Научная статья на тему 'К вопросу о месте и перспективах развития некоммерческих организаций в сфере оказания социальных услуг'

К вопросу о месте и перспективах развития некоммерческих организаций в сфере оказания социальных услуг Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
178
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ПОСТАВЩИКИ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ / СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / SOCIALLY ORIENTED NON-PROFIT ORGANIZATIONS / SOCIAL SERVICES / SOCIAL SERVICE PROVIDERS / SOCIAL STATE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Волков И.А., Зелепукин Р.В., Нестерова Е.М.

В представленной статье проводится анализ институционализации некоммерческих организаций в сфере оказания социальных услуг. Отмечаются принятые законодательные основы и меры, предпринятые на уровне органов исполнительной власти. Отмечается состояние некоммерческого сектора Тамбовской области, включенного в перечень поставщиков социальных услуг. Подчеркиваются проблемы прикладного характера, требующие разрешения для развития деятельности некоммерческих организаций в рассматриваемой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLACE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF NON-PROFIT ORGANIZATIONS IN THE SPHERE OF SOCIAL SERVICES

The article analyzes the institutionalization of non-profit organizations in the sphere of social services. The legislative framework adopted and the measures taken at the level of the Executive authorities are noted. The state of the non-profit sector of the Tambov region included in the list of social service providers is noted. The article emphasizes the problems of applied nature that require permission for the development of non-profit organizations in this area.

Текст научной работы на тему «К вопросу о месте и перспективах развития некоммерческих организаций в сфере оказания социальных услуг»

Волков И.А.

Студент 4 курса Института права и национальной безопасности ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет

имени Г.Р. Державина Зелепукин Р.В.

К.ю.н., доцент кафедры конституционного и международного права Института права и национальной безопасности ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина»

Нестерова Е.М.

К.ю.н., доцент кафедры теории и истории права Института права и национальной безопасности ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина»

К ВОПРОСУ О МЕСТЕ И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СФЕРЕ ОКАЗАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ

Аннотация. В представленной статье проводится анализ институционализа-ции некоммерческих организаций в сфере оказания социальных услуг. Отмечаются принятые законодательные основы и меры, предпринятые на уровне органов исполнительной власти. Отмечается состояние некоммерческого сектора Тамбовской области, включенного в перечень поставщиков социальных услуг. Подчеркиваются проблемы прикладного характера, требующие разрешения для развития деятельности некоммерческих организаций в рассматриваемой сфере.

Ключевые слова: социально ориентированные некоммерческие организации, социальные услуги, поставщики социальных услуг, социальное государство.

Volkov I.A.

4th year student Of the Institute of law and national security of Tambov state University named after G.R. Derzhavin»

Zelepukin R.V.

PhD, associate Professor of the Department of constitutional and international law of the Institute of law and national security of Tambov state University named after G.R. Derzhavin»

Nesterova E.M.

PhD, associate Professor of the Department of theory and history of law, Institute of law and national security, Tambov state University named after G.R. Derzhavin»

PLACE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF NON-PROFIT ORGANIZATIONS IN THE SPHERE OF SOCIAL SERVICES

Abstract. The article analyzes the institutionalization of non-profit organizations in the sphere of social services. The legislative framework adopted and the

measures taken at the level of the Executive authorities are noted. The state of the non-profit sector of the Tambov region included in the list of social service providers is noted. The article emphasizes the problems of applied nature that require permission for the development of non-profit organizations in this area.

Key words: socially oriented non-profit organizations, social services, social service providers, social state.

Исследование выполнено в рамках реализации гранта для поддержки прикладных исследований молодых ученых 2019 года Управления образования и науки Тамбовской области по проекту «Социально ориентированные некоммерческие организации: условия и особенности правового регулирования на уровне субъектов Российской Федерации», выполняемого на основании Соглашения № 10-19/МУ.

Современные процессы социально-экономического развития существенно расширили состав участников социальной сфере. Сегодня наряду с государственными учреждениями в системе социального обслуживания участвуют индивидуальные предприниматели, коммерческие организации, а также социально ориентированные некоммерческие организации. Именно социально ориентированным НКО отводится отдельная роль, так как государство, по сути, делегирует свои полномочия и ресурсы в некоммерческий сектор. С одной стороны, это может способствовать сокращению бюджетных издержек на социальную сферу. С другой стороны, содействовать изменению содержания отношений в сфере социального обслуживания за счет внедрения методов и форм работы, свойственных некоммерческим организациям. Вместе с этим, эти тенденции находятся в рамках воплощения и реализации конституционного принципа, установленного в ст. 7 Конституции Российской Федерации, согласно которому политика государства направлена на «создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Задача по привлечению некоммерческих организаций к сфере оказания социальных услуг за счет бюджетных средств была поставлена на государственном уровне в Указе Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» [2], где было предусмотрено развитие поддержки социально ориентированных НКО. Но основное событие, способствовавшее привлечению НКО стало принятие Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» [1]. Данный законодательный акт установил НКО в качестве одной из категории субъектов, которые могут быть признаны поставщиками социальных услуг.

