Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ПИЩЕВЫХ ПРОИЗВОДСТВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФУТБОЛОМ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ПИЩЕВЫХ ПРОИЗВОДСТВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФУТБОЛОМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ / СТУДЕНТЫ / СПОРТИЗАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / СПОРТИВНОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова Элина Владимировна, Дубатовкин Владислав Иванович, Олейник Сергей Сергеевич, Куликов Сергей Владимирович, Аверьянов Игорь Валерьевич

В статье представлены результаты, полученные в ходе изучения уровня физической подготовленности студентов Московского государственного технического университета, занимающихся футболом. В исследовании осуществлена попытка обоснования объема и направленности педагогического воздействия, по средствам сравнительного анализа результатов, полученных в ходе оценки уровня физической подготовленности групп общей физической подготовки (ОФП) и групп элективного курса по спортивным играм (спортивного совершенствования по футболу). Исследование проведено с целью уточнения содержания физической подготовки в рамках учебно-тренировочного процесса в группах футбола, повышения его эффективности, и как следствие, повышения качества соревновательной деятельности студентов университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макарова Элина Владимировна, Дубатовкин Владислав Иванович, Олейник Сергей Сергеевич, Куликов Сергей Владимирович, Аверьянов Игорь Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE LEVEL OF DEVELOPMENT OFPHYSICAL QUALITIES OF MOSCOW STATE UNIVERSITY OF FOOD PRODUCTION STUDENTS ENGAGED IN FOOTBALL

The article presents the results obtained during the study of the level of physical fitness of students of the Moscow State Technical University engaged in football. The study attempts to substantiate the scope and direction of pedagogical influence by means of the comparative analysis of the results obtained during the assessment of the level of physical fitness of general physical training groups (OFP) and elective course groups on sports games (sports improvement in football). The study was conducted in order to clarify the content of physical training in the framework of the educational and training process in football groups, to increase its effectiveness, and as a result, to improve the quality of competitive activity of university students.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ПИЩЕВЫХ ПРОИЗВОДСТВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФУТБОЛОМ»

ЛИТЕРАТУРА

1. Мавлиев, Ф.А. Цитрат натрия и аэробная работоспособность спортсменов-любителей / Ф.А. Мавлиев, А.С. Назаренко, Н.В. Рылова, А.В. Жолинский, В.С. Солонщикова // Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта. - 2019. - № 7 (173). - С. 108-112.

2. Cunha, V.C.R. et al. Sodium citrate supp lementation enhances tennis skill performance: a crossover, placebo-controlled, double blind study / V.C.R. Cunha, // Journal of the International Society of Sports Nutrition. - 2019. - Vol. 16. - № 1. - P. 32.

3. Requena, B. et al. Sodium bicarbonate and sodium citrate: ergogenic aids? / B. Requena // The Journal of Strength and Conditioning Research. - 2005. - Vol. 19. - № 1. - P. 213-224.

4. Suvi, S. Influence of Sodium Citrate Supplementation after Dehydrating Exercise on Responses of Stress Hormones to Subsequent Endurance Cycling Time-Trial in the Heat / S. Suvi // Medicina. - 2019. - Vol. 55. - № 4. - P. 103.

5. Urwin, C.S. Induced alkalosis and gastrointestinal symptoms after sodium citrate ingestion: a dose-response investigation / C.S. Urwin, D.B. Dwyer, A.J. Carr // International journal of sport nutrition and exercise metabolism. - 2016. - Vol. 26. - № 6. - P. 542--548.

REFERENCES

1. Mavliev, F.A., Nazarenko A.S., Rylova N.V., Zholinsky A.V. and Solonschikova V.S. (2019), Sodium citrate and aerobic performance of amateur sportsmen, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 173 No. 7, pp. 108-112.

2. Cunha, V.C.R. (2019), "Sodium citrate supp lementation enhances tennis skill performance: a crossover, placebo-controlled, double blind study", Journal of the International Society of Sports Nutrition, Vol. 16 No. 1, pp. 32.

3. Requena, B., Zabala, M., Padial, P. and Feriche B. (2005), "Sodium bicarbonate and sodium citrate: ergogenic aids?", The Journal of Strength anf Conditioning Research, Vol. 19, No. 1, pp. 213-224.

