Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ЛЮДЕЙ С СУБЪЕКТИВНЫМ ПЕРЕЖИВАНИЕМ КРИЗИСА СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА'

ОСОБЕННОСТИ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ЛЮДЕЙ С СУБЪЕКТИВНЫМ ПЕРЕЖИВАНИЕМ КРИЗИСА СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
474
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
смысложизненные ориентации / ценности / ценностные ориентации человека / кризис / субъективные переживания / нормативный кризис / возрастной кризис / саморефлексия / переоценка

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Е.А. Морозова

Многие ученые признают нормативность и необходимость кризиса в ходе развития взрослого человека. Возрастные периодизации часто выделяют нормативный кризис психического развития в жизни каждого человека в возрасте от 35 до 47 лет. Это может привести людей к ощущениям, что они переживают разочарование и упадок сил. Смысложизненные и ценностные ориентации могут по-разному переживаться человеком и зависеть от воздействий и субъективных переживаний в период кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ЛЮДЕЙ С СУБЪЕКТИВНЫМ ПЕРЕЖИВАНИЕМ КРИЗИСА СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА»

склонность к индивидуалистическим ценностям (гедонизму, власти, стимуляции), решительность и активность в поведении в ситуации конфликта. Русские студенты в большей степени проявляют холодность в общении и межличностных отношениях. Чаще русские студенты под общительностью понимают не инструмент достижения каких-то целей и поддержания жизнедеятельности группы, как киргизы, а возможность приятного времяпровождения.

Таким образом, важным результатом изучения особенностей ценностных ориентаций, черт личности и стилей поведения в конфликте у киргизов и русских стало выделение нескольких интересных закономерностей. Киргизские студенты более консервативны, стремятся к общению, поддержанию и сохранению культурных, семейных или религиозных традиций, справедливости и защите всех людей, соблюдению правил, законов и формальных обязательств, избеганию конфликтной напряженности. Участвующие в исследовании русские студенты наоборот ориентированы на открытость новому, развитие, преобразование, получение удовольствия, наслаждения, «кайфа» от жизни, достижение власти и социального статуса, активному разрешению возникающих конфликтов.

Литература

1. Романенко Н.М. Межнациональный конфликт как индикатор межэтнической напряженности / Н.М.Романенко // Педагогические науки. Известия Южного Федерального Университета. №9. 2016. — С. 21-31.

2. Шабурова И. К. Сравнительный анализ семантического пространства национального сознания (на примере нанайского и русского этносов) :Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 Хабаровск, 2005 - 213 с.

3. Schwartz S. H. Value orientations: Measurement, antecedents and consequences across nations. In R. Jowell, C. Roberts, R. Fitzgerald, & G. Eva (Eds.), Measuring attitudes cross-nationally: Lessons from the European Social Survey. 2007. P. 169-203.

УДК 159.9

ОСОБЕННОСТИ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ЛЮДЕЙ С СУБЪЕКТИВНЫМ ПЕРЕЖИВАНИЕМ КРИЗИСА

СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА

Е.А. Морозова, к. пед. н, НОЧУ ВО Московский институт психоанализа, Россия, Москва.

Аннотация

Многие ученые признают нормативность и необходимость кризиса в ходе развития взрослого человека. Возрастные периодизации часто выделяют нормативный кризис психического развития в жизни каждого человека в возрасте от 35 до 47 лет. Это может привести людей к ощущениям, что они переживают разочарование и упадок сил. Смысложизненные и ценностные ориентации могут по-разному переживаться человеком и зависеть от воздействий и субъективных переживаний в период кризиса.

Ключевые слова: смысложизненные ориентации, ценности, ценностные ориентации человека, кризис, субъективные переживания, нормативный кризис, возрастной кризис, саморефлексия, переоценка

FEATURES OF LIFE MEANING AND VALUE ORIENTATIONS IN MEN AND WOMEN WITH SUBJECTIVE EXPERIENCE OF THE MIDLIFE CRISIS

E.A. Morozova, Russia, Moscow, OVERNIGHT AT the Moscow Institute of Psychoanalysis

Abstract

Many scientists recognize the normativity and necessity of a crisis in the course of adult development. Age-related periodizations often highlight the normative crisis of mental development in the life of every person aged 35 to 47 years. This can lead people to feel that they are experiencing disappointment and loss of strength. Life meaning and value orientations can be experienced by a person in different ways and depend on the effects and subjective experiences during the crisis.

