Научная статья на тему 'Сравнительный мониторинг усвоения ЗУН при реализации ФГОС СПО второго поколения и освоения компетенций при реализации ФГОС СПО третьего поколения на примере специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)'

Сравнительный мониторинг усвоения ЗУН при реализации ФГОС СПО второго поколения и освоения компетенций при реализации ФГОС СПО третьего поколения на примере специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
482
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА / FEDERAL EDUCATIONAL STANDARDS / SYSTEMS OF AN ESTIMATION OF QUALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Оникова Елена Алексеевна

Создание системы оценки качества образования в России происходит в период реализации новых образовательных стандартов (ФГОС). В связи с этим ставится задача проведения мониторинга о результатах обучения, на основе которого принимаются управленческие решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creation of system of an estimation of quality of formation in Russia occurs in realisation of new educational standards (Federal state educational standards). In this connection the problem of carrying out of monitoring about results of training on which basis administrative decisions are made is put.

Текст научной работы на тему «Сравнительный мониторинг усвоения ЗУН при реализации ФГОС СПО второго поколения и освоения компетенций при реализации ФГОС СПО третьего поколения на примере специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ УСВОЕНИЯ ЗУН ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СПО ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СПО ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 080114 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ)

ОНИКОВА Е.А.

Создание системы оценки качества образования в России происходит в период реализации новых образовательных стандартов (ФГОС). В связи с этим ставится задача проведения мониторинга о результатах обучения, на основе которого принимаются управленческие решения.

Creation of system of an estimation of quality of formation in Russia occurs in realisation of new educational standards (Federal state educational standards). In this connection the problem of carrying out of monitoring about results of training on which basis administrative decisions are made is put.

Системы оценки результатов обучения можно разделить на подсистемы в соответствии с целями и объектами оценки:

- оценка уровня образовательных достижений учреждения СПО с целью оценки деятельности преподавателей, усовершенствования процесса преподавания и обучения;

- оценка индивидуальных образовательных достижений студентов (состояния или динамики роста) для целей промежуточной и итоговой аттестации (подтверждения получения определенного уровня образования), коррекции индивидуальных результатов обучающихся, перехода на следующую ступень обучения.

Современная педагогическая наука и практика поставлены перед необходимостью перехода от традиционных способов сбора сведений о качестве образования в образовательном учреждении к педагогическому мониторингу, под которым мы понимаем систему сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, которая ориентирована на информационное обеспечение управления и позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени, обеспечивая прогноз его развития. Использование методов математического анализа позволяет дать количественную оценку качества образования [1].

На наш взгляд, последние тенденции в оценке результатов обучения - это переход к когнитивной точке зрения на образовательный процесс:

- от оценки исключительно результатов обучения к рассмотрению процесса обучения;

- от пассивного ответа на заданный вопрос к активному конструированию содержания ответа;

- от оценки отдельных, изолированных умений к интегрированной и междисциплинарной оценке;

- от понятий «знающий» и «умеющий» как накопление изолированных фактов и умений к системе общих и профессиональных компетенций, совершенствующихся в течение всей жизни;

- от единовременной оценки с помощью одного измерителя (чаще всего теста) к созданию портфолио, включающего в себя оценку работ, выполненных студентами за определенное время.

- от оценки исключительно индивидуальных достижений обучающегося к оценке достижения группы студентов:

1. оценка умений работать в коллективе;

2. оценка результатов групповой работы.

Для организации системы мониторинга в колледже использовались некоторые перспективные подходы к организации системы оценивания:

- сочетание внешнего и внутреннего контроля образовательных достижений;

- одновременная оценка подготовки обучающихся на обязательном (минимальном) и повышенном уровнях;

- использование заданий, валидных по отношению к требованиям к уровню подготовки выпускников ОУ СПО (например, заданий со свободно-конструируемыми ответами, практических заданий и др.);

- привлечение преподавателей в процесс контроля за образовательными достижениями;

- организация общественно-профессиональной экспертизы на важнейших этапах разработки тестов, используемых для аттестации обучающихся.

Цель мониторинга:

1. выявление изменений, происходящих в сфере деятельности образовательного учреждения.

2. проведение сравнительного анализа результатов обучения усвоения ЗУН при реализации ГОС СПО и освоения компетенций при реализации ФГОС на примере специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

3. принятие управленческих решений на основе полученных объективных данных об уровне обученности студентов.

Реализуя поставленные цели, в колледже был организован текущий оперативный контроль за ходом образовательного процесса по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) с использованием контрольно-измерительных материалов (тестовой базы). Мониторинг проводился в сроки, определенные администрацией учебного заведения, и включал три этапа [2].

1. Подготовительный:

- постановка цели;

- определение объекта и направлений исследований;

- выбор критериев и инструментария.

2. Практический:

- сбор информации;

- анализ документации;

- мониторинг уровня учебных достижений студентов, обучающихся по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» по следующим учебным дисциплинам: «Математика», «Экономика организации», «Экономическая теория», «Теория бухгалтерского учета» или «Основы бухгалтерского учета».

