Научная статья на тему 'Сравнительный анализ учебных программ по начальной профессиональной подготовке сотрудников правоохранительных органов'

Сравнительный анализ учебных программ по начальной профессиональной подготовке сотрудников правоохранительных органов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧАЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ / РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА / ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ / INITIAL VOCATIONAL TRAINING / METHODICAL SUPPORT OF TRAINING / A WORKING TRAINING PROGRAMME / A TARGET COMPONENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крылова Елена Михайловна

В данной статье проводится изучение и анализ современных учебных программ по начальной профессиональной подготовке будущих сотрудников правоохранительных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крылова Елена Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A Comparative Analysis of Training Programmes on Law-Enforcement Officers’ Initial Vocational Training

The article includes the study and analysis of advanced training programmes for the initial vocational training of future employees of law enforcement bodies.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ учебных программ по начальной профессиональной подготовке сотрудников правоохранительных органов»

УДК 37.0

Е. М. Крылова

Сравнительный анализ учебных программ по начальной профессиональной подготовке сотрудников правоохранительных органов

В данной статье проводится изучение и анализ современных учебных программ по начальной профессиональной подготовке будущих сотрудников правоохранительных органов.

Ключевые слова: начальная профессиональная подготовка, методическое обеспечение обучения, рабочая учебная программа, целевой компонент.

Е. М. Krylova

A Comparative Analysis of Training Programmes on Law-Enforcement Officers'

Initial Vocational Training

The article includes the study and analysis of advanced training programmes for the initial vocational training of future employees of law enforcement bodies.

Key words: initial vocational training, methodical support of training, a working training programme, a target component.

Кризис 90-х гг., выразившийся в оттоке кадров, а затем в существенном увеличение штатной численности подразделений в структуре МВД, ослабил систему профессионального обучения будущих сотрудников правоохранительных органов и повлек за собой снижение уровня подготовки профессионального ядра [3]. Поэтому система профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел России, впервые принимаемых на службу, ее организационное построение и методическое обеспечение приобретюет сегодня характер актуальной педагогической проблемы.

В настоящее время образовательные учреждения МВД России строят процесс профессиональной подготовки сотрудников для правоохранительных органов в соответствии с принципами государственной политики в области образования и своей главной задачей признают обеспечение соответствия начальной профессиональной подготовки (НПП) слушателей образовательных учреждений требованиям государственных образовательных стандартов.

Заметим, что в системе профессиональной подготовки, реализуемой в образовательных учреждениях МВД России, содержательной основой признается специальная и правовая подготовка будущих специалистов. Однако отдельного ведомственного стандарта первоначальной под-

готовки сотрудников МВД России не разработано. Такое положение заставляет каждое образовательное учреждение реализовывать собственное представление о процессе и результате НПП.

Но изменения, протекающие в современном обществе, и постоянно меняющееся состояние криминогенной обстановки в стране требует от правоохранительных органов высокой компетенции сотрудников для выполнения ими служебных задач. Поэтому проведение начальной профессиональной подготовки с курсантами и слушателями должно быть максимально эффективным и результативным.

По словам Ю. И. Сологуба, качество начальной профессиональной подготовки специалистов во многом зависит от степени обоснованности целей и задач обучения, содержания обучения и эффективности организации учебного процесса [4]. Поэтому в данной статье мы уделили особое внимание изучению этих категорий в рамках анализа учебных программ НПП, по которым происходит подготовка молодых сотрудников.

Нами были проанализированы программы, разработанные в Московском Университете МВД России и Центре профессиональной подготовки ГУВД по г. Москве (ЦПП), по следующим основным параметрам:

- цели и задачи обучения;

- содержание программы;

© Крылова Е. М., 2012

Сравнительный анализ учебных программ по начальной профессиональной подготовке сотрудников правоохранительных органов

- учебная нагрузка;

- требования к подготовке;

- итоговая государственная аттестация НПП.

Преподавание курса «Начальная профессиональная подготовка» в Московском Университете МВД России имеет целью сформировать у слушателей комплекс теоретических знаний и практических умений, необходимых для выполнения оперативно-служебных задач в объеме должностных (служебных) обязанностей сотрудника патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности [1]. Цель является односоставной и имеет ряд положительных сторон.

Во-первых, цель программы поставлена конкретно, что позволяет преподавателю легко объяснить курсантам (слушателям) необходимость изучения данного курса, а курсантам, в свою очередь, она понятна и доступна.

