Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
339
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ / РАЗВИТИЕ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТРЕТИЙ СЕКТОР / ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Положенцева Юлия Сергеевна, Согачева О.В.

В исследовании рассмотрена история возникновения некоммерческих организаций в России. Систематизированы этапы развития некоммерческих организаций в России. Проведено обобщение законодательного регулирования деятельности некоммерческих организаций на разных уровнях, а также проанализировали развитие некоммерческого сектора в Российской Федерации. Также выделены уровни законодательного регулирования деятельности НКО, а также оценить характер и степень влияния законодательных и иных актов на развитие третьего сектора в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Положенцева Юлия Сергеевна, Согачева О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE LEGISLATIVE REGULATION OF THE ACTIVITIES OF NON-PROFIT ORGANIZATIONS

The study examines the history of the emergence of non-commercial organizations in Russia. The stages of development of non-profit organizations in Russia are systematized. A generalization of the legislative regulation of the activities of non-profit organizations at different levels was carried out, and the development of the non-profit sector in the Russian Federation was analyzed. The levels of legislative regulation of the activities of NGOs are also highlighted, as well as to assess the nature and degree of influence of legislative and other acts on the development of the third sector in Russia.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №1 (59), 2022 93

Б01: 10.47581/2022/1Е.1.59.14 Положенцева Юлия Сергеевна, к.э.н., доцент, доцент кафедры региональной экономики и менеджмента

Юго-Западный государственный университет, г.Курск, Россия Согачева О.В., к.э.н., доцент, доцент кафедры региональной экономики и менеджмента

Юго-Западный государственный университет, г.Курск, Россия

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИ Й1

Аннотация. В исследовании рассмотрена история возникновения некоммерческих организаций в России. Систематизированы этапы развития некоммерческих организаций в России. Проведено обобщение законодательного регулирования деятельности некоммерческих организаций на разных уровнях, а также проанализировали развитие некоммерческого сектора в Российской Федерации. Также выделены уровни законодательного регулирования деятельности НКО, а также оценить характер и степень влияния законодательных и иных актов на развитие третьего сектора в России.

Ключевые слова: некоммерческие организаций, развитие, законодательное регулирование, третий сектор, исторические этапы.

Чтобы проследить путь развития феномена некоммерческих организаций и формирования их современного облика, необходимо погрузиться в изучение истории и воспроизвести процесс их становления. Рассматривая путь развития некоммерческих организаций в России, стоит отметить, что первоначальными НКО в нашей стране стоит считать благотворительные общества, которые берут своё начало с самого зарождения Руси. Меценатство и благотворительность всегда практиковалось среди богатых членов общества нашей страны, люди очень много жертвовали на нужды бедных и церкви.

Множество исследователей, обращаясь к вопросу истории развития некоммерческих организаций в России, обычно выделяют 9 исторических этапов, которые прошли НКО до момента обретения ими современного вида. Начало история некоммерческого сектора нашей страны берёт еще в древние времена, когда на Руси, также, как и в других крупных зарубежных странах, создавались благотворительные религиозные и меценатские организации, помогающие бедным слоям населения, а также иным лицам, пострадавшим от войны или эпидемий [3]. Остальные этапы истории третьего сектора России отражены нами на рисунке 2.

1 Исследование выполнено в рамках государственного задания Юго-Западного государственного университета, код проекта -№ 0851-2020-0034

Из данных, приведённых нами на рисунке 2, исторический путь формирования системы НКО в нашей стране можно охарактеризовать, как неравномерный. В деятельности некоммерческих организаций всегда большое значение играла внутренняя политика государства. Так, во времена последних русских императоров проводились реформы, основывающиеся на опыте западных стран, которые были направлены на правовое урегулирование деятельности НКО и увеличение их количества. Но в советской России частная собственность была национализирована, а все организации, в том числе и некоммерческие, были переданы в ведение государства. Были созданы специальные наркоматы (Наркомат государственного призрения и Наркомат социального обеспечения), которые осуществляли полномочия, ранее принадлежавшие благотворительным частным объединениям. Третий сектор потерял свою самостоятельность, количество НКО сократилось, а их деятельность должна была полностью соответствовать советской политике [4].

