Научная статья на тему 'Сравнительный анализ защитно-совладающего поведения у педагогов сельских и городских школ'

Сравнительный анализ защитно-совладающего поведения у педагогов сельских и городских школ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
190
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАЩИТНО-СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / СЕЛЬСКИЕ ПЕДАГОГИ / ГОРОДСКИЕ ПЕДАГОГИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА / СТЕПЕНЬ НАПРЯЖЕННОСТИ ЗАЩИТЫ / ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / АКТИВНЫЕ И ПАССИВНЫЕ СТРАТЕГИИ / DEFENSIVE AND CONTROL BEHAVIOUR / VILLAGE TEACHERS / TOWN TEACHERS / PSYCHOLOGICAL DEFENCE / THE DEGREE OF DEFENCE TENSION / DEFENCE MECHANISMS / EMOTIONAL FADING / ACTIVE AND PASSIVE STRATEGIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Болонева Юлия Максимовна

В статье представлены результаты сравнительного исследования психозащитного поведения в профессиональной деятельности городских и сельских педагогов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Болонева Юлия Максимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative Analysis of Defensive and Control Behaviour of Village and Town Schools Teachers

The article represents results of comparative research of defensive behaviour in village and town teachers professional activity

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ защитно-совладающего поведения у педагогов сельских и городских школ»

УДК 370.153

Болонева Юлия Максимовна Boloneva Yulia Maximovna

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЗАЩИТНО-СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ У ПЕДАГОГОВ СЕЛЬСКИХ И ГОРОДСКИХ ШКОЛ

COMPARATIVE ANALYSIS OF DEFENSIVE AND CONTROL BEHAVIOUR OF VILLAGE AND TOWN

SCHOOLS TEACHERS

В статье представлены результаты сравнительного исследования психозащитного поведения в профессиональной деятельности городских и сельских педагогов

The article represents results of comparative research of defensive behaviour in village and tom teachers professional activity

Ключевые слова: защитно-совладающее поведение, сельские педагоги, городские педагоги, психологическая защита, степень напряженности защиты, защитные механизмы, эмоциональное выгорание, активные и пассивные стратегии

Key words: defensive and control behaviour, village teachers, town teachers, psychological defence, the degree of defence tension, defence mechanisms, emotional fading, active and passive strategies

Проблематика исследования механизмов защиты личности в современной отечественной и зарубежной психоло -гической науке достаточно актуальна. В частности , научный интерес представляют вопросы защитного поведения личности как субъекта профессиональной педагогической дея-тельности, протекающей в условиях повышен -ной психоэмоциональной напряженности. Заинтересованность у специалистов, занятых исследованием особенностей изучаемого фе -номена, а также психопрофилактикой и психо -коррекцией отклонений и нарушений психосо -матического здоровья, связанных со специфи -кой профессиональной деятельности, вызывают различия психозащитного поведения различных категорий педагогических работников.

Профессиональная деятельность современного учителя характеризуется как эмо -ционально напряженная. Пребывание в стрессовой ситуации способствует актуализации защитно-совладающего поведения от профессиональных деформаций личности [1]. В частности , мы полагаем, что в числе факторов, обуславливающих такие различия, в ряду наи -более значимых могут быть рассмотрены сре-да обитания, место постоянного проживания (городская и сельская социокультурная среда) и т. п .

В рамках проведенного нами эмпирического исследования на протяжении 2003-2007 гг., в котором участвовали 200 педагогов го -родских и сельских государственных средних общеобразовательных школ Республики Буря -тия, осуществлена комплексная психодиагно-