Следующий этап государственной политики по взаимодействию с НКО и их вовлечению в социальную сферу ознаменован разработкой

законодательного установления и регулирования заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, что было определено в Комплексе мер, направленных на обеспечение поэтапного доступа социально-ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, на 2016-2020 годы [4] и Дорожной карте «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере»[3].

При этом если общие аспекты выстраивания системы привлечения НКО к социальным услугам закреплены на федеральном уровне, то их конкретизация предусматривается в положениях законодательства субъектов Российской Федерации.

Основным аспектом данных актов, планирующих и определяющих порядок реализации стратегии государства по вовлечению НКО на рынок социальных услуг, является принятие специального законодательного акта - Федерального закона «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере». Несмотря на то, что комплексом указанных выше мер разработка и принятие данного законодательного акта предполагалось в 2016-2017 году, соответствующий законопроект находится на стадии принятия. Проект федерального закона «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» не мог не вызвать сложностей, непростых дискуссии между различными участниками социальной сферы и институтами публичной власти. Принятие этого акта потребует разработки необходимых законодательных и подзаконных норм на уровне субъектов Российской Федерации, в том числе на уровне Тамбовской области.

Кроме того, на региональном уровне сейчас разрабатывается и обсуждается проект Социального кодекса Тамбовской области, в предмет регулирования которого могут войти общественные отношения, связанные с предоставлением отдельным категориям граждан, проживающим на территории Тамбовской области, мер социальной поддержки, государственной социальной помощи, адресной социальной помощи, социальных услуг в рамках социального обслуживания. Однако, проект закона области не предусматривает участия в указанных отношениях НКО, что требует отдельного рассмотрения и обсуждения.

В связи с разработкой и обсуждением законодательных предложений в сфере социальных услуг, находящихся в совместном ведении

Российской Федерации и ее субъектов, места в этой сфере некоммерческих организаций, не теряют актуальности вопросы об оценке, моделировании и прогнозировании перспектив социально ориентированных НКО на формирующемся в Тамбовской области рынке социальных услуг, методов конкуренции в указанном сегменте, учитывая подход к реструктуризации системы социального обслуживания населения с участием негосударственных поставщиков услуг за счет бюджетных средств.

По состоянию на ноябрь 2019 года в Тамбовской области согласно данным Управления социальной защиты и семейной политики области, в Тамбовской области действует 47 поставщиков социальных услуг. Основная масса поставщиков социальных услуг функционирует в организационно-правовой форме бюджетных учреждений. Представителей некоммерческого сектора в реестре поставщиков социальных услуг Тамбовской области - 12 [5].

Следует признать, что механизм привлечения и участия НКО в сегмент социальных услуг требует дальнейшего развития, сопровождающегося изменениями на законодательном уровне, в том числе по созданию условий для расширения количественного и качественного участия социально ориентированных НКО на рынке оказания социальных услуг.

Поставленная проблематика требует разрешения ряда прикладных проблем:

во-первых, деятельность НКО в качестве поставщиков социальных услуг предполагает их участие в качестве субъектов бюджетных правоотношений, что требует рассмотрения вопроса совершенствования бюджетирования НКО в системе социального обслуживания населения.

- во-вторых, необходимо провести анализ развития доступа НКО в качестве поставщиков социальных услуг к бюджетным средствам в рамках установленных административных процедур, а также их корректировки на уровне законодательства субъектов Российской Федерации.

- в-третьих, необходимо проработать вопрос создания условий для увеличения количества НКО, задействованных в указанной сфере, в том числе за счет установления на законодательном уровне преференций для НКО среди иных субъектов оказания социальных услуг.

Список литературы

1. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»: Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2013. № 52 (часть I). Ст. 7007.

2. О мероприятиях по реализации государственной социальной политики: Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 // Собрание законодательства. 2012. № 19. Ст. 2334.

3. Об утверждении «дорожной карты» «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере: Распоряжение Правительства РФ от 8 июня 2016 года №1144-р [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://static.govemment.ru/media/files/m8dATZ3NHAo7aDUj8dpGMINKYks0nd4H.pdf (дата обращения:10.12.2019)

4. Комплекс мер, направленных на обеспечение поэтапного доступа социально-ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, на 2016-2020 годы (№ 3468п-П44 от 23.05.2016) [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://nko.economy.gov.ru/Files/NewsDocuments/ 289412df-21bf-4a5e-83a4-d5b4b1847036.pdf (дата обращения: 10.12.2019)

5. Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области. Реестр поставщиков социальных услуг (по состоянию на 22.11.2019) [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://uprsoc.tmbreg.rU/reestrpsu.htm#reestr. (дата обращения: 10.12.2019)

Гришмановский Д.Ю.

к.ю.н., доц., ОУ ВО «Южно-Уральский технологический университет», г. Челябинск, Россия Шкаликова С.М.

Студентка 4 курса ОУ ВО «Южно-уральский технологический университет», г. Челябинск, Россия

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Аннотация: В данной статье проанализирована существующая нормативная база на предмет регулирования предпринимательской деятельности, изучена специфика работы предпринимательской деятельности, а также рассмотрены особенности самозанятых граждан.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, законность предпринимательской деятельности, самозанятость, самозанятые граждане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.