Во-вторых, достижение данной цели можно контролировать и диагностировать, то есть получать информацию об учебной деятельности курсантов и ее результатах. Также к плюсам можно отнести и способность цели курса выражаться не только качественно, но и количественно. Это облегчает выбор средств их достижения, восприятие и усвоение. И в итоге позволяет использовать цель программы в качестве основы оценки достигнутых результатов.

В-третьих, цель является формирующей. Она направлена на профессиональную подготовку и подразумевает формирование знаний и умений, необходимых курсантам для выполнения служебных обязанностей как сотрудников патрульно-постовой службы.

В-четвертых, формулировка поставленной цели обеспечивает единство изучаемых знаний и умений, что в свою очередь обеспечивает становление компетентного специалиста. Цель выступает как единая система: она совместима во времени и пространстве и не ориентирует курсантов на противоречивые действия.

Теперь обратимся к изучению цели программы НПП Центра профессиональной подготовки ГУВД по г. Москве. Цель данной программы является сложной, пятисоставной [2]:

1. приобретение слушателями теоретических знаний и практических умений, необходимых для профессиональной деятельности в соответствии с квалификационными характеристиками выпускников;

2. выработка знаний и умений по несению службы в типовых ситуациях правоохранительной деятельности;

3. формирование мотивационно-ценностного отношения к профессиональной деятельности;

4. профессиональное личностное развитие;

5. самоопределение и самовоспитание.

В отличие от цели программы НПП Университета данная цель является очень объемной и трудно воспринимается слушателями. Помимо этого, компоненты цели программы ЦПП ГУВД расставлены в соответствии с неправильными приоритетами. Если составители программы при формировании цели выделяют отдельно такой компонент, как формирование мотивационно-ценностного отношения к профессиональной деятельности, то логично было бы поставить его на первое место. Перед осуществлением передачи слушателям «теоретических знаний и практических умений, необходимых для профессиональной деятельности в соответствии с квалификационными характеристиками выпускников» [4], нужно их подготовить, сформировать интерес и познавательную активность, а затем уже приступать непосредственно к передаче знаний и умений. На деле же получается, что мотивацион-но-ценностный компонент в цели программы указан, но его смысловая нагрузка теряется.

Затем обратим внимание на 4 и 5 пункты. Цель программы курса НПП не должна решать вопросы профессионального-личностного развития, самоопределения и самовоспитания слушателей. Программа ЦПП ГУВД и так перезагружена учебной информацией, и ни в одном из ее разделов не говорится об осуществлении или содействии в самоопределении или самовоспитании слушателей. На это у нее даже нет времени. К тому же речь идет о САМОопределении и САМОвоспитании, и уделять внимание данным компонентам при формулировке цели программы было лишним.

Заметим, что курсанты (слушатели) Московского Университета МВД России нуждаются в помощи и поддержке уже на первых этапах обучения, то есть в ходе начальной профессиональной подготовки. Поэтому на это и ориентированы задачи дисциплины [1]:

- содействовать формированию у курсантов знаний и умений, профессионально значимых личностных качеств, необходимых для осуществления полномочий сотрудников подразделений ППСМ на постах и маршрутах патрулирования;

- содействовать развитию профессионального интереса, формированию мотивационно-ценностного отношения к профессиональной деятельности сотрудника полиции, готовности к

выполнению профессиональных задач в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета, установки на самовоспитание;

- способствовать адаптации курсантов к служебно-профессиональной деятельности в органах внутренних дел.

При этом отметим, что развивающие и воспитательные задачи поставлены не конкретно. Они направлены на внешние условия обучения, но не раскрывают его сути. К тому же задачи программы в большей степени носят организационный характер и не определяют этапность в достижении цели. И если начальная профессиональная подготовка всего лишь содействует формированию знаний, умений или развитию профессионального интереса, то кто тогда занимается непосредственно процессами формирования курсантов (слушателей) как компетентных специалистов. На наш взгляд, задачи НПП МосУ МВД России сформулированы некорректно.

Рассмотрим задачи обучения программы ЦПП ГУВД [4]:

- организовать изучение законодательной базы, регламентирующей деятельность органов внутренних дел с учетом деятельности сотрудников патрульно-постовой службы милиции;

- обеспечить переход от изучения законодательной базы к методам ее практической реализации;

- сформировать навыки применения теоретических знаний в практической деятельности;

- привить навыки обобщения, изучения имеющегося положительного опыта и новых форм работы, а также их успешного внедрения в практическую деятельность органов внутренних дел;

- осуществлять подготовку квалифицированных кадров для органов внутренних дел в соответствии с требованиями правоохранительной деятельности.

