Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И СТИЛЕЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ РУССКИХ И КИРГИЗОВ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И СТИЛЕЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ РУССКИХ И КИРГИЗОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
73
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ценностные ориентации / личностные особенности / стили поведения в конфликте.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лобза Ольга Валерьевна

В условиях политической нестабильности проблема изучения ценностных ориентаций и стилей поведения в конфликте у представителей различных этносов и народов становится особенно актуальной. Подчеркивается практическая значимость и миротворческая функция подобных исследований, результаты которых способствуют интернационализации жизни мирового сообщества во всех сферах и проявлениях. В ходе исследования были определены достоверно значимые различия в ценностных ориентациях, личностных особенностях и стилях поведения в конфликте у киргизских и русских студентов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лобза Ольга Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И СТИЛЕЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ РУССКИХ И КИРГИЗОВ»

6. Франкл В. Поиск смысла жизни и логотерапия. В кн.: Общая психология. Тексты. Введение / Под ред. С.А. Капустина, Ю.Б. Дормашева, В.В. Петухова. М.: УМК «Психология», Генезис, 2001. С. 203-212.

7. Чудновский В.Э. Смысл жизни: некоторые итоги и перспективы исследования // Психологический журнал. 2015. Том 36. № 1. С. 5-19.

8. Чудновский В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни: Избранные труды. М.: Изд-во МСПИ, 2006.

9. Kashdan T., Steger M. Challenges, pitfalls, and aspirations for positive psychology // K. Sheldon, T. Kash dan, M. Steger (eds). Designing positive psycho logy: Taking stock and moving forward. Ox ford: Oxford University Press, 2011. P. 9-21.

10. Seligman M.E.P. Flourish. A Visionary New Understanding of Happiness and Well-being. New York: A Division of Simon & Schuster, Inc., 2012.

УДК 159.9

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И СТИЛЕЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ РУССКИХ И КИРГИЗОВ

Лобза Ольга Валерьевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии ФГАОУ ВО «Московский Государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации», Одинцовский филиал, Московская обл.,г. Одинцово, e-mailo.lobza@odin.mgimo.ru

Аннотация

В условиях политической нестабильности проблема изучения ценностных ориентаций и стилей поведения в конфликте у представителей различных этносов и народов становится особенно актуальной. Подчеркивается практическая значимость и миротворческая функция подобных исследований, результаты которых способствуют интернационализации жизни мирового сообщества во всех сферах и проявлениях. В ходе исследования были определены достоверно значимые различия в ценностных ориентациях, личностных особенностях и стилях поведения в конфликте у киргизских и русских студентов.

Ключевые слова: ценностные ориентации, личностные особенности, стили поведения в конфликте.

COMPARATIVE ANALYSIS OF VALUE ORIENTATIONS AND STYLES OF BEHAVIOR IN THE CONFLICT BETWEEN RUSSIANS AND KYRGYZ

Lobza Olga Valerievna - Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of General and Social Psychology, Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Odintsovo Branch, Moscow Region, Odintsovo

Abstract

In conditions of political instability, the problem of studying value orientations and behavioral styles in conflict among representatives of various ethnic groups and peoples becomes especially relevant. The practical significance and peacemaking function of such studies are emphasized, the results of which contribute to the internationalization of the life of the world community in all spheres and manifestations. The study identified significantly significant

differences in value orientations, personal characteristics and styles of behavior in conflict among Kyrgyz and Russian students.

Key words: value orientations, personal characteristics, styles of behavior in conflict.

В конкретных реалиях современной политической жизни особую актуальность приобретает проблема изучения ценностно-смысловой сферы и поведения в конфликтных ситуациях представителей различных народов и этнических групп, так как большинство политических процессов характеризуется тенденцией роста религиозного фундаментализма, национализма и конфликтов, возникающих на почве ценностно-смысловых противоречий, лежащих в основе различных цивилизаций и культур. По данным многочисленных исследований конфликтное поведение не только проявляется в рамках определенной деятельности, но также выражает важнейшие ценностные ориентации человека. Ценности могут отражать серьезные социальные изменения в обществах и странах, а также могут влиять на направление и скорость социальных изменений [3]. Практическая направленность и полезность таких исследований заключается в возможности прогнозирования этнополитических процессов, в разработке рекомендаций по взаимодействию с представителями различных народов в конфликтных ситуациях, формированию универсальных ценностей молодого поколения, в том числе в ходе образовательного процесса, позволяя учитывать национальные особенности в условиях принятия решений и разрешения конфликтов.

