Научная статья на тему 'Показатели психологического здоровья личности в особых условиях профессиональной деятельности'

Показатели психологического здоровья личности в особых условиях профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1105
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СУБЪЕКТИВНАЯ УСПЕШНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / PSYCHOLOGICAL HEALTH / COMPLICATED CONDITION OF PROFESSIONAL WORK / SUBJECTIVE SUCCESS / BURNOUT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Калашникова Светлана Анатольевна

Анализируется влияние особых условий профессиональной деятельности на показатели психологического здоровья личности. Показаны различия смысловых оснований, уровня профессионального выгорания в зависимости от качества субъективной успешности личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Калашникова Светлана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Indices of personality psychological health in complicated condition of professional work

An analysis is made of the influence of complicated condition of professional work on indices of psychological health of the person. It is shown distinctions of basis of meaning, level of burnout depending on quality of subjective success of the person.

Текст научной работы на тему «Показатели психологического здоровья личности в особых условиях профессиональной деятельности»

 У К 1 л . 2 состояний: нормального и патологичес-

ББК Ю94 кого. Однако необходимо понимать, что

С. А. Калашникова континуум «здоровье - патология» со-

;; г держит множество состояний, которые

Показатели психологического трудно отнести к одному из полюсов.

здоровья личности в особых И. В. Дубровина и ее сотрудники ввели

условиях профессиональной в научный аппарат понятие «психологи-

деятельности ческое здоровье». Термин «психическое

здоровье» относят к отдельным психичес-

Анализируется влияние особых усло- ким процессам и механизмам, а термин

вий профессиональной деятельности на «психологическое здоровье» - к личности

показатели психологического здоровья в целом. Психологическое здоровье рас-

личности. Показаны различия смысло- сматривается в тесной связи с высши-

вых оснований, уровня профессиональ- ми проявлениями человеческого духа

ного выгорания в зависимости от качест- Г и позволяет анализировать собственно

ва субъективной успешности личности. психологический аспект проблем психи-

Ключевые слова: психологическое здо- ческого здоровья в отличие от медицин-

ровье, особые условия деятельности, ского, социологического, философского

субъективная успешность, профессио- и других аспектов [3]. Для определения

J J ' г т нальное выгорание. понятия «психологическое здоровье»

используются понятия «субъективное

S. A. Kalashnikova благополучие», «психологический ком-

форт», «качество жизни», «успешность»

Indices of personality psychological и др. Проблема психологического здо-

health in complicated condition ровья может рассматриваться как про-

of professional work блема удовлетворенности человеком

собственным образом жизни. Стремле-

An analysis is made of the influence of ние к большей эффективности и удов-

complicated condition of professional work г г 3 ^ летворенности в жизни требует актив-

on indices of psychological health of the ности человека как качества субъекта

person. It is shown distinctions of basis of жизнедеятельности.

meaning, level of burnout depending on Профессиональная деятельность в

quality of subjective success of the person. большей степени определяет процесс

Key words: psychological health, compli- развития личности. Сложные, особые

cated condition of professional work, sub- условия деятельности предполагают

jective success, burnout. определенный образ жизни профессио-

налов. Под особыми условиями деятель-

Широко применяемое в медицине ности понимают определенный класс

и психологии понятие «психическое условий, находящихся за нормальными

здоровье» определяется как состояние и образующих поле деятельности, в ко-

душевного благополучия, характеризу- тором у личности могут формироваться

У J f I I J ющееся отсутствием болезненных про- негативные функциональные состоя-

явлений и обеспечивающее адекватную ния, приводящие к нарушению психо-

условиям окружающей действитель- логической регуляции деятельности [7].

ности регуляцию поведения и деятель- Влияние особых условий деятельности

ности [6]. В большинстве случаев поня- определяется не только объективной

тие здоровья предполагает выделение сложностью и степенью адаптации че-

противоположных по своему качеству ловека, но и его отношением к ним.