Всё изменила перестройка. Большая часть некоммерческих организаций вышла из-под государственного регулирования, и заново начала выстраиваться досоветская система НКО со свободными частными организациями, занимающимися общественно важными делами без цели получения прибыли. В 1990 году был издан Закон СССР «Об общественных объединениях» (ныне утративший силу), который внёс одну из главных корректировок в советскую систему НКО, которая дала общественным объединениям свободу от государства. Так, в соответствии с этим законодательным актом, был упразднён разрешительный порядок создания некоммерческих организаций, и введён регистрационный [7]. В дальнейшем, с момента создания Российской Федерации, вопросам выстраивания системы НКО было уделено существенное количество законодательных актов и иных нормативно-правовых документов. Современного российскому государству важно наличие в стране развитой системы некоммерческих организаций, потому что они частично берут на себя его социальные функции, такие как воспитание молодого поколения, финансовая поддержка лиц, находящихся за чертой бедности и др. и на практике зачастую более эффективно выполняют эти функции, чем само государство.

Законодатель предусмотрел множество видов некоммерческих организаций, каждый из которых соответствует конкретной цели, которую преследует организация. Только лишь учредители юридического лица, при регистрации его в государственных органах, правомочны выбирать, в какой форме они будут регистрировать свою фирму, для каких целей, и какой статус они хотят получить после регистрации. Стоит указать, что от вида некоммерческой организации зависит непосредственное её права и обязанности.

1 этап: древние времена от Х-ХУ1 века. НКО были в форме благотворительных религиозных и меценатских организаций. Помощь оказывалась бедным и лицам ,пострадавшим в войнах.

К К о о

о «

ж к а

а сп К К а

и &

о

х к и

о

(и &

о И (и

К «

К н

к «

Й &

3 с

н

\

2 этап: XVI в. Приняты попытки для законодательного офомления существования благотварительных организаций. Они не увенчались успехом.

3 этап: времена правления императрицы Екатерины II (17621796 гг.) Происходило выделение негосударственного сектора социальных отношений. Главным событием этого времени являлось появление негосударственых организаций, которые не входили в состав института церкви.

4 этап: XIX век (1861г.) Развитие социальных объединений институцианального характера, появление благотварительности как официального вида деятельности.

5 этап: Развитие некомерческих организаций (1861-1917 гг.). В Москве ближе к концу XIX века существовало примерно около пятисот частных и благотварительных организаций, они были разделены на разные министерства и ведомства.

6 этап: Застой в развитии НКО в России (1917-1980 гг.) После революции 1917 года в условиях безоговорочного преобладания государственной собственности, "третьему сектору" не было место в экономике государства.

7 этап: Востановление "настоящего" третейского сектора (19801995 гг.) Система некомерческих организаций начинает востановливаться , законодатели приступают к формированию правовой базы для регулирования деятельности НКО.

8 этап: Формирование системы законодательного регулирования НКО (1995-2000 гг.) Принят закон об общественных объединениях регулирующий деятельность НКО на территории РФ.

V

9 этап: Современное развитие НКО (2000 г. по н/в). Формируется современная правовая система регулирования НКО, появляется отпеденение НКО и социально ориентированных НКО. Деятельность НКО расширяется, резко увеличивается их количество.

Рисунок 1 - Этапы развития некоммерческих организаций в России Источник: разработано авторами

96 ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №1 (59), 2022 Некоммерческая организация - это официально зарегистрированное в государственных органах юридическое лицо, деятельность которого направлена в первую очередь на достижение социально-значимых и полезных общественных целей, но не на получение прибыли, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации обладает правами и обязанностями, которые соответствуют осуществляемой данной организацией деятельности, и не распределяет получаемую прибыль между участниками юридического лица, а направляет её на развитие своей деятельности и на достижение поставленных целей.

Если говорить непосредственно о правовом регулировании деятельности некоммерческих организаций в Российской Федерации, то можно отметить, что практически на каждом уровне иерархии законодательства, существует нормативно-правовой акт, который в той или иной мере влияет на 1КО. Поэтому необходимо выделить уровни законодательного регулирования деятельности НКО, а также оценить характер и степень влияния законодательных и иных актов на развитие третьего сектора в нашей стране.

Во-первых, нормы, касающиеся некоммерческих организаций, содержатся непосредственно в Конституции РФ. В 7 статье Основного закона нашего государства сказано «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [8], что на практике означает заинтересованность РФ в том, чтобы её граждане имели уровень жизни, который можно было бы назвать достойным в современном ми-ре[1]. Социальная направленность России реализуется в том числе и через некоммерческие организации, ведь деятельность НКО направлена в первую очередь на достижение социально-значимых и полезных общественных целей.

