УДК 370.153
Болонева Юлия Максимовна Boloneva Yulia Maximovna
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЗАЩИТНО-СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ У ПЕДАГОГОВ СЕЛЬСКИХ И ГОРОДСКИХ ШКОЛ
COMPARATIVE ANALYSIS OF DEFENSIVE AND CONTROL BEHAVIOUR OF VILLAGE AND TOWN
SCHOOLS TEACHERS
В статье представлены результаты сравнительного исследования психозащитного поведения в профессиональной деятельности городских и сельских педагогов
The article represents results of comparative research of defensive behaviour in village and tom teachers professional activity
Ключевые слова: защитно-совладающее поведение, сельские педагоги, городские педагоги, психологическая защита, степень напряженности защиты, защитные механизмы, эмоциональное выгорание, активные и пассивные стратегии
Key words: defensive and control behaviour, village teachers, town teachers, psychological defence, the degree of defence tension, defence mechanisms, emotional fading, active and passive strategies
Проблематика исследования механизмов защиты личности в современной отечественной и зарубежной психоло -гической науке достаточно актуальна. В частности , научный интерес представляют вопросы защитного поведения личности как субъекта профессиональной педагогической дея-тельности, протекающей в условиях повышен -ной психоэмоциональной напряженности. Заинтересованность у специалистов, занятых исследованием особенностей изучаемого фе -номена, а также психопрофилактикой и психо -коррекцией отклонений и нарушений психосо -матического здоровья, связанных со специфи -кой профессиональной деятельности, вызывают различия психозащитного поведения различных категорий педагогических работников.
Профессиональная деятельность современного учителя характеризуется как эмо -ционально напряженная. Пребывание в стрессовой ситуации способствует актуализации защитно-совладающего поведения от профессиональных деформаций личности [1]. В частности , мы полагаем, что в числе факторов, обуславливающих такие различия, в ряду наи -более значимых могут быть рассмотрены сре-да обитания, место постоянного проживания (городская и сельская социокультурная среда) и т. п .
В рамках проведенного нами эмпирического исследования на протяжении 2003-2007 гг., в котором участвовали 200 педагогов го -родских и сельских государственных средних общеобразовательных школ Республики Буря -тия, осуществлена комплексная психодиагно-
стика психозащитного поведения, в рамках которой мы рассматривали особенности за-щитно-совладающего поведения у педагогов сельских и городских школ. Исследование про -водилось с помощью опросника «Индекс жизненного стиля», адаптированного в 1999 г. сотрудниками Лаборатории клинической пси -хологии и психодиагностики Санкт-Петербургского НИПНИ им. В.М. Бехтерева (Л.И. Вассерман, Е.Б. Клубова, О.Ф. Ерышев и др.), вариант опросника «LSI» («Life Stile Index»), разработанного в 1979 г. Р. Плутчиком, Г. Келлерманом и Г. Конте; опросника для выявле-ния степени «эмоционального выгорания» В.В. Бойко; опросника SACS С. Хобфолла «Страте -гии преодоления стрессовых ситуаций», направленного на исследование доминирующих копинг-стрессовых поведенческих стратегий; методики интегральной диагностики психического «выгорания» А.А. Рукавишникова. «Оп-ределение психического «выгорания»; методики определения доминирующих копинг-стрес-совых поведенческих стратегий по С. Норман -ну, Д.Ф. Эндлеру, Д.А. Джеймсу, М .И. Паркеру «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (адаптированный вариант Т.А. Крюковой) [3]. Для сравнительного анализа особенностей психологических защит у городских и сельских педагогов были использованы методы описательной статистики, корреляционный и дисперсионный анализы.
