Научная статья на тему 'Эмопиональное выгорание в контексте переживания возрастного кризиса педагогами'

Эмопиональное выгорание в контексте переживания возрастного кризиса педагогами Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
470
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Ключевые слова
ВОЗРАСТНОЙ КРИЗИС / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПРО­ФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / AGE CRISIS / EMOTIONAL BURNOUT / MEANING-OF-LIFE ORIENTATIONS / PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дмитриева Юлия Николаевна

Приводятся результаты исследования по выявлению особенностей протекания возрастного кризи­са у людей, занимающихся педагогической деятельностью. Анализ эмоционального выгорания педаго­гов осуществляется в контексте переживания возрастного кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Emotional Burnout Caused by Teachers' Feelings Ensued from Age Crisis Process

The article presents the research results exploring the specifics of age crisis among individuals involved in teaching. The analysis of teachers' emotional burnout is carried out in the context of their emotional reaction associated with this process.

Текст научной работы на тему «Эмопиональное выгорание в контексте переживания возрастного кризиса педагогами»

№ 3, 2011

ний. Успешность социально-педагогической адаптации леворуких детей в образовательных учреждениях и семье во многом зависит от того, насколько интегрированы в единый адаптационный процесс родители и учителя.

Таким образом, социально-педагогическая адаптация — процесс чрезвычайно значимый для дальнейшего развития леворукого ребенка, а в условиях интеграции образования — это результат реального взаимодействия воспита-

телей, учителей-предметников, классных руководителей, школьных психологов и родителей.

список

ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Айрапетянц, В. А. Леворукий ребенок/

B. А. Айрапетянц // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2003. — № 3. —

C. 51—57.

2. Безруких, М. М. Если ваш ребенок левша / М. М. Безруких, М. Г. Князева. — Тула : Аркто-ус, 1996. — 80 с.

Поступила 03.05.11.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ В КОНТЕКСТЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ ВОЗРАСТНОГО КРИЗИСА ПЕДАГОГАМИ

Ю. Н. Дмитриева (Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования)

Приводятся результаты исследования по выявлению особенностей протекания возрастного кризиса у людей, занимающихся педагогической деятельностью. Анализ эмоционального выгорания педагогов осуществляется в контексте переживания возрастного кризиса.

Ключевыге слова: возрастной кризис; эмоциональное выгорание; смысложизненные ориентации; профессиональное развитие.

На протяжении последних нескольких лет увеличилось число обращений к психологам по проблемам неудовлетворенности жизнью, негативно окрашивающей все ее сферы, со стороны педагогов. Их повседневная жизнь сопровождается такими универсальными чувствами, как тревога, беспомощность, печаль, гнев, противоречивостью чувств и переживаний. Такие переживания «тупика» и «трудности бытия» характеризуются в психологии как кризис [3].

По отношению к взрослому человеку возрастные кризисы рассматриваются в психологических исследованиях полного жизненного цикла [1]. Считаем необходимым подчеркнуть, что количество данных исследований незначительно. Нет единых подходов к выделению кризисов взрослости. Наиболее часто случаи трудно протекающих кризисов у взрослых людей рассматриваются просто как индивидуально-биографические осложнения без учета возрастной специфики. Практика же психологической по-

мощи остро нуждается в исследованиях особенностей возрастных кризисов взрослых людей.

Большинство исследователей считают возрастные кризисы нормативным процессом развития, необходимым элементом социализации, обусловленным логикой личностного развития и необходимостью разрешения основного возрастного противоречия [8]. Л. Ф. Бурлачук и Е. Ю. Коржова относят возрастные кризисы к категории личностных и рассматривают их с позиции единства проявлений кризиса операциональной стороны жизнедеятельности, кризиса мотивационно-целевой стороны жизнедеятельности и кризиса смысловой стороны жизнедеятельности [2]. Главной особенностью прохождения возрастного кризиса взрослого следует признать то, что человек только сам может пережить его, изменяя свою жизнь. Но этим процессом можно в какой-то степени управлять: организовывать, направлять, обеспечивать условия роста и самосовершенство-© Дмитриева Ю. Н., 2011

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

вания личности, профилактики социально неприемлемых или личностно разрушающих способов переживания кризиса. Человек, оказавшийся в кризисе, обнаруживает, что его упорядоченный, тщательно выстроенный мир стал шатким и неопределенным. Все привычные способы, с помощью которых он справлялся с жизненными трудностями, подвергаются сомнению, и он вынужден искать новые способы решения проблем, вырабатывать новые способы поведения, которые могут оказаться более эффективными. У взрослых принято выделять три основных кризиса: кризис молодости, кризис середины жизни и кризис поздней взрослости [1].

