Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВЫРАЖЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ С УЧЕТОМ НАЛИЧИЯ ПРОФИЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВЫРАЖЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ С УЧЕТОМ НАЛИЧИЯ ПРОФИЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРАКТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филипенко Е. В., Малолеткова А. В., Балахонский В. В., Журавлева Т. Л., Старова Е. А.

Значительная роль в подготовке современного специалиста отводится педагогическому работнику образовательной организации высшего образования. Учитывая функциональную многоаспектность профессиональной деятельности следует отметить, что ее эффективность будет во многом зависеть от уровня сформированности у преподавателя необходимых профессиональных умений и навыков в различных видах педагогической деятельности: учебно-методической, научно-исследовательской и воспитательной. Цель проведенного нами исследования заключалась в выявлении степени выраженности профессиональных умений по различным видам педагогической деятельности, что в дальнейшем поможет обосновать основные направления оптимизации подготовки педагогов высшей школы и внести необходимые коррективы в содержание учебных программ курсов профессиональной переподготовки кадров и в вариативную часть учебных планов, предназначенных для аспирантов (адъюнктов), обучающихся по программе подготовки научно-педагогических кадров с присвоением квалификации «Исследователь. Преподаватель-исследователь». Взяв за основу ключевой показатель «умения», мы выделили систему критериев оценки результативности работы преподавателя высшей школы, сгруппировав их по вышеуказанным видам педагогической деятельности. Был проведен сравнительный анализ степени выраженности этих показателей у трех групп участников с учетом наличия у них профильного педагогического образования и практического опыта работы. Выводы, полученные в результате исследования, позволили выделить ряд рекомендаций по оптимизации профессиональной подготовки педагогов высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Филипенко Е. В., Малолеткова А. В., Балахонский В. В., Журавлева Т. Л., Старова Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE EXPRESSION OF PEDAGOGICAL SKILLS OF HIGHER SCHOOL TEACHERS, TAKING INTO ACCOUNT THE PRESENTED EDUCATION AND EXPERIENCE OF PEDAGOGICAL WORK

A significant role in the training of a modern specialist is assigned to a pedagogical worker of an educational pedagogical organization of higher education. The functional multidimensionality of professional activity should be noted that its effectiveness will largely depend on the level of formation of the teacher’s necessary professional skills in various pedagogical activities: educational, methodological, research and educational. The purpose of our study was to identify the degree of expression of professional skills in various types of pedagogical activity, which will further help substantiate the main directions of optimization of the training of teachers of higher education and make the necessary adjustments to the content of curricula of professional retraining courses and to the variable part of curricula intended for postgraduate students (adjuncts) studying under the program for the training of scientific and pedagogical personnel with the qualification «Researcher. Research teacher». Taking as a basis the key indicator of «skill», we have identified a system of criteria for assessing the performance of a teacher of higher education, grouping them according to the above types of pedagogical activity. Next, we carried out a comparative analysis of the severity of these indicators in three groups of participants, taking into account their specialized pedagogical education and practical work experience. The conclusions obtained as a result of the study made it possible to single out a number of recommendations for optimizing the professional training of teachers of higher education.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВЫРАЖЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ С УЧЕТОМ НАЛИЧИЯ ПРОФИЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ»

УДК 378.046.4

Е. В. ФИЛИПЕНКО, доцент кафедры педагогики и психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат педагогических наук, доцент (г. Санкт-Петербург)

Е. V. FILIPENKO, Assistant Professor of the Chair of Pedagogy and Psychology of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate Pedagogical Sciences, Associate Professor (St. Petersburg)

А. В. МАЛОЛЕТКОВА, доцент кафедры педагогики и психологии Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета, кандидат психологических наук, доцент (г. Стерлитамак)

A.V. MALOLETKOVA, Associate Professor of the Department pedagogy and psychology of Ster-litamak branch of the Bashkir State University, candidate of psychological sciences, Associate Professor (Sterlitamak)

B. В. БАЛАХОНСКИЙ, профессор кафедры философии и социологии Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор философских наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации (г. Санкт-Петербург)

V. V. BALAKHONSKY, Professor of the Department of Philosophy and Sociology of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Doctor of Philosophy, Professor, Honored Worker of the Higher School Russian Federation (St. Petersburg)

Т. Л. ЖУРАВЛЕВА, доцент кафедры педагогики и психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат педагогических наук, доцент (г. Санкт-Петербург)