Keywords: life meaning orientations, values, human value orientations, crisis, subjective experiences, normative crisis, age crisis, self-reflection, reassessment.

Смысложизненный кризис - это кризис личностного развития, сопровождаемый неудовлетворенностью жизнью, интенсивными переживаниями внутренней опустошенности, исчерпанности и нереализованности. Согласно персонологическому подходу, кризис случается не с каждым человеком и не имеет привязки к определенному возрасту. Современное социальное пространство жизни представляет для человека многовариантную перспективу для реализации собственных возможностей в различных сферах жизни. Ориентация человека на свои собственные смысложизненные ориентации и ценности, поможет найти опору и внутренний ресурс для преодоления личностных затруднений.

Система ценностных ориентаций нуждается в постоянном мониторинге и отслеживания взглядов, для понимания и объяснения поведения человека и общества. Актуальность данного исследования также важна в деятельности практического психолога, для планирования эффективной консультативной работы с людьми проживающих внутриличностный конфликт на этапе середины жизни.

Установки и ценностные ориентации являются базисом в развитии психологически здоровой личности и социально одобряемого гражданина. Установки глобально оказывают влияние на формирование будущего, взглядов, идеалов и принципов жизни отдельной личности и общества в целом. Ценностные ориентации определяют направленность личности.

Психологическое содержание кризиса средних лет связано с пересмотром взглядов на свои прежние ценности и убеждения, основные жизненные задачи и адекватное принятие достижений и неудач относительно них. Итогом такого пересмотра становится нахождение новой идентичности, тождественности самому себе и освобождение от чужих и ненужных предубеждений, появление нового чувства времени, изменение системы отношений в семье, в социальной и профессиональной сферах.

Хронологические сроки нормативных возрастных кризисов приблизительны и не имеют достаточно четкой классификации. Точка возникновения, длительность и уровень переживаний могут различаться в зависимости от личных обстоятельств. Большинство авторов связывают кризис средних лет с возрастом 39 - 45 лет, который заключается в критической оценке и переоценке того, что было достигнуто к текущему моменту жизни. От особенностей его проявления и завершения будет зависеть дальнейшая жизнедеятельность человека.

Существующие исследования рассматривают феномен кризиса с точки зрения кризиса индивидуального развития, профессиональной реализации и отношений, в частности, внутрисемейных и включают изменения на всех уровнях человека (индивидном, личностном, субъектном, индивидуальном) [4].

В зависимости от подхода каждый автор по-своему использует термин «кризис» и объясняет его сущность: кризис «середины жизни» (Д. Левинсон [13], Г. Шихи [12]), «кризис взрослости» (В.И. Слободчиков [9]), кризис «перехода к зрелости» (Е.Л. Солдатова [8]). Его также обозначают как экзистенциальный, мотивационный, духовный, ценностно-

смысловой. Наиболее спорным и до сих пор открытым является вопрос о нормативности и ненормативности кризиса средних лет.

Некоторые зарубежные и отечественные авторы отмечают, что он не обязателен для всех индивидов. Одни считают, что негативные последствия кризиса можно избежать, если правильно спланировать и подготовиться.

Другие относятся к кризису как к необходимому условию перехода на качественно новый жизненный уровень (Г. Шихи, Э. Эриксон, К.Г. Юнг) [4, 12].

Идея о нормативности кризиса говорит о том, что онтогенез человека проходит через стабильные и критические периоды. Стадии и жизненные циклы ведут личность к становлению психологической и социальной зрелости, вне зависимости от успешности или неуспешности человека, появление кризиса в этот период неизбежно [6].

В.Р. Манукян, к вопросу нормативности и распространенности кризиса середины жизни опираясь на свои исследования, пишет, что в общей выборке в 275 человек в возрасте от 36 до 45 лет, процент лиц, переживающих кризис, колеблется от 23 % до 40 %. Кризис середины жизни рассматривается им позитивно, как необходимый переход к полноценному функционированию во второй половине жизни [3].

Термин кризис середины жизни или кризис сорока лет впервые был введен Д. Левинсоном, а понятие нормативного кризиса предложено Э. Эриксоном.