При анализе усредненного профиля защитного поведения общей выборки выявлено, что практически все психологические защиты в группе сельских педагогов отличаются большей сформированностью по отношению к защитам группы городских педагогов, о чем сви -детельствует суммарный показатель степени напряженности защит в обеих группах, кото -рый статистически достоверно выше у сельских педагогов (38,93 ± 1,76), чем у педагогов городских школ (36,12 ± 1,57). В нашем иссле -довании повышенная напряженность механизмов психологической защиты у сельских испытуемых по отношению к выборке городских испытуемых свидетельствует о наличии
какой-либо психотравмирующей ситуации относительно влияния средового фактора и в профессиональной педагогической деятельности. Общего доминирующего механизма защи -ты для обеих групп не выявлено. У каждой группы он свой. Так, для группы сельских педагогов это механизм «реактивные образования» (79,55 ± 5,72 %о). Наряду с механизмом «реактивные образования» у сельских педагогов высокий ранг получили такие механизмы психологической защиты, как «отрицание» (76,84 ± 4,25 %), связанное с отвлечением от проблем, с игнорированием или обесцениванием значимости событий и «интеллектуализация» (69,67 ± 4,35 %).
У городских педагогов также отмечается преобладание механизма «реактивное образование » (73,38 ± 5,82 %), однако по рангу оно занимает вторую позицию среди прочих доминант. Первую позицию занимает механизм «отрицание» (76,55 ± 4,59 %).
Третья позиция принадлежит защите по типу «компенсация» (55,34 ± 5,31 %). В ре -зультате сравнения данных психодиагностического обследования мы установили, что в ряду из восьми базисных защитных механизмов в числе наименее выраженных у представите -лей обеих групп выделяются «проекция» (шестая позиция в рейтинге предпочитаемых пси -хологических защит в обеих выборках), «замещение» (седьмая позиция у сельских и восьмая - у городских педагогов), а также «вытеснение» (седьмая позиция у городских и восьмая - у сельских педагогов). Наибольшие различия (7,84 %) между сельской и городской группами проявляются в механизме «интеллектуализация » (69,67 ± 4,35 % и 61,83 ± 5,00 %).
В психологических защитах по типу «отрицание » и «компенсация» разница между показателями у педагогов сельских и городских школ практически одинакова: в первом случае она составила 0,29 %, в частности, 76,84 ± 4,25 % - у сельских педагогов и 76,55 ± 4,59 %
- у городских; во втором - 0,95 % соответственно 65,46 ± 5,52 % и 64,51 ± 5,56 % по обе -им группам.
Механизм «отрицание» занимает последнюю позицию в ранге общей выборки не -смотря на то, что в выборке городских педагогов он является доминирующим по частотности использования, а в выборке сельских испытуемых занимает третью доминирующую позицию, как было отмечено ранее.
Вторая позиция по расхождению (7,44 %) между показателями сельских и городских групп прослеживается по механизму «проекция». Он составляет 62,90 ± 5,83 % в первом случае и 55,46 ± 5,67 % во втором.