стика психозащитного поведения, в рамках которой мы рассматривали особенности за-щитно-совладающего поведения у педагогов сельских и городских школ. Исследование про -водилось с помощью опросника «Индекс жизненного стиля», адаптированного в 1999 г. сотрудниками Лаборатории клинической пси -хологии и психодиагностики Санкт-Петербургского НИПНИ им. В.М. Бехтерева (Л.И. Вассерман, Е.Б. Клубова, О.Ф. Ерышев и др.), вариант опросника «LSI» («Life Stile Index»), разработанного в 1979 г. Р. Плутчиком, Г. Келлерманом и Г. Конте; опросника для выявле-ния степени «эмоционального выгорания» В.В. Бойко; опросника SACS С. Хобфолла «Страте -гии преодоления стрессовых ситуаций», направленного на исследование доминирующих копинг-стрессовых поведенческих стратегий; методики интегральной диагностики психического «выгорания» А.А. Рукавишникова. «Оп-ределение психического «выгорания»; методики определения доминирующих копинг-стрес-совых поведенческих стратегий по С. Норман -ну, Д.Ф. Эндлеру, Д.А. Джеймсу, М .И. Паркеру «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (адаптированный вариант Т.А. Крюковой) [3]. Для сравнительного анализа особенностей психологических защит у городских и сельских педагогов были использованы методы описательной статистики, корреляционный и дисперсионный анализы.

При анализе усредненного профиля защитного поведения общей выборки выявлено, что практически все психологические защиты в группе сельских педагогов отличаются большей сформированностью по отношению к защитам группы городских педагогов, о чем сви -детельствует суммарный показатель степени напряженности защит в обеих группах, кото -рый статистически достоверно выше у сельских педагогов (38,93 ± 1,76), чем у педагогов городских школ (36,12 ± 1,57). В нашем иссле -довании повышенная напряженность механизмов психологической защиты у сельских испытуемых по отношению к выборке городских испытуемых свидетельствует о наличии

какой-либо психотравмирующей ситуации относительно влияния средового фактора и в профессиональной педагогической деятельности. Общего доминирующего механизма защи -ты для обеих групп не выявлено. У каждой группы он свой. Так, для группы сельских педагогов это механизм «реактивные образования» (79,55 ± 5,72 %о). Наряду с механизмом «реактивные образования» у сельских педагогов высокий ранг получили такие механизмы психологической защиты, как «отрицание» (76,84 ± 4,25 %), связанное с отвлечением от проблем, с игнорированием или обесцениванием значимости событий и «интеллектуализация» (69,67 ± 4,35 %).

У городских педагогов также отмечается преобладание механизма «реактивное образование » (73,38 ± 5,82 %), однако по рангу оно занимает вторую позицию среди прочих доминант. Первую позицию занимает механизм «отрицание» (76,55 ± 4,59 %).

Третья позиция принадлежит защите по типу «компенсация» (55,34 ± 5,31 %). В ре -зультате сравнения данных психодиагностического обследования мы установили, что в ряду из восьми базисных защитных механизмов в числе наименее выраженных у представите -лей обеих групп выделяются «проекция» (шестая позиция в рейтинге предпочитаемых пси -хологических защит в обеих выборках), «замещение» (седьмая позиция у сельских и восьмая - у городских педагогов), а также «вытеснение» (седьмая позиция у городских и восьмая - у сельских педагогов). Наибольшие различия (7,84 %) между сельской и городской группами проявляются в механизме «интеллектуализация » (69,67 ± 4,35 % и 61,83 ± 5,00 %).

В психологических защитах по типу «отрицание » и «компенсация» разница между показателями у педагогов сельских и городских школ практически одинакова: в первом случае она составила 0,29 %, в частности, 76,84 ± 4,25 % - у сельских педагогов и 76,55 ± 4,59 %

- у городских; во втором - 0,95 % соответственно 65,46 ± 5,52 % и 64,51 ± 5,56 % по обе -им группам.

Механизм «отрицание» занимает последнюю позицию в ранге общей выборки не -смотря на то, что в выборке городских педагогов он является доминирующим по частотности использования, а в выборке сельских испытуемых занимает третью доминирующую позицию, как было отмечено ранее.

Вторая позиция по расхождению (7,44 %) между показателями сельских и городских групп прослеживается по механизму «проекция». Он составляет 62,90 ± 5,83 % в первом случае и 55,46 ± 5,67 % во втором.