Если же говорить о статьях Конституции, которые не просто содержат какие-то общие ценности или правила, которые можно отнести к любой социальной области деятельности, а непосредственно затрагивают именно некоммерческие организации, то необходимо рассмотреть 114 статью, в первый пункт которой после общероссийского голосования 01.07.2020 был внесён подпункт е. 1). В данной статье Основного закона описываются компетенции Правительства, а внесённый в 2020 году подпункт гласит «Правительство Российской Федерации осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе некоммерческих организаций, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики» [8]. На уровне самого главного закона России закреплен механизм влияния некоммерческих организаций на политику государства, что даёт право НКО через посредников отстаивать свои интересы на самом высоком уровне. Закрепив такой механизм в Конституции, Российская Федерация признала особую значимость и влияние некоммерческого сектора на общественное благополучие и выразила поддержку всем его представителям.

ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №1 (59), 2022 97

Следующая ступень иерархии законодательства, которая непосредственно влияет на деятельность некоммерческих организаций - уровень федеральных законов и кодексов. Стоит отметить, что нормативно-правовых актов, которые так или иначе регулируют работу НКО существует более десятка, поэтому нам кажется правильным вынести их в отдельную таблицу (табл. 1).

Существенный массив законодательства регулирует правовые отношения, возникающие в связи с деятельностью НКО. Среди названных нами нормативно-правовых актов наибольшее значение для некоммерческих организаций, имеют Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», так как в их положениях содержится понятие некоммерческой организации, перечисляются их возможные организационно-правовые формы, устанавливается порядок деятельности данных юридических лиц и содержатся их основные права и обязанности[6].

В соответствии с иерархией нормативно-правовых актов в Российской Федерации, после Федеральных законов следуют Указы Президента РФ. Изучив их перечень, можно сделать вывод о том, что Президент Российской Федерации не часто лично издавал акты, непосредственно регулирующие деятельность НКО. Так, в 1995 году был издан Указ Президента РФ от № 835 «О государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации», который направлен на создание реестра казачьих обществ в целях дальнейшего привлечения членов данных некоммерческих организаций к государственной и иной службе [17]. Данный Указ подкрепляет исторически сложившуюся традицию Российского государства привлекать казаков на государственную службу и использовать их для наведения внутреннего и внешнего порядка.

Еще один Указ Президента, который стоит упомянуть в рамках нашего исследования - Указ Президента РФ от 8 августа 2016 г. № 398 «Об утверждении приоритетных направлений деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг». Важность данного документа заключается в том, что именно на основании утверждённых им приоритетных направлений деятельности некоммерческим организациям, которые реализуют данные направления, выдаётся статус социально ориентированной организации, что даёт им возможность получать дополнительную поддержку от государства и пользоваться правами, которые не доступны обычным общественным объединениям [16].

Также, изучая перечень Указов Президента РФ, обратим внимание на то, что подписание такого нормативно-правового акта может быть направлено на непосредственное создание некоммерческой организации. В 2018 году Владимир Владимирович Путин подписал Указ Президента РФ от 22.05.2018 № 251 «О создании автономной некоммерческой организации «Россия - страна возможностей», в котором дал распоряжение Управлению делами Президента учредить НКО «Россия - страна возможностей», дея-

98 ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №1 (59), 2022 тельность которого направлена создание площадки для общения талантливых и неравнодушных людей, которая позволила бы им проявить себя, воплотить в жизнь свои бизнес-идеи или общественные инициативы.

Таблица 1 - Федеральные законы, регулирующие деятельность НКО

Федеральный закон Вопросы регулирования

Гражданский кодекс Российской Федерации Даётся определение НКО, перечисляются организационно-правовые формы, в которых могут создаваться некоммерческие организации. Также регулируются вопросы, касающиеся общего порядка создания, деятельности, реформирования, ликвидации юридического лица.

Налоговый кодекс Российской Федерации Определяется порядок уплаты некоммерческими организациями налогов и сборов.

Трудовой кодекс Российской Федерации Регулирует вопросы трудовой деятельности сотрудников НКО.

Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» Регулирует порядок создания, реорганизации и ликвидации общественных объединений, к которым относятся некоммерческие организации. Содержит права и обязанности общественных объединений.

Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Полностью посвящен вопросам организации деятельности НКО.