Применительно к личности педагога кризисы в психологии рассматриваются чаще всего в контексте кризисов профессионального развития [5], синдрома эмоционального выгорания [4; 6], профессиональных деструкций педагога [7]. С кризисом личности все эти явления роднят сложность и глубина переживаний, нередко экзистенциального характера. Также нельзя не отметить ряд общих детерминирующих факторов, обусловливающих профессиональное выгорание, деструкции и личностный кризис, и уров-невый характер воздействия на личность: от психофизиологического до духовного уровня функционирования личности. Наконец, стратегии и способы преодоления как профессиональных деструкций, психического выгорания, так и личностного кризиса могут быть конструктивными, направленными на использование актив-

100

80

60

ной позиции и саморефлексии проблем, и дезадаптивными, приводящими к еще большей деструкции, профессиональному или личностному застою. Явления психического выгорания и профессиональных деструкций педагога связаны с кризисом, однако они не тождественны и по большей части имеют отношение к ненормативному профессиональному кризису, инициируют его. Нас же интересует возрастной кризис, не связанный однозначно только с профессиональной деятельностью, а распространяющийся на все сферы жизнедеятельности педагога.

В своем исследовании мы предприняли попытку выявить особенности протекания возрастного кризиса у людей, занимающихся педагогической деятельностью, без акцента на специфике данной деятельности.

В исследовании приняли участие 130 чел. в возрасте 27—54 года (в силу специфики профессии все испытуемые — женщины). Изначально среди них мы выделили педагогов, которые отличаются негативными эмоциональными переживаниями возрастного кризиса. При этом субъективным показателем кризисных переживаний служили жалобы испытуемых и запросы на психологическую помощь. Далее для объективности оценки их состояния был использован тест смысложизненных ориентаций. По результатам анализа были выявлены педагоги, остро переживающие возрастной кризис («кризисные») и находящиеся в латентной фазе жизненного пути («некризисные») (рис. 1).

40

20

Цели в жизни Процесс жизни Результативность Локус контроля — я Локус контроля —

□ «Кризисные» □ «Некризисные»

Р и с. 1. Средние показатели смысложизненных ориентаций педагогов

№ 3, 2011

По сравнению с коллегами «кризисные» педагоги оказались в ситуации, когда цели, стоящие перед ними до возрастного кризиса, либо уже достигнуты, либо потеряли значимость. Пытаясь преодолеть непонятные чувства, многие из них переоценивают прежние жизненные выборы — супруга, карьеры, жизненных целей, и, как следствие, у них наблюдается стремление к коренной смене образа жизни. Они отмечают неудовлетворенность прожитой частью жизни: нередко переживают из-за того, что, как им кажется, они ничего не достигли, а времени на новые достижения катастрофически мало либо уже не осталось со-

Баллы 14

всем. У «кризисных» педагогов присутствует неверие в свои силы контролировать события, а также убежденность в том, что жизнь человека неподвластна контролю и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.

Нас интересовала специфика переживания педагогами каждого из основных кризисов жизненного пути взрослого человека. В связи с этим мы проанализировали смысложизненные ориентации «кризисных» испытуемых разного возраста, выделив три группы педагогов, остро переживающих возрастной кризис, соответственно 30, 40 и 50 лет (рис. 2).

12

10

8

6

4

2

0

Цели в жизни Процесс жизни Результативность Локус контроля — я Локус контроля —

жизни жизнь

□ 30 лет Ш40 лет Ш50 лет

Р и с. 2. Показатели смысложизненных ориентаций у педагогов в периоды различных возрастных кризисов

Педагоги, переживающие возрастной кризис 30 лет, набрали низкие баллы по таким позициям, как «цели в жизни», «процесс жизни», «результативность жизни» и «локус контроля — я». Можно с уверенностью сказать, что основная причина переживания данного возрастного кризиса заключается в том, что цели, стоящие перед педагогом до возрастного кризиса, либо уже достигнуты, либо потеряли значимость, присутствует неудовлетворенность своей жизнью в настоящем, а также появляется неверие в

свои силы, в способность контролировать события собственной жизни.

У педагогов, переживающих кризис 50 лет, по всем шкалам отмечаются низкие баллы.

На следующем этапе исследования мы изучили выраженность и специфику эмоционального выгорания педагогов, остро переживающих возрастной кризис, используя опросник «Эмоциональное выгорание» В. В. Бойко. При этом было установлено, что по большинству симптомов эмоциональное выгорание педаго-

тия. Проверку различий на значимость мы осуществляли с помощью критерия Манна — Уитни (критерий V) (табл. 1).

