УДК 330
ЗАРУБЕЖНАЯ ПРАКТИКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РОССИИ
С.В. Леонтьев
Дана оценка текущей ситуации внешнеторговой деятельности России с определением тренда внешней торговли на экспорт углеродов и полезных ископаемых, сохранение положительной экспортной динамики в экономике России, несмотря на обострение конкуренции в мировом нефтегазовом секторе. Выявлены проблемы высокой доли импорта наукоемкой и высокотехнологичной продукции, свидетельствующие об угрозах экономической безопасности страны. Обобщены показатели внешнеторговой деятельности ведущих стран мира (США, Японии и Германии) и инструменты обеспечения их экономической безопасности посредством поддержки экспорта и инвестиций. Проанализированы существующие инструменты поддержки экспорта и защиты отечественного производителя от импортной конкуренции, предложены меры и инструменты поддержки экспорта и внешнеторговой деятельности России в целом с применением лучших зарубежных практик.
Ключевые слова: экономическая безопасность; зарубежная практика; внешняя торговля; внешнеэкономическая деятельность; импорт; экспорт; конкуренция; тариф; пошлина; экономическое развитие.
S.V. Leontyev. FOREIGN PRACTICE OF ENSURING ECONOMIC SECURITY OF FOREIGN TRADE ACTIVITY AND THE POSSIBILITY OF ITS USE IN RUSSIA
The current situation in Russia's foreign trade activity is assessed with the foreign trade trend for exports of carbon and minerals determined, positive export dynamics in the Russian economy maintained, despite increased competition in the global oil and gas sector. The problems of a high share of imports of high-tech products are revealed, indicating threats to the country's economic security. The foreign trade performance indicators of the leading countries of the world (USA, Japan and Germany) and the instruments for ensuring their economic security by supporting exports and investments are summarized. The existing tools to support export and protect domestic producers from import competition in Russia are analyzed, measures and tools to support export and foreign trade activity of Russia as a whole are applied using best foreign practices.
Keywords: economic security; foreign practice; international trade; foreign economic activity; import; export; competition; rate; duty; economic development.
В современных условиях глобализации мирового хозяйства внешнеторговая деятельность является важной составляющей экономики государства и его субъектов. Российская Федерация, как и многие развивающиеся страны, принимает меры по повышению эффективности деятельности отечественных производителей на мировом рынке, а также проводит мероприятия, позволяющие обеспечить экономическую безопасность их функционирования на внутреннем рынке.
Однако в нашей стране приоритетным направлением внешней торговли является экспорт углеводородов и полезных ископаемых, и, несмотря на обострение конкуренции в мировом нефтегазовом секторе в условиях стагни-рующего спроса и активное противодействие ряда государств, топливно-энергетический комплекс России сохраняет положительную
экспортную динамику. По данным Федеральной таможенной службы [4], экспорт топливно-энергетических товаров в 2019 г составил 62,1 % (63,73 % в 2018 г.) от общего объема экспорта (424,6 млрд долл. США), а доля экспорта металлов и изделий - 8,9 % (9,88 % в 2018 г.). Приведенные показатели свидетельствуют о сильной зависимости экономики нашей страны от добычи и поставок сырья за рубеж.
При этом доля наукоемкой и высокотехнологичной продукции и продукции с высокой степенью переработки в общем объеме экспорта России остается низкой. Так, в 2019 г. доля экспорта химической продукции составила 6,7 % (6,1 % в 2018 г.), машин и оборудования - 6,5 % (5,1 % в 2018 г.), продовольственных товаров и сырья для их производства - 5,9 % (5,5 % в 2018 г.). При этом в структуре импорта традиционно преобладает высокая доля машин и оборудования
(46,2 % в 2019 г., 47,3 % в 2018 г), продукции химической промышленности (19,6 % в 2019 г., 18,3 % в 2018 г), а также продовольственных товаров и сырья для их производства (12,2 % в 2019 г., 12,5 % в 2018 г.). Анализируемые данные, по нашему мнению, показывают низкую степень готовности к форсированию экономики Российской Федерации как страны с развивающейся экономикой до уровня развитой.
Так как Россия относится к странам с развивающейся экономикой, но стремится в ближайшей перспективе стать развитой, рассмотрим для сопоставления структуру внешнеторговой деятельности современных развитых стран на примере США, Японии, Германии, которые занимают 1, 3, 4 место соответственно в рейтинге стран по объему номинального ВВП [2].