4. Suvi, S. (2019), "Influence of Sodium Citrate Supplementation after Dehydrating Exercise on Responses of Stress Hormones to Subsequent", Endurance Cycling Time-Trial in the Heat Medicina, Vol. 55, No. 4, рр. 103.

5. Urwin, C.S., Dwyer, D.B. and Carr A.J. (2016), "Induced alkalosis and gastrointestinal symptoms after sodium citrate ingestion: a dose-response investigation", International journal of sport nutrition and exercise metabolism, Vol. 26, No. 6, pp. 542-548.

Контактная информация: fanis16rus@mail.ru

Статья поступила в редакцию 14.10.2021

УДК 796.011.3

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ПИЩЕВЫХ ПРОИЗВОДСТВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФУТБОЛОМ

Элина Владимировна Макарова, доктор педагогических наук, доцент, Владислав Иванович Дубатовкин, старший преподаватель, Сергей Сергеевич Олейник, старший преподаватель, Сергей Владимирович Куликов, старший преподаватель, Московский государственный университет пищевых производств, Игорь Валерьевич Аверьянов, кандидат педагогических наук, доцент, Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, Московский государственный университет пищевых

производств, Москва

Аннотация

В статье представлены результаты, полученные в ходе изучения уровня физической подготовленности студентов Московского государственного технического университета, занимающихся футболом. В исследовании осуществлена попытка обоснования объема и направленности педагогического воздействия, по средствам сравнительного

анализа результатов, полученных в ходе оценки уровня физической подготовленности групп общей физической подготовки (ОФП) и групп элективного курса по спортивным играм (спортивного совершенствования по футболу). Исследование проведено с целью уточнения содержания физической подготовки в рамках учебно-тренировочного процесса в группах футбола, повышения его эффективности, и как следствие, повышения качества соревновательной деятельности студентов университета.

Ключевые слова: общая физическая подготовка, педагогическое тестирование, студенты, спортизация, физическое воспитание, сравнительный анализ, спортивное совершенствование.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.10.p223-228

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE LEVEL OF DEVELOPMENT OF PHYSICAL QUALITIES OF MOSCOW STATE UNIVERSITY OF FOOD PRODUCTION STUDENTS ENGAGED IN FOOTBALL

Elina Vladimirovna Makarova, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Vladislav Ivanovich Dubatovkin, the senior teacher, Sergey Sergeevich Oleinik, the senior teacher, Sergey Vladimirovich Kulikov, the senior teacher, Moscow State University of Food Production, Igor Valerievich Averyanov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Bauman Moscow State Technical University, Moscow State University of Food Production, Moscow

Abstract

The article presents the results obtained during the study of the level of physical fitness of students of the Moscow State Technical University engaged in football. The study attempts to substantiate the scope and direction of pedagogical influence by means of the comparative analysis of the results obtained during the assessment of the level of physical fitness of general physical training groups (OFP) and elective course groups on sports games (sports improvement in football). The study was conducted in order to clarify the content of physical training in the framework of the educational and training process in football groups, to increase its effectiveness, and as a result, to improve the quality of competitive activity of university students.

Keywords: general physical training, pedagogical testing, students, sportization, physical education, comparative analysis, sports improvement.

В настоящее время в Российской Федерации складывается ситуация, когда необходимо принимать радикальные меры по качественному улучшению состояния здоровья населения, формированию новых ценностных ориентиров студентов, высокого уровня гражданственности и патриотизма. Мировой опыт показывает, что средства физической культуры и спорта обладают универсальной способностью выполнять поставленные задачи [5]. Существует мнение специалистов [1, 4] о том, что наиболее перспективными педагогическими технологиями являются те из них, которые реализуют здоровье формирующую функцию физической культуры. К таким технологиям в первую очередь относим активное использование видов спорта в структуре учебных занятий.