Т. L. ZHURAVLE VA, Assistant Professor of the Chair of Pedagogy and Psychology of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor (St. Petersburg)

E. A. CTAPOBA, доцент кафедры правоведения Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, кандидат исторических наук (г. Санкт-Петербург)

Е. A. STAROVA, Associate Professor of the Department of Jurisprudence of the St. Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, Candidate of Historical Sciences (St. Petersburg)

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВЫРАЖЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ С УЧЕТОМ НАЛИЧИЯ ПРОФИЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE EXPRESSION OF PEDAGOGICAL SKILLS OF HIGHER SCHOOL TEACHERS, TAKING INTO ACCOUNT THE PRESENTED EDUCATION AND EXPERIENCE OF PEDAGOGICAL WORK

Аннотация. Значительная роль в подготовке современного специалиста отводится педагогическому работнику образовательной организации высшего образования. Учитывая функциональную многоаспектность профессиональной деятельности следует отметить, что ее эффективность будет во многом зависеть от уровня сформированности у преподавателя необходимых профессиональных умений и навыков в различных видах педагогической деятельности: учебно-методической, научно-исследовательской и воспитательной.

Цель проведенного нами исследования заключалась в выявлении степени выраженности профессиональных умений по различным видам педагогической деятельности, что в дальнейшем поможет обосновать основные направления оптимизации подготовки педагогов высшей школы и внести необходимые коррективы в содержание учебных программ курсов профессиональной переподготовки кадров и в вариативную часть учебных планов, предназначенных для аспирантов (адъюнктов), обучающихся по программе подготовки научно-педагогических кадров с присвоением квалификации «Исследователь. Преподаватель-исследователь».

Взяв за основу ключевой показатель «умения», мы выделили систему критериев оценки результативности работы преподавателя высшей школы, сгруппировав их по вышеуказанным видам педагогической деятельности. Был проведен сравнительный анализ степени выраженности этих показателей у трех групп участников с учетом наличия у них профильного педагогического образования и практического опыта работы. Выводы, полученные в результате исследования, позволили выделить ряд рекомендаций по оптимизации профессиональной подготовки педагогов высшей школы.

Ключевые слова и словосочетания: профессионально- педагогическая деятельность, виды деятельности, компетентность, профессиональные компетенции, практические умения и навыки.

Annotation. A significant role in the training of a modern specialist is assigned to a pedagogical worker of an educational pedagogical organization of higher education. The functional multidimensionality ofprofessional activity should be noted that its effectiveness will largely depend on the level offormation of the teacher 's necessary professional skills in various pedagogical activities: educational, methodological, research and educational

The purpose of our study was to identify the degree of expression ofprofessional skills in various types of pedagogical activity, which will further help substantiate the main directions of optimization of the training of teachers of higher education and make the necessary adjustments to the content of curricula ofprofessional retraining courses and to the variable part of curricula intendedfor postgraduate students (adjuncts) studying under the program for the training of scientific and pedagogical personnel with the qualification «Researcher. Research teacher».

Taking as a basis the key indicator of «skill», we have identified a system of criteria for assessing the performance ofa teacher of higher education, grouping them according to the above types ofpedagogical activity. Next, we carried out a comparative analysis of the severity of these indicators in three groups ofparticipants, taking into account their specialized pedagogical education and practical work experience. The conclusions obtained as a result of the study made it possible to single out a number of recommendations for optimizing the professional training of teachers of higher education.

Key words and phrases: professional pedagogical activities, types of activities, competence, professional competencies, practical skills

Педагогическая деятельность в образовательной организации высшего образования имеет чрезвычайно важное социальное значение, поскольку речь идет о формировании будущего специалиста, от уровня профессиональной подготовленности которого в значительной степени зависит экономическое, политическое и культурное развитие современного общества.

Вопросам профессионально-педагогической деятельности и различным ее аспектам посвящены научные исследования И. А. Зимней, С. И. Архангельского, А. В. Барабанщикова, Е. А. Климова, Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, Л. М. Ми-тиной и других ученых. Однако, несмотря на большое количество научных трудов, следует отметить, что до настоящего времени в теории педагогики нет единого общепринятого определения данному феномену.

Так, например, рассматривая педагогическую деятельность в процессуальном плане, В. А. Сластенин отмечает, что по своей природе эта деятельность есть не что иное, как процесс решения неисчислимого множества типовых и оригинальных педагогических задач различных классов и уровней [1].