Федеральный закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерст-ве)» от 11.08.1995 № 135-ФЗ Устанавливает порядок создания и работы благотворительных организаций, которые являются некоммерческими.

Федеральный закон «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» от 30.12.2006 № 275-ФЗ Содержит в себе порядок формирования, пополнения и использования целевого капитала некоммерческих организаций.

Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» Регулируются вопросы оказания государством поддержки некоммерческих молодёжных и детских общественных объединений.

Федеральный закон от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» Освещает вопросы правового положения религиозных объединений, которые тоже являются, в соответствии с Гражданским кодексом РФ некоммерческими органи-

зациями.

Федеральный закон от 20.07.2000 № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» Данный документ отражает порядок организации и деятельности малочисленных народов Российской Федерации.

Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» Регулирует вопросы, связанные с реализацией гражданами нашей страны своего конституционного права на объединение в политические партии, а также порядок регистрации, реорганизации, ликвидации и иных юридически значимых действий, совершаемых политическими партиями на территории РФ.

Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» Устанавливает порядок государственной регистрации некоммерческих организаций, их реорганизации, ликвидации и внесения изменений в учредительные документы данных юридических лиц.

Источник: разработано авторами

Приказы Правительства РФ, а также отдельных министерств и ведомств, тоже имеют непосредственное отношение к процессу регулирования деятельности некоммерческих организаций. В отличие от Указов Президента РФ, массив этих документов более низкого уровня регулирования велик, поэтому рассмотрим лишь некоторые самые значительные нормативно-правовые акты.

Одним из важных документов, изданных Правительством Российской Федерации, является Постановление Правительства Российской Федерации от 27 октября 2016 г. № 1096 «Об утверждении перечня общественно полезных услуг и критериев оценки качества их оказания». Данный нормативно-правовой акт издан в соответствии с Указом Президента РФ от 8 августа 2016 г. № 398 «Об утверждении приоритетных направлений деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг», и расширяет упомянутый в Указе перечень общественно полезных услуг, а также, что очень важно, устанавливает критерии оценки качества оказания данных услуг [13]. Если некоммерческая организация хочет получить статус социально ориентированной, то она, в соответствии с двумя указанными выше актами, должна оказывать определённые общественно полезные услуги соответствующего качества [5].

Огромное значение в условиях самоизоляции и пандемии 2020 года имело Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня

100 ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №1 (59), 2022 2020 года №847 «О реестре некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции». Пандемия новой корона-вирусной инфекции существенно подорвала деятельность некоммерческих организаций, потому что многие из них были вынуждены прекратить свою деятельность и, фактически, остались без средств к существованию. Правительство Российской Федерации не в силах помочь всем НКО, приняло решение все же оказать материальную поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям. В реестр пострадавших организаций были внесены юридические лица, которые с 1 января 2017 года получали субсидии по программам, реализуемым госорганами, а также поставщики социальных и общественно полезных услуг и обладатели президентских грантов [13].

Помимо Постановлений Правительства РФ есть несколько Приказов Минюста РФ, регулирующих деятельность НКО. Так, Приказ Минюста РФ от 29.03.2010 №72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» и Приказ Минюста РФ от 07.10.2010 №252 «О Порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций» регулируют порядок предоставления отчётности некоммерческими организациями, и являются важными документами, положения которых НКО не имеют права нарушать.

Существенное значение для работы некоммерческих организаций имеют нормативно-правовые акты, которые непосредственно были изданы субъектом Российской Федерации, в котором они осуществляют свою деятельность, а также акты органов местного самоуправления муниципального образования, где располагается НКО.

Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования вправе своими нормативно-правовыми актами устанавливать меры поддержки некоммерческим организациям за счет бюджетных ассигнований соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов [15]. Поэтому большинство актов, издаваемых на этих уровнях власти, касаются тех или иных мер поддержки для НКО.

Так как объект наших научных интересов - деятельность некоммерческих организаций в Курской области, то и соответственно будем рассматривать законодательные акты Курской областной думы. В Курском регионе изданы несколько НПА, которые гарантируют поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям. Это Закон Курской области № 72-зко от 22.06.2012 «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Курской области» и Постановление Администрации Курской области от 17 сентября 2012 года № 785-па «О Порядке предоставления субсидий из областного бюджета социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность на территории Курской области». Данные нормативно-

ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №1 (59), 2022 101 правовые акты устанавливают меры поддержки социально-ориентированным некоммерческим организациям в Курской области, а также порядок их предоставления [12]. Следовательно, на основании данных документов можно сделать вывод, что в Российской Федерации некоммерческим организациям помощь и поддержка оказывается как на федеральном, так и на региональном уровне, предоставляются субсидии и льготы, а также дополнительные возможности аренды зданий и земельных участков [10].