Очевидно, что принятие определяе- рассматривается как выработанный

мого профессией образа жизни приво- личностью механизм психологичес-

дит к изменению ценностно-смысловой кой защиты в форме полного или час-

системы личности. Субъективное благо- тичного исключения эмоций в ответ

получие, успешность человека зависит на избранные психотравмирующие

от того, насколько эффективным будет воздействия, который является при-

/ ГГ У ^ такое внутреннее преобразование. обретенным личностью стереотипом

Внешние и внутренние показатели эмоционального, чаще всего професси-

успешности в профессии отличаются. онального поведения. Синдром «выго-

По большому счету, только внутрен- рания» как профессиональный кризис,

^ ] г ние показатели успешности (удовлет- связанный с работой в целом, включает

воренность) и соответствие позитивных три основные составляющие: эмоцио-

внешних и внутренних показателей нальную истощенность, деперсонали-

успешности можно рассматривать как зацию и редукцию профессиональных

показатели психологического здоровья достижений [4].

человека. Существенную роль в динамике вы-

Условия профессиональной деятель- горания играют экзистенциальные

ности обладают не только личностно- стрессы [2]. Происхождение выгорания

развивающим потенциалом и являются является результатом сложного взаимо-

факторами успешности личности. Од- действия личностных особенностей че-

новременно они являются группой важ- ловека, ситуации его межличностных

ных факторов деформации личности, отношений в профессиональной среде

в том числе формирования синдрома и семейной жизни, а также личных пе-

профессионального выгорания. реживаний самоэффективности. Осо-

Понятие «выгорание» обычно ис- бое значение в противостоянии выгора-

пользуют для обозначения пережива- нию имеет баланс удовлетворенности в

ния человеком состояния физического, самореализации в профессиональной и

эмоционального и психического исто- личной жизни [1].

щения, вызванного длительной вклю- Исследования феномена психическо-

ченностью в эмоционально напряжен- го выгорания позволяют сделать вывод

ные и значимые ситуации [4]. Наиболее о существовании противоположного ему

часто выгорание рассматривается как явления, характеризующегося направ-

долговременная стрессовая реакция ленностью на работу, энтузиазмом, поло-

или синдром, возникающий вследствие жительным отношением к своей профес-

продолжительных профессиональных сиональной деятельности. Предложено

стрессов средней интенсивности. В свя- понятие «вовлеченность» (С. Maslach),

зи с этим синдром «психического вы- которое характеризуется противополож-

горания» ряд авторов обозначает как ными выгоранию особенностями: энер-

«профессиональное выгорание», что гичностью, включенностью в работу, са-

позволяет рассматривать это явление в моэффективностью. По мнению С. Мас-

аспекте личной деформации професси- лач, существует континуум «вовлечен-

онала под влиянием профессиональных ' V J ] ность - выгорание», позволяющий харак-

стрессов [5]. теризовать динамику профессионально-

В качестве синонимов понятия «про- го развития. На наш взгляд, более точно

фессиональное выгорание» часто ис- данная психологическая реальность мо-

пользуются понятия «профессиональ- жет быть обозначена через континуум

7 г г ное угасание», «эмоциональное вы- г ; / «психологическое здоровье в профес-

горание». Эмоциональное выгорание сии - профессиональное выгорание».

В нашем исследовании медицинского тов позволило выделить три группы

персонала специализированных бригад испытуемых по качеству субъективной

скорой медицинской помощи, деятель- успешности в профессии: «успешные»,

ность которого осуществляется в особых «условно успешные» (успешные только

условиях, была установлена зависимость по объективным показателям, субъек-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

между субъективной успешностью в тивно неуспешные), «неуспешные». Для

/ 'У У У профессии, уровнем осмысленности У /'У * 1 оценки степени осмысленности жизни

жизни и уровнем профессионально- использовалась методика Д.А. Леонтье-

го выгорания. Для опенки успешности ва «Смысложизненные ориентации».

нами использовалась процедура интер- Уровень профессионального выгорания

вью, групповая оценка личности (ГОЛ). был оценен с использованием методики

Сопоставление полученных результа- В.В. Бойко (табл. 1).