- анкетирование, тестирование;

- самоанализ деятельности.

3. Аналитический:

- обработка полученных результатов;

- систематизация информации;

- анализ данных;

- выводы, принятие соответствующего управленческого решения;

- разработка рекомендаций, корректирующих выполнение планов, программ (по необходимости) и т.д.;

- определение дальнейших объектов мониторинга.

Реализация ФГОС СПО, по сути, только началась в 2011-2012 учебном году, но статистические данные по результатам мониторинга, проведенного в нашем колледже, уже свидетельствуют в пользу освоения компетенций, а не усвоения ЗУН у обучающихся.

Сравнительный анализ результатов успеваемости и успешности усвоения ЗУН при реализации ГОС СПО и освоения компетенций при реализации ФГОС на примере четырех дисциплин по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Дисциплина Группа, обучающаяся по % обученности % успешности

Экономика организации ФГОС 100,0 62,1

Экономика организации (предприятия) ГОС 100,0 48,0

Экономика организации

■ ФГОС

■ ГОС

Дисциплина Группа, обучающаяся по % обученности % успешности

Экономическая теория ФГОС 100,0 42,9

Экономическая теория ГОС 92,0 40,0

Экономическая теория

■ ФГОС

■ ГОС

Дисциплина Группа, обучающаяся по % обученности % успешности

Основы бухгалтерского учёта ФГОС 100,0 50,0

Теория бухгалтерского учёта ГОС 88,5 38,5

Основы бухгалтерского учёта (Теория бухгалтерского учёта)

■ ФГОС

■ ГОС

Дисциплина Группа, % обученности % успешности

обучающаяся по

Математика ФГОС 100,0 37,9

Математика ФГОС 96,2 34,6

Математика

■ ФГОС

■ ГОС

Хотя пока разрыв незначительный, но он уже существует, и тенденция явно просматривается. Ведь что такое ЗУН? Во-первых, знания, т.е. владение в необходимом объеме информацией о тех явлениях и процессах, которые важны с профессиональной точки зрения; во-вторых, умения, т.е. это способность выполнять необходимые действия по определенным правилам, контролируя этот процесс; в-третьих, навык, т.е. умение, доведенное до автоматизма путем многократных повторений. Поэтому один из показателей того, что умение превратилось в навык, - сокращение времени на выполнение того или иного трудового действия. Но на практике знания далеко не всегда превращаются в умения и способствуют эффективной деятельности и успешности специалиста. Кроме того, традиционный подход, основанный на ЗУНах, предполагает, прежде всего, раздельный анализ работы и человека, скорее, их полную изолированность и оторванность от реальной жизни. И это было оправдано раньше, когда прогнозировались результаты деятельности отдельного специалиста на должностях, не требующих сложной работы. Но в настоящее время с внедрением информационных технологий во все сферы нашей жизни производство настолько далеко шагнуло вперед, что от профессионала сегодня требуются не отдельные навыки выполнения конкретных операций, а способность мыслить, совершенствовать свои знания в течение всей жизни, принимать решения в нестандартных ситуациях, осуществлять поиск информации, необходимой для профессионального и личностного развития, применять информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности и т.д. А это и есть общие и профессиональные компетенции, которыми должен овладеть студент в процессе обучения. Под компетентностью мы понимаем способность применять знания, умения, отношения и опыт в знакомых и незнакомых трудовых ситуациях. Что же это качества? Это, прежде всего, способность брать на себя ответственность, участвовать в принятии групповых решений, разрешать конфликты, обучаемость и стремление учиться на протяжении всей жизни, владение информационными технологиями и т.д. Следует подчеркнуть, что подход, основанный на компетенциях, ни в коей мере не принижает роль знаний. Наоборот, знания необходимы как для осуществления деятельности, так и для дальнейшего обучения. Но сегодня специалисту необходимы не просто теоретические знания, оторванные от реальной жизни, не узко направленные умения и навыки, а нужен, прежде всего, опыт, который станет жизненным и профессиональным кредом человека, который осмысливается и прорабатывается им в течение всей его жизни, становится частью его внутреннего мира [3, 4].

Таким образом, анализируя результаты проведенного мониторинга, мы пришли к выводу, что будущее в обучении за компетенциями.

Библиографический список:

1. Карпенко Д.С., Карпенко О.М., Шлихунова Е.Н. Автоматизированная система мониторинга эффективности усвоения знаний и качества тестовых заданий / Инновации в образовании. 2001. № 2. С. 69-85.

2. Поздеева Е.А. Диагностика качества усвоения знаний, умений и навыков в модульно-

рейтинговой технологии обучения / Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 63-2. С. 164-169.

3. Севрук А.И., Поторочин А.В. Мониторинг как технологическая подсистема управления качеством образования / Профессиональное образование. Столица. 2006. № 7. С. 26-26.

4. Имярекова М.Е. Мониторинг качества образовательного процесса как средство управления образованием в колледже / Научные исследования в образовании. 2008. № 10. С. 1113.

Ключевые слова: федеральные образовательные стандарты, системы оценки качества. Keywords: federal educational standards, systems of an estimation of quality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.