Научная статья на тему 'Обучение плаванию студентов с различным уровнем спортивной подготовки'

Обучение плаванию студентов с различным уровнем спортивной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ЗДОРОВЬЕ / ПЛАВАНИЕ / СПОРТИВНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ / STUDENTS / HEALTH / SWIMMING / SPORTS RESULT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитченко Сергей Юрьевич, Куликов Сергей Владимирович

В статье представлен теоретический и практический материал по обучению плаванию студентов разного уровня подготовки в режиме учебных занятий по «Физической культуре и спорту», а также учебно-тренировочных занятий в секции «Плавание». Освоение большого количества плавательных движений одновременно всеми способами плавания сначала облегченных, затем спортивных, позволяет уже на начальном этапе сделать выбор и впоследствии осваивать остальные. Именно поэтому сокращается продолжительность всего периода освоения основных навыков плавания. Использование новейших методик при обучении плаванию студентов с различным уровнем подготовки способствует формированию у них потребности в здоровом образе жизни, повышению уровня плавательной подготовленности и функциональных возможностей организма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никитченко Сергей Юрьевич, Куликов Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training of students with different levels of sports training

The article presents theoretical and practical material on teaching swimming students of different levels of training in the mode of training sessions on "Physical Culture and Sport", as well as training sessions in the section "Swimming". Mastering a large number of swimming movements at the same time by all swimming methods, first facilitated, then sports, allows you to make a choice at the initial stage and subsequently master the rest. That is why the duration of the entire period of mastering basic swimming skills is reduced. The use of the latest techniques in teaching swimming students with different levels of training contributes to the formation of their need for a healthy lifestyle, increase the level of swimming preparedness and functional capabilities of the body.

Текст научной работы на тему «Обучение плаванию студентов с различным уровнем спортивной подготовки»

REFERENCES

1. Andreev, E.E. (2016), "Features of improving the skills of operational law enforcement officers during the detention of persons involved in the commission of crimes related to drug trafficking", Actual problems ofphysical and special training of law enforcement officers' structures, No. 3, pp. 95-101.

2. Moroz, V.V. (2005), Fundamentals of technical and tactical actions of employees of the internal affairs bodies while improving combat methods of combat: tutorial, Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Khabarovsk.

3. Novikov, A.A., Kuznetsov, V.V. and Shustin, B.N. (1975), "About the development of model characteristics of athletes", Theory and practice ofphysical culture, No. 6, pp. 58-60.

4. Stepanov, G.I. (2010), "On the question of the professionalism of internal affairs officers", Improving the combat and physical training of cadets and students of educational institutions of law enforcement agencies: a collection of all-Russian scientific and practical. conf., Irkutsk, pp. 108-111.

5. Shiyan, V.V. (2006), "Efficiency of training in physical training of cadets of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Modern sports technologies of the highest achievements in the professional training of law enforcement officers: materials of the International Scientific Congress, Anita Press, Moscow, pp. 256-258.

6. Schipin, A.I. (2006), "Situational training as one of the elements for improving the professional training of police officers", Modern sports technologies of the highest achievements in the professional training of law enforcement officers: materials of the International Scientific Congress, Anita Press, Moscow, pp. 266-273.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 05.02.2020

УДК 797.21

ОБУЧЕНИЕ ПЛАВАНИЮ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

Сергей Юрьевич Никитченко, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, Сергей Владимирович Куликов, старший преподаватель, Российский государственный аграрный университет имени К.А. Тимирязева, Москва

Аннотация

В статье представлен теоретический и практический материал по обучению плаванию студентов разного уровня подготовки в режиме учебных занятий по «Физической культуре и спорту», а также учебно-тренировочных занятий в секции «Плавание». Освоение большого количества плавательных движений одновременно всеми способами плавания сначала облегченных, затем спортивных, позволяет уже на начальном этапе сделать выбор и впоследствии осваивать остальные. Именно поэтому сокращается продолжительность всего периода освоения основных навыков плавания. Использование новейших методик при обучении плаванию студентов с различным уровнем подготовки способствует формированию у них потребности в здоровом образе жизни, повышению уровня плавательной подготовленности и функциональных возможностей организма.