В зарубежной психологии середина жизни как критический момент рассматривается, начиная с К.Г. Юнга. Он и его последователи рассматривают данный феномен как критически поворотный шанс обрести зрелость и целостность. Это период дает раскрыть человеку новые возможности для саморазвития и стать ближе к своему истинному Я [11].

Г. Шихи пишет, что «центральной проблемой периода середины жизни становится сомнение в правильности прожитой жизни. Осознание утраты привязанности с близкими людьми (родители, учителя, наставники) во второй половине жизни толкает человека на поиск истинного единства со своим внутренним Я» [12, с. 211]. Согласно Г. Шихи возрастные кризисы женщин в отличие от мужчин имеют свою особенность и связаны с событиями семейного цикла: заключение брака, появление детей, взросление и обособление детей, отделение детей от родительской семьи [11, 12].

Г. Крайг рассматривала две модели: модель перехода и модель кризиса. Согласной первой модели - изменения на протяжении жизни заранее планируются и у человека есть возможность к ним подготовиться, чтобы справиться с ними. При кризисном подходе в период середины жизни происходит утрата иллюзий, возникает болезненная неспособность справиться с возможными проблемами - разводами, потерей работы, с физиологическими признаками надвигающейся старости [2].

Психолог и писатель Э. Роббинс, высказывался, что «кризис середины жизни - это миф, т.к. это самое время расцвета для личности, когда есть опыт, экономическая независимость, реализация в профессии» [5, с. 352].

Представление о возрастном кризисе в отечественной науке развивается в работах Л.С. Выготского и является нормой онтогенеза [1]. Общее понятие «возрастной кризис» понимается как целостное личностное изменение человека при смене стабильных периодов. Кризис проявляется в процессе смены социальной ситуации развития, приводит к качественным изменениям в психике ребенка и в отношениях со средой, к выходу на новую ступень развития и формированию психологических новообразований. Этой позиции и понимания сути кризиса придерживается и Д.Б. Эльконин.

В.Р. Манукян отмечает, что нормативные кризисы происходят вследствие созревающих психологических новообразований и изменяют структурную организацию внутри человека [3, 4]. Ненормативные кризисы, возникают неожиданно, продиктованы извне такими критическими ситуациями как смерть близких, переезды, разводы, тяжелое заболевание, отделение от родителей, семьи, друзей, изменение внешности, смена социальной обстановки, статуса и т.д. Такие события вносят существенные изменения во

внешней среде, перестраивают системы отношений личности с миром, сам образ мира и Я-концепции, ценностно-смысловой сферы.

По мнению В.В. Солодникова и И.В. Солодниковой существуют основные характеристики кризиса середины жизни: возраст наступления: 35-45 лет; продолжительность: от 3-4 месяцев до 3 лет; основные причины: физиологическая перестройка организма, развод, семья как «опустевшее гнездо», финансовые трудности, профессиональные сложности, серьезная болезнь и др. Основные проявления кризиса: эмоциональные, когнитивные, поведенческие, физиологические - гормональная [7].

Отечественные психологи И.Ф. Петров и Г.А. Чернявская, изучив приоритеты жизни у людей среднего возраста, отметили, что только 10-26% людей" старше 40 лет переживают именно кризис, поэтому, возможно, было бы уместнее говорить о переходном периоде среднего возраста [10]. Об этом писал и Д. Левинсон, утверждающий, что в период середины жизни каждый человек начинает осознавать, что он перестает быть молодым, что наступают физиологические изменения, поэтому следует говорить о переходе, а не о глобальном кризисе [13].

Таким образом, кризис развития людей в середине жизни изучался в основном в западной психологии и рассматривается он как время, когда люди критически переоценивают свою жизнь. При понимании кризиса как нормативного, он является необходимым условием самореализации личности, перехода на качественно новый уровень жизни и подготавливает эффективное функционирование личности на следующем этапе развития.

При отсутствии необходимой саморефлексии и отрицании кризиса как такового, человек может погрузиться в глубокие переживания, депрессию, и помешать своей актуализации в новом возрастном периоде. Последствия и процесс проживания кризиса охватывает практически все сферы жизни человека, и влияют на изменения на всех уровнях функционирования человека (организма, личности, психики).