Третью позицию по наибольшим различиям (7,08 %) между группами испытуемых занимает механизм «регрессия», показатели которого составляют 62,42 ± 4,97 % в группе сельских и 55,34 ± 5,31 % в группе городских испытуемых. Эмоциональное выгорание, рассматриваемое нами в качестве дезадаптивного механизма психологической защиты, также имеет достаточную выраженность. Так, показатель «синдром эмоционального выгорания» в сельской группе (135,24 ± 10,47 %) значи-тельно превосходит показатель (123,40 ± 8,70 %) городских испытуемых. Из полученных ре -зультатов можно заключить, что по показателю сформированности основных фаз синдрома эмоционального выгорания в обоих случаях наиболее выраженной является фаза «рези-стенция», которая в городской группе (2,23 ± 0,14 %) имеет более высокую выраженность, чем в сельской (2,11 ± 0,15 %). Небольшие расхождения имеют фазы «напряжение» и «истощение», находящиеся на второй позиции по выраженности показателей. Так, в сельской группе фаза «напряжение» (1,74 ± 0,15 %) бо-лее выражена, чем в городской (1,44 ± 0,11 %). Фаза «истощение» имеет сходные показа -тели обеих выборок: 1,73 ± 0,15 % в сельской и 1,43 ± 0,12% - в городской выборке. Наибо -лее характерные для педагогов симптомы: «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» (2,38 ± 0,12 % у сельских и 2,39 ± 0,13 % у городских педагогов), симптом «ре -дукция профессиональных обязанностей» (2,23 ± 0,15 % у сельских и 2,20 ± 0,16 % у
городских педагогов), симптом «расширение сферы экономии эмоции» (1,81 ± 0,18 % у сельских и 1,92 ± 0,18 % у городских педаго-гов). Педагогам менее всего присущи следующие симптомы: «неудовлетворенность собой» (1,43 ± 0,13 % у сельских и 1,33 ± 0,11 % у городских педагогов); «эмоциональная отстраненность» (1,44 ± 0,13 % у сельских и 1,48 ± 0,13 % у городских педагогов); «личностная отстраненность, или деперсонализация» (1,59 ± 0,16 % у сельских и 1,32 ± 0,19 % у городских педагогов). В целом, по выборке домини -руют следующие симптомы: «редукция про -фессиональных обязанностей»; «расширение сферы экономии эмоции»; «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование». Индекс психического выгорания сельских респондентов (96,90±3,82 %) существенно пре-вышает аналогичный показатель городских (92,72±3,83 %). Шкала «профессиональная мотивация» занимает лидирующую позицию по обеим выборкам испытуемых и имеет наи-более высокие показатели у сельских (38,45±1,73 %) и городских (41,68±1,73 %) педагогов. По остальным двум шкалам психиче -ского выгорания отмечаются небольшие расхождения в результатах. Так, у сельских педа -гогов (28,40±2,04 %) шкала «личностное отдаление » занимает вторую позицию и существенно превосходит показатели выборки горо-жан (25,63±1,52 %). Исходя из чего можно заключить, что личностное отдаление, проявляющееся в нежелании контактировать с окружающими людьми и негативном, циничном к ним отношении, наиболее выражено у сельских педагогов. Педагоги критичны к окружающим и некритичны в собственной самооценке. Они сознательно ограничивают количество контактов с окружающим миром, раздражи -тельны, нетерпимы. Шкала «психоэмоциональное истощение» также более выражена у сельских испытуемых. У городских педагогов психоэмоциональное истощение выражено чуть ниже (25,92±1,97 %). Таким образом, можно сделать вывод о том, что у городских и сельских педагогов выявлен высокий уровень
психического «выгорания» по шкале «профессиональная мотивация», средний уровень по шкалам «психоэмоциональное истощение» и «личностное отдаление». В целом, педагогам свойственна неудовлетворенность собой, сво-им делом, нежелание контактировать с окружающими на фоне общего истощения ресурсов.
Исходя из результатов изучения совла-дающего поведения у педагогов сельских и городских школ, можно заключить, что для обеих выборок характерно комбинированное использование как активных («копинг, ориен-тированный на решение задачи», «копинг, ориентированный на эмоции», «поиск соци-альной поддержки» и «вступление в социальный контакт»), так и пассивных («копинг, ори -ентированный на избегание», «осторожные действия») моделей совладания. Так, в про -цессе исследования общих моделей совла-дающего поведения у педагогов сельских и городских школ было выявлено, что в большинстве случаев они достигают средней сте-пени выраженности.