Ключевые слова: студенты, здоровье, плавание, спортивный результат.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.2.p286-289

TRAINING OF STUDENTS WITH DIFFERENT LEVELS OF SPORTS TRAINING

Sergey Yurievich Nikitchenko, the candidate of agricultural sciences, senior lecturer, Sergey Vladimirovich Kulikov, the senior teacher, Russian State Agrarian University - Moscow

Timiryazev Agricultural Academy

Abstract

The article presents theoretical and practical material on teaching swimming students of different levels of training in the mode of training sessions on "Physical Culture and Sport", as well as training

sessions in the section "Swimming". Mastering a large number of swimming movements at the same time by all swimming methods, first facilitated, then sports, allows you to make a choice at the initial stage and subsequently master the rest. That is why the duration of the entire period of mastering basic swimming skills is reduced. The use of the latest techniques in teaching swimming students with different levels of training contributes to the formation of their need for a healthy lifestyle, increase the level of swimming preparedness and functional capabilities of the body.

Keywords: students, health, swimming, sports result.

Поступив в вуз, студенты являются основным кадровым ресурсом страны. Поэтому главной и основополагающей задачей высших учебных заведений является подготовка физически здоровых специалистов во всех сферах, способных длительное время сохранять физическую активность и работоспособность.

Вместе с тем, анализ тестируемых данных показывает, что за время обучения в вузе здоровье студентов не только не улучшается, но и имеет тенденцию к ухудшению, поэтому ежегодно увеличивается их число, отнесенных к специальной медицинской группе (СМГ). В настоящее время число таких студентов составляет 15-25% на первом курсе, а 10-15% являются полностью освобожденными от практических занятий физической культурой. При этом основными формами заболеваний, определяющих отклонения в состоянии здоровья и направление студентов в СМГ являются: болезни опорно-двигательного аппарата (ОДА) и соединительной ткани (главным образом за счет дегенеративно-дистрофических изменений в позвоночнике), болезни органов зрения и придаточного аппарата (за счет миопии), болезни нервной системы (за счет нейроциркулярной дистонии). Кроме того, выявлена тенденция ухудшения состояния здоровья студентов за период обучения с I по IV курс. Среди студентов IV курса растут показатели заболеваемости за счет болезней сердечнососудистой системы (главным образом вегетососудистой-дистонии), хронических болезней органов пищеварения, болезней органов зрения и ОДА.

В этой связи, плавание является уникальным средством физической культуры, обладающим самым легким двигательным действием, а также жизнесберегающим навыком. Плавание оказывает мощное закаливающее, гигиеническое, оздоровительное и лечебное воздействие на организм человека.

Целью данной работы является разработка и апробация методических подходов при формировании у студентов 1 курса навыков плавания при одновременном освоении всех технических приемов в плавании.

Задачи: изучение влияния инновационных методических подходов, при обучении плаванию студентов, на показатели общей физической подготовленности, специальной подготовленности, а также функциональные показатели: частоты сердечных сокращений (ЧСС), жизненной емкости легких (ЖЕЛ), итоговые скоростные показатели на дистанции 50 метров.

Объектом обучения стали студенты 1 курса 2017-2018 года обучения и студенты 1 курса 2018-2019 года поступления с разным уровнем подготовки.

Нами было выделено 3 группы:

1 группа - с уровнем разряда II взрослый и выше;

2 группа - с уровнем разряда III взрослый и ниже;

3 группа - начальный уровень, умеют держаться на воде.

Общее количество студентов во всех группах составило 60 юношей и девушек. Занятия плаванием проводились в бассейне габаритами 25,0*12,5 - 3,8*1,6 м. С каждой группой занятия проводились 2 раза в неделю по 60 минут. В течение одного семестра было проведено 24 занятия.