Соединенные Штаты Америки являются одним из лидеров стран внешней торговли. По данным Бюро переписей Соединенных Штатов [16], объем внешней торговли в 2019 г составил 5,6 трлн долл. США, из них 2,5 трлн долл. США - объем экспорта и 3,1 трлн долл. США - объем импорта товаров и услуг. Товары составляют 66 %, или 1,7 трлн долл. США в объеме экспорта.
Рассмотрим основные в стране категории экспортируемых товаров (и их доли в объеме экспорта):
- капитальные (32 %, или 547 млрд долл. США), т.е. полностью готовая к использованию высокотехнологичная продукция - коммерческие самолеты, промышленные машины, полупроводники, электрические приборы и медицинское оборудование;
- промышленные (31 %, или 531 млрд долл. США) - нефтепродукты, химические продукты, мазут и пластмасса;
- потребительские (12 %, или 206 млрд долл. США);
- автомобили (10 %, или 162 млрд долл. США);
- продукты питания, корма и напитки (8 %, или 131 млрд долл. США).
Услуги составляют практически треть экспорта США (34 %, или 847 млрд долл. США), среди них туристические, компьютерные и бизнес-услуги, лицензионные платежи и отчисления, финансовые услуги, правительственные и военные контракты.
Импорт США имеет отличную от экспорта структуру, 81 % (2,5 трлн долл. США) импорта США составляют товары.
Рассмотрим основные в стране категории импортируемых товаров (и их доли в объеме импорта):
- натуральные (27 % или 678 млрд долл. США);
- потребительские (26 %, или 654 млрд долл. США);
- промышленные машины и оборудование (21 %, или 522 млрд долл. США);
- автомобильные транспортные средства, запчасти и двигатели (15 %, или 376 млрд долл. США);
- продукты питания, корма и напитки (7 %, или 151 млрд долл. США).
Услуги составляют 19 % общего объема импорта (597 млрд долл. США).
Несмотря на высокие объемы экспорта, США импортируют больше, чем экспортируют поэтому торговый дефицит страны составляет 617 млрд долл. США.
Высоких успехов во внешней торговле США добились благодаря применению таких инструментов, как законодательное регулирование, таможенный тариф, нетарифные ограничения (квотирование), государственные ресурсы поддержки бизнеса, качество. Данные инструменты гармонично и корректно взаимодействуют между собой, создавая при этом механизмы поддержания экономической безопасности внешней торговли США.
Законодательное регулирование. Федеральные законы США применяют расширенный перечень требований в отношении ввозимых в страну товаров. Требования направлены на защиту здоровья и безопасности граждан, экологическую безопасность, защиту художественных ценностей, а также на грамотное регулирование и функционирование налогового законодательства страны.
В соответствии с Законом о регулировании экспорта 2018 г. [10], государственный контроль экспорта США выполняется, руководствуясь тремя критериями: национальная безопасность, направление внешней политики и существующий дефицит товара на внутреннем рынке.
Таможенный тариф. В США применяется таможенный тариф, основанный на Гармонизированной системе HTS (Harmonized Tariff Schedule) наименования и кодификации товаров. В рамках системы используются льготные тарифы для стран с льготным режимом, общие ставки тарифа на товары в режиме наибольшего благоприятствования, тарифы и ставки в рамках программы специального и преференциального таможенного регулирования, основной тариф для остальных стран, не пользующихся благосклонным к себе отношением со стороны США.
Размер импортной пошлины в США зависит от степени переработки товара, а также уровня обеспеченности страны тем или иным
сырьем, т.е. чем выше степень переработки товара, тем выше импортная пошлина, или отсутствующее в стране, но необходимое сырье импортируется без пошлин. Разница в льготных и обычных тарифах может достигать 8-10 раз. Повсеместно применяются антидемпинговые и компенсационные пошлины [13].
Нетарифные ограничения (квоты). В США все чаще применяются нетарифные методы ограничений на ввоз товаров (квоты), которые устанавливает Конгресс или правительство. Применяются абсолютные и тарифные квоты.
Абсолютная квота регламентирует количество различных категорий товаров, разрешенных к ввозу, тем самым реализуя ограничительные меры. Тарифные квоты устанавливают определенный календарный период ввоза товаров по пониженной ставке пошлины.
Государственные ресурсы поддержки бизнеса. В США существует сильная государственная (как федеральная со стороны Конгресса и правительства, так и региональная со стороны руководства штатов) поддержка внешнеторговой деятельности, особенно промышленных и производственных предприятий. Конгресс США учредил в своем составе Координационный комитет продвижения экспорта (ККПЭ) -межведомственную структуру для расширения экспорта и контроля за импортом в интересах правительства США [8].