Известно, что одним из значимых качеств для успешности соревновательной деятельности в футболе является быстрота. Вместе с тем быстрота является консервативным физическим качеством, и слабо подвержена влиянию внешних факторов, поскольку во многом является качеством генетически детерминированным. Вместе с тем эффективность тренировочного процесса, направленного на быстроту, будет выше при условии, что участники данного процесса предрасположены к скоростно-силовым видам спорта [6]. Авторы единодушны во мнении, что важнейшей научной составляющей учебно-тренировочного процесса является регулярное и систематическое использование контрольных (тестовых) упражнений, что позволяет не только получать срочную и текущую информацию о состоянии подготовленности (физической, технической и др.) испытуемых, но и выявить, насколько эффективно и целесообразно применение тех или иных

средств и методов тренировки в учебно-тренировочном процессе. Более того, по мнению тех же авторов в настоящее время существует необходимость в уточнении существующих методик подготовки студентов к соревнованиям различного уровня [4].

Цель исследования заключается в том, чтобы используя средства сравнительного анализа уточнить содержание процесса физической подготовки студентов групп спортивно - подготовительного отделения кафедры «Физического культуры и спорта» МГУПП.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

С целью уточнения содержания процесса физической подготовки в рамках учебной дисциплины физическая культура на базе кафедры «Физического культуры и спорта» Московского государственного университета пищевых производств было проведено исследование, в котором приняли участие 60 студентов. Испытуемые были распределены на две группы: группа ОФП и группа спортивного совершенствования по футболу (по 30 человек в каждой).

На предварительном этапе исследования, в результате анализа научно-методической литературы были подобраны тестовые задания, направленные на оценку следующих физических качеств: быстроты, скоростно-силовых качеств, общей выносливости. В процессе исследования осуществлялось педагогическое тестирование уровня физической подготовленности студентов, с последующим сравнительным анализом полученных показателей студентов групп ОФП и группа спортивного совершенствования по футболу.

Программа тестирования включала в себя четыре тестовых упражнения. Для измерения быстроты использовали тест «Бег 10м», «Бег 60м». Оценка скоростно-силовых качеств производились в ходе выполнения теста «Бег 7*50м» [2]. Уровень развития общей выносливости изучался (определялся) во время выполнения теста и «Бег 3000м».

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В результате проведенных исследований и сравнительного анализа полученных данных, можно сделать вывод о том, что уровень развития изучаемых показателей быстроты (тест «Бег 10м») студентов группы спортивного совершенствования по футболу (1,83 с) не имел достоверных различий с аналогичными показателями студентов групп ОФП (1,94 с) (рисунок 1).

Тест 10 м

Тест бег 60 м

1,95 1,9 1,85 1,8 1,75

1,94

7,4

8,14

ГСС

ОФП

ГСС

ОФП

Рисунок 1 - Результаты тестирования уровня физической подготовленности футболистов групп ОФП и спортивного совершенствования по футболу тест «Бег 10м»

Рисунок 2 - Результаты тестирования уровня физической подготовленности футболистов групп ОФП и спортивного совершенствования по футболу тест «Бег 60м»

Сравнительный анализ результатов, полученных в ходе тестирования уровня физической подготовленности студентов групп спортивного совершенствования и ОФП показал, что в тесте, оценивающем быстроту («Бег 60м») показатели у студентов ГСС (7,77с) достоверно выше (р<0,05), чем у студентов ОФП (8,14с) (рисунок 2).

В ходе оценки скоростно-силовых качеств «Бег 7* 50м», уровень физической подготовленности студентов показал, что скоростно-силовые качества у группы спортивного

совершенствования соответствует 58.41 с, что достоверно выше (р<0,05), чем аналогичные результаты в группе ОФП (63,03с) (рисунок 3).

Тест 7х50 м

Тест 3000 м

64 62 . 60 58 56

63,03

ГСС

ОФП

ГСС

ОФП

Рисунок 3 - Результаты тестирования уровня физической подготовленности футболистов групп ОФП и спортивного совершенствования по футболу «Бег 7х50м»

Рисунок 4 - Результаты тестирования уровня физической подготовленности футболистов групп ОФП и спортивного совершенствования по футболу тест «Бег 3000м»

В качестве средства оценки уровня общей выносливости применялся тест «Бег 3000м». Результаты, полученные в данном тесте, свидетельствуют, что у студентов групп спортивного совершенствования по футболу показатели, отражающие уровень развития данного качества (11,62 мин) были достоверно выше, чем у студентов ОФП (12,99 мин) (рисунок 4). Таким образом, полученные результаты, на наш взгляд, обусловлены тем, что соотношение средств, направленных на развитие быстроты в процессе развития физических качеств в рамках учебного процесса групп спортивного совершенствования составляет 80% (специфических) и 20% (базовых). На основании сказанного выше, мы сочли целесообразным применять средства тренировки студентов групп спортивного совершенствования в группах ОФП.