В выборке сельских педагогов полученные данные свидетельствуют о том, что в эмоционально - напряженных ситуациях чаще других моделей они используют как выраженные «поиск социальной поддержки» (24,36 ± 1,06 балла); «вступление в социальный контакт» (23,53 ± 0,98 балла), и одновременно с ними -«осторожные действия» (19,61 ± 0,98 балла). Самую низкую выраженность в сельской выборке имеют «асоциальные действия» (13,99 ± 1,12). Для городских испытуемых вырисовывается такая же картина результатов. Для них характерно использование таких стратегий, как «поиск социальной поддержки» (24,80 ± 0,80 балла), «вступление в социальный контакт» (24,28 ± 0,73 балла) и «осторожные действия» (20,86 ± 0,93). Самую низкую выраженность в городской выборке, как и в сельской, имеют «асоциальные действия» (13,71 ± 0,78). Остальные стратегии, как и в случае сельской группы, имеют среднюю выраженность. Таким образом, представители обеих выборок отли-
чаются предпочтением «успешных» моделей совладающего поведения при разрешении кон -фликтных ситуаций в профессиональной сфере, что выражается в их более высоких показателях. Наиболее часто используемой моделью совладающего поведения в обеих выборках является «копинг, ориентированный на решение задачи» (52,62 ± 2,11 балла - у сельских педагогов и 53,40 ± 1,93 балла - у городских). Из результатов видно, что показа -тели городских педагогов несколько превышают показатели сельских. Вторую позицию по итоговым показателям в обеих выборках зани -мает «копинг, ориентированный на эмоции» (44,09 ± 2,04 балла - у сельских и 41,80 ± 2,10 балла - у городских). Здесь ситуация несколько меняется, и показатели сельских испытуемых превышают результаты городских педаго-гов. «Копинг, ориентированный на избегание», представлен в обеих выборках как занимающий третью позицию по итоговым показателям (45,47 ± 1,49 балла - у сельских и 44,75 ± 1,69
- у городских). По данной модели совладания показатели сельских педагогов превышают результаты городских. Субшкалы «отвлечения» (20,25 ± 1,15 балла - у сельских и 19,73 ± 0,97 балла - у городских) и «социального отвлечения» (15,84 ± 0,78 балла - у сельских и 15,77 ± 0,82 балла - у городских) расположи -лись также одинаково в обеих выборках. Подтверждение свом данным мы находим в рабо -те Г.С. Корытовой (2006), которая отмечает, что «... для совладающего поведения педаго -гов...» (в частности, школьных учителей) «.характерно комбинированное использова-ние активных и пассивных копинг-страгегий... » [2; С. 193].
Для выявления соотношения между сте -пенью напряженности защиты, выраженностью эмоционального и психического выгорания и моделями защитно-совладающего поведения, была проведена проверка посредством метода корреляции по Спирмену. Исходя из анализа полученных данных, можно заключить, что профессиональное выгорание связано с при -менением защитных стратегий поведения.
Так, компонент «напряжение » у сельских испытуемых имеет прямую корреляционную взаимосвязь с просоциальной («вступление в социальный контакт и поиск социальной поддержки») стратегией поведения (rs = 0,66; р < 0,05) и со степенью напряженности психологи -ческой защиты (rs = 0,56; р < 0,05) и среднюю связь с пассивной копинг-стратегией «осто-рожные действия» (rs = 0,56; р < 0,05) и среднюю и отрицательную связь по асоциальной («асоциальные и агрессивные действия») стратегии преодоления. А также низкую связь с активной копинг-стратегией «ассертивные
действия» (rs = 0,28; р < 0,05).
Сходная картина наблюдается и в выборке городских педагогов. Здесь компонент «напряжение» имеет прямую корреляционную взаимосвязь с активной (rs = 0,78; р < 0,05) и просоциальной стратегиями поведения (rs = 0,68; р < 0,05) и среднюю связь с асоциальной копинг-стратегией «асоциальные действия» (rs = 0,55; р < 0,05), а также низкую отрицательную связь с пассивной копинг-стратегией «ассертивные действия» (rs = -0,22; р < 0,05) и низкую со степенью напряженности защиты (rs = 0,20; р < 0,05). По компоненту «резистен-ции», являющейся доминирующей, согласно предыдущему рассмотрению в обеих выборках, получены средние корреляционные взаимосвязи со степенью напряженности защиты (rs = 0,47; р < 0,05) и просоциальной («вступление в социальный контакт и поиск социальной поддержки») стратегией совладания (rs = 0,38; р < 0,05) у сельских педагогов и со степенью напряженности защиты (rs = 0,42; р < 0,05) и непрямой («манипулятивные действия») стратегией совладания (rs = 0,37; р < 0,05) у городских педагогов.