Третью позицию по наибольшим различиям (7,08 %) между группами испытуемых занимает механизм «регрессия», показатели которого составляют 62,42 ± 4,97 % в группе сельских и 55,34 ± 5,31 % в группе городских испытуемых. Эмоциональное выгорание, рассматриваемое нами в качестве дезадаптивного механизма психологической защиты, также имеет достаточную выраженность. Так, показатель «синдром эмоционального выгорания» в сельской группе (135,24 ± 10,47 %) значи-тельно превосходит показатель (123,40 ± 8,70 %) городских испытуемых. Из полученных ре -зультатов можно заключить, что по показателю сформированности основных фаз синдрома эмоционального выгорания в обоих случаях наиболее выраженной является фаза «рези-стенция», которая в городской группе (2,23 ± 0,14 %) имеет более высокую выраженность, чем в сельской (2,11 ± 0,15 %). Небольшие расхождения имеют фазы «напряжение» и «истощение», находящиеся на второй позиции по выраженности показателей. Так, в сельской группе фаза «напряжение» (1,74 ± 0,15 %) бо-лее выражена, чем в городской (1,44 ± 0,11 %). Фаза «истощение» имеет сходные показа -тели обеих выборок: 1,73 ± 0,15 % в сельской и 1,43 ± 0,12% - в городской выборке. Наибо -лее характерные для педагогов симптомы: «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» (2,38 ± 0,12 % у сельских и 2,39 ± 0,13 % у городских педагогов), симптом «ре -дукция профессиональных обязанностей» (2,23 ± 0,15 % у сельских и 2,20 ± 0,16 % у

городских педагогов), симптом «расширение сферы экономии эмоции» (1,81 ± 0,18 % у сельских и 1,92 ± 0,18 % у городских педаго-гов). Педагогам менее всего присущи следующие симптомы: «неудовлетворенность собой» (1,43 ± 0,13 % у сельских и 1,33 ± 0,11 % у городских педагогов); «эмоциональная отстраненность» (1,44 ± 0,13 % у сельских и 1,48 ± 0,13 % у городских педагогов); «личностная отстраненность, или деперсонализация» (1,59 ± 0,16 % у сельских и 1,32 ± 0,19 % у городских педагогов). В целом, по выборке домини -руют следующие симптомы: «редукция про -фессиональных обязанностей»; «расширение сферы экономии эмоции»; «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование». Индекс психического выгорания сельских респондентов (96,90±3,82 %) существенно пре-вышает аналогичный показатель городских (92,72±3,83 %). Шкала «профессиональная мотивация» занимает лидирующую позицию по обеим выборкам испытуемых и имеет наи-более высокие показатели у сельских (38,45±1,73 %) и городских (41,68±1,73 %) педагогов. По остальным двум шкалам психиче -ского выгорания отмечаются небольшие расхождения в результатах. Так, у сельских педа -гогов (28,40±2,04 %) шкала «личностное отдаление » занимает вторую позицию и существенно превосходит показатели выборки горо-жан (25,63±1,52 %). Исходя из чего можно заключить, что личностное отдаление, проявляющееся в нежелании контактировать с окружающими людьми и негативном, циничном к ним отношении, наиболее выражено у сельских педагогов. Педагоги критичны к окружающим и некритичны в собственной самооценке. Они сознательно ограничивают количество контактов с окружающим миром, раздражи -тельны, нетерпимы. Шкала «психоэмоциональное истощение» также более выражена у сельских испытуемых. У городских педагогов психоэмоциональное истощение выражено чуть ниже (25,92±1,97 %). Таким образом, можно сделать вывод о том, что у городских и сельских педагогов выявлен высокий уровень

психического «выгорания» по шкале «профессиональная мотивация», средний уровень по шкалам «психоэмоциональное истощение» и «личностное отдаление». В целом, педагогам свойственна неудовлетворенность собой, сво-им делом, нежелание контактировать с окружающими на фоне общего истощения ресурсов.

Исходя из результатов изучения совла-дающего поведения у педагогов сельских и городских школ, можно заключить, что для обеих выборок характерно комбинированное использование как активных («копинг, ориен-тированный на решение задачи», «копинг, ориентированный на эмоции», «поиск соци-альной поддержки» и «вступление в социальный контакт»), так и пассивных («копинг, ори -ентированный на избегание», «осторожные действия») моделей совладания. Так, в про -цессе исследования общих моделей совла-дающего поведения у педагогов сельских и городских школ было выявлено, что в большинстве случаев они достигают средней сте-пени выраженности.