В настоящее время в психологии наработан достаточно обширный материал по изучению отдельных народов и этносов. В ряде работ описываются национально-психологические особенности народов, проживающих в Российской Федерации, как доминирующих по численности, так и малочисленных. Среди доминирующих по численности - русский итатарский этносы. Некоторые психологические особенности малочисленных народов были изучены на примере командорских алеутов, народов Приамурья, коренных народов Сахалина и др. Проводились исследования этносов, живущих за пределами России: испанцев, американцев, киргизов, таджиков и др. [2]. Национальные особенности поведения этнической группы описываются, как правило, с помощью наиболее значительных национальных признаков. Среди них можно назвать унаследованные из поколения в поколение систему традиций, ценностей и обычаев, язык, собственное отношение к окружающим предметам, людям, а также манеру поведения как пример для подражания, где отражены коллективные переживания, характерные для отдельного народа. У каждого этноса складывается свой собственный психологический образ, свои правила и нормы поведения [1].В качестве основной цели исследования национальных особенностей все специалисты разделяют стремление сделать восприятие национальных различий более понятным и упорядочить их более систематически в общие модели.

В настоящей статье представлены результаты сравнительного анализа ценностных ориентаций, личностных особенностей и стилей поведения в конфликте представителей русского и киргизского народов. Стоит отметить, что в отечественной науке изучению особенностей поведения киргизов уделяется достаточно мало внимания, несмотря на прочные отношения между государствами. К примеру, нормативная база сотрудничества включает в себя более 130 договоров, которые регулируют различные направления взаимодействия, а стратегическое и партнерское направление реализуется как на двустороннем уровне, так и в рамках различных объединений, включая СНГ, ЕАЭС, ОДКБ, ШОС и многие другие. В связи с этим изучение различных особенностей поведения представителей этого народа будет достаточно полезным как для отечественной науки, так и для практики международных отношений.

В исследовании принимали участие 82 студента, обучающихся на старших курсах бакалавриата и магистратуры МГИМО МИД России в возрасте от 21 до 27 лет, из них 42киргиза и 40 русских. Для сбора данных использовались:Ценностный опросник С.

Шварца; Опросник, базирующийся на 5-факторной теории личности (5-ФЛО);Методика оценки типа поведения в конфликтной ситуации К. Томаса. В качестве методов математической статистики применялись описательная статистика и сравнительный анализ с применением ^критерия Стьюдента.

Сравнительный анализ ценностных ориентаций русских и киргизов показал достоверно значимые различия на уровне р<0,001 практически по всем шкалам опросника С. Шварца, кроме шкалы достижения. Обнаружено, что наиболее значимыми для киргизов являются коллективистические ценности -конформность (8,5), традиции (9,8), доброта (7,3), универсализм (7,9) и безопасность (8,5), а для русских ценности индивидуалистической направленности - самостоятельность (4,1), стимуляция (5,8), гедонизм (7,06) и власть (6,5). В ядро ценностей целей киргизов вошли традиции, конформность и безопасность, русских - гедонизм, власть и стимуляция. На периферии ценностей у киргизов оказались стимуляция и самостоятельность, а у русских -самостоятельность и доброта.

В результате изучения личностных особенностей русских и киргизов с помощью методики 5-ФЛО обнаружены достоверно значимые различия на уровне р<0,001 по всем шкалам опросника. В группе киргизов выявлены более высокие значения по шкалам экстраверсия (7,9), добросовестность (5,1), добросердечность (6,1), эмоциональная устойчивость (4,1). Высокие значения по шкале открытость опыту (6,1) обнаружены у русских студентов. В отличие от русских киргизы более общительны, активны, оптимистичны, ориентированы на людей, доброжелательны, великодушны, организованы, дисциплинированы, ответственны и пунктуальны. Отличительной чертой русских студентов является открытость, восприимчивость к любому виду знаний, широкие интересы, развитая фантазия, любознательность, оригинальность, эстетическая чувствительность, стремление ко всему новому и необычному.