Политика правительства США в сфере внешней торговли нацелена на максимально всестороннюю помощь компаниям, особенно малому и среднему бизнесу, с обеспечением свободы законной предпринимательской деятельности в условиях справедливой конкуренции на зарубежных рынках. Такой подход позволяет развивать частную инициативу, способствуя проявлению возможностей и способностей личности, что является фундаментом прогресса экономического развития и, как следствие, национальной безопасности государства.
Высшим уполномоченным органом реализации правительственной политики внешней торговли является Администрация малого бизнеса (АМБ), которая структурно подчинена только президенту и Конгрессу США. Отделения данного агентства открыты в каждом штате. Основными направлениями деятельности отделений сегодня являются: обучение персонала компаний, ответственных за внешнеторговую деятельность; сбор, анализ и доведение до компаний штата справочной информации по вопросам выхода на международные рынки; функционирование торговых представительств; маркетинговые исследования рыноч-
ной конъюнктуры; оказание деловых услуг; защита интересов и деятельности американских компаний за пределами США.
Кроме существующих государственных профильных учреждений, ориентированных на продвижение экспорта, в США работают также негосударственные экспортные центры, которых на территории США насчитывается около 40. Они открываются в малонаселенных и отдаленных штатах. Задача этих центров -вывод на международные рынки региональных компаний.
Благодаря работе негосударственных центров поддержки экспорта координируются усилия и ресурсы Департамента торговли правительства США, Администрации малого бизнеса, экспортно-импортного банка, заинтересованных частных лиц и различных общественных организаций.
Качество. США серьезно относятся к проблеме качества продукции - одному из ключевых факторов конкурентоспособности. В настоящее время четко налаженная система управления качеством является характерной чертой американских компаний. Такие системы предусматривают регламентированные структурированные программы по внедрению комплекса мероприятий по схеме «человек -машина - информация», обеспечивая при этом должное качество и снижение издержек на него.
Управление процессами качества в американских компаниях возложено на центральное подразделение по контролю над обеспечением качества, в обязанности которого входят разработка показателей, методов проверки качества и порядка проведения испытаний, рекламационная и претензионная работа, определение причин дефектов и брака, методов их устранения.
Главные направления управления качеством в США:
1. Работа с постоянным повышением качества.
2. В управлении качеством главное не контроль, а бездефектная работа.
3. Поставщики должны стать партнерами.
4. Непрерывное повышение квалификации работников.
Краткий обзор внешнеторговой деятельности свидетельствует, что в США действует налаженная система совместной работы государства, бизнеса, финансовых структур, менеджмента и других независимых и негосударственных организаций в части реализации успешной стратегии внешнеторговой деятельности, обеспечивая при этом экономическую безопасность граждан, домохозяйств, компаний и страны.
Внешнеторговый оборот Японии в 2019 г. составил 1426,5 млрд долл. США [15], из которого экспорт составил 720,9 млрд долл. США, импорт 705,6 млрд долл. США. Основными экспортируемыми товарными группами стали: средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности (21,0 % от общего объема экспорта, или 148,0 млрд долл. США); реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства, их части (17,7 %, или 125 млрд долл. США); электрические машины и оборудование, их части (14,5 %, или 102 млрд долл. США); инструменты и аппараты оптические, фотографические, кинематографические, измерительные, контрольные, прецизионные, медицинские или хирургические, их части и принадлежности (7,1 %, или 50 млрд долл. США).
Учитывая весьма низкую обеспеченность Японии природными энергоресурсами, в импорте велика доля минерального топлива, нефти и продуктов их перегонки (21,5 % от общего объема импорта, или 155 млрд долл. США).
Как видим, практически полное отсутствие сырьевой базы и тяжелое положение Японии после Второй мировой войны не стало огромным препятствием для развития промышленности и производства, ориентированного не только на внутренний рынок, но и с большой долей на экспорт. Даже несмотря на замедление экономического роста сегодня, ввиду нарастающей конкуренции со стороны Китая, Япония остается сильным игроком на мировом рынке, способным предложить качественный и, соответственно, конкурентоспособный товар своему потенциальному покупателю. Поэтому США как рынок, нацеленный исключительно на качественный товар, остается главным торговым партнером Японии на протяжении многих лет.
Столь высоких показателей экономического развития за относительно небольшой промежуток времени, особенно в области внешней торговли, Япония достигла благодаря не только трудолюбию своего народа, но и грамотным управленческим решениям правительства. Правительство Японии активно участвует в организации и осуществлении внешнеэкономической деятельности, управляя административными, координационными и консультативными сферами экспортно-импортной деятельности.