Как и задачи программы НПП Университета, задачи программы Центра подготовки носят организационный характер и сформулированы не конкретно. Эти задачи не имеют однозначного понимания и способа решения. Также задачи программы НПП ЦПП ГУВД предусматривают более углубленное изучение законодательной базы, чем программа МосУ МВД России, что предполагает существенные затраты времени на их решение.

Программа ЦПП разработана так, что цель и задачи находятся в некотором дисбалансе. Помимо ориентации на формирование знаний и Сравнительный анализ учебных программ по нача сотрудников правоохранительных органов

умений задачи обучения направлены на развитие мотивации, установок у слушателей. Значит, только одна третья часть всего процесса первоначальной подготовки направлена на достижение главной цели программы НПП, а остальные рассчитаны на выполнение задач, связанных с моти-вационно-ценностной сферой и самовоспитанием.

Ранее мы обратили внимание, что цель программы ЦПП является сложной, пятисоставной. Но только два ее компонента раскрыты в задачах курса НПП. Это приобретение слушателями теоретических знаний и практических умений, необходимых для профессиональной деятельности в соответствии с квалификационными характеристиками выпускников, и выработка знаний и умений по несению службы в типовых ситуациях правоохранительной деятельности. Остальные три компонента (формирование мотивационно-ценностного отношения, самоопределение и самовоспитание) были утеряны, хотя при постановке цели им было уделено особое значение.

Далее сравним требования, предъявляемые к курсантам (слушателям) на этапе изучения НПП. Как и программа Университета, так и программа ЦПП требует от своих слушателей знания основ административного, уголовного и уголовно-процессуального законодательства России, основ прохождения службы в ОВД; оснований и условия применения огнестрельного оружия, специальных средств, физической силы для пресечения правонарушений и т. д. Но в то же время в программе НПП МосУ МВД России при составлении требований было уделено особое внимание основам несения службы в суточном наряде, обязанностям лиц суточного наряда, распорядку дня, правилам обеспечения личной безопасности. Когда требования программы ЦПП ГУВД больше направлены на усвоение знаний Конституции РФ, знаний прав и свобод человека и гражданина в РФ и механизм обеспечения их органами внутренних дел при осуществлении своих функций. Та же закономерность прослеживается у требований обеих программ к предполагаемым умениям и навыкам курсантов.

Еще одной отличительной особенностью является то, что программа ЦПП ГУВД выдвигает к своим слушателям дополнительный ряд требований - по завершении курса НПП они должны «иметь представление» [2]:

- о роли государства и права в политической системе общества, общественной жизни в целом;

- о системе российского права и законодательства России;

ной профессиональной подготовке 207

- о природе и причинах преступности, формах ее проявления и т. д.

Как мы видим, требования программ Московского Университета и Центра профессиональной подготовки имеют свои принципиальные отличия. Если от курсантов образовательных учреждений МВД России требуют усвоение основного на данный момент времени учебного материала, то сотрудники ОВД, проходящие обучение в ЦПП, должны за полгода изучить весь необходимый для будущей работы материал. Следует отметить, что требования программы ЦПП настолько перегружены учебным материалом, что в рамках шестимесячного курса НПП всю информацию охватить просто невозможно. Курсанты в ходе дальнейшего обучения в вузах МВД России продолжают изучать необходимый для будущей служебной деятельности материал, для сотрудников же обучение на данном этапе заканчивается.

Что касается учебной нагрузки, то здесь, конечно же, есть существенные различия. Программа Университета составлена из расчета 220 часов, из них: 172 - аудиторные занятия, 48 - самостоятельная работа [1]. Программа Центра подготовки предусматривает 596 часов, из них: 198 - теоретические занятия, 290 - практические занятия, 108 отведено на контроль [2].

В содержании программ также есть определенные различия. Программа Московского Университета предусматривает 10 разделов, а программа ЦПП 11 разделов. Первым разделом в обеих программах выступает правовая подготовка. Но если в программе НПП Московского Университета правовая подготовка ограничивается 5 темами, то программа НПП ЦПП предусматривает 23 темы. Второй раздел - это тактика охраны общественного порядка. Это 8 тем в программе Московского Университета и 34 темы программы ЦПП.