Педагогическую деятельность И. А. Зимняя трактует как воспитывающее и обучающее воздействие педагога, направленное на личностное, интеллектуальное и деятель-ностное развитие обучающихся, одновременно выступающее и как основа их саморазвития и самосовершенствования [2, с. 260].

Г. М. Коджаспирова, раскрывая сущность профессиональной деятельности педагога обращает внимание еще на одну важную особенность, а именно - на создание в образовательном процессе оптимальных педагогических условий для воспитания, обучения, развития и саморазвития обучающихся, предоставления им широкого выбора возможностей свободного и творческого самовыражения [3].

Несмотря на различное смысловое содержание приведенных определений, важ-

но отметить, что они не противоречат друг другу, напротив, гармонично дополняют и раскрывают различные стороны педагогической деятельности, которую в широком смысле можно определить как род профессиональной деятельности, направленный на достижение поставленных учебно-воспитательных целей и обеспечение отношений, возникающих между субъектами образовательного процесса при передаче научно-практического и профессионального опыта.

Цель педагогической деятельности, осуществляемой в том числе в условиях высшей школы, заключается в подготовке высококвалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного и ответственного специалиста, стремящегося к постоянному личностному и профессиональному росту, готового включиться в политическую, общественную, культурную и другие сферы жизни общества, проявляя социальную активность и высокий уровень гражданского самосознания.

Воплотить в жизнь поставленную цель призваны педагогические работники, которые, согласно п. 21 ст. 2. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», являясь «физическим лицом, состоят в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняют обязанности по обучению, воспитанию обучающихся» [4].

Должностные обязанности, основные виды деятельности, профессиональные компетенции педагогического работника образовательной организации высшего образования определяются (помимо указанного выше Закона «Об образовании в Российской Федерации») различными приказами, инструкциями и положениями Министерства просвещения Российской Федерации, Ми-

нистерства науки и высшего образования Российской Федерации, а также Уставом образовательной организации, Федеральным государственным образовательным стандартом и иными документами, которые регламентируют его профессиональную деятельность.

Необходимо отметить, что деятельность педагогического работника высшей школы - явление многоаспектное. В связи с чем ее правомерно рассматривать как достаточно сложную систему, обладающую такими общими свойствами, как полиструктурность и целостность [5]. В частности, согласно п. 16 ст. 47. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», полиструктурность предполагает «... учебную (преподавательскую) и воспитательную работу, в том числе практическую подготовку обучающихся, индивидуальную работу с обучающимися, научную, творческую и исследовательскую работу, а также другую педагогическую работу, предусмотренную трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом» [4].

Объективно, в силу особенностей и специфики образовательных организаций высшего образования, деятельность каждого педагогического работника осуществляется одновременно в различных сферах, в каждой из которых он призван выполнять различные роли и реализовать разные функции в тех или иных видах профессиональной деятельности [5]. Традиционно в условиях высшей школы осуществляются следующие виды педагогической деятельности: учебно-методическая, научно-исследовательская, воспитательная.

Учебно-методическая работа является основным видом профессиональной деятельности педагогического работника и направлена на формирование у обучающихся научного мировоззрения, системы современных профессиональных знаний, умений, навыков и специальных компетенций, а также на реализацию в образовательном процессе целей воспитания и развития личности будущего специалиста.

Осуществляемая в высшей школе такая работа имеет свою специфику и кардинально отличается от деятельности, например, школьного учителя. Так, в частности, учебная деятельность педагогического работника высшей школы предполагает увеличение доли прикладного компонента в подготовке будущих специалистов, ориентацию учебного процесса на самостоятельную деятельность обучающихся и обеспечение их профессионально-личностного развития, что позволяет формировать целостную систему обобщенных знаний, комплекс профессиональных умений, навыков и необходимых компетенций. Учебная деятельность также предполагает практико-ориентированный, исследовательский характер, что позволяет обучающимся высшей школы проявлять познавательную активность, инициативность и высокую заинтересованность в получении образовательных результатов, необходимых профессиональных компетенций и т. д.

Специфика образовательной деятельности в высшей школе определяет основные обязанности педагога в области учебной работы, к которым традиционно относят: организацию и проведение учебных занятий (лекций, семинаров, практических, лабораторных работ); разработку лекционных курсов, читаемых дисциплин и планов учебных занятий; осуществление текущего и итогового контроля (зачетов, экзаменов); курирование учебных и производственных практик; осуществление консультаций; руководство курсовыми проектами, выпускными квалификационными работами, научно-исследовательскими работами, самостоятельной работой обучающихся и др.