Министерство внешней торговли и промышленности является главным государственным административным органом, выполняющим функции развития торговых взаимоотношений с иностранными государствами. Также министерство регулирует валютные вопросы,
активно помогает производственным экспортно ориентированным компаниям, устанавливает импортные квоты на лицензируемые категории товаров, осуществляет выдачу разрешений на импорт, определяет и регламентирует правила торговли.
Приоритетной является межведомственная координация действий в реализации торгово-экономической политики при последовательной и согласованной работе координационных структур - Торгового совета, Совещания министров по экономическим вопросам, Совместного штаба правительства и правящей партии. Японская государственная система управления внешнеторговой деятельностью насчитывает более 200 консультативных органов, действующих на различных системных уровнях от участников бизнеса до правительства и премьер-министра.
Как и во многих странах таможенная тарифная система служит защитником японских товаропроизводителей, особенно в аграрном секторе, используя широкую систему дифференцированных ставок таможенного тарифа. В качестве инструмента ограничения импорта эффективно применяется система утвержденных технических и специальных требований к стандартизации, сертификации, инспекции качества, техники безопасности, экологическим параметрам и т.д.
Экономические инструменты регулирования и поддержки внешней торговли показали эффективность, применяя кредитование экспортных и импортных операций и инвестирования зарубежных японских компаний (главным участником является Эксимбанк Японии), а также используя проверенную систему налоговых льгот. В Японии действует одна из крупнейших в мире систем государственного страхования торговли и инвестиций.
Государственный бюджет страны финансирует организационную систему внешнеэкономической деятельности, в частности такие направления, как маркетинговые исследования, информационно-консультационные услуги, рекламно-выставочную деятельность. При этом происходит расширение круга участников организации внешнеэкономической деятельности. Особое место в этом кругу отводится японской некоммерческой организации (финансируется правительством) содействия развитию внешней торговли «ДЖЕТРО» (JETRO), основанной в 1958 г.
Отличительная черта системы регулирования внешнеторговой деятельности Японии - это особая форма взаимодействия бизнеса и государства, основанная на праве частного сектора
принимать важные решения по стратегическим векторам государственной политики.
Несмотря на существующие трудности в обрабатывающей промышленности (основе экономики страны), связанные со снижением конкурентоспособности продукции на фоне усиления конкуренции со стороны Китая и Республики Корея, Япония остается страной, сохраняющей сильные позиции в мировом экспорте и импорте товаров и услуг.
Германию называют флагманом Европейского союза, вместе с Францией она влияет на принятие политических решений и экономических действий в странах ЕС. Из-за того, что немецкая экономика привязана ко многим государствам-членам, внешняя торговля страны сильно подвержена влиянию внешних факторов. Если в одном из государств ЕС возникнут кризисные явления, то немецкая торговля сразу начнет испытывать негативное влияние.
Самая мощная экономика Европы, Федеративная Республика Германия экспортировала товаров на сумму 1,486 трлн долл. США по всему миру в 2019 г., что на 4,5 % меньше по сравнению с 2018 г. [14].
Рассмотрим товарные категории экспорта Германии в 2019 г. (в скобках указана доля данной категории в общем объеме экспорта).
1. Машины, включая компьютеры - 260,7 млрд долл. США (17,5 % от общего объема экспорта).
2. Транспортные средства - 243,7 млрд долл. США (16,4 %).
3. Электрические машины и оборудование - 158,7 млрд долл. США (10,7 %).
4. Фармацевтика - 90,4 млрд долл. США (6,1 %).
5. Оптические, технические, медицинские аппараты - 79,3 млрд долл. США (5,3 %).
6. Пластмасса, изделия из пластмассы -63,2 млрд долл. США (4,3 %).
7. Самолеты, космические аппараты - 42,3 млрд долл. США (2,8 %).
8. Минеральное топливо, включая нефть -34,2 млрд долл. США (2,3 %).
9. Изделия из железа или стали - 31,3 млрд долл. США (2,1 %).
10. Прочие химические товары - 26,3 млрд долл. США (1,8 %).
Импорт товаров в Германии в 2019 г. составил 1,236 трлн долл. США, снизившись на 4 % по сравнению с 2018 г.
Также рассмотрим импорт основных категорий товаров Германии в 2019 г. (в скобках указана доля данной категории в общем объеме импорта).
1. Машины, включая компьютеры - 160,1
млрд долл. США (12,9 % от общего объема импорта).
2. Электрические машины и оборудование - 151,4 млрд долл. США (12,2 %).