В первой группе занятия проводились 4 раза в неделю по 90 минут, дополнительно студенты посещали тренажерный зал.

Основной задачей было улучшение результата для каждого спортсмена на дистанции 50 метров к концу первого учебного года. Всего 16 спортсменов

Количество студентов, занимающихся в секции «плавание»: 1 группа - 16 студентов; 2 группа - 22 студента; 3 группа - 22 студента

Таблица 1 - Улучшение результата на дистанции 50 метров вольным стилем: по отноше-

Сентябрь 2017 Апрель 2019 %

Группа №1

Юноши - 10 чел. - 9 чел. 90

Девушки - 6 чел. - 5 чел. 83

Группа №2

Юноши - 12 чел. - 11 чел. 91

Девушки - 10 чел. - 10 чел. 100

Из приведенной таблицы следует, что по отношению к сентябрю как юноши, так и девушки улучшили свой спортивный результат, так в группе 1 это соотношение составило 90 и 83% соответственно, а в группе 2 девушки показали 100% улучшение показателей, что на 17% больше показателей девушек из 1 группы.

Стоит также добавить, что к апрелю на 2019 год, в группах № 1 и № 2 с количеством студентов 38 человек, 5 из 36 выполнили разрядный норматив: III взрослый - 5 студентов, II взрослый - 1 студент.

В группу № 3 вошли студенты, участвующие полным составом в соревнованиях, XXX первенстве МССИ по плаванию, так и соревнованиях различного регионального уровня. Выполнение спортивных разрядов в этой группе отображены в диаграмме 1.

Из приведенных данных видно, что спортивный результат в этой группе студентов был выше, а динамики выполнения спортивных званий распределилась следующим образом: КМС - выполнил 1 студент; III - взрослый выполнили 4 студента; II - взрослый выполнили 10 студентов; I - взрослый 7 студентов.

Таким образом, занятие в группе спортивного совершенствования по плаванию (Базовые виды спорта) в РГАУ-МСХА является не только универсальным

10 1 8 - 8,2 ■

6 -

4 -

2 -

2 ВЗР

3,2

1,4

1,2

1 ВЗР

КМС

3 ВЗР

Диаграмма 1

Выполнение разрядных нормативов группы № 3

средством разностороннего развития организма студентов, но и прививает стойкие гигиенические навыки, позволяет успешно владеть рациональной техникой плавания, добиваться высоких спортивных результатов создавая благоприятный психо-эмоциональный фон, в изучении других предметов по специальности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дубатовкин, В.И. Мониторинг готовности студентов к занятиям физической культурой с помощью пробы Руфье / В.И. Дубатовкин, Е.Н. Олейник, С.С. Олейник // Доклады Тимирязевской сельскохозяйственной академии : сборник статей. - Москва, 2015. - С. 211-213.

2. Мелентьев, А.Н. Реабилитация профилактика и восстановление студентов-спортсменов в посттравматический период : методические рекомендации / А.Н. Мелентьев, С.Ю. Никитченко, Д.В. Федчук. - Москва : [б. и.], 2018. - 78 с.

3. Мелентьев, А.Н. Комплексы упражнений для развития силовых качеств студентов очной формы обучения в высших учебных заведениях : методические рекомендации / А.Н. Мелентьев, И.У Далнаев. - Москва : [б. и.], 2018. - 56 с.

4. Эффективность применения терренкура в процессе учебных занятий физической культурой и спортом со студентами-инвалидами / Э.В. Макарова, Р.К. Ханбабаев, В.И. Дубатовкин, Е.Н. Олейник, С.Ю. Никитченко // Глобальный потенциал. - 2018. - № 10 (91). - С. 29-32.