С учебной деятельностью непосредственно связана методическая. Она в организации высшего образования, как правило, осуществляется по следующим основным направлениям: разработка и совершенствование содержания программ учебных дисциплин, учебно-методических комплексов и иных методических материалов, необходимых для проведения всех видов учебных занятий; внедрение в образовательный процесс новых образовательных технологий,

педагогических техник, форм, методов обучения и воспитания с целью повышения качества преподавания учебных дисциплин; изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта, участие в учебно-методических советах, секциях и иных мероприятиях, повышающих профессиональную квалификацию и методическое мастерство педагогических работников и др.

Неотъемлемой частью профессиональной деятельности педагогического работника высшей школы является обязательное проведение научных исследований. Научно-исследовательская работа является специфической формой реализации творческого потенциала и профессионализма преподавателей высшей школы. Она включает следующие виды: написание и защита диссертационных исследований; выполнение инициативных и заказных научно-исследовательских работ; публикация научных статей, монографий, издание учебных, учебно-методических и иных пособий, обеспечивающих образовательный процесс в вузе; участие в научных конференциях, форумах и семинарах; рецензирование и редактирование научных трудов; руководство научно-исследовательской работой обучающихся адъюнктуры (аспирантуры), магистратуры, бакалавриата и др.

Одним из значимых направлений педагогической деятельности является включение в научно-исследовательский процесс обучающихся, что создает не только необходимые предпосылки для активного развития научного мировоззрения последних, но и приобщает к самостоятельной научно-поисковой деятельности, формированию собственной научной позиции, внутренней мотивации и личностной установки на занятие исследовательской деятельностью на профессиональной основе.

Наряду с указанными направлениями, крайне актуальной в настоящее время становится воспитательная деятельность. Основной целью воспитания обучающихся является развитие их профессиональной культуры, формирование профессиональных установок, мотивов, отношений, ценностных ори-

ентаций, обеспечивающих их саморазвитие и самоактуализацию. Воспитательная работа в условиях высшей школы осуществляется как в процессе преподавания учебных дисциплин преимущественно гуманитарного цикла, так и во внеучебное время в процессе активного вовлечения обучающихся в различные виды просоциальной деятельности (творческую, спортивно-оздоровительную, волонтерскую, гражданско-патриотическую и т. д.). Важно, чтобы каждый педагогический работник, осуществляющий воспитательный процесс, отчетливо осознавал значимость воспитательного воздействия на формирование будущих специалистов, личную и коллективную ответственность за результаты воспитательной деятельности.

Реализуемые в совокупности рассмотренные виды педагогической деятельности обеспечивают не только эффективное обучение, воспитание и развитие будущих специалистов, но и требуют от профессорско-преподавательского состава постоянного повышения педагогического мастерства при выполнении различных профессиональных функций, объективно присущих педагогической деятельности.

Взяв за основу Приказ Минобрнау ки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» и проанализировав учебные планы по направлению подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки, направленность (профиль) подготовки - Общая педагогика, история педагогики и образования (научная специальность 13.00.01), по направлению подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки, направленность (профиль) подготовки - Теория и методика профессионального образования (научная специальность 13.00.08), а также образовательные стандарты, нами был определен ключевой показатель - «профессионально-педагогические умения», которыми должен владеть педагогический работник образовательной организации высшего образования, поскольку от уровня владения практическими уме-

ниями во многом зависит качество образовательного процесса. (В силу ограниченного объема данной статьи перечень значимых профессионально-педагогических умений будет приведен ниже в процессе описания и интерпретации результатов проведенного исследования).

Организуя данное исследование, мы предполагали, что, во-первых, полученные в ходе экспериментальной работы данные позволят нам провести сравнительный анализ показателей степени выраженности педагогических умений по различным видам педагогической деятельности в зависимости от наличия/отсутствия у испытуемых педагогического образования и опыта практической деятельности в вузе, во-вторых, помогут выявить основные направления оптимизации подготовки педагогов высшей школы к профессионально-педагогической деятельности, в-третьих, внести необходимые коррективы в содержание учебных программ курсов профессиональной переподготовки кадров и в вариативную часть учебных планов, а также рабочие программы дисциплин, которые предназначены для аспирантов (адъюнктов).

