Научная статья на тему 'Сравнительный анализ жизненных ценностей юношей и девушек, активно исповедующих христианство и не занимающих активной религиозной позиции'

Сравнительный анализ жизненных ценностей юношей и девушек, активно исповедующих христианство и не занимающих активной религиозной позиции Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
195
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ жизненных ценностей юношей и девушек, активно исповедующих христианство и не занимающих активной религиозной позиции»

раскрываясь в ситуации индивидуальной вины, активизирует и актуализирует потенцию человека состояться в качестве уникальной личности. Практика включения единообразной нормы в действительно единственную, уникальную ситуацию вины (а в человеке действительно все единственно и только ему принадлежит) побуждает, подвигает к практике конструирования своей собственной идентичности. Хотя вина и грех в кодексах и наших представлениях стандартизованы, и мы можем говорить о том или ином виде греховного деяния, но каждое явление зла в мире всегда конкретно. Эта конкретность достигается за счет конкретности исполнителя. А потому и роль, которую играет зло в личной жизни человека, в том числе, в деле его субъектной идентификации, выступает как уникальная. Личность в ситуации собственной, как таковой осознанной и принятой вины может пройти путь, который приведет ее к формированию себя как уникальной, единственной конфигурации. Ни на кого и ни на что более не похожей.

И человек оказывается в состоянии через искупление созданного им зла, через проживание и изживание вины получает возможность состояться в качестве того образа, который метафорически называют образом божьим. Глубоко символично, что в Библии путь человек начинается с вменения ему вины, процесс принятия, осознания которой и есть путь становления человека в качестве такового.

М. В. Нухова

Сравнительный анализ жизненных ценностей юношей и девушек, активно исповедующих христианство и не занимающих активной религиозной позиции

В настоящее время, когда общество находится в поисках новых культурных ориентиров, перед государством и обществом встаёт вопрос о совмещения образования и воспитания. Введение в ряде регионов РФ в перечень учебных предметов основ религии породило серьезные дискуссии в различных слоях профессионального педагогического сообщества. Быстро сложившееся общественное мнение о том, что в школах целенаправленно насаждает православие, постепенно сменилось осознанием, что в поликонфессиональной стране речь может идти, скорее, о преподавании истории и культуры мировых религий. При этом преподавать религии нужно так, чтобы учащийся впитывал культурные традиции и этические нормы, но при этом преподавание не превратилось в религиозную проповедь.

142

Важнейшим аргументом сторонников преподавания религий в учебных заведениях является влияние религиозной культуры на становление нравственных ценностей современной молодежи.

Жизненные ценности - это важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для человека от незначимого, несущественного. Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностей образует своего рода ось сознания, обеспечивающую устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности. В силу этого жизненные ценности выступают важнейшим, детерминирующим мотивом поведения человека.

В любом обществе ценностные характеристики личности оказываются объектом воспитания, целенаправленного воздействия. Духовные ценности в значительной мере определяют жизненные установки, склонности, привычки личности, характер её взаимоотношений с окружающей социальной средой.

М.П. Пяткиным под нашим руководством было проведено исследование особенностей жизненных ценностей лиц, активно исповедующих христианство и лиц, не имеющих активной религиозной позиции. В исследовании приняли участие прихожане православных храмов (г. Уфа и г. Стерлитамак Республики Башкортостан) и студентов Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (г. Москва) в возрасте от 18 до 25 лет. В качестве контрольной группы выступили студенты Башкирского Государственного университета и Башкирского Государственного Педагогического университета им. М. Акмуллы.

Для достоверного разделения испытуемых на группы активно исповедующих христианство и не относящихся к данной категории нами была разработана анкета, в которой в качестве были использованы: 1) религиозное самоопределение респондентов (Задавался вопрос: считаете ли вы себя верующим человеком?); 2) значение Бога (Какое значение в жизни имеет для вас Бог?); 3) частота посещения служб в церкви; 4) соблюдение постов; 5) домашняя молитва.

Для диагностики ценностей личности были использованы Морфологический тест жизненных ценностей В.Ф. Сопова и Л.В. Карпу-шиной и методика изучения ценностей личности Ш. Шварца.

По результатам морфологического теста жизненных ценностей (В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушина) было выявлено, что жизненные ценности у воцерковлённых испытуемых более дифференцированы и выстроены в более четкую иерархию. Наиболее значимыми жизненными ценностями у воцерковлённых испытуемых являются «духовная удовлетворенность», свидетельствующая о приверженности к соблюдению этических норм в поведении и детальности,

143

получении морального удовлетворения во всех сферах жизни, «креативность» и «развитие себя». Наименее значимым является «материальное положение», которое игнорируется как ценность, к которой надо стремиться.

Для подтверждения различий в уровне жизненных ценностей воцерковленных испытуемых и не занимающих активной религиозной позиции мы применили U - критерий Манна-Уитни. Статистически значимые различия в жизненных ценностях подтвердились только по ценности «материальное положение»: иэмп. = 194,5 (р < 0,01). При этом данная ценность стоит у неверующих испытуемых на 5 месте, а у верующих на последнем восьмом. В зону неопределённости попали значения по следующим ценностям: активные социальные контакты иэмп. = 323 (р < 0,05), собственный престиж иэмп. = 321,5 (р < 0,05), достижения иэмп. = 313 (р < 0,05), сохранение собственной индивидуальности иэмп. = 299,5 (р < 0,05).

По методике изучения ценностей личности Ш.Шварца также была выявлена более высокая дифференциация ценностей у воцер-ковлённых испытуемых. Значимыми ценностями на уровне нормативных идеалов для воцерковлённых испытуемых являются доброта, безопасность и конформность.