В выборке сельских педагогов полученные данные свидетельствуют о том, что в эмоционально - напряженных ситуациях чаще других моделей они используют как выраженные «поиск социальной поддержки» (24,36 ± 1,06 балла); «вступление в социальный контакт» (23,53 ± 0,98 балла), и одновременно с ними -«осторожные действия» (19,61 ± 0,98 балла). Самую низкую выраженность в сельской выборке имеют «асоциальные действия» (13,99 ± 1,12). Для городских испытуемых вырисовывается такая же картина результатов. Для них характерно использование таких стратегий, как «поиск социальной поддержки» (24,80 ± 0,80 балла), «вступление в социальный контакт» (24,28 ± 0,73 балла) и «осторожные действия» (20,86 ± 0,93). Самую низкую выраженность в городской выборке, как и в сельской, имеют «асоциальные действия» (13,71 ± 0,78). Остальные стратегии, как и в случае сельской группы, имеют среднюю выраженность. Таким образом, представители обеих выборок отли-

чаются предпочтением «успешных» моделей совладающего поведения при разрешении кон -фликтных ситуаций в профессиональной сфере, что выражается в их более высоких показателях. Наиболее часто используемой моделью совладающего поведения в обеих выборках является «копинг, ориентированный на решение задачи» (52,62 ± 2,11 балла - у сельских педагогов и 53,40 ± 1,93 балла - у городских). Из результатов видно, что показа -тели городских педагогов несколько превышают показатели сельских. Вторую позицию по итоговым показателям в обеих выборках зани -мает «копинг, ориентированный на эмоции» (44,09 ± 2,04 балла - у сельских и 41,80 ± 2,10 балла - у городских). Здесь ситуация несколько меняется, и показатели сельских испытуемых превышают результаты городских педаго-гов. «Копинг, ориентированный на избегание», представлен в обеих выборках как занимающий третью позицию по итоговым показателям (45,47 ± 1,49 балла - у сельских и 44,75 ± 1,69

- у городских). По данной модели совладания показатели сельских педагогов превышают результаты городских. Субшкалы «отвлечения» (20,25 ± 1,15 балла - у сельских и 19,73 ± 0,97 балла - у городских) и «социального отвлечения» (15,84 ± 0,78 балла - у сельских и 15,77 ± 0,82 балла - у городских) расположи -лись также одинаково в обеих выборках. Подтверждение свом данным мы находим в рабо -те Г.С. Корытовой (2006), которая отмечает, что «... для совладающего поведения педаго -гов...» (в частности, школьных учителей) «.характерно комбинированное использова-ние активных и пассивных копинг-страгегий... » [2; С. 193].

Для выявления соотношения между сте -пенью напряженности защиты, выраженностью эмоционального и психического выгорания и моделями защитно-совладающего поведения, была проведена проверка посредством метода корреляции по Спирмену. Исходя из анализа полученных данных, можно заключить, что профессиональное выгорание связано с при -менением защитных стратегий поведения.

Так, компонент «напряжение » у сельских испытуемых имеет прямую корреляционную взаимосвязь с просоциальной («вступление в социальный контакт и поиск социальной поддержки») стратегией поведения (rs = 0,66; р < 0,05) и со степенью напряженности психологи -ческой защиты (rs = 0,56; р < 0,05) и среднюю связь с пассивной копинг-стратегией «осто-рожные действия» (rs = 0,56; р < 0,05) и среднюю и отрицательную связь по асоциальной («асоциальные и агрессивные действия») стратегии преодоления. А также низкую связь с активной копинг-стратегией «ассертивные

действия» (rs = 0,28; р < 0,05).