Исследование проводилось на базе следующих образовательных организаций высшего образования:

- ФГКОУ ВО «Санкт-Петербургский университет МВД России» (далее - СПбУ МВД России);

- ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет)»;

- ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», Институт права (Башкортостан, г. Уфа);

- Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» (СФ БашГУ), (Башкортостан, г. Стерли-тамак).

В качестве испытуемых выступили: преподаватели образовательных организаций высшего образования; аспиранты (адъюнкты) очной формы обучения, получающие образование по программе подготовки научно-педагогических кадров с присвоением

квалификации «Исследователь. Преподаватель-исследователь» по ряду направлений; слушатели курсов профессиональной переподготовки по программам «Школа педагогического мастерства» (СПбУ МВД России), «Педагогика и психология» (СФ БашГУ). Курсы предназначены для педагогических работников, не имеющих базового педагогического образования.

Общее количество испытуемых - 85 человек. Все испытуемые были условно поделены на три группы с учетом имеющихся у них квалификационных характеристик:

1. В первую группу (31 человек) вошли педагогические работники вузов, имеющие педагогическое образование и практический опыт преподавания в высшей школе. К данной группе были отнесены педагоги, характеризуемые обучающимися и коллегами как опытные, успешные в педагогической работе, качественно выполняющие свои профессиональные обязанности. Это дало нам возможность использовать данную группу как «эталонную», сравнивать ее с другими группами. Средний возраст испытуемых в данной группе - 39,7 лет, общий стаж работы - 18,4 года, в том числе стаж педагогической деятельности - 11,3 года.

2. Вторая группа (38 человек) была представлена аспирантами, совмещающими обучение с работой в качестве ассистентов различных кафедр, а также преподавателями, которые на момент исследования являлись слушателями курсов профессиональной переподготовки кадров. У участников данной группы отсутствует базовое педагогическое образование, но имеется опыт практической педагогической деятельности в вузе. Средний возраст участников исследования -36,6 лет, общий стаж работы - 16,3 года, в том числе стаж педагогической деятельности - 3 года.

3. В третью группу (16 человек) вошли аспиранты (адъюнкты), а также слушатели курсов профессиональной переподготовки. Данная группа отличается от предыдущей отсутствием как педагогического образования, так и опыта педагогической деятельности. Однако представители данной группы

планируют связать свое будущее с педагогической деятельностью, имея при этом ярко выраженную мотивацию. Средний возраст испытуемых составил 25,7 лет, общий стаж работы -2,1 года.

Учитывая специфику указанных групп, мы скомпоновали опросник, который включал оценку степени выраженности различных профессионально-педагогических умений у испытуемых путем самоанализа (от О до 10 баллов) по нескольким видам профессиональной деятельности: учебно-методическая работа, научно-исследовательская деятельность, воспитательная работа. Значимость различий определялась с помощью критерия Стьюдента ^-критерий).

Так, изучив результаты проведенного опроса по блоку учебно-методической работы, нами были сделаны некоторые выводы.

Все испытуемые наиболее успешно, по их мнению, выполняют следующие виды работ: «Планирование занятий по учебным дисциплинам», «Осуществление контроля в процессе промежуточной аттестации», «Проведение занятий по учебным предметам, курсам, дисциплинам», «Разработка и обновление рабочих программ и учебно-методического обеспечения», «Ведение документации, обеспечивающей реализацию рабочих программ». Менее компетентными участники считают себя в плане «Анализа научно-методических и учебно-методических материалов» и «Умения анализировать проведение учебных занятий, вносить коррективы в рабочую программу».

Отметим, что ряд компетенций оценен представителями третьей группы ниже всех остальных: «Разработка и обновление рабочих программ учебных предметов, учебно-методического обеспечения» и «Разработка образовательных программ». Такую ситуацию можно объяснить отсутствием опыта в данном виде деятельности.

Значимые различия с опытными преподавателями наблюдались у испытуемых второй и третьей групп. Они были выявлены по следующим параметрам: «Проведение занятий по учебным предметам, курсам, дисциплинам», «Умение разрабатывать учебные

задания», «Оценка освоения образовательной программы при проведении итоговой аттестации в составе экзаменационной комиссии». И если вторая группа оценивает свои учебно-методические возможности относительно адекватно, то высокие оценки третьей группы по показателю «Проведение занятий по учебным предметам, курсам, дисциплинам» являются весьма сомнительными и противоречивыми. Интерпретировать полученные результаты можно следующим образом: испытуемые, не имеющие ни педагогического образования, ни опыта работы в вузе, пока не до конца осознают, что без должной методической подготовки качественно провести учебные занятия на высоком профессиональном уровне весьма затруднительно, а в некоторых случаях вовсе не представляется возможным.