Такой же разброс в объеме учебного материала в содержании прослеживается и с остальными разделами программ. Поэтому главное отличие заключается в том, что в силу большей часовой нагрузки (практически в 3 раза) программа ЦПП раскрывает разделы шире, уделяет больше внимания практическим занятиям, нежели программа Московского Университета

Помимо этого, отличительной особенностью содержания программ являются различия в подборке тем и разделов подготовки. Если в содержании программы ЦПП, помимо таких разделов, как «Основы профессиональной этики», «Основы первой медицинской помощи» и других, присутствуют такие разделы, как «Стилистика и составление

процессуальных документов», «Основы тактико-специальной подготовки», то в содержании программы Московского Университета данные разделы изучаются в рамках отдельных дисциплин уже на последующих этапах обучения.

Также следует отметить, что последовательность в изучении разделов в содержании программ МосУ и ЦПП различная. Содержание начальной профессиональной подготовки имеет свои пределы в рамках отведенного для него учебного времени. Следовательно, попытка беспредельного насыщения программы обучения учебной информацией, даже при условии использования наиболее передовой методики обучения, в конечном итоге будет сведена к простому накапливанию обучающимися возможного для них объема информации без анализа ее роли в системе знаний.

После завершения начальной профессиональной подготовки курсанты Университета сдают комплексный экзамен: теоретические вопросы по темам разделов, выполняют соответствующие нормативы. Общая оценка выставляется по результатам ответов на теоретические вопросы, осуществляемые с помощью тестов, и выполнение нормативов как среднее арифметическое.

При оценке знаний и умений учитывается практическое выполнение курсантами нормативных требований в ходе повседневной деятельности в период прохождения начальной профессиональной подготовки, при несении службы во внутренних нарядах и личная дисциплинированность.

В Центре профессиональной подготовки итоговый контроль проводится по каждому модулю. Затем слушатели проходят учебную практику, в которой происходит дальнейшее закрепление и углубление теоретических знаний, приобретение и совершенствование профессиональных навыков. Она и является заключительной частью прохождения слушателями первоначального обучения. В итоге слушателям выставляется комплексная оценка, которая включает в себя проверку знаний и умений, необходимых выпускникам центра профессиональной подготовки для выполнения служебных задач. Также оцениваются конкретные действия слушателей по анализу и оценке предложенных ситуаций, выработке алгоритма действий и реализации принятого решения, оформлению служебных документов и пр.

Слушатели, выполнившие в полном объеме учебный план, прошедшие учебную практику в ОВД и успешно сдавшие зачеты и выпускные экзамены в

Центре профессиональной подготовки, считаются прошедшими начальное профессиональное обучение.

Резюмируя все вышесказанное, отметим, что проблемы разработки учебных программ, а также вопросы постановки целей и задач, отбора содержания обучения являются основополагающими в методике начальной профессиональной подготовки будущих сотрудников ОВД и непосредственно влияют на эффективность и результативность всего педагогического процесса по данному курсу.

Представленный сравнительный анализ программ НПП Московского Университета МВД России и Центра профессиональной подготовки г. Москвы наглядно продемонстрировал нам современную систему начальной профессиональной подготовки. Сравнение этих двух программ показало, что ни одна из них не идеальна, каждая имеет свои отрицательные и положительные моменты. При составлении программ авторами допускается множество ошибок. Существующие программы требуют серьезных доработок. Руководители и преподаватели образовательных учреждений и учебных центров МВД России должны уделять особое внимание составлению рабочих учебных программ по начальной профессиональной

подготовке сотрудников правоохранительных органов, так как данный вопрос играет важную роль. Разработка программ указывает направление подготовки и в конечном результате отражается на выполнении сотрудниками повседневных служебных обязанностей.

Библиографический список:

1. Рабочая учебная программа дисциплины «Начальная профессиональная подготовка и введение в специальность» [Текст] : утв. начальником МосУ МВД России генерал-лейтенантом полиции Н. В. Румянцевым. - М., 2011. - 57 с.

2. Рабочая учебная программа специального профессионального обучения рядового и младшего начальствующего состава органов внутренних дел [Текст] : утв. начальником Центра профессиональной подготовки ГУВД по г. Москве полковником полиции А. И. Титановым. - М., 2011. - 111 с.

3. Российская газета [Текст] : издание нового российского государства / учредитель Правительство Российской. - М., 2009, август.

4. Сологуб Ю. И. Педагогические условия тактико-специальной подготовки курсантов в вузе МВД России [Текст] : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08: защищена: утв. / Сологуб Юрий Игоревич. - Н. Новгород, 2006. - 182 с.

Сравнительный анализ учебных программ по начальной профессиональной подготовке сотрудников правоохранительных органов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.