Литература

1. Выготский, Л.С. Проблема возраста // Л.С. Выготский. Собрание сочинений: В 6-ти т.; Т.4. - М.: Педагогика, 1984. - С. 244-268.

2. Крайг, Г., Бокум Д. Психология развития. - 9-е изд. / Г. Крайг., Д. Бокум. - СПб.: «Питер», 2019. - 940 с.

3. Манукян, В.Р. К вопросу о кризисе середины жизни / В.Р. Манукян // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. - 2008. - № 4. - Сер. 12. - С. 94 -101.

4. Манукян, В.Р. Нормативные кризисы развития в период взрослости // Вестник СПбГУ. - 2010. - сер. 12. - вып. 1. - С. 39 - 44.

5. Роббинс, Э. Разбуди в себе исполина / Э. Роббинс. - М.: Попурри, 2017. - 576 с.

6. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: учебное пособие / Е.Е. Сапогова. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 460 с.

7. Солодовников, В.В., Солодовникова, И.В. «Кризис среднего возраста»: теоретическая интерпретация переживаемого опыта // Мониторинг общественного мнения. - 2009. - №4. - С. 179-201.

8. Солдатова, Е.Л. Структура и динамика нормативного кризиса перехода к взрослости: монография / Е.Л. Солдатова. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. - 267 с.

9. Слободчиков, В.И., Исаев, Е.И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учеб.пособие для вузов / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. -2013. - 400 с.

10. Чернявская, Г.А., Петров, И.Ф. Наиболее важные жизненные приоритеты у людей среднего возраста // Аллея Науки. - 2018. - № 10. - С. 186-191.

11. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная

психология) / И.В. Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2005. - 349с.

12. Шихи, Г. Предсказуемые кризисы зрелого возраста / Г. Шихи // Психология

развития: хрестоматия / под ред. А.К. Болотовой, О.Н. Молчановой. - М.: ЧеРо, 2005.

- С. 413 - 419.

13. Levinson, D.J. A conception of adult development // American Psychologist, - 1986, - (4),

- pp.3-13.

УДК 159.9

ВЛИЯНИЕ НЕБЛАГОПРИЯТНОГО ДЕТСКОГО ОПЫТА НА ПЕРЕЖИВАНИЕ СЧАСТЬЯ ВО ВЗРОСЛОМ ВОЗРАСТЕ

Алексеева Ева Владимировна - магистрант дневного отделения Московского педагогического государственного университета, г. Москва, e-mail:

Alexeeva.lifecoach@mail.ru

Аннотация

В статье рассмотрено понятие счастье в контексте акме зрелой личности. Выделены личностные характеристики, необходимые для позитивного функционирования в условиях внешнего неблагополучия. Приведенырезультаты исследования взаимосвязи неблагоприятного детского опыта и переживания счастья во взрослом возрасте.

Ключевые слова: счастье, благополучие, взрослость, акме, неблагоприятный детский опыт, семейная дисфункция.

THE INFLUENCE OF ADVERSE CHILDHOOD EXPERIENCES ON THE EXPERIENCE OF HAPPINESS AS AN ADULT

Alekseeva Eva Vladimirovna - student MPGU, Moscow, e-mail Alexeeva.lifecoach@mail.ru

Abstract

The article is devoted to the concept of happiness. There are highlighted personal characteristics necessary for positive functioning. There are presented results of the study of the relationship between adverse childhood experiences and the experience of happiness in adulthood are presented.

Keywords: happiness, welfare, adulthood, acme, adverse childhood experience, family dysfunction

Настоящее время характеризуется глобальной неопределённостью, которая обострилась политической обстановкой на фоне и без того крайне уязвимогопостпандемического кризисного состояния. Люди оказались в сложной ситуации уязвимости и нестабильности, которая не просто снижает уровень психологического комфорта, но и становится причиной сильнейшего стресса, обострения тревожных, депрессивных расстройств и ПТСР.

На этом тревожном фоне даже у людей, находящихся на пике индивидуального, личностного и профессионального расцвета происходят изменения в их субъективном переживании благополучия, заметно снижается позитивный эмоциональный фон,работоспособность, страдает творческая реализация профессионального потенциала, искажается гражданская активность личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.