Участники исследования из второй группы оценили свои профессионально-педагогические возможности значительно ниже, чем опытные преподаватели, по следующим показателям: «Организация самостоятельной работы обучающихся», «Умение контролировать и оценивать работу обучающихся, успехи и затруднения в освоении программы», «Планирование занятий по учебным предметам». Однако представители третьей группы оценили себя по данным показателям примерно на том же уровне, что и опытные преподаватели.

По показателям «Умение анализировать применение форм и методов педагогической диагностики, оценочных средств», «Разработка и обновление рабочих программ учебных предметов и методического обеспечения», «Разработка рекомендаций по совершенствованию качества образовательного процесса» и др. вторая и третья группы оценили себя значительно ниже, чем представители первой группы.

По параметру «Применение современных технических средств обучения и образовательных информационных технологий, в том числе при дистанционном обучении» представители третьей группы также высоко оценили свои умения по сравнению с другими группами. В данном случае такая оценка

вполне оправдана и может быть объяснена тем, что молодые люди лучше ориентируются в информационных и мультимедиа технологиях. Группа же опытных преподавателей отмечает не только недостаточную компетентность в данной области, но и указывает на причины, а именно: отсутствие времени на самообучение и высокую занятость на работе и др.

По показателю «Умение использовать в образовательном процессе интерактивные формы и методы обучения» все три группы испытуемых показали примерно одинаковый средний балл. Полученные результаты дают основания к пересмотру содержания некоторых учебных дисциплин, касающихся инновационных технологий образования, и включению в них преимущественно прак-тико-ориентированных учебных занятий и заданий, направленных на формирование и развитие необходимых профессионально-педагогических умений.

В целом испытуемые во всех группах оценили свои профессиональные умения в области учебно-методической работы выше среднего. При этом наиболее высокие показатели были у опытных преподавателей; на втором месте - испытуемые, не имеющие педагогического образования и опыта работы; и наиболее низкие баллы - у представителей второй группы, которые имеют незначительный опыт работы в вузе и только осваивают программу педагогического образования.

Выводы, полученные в процессе сравнительного анализа, должны, по нашему мнению, быть учтены при разработке образовательных программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) с присвоением квалификации «Исследователь. Преподаватель-исследователь» и лечь в основу курсов профессиональной подготовки и переподготовки кадров, поскольку методическое совершенствование, - отмечает А. Ю. Швацкий, -способствует развитию профессионального сознания педагога, формирует особый методический взгляд на педагогический процесс и заключается не только в реализации принципов и конкретных приемов организации

учебного процесса в вузе, но и в разработке новых методических приемов и средств обучения, позволяющих обучающимся легче ориентироваться в огромном потоке научной информации [6].

Следующим важнейшим видом педагогической деятельности является научно-исследовательская работа. Так, по параметрам «Участие в организации научных, научно-практических конференций», «Подготовка и представление публикаций в ведущие научные журналы», «Создание и обновление учебных, учебно-методических и иных пособий», «Экспертиза и рецензирование учебников и учебных пособий», «Участие в научно-исследовательских работах» преподаватели со стажем и профильным образованием оценили свои профессиональные умения достаточно высоко от 8 до 10 баллов.

Сильными сторонами педагогов без базового образования, но с опытом работы стали: «Умение организовывать работу научного сообщества обучающихся», «Консультирование обучающихся в подготовке выпускных квалификационных работ, в процессе прохождения производственных практик», а наименьшие баллы были выставлены ими по параметрам «Экспертиза и рецензирование учебников и учебных пособий» и «Подготовка и представление публикаций в ведущие научные журналы». Следует подчеркнуть, что эти умения все чаще предъявляются педагогическим работникам образовательных организаций высшего образования как обязательные требования.

Важно отметить, что по показателю «Создание электронных учебников и учебных пособий» опытные преподаватели и испытуемые второй группы выставили себе минимальные баллы. Вместе с тем, подчеркнем, что именно электронные учебные пособия (далее - ЭУП) создают ту интегрированную информационную среду, в которой обучающиеся обретают качественно новые возможности по сравнению с печатными материалами, поскольку ЭУП имеют большую графическую наглядность (видео, звук, анимацию и др.), удобный пользовательский интерфейс, предоставляют широкие

возможности обучающимся самостоятельно приобретать и актуализировать знания, сочетая их с возможностью глубокого освоения специальных профессиональных дисциплин [7]. В связи с чем современному преподавателю необходимо не только создавать высококачественные научные тексты учебных пособий, но и облекать их в доступный, более привычный для обучающихся электронный формат, тем самым обеспечивая существенное повышение их дидактической ценности.