Что же касается нормотворчества на муниципальном уровне, то муниципалитет города Курска издал несколько актов, которые вносят определённость в вопросы регулирования и поддержки деятельности НКО на территории города. К ним относятся: Постановление Администрации города Курска от 27.09.2018 № 2219 «О порядке предоставления субсидий из бюджета города Курска некоммерческим организациям (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) в качестве ежегодного членского взноса»; Постановление Администрации города Курска от 27.07.2017 № 2000 «О Порядке предоставления субсидий из бюджета города Курска на субсидирование некоммерческим организациям (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) - городским общественным организациям ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов»; Постановление Администрации города Курска от 24.12.2015 № 4109 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в области образования, просвещения и содействие духовному развитию личности». Действие указанных выше НПА направлено на оказание материальной помощи общественным организациям, преследующим социально важные цели и реализующим общественно полезные программы в городе Курске, повышая тем самым уровень жизни населения.

Отдельное внимание в нашем исследовании хочется уделить международным актам, которые признаются Российской Федерацией в качестве источников права и, в соответствии со статьёй 15 Конституции РФ, являются частью правовой системы нашей страны [8]. Если говорить о влиянии международных норм на деятельность российских НКО, то стоит упомянуть закреплённое в международных НПА общечеловеческое «право на объединение». Оно зафиксировано в статье 20 Всеобщей декларации прав человека, где сказано «Каждый человека имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций. Никто не может быть принуждаем вступать в какую-либо ассоциацию» [2]. Помимо этого, статья 22 Международного пакта о гражданских и политических правах тоже указывает на наличие у граждан государств, подписавших данный пакт, права на объединение «Каждый человек имеет право на свободу ассоциации с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в таковые для защиты своих интересов» [9]. Очень важен факт закрепления права на объединение и в Европейской

102 ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №1 (59), 2022 конвенции о защите прав человека и основных свобод, в статье 11 которой сказано «Каждый имеет право на свободу мирных собраний и на свободу объединения с другими» [18].

Право на объединение - это основное право, которое даёт возможность гражданам нашей страны объединяться в организации и свободно отстаивать свои и общественные интересы, достигать социально важных целей. Регулирование работы общественных добровольных юридических лиц неразрывно связано с реализацией гражданами своих прав на объединение в различные коллективы, в том числе и для осуществления некоммерческой деятельности, поэтому данное право не могло быть не закреплено на международном уровне, потому что в зарубежных странах неправительственные общественные организации составляют значительную часть из всех юридических лиц [11]. Очень важно, что Российская Федерация подписала все перечисленные выше международные акты, а, следовательно, на высшем уровне признала право своих граждан на объединения. Более того, если более детально рассмотреть и Всеобщую декларацию прав человека, и Международный пакт о гражданских и политических правах, то можно заметить, что в данных документах также идёт речь о праве объединений, созданных гражданами, быть политически независимыми и свободными от воли государственных органов, что очень важно, и даёт некоммерческим организациям свободу действий в рамках закона при осуществлении ими деятельности.

Список источников

1. Байматов, П. Н. Перспективы развития государственно-правового регулирования деятельности некоммерческих организаций при оказании социально значимых услуг населению [Текст] / П. Н. Байматов. М: Государство и право, 2018. - № 9. - С. 133-137.

2. Всеобщая декларация прав человека // Основные международные договоры по правам человека. Нью-Йорк и Женева: Организация Объединённых Наций, 2006. С. 5

3. Горный, М. Б. Общественное участие некоммерческих организаций [Текст] / Публичная политика — 2006. Сборник статей. / Под редакцией А. Ю. Сунгурова. М: СПб: Норма, 2014.- С. 10-30.

4. Гудилин, Д. С. История становления и развития некоммерческих организаций в России [Текст] // Д. С. Гудилин. М: Наука сегодня глобальные вызовы и механизмы развития: материалы международной научно-практической конференции, Вологда, 24 апреля 2019 года. М: Вологда: ООО «Маркер», 2019. - С. 119-121.