Вместе с тем, учитывая тот факт, что группы ОФП по уровню физической подготовленности не являются однородными, и лишь не более 50 % из числа студентов данных групп соответствуют уровню групп спортивного совершенствования рекомендуется в условиях учебного процесса групп ОФП применять дифференцированный подход [7]. В частности, выявить тех студентов групп ОФП, показатели, которых не имеют достоверных различий с показателями студентов групп спортивного совершенствования и проводить с ними работу по методике данных групп.

ВЫВОДЫ

Средне-групповые значения изучаемых показателей у студентов группы спортивного совершенствования по футболу достоверно выше, чем у студентов группы ОФП. При этом, около 50% из числа студентов группы ОФП в процессе тестирования показали результаты на уровне показателей группы спортивного совершенствования.

Таким образом, методика физической подготовки, применяемая в учебном процессе групп спортивного совершенствования, соответствует возможностям 50% студентов групп ОФП, и можно сделать вывод о том, что данная методика может быть эффективно внедрена в практику работы с данным контингентом студентов. Для текущего и этапного контроля за уровнем развития профессионально значимых психофизических качеств студентов предлагается использование различных тестов на выносливость и скоростно-силовых тестов [8].

Анализ и интерпретация данных, полученных в ходе исследования, позволил предположить о том, что при условии внедрения данной методики в процесс физической подготовки групп ОФП, помимо повышения уровня физической подготовленности появятся перспективы перехода студентов из групп ОФП в группы спортивного совершенствования, что увеличит количество потенциальных кандидатов в сборную университета.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бальсевич В.К. Спортивно ориентированное физическое воспитание: Образовательный и социальный аспект / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. -2003. - № 5. - С. 19-22.

2. Дубатовкин, В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов экономического факультета : методические рекомендации / В.И. Дубатовкин. - Москва : Pray, 2007. -

54 с.

3. Коробова Н.А. Основные стадии спортивного отбора / Н.А. Коробова, А.С. Коробов // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). - Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 19-22.

4. Лубышева Л.И. Спортизация в системе физического воспитания: от научной идеи к инновационной практике : монография / Л. И. Лубышева, А. И. Загревская, А. А. Передельский [и др.]. - Москва : Научно-издательский центр "Теория и практика физической культуры и спорта", 2017. -200 с.

5. Макарова, Э.В. Применение здоровьесберегающих технологий у студентов-заочников экономического профиля обучения / Э.В. Макарова, В.И. Дубатовкин, Е.Н. Олейник // Спорт и спортивная медицина : материалы международной. научно.-практической конференции, посвященной 40-летию со дня основания Чайковского гос. ин-та физ. культуры (Чайковский, 09-11 апреля, 2020 года). - Чайковский : Из-во Чайковский государственный институт физической культуры, 2020. - С. 250-255.

6. Оценка физической подготовленности студентов / С. В. Михайлова, Т. В. Сидорова, Т.

A. Полякова [и др.] // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 6. - Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 6. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23645 (дата обращения: 01.09.2021)..

7. Олейник С.С. Использование инновационных технологий как возможность повышения интереса у студентов к практическим занятиям по физической культуре в вузе/ С.С. Олейник, М.З. Курамагомедов, И.М Веселова // Актуальные проблемы физической культуры и спорта в современных социально-экономических условиях. Сборник статей по материалам международной научной конференции профессорско-преподавательского состава, посвященной 125-летию со дня рождения

B. С. Немчинова. - Москва, 2020. - С. 50-54.

8. Совершенствование физических качеств - сила, студенток экономического профиля обучения в агропромышленном комплексе. / В.И. Дубатовкин, С.Ю. Никитченко, Н.А. Федяев, И.С.-Х. Мусаев, И.А. Солодухин // Ученные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 9 (187). - С. 84-90.

REFERENCES

1. Balsevich, V.K. and Lubysheva L.I. (2003), "Sports-oriented physical education: Educational and social aspect", Theory and practice ofphysical culture, No. 5, pp. 19-22.

2. Dubatovkin, V.I. (2007), Professionally-applied physical training of students of the Faculty of Economics guidelines, Pray, Moscow.

