Научная статья на тему 'Гендерные особенности стратегий поведения педагогов при переживании возрастного кризиса 30 лет'

Гендерные особенности стратегий поведения педагогов при переживании возрастного кризиса 30 лет Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
677
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЗРАСТНОЙ КРИЗИС / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / ЛИЧНОСТНЫЙ КРИЗИС / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ / "КРИЗИС ТРИДЦАТИ" / ГЕНДЕРНАЯ СПЕЦИФИКА ПЕРЕЖИВАНИЯ КРИЗИСА / "A 30-YEAR AGE CRISIS " / AGE CRISIS / PROFESSIONAL ADAPTATION / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / SYNDROME OF EMOTIONAL BURNING OUT / PROFESSIONAL BURNING OUT / PERSONAL CRISIS / LIFE CYCLE / GENDER SPECIFICITY OF CRISIS EXPERIENCING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Калинина Н. В., Дмитриева Ю. Н.

В статье анализируются особенности переживания возрастного кризиса 30 лет педагогами. Представлен анализ психологического содержания кризиса. В контексте концепции переживания кризиса как трудной жизненной ситуации исследованы различия в характере и способе переживания кризиса мужчинами и женщинами, выявлены предпочитаемые стратегии поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

30-YEAR AGE CRISIS: GENDER FEATURES OF EDUCATORS' BEHAVIOUR STRATEGIES

The article deals with the analysis of the educators' 30-year age crisis and its features. The description of the psychological crisis content is presented. In the context of the crisis concept as a difficult vital situation the distinctions between characters and ways of crisis experiencing by men and women are investigated, the preferred strategies of behavior are revealed.

Текст научной работы на тему «Гендерные особенности стратегий поведения педагогов при переживании возрастного кризиса 30 лет»

УДК 159.9

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ПРИ ПЕРЕЖИВАНИИ ВОЗРАСТНОГО КРИЗИСА 30 ЛЕТ

Н.В.Калинина1, Ю.НДмигриева2

'Ульяновский государственный университет 2Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования

Статья поступила в редакцию 02.04.2009

В статье анализируются особенности переживания возрастного кризиса 30 лет педагогами. Представлен анализ психологического содержания кризиса. В контексте концепции переживания кризиса как трудной жизненной ситуации исследованы различия в характере и способе переживания кризиса мужчинами и женщинами, выявлены предпочитаемые стратегии поведения.

Ключевые слова: возрастной кризис, профессиональная адаптация, профессиональное развитие, синдром эмо-ционального выгорания, профессиональное выгорание, личностный кризис, жизненный цикл, «кризис тридцати», гендерная специфика переживания кризиса.

Обращение к проблеме переживания возраст-ного кризиса педагогами вызвано запросами психологической практики. На протяжении по-следних нескольких лет увеличилось число обращений по проблемам неудовлетворенности жизнью, негативно окрашивающей все ее сферы, со стороны педагогов, прошедших первый этап профессиональной адаптации, демонстрирующих принятие ценности педагогической профессии и заявляющих о неготовности к смене профес-сиональной деятельности. Вместе с тем, их повседневная жизнь сопровождается такими универсальными чувствами как тревога, беспомощность, печаль, гнев, противоречивость чувств и переживаний.

Такие переживания «тупика» и «трудности бытия»

1

характеризуются в психологии как кризис .

Кризис характеризует состояние, порождаемое вставшей перед человеком проблемой, от которой он не может уйти и которую не может разрешить в короткое время и привычным способом2. В исследованиях выделяют возрастные и ситуаци-онные кризисы. Ситуационные кризисы - это кризисы, возникшие в результате каких-либо конкретных внезапных или неожиданных со-бытий. Клиенты, обратившиеся к нам за по-мощью, не определялись с событием, повлекшим за собой наступление кризисных переживаний. Не локализовалась симптоматика и вокруг профессиональной деятельности. Анализ содержания переживаний позволил отнести их к симптомам возрастного кризиса.