Вызывают определенную настороженность данные, полученные по параметру «Научное и консультационное сопровождение исследовательских проектов обучающихся» (без учета курсовых работ). Данный параметр был оценен опытными преподавателями и представителями второй группы весьма скромно - от 4 до 7 баллов. Создавшаяся ситуация объяснялась испытуемыми недостаточным уровнем имеющихся у них проектно-технологических знаний, отсутствием должного опыта в организации и руководстве (учебными, исследовательскими, творческими, техническими и др.) проектами, непониманием места данного метода в структуре учебного занятия, неверием в эффективность применения учебных проектов в процессе обучения и низкой мотивацией в целом.

Важно обратить внимание на то, что в третьей группе выявилось практически полное отсутствие указанных умений. По всем показателям имеют место значимые различия, а общий уровень по параметру «научно-исследовательская деятельность» - меньше половины из возможных баллов. Это тем более странно, поскольку научно-исследовательская работа является ведущей деятельностью аспирантов (адъюнктов), в которой они принимают самое непосредственное участие. Возможно, низкие показатели обусловлены тем, что аспиранты (адъюнкты) реализуют себя в ней по-прежнему в качестве обучающихся, ожидающих указаний со стороны научного руководителя. Невысокий уровень сформированности научно-исследовательской компетентности обучающихся

аспирантуры (адъюнктуры) может быть объяснен и другими не менее значимыми факторами, к которым, например, Н. В. Сердюк и Н. В. Ходякова относят: недостаточную целеустремленность и мотивацию адъюнктов; отсутствие должной информированности об организации и проведении научного исследования; низкий уровень культуры речи в сфере научной коммуникации; отсутствие способностей к исследовательской деятельности; отсутствие базового профильного образования и опыта научной деятельности, а также недисциплинированность адъюнктов. Мы солидарны с указанными авторами в том, что большая часть затруднений объясняется когнитивной, мотивационной и практической неготовностью соискателя к научной деятельности и обучению в адъюнктуре в целом. В связи с чем актуальным становится вопрос о «совершенствовании и содержании процедур не только вступительных испытаний в части определения уровня общекультурной, общенаучной и профильной подготовки соискателей на этапе поступления в адъюнктуру» [8, с. 49], но и вопрос, связанный с необходимостью повышения качества как теоретико-методологической, так и практико-ориентированной подготовки аспирантов (адъюнктов) в условиях учебного процесса при реализации программы подготовки научно-педагогических кадров с присвоением квалификации «Исследователь. Преподаватель-исследователь».

Следующий вид педагогической деятельности, который крайне востребован в образовательных организациях любого типа - воспитательная работа. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает, что воспитание, наряду с обучением, является одним из компонентов образования, суть которого заключается в развитии личности обучающегося [4]. Анализ представленных результатов исследования по данному виду профессиональной деятельности позволяет сделать следующие выводы:

1. Общее соотношение баллов имеет те же тенденции, что и в предыдущем блоке -наиболее высокие баллы у первой группы,

самые низкие - в третьей. Однако разница в баллах более сглажена, чем в компетенциях по научно-исследовательской работе.

2. Несмотря на разные значения средних показателей, значимых различий между испытуемыми первой и второй группы не выявлено. Можно сделать вывод о необходимости непосредственного опыта педагогической работы для формирования компетентности в плане воспитательной деятельности. Этот вывод подтверждается и наличием значимых различий между показателями участников первой и третьей группы, ведь у последних опыт работы в качестве педагога отсутствует.

3. Наиболее высокие показатели у опытных преподавателей выявлены по параметрам «Умение обеспечивать на занятиях порядок и сознательную дисциплину» и «Умение организовывать проведение конференций, выставок, конкурсов и воспитательных мероприятий». Наименьшие показатели - «Умение оказывать методическую помощь активу группы в организации воспитательных мероприятий» и «Умение мотивировать участие обучающихся в волонтерской деятельности, разработке социальных проектов».