Средние значения показателей сформирован в группах испытуемых с различным! ности и пок

симптомов и фаз эмоционалы азателями субъективной успен Таблица 1

ного выгорания

ности

3 © СИМПТОМЫ Ср едние значения показателей сформированности симптомов, в баллах

«усп ешные» «условно успешные» «неуспешные»

X Я Переживание психотравмирующих обстоятельств 14,1 17,2 17,3

Неудовлетворенность собой 5,7 9 7,7

Загнанность в клетку 3,5 8,8 7,7

Тревога и дипрессия 7,1 11,3 9,3

Сумма показателей симптомов 30,5 46,3 42

Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование 17,4 22,2 17,5

м н о к со М Рч Эмоционально-нравственное дезориентация 9,4 11,3 11,7

Расширение сферы экономии эмоций 11,1 17,3 15,2

Редукция профессиональных обязанностей 16 22,4 22,7

Сумма показателей симптомов 54 73,5 67

Эмоциональный дефицит 8,6 12,9 157

X V к Эмоциональная отстраненность 91 10,3 17,7

Личностная отстраненность (деперсонализация) 8,3 14,2 15,7

Психосоматические и психовегетативные нарушения 8,8 12,3 12,7

Сумма показателей симптомов 34,8 49,8 61,7

Итоговый показатель синдрома «эмоционального выгорания» 19,3 169,7 170,7

Показатель субъективной успешнос- отражением внутреннего (ценностно-

ти в контексте нашего исследования смыслового) ресурса личности. Уро-

представляет собой один из показателей вень сформированности симптомов

психологического здоровья личности. профессионального выгорания - один

Уровень осмысленности жизни является из показателей психологического не-

благополучия личности. Особенностью показателями осмысленности жизни:

развития синдрома «профессиональное целеустремленностью, способностью

выгорание» в группах «успешных» ис- планировать свое будущее; восприяти-

пытуемых является то, что в качестве до- ем собственной жизни как интересной,

минирующей фазы синдрома выступает наполненной смыслом; удовлетворен-

фаза резистенции, отражающая степень ностью результатами пройденного от-

сопротивления нарастающему стрессу. В г у г резка жизни и самореализацией; внут-

группе «условно успешных» испытуемых ренним локусом контроля (табл. 2).

значительно увеличивается доля респон- Взаимосвязи между указанными пока-

У ^ г дентов с формирующимися и полностью зателями в вожделенных группах испыту-

сформированными фазами напряжения емых отличаются по своей силе (оценены

и резистенции, а также синдрома выго- при различных уровнях значимости).

рания в целом. В группе «неуспешных» Для выявления взаимосвязей показа-

1 ' г; у испытуемых отмечается более высокий телей профессионального выгорания с

уровень развития профессионального показателями выраженности профес-

выгорания (у 50% испытуемых). сионально важных личностных особен-

Установлены статистически досто- ностей и параметрами осмысленности

верные взаимосвязи между низким об- жизни использовалась процедура фак-

щим уровнем выгорания и высокими торного анализа.

Взаимосвязь между общим п и симптомами синдром оказа а эмоь Таблица 2 гелем осмысленности жизни ионального выгорания

3 сп < О СИМПТОМЫ Общий показатель осмысленности жизни

м 2 X м * с < X Переживание психотравмируюших обсто ятельс тв -0,13

Неудовлетворенность собой -0,07

«Загнанность в клетку» 0 32***

Тревога и депрессия -0,27*

Фаза напряжения -0,27*

с? 2 Я Я м н и я сп ы Р'ч Неадекватное избирательное эмоциональ ное ре агирование -0,33 ***

Эмоционально-нравственная дезориентаг щя -0,16

Расширение сферы экономии эмоций -0,31**

Редукция профессиональных обязанности гй -0,23

Фаза резистенции -0 40****

1-Р Б Я м Я о н и 2 Эмоциональный дефицит -0,08

Эмоциональная отстраненность -0,09

Личностная отстраненность (деперсонали [зация ) -0,26*

Психосоматические и психовегетативные наруп ения -0,18

Фаза истощения -0,22

Итоговый показатель синдрома «эмоцион ально го выгорания» -0,36***

Примечание. Здесь и далее * - коэффициент значение для р<0,05; ** - коэффициент г, превьп фиттиент г, превышающий критическое значен корре нающ ие дл ии в г е стру данні іго вы ной у ляции Пирсона (г), превышающий критическое ий критическое значение для р<0,02; *** - коэф-я р<0,01; **** - коэффициент г, превышающий руппах испытуемых в зависимости от качества ктуры, представленные в табл. 3 Таблица 3 ых, полученных по параметрам горания, осмысленности жизни спешности

критическое значение для р<0,001 [50]. анализа результатов факторизац

По итогам

субъективной успешности получены факторны Результаты факторного анализа выраженности профессионально и субъектив

Факторы Г руппы испытуемых

«успешные» «услоВ 'но уа ешные» «неуспешные»

1 фактор Профессиональное выгорание (16,8% дисперсии) Стремл лизации ное вы дисперси ение проф горан іи) к самореа-ессиональ-ие (27,5% Осмысленность жизни, стремление к самореализации - профессиональное выгорание (42% дисперсии)

2 фактор Осмысленность жизни (15,5% дисперсии) Осмысл (19,7% ди [еннос ісперс ть жизни ии) Включенность в деятельность-экономия ресурсов (23,3% дисперсии)

3 фактор Включенность в деятельность (11,9% дисперсии) Активн ность (17,0% ди ость, в де ісперс включен- ятельность ии) Активность, уверенность в себе - «загнанность в клетку» (17,7% дисперсии)

4 фактор Активность, уверенность в себе (9,9% дисперсии) Гибкос ленностг сурсов (1 гь, ц - экс 6,6% д елеустрем-номия ре-исперсии) Удовлетворенность трудом - профессиональная деформация (12,2% дисперсии)

Обращает на себя внимание четкая ин- яет на время, скорость формирования и

теграция шкал диагностических методик, степень выраженности синдрома про-

выявляющих степень и характер выра- фессионального выгорания. Подтверж-

женности основных параметров, рассмат- дением этому служит то, что практичес-

риваемых в исследовании. Особенно оче- ки во всех анализируемых факторных

видна эта тенденция для ттткал методик структурах фактор «профессиональное

СЖО и «Методики диагностики уровня выгорание» является значимым.

эмоционального выгорания». Поскольку 2. Субъективная неуспешность спо-

для выделения шкал авторами данного собствует развитию симптомов профес-

инструментария применялись процеду- сионального выгорания. Это подтверж-

ры факторного анализа, оказывается воз- дается тем, что в группах «условно ус-

можным использование в качестве зави- пешных» и «неуспешных» профессиона-

симых переменных конструктов «осмыс- J 11 лов показатели выгорания входят прак-

ленность жизни» и «профессиональное тически во все выделенные факторы с

выгорание» в их общем смысле. большими факторными нагрузками.

Полученные результаты позволили 3. В случае субъективной успешнос-

сделать следующие выводы. ти выделяются преимущественно неза-

1. Профессиональное выгорание меди- висимые факторы. В факторных струк-

цинских работников неизбежно. Субъек- турах, характеризующих субъективно

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тивная успешность - неуспешность вли- неуспешных испытуемых, появляются

зависимые факторы. Обнаруживается шинства «неуспешных» профессиона-

взаимосвязь профессионального выго- лов сформированными оказались фазы

рания и включенности в деятельность. резистенции и истощения. Кроме того,

Качественное своеобразие данной вза- данные факторизации исследуемых

имосвязи в исследуемых группах поз- ' Г Г ' ^У параметров демонстрируют обратную

воляет выявить специфику стратегий зависимость параметров «профессио-

г V г преодолевающего поведения. Профес- нальное выгорание» и «включенность в

сионалы в зависимости от успешности деятельность».

в профессии (имеется в виду субъектив- В процессе исследования мы находим

Г Г г V ' 'У У ное ощущение успешности) в особых подтверждение предположения о том,

условиях труда используют различные что профессиональное выгорание и сис-

; гу ^ у г стратегии сопротивления стресс-факто- тема смысложизненных ориентаций яв-

рам в профессиональной деятельности. ляются интегральными показателями,

«Успешные» профессионалы идут которые могут рассматриваться в связи

по пути экономии ресурсов, который с таким показателем психологического

является более приемлемым в особых здоровья, как субъективная успешность

условиях. Подтверждением этому слу- личности.

/ г ^ ^ у ^ у жит формирование у большинства ис- В особых условиях деятельности про-

пытуемых фазы резистенции синдрома явление синдрома выгорания выступает

профессионального выгорания. Кроме г Г У в большей степени как ресурсосберега-

того, факторы «профессиональное вы- ющее защитное поведение в ответ на

горание» и «включенность в деятель- психотравмирующие воздействия. Про-

ность» являются независимыми. явление выгорания тем сильнее, чем

«Условно успешные» специалисты ре- больше затрат ресурсов требует профес-

шают проблему субъективной неуспеш- сиональная деятельность. Исследование

г у у У ности путем повышения личных затрат показало, что важным ресурсом личнос-

в труде, работая «вопреки». Поскольку ти являются ценностно-смысловые ос-

труд в особых условиях сам по себе тре- нования жизнедеятельности, поскольку

бует серьезного потенциала психофизи- их деформация, и особенно потеря, яв-

У г ' г ологических ресурсов, возможно, допол- дяется мощной детерминантой форми-

нительное повышение затрат способс- рования синдрома профессионального

твует более высоким темпам и глубине выгорания.