Применительно к личности педагога кризисы в психологии рассматриваются чаще всего в кон-тексте

кризисов профессионального развития3, синдрома эмоционального выгорания4 профес-сиональных деструкций педагога5. С кризисом личности все эти явления роднит сложность и глубина переживаний, нередко экзистенциального характера. Также нельзя не отметить ряд общих детерминирующих факторов, обуславливающих профессиональное выгорание, деструкции и лич-ностный кризис, и уровневый характер воз-действия на личность: от психофизиологического до духовного уровня функционирования лич-ности. И, наконец, стратегии и способы пре-одоления как профессиональных деструкций, психического выгорания, так и личностного кри-зиса могут быть конструктивными, напра-вленными на использование активной позиции и саморефлексии проблем, и дезадаптивными, приводящими к еще большей деструкции, профессиональному или личностному застою. Явле-ния «психического выгорания» и профес-сиональных деструкций педагога связаны с кризисом, однако они не тождественны, и по большей части имеют ненормативному професси-ональному кризису, инициируют его. Нас же интересует возрастной кризис, однозначно не свя-занный только с профессиональной деятельнос-тью, а распространяющийся на все сферы жизне-деятельности педагога.

Калинина Наталия Валентиновна, доктор психологических наук, зав. кафедрой психологии. E-mail: kalmma66@mail ru Дмитриева Юлия Николаевна, соискатель, методист медиацентра Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования. E-mail: ulyadm@mail. ru

1 Ромек В. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. - Б.м. Речь, 2007.

2 Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. - М.: 1984.

Зеер Э.Ф. Психология профессионального обра-зования. -

М.: 2009.

4 Аминов Н.А. Некоторые теоретические аспекты дифференциальной психодиагностики специальных способностей. - М.: 1994. - С.171 - 1944; Борисова М.В. Психологические детерминанты психического выгорания у педагогов. Автореф.дисс.канд. психол.наук. 19.00.07. Ярославский педагогический университет им. К.Д.Ушинского. - Ярославль: 2003; Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания. - 2-е изд. - СПб.: 2008; Орел В.Е. Исследование феномена профессиональной деформации личности // Ежегодник Рос. Психол. Общ-ва. - М.: 1996. - Т.2. - Вып. 2. - С.161 - 163; Рукавишников А.А. Опросник приспособленности. Руководство. - 3-е изд. - Б.м. НПЦ Психодиагностика. 1996.

5 Сыманюк Э.Э. Психологические барьеры профес-

сионального развития личности. - М.: 2005.

В отечественной психологии термин «воз-растной кризис» был введен Л.С.Выготским и определен как целостное изменение личности ребенка, регулярно возникающее при смене ста-бильных периодов. По Л.С.Выготскому, возраст-ной кризис обусловлен возникновением основных новообразований предшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации и возникновению другой, адекватной новому психологическому образу. Механизм смены социальных ситуаций составляет психологическое содержание возрастного кризиса. Именно кризисы детей и подростков наиболее подробно исследованы в возрастной психологии. Это связано с тем, что в эти периоды развитие происходит очень быстро. Оно во многом опре-деляется внешними факторами, а результаты до-ступны наблюдению.

По отношению к взрослому человеку воз-растные кризисы рассматриваются в психоло-гических исследованиях полного жизненного цик-ла6. Считаем необходимым подчеркнуть, что ко-личество данных исследований незначительно. Нет единых подходов к выделению кризисов взрослости. Наиболее часто случаи трудно про-текающих кризисов у взрослых людей рас-сматриваются просто как индивидуально-био-графические осложнения без учета возрастной специфики. Практика же психологической помо-щи остро нуждается в исследованиях особен-ностей возрастных кризисов взрослых людей.