4. В наименее компетентной третьей группе максимальными оценками были отмечены следующие параметры: «Умение обеспечивать на занятиях порядок и сознательную дисциплину», «Создание условий для воспитания и развития обучающихся, мотивирование их деятельности по освоению учебного предмета», а наибольшие затруднения вызывает «Умение готовить обучающихся к участию в конференциях, выставках, конкурсах и иных мероприятиях».

5. По показателю «Осуществление кураторства учебной группы» почти всеми испытуемыми были выставлены оценки от 4 до 8 баллов. Такой разброс в оценках объясняется тем, что не все участники исследования задействованы в кураторской работе. Однако заставляет задуматься тот факт, что третья часть всех опрошенных нами респондентов имеет лишь общее представление о данном виде деятельности, методике организации

воспитательных мероприятий, формах и методах воспитательной работы с обучающимися. Вместе с тем именно куратор через разнообразные виды деятельности организует систему отношений группы, создает условия для индивидуального самовыражения личности каждого обучающегося, призван способствовать становлению гражданской позиции и нравственному самоопределению. Кураторство следует рассматривать как эффективную систему взаимодействия преподавателя и обучающихся, как неотъемлемую часть системы учебно-воспитательной работы вуза [9]. В связи с чем, считаем, что данному виду работы следует уделять особое внимание как в рамках курсов профессиональной переподготовки, так и в процессе освоения аспирантами (адъюнктами) программы подготовки научно-педагогических кадров с присвоением квалификации «Исследователь. Преподаватель-исследователь» вне зависимости от того задействованы они в кураторской работе или осуществляют воспитательную деятельность эпизодически.

Таким образом, результаты нашего исследования дают основания полагать, что для качественной профессиональной подготовки преподавателя высшей школы важно не только базовое педагогическое образование, но и опыт практический работы. При этом особое внимание следует обратить на формирование научно-исследовательской компетентности и организацию воспитательной работы с обучающимися. Именно эти виды профессиональной деятельности преподавателя высшей школы необходимо усилить путем включения в учебные планы практико-ориентированных дисциплин и спецкурсов. Для опытных преподавателей, имеющих педагогическое образование и опыт практической работы, важным аспектом для профессионального самосовершенствования является методическая работа, практика использования информационно-коммуникационных технологий, а также освоение специфики организации учебного процесса в формате дистанционного обучения.

Заключая сказанное отметим, что стать профессионалом, мастером своего дела под силу не только тем педагогам, кто уже успешно воплощает в своей профессиональной деятельности педагогические знания,

умения и навыки, но и тем, кто искренне заинтересован в результатах своей деятельности, которую умело сочетает с неиссякаемым энтузиазмом, терпением и большим трудолюбием.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сластенин В. А., Мищенко А.И. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя. Москва : Прометей, 1997. 200 с.

2. Зимняя И. А. Педагогическая психология : учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. Москва : Издательская корпорация «Логос», 2000. С. 262.

3. Педагогический словарь : для высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Код-жаспиров. Москва : Академия, 2000. 175 с.

4. Об образовании в Российской Федерации : федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-фз (ред. от 8 июня 2020 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 1 июля 2020 г.). СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20.10.2021 г.).

5. Титова Е. В. Качество деятельности преподавателя вуза : подход к пониманию и оценке. Непрерывное образование: XXI век. Выпуск 1 (13). 2016. URL: http://dop.uchebalegko.ru (дата обращения: 24.09.2021).

6. Швацкий А. Ю. Методическая деятельность преподавателя вуза как основа развития его профессиональной деятельности. URL: http://elib.osu.rU/bitstream/123456789/1004/l/1754-1759.pdf.

7. Снадченко С. В. Применение электронных учебных пособий в образовательном процессе вуза // Научный электронный архив академии естествознания. URL: https://s.econf.rae.ru/pdf/2011/07/424.pdf

8. Сердюк Н. В., Ходякова Н. В. Подготовка научно-педагогических кадров в адъюнктуре : поиск путей повышения эффективности//Академическая мысль. 2021. № 3 (16). С. 47-51.

9. Тимошенко А. И., Тазетдинова Е. Н. Роль куратора в формировании гражданской идентичности обучающихся // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 2 (26). С. 122-125.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Костина Н. И. Профессионально-педагогическая подготовка преподавателя высшей школы США : дис. ... канд. пед. наук. Белгород, 2000. 190 с.

О Филипенко Е. В. О Малолеткова А. В. О Балахонский В. В. О Журавлева Т. Л. О Старова Е. А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.