3. Транспортные средства - 135,8 млрд долл. США (11 %).
4. Минеральное топливо, включая нефть -109,3 млрд долл. США (8,8 %).
5. Фармацевтика - 59,6 млрд долл. США (4,8 %).
6. Пластмасса, изделия из пластмассы -44,9 млрд долл. США (3,6 %).
7. Оптические, технические, медицинские аппараты - 44,1 млрд долл. США (3,6 %;).
8. Органические химикаты - 40,5 млрд долл. США (3,3 %).
9. Железо, сталь - 27,7 млрд долл. США (2,2 %).
10. Изделия из железа или стали - 24 млрд долл. США (1,9 %).
В целом Германия показала положительное сальдо торгового баланса, равное 250,2 млрд долл. США в 2019 г.
Германии, как и Японии, пришлось восстанавливать экономику после Второй мировой войны. Анализ сегодняшнего положения экономического развития страны указывает на грамотные и действенные меры, принятые германским правительством. Для Германии важным является фактор экономического развития благодаря высокой конкурентоспособности своего экспорта. Германское правительство возводит в императив внешнеторговую деятельность и инвестиции за рубежом, создавая при этом условия обеспечения экономической безопасности и, как следствие, благоприятные условия для экономического роста, минимизации уровня безработицы и высокого уровня жизни населения страны.
Практически половина трудового населения Германии прямо или косвенно связана с экспортом, поэтому около 30 % оборота компаний составляет внешняя торговля [9]. Показателем успеха действия германских компаний на международной арене является не только качество продукции, но и комплексная политика государства, ориентированная на формирование благоприятной среды для бизнеса на внутреннем и внешнем рынках, с расширением возможностей для торговли и инвестиций за пределами страны.
Экспортная поддержка в Германии является хорошим примером совместной результативной работы государства и бизнеса. При этом предприниматели принимают активное участие в составе различных национальных объединений в процессах рассмотрения мероприятий поддержки внешней торговли, а так-
же в работе по рассмотрению, формированию и совершенствованию внешнеэкономической стратегии страны.
Как и в других странах с развитой внешнеторговой деятельностью, правительство Германии осуществляет финансовую поддержку экспортно ориентированному бизнесу в виде кредитования, страхования и государственных гарантий. Координатором в вопросах финансового характера выступает Межминистерский комитет. Комитет также применяет дополнительные инструменты стимулирования экспорта: освобождение от уплаты НДС, субсидирование промышленного сектора, компенсация затрат на НИОКР.
Государственная система поддержки экспорта особо акцентирует внимание на страховании, для чего создана крупнейшая страховая компания Euler Hermes («Ойлер-Гермес»), которая гарантирует безопасность внешнеторговым контрактам германских компаний. Несмотря на существующие лимиты по операциям со стороны парламента Германии, «Ойлер-Гермес» занимает твердую позицию на мировом рынке кредитного страхования с долей 35 % [11].
Дополнительными инструментами государственной поддержки экспорта являются предоставление гарантий Федерального правительства Германии в сфере зарубежной инвестиционной деятельности и программы развития регионов [12].
Другим пакетом инструментов поддержки экспорта являются организационные. К ним относятся:
- международная выставочная деятельность (ответственны федеральные министерства эко-
номики и энергетики, продовольствия и сельского хозяйства); информационно-консультационные услуги (ответственна Германская организация по содействию торговле и инвестициям). В Германии правительства федеральных земель имеют свои официальные сайты на 8-10 языках, где в доступной форме излагают необходимые положения инвестиционного, корпоративного, налогового и таможенного законодательства, более того, поддерживают инвесторов из региональных и специализированных фондов [2];
- работа экономических отделов при германских дипломатических представительствах, сеть внешнеторговых палат, а также центры промышленности и торговли, так называемые «Дома германской экономики» [1].
По примеру многих развитых стран Российская Федерация тоже принимает меры по поддержке и развитию внешнеэкономической деятельности. В таблице представлены финансовые и нефинансовые меры поддержки экспорта [3].
В мировой экономике российским компаниям необходимо конкурировать не только на внутреннем, но и на внешних рынках. С начала 2000 г. в международной торговле участились случаи применения зарубежными странами специальных мер регулирования для защиты слабых отраслей национальных экономик. Безусловно, это связано с всеобщими процессами либерализации в рамках членства стран во Всемирной торговой организации.