Основная масса исследователей считает возрастные кризисы нормативным процессом развития, необходимым элементом социализации,

обусловленным логикой личностного развития и необходимостью разрешения основного возраст-ного противоречия7. Л.Ф.Бурлачук и Е.Ю.Кор-жова относят возрастные кризисы к категории личностных и рассматривают их с позиции единства проявлений в кризисе операциональной стороны жизнедеятельности (как жить?), кризиса мотивационно-целевой стороны жизнедеятель-ности (для чего жить?) и кризиса смысловой стороны жизнедеятельности (для чего жить?). Главной особенностью прохождения возрастного кризиса взрослого человека является то, что он только сам может пережить его, изменяя свою жизнь. Но процессом переживания можно в какой-то степени управлять: организовывать, направлять, обеспечивать условия роста и само-совершенствования

Абрамова Г. С. Возрастная психология. Учебник для студентов вузов - М.: 1997; Эриксон Э. Детство и общество. -Изд. 2-е, перераб. и доп. - СПб. : 2002; Крайг Г. Психология развития. - 9-е изд. - СПб.: 2006; Levenson D. The seasons of a woman's life: Ymplications for woman and man. Presented at the 98th annual convention of the American Psychological Associattion, Boston, 1990; Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного кризиса. - СПб.: 1999.

7 Фрейд З. Психология бессознательного - 2-е изд. - СПб.: 2007; Эриксон Э. Детство и общество. - Изд. 2-е, перераб. и дополн. - СПб.: 2002; Выготский Л.С. Психология. - М.: 2000; Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. - М.: 1995; Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. - М.: 1994.

личности, профилактики со-циально неприемлемых или личностно разруша-ющих способов его переживания. Человек, оказав-шийся в кризисе обнаруживает, что его упорядо-ченный, тщательно выстроенный мир стал шатким и неопределенным. Все привычные способы, с по-мощью которых он справлялся с жизненными трудностями, подвергаются сомнению, и он вы-нужден искать новые способы решения проблем, вырабатывать новые способы поведения, которые могут оказаться более эффективными.

У взрослых большинство исследователей8 выделяют три основных кризиса: кризис мо-лодости (или кризис 30 лет), кризис середины жизни и кризис старости. Мы остановили свое внимание на кризисе 30 лет, как кризисе, свя-занном с вступлением человека в активную профессиональную и личную жизнь, осмыслением своего места в профессиональной и общественной деятельности, приоритетно влияющем на принятие решений о продолжении или смене профессиональной деятельности, личных выборов9.

Наиболее полно кризис 30 лет описан в исследованиях зарубежных авторов10. Здесь раскрыто его психологическое содержание. К концу пери-ода молодости (приблизительно к тридцати го-дам) человек переживает кризисное состояние, некий перелом в развитии, связанный с тем, что представления о жизни, о деятельности, о положении, сложившиеся между двадцатью и тридцатью годами не удовлетворяют его. Этот кризис проявляет себя в ощущении необходимости «что-то предпринять» и свиде-тельствует о том, что человек переходит на новую возрастную ступень11. Исследователи указывают, что «кризис тридцати» - условное название. Это состояние может наступить и раньше, и позднее. Период 30 лет связан с решением материальных и жилищных проблем, продвижением по служебной лестнице, расширением социальных связей, а также с анализом своих истоков и с постепенным принятием частей своего «Я», которые ранее игнорировались. Только в начале тридцатилетнего возраста личность начинает обустраиваться в жизни в полном смысле этого слова. Жизнь ста-новится менее обусловленной, более рациональной и упорядоченной.

Абрамова Г. С. Возрастная психология. Учебник для

студентов вузов. - М.: 1997; Эриксон Э. Детство и общество. -Изд. 2-е, перераб. и дополн. - СПб. : 2002; Крайг Г. Психология развития. - 9-е изд. - СПб.: 2006; Levenson D. The seasons of a woman's life: Ymplications for woman and man. Presented at the 98th annual convention of the American Psychological Associattion, Boston, 1990.

9 LevensonD. The seasons of a woman's life: ...

10Там же; Крайг Г. Психология развития...; Шихи Г. Возрастные кризисы.; Adams D. The psychosocial development of professional black women's lives and the consequences of career for their personal happiness. Unpublished doctoral dissertation. Wright institute, Barkley, CA. 1983; Droege R (1982). A psychosocial study of the formation of the middle adult life structure in women. Unpublished doctoral dissertation. California school of professional psychology, Berkeley.