Сходная картина наблюдается и в выборке городских педагогов. Здесь компонент «напряжение» имеет прямую корреляционную взаимосвязь с активной (rs = 0,78; р < 0,05) и просоциальной стратегиями поведения (rs = 0,68; р < 0,05) и среднюю связь с асоциальной копинг-стратегией «асоциальные действия» (rs = 0,55; р < 0,05), а также низкую отрицательную связь с пассивной копинг-стратегией «ассертивные действия» (rs = -0,22; р < 0,05) и низкую со степенью напряженности защиты (rs = 0,20; р < 0,05). По компоненту «резистен-ции», являющейся доминирующей, согласно предыдущему рассмотрению в обеих выборках, получены средние корреляционные взаимосвязи со степенью напряженности защиты (rs = 0,47; р < 0,05) и просоциальной («вступление в социальный контакт и поиск социальной поддержки») стратегией совладания (rs = 0,38; р < 0,05) у сельских педагогов и со степенью напряженности защиты (rs = 0,42; р < 0,05) и непрямой («манипулятивные действия») стратегией совладания (rs = 0,37; р < 0,05) у городских педагогов.

По компоненту «истощение» получены средние корреляционные прямые и отрицательная взаимосвязь с активной («ассертивные действия») (rs = 0,49; р < 0,05) и просоци-альной («вступление в социальный контакт и поиск социальной поддержки») (rs = 0,51; р < 0,05) стратегиями совладания у сельских педа -гогов и асоциальной (rs = 0,40; р < 0,05) и не -

прямой («манипулятивные действия») (rs =-G,36; р < G,G5) стратегиями совладания у го -родских педагогов. Процедура выявления со -отношения между выраженностью психическо -го выгорания и моделями защитно-совлада-ющего поведения была проведена аналогично. В сельской группе проявляется средняя обратная зависимость между компонентами выгора-ния и активными копинг-стратегиями: «психо -эмоциональное истощение» тесно связано с высокой степенью напряженности психологи -ческой защиты (rs = G,43; р < G,G5) и имеет низкую и отрицательную низкую связь с просоци -альной (rs = - G,27; р < G,G5) и асоциальной стратегиями поведения (rs = G,29; р < G,G5). Среднюю связь с просоциальной стратегией (rs = G,43; р < G,G5) имеет компонент «профессио-нальная мотивация » в сельской выборке и среднюю с пассивной (rs = G,39; р < G,G5) стратегией преодоления в городской выборке. Компонент «личностное отдаление » имеет низкую связь с непрямой стратегией (rs = G,36; р < G,G5) только в городской выборке. Высоко -напряженная психологическая защита и пассивное копинг-поведение способствует возникновению профессионального выгорания. В нашем исследовании это отмечается в обеих выборках. Согласно результатам психодиагно -стического исследования, выраженность компонентов выгорания у сельских педагогов выше, чем у городских, и принимая к сведению результаты корреляции, можно говорить о сельской педагогической деятельности как о наиболее насыщенной различными стрессорами, что может способствовать выгоранию как профессиональной деформации. Подтверждение своим результатам мы находим в исследовании Г.С. Корытовой (2GG6), в котором отмечается эмоциогенная насыщенность педагогической профессии и ее предрасположен -ность к формированию синдрома профессио -нального выгорания, а также в гипотезе С. Хобфолла (1998) по адаптивности активных копинг-стратегий, препятствующих выгоранию и способствующих сохранению психического здоровья.

1. Корытова Г.С. Защитное и совладающее поведение личности / Г.С. Корытова. - Улан-Удэ: БГУ, 2005. - 292 с.

2. Корытова Г.С. Защитное и совладающее поведение в педагогической деятельности / Г.С.

Коротко об авторе___________________________________

Болонева Ю.М., аспирантка, Бурятский государственный

университет (БГУ)

vdohnovenue@list.ru

Научные интересы: проблематика исследования механизмов защиты личности, вопросы изучения защитного поведения личности как субъекта профессиональной педагогической деятельности, протекающей в условиях повышенной психоэмоциональной напряженности, а также различия в психозащитном поведении у различных категорий педагогических работников

____________________________________Литература

Корытова. - Улан-Удэ:БГУ, 2006. - 308с.

3. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности /Под ред. Г.С. Никифорова, М.С. Дмитриевой, С.В. Снеткова. -СПб.: Речь, 2001. - 448 с.

____________________________Briefly about author

Boloneva Yu. M., graduate student, Buryat State University (BSU)

Scientific interests: problems of personal defence mechanisms study, issues of a person's defensive behaviour as a subject of professional teaching activity in conditions of heightened psycho-emotional tension, varieties in psychodefensive behaviour among different categories of teachers

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.