Т а б л и ц а 1

Выраженность синдрома эмоционального выгорания у педагогов, баллы

гов в кризисе отличается от проявлений данного синдрома у лиц, находящихся в латентном периоде возрастного разви-

и при эмп

Симптомы «Кризисные» «Некризисные» и = 0,05—1 161; кр 0,01—1051

Фаза «Тревожное напряжение»:

— переживание психотравмирующих обстоятельств

— неудовлетворенность собой

— «загнанность в клетку»

— тревога и депрессия Фаза «Резистенция»:

— неадекватное избирательное эмоциональное реагирование

— эмоционально-нравственная дезориентация

— расширение сферы экономии эмоций

— редукция профессиональных обязанностей Фаза «Истощение»:

— эмоциональный дефицит

— эмоциональная отстраненность

— личностная отстраненность, или деперсонализация

— психосоматические и психовегетативные нарушения

69,58 40,33 646,0

65,42 43,98 854,0

55,89 52,34 1 330,5

71,36 38,77 557,0

62,93 46,17 978,5

69,12 40,74 669,0

60,52 48,28 1 099,0

60,39 48,39 1 105,5

66,86 42,72 782,0

68,16 41,58 717,0

71,58 38,58 546,0

67,50 42,16 750,0

62,92 46,18 979,0

66,89 42,69 780,5

68,03 41,69 723,5

Приведенные в таблице данные свидетельствуют о том, что у педагогов в кризисе синдром эмоционального выгорания сложился полностью. На первой фазе развития синдрома «кризисный» педагог осознает психотравмирующие факторы своей деятельности; испытывает чувство безысходности, затора, тупика: обстоятельства, обостряющие кризисное состояние, давят, и устранить их невозможно; неудовлетворенность своей деятельностью и собой порождает переживания ситуативной и личностной тревоги. На второй фазе он ограничивает эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования на ситуацию, эмоциональный контакт устанавливается не со всеми субъектами, а по принципу «хочу — не хочу» — неадекватным или избирательным образом; экономия эмоций выражается в усталости от контактов на рабочем месте и, как следствие, нежелании общаться с близкими, прияте-

лями и знакомыми, в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат. Третья фаза характеризуется эмоциональным дефицитом; «кризисный» педагог ощущает, что эмоционально уже не может помочь ученикам; отмечается полная или частичная утрата интереса к человеку — субъекту профессиональной деятельности; происходят отклонения в соматических и психических состояниях.

В исследовании была обнаружена специфика эмоционального выгорания у педагогов, переживающих кризисы разных возрастных этапов (табл. 2).

Наиболее выражен синдром эмоционального выгорания у педагогов, переживающих возрастной кризис 40 лет. У них полностью сформирована фаза «Тревожное напряжение». Отчетливо проявляется такой симптом, как «загнанность в клетку», т. е. состояние интеллектуально-эмоционального тупика, чувство бе-

№ 3, 2011

зысходности в ситуациях, когда невозможно устранить психотравмирующие обстоятельства. В фазе «Резистенция» ярко выражен такой симптом выгорания, как «расширение сферы экономии эмоций», что говорит о переносе экономии эмоций с профессиональной деятельности в семью, в общение с близкими и друзьями. Также сложилась фаза «Истощение», что позволяет судить о падении общего энергетического тонуса и ослабле-

нии нервной системы. В данной фазе доминируют такие симптомы, как «личностная отстраненность» и «психосоматические и психовегетативные нарушения». Проявление симптома «эмоциональный дефицит» свидетельствует о снижении защитных механизмов, неспособности педагогов сопротивляться эмоциональным факторам, в результате чего развиваются различные психосоматические расстройства.

Т а б л и ц а 2

Сравнительные показатели симптомов эмоционального выгорания у педагогов на этапах переживания возрастных кризисов, баллы

30 лет 40 лет 50 лет

Симптомы «Кри- зис- ные» «Не- кри- зис- ные» и эмп при И = г кр =0,05—1 161; 0,01—1 051 «Кри- зис- ные» «Не- кризи- сные» И эмп при И = г кр =0,05—200; 0,01—168 «Кри- зис- ные» «Не- кри- зис- ные» И эмп при И = г кр =0,05—44; 0,01—33

Фаза «Тревожное напряжение» 14,81 9,77 41,5 32,83 18,55 113,5 16,85 10,43 36,5

— переживание психотравмирующих обстоятельств 14,31 10,36 48,0 29,98 20,59 170,5 17,40 10,07 31,0

— неудовлетворенность собой 13,12 11,77 63,5 25,48 23,80 260,5 13,60 12,60 69,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— «загнанность в клетку» 15,08 9,45 38,0 34,88 17,09 72,5 16,45 10,70 40,5

— тревога и депрессия 14,88 9,68 40,5 28,33 21,77 203,5 13,10 12,93 74,0

Фаза «Резистенция» 15,50 8,95 32,5 29,45 20,96 181,0 18,30 9,47 22,0

— неадекватное избирательное эмоциональное реагирование 14,23 10,45 49,0 24,35 24,61 277,0 16,40 10,73 41,0