11 Крайг Г. Психология развития.

Данные взгляды на кризис 30 лет разделяют и

12 -гг

отечественные исследователи . По их мнению, кризис тридцати связан с переоценкой собст-венных достижений. Анализируя пройденный путь, свои достижения и провалы к данному возрасту, человек обнаруживает, что при уже сло-жившейся и внешне благополучной жизни лич-ность его несовершенна, что много времени и сил потрачено впустую, что он мало сделал по срав-нению с тем, что мог бы сделать и тому подобное. Иными словами, происходит переоценка цен-ностей, критический пересмотр своего «Я». Человек обнаруживает, что многое он уже не может изменить в своей жизни, в себе: семью, профессию, привычный образ жизни. Самореализовав себя на данном этапе жизни, в период молодости, человек вдруг осознаёт, что, в сущности, стоит перед той же задачей - поиска, самоопределения в новых обстоятельствах жизни, с учётом реальных возможностей (в том числе ограничений, не замечавшихся им ранее).

В указанных исследованиях раскрыта психологическая сущность кризиса и его главные задачи. Возраст тридцать лет рассматривается как пере-ход к средней взрослости, «золотому возрасту», периоду наивысшей работоспособности и отдачи. Тридцать лет - это возраст нормативного кризиса взрослости, связанного с расхождением между об-ластью наличного и областью возможного, жела-емого, переживаемый в виде беспокойства и со-мнений. Кризис тридцатилетия связан с задачей коррекции плана жизни с высоты накопленного опыта, создания более рациональной и упоря-доченной структуры жизни и в профессиональной деятельности, и в семье. Для нас существенным являются данные о том, что, пытаясь преодолеть неприятные чувства, человек приходит к переоценке прежних выборов - супруга, карьеры, жизненных целей. Часто наблюдается стремление к коренной смене образа жизни; распад браков; профессиональная переориентация, которые без личностной перестройки, без углубленной рефлексии часто оказываются всего лишь «ил-люзорными» путями выхода из кризиса.

Ряд исследований посвящен гендерной спе-цифике проблемы переживания кризиса тридцати лет. В исследовании Д.Левинсона показано, что, переход тридцатилетия чреват негативными переживаниями как для мужчин, так и для женщин. Однако мужчины и женщины по-разному реагируют на процесс пересмотра жизненных целей, планов и ценностей, имеющий место в период от 28 до 33 лет. Мужчины могут сменить работу или изменить образ жизни, однако их сосредоточенность на карьере и работе не меняется. У женщин же обычно меняются приоритеты. Женщин, прежде ориентированных на семейные ценности, начинает особенно привлекать

12Абрамова Г.С. Возрастная психология. Учебник для студентов вузов. - М.: 1997; Хухпаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб. пособ. для студ.высших учеб. заведений. - М.: 2001.

карьера и профессиональные цели. Те же, чьи интересы прежде концентрировались на работе, преимущественно обращаются к ценностям семьи и брака.

Возможные варианты решения кризисных задач для женщин и мужчин предлагает Г.Шихи. Она особо отмечает значение переживания кри-зиса 28 - 33 лет, когда наиболее ярко идут процессы переоценки жизненных ценностей и целей, поиска места в обществе, окончательного решения конфликтов юношеского периода, приобретения новых обязанностей. С точки зре-ния данного автора люди отличаются друг от друга моделями поведения. В зависимости от модели каждый по-своему развивает свою роль в жизни. Г.Шихи считает, что каждой модели поведения соответствует определенный набор пси-хологических проблем, связанных с эффективностью решения задач развития - кризисного либо благополучного. Ее исследования позволили установить, что мужчинам и женщинам свойст-венны различные модели. Нам данная точка зрения представляется перспективной с позиции возможностей изучения, а при необходимости и коррекции моделей поведения личности в про-цессе переживания кризиса 30 лет.