В связи с этим правительство России уделяет огромное внимание созданию максимально благоприятных условий для доступа россий-
Сводный реестр институтов и инструментов поддержки и развития внешнеэкономической деятельности
Наименование инструмента Ответственный исполнитель
Финансовые меры поддержки экспорта
Кредиты: льготные экспортные кредиты и экспортные кредиты с субсидированием процентной ставки АО «РОСЭКСИМБАНК», «Внешэкономбанк»
Страхование АО «ЭСКАР»
Государственные гарантии в обеспечении обязательств экспортера и иностранного покупателя АО «РОСЭКСИМБАНК», «Внешэкономбанк»
Нефинансовые меры поддержки экспорта
Информационно-консультационные меры Торговые представительства РФ в иностранных государствах, региональные центры поддержки экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства, АО «Российский экспортный центр»
Промоутерско-организационные меры и выставочно-ярмарочная деятельность Министерство экономического развития РФ, торговые представительства РФ в иностранных государствах, региональные центры поддержки экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства, АО «Российский экспортный центр», Министерство промышленности и торговли РФ
ских товаров, услуг и инвестиций на рынки зарубежных стран и последовательно выступает против введения протекционистских и необоснованных ограничений в направлении российского экспорта. Это становится еще более актуальным в настоящее время, когда негативные последствия финансово-экономического кризиса еще полностью не преодолены, и поэтому возрастает роль международных правил в рамках глобальной торговой системы.
Стоит добавить, что, как и многие государства-члены ВТО, Россия применяет инструменты защиты рынка (антидемпинговые, компенсационные и специальные защитные меры). Должное применение таких мер предотвращает отрицательные последствия недобросовестной конкуренции (демпинга, субвенции), способствует постепенной адаптации промышленности России к импортной конкуренции. Однако такие меры должны применяться благоразумно и целесообразно, обеспечивая транспарентность и недискриминационность процедур расследований, на основании убедительных доказательств нарушения требуемых критериев.
Обобщая, можно сделать вывод, что в России проделана значительная работа по реформированию системы государственной политики внешнеторговой деятельности, с использованием в том числе и общепринятых инструментов регулирования внешнеэкономической деятельности. Но, на наш взгляд, данная работа не является законченной, потому что в условиях современной действительности остаются проблемные вопросы развития несырьевого экспорта российской продукции и услуг на международные рынки. Считаем необходимым более пристально и детально изучить мировой опыт регулирования внешнеторговой деятельности на предмет возможности и необходимости использования в российской внешнеэкономической политике успешных мер поддержки национальных экспортеров и инвесторов.
В дополнение предлагаем следующие меры и инструменты развития внешней торговли России:
1. Повысить эффективность работы центров экспортной поддержки, а также торговых представительств за рубежом, акцентируя особое внимание на обучении специалистов внешнеэкономической деятельности, анализе внешних рынков, юридической и консультационной поддержке.
2. Расширить возможности и полномочия бизнеса, а также негосударственных профильных объединений в организации работы для принятия стратегических решений по вопросам развития внешней торговли.
3. Регламентировать работу круглых сто-
лов по секторам или странам для обмена опытом действий российских игроков на внешних рынках.
4. Применить интернет-маркетинг посредством создания и продвижения уникального интернет-сайта или справочного портала на разных языках с информацией об индивидуальных преимуществах и возможностях каждого региона страны.
5. Внедрить плановую систему экспорта в разрезе региона или предприятия с возможностью применения мер финансового или материального стимулирования за достижение плановых показателей в экспортной деятельности.
6. Повысить конкурентоспособность, для чего разработать стратегические направления повышения качества выпускаемой продукции российскими предприятиями с применением государственного контроля и соответствующих мер воздействия. Стоит отметить, что сегодня в России только некоторые категории продуктов питания признаны качественными на мировом уровне [4]. Что касается промышленного оборудования, то ввиду низкого качества российской продукции крупные отечественные эксплуатирующие компании рассматривают вопрос о приобретении качественной и высокотехнологичной импортной продукции. Например, в общей годовой потребности тракторов на российском рынке только около 35 % обеспечивается отечественными производителями [5].
7. Предусмотреть целевое субсидирование или финансирование экспортно ориентированных компаний, вектор развития которых нацелен на выпуск высокотехнологичной готовой продукции с высокой долей НИОКР и современных подходов к технологическому производственному процессу.
8. Пересмотреть размер импортных пошлин на дефицитную в стране продукцию, особо востребованную в промышленной отрасли.
9. В импорте к некоторым категориям товаров применять не заградительные пошлины, а перечень утвержденных стандартных требований для доступа на российский рынок, что в свою очередь также будет стимулировать российских производителей повышать собственную конкурентоспособность.