5. Изучение влияния специальных ландшафтных объектов на развитие и лечение людей с инвалидностью / Э.В. Макарова, Р.К. Ханбабаев, В.И. Дубатовкин, Е.Н. Олейник, С.Ю. Никитченко

// Вестник ландшафтной архитектуры. - 2018. - № 15. - С. 47-54.

6. Никитченко, С.Ю. Причины возникновения поясничных болей у спортсменов разрядников в силовых видах спорта / С.Ю. Никитченко, И.М. Веселова, И.У Далнаев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 10 (176). - С. 244-247.

7. Смирнов, А.М. Теория и методика обучения плаванию студентов высших учебных заведений : учебное пособие / А.М. Смирнов. - Санкт-Петербург : [б. и.], 2009. - 70 с.

REFERENCES

1. Dubatovkin, V.I., Oleinik, E.N., and Oleinik, S.S. (2015), "Monitoring of students' readiness for physical education using the Ruffier test in the collection", Reports of the Russian Timiryazev State Agrarian University : collection of articles, Moscow, pp. 211-213.

2. Melentiev, A.N., Nikitchenko, S.Yu., and Fedchuk, D.V. (2018), Rehabilitation, prevention and rehabilitation of student athletes in the post-traumatic period, methodical recommendations, Moscow.

3. Melentiev, A.N., Nikitchenko, S.Yu., and Dalnaev, I.U., (2018), Complexes of exercises for the development of power qualities of full-time students in higher educational institutions : methodical recommendations, Moscow.

4. Makarova, E.V., Khanbabaev, R.K., Dubatovkin, V.I., Oleinik, E.N., and Nikitchenko, S.Yu. (2018), "The effectiveness of using terrencourt in the process of training in physical education and sports with students with disabilities", Global potential, No. 10 (91), pp. 29-32.

5. Makarova, E.V., Khanbabaev, R.K., Dubatovkin, V.I., Oleinik, E.N., and Nikitchenko S.Yu. (2018), "Studying the influence of special landscape objects on the development and treatment of people with disabilities", Bulletin of landscape architecture, No.15, pp. 47-54.

6. Nikitchenko, S.Yu., Veselova, I.M., and Dalnaev, I.U. (2019) "The causes of lumbar pain in sportsmen of sportsmen in power sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No 10 (176), pp. 244-247.

7. Smirnov A.M. (2009), Theory and methods of teaching swimming students of higher educational institutions: manual, St. Petersburg.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 23.02.2020

УДК 796.51

ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ К ВЫПОЛНЕНИЮ ИСПЫТАНИЯ «ТУРИСТСКИЙ ПОХОД С ПРОВЕРКОЙ ТУРИСТСКИХ НАВЫКОВ»

КОМПЛЕКСА ГТО

Евгений Анатольевич Николаев, старший преподаватель, Виктория Владимировна Федорова, старший преподаватель, Булат Борисович Гомбоев, старший преподаватель, Сибирский федеральный университет, Красноярск; Александр Юрьевич Осипов, кандидат педагогических наук, доцент, Сибирский федеральный университет, Красноярск, Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого, Сибирский юридический институт Министерства внутренних дел России, Красноярск; Владимир Автономович Уваров, кандидат педагогических наук, профессор, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Аннотация

В статье рассматривается готовность студентов вузов к выполнению испытания «туристский поход с проверкой туристских навыков» в комплексе ГТО. При помощи социологического опроса, установлено, какие испытания (тесты) готовы выбрать студенты из вариативной части комплекса ГТО. В тоже время, большинство студентов не готовы выбрать испытания туристский поход с проверкой туристских навыков, поскольку слабо оценивают свои способности по владению прикладными, туристскими умениями и навыками и не располагают временем на прохождение дистанции похода. Делается вывод о том, что студенты положительно оценивают свою готовность в прохождении дистанции 15 км, в соответствии с VI ступенью комплекса ГТО, но в то же время студентам нужна дополнительная подготовка к выполнению туристских умений и навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.