5. Гурская, М.М Перспективы совершенствования нормативно - правового регулирования некоммерческих организаций [Текст] / М.М. Гурская. М: Журнал Российского права, 2018. - № 1. - С. 72 - 89.

ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №1 (59), 2022 103

6. Елкина, В. Н. Наиболее распространенные формы некоммерческих организаций и их социально-экономическое значение [Текст] / В.Н. Елки-на. М: Вестник АГАУ. 2012. - №10. - С. 15-23.

7. Закон СССР от 09.10.1990 N 1708-1 (с изм. от 19.05.1995) "Об общественных объединениях"

8. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398.

9. Международный пакт о гражданских и политических правах // Основные международные договоры по правам человека. Нью-Йорк и Женева: Организация Объединённых Наций, 2006. С. 36

10. Мостовой, К. В. Нормативно-правовое регулирование деятельности некоммерческих организаций [Текст] / К. В. Мостовой. М: Лучшая студенческая статья 2020: сборник статей XXVII Международного научно-исследовательского конкурса, Пенза, 25 февраля 2020 года. - Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2020. - С. 162-164.

11. Некоммерческие организации в международном и национальном праве: монография [Текст] / С. Е. Нарышкин, Т. Я. Хабриева, А. Я. Капустин и др. ; под ред. Т. Я. Хабриевой, С. В. Чиркина. М: Институт законодательства и сравнительного право ведения при Правительстве Российской Федерации : Норма : ИНФРА М, 2017. — 304 с.

12. Постановление Администрации Курской области от 17 сентября 2012 года № 785-па «О Порядке предоставления субсидий из областного бюджета социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность на территории Курской области». Официальный сайт Администрации Курской области. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://adm.rkursk.ru/index.php?id=109&mat_id=18355&query=%ED%E5%E А%ЕЕ%ЕС%ЕС%Е5%Е0%Е7%Е5%Е1%ЕА%Е8%Е5.

13. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.06.2020 №847 «О реестре некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции». Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/dokumenty/postanovlenie_pravitelstva_ro ssiyskoy_federacii_ot_11_iyunya_2020_g_847.html.

14. Постановление Правительства Российской Федерации от 27.10 2016 № 1096 «Об утверждении перечня общественно полезных услуг и критериев оценки качества их оказания». Российская газета. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rg.ru/2016/11/07/perechen-dok.html.

104 ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №1 (59), 2022

15. Прохоренко, Ю. И. Нормативное обеспечение деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций [Текст] / Ю. И. Прохоренко, К. В. Вишнева. М: Ученые заметки ТОГУ, 2017. - Т. 8. - № 3. - С. 291-296.

16. Указ Президента РФ от 08.08.2016. № 398 «Об утверждении приоритетных направлений деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг». СПС КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_202901/942772dce30cfa3 6b671bcf19ca928e4d698a928/.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Указ Президента РФ от 09.08.1995 № 835 «О государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации». СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10330/942772dce30cfa36 b671bcf19ca928e4d698a928/.

18. Council of Europe (Совет Европы). Convention for the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms (Конвенция о защите прав человека и основных свобод). 03.09.1953. ETS № 005 (Рим. 04.11.1950).

19. Кластеризация регионального пространства: опыт Курской области / Ю. В. Вертакова, Ю. С. Положенцева, А. В. Щедрин, М. Ю. Хлынин // Вестник ОрелГИЭТ. - 2012. - № 3(21). - С. 98-104.

Статья поступила в редакцию 16.02.2022; одобрена после рецензирования 18.02.2022; принята к публикации 18.02.2022.

Polozhentseva Yulia Sergeevna, Candidate of Economics, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Regional Economics and Management Southwest State University, Kursk, Russia

Sogacheva O.V., Candidate of Economics, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Regional Economics and Management

Southwest State University, Kursk, Russia

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE LEGISLATIVE REGULATION OF THE ACTIVITIES OF NON-PROFIT ORGANIZATIONS

Annotation. The study examines the history of the emergence of noncommercial organizations in Russia. The stages of development of non-profit organizations in Russia are systematized. A generalization of the legislative regulation of the activities of non-profit organizations at different levels was carried out, and the development of the non-profit sector in the Russian Federation was analyzed. The levels of legislative regulation of the activities of NGOs are also highlighted, as well as to assess the nature and degree of influence of legislative and other acts on the development of the third sector in Russia.

Keywords: non-profit organizations, development, legislative regulation, third sector, historical stages.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.