Считаем, что изучение успешного опыта работы ведущих государств во внешней торговле, а также рассмотренные нами инструменты по развитию внешнеэкономической деятельности позволят занять России лидирующие позиции в мировом объеме экспорта и инвестиций. При этом государство должно постоянно, всячески и всесторонне помогать экспортно ориентированным компаниям несырьевого профиля.
Список литературы
1. Белов Н.И. Поддержка экспорта в Германии // Российский внешнеэкономический вестник. 2015. № 5. С. 97-109.
2. Международный валютный фонд: офиц. сайт. URL: https://www.imf.org (дата обращения: 26.03.2020).
3. Портал внешнеэкономической информации Минэкономразвития России: офиц. сайт. URL: http://www.ved.gov.ru (дата обращения: 20.03.2020).
4. Российская система качества (Роскачест-во): офиц. сайт. URL: https://roskachestvo.gov.ru (дата обращения: 26.03.2020).
5. Федеральная служба государственной статистики: офиц. сайт. URL: https://www.gks.ru (дата обращения: 05.03.2020).
6. Федеральная таможенная служба: офиц. сайт. URL: https://www.customs.ru (дата обращения: 03.03.2020).
7. Федорова Л.П., Лысенин В.С. Системный подход к регулированию внешнеэкономической деятельности региона // Ресурсы. Информация. Снабжение. Конкуренция (РИСК). 2011. № 1. С.162-164.
8. Шведков А.Н. Зарубежный опыт управления внешнеэкономической деятельностью // Управленческое консультирование. 2014. № 8 (68). С. 177-183.
9. BMWi: офиц. сайт Федерального министерства экономики и энергетики Германии. URL: http://www.bmwi.de (дата обращения: 19.03.2020).
10. Congress.gov: офиц. сайт Конгресса США. URL: https://www.congress.gov (дата обращения: 15.03.2020).
11. Euler Hermes Global: офиц. сайт страхового общества Euler Hermes. URL: http://www.euler-hermes.com (дата обращения: 21.03.2020).
12. Förderdatenbank: офиц. сайт Федеральной программы «Улучшение региональной экономической структуры Германии». URL: http:// www.foerderdatenbank.de (дата обращения: 20.03.2020).
13. Robock H.S., Simmonds K. International Business and Multinational Enterprises. Fourth Ed. Irwin: Homewood, 1989. 111 р.
14. Statistisches Bundesamt: офиц. сайт Федерального статистического ведомства Германии. URL: https://www.destatis.de (дата обращения: 18.03.2020).
15. Trend Economy Open Data Portal: офиц. портал открытых данных TrendEconomy. URL: https://trendeconomy.com (дата обращения: 18.03.2020).
16. U.S. Department of Commerce: офиц. сайт
Министерства торговли США. URL: https://www. commerce.gov (дата обращения: 16.03.2020).
References
1. Belov N.I. Podderzhka eksporta v Germanii [German Export Support] // Rossijskij vneshneeko-nomicheskij vestnik. 2015. № 5. S. 97-109.
2. Mezhdunarodnyj valyutnyj fond: ofits. sajt. URL: https://www.imf.org (Accessed 26.03.2020).
3. Portal vneshneekonomicheskoj informatsii Minekonomrazvitiya Rossii: ofits. sajt. URL: http:// www.ved.gov.ru (Accessed 20.03.2020).
4. Rossijskaya sistema kachestva (Roskachest-vo): ofits. sajt. URL: https://roskachestvo.gov.ru (Accessed 26.03.2020).
5. Federalnaya sluzhba gosudarstvennoj statis-tiki: ofits. sajt. URL: https://www.gks.ru (Accessed 05.03.2020).
6. FederaFnaya tamozhennaya sluzhba: ofits. sajt. URL: https://www.customs.ru (Accessed 03.03.2020).
7. Fyodorova L.P., Lysenin VS. Sistemnyj podk-hod k regulirovaniyu vneshneekonomicheskoj deya-teFnosti regiona [A systematic approach to the regulation of foreign economic activity of the region] // Resursy. Informatsiya. Snabzhenie. Konkurentsiya (RISK). 2011. № 1. S. 162-164.
8. Shvedkov A.N. Zarubezhnyj opyt upravleniya vneshneekonomicheskoj deyateFnost'yu [Foreign experience in managing foreign economic activity] // Upravlencheskoe konsuFtirovanie. 2014. № 8 (68). S.177-183.
9. BMWi: ofits. sajt FederaFnogo ministerstva ekonomiki i energetiki Germanii. URL: http://www. bmwi.de (Accessed 19.03.2020).