В своем исследовании мы предприняли по-пытку выявить особенности протекания возраст-ного кризиса тридцати лет и стратегии его переживания у мужчин и женщин, занимающихся педагогической

деятельностью. При этом акцента на специфике педагогической деятельности мы не делали. В исследовании принимало участие 90 человек. Возраст испытуемых 27 - 34 года. В ис-следовании участвовало 25 мужчин и 65 женщин. Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе среди группы испытуемых мы выявили пе-дагогов, которые отличаются негативными эмо-циональными переживаниями возрастного кризиса тридцати лет. При этом, субъективным пока-зателем кризисных переживаний были жалобы испытуемых и их запросы на психологическую помощь. Для объективности оценки их состояния мы использовали тест смысложизненных ориен-таций (СЖО). Предлагаемая методика значимости смысловой сферы личности в ситуации субъективации жизненных целей представляет со-бой феноменологический вариант изучения качест-венного (содержательного) состава структур смыс-ложизненных ориентаций личности, отражающих наиболее важные жизненные отношения человека с миром.

Тест включает в себя 5 субшкал, отражающих три конкретных смысложизненных ориентаций: 1) цели в жизни (наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность); 2) про-цесс жизни или интерес и эмоциональная насы-щенность жизни; 3) результативность жизни или удовлетво-ренность самореализацией. А также два аспекта локус контроля: локус контроля - Я (я - хозяин жизни) и локус контроля - жизнь или управляемость жизни. По

результатам анализа были выявлены 15 мужчин и 27 женщин, находящихся в состоянии острого кризиса. Для них характерны следующие показатели: 1) Цели в жизни. Низкие баллы по этой шкале присущи лю-дям, живущим сегодняшним или вчерашним днем. То есть, можно сказать, что человек находится в ситуации, когда цели, стоящие перед ним до воз-растного кризиса, либо уже достигнуты, либо по-теряли значимость. 2) Процесс жизни или ин-терес и эмоциональная насыщенность жизни. По этой шкале испытуемые также набрали достаточно низкие баллы -это говорит о неудовлет-воренности своей жизнью в настоящем. Пытаясь преодолеть непонятные чувства, человек приходит к переоценке прежних выборов -супруга, карь-еры, жизненных целей. Как следствие, можно на-блюдать стремление к коренной смене образа жиз-ни. 3) Результативность жизни или удовлет-воренность самореализацией. Отражается оценка пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была про-житая ее часть. Низкие баллы - не-удовлетворенность прожитой

Значимое различие мы наблюдаем по такой шкале, как интерес и эмоциональная насы-щенность жизни. Мы можем с уверенностью го-ворить, что женщины более эмоционально пере-живают период острого протекания возрастного кризиса. В большинстве случаев они шире и эмо-циональнее, чем мужчины, переосмысливают жиз-ненные ценности: если перед мужчиной стоит вопрос о профессиональном росте, то женщине приходится переосмысливать и карьеру, и соци-альное положение семьи, и свой статус в семье. Значимых различий в переживании острого возрастного кризиса по таким шкалам как цели в жизни, локус контроля - Я, локус контроля - жизнь, удовлетворенность самореализацией не обнаружено.

Следующим этапом исследования было выяв-ление различий в характере и способах пере-живания кризиса мужчинами и женщинами. Пере-живание кризиса мы изучали исходя из принятой как в отечественной, так и в зарубежной пси-хологии концепции переживания кризиса как кри-тической и, шире, трудной значимой

13

жизненной ситуации . В соответствии с данной концепцией, кризис является одной из разновидностей труд-ных ситуаций, в которой проявляется крайняя

пВасилюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. - М.: 1984; Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. - 3-е изд. - СПб.: 2007; Коржова Е.Ю. Психологическое познание судьбы человека. - СПб.: 2002.