По компоненту «истощение» получены средние корреляционные прямые и отрицательная взаимосвязь с активной («ассертивные действия») (rs = 0,49; р < 0,05) и просоци-альной («вступление в социальный контакт и поиск социальной поддержки») (rs = 0,51; р < 0,05) стратегиями совладания у сельских педа -гогов и асоциальной (rs = 0,40; р < 0,05) и не -
прямой («манипулятивные действия») (rs =-G,36; р < G,G5) стратегиями совладания у го -родских педагогов. Процедура выявления со -отношения между выраженностью психическо -го выгорания и моделями защитно-совлада-ющего поведения была проведена аналогично. В сельской группе проявляется средняя обратная зависимость между компонентами выгора-ния и активными копинг-стратегиями: «психо -эмоциональное истощение» тесно связано с высокой степенью напряженности психологи -ческой защиты (rs = G,43; р < G,G5) и имеет низкую и отрицательную низкую связь с просоци -альной (rs = - G,27; р < G,G5) и асоциальной стратегиями поведения (rs = G,29; р < G,G5). Среднюю связь с просоциальной стратегией (rs = G,43; р < G,G5) имеет компонент «профессио-нальная мотивация » в сельской выборке и среднюю с пассивной (rs = G,39; р < G,G5) стратегией преодоления в городской выборке. Компонент «личностное отдаление » имеет низкую связь с непрямой стратегией (rs = G,36; р < G,G5) только в городской выборке. Высоко -напряженная психологическая защита и пассивное копинг-поведение способствует возникновению профессионального выгорания. В нашем исследовании это отмечается в обеих выборках. Согласно результатам психодиагно -стического исследования, выраженность компонентов выгорания у сельских педагогов выше, чем у городских, и принимая к сведению результаты корреляции, можно говорить о сельской педагогической деятельности как о наиболее насыщенной различными стрессорами, что может способствовать выгоранию как профессиональной деформации. Подтверждение своим результатам мы находим в исследовании Г.С. Корытовой (2GG6), в котором отмечается эмоциогенная насыщенность педагогической профессии и ее предрасположен -ность к формированию синдрома профессио -нального выгорания, а также в гипотезе С. Хобфолла (1998) по адаптивности активных копинг-стратегий, препятствующих выгоранию и способствующих сохранению психического здоровья.
1. Корытова Г.С. Защитное и совладающее поведение личности / Г.С. Корытова. - Улан-Удэ: БГУ, 2005. - 292 с.
2. Корытова Г.С. Защитное и совладающее поведение в педагогической деятельности / Г.С.
Коротко об авторе___________________________________
Болонева Ю.М., аспирантка, Бурятский государственный
университет (БГУ)
Научные интересы: проблематика исследования механизмов защиты личности, вопросы изучения защитного поведения личности как субъекта профессиональной педагогической деятельности, протекающей в условиях повышенной психоэмоциональной напряженности, а также различия в психозащитном поведении у различных категорий педагогических работников
____________________________________Литература
Корытова. - Улан-Удэ:БГУ, 2006. - 308с.
3. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности /Под ред. Г.С. Никифорова, М.С. Дмитриевой, С.В. Снеткова. -СПб.: Речь, 2001. - 448 с.
____________________________Briefly about author
Boloneva Yu. M., graduate student, Buryat State University (BSU)
Scientific interests: problems of personal defence mechanisms study, issues of a person's defensive behaviour as a subject of professional teaching activity in conditions of heightened psycho-emotional tension, varieties in psychodefensive behaviour among different categories of teachers