Изучение стилей поведения в конфликте позволило обнаружить, что у русских респондентов на уровне значимости р<0,05 выше показатели соперничества, сотрудничества и активности, киргизы же демонстрируют большую склонность к избеганию и адаптивности. Для избегания конфликта характерно отсутствие существенных усилий, направленных на достижение собственных целей, низкая ориентация на собственное мнение, опасение неуспеха. Поведение киргизских студентов не отличается непосредственностью и прямолинейностью, наоборот, чаще всего в контактах с людьми они проявляют осторожность, корректность и эмоциональную сдержанность и чаще всего держат себя отстраненно. Активность, выявленная у русских студентов, характеризует выраженность решительности, волевого начала в поведении в ситуации конфликта. Черты упорства, прямолинейности поведения придает высокая потребность в действии, в осуществлении своего плана разрешения конфликта. Эту тенденцию отличает быстрое принятие решения, отсутствие боязни трудностей, пренебрежение возникающими препятствиями.

Стремление киргизских студентов к общению, доброжелательности, универсализму, безопасности, сохранению и укреплению традиций является важным фактором успеха в учебной и профессиональной деятельности. Киргизы сильнее, чем русские склонны к тому, чтобы решать проблемы сообща, активно участвовать в деятельности группы, налаживать и поддерживать социальные связи. Кроме того, для них более характерно стремление к общению даже в незнакомой среде и обстановке и высокая степень удовлетворенности своим положением и стилем взаимодействия в группе. Таким образом, общительность и доброжелательность представляются важными инструментами для адаптации и реализации потенциала данной группы респондентов, для поиска оптимальных решений по широкому кругу возникающих вопросов. Для киргизов в целом справедливо убеждение в том, что все конфликты должны обсуждаться в коллективе.

Для русских респондентов характерна другая стратегия поведения в конфликтных ситуациях. Напомним, что у представителей этой этнической группы сильнее проявляется

склонность к индивидуалистическим ценностям (гедонизму, власти, стимуляции), решительность и активность в поведении в ситуации конфликта. Русские студенты в большей степени проявляют холодность в общении и межличностных отношениях. Чаще русские студенты под общительностью понимают не инструмент достижения каких-то целей и поддержания жизнедеятельности группы, как киргизы, а возможность приятного времяпровождения.

Таким образом, важным результатом изучения особенностей ценностных ориентаций, черт личности и стилей поведения в конфликте у киргизов и русских стало выделение нескольких интересных закономерностей. Киргизские студенты более консервативны, стремятся к общению, поддержанию и сохранению культурных, семейных или религиозных традиций, справедливости и защите всех людей, соблюдению правил, законов и формальных обязательств, избеганию конфликтной напряженности. Участвующие в исследовании русские студенты наоборот ориентированы на открытость новому, развитие, преобразование, получение удовольствия, наслаждения, «кайфа» от жизни, достижение власти и социального статуса, активному разрешению возникающих конфликтов.

Литература

1. Романенко Н.М. Межнациональный конфликт как индикатор межэтнической напряженности / Н.М.Романенко // Педагогические науки. Известия Южного Федерального Университета. №9. 2016. — С. 21-31.

2. Шабурова И. К. Сравнительный анализ семантического пространства национального сознания (на примере нанайского и русского этносов) :Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 Хабаровск, 2005 - 213 с.

3. Schwartz S. H. Value orientations: Measurement, antecedents and consequences across nations. In R. Jowell, C. Roberts, R. Fitzgerald, & G. Eva (Eds.), Measuring attitudes cross-nationally: Lessons from the European Social Survey. 2007. P. 169-203.

УДК 159.9

ОСОБЕННОСТИ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ЛЮДЕЙ С СУБЪЕКТИВНЫМ ПЕРЕЖИВАНИЕМ КРИЗИСА

СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА

Е.А. Морозова, к. пед. н, НОЧУ ВО Московский институт психоанализа, Россия, Москва.

Аннотация

Многие ученые признают нормативность и необходимость кризиса в ходе развития взрослого человека. Возрастные периодизации часто выделяют нормативный кризис психического развития в жизни каждого человека в возрасте от 35 до 47 лет. Это может привести людей к ощущениям, что они переживают разочарование и упадок сил. Смысложизненные и ценностные ориентации могут по-разному переживаться человеком и зависеть от воздействий и субъективных переживаний в период кризиса.

Ключевые слова: смысложизненные ориентации, ценности, ценностные ориентации человека, кризис, субъективные переживания, нормативный кризис, возрастной кризис, саморефлексия, переоценка

FEATURES OF LIFE MEANING AND VALUE ORIENTATIONS IN MEN AND WOMEN WITH SUBJECTIVE EXPERIENCE OF THE MIDLIFE CRISIS

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.