частью жизни. Не-редко человек переживает из-за того, что как ему кажется, он ничего не достиг в жизни, а времени на новые достижения уже не осталось. 4) Локус контроля - Я (Я - хозяин жизни). По баллам, набранным по этой шкале, можно сказать, что на данном этапе жизненного пути у испытуемых присутствует неверие в свои силы контролировать события собственной жизни. 5) Локус контроля - жизнь или управляемость жизнью. По данной шкале испытуемые набрали очень низкие баллы. Это говорит об их убежденности в том, что жизнь человека неподвластна контролю и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.

Также проанализировав результаты данного исследования, мы увидели различия в протекании острого кризиса у мужчин и женщин. Проверку различий на значимость осуществляли, используя Критерий Фишера, позволяющего сравнивать величины выборочных диспрессий двух рядов наблюдения. (Таб. 1).

степень потери осознания возможности пре-одоления несоответствия жизненных стремлений и условий их достижения. Поведение личности в кризисе можно рассматривать как частный случай поведения в критической ситуации.

Для изучения особенностей переживания кризисных ситуаций, связанных с возрастным кри-зисом нами был использован «Опросник стра-тегий поведения в значимых ситуациях (ОСПЗС)» Е.Ю.Коржовой. Он предназначен для выявления стратегий поведения в значимых ситу-ациях, спектр которых не ограничивается про-фессиональной деятельностью. Все они делятся на 2 группы: 1) Трудные жизненные ситуации. 2) Ситуации, приносящие удовольствие.

Мы предложили испытуемым оценить страте-гию поведения только в трудных жизненных ситу-ациях, выбрав одно из утверждений. Выбор утверждения А или В означает наличие данной стратегии в поведенческом репертуаре испы-туемого, С - ее отсутствие. Утверждение А характеризует умеренность выраженности соответ-ствующей поведенческой стратегии, В - ее значительную выраженность. Соответственно вы-бор утверждения А означает наличие адаптивной поведенческой стратегии, В -дезадаптивной. Ис-пытуемые заносили свои ответы в специальный регистрационный бланк.

По результатам этого исследования мы опре-делили какие стратегии мужчины и женщины переживают

Таб. 1. Особенности смысложизненных ориентаций мужчин и женщин, переживающих возрастной кризис тридцати лет

Мужчины Женщины Ф-критерий

Цели в жизни. 29,2 29,1 2.5

Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни. 29 25 10,35

Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией. 22,7 22,3 2,8

Локус контроля - Я (Я - хозяин жизни). 18,7 18,5 3,4

Локус контроля - жизнь или управляемость жизнью. 26,7 26,5 3,1

адаптивно, а какие дезадаптивно, то есть выявили гендерные особенности поведения во время переживания кризиса. Проверку различий на значимость мы осуществили, используя ^критерий Стьюдента, который оценивает значимые различия средних для двух выборок. Данный критерий позволил нам определить наиболее значимые различия. В связи с тем, что выборка была небольшой, результаты были пере-проверены с использованием Критерия Фишера (Таб.2).

Наиболее значимые различия в поведении у мужчин и женщин мы можем наблюдать в такой стратегии как отношение к другим видам деятельности (внепрофессиональная деятельность). Период острого переживания кризиса женщина легче переживает, переключаясь с одной деятельности на другую. Если это предметная деятельность, то это может быть шопинг, вязание или шитье, перестановка в квартире и тому по-добное. Многие женщины ищут отвлечения в ре-лигии, в природе. Но адаптивной стратегией будет считаться, если это временный уход от проблемы, тогда в последствии вернувшись к ней, можно бу-дет более конструктивно ее разрешить. Мужчина в этом плане более скуп, чаще переживает кри-зисное состояние, углубляясь целиком в работу. Также значимые различия мы видим в стратегиях поведения, в которых отражается отношение к людям (социально ориентированные).

Женщины чаще мужчин за помощью об-ращаются к другим людям. Чаще всего это быва-ют подруги, близкие родственники; если в семье созданы благоприятные интимно-личностные отношения, то это также может быть и муж. При остром переживании кризиса женщина быстрее мужчины решиться обратиться за помощью в пси-хологическую консультацию и расскажет о своей проблеме чужому Таб. 2. Средние показатели выбора стратегий п

человеку. Это также будет адап-тивной стратегией поведения.