— эмоциональнонравственная дезориентация 13,27 11,59 61,5 26,10 23,36 248,0 14,90 11,73 56,0

— расширение сферы экономии эмоций 14,0 10,73 52,0 31,10 19,79 148,0 17,75 9,83 27,5

— редукция профессиональных обязанностей 15,88 8,50 27,5 29,43 20,98 181,5 17,85 9,77 26,5

Фаза «Истощение» 16,42 7,86 20,5 32,73 18,63 115,5 16,10 10,93 44,0

— эмоциональный дефицит 15,62 8,82 31,0 29,78 20,73 174,5 17,05 10,30 34,5

— эмоциональная отстраненность 15,54 8,91 32,0 27,75 22,18 215,0 13,55 12,63 69,5

—личностная отстраненность или деперсонализация 15,31 9,18 35,0 30,30 20,36 164,0 15,25 11,50 52,5

— психосоматические и психовегетативные нарушения 15,46 9,0 33,0 31,58 19,45 138,5 14,05 12,30 64,5

Выявленные особенности пережива- Т/ГГ’ТТ/'ЛТТТ СПИСОК .'ЭГЪТЗ Л ТТТТ/^ТТ ТТТЛ ОІ.Т

ния возрастных кризисов педагогами могут быть положены в основу построения профилактической, консультационной и психокоррекционной работы психолога с педагогами.

1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. — М. : Изд. центр «Академия», 1999. — 672 с.

2. Бурлачук, Л. Ф. Психология жизненных ситуаций : учеб. пособие / Л. Ф. Бурлачук,

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Е. Ю. Коржова. — М. : Рос. пед. агентство, 1998. — 263 с.

3. Василюк, Ф. Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций / Ф. Е. Василюк. — М. : Изд-во МГУ, 1984. — 184 с.

4. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. — СПб. : Питер, 2008. — 336 с.

5. Зеер, Э. Ф. Психология профессий : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений /

Э. Ф. Зеер. — 2-е изд., стер. — М. : Изд. центр «Академия», 2007. — 330 с.

6. Орел, В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования / В. Е. Орел // Психол. журн. — 2001. — Т. 22, № 1. — С. 90—101.

7. Сыманюк, Э. Э. Психологические барьеры профессионального развития личности : практи-ко-ориентир. моногр. / Э. Э. Сыманюк ; под ред. Э. Ф. Зеера. — М. : Моск. психол.-соц. ин-т, 2005. — 252 с.

8. Фрейд, З. Введение в психоанализ / З. Фрейд. — М. : АСТ, 2008. — 633 с.

Поступила 23.03.11

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ У АСПИРАНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

В. В. Соколов (Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева)

Приводятся результаты экспериментального исследования особенностей психологического прогнозирования у аспирантов. Доказывается необходимость повышения его уровня.

Ключевыге слова: мышление; психологическое прогнозирование; личность; психические процессы.

Прогнозирование состояния, поведения и развития каких-либо событий или интересов является одной из функций мышления, в том числе психологического. Объектом последнего выступает человек как субъект и как личность, а содержанием — поведение или психическое состояние человека, именно поэтому прогнозирование называется психологическим.

Учитывая тот факт, что человек — очень сложный объект познания, психологическое прогнозирование по сравнению с предметным представляет собой более сложный процесс [4]. К проблеме психологического прогнозирования обращались в своих трудах такие ученые, как А. В. Брушлинский, Б. Ф. Ломов, Л. А. Ре-гуш и др. Так, А. В. Брушлинский указывает, что «когда человек решает мыслительную задачу, он тем самым хотя бы в минимальной степени предвосхищает (прогнозирует) искомое будущее решение» [1, с. 75]. Б. Ф. Ломов обращает внимание на то, что в поведенческом акте (действии), настоящее связано с прошлым и будущим специфическим образом. В поведенческий акт, совершае-

мый в настоящем, включается «аккумулированное прошлое», т. е. навыки, знания, умения, сформированные в прошлом [2, с. 124]. Подробная характеристика психологического прогнозирования дана в работе Л. А. Регуш [3]. Однако в этих исследованиях не вполне раскрыты психологические механизмы прогнозирования.

Прогноз поведения человека является неотъемлемой частью мышления. Выполняя любую деятельность, человек осуществляет ситуационное прогнозирование поведения. Прогнозируется как действие в ситуации, так и сама ситуация. «Исходя из философской позиции будущее не может быть исследовано, оно скрыто в прошлом и настоящем, мы видим и примысливаем его в реальных возможностях. При этом видение настоящего в такой же степени зависит от прошлого, как и от прогнозирования будущего» [6, с. 56].

Для решения прогностической задачи важно не отрываться от основополагающих постулатов психологической теории мышления. Прогнозирование — очень важное умственное действие, позволяющее субъекту мысленно предста-

© Соколов В. В., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.