В основе ценности «доброта» лежит доброжелательность, сфокусированная на благополучии в повседневном взаимодействии с близкими людьми. Мотивационная цель данной ценности - сохранение благополучия людей, с которыми индивид находится в личных контактах (полезность, лояльность, снисходительность, честность, ответственность, дружба, зрелая любовь).

Мотивационная цель ценности «безопасность» - безопасность для других людей и себя, гармония, стабильность общества и взаимоотношений.

Определяющая мотивационная цель ценности «конформность»

- сдерживание и предотвращение действий, а также склонностей и побуждений к действиям, которые могут причинить вред другим или не соответствуют социальным ожиданиям.

Группа выявленных значимых ценностей обуславливает в первую очередь отношение к окружающим людям, которое характеризуется доброжелательностью, стремлением не причинить вред другим.

Наименее значимые ценности для воцерковлённых испытуемых

- стимуляция, власть, гедонизм.

Ценность «стимуляция» является производной от организмен-ной потребности в разнообразии и глубоких переживаниях для поддержания оптимального уровня активности. Мотивационная цель этого типа ценностей заключается в стремлении к новизне и глубоким переживаниям.

144

Центральная цель ценности «власть» заключается в достижении социального статуса или престижа, контроля или доминирования над людьми и средствами (авторитет, богатство, социальная власть, сохранение своего общественного имиджа, общественное признание).

Мотивационной целью ценности «гедонизм» является наслаждение или чувственное удовольствие (удовольствия, наслаждение жизнью).

На уровне нормативных идеалов у испытуемых из разных выборок достоверно различаются такие ценности как традиции иэмп. = 247 (р < 0,01), гедонизм иэмп. = 74 (р < 0,01), достижения иэмп. = 185,5 (р < 0,01), власть иэмп. = 197,5 (р < 0,01), безопасность иэмп. = 281 (р < 0,01).

Значимость ценности традиции выше для воцерковлённых испытуемых (четвёртое место). В иерархии ценностей невоцерковлён-ных испытуемых данная ценность занимает последнее (десятое) место. По словам Ш. Шварца, традиции чаще всего принимают формы религиозных обрядов, верований и норм поведения, что и объясняет значимость данной ценности для воцерковлённых испытуемых.

Ценность «гедонизм» занимает в выборке воцерковлённых последнее (десятое) место, в выборке невоцерковлённых - пятое место. Мы можем говорить, что для невоцерковлённых стремление к удовольствию и наслаждению является довольно значимым. Как ценность, это полностью отвергается воцерковлёнными испытуемыми.

Ценность достижения находится на втором месте в выборке невоцерковлённых испытуемых и на седьмом в выборке воцерковлённых.

На уровне индивидуальных приоритетов для воцерковленных испытуемых значимыми ценностями являются доброта, самостоятельность, традиции, незначимыми - достижения, власть, гедонизм. Отметим, что ценность самостоятельности сместилась с пятого на второе место в выборке воцерковлённых испытуемых и занимает значимое место.

У невоцерковленных испытуемых значимыми являются самостоятельность, достижения, доброта.

На уровне индивидуальных приоритетов подтвердились различия между выборками по следующим ценностям: традиции иэмп. = 178 (р < 0,01), доброта иэмп. = 277,5 (р < 0,01), самостоятельность иэмп. = 275 (р < 0,01), стимуляция иэмп. = 252 (р < 0,01), гедонизм иэмп. =

132.5 (р < 0,01), достижения иэмп. = 169 (р < 0,01), власть иэмп. =

291.5 (р < 0,01), безопасность иэмп. = 313,5 (р < 0,01).

Ценность традиции в выборке воцерковлённых испытуемых занимает третье место, это выше на одну позицию по сравнению с

145

уровнем нормативных идеалов. В выборке невоцерковлённых испытуемых данная ценность занимает десятое место.

Гедонизм в выборке воцерковлённых испытуемых так же, как и на уровне нормативных идеалов, занимает десятое место. В выборке невоцерковлённых испытуемых данная ценность смещается на одну позицию выше и занимает четвёртое место, по сравнению с уровнем нормативных идеалов.

Достижения (личный успех в соответствии с социальными стандартами) в выборке воцерковлённых испытуемых занимает восьмое место и является незначимой ценностью, в выборке невоцерковлённых испытуемых данная ценность на втором месте и занимает значимую позицию.

Проанализировав полученные данные, мы можем говорить о наличии различий в структуре ценностных ориентаций юношей и девушек, активно исповедующих христианство, и не имеющих активной религиозной позиции. Воцерковлённые испытуемые сильнее дифференцируют ценности по степени значимости, у них прослеживается более чёткая ценностная иерархия. В ценностной иерархии воцерковлённых испытуемых более значимыми являются ценности, характеризующие отношение человека к другим людям. В качестве одной из самых важных ценностей выступает доброта, которая предъявлена в представлениях человека о том, как нужно поступать, и соотносится с его конкретными поступками. Человек стремиться к сохранению благополучия людей, с которыми находится в личных контактах.

М. М. Пастушик

Факторы эмоциональной близости в дружеских отношениях

Умение создавать и поддерживать близкие отношения приводит к взаимно обогащающему общению со значимыми людьми, а, следовательно, рождает чувство собственного психологического благополучия, способствует ощущению полноты и осмысленности жизни. Можно сказать, что проблема близких отношений является достаточно новой для отечественной психологии. Трудности в проведении исследований связаны не только с отсутствием надежного методического аппарата, но и со слабой разработанностью системы понятий, охватывающих данную область.

В связи с этим, нами было предложено собственное определение, позволяющее описать степень глубины дружеских отношений. С нашей точки зрения, наиболее подходящим является термин «эмоциональная близость», под которым мы будем понимать

146

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.