statistics Service]: ofits. sajt. URL: https://www.gks.ru (Accessed 28.11.2020).
18. Tsvetkova G.S., Tsvetkova I.G. Respublika Marij El v zerkale mezhdunarodnykh pokazatelej [The Republic of Mari El in the mirror of international indicators] // Vestnik Marijskogo gos. un-ta. Seriya «SeFskoxozyajstvennye nauki. Ekonomi-cheskie nauki». 2016. № 3 (7). S. 90-95.
20. Ragin Ch. The Comparative Method: Moving beyond Qualitive and Quantitative Strategies. California, 1987. P. 1-18.
ЛЕОНТЬЕВ Сергей Валерьевич - аспирант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].
LEONTYEV, Sergey Valeryevich - Postgraduate Student. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].