Мужчине же тяжелее поделиться своими проблемами с другими. Очень часто у них можно наблюдать деструктивное поведение: уход от контак-тов, агрессивное поведение, приписывание затруд-нений другим лицам.

Следующие показатели стратегий поведения у мужчин и женщин в состоянии негативного переживания возрастного кризиса значимых различий не показали, то есть они свойственны в равной степени, как мужчинам, так и женщинам.

Это относится как к соматически (телесно) ориентированным стратегиям поведения: физичес-кая активность; еда; сон; сексуальные отношения; формирование болезненных симптомов; страте-гиям поведения, в которых отражается отношение к работе (профессионально ориентированные): повышение или понижение активности в работе; приспособление к ситуации; изучение ситуации. Тоже характерно для поведения, ориентиро-ванного на внутренний мир как непосредственное реагирование на ситуацию на уровне восприятия и эмоций (внутренний мир -непосредственное ре-агирование): отрицание актуальных переживаний; тревога, печаль, гнев в трудных ситуациях; при-нятие ситуации; поведению, ориентированному на внутренний мир как посредственное реагирование на ситуацию на уровне мышления и личности (внутренний мир -опосредованное реагирова-ние): приписывание результатов поведения самому себе; фантазирование; попытки логичес-кого объяснения ситуации; возврат к более инфан-тильным формам поведения; изменение само-оценки.

гдения в критических ситуациях у испытуемых

Адаптивное Ф- Дезадаптивн. Ф-

поведениие критерии поведенин критерий

Муж. Жен. Муж. Жен.

Соматически (телесно) ориентированные стратегии поведения 2,8 2,9 5,23 0,8 1,1 2,13

Стратегии поведения, в которых отражается отношение к работе (профессионально ориентированные) 3 3,1 3 1 0,8 1,25

Стратегии поведения, в которых отражается отношение к другой деятельности (внепрофессионально ориентированные) 1,5 2,9 4 1,8 0,5 8,65

Стратегии поведения, в которых отражается отношение к людям (социально ориентированные) 2,1 2,4 6,15 1 0,7 4,8

Поведение, ориентированное на внутренний мир как 4 3 1,14 0,6 1,7 1,12

непосредственное реагирование на ситуацию на уровне восприятия и эмоций (внутренний мир - непосредственное реагирование)

Поведение, ориентированное на внутренний мир как 2 2,4 3,84 2 1,7 3,25

посредственное реагирование на ситуацию на уровне мышления и личности (внутренний мир - опосредованное реагирование)

Выявленная специфика переживания возраст-ного кризиса тридцати лет мужчинами и женщи-нами может быть положена в основу построения

профилактической, консультационной и психо-коррекционной работы психолога с педагогами.

30-YEAR AGE CRISIS: GENDER FEATURES OF EDUCATORS' BEHAVIOUR STRATEGIES

© 2009 N.V.Kalinina1, Y.N.Dmitrieva2°

'Ulyanovsk State University 2Ulyanovsk Institute of improvement of professional skill and retraining of educators

The article deals with the analysis of the educators' 30-year age crisis and its features. The description of the psychological crisis content is presented. In the context of the crisis concept as a difficult vital situation the distinctions between characters and ways of crisis experiencing by men and women are investigated, the preferred strategies of behavior are revealed.

Keywords: age crisis, professional adaptation, professional development, syndrome of emotional burning out, professional burning out, personal crisis, life cycle, «a 30-year age crisis », gender specificity of crisis experiencing.

o

Kalinina Natalya Valentinovna, D. Sc. in Psychology, Head of the Psychology department. E-mail: kalinina66(@mail ru Dmitrieva Yuliya Nikolaevna, Degree-seeker student, Methodologist of the Media center. E-mail: ulyadm(@mail ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.