10. Congress.gov: ofits. sajt Kongressa SShA. URL: https://www.congress.gov (Accessed 15.03.2020).
11. Euler Hermes Global: ofits. sajt strakhovogo obshchestva Euler Hermes. URL: http://www.euler-hermes.com (Accessed 21.03.2020).
12. Förderdatenbank: ofits. sajt FederaFnoj pro-grammy «Uluchshenie regionaFnoj ekonomiches-koj struktury Germanii». URL: http://www.foerder-datenbank.de (Accessed 20.03.2020).
13. Robock H.S., Simmonds K.International Business and Multinational Enterprises. Fourth Ed. Irwin: Homewood, 1989. 111 p.
14. Statistisches Bundesamt: ofits. sajt FederaFnogo statisticheskogo vedomstva Germanii. URL: https://www.destatis.de (Accessed 18.03.2020).
15. Trend Economy Open Data Portal: ofits. portal otkrytykh dannykh TrendEconomy. URL: https://trendeconomy.com (Accessed 18.03.2020).
16. U.S. Department of Commerce: ofits. sajt Ministerstva torgovli SShA. URL: https://www. commerce.gov (Accessed 16.03.2020).
ЛЕОНТЬЕВ Сергей Валерьевич - аспирант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. Е-mail: spm-lsv@yandex. ru.
LEONTYEV, Sergey Valeryevich - Postgraduate Student. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].
УДК 339.371
ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ И ТРЕНДЫ РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ РОССИИ
А.Ю. Мунши, Л.Ю. Александрова, А.Ш. Мунши
В статье раскрыта социально-экономическая роль розничной торговли и ее влияние на состояние общества. Проведен анализ деятельности ритейла на современном этапе развития экономики, динамический анализ его инфраструктуры. Исследованы состав и структура розничных торговых предприятий, средняя площадь их торговых залов, динамика изменения объемов и структуры оборота розничной торговли в текущих и сопоставимых ценах. Особое внимание уделено проблемам и тенденциям развития российского ритейла: сокращению числа региональных торговых сетей и ряда зарубежных ритейлеров, региональной экспансии федеральных торговых сетей, диверсификации форматов розничной торговли и товарных позиций, использованию крупными игроками розничного рынка новых форматов и инновационных технологий, усилению про-мактивности крупнейших сетей.
Выявлены барьеры развития розничного бизнеса, приводящие к снижению конкурентоспособности предприятий розничной торговли, а также направления их устранения: совершенствование механизма государственного регулирования отрасли, оптимизация форматов торговли и использование современных маркетинговых подходов к деятельности торговых компаний. Современные инновационные технологии (Big Data, искусственный интеллект, дополненная реальность, блокчейн, единая экосистема), способствующие автоматизации работы с большими массивами данных, внедрению креативных решений и торговых технологий, оптимизации системы управления складом и ассортиментом товаров, рассматриваются в статье как драйвер роста ритейла.
Ключевые слова: оценка розничного рынка; конкуренция; розничная торговля России; развитие ритейла; торговая сеть; коэффициент специализации; интернет-торговля; региональная экспансия.
A.Yu. Munshi, L.Yu. Alexandrova, A.Sh. Munshi. EVALUATION OF THE STATE AND DEVELOPMENT TRENDS OF RUSSIA RETAIL TRADE
The article reveals the socio-economic role of retail and its impact on the state of society. The analysis of its activities at the present stage of economic development and a dynamic analysis of its infrastructure are carried out. The composition and structure of retail trade enterprises, the area of their sales area, the dynamics of changes in the volume and structure of retail trade turnover in current and comparable prices are studied. Particular attention is paid to the problems and development trends of Russian retail: reducing the number of regional retail chains and a number of foreign retailers, regional expansion of federal retail chains, diversification of retail formats and commodity positions, the use by large players of the retail market of new formats and innovative technologies, and increasing the promo activity of the largest chains.
Barriers to the development of the retail business, leading to a decrease in the competitiveness of retail enterprises, as well as ways to address them were identified: improving the mechanism of state regulation of the industry, optimizing trade formats and using modern marketing approaches to the activities of trading companies. Modern innovative technologies (Big Data, artificial intelligence, augmented reality, block-chain, a single ecosystem) that contribute to the automation of work with large data arrays, the introduction of creative solutions and trading technologies, the optimization of the warehouse and product assortment management system are considered in the article as a growth driver for retail.
Keywords: retail market assessment; competition; retail trade in Russia; retail development; retail network; specialization coefficient; Internet trade; regional expansion.