3. Korobova N. A. (2014), "The main stages of sports selection", Theory and practice of education in the modern world: materials of the VI International Scientific Conference, St. Petersburg, December 2014, St. Petersburg, pp. 19-22.

4. Lubysheva L.I., Zagrevskaya, A.I., Peredelsky, A.A. et al (2017), Sportization in the system of physical education: from scientific idea to innovative practice, Scientific Publishing Center "Theory and practice of physical culture and sports", Moscow.

5. Makarova, E. V., Dubatovkin V. I. and Oleynik, E. N. (2020), "The use of health-saving technologies for part-time students of the economic profile of education", Sport and sports medicine: materials of the international scientific and practical conference dedicated to the 40th anniversary of the founding of the Tchaikovsky State Institute of Physical Culture, Tchaikovsky, April 09-11, 2020, Tchaikovsky, pp. 250-255.

6. Mikhailova, S.V., Sidorova, T.V., Polyakova, T.A., et al (2015), "Assessment of physical fitness of students", Modern problems of science and education, No. 6, available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23645.

7. Oleinik, S.S., Kuramagomedov, M.Z. and Veselova, I.M. (2020), "The use of innovative technologies as an opportunity to increase students ' interest in practical physical culture classes at the univer-

sity", Actual problems ofphysical culture and sports in modern socio-economic conditions. A collection of articles based on the materials of the international scientific conference of the teaching staff dedicated to the 125th anniversary of the birth of V. S. Nemchinov, Moscow, pp. 50-54.

8. Dubatovkin, V.I., Nikitchenko, S.Y., Fedyaev, N.A., Musaev, I.S.-H. and Solodukhin, I.A. (2020), "Improvement of physical qualities-strength, students of the economic profile of training in the agro-industrial complex", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 9, Vol. 187, pp. 84-90.

Контактная информация: vladislav180570@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 03.10.2021

УДК 797.2

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЛАВАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ПОД ВЛИЯНИЕМ ЗАНЯТИЙ ПЛАВАНИЕМ В ГРУППАХ ЗДОРОВЬЯ

Дмитрий Владимирович Мальцев, соискатель, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет; Екатерина Викторовна Сабурова, кандидат педагогических наук, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,

Санкт-Петербург

Аннотация

С целью улучшения состояния функциональных показателей детей 10-12 лет под влиянием занятий плаванием в группах здоровья разработана программа оздоровительного плавания, рассчитанная на 36 занятий. Апробированы общеразвивающие, подготовительные и специальные средства и методические приемы укрепления здоровья, формирования гигиенических навыков детей, овладения умением держаться на воде и навыками самостоятельного плавания в бассейне дистанции не менее 15 м кролем на груди и на спине. Выявлена возможность совмещенного улучшения функционального состояния и эффективного усвоения плавательных движений.

Ключевые слова: оздоровительное плавание, группы здоровья, школьники 10-12 лет.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.10.p228-231

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

IMPROVING THE SWIMMING SKILLS OF CHILDREN UNDER THE INFLUENCE OF SWIMMING IN HEALTH GROUPS

Dmitry Vladimirovich Maltsev, the competitor, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University; Ekaterina Victorovna Saburova, the candidate of pedagogical sciences, The Herzen State Pedagogical University of the Russian, St. Petersburg

Abstract

In order to improve the state of functional indicators of 10-12 years old children under the influence of swimming in health groups, the program of recreational swimming has been developed, designed for 36 lessons. General developmental, preparatory and special means and methodological methods of health promotion, the formation of hygienic skills of children, mastering the ability to stay on the water and the skills of independent swimming in the pool at a distance of at least 15 m with a crawl on the chest and on the back have been tested. The possibility of combined improvement of the functional state and effective assimilation of swimming movements was revealed.

Keywords: recreational swimming, health groups, schoolchildren 10-12 years old.

ВВЕДЕНИЕ

Плавание, как один из видов физической активности аэробной направленности, имеет большое оздоровительное значение. Воздействие водной среды способствует улучшению кровоснабжения мозга, укрепляет кожный покров и нервную систему занимающегося. При нахождении в воде увеличивается теплоотдача. Воздействие гидромассажа на тело занимающегося положительно влияет на организм, укрепляется кожный по-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.