выгорания (о чем свидетельствует сфор- Кроме того, особые условия, способс-

мированность фаз напряжения и резис- твуя более глубокой оценке действи-

тенции у большинства «условно успеш- тельности, дают возможность личнос-

ных» испытуемых). «Профессиональное ти противостоять их деформирующим

выгорание» и «включенность в деятель- влияниям. Поэтому можно полагать, что

ность» выделяются как отдельные фак- особые условия жизнедеятельности име-

торы, но прослеживается взаимосвязь ют двойственное значение для развития

между указанными параметрами. личности и психологического здоровья

^ У г г «Неуспешные профессионалы» специалиста: с одной стороны, они спо-

У г г склонны решать противоречие в систе- собствуют профессиональной дефор-

ме «профессионал - условия деятель- мации, а с другой - повышают качество

ности» путем уменьшения личных за- жизни человека как субъекта деятельнос-

трат, отстраненности от труда и, сле- ти за счет расширения диапазона цен-

довательно, снижения его эффектив- ностно-смысловых координат.

ности. В качестве доказательства этого

может выступать тот факт, что у боль-

Список

литературы

1. Водопьянова Н. Е., Старченкова тво жизни // Ежегодник Российско лы 3-го Всероссийского съезда психо. Изд-во С-Петерб. ун-та, 2003.

2. Гришина Н. В. Помогающие тенциальные проблемы // Психо личности / под ред. А. А. Крылова,

3. Дубровина И. В. Руководство здоровье детей и подростков в конт дательский центр «Академия», 1998

4. Орел В. Е. Феномен «выгорания гический журнал. 2001. Т. 22. № 1. С

5. Психология здоровья: учебник СПб.: Питер, 2003. 607 с.

6. Словарь практического психол Харвест, 1997.

7. Собольников В. В. Психология виях. Новосибирск, 1998. 278 с.

отношения: профессиональные и экзис-ческие проблемы самореализации Коростылевой. СПб., 1997. 240 с. ического психолога : Психическое психологической службы. М. : Из-

логи Л. А.

практ

ексте

» в зі

. 90-

для

ога

разви

Е. С. Психическое «выгорание» и качес-о психологического общества : материа-логов, 25-28 июня 2003 года. В 8 т. СПб. :

арубежной психологии // Психоло-01.

вузов / под ред. Г. С. Никифорова. ' под ред. С. Ю. Головина. Минск : тия зрелой личности в особых усло-

УДК 913(заб)

moral education. The article deals with the

ББКЭ29(2Р54

history of religious education in different

П. С. Матвеев

educational institutions in Transbaikalia

Религиозное воспитание

and the current situation.

и образование в Забайкалье

Key words: religious education, moral

and spiritual values, theological institu-

Раскрывается сущность и содержа-

tions.

ние религиозного воспитания, его от-

личие от духовно-нравственного; изла-

Религиозное воспитание - целенап-

гается история религиозного воспита-

равленное формирование знаний по ис-

ния в разных типах учебных заведений

тории религии, устойчивой потребнос-

Забайкалья, анализируются учебные

ти в понимании религиозных ценнос-

планы, дается оценка феномена с сов-

тей, в самостоятельном поиске духовно-

ременных позиций.

мировоззренческих ориентиров; приоб-

Ключевые слова: религиозное воспита-

щение к религиозной жизни общества,

ние, духовно-нравственные ценности,

критическое отношение к деятельности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

духовные учебные заведения.

различного рода тоталитарных сект.

Наряду с этим, под религиозным вос-

P. S. Matveev

питанием можно понимать воспитание

Religious training and education

in Transbaikalia

которое дается с позиций религиозного мировоззрения

В современных условиях в ряде слу-

The author reveals the essence and the

чаев синонимом религиозного воспита-

content of religious training and educa-

ния может выступать понятие духовно-

tion and its difference from spiritual and

нравственного воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.