УДК 159.923 + 128 Картавщикова Елена Витальевна
соискатель кафедры психологии Южного федерального университета, преподаватель кафедры психологии Новороссийского филиала
Московского гуманитарно-экономического института
СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ СТРАТЕГИИ СОВЛАДАНИЯ
В КОНТЕКСТЕ КРИЗИСА 30 ЛЕТ
Kartavshchikova Elena Vitalyevna
PhD applicant, Psychology Department, Southern Federal University, Lecturer, Psychology Department, Novorossiysk branch of Moscow Institute of Humanities and Economics
THE LIFE-PURPOSE COPING STRATEGIES IN THE CONTEXT OF THE 30S LIFE CRISIS
Аннотация:
В статье предпринимается попытка рассмотрения нормативного кризиса развития, понимаемого в научной психологии как кризис 30 лет, в контексте не только решения возрастных задач развития, но и смысложизненной проблематики, а также обоснования зависимости стрессовости данного кризисного периода, успешности его проживания от смысложизненной стратегии личности, включающей в себя компонент совладания. Представлены результаты исследования симп-томокомплекса кризиса 30 лет, взаимосвязи кризисной симптоматики со смысложизненной проблематикой и компонентами смысложизненной стратегии совладания личности.
Ключевые слова:
кризис 30 лет, смысложизненный кризис, смысло-жизненные ориентации, смысложизненная стратегия совладания, жизнестойкость, толерантность к неопределенности, копинг-стратегии, мотивация достижения.
Summary:
The article considers such a personal crisis known in scientific psychology as a 30 life crisis not only in the context of age-dependent tasks solution, but also lifepurpose range of problems. The author discusses the correlation of crisis period stressfulness and effectiveness of its overcoming from the personal life-purpose strategy, including a coping component. The article presents the research results of the 30s life crisis symptoms, interdependence of the crisis symptoms with the life-purpose aspects and components of the personal coping strategy.
Keywords:
30 life crisis, life-purpose crisis, life-purpose orientations, life-purpose coping strategy, hardiness, ambiguity tolerance, coping strategy, achievement motivation.
На современном этапе развития акмеологии необходимость глубокого понимания закономерностей и кризисов развития субъективности взрослого человека, проблем, перспектив и задач его самореализации, динамики отношений с миром обусловливает актуальность исследований в данной области. Особый интерес представляет исследование внешних и внутренних детерминант и закономерностей в динамике качественного перехода личности на более высокий уровень функционирования. Развитие в период взрослости представляет собой сложный, вариативный и неоднозначный процесс, характеризуемый усложнением взаимосвязей онтогенетической и биографической линий развития личности, отличающийся гетерохроностью и «окрашенный» влиянием субъектности личности (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Слав-ская, М.Д. Александрова, Е.Ф. Рыбалко, О.В. Хухлаева, Е.Л. Солдатова и др.).
Особого внимания, на наш взгляд, заслуживают сложно и неоднозначно протекающие в период взрослости нормативные кризисы развития. Нормативные кризисы развития взрослого человека рассматриваются в контексте общевозрастных детерминант и изменений практически во всех современных теориях (Л.И. Анцыферова, Л.И. Бершедова, Б.С. Братусь, Л.А. Головей, Э.Ф. Зеер, Д. Левинсон, Е.Ф. Рыбалко, В.Ф. Моргун, К.Н. Поливанова, Е.Л. Солдатова, Е.И. Степанова, Э.Э. Сыманюк, Н.Ю. Ткачева, Г. Томе, Г. Шихи и др.), при этом разными учеными внимание акцентируется и на положительных, и на отрицательных результатах прохождения кризиса [1]. Интересным представляется взгляд К.В. Карпинского, высказывающего мнение, что универсальным закономерностям, присущим процессу развития личности, подчиняется и преобразование ценностно-смысловой сферы. Качественно-количественные изменения в смысловой сфере личности, происходящие в определенные возрастные периоды, детерминируют переломный момент в переходе смысла жизни в новое качество. Следовательно, есть основания рассматривать все кризисы взрослости как смысложизненные [2, с. 7].
Сложность исследования нормативных кризисов взрослости обусловлена влиянием жизненных событий на их протекание, индивидуальностью их проживания в контексте жизненного пути человека, размытостью временных границ, а также тем, что «изменения, - по мнению К.В. Поливановой, - происходят преимущественно во внутреннем плане личности» без ярких внешних про-
явлений [3, с. 178]. Несовпадение личностного и возрастного развития человека в период взрослости также затрудняет диагностику кризиса. Поэтому разными исследователями помимо возрастного критерия используются специально разрабатываемые авторские анкеты в совокупности с методиками, созданными для других целей, в частности с опросником «Удовлетворенность жизнью» Н.Н. Мельниковой, «Тестом смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева и др.
Вопрос о неизбежности нормативных кризисов в процессе развития взрослого человека остается актуальным и на сегодняшний день. Так, А.Н. Леонтьев предлагал разделять «кризис» как явление негативное и «критический период развития» как явление нормативное, полагая, что кризис наступает тогда, когда личностью не были решены основные возрастные задачи в предыдущий - литический - период [4, с. 33]. Этой же точки зрения придерживаются В.Ф. Моргун и Н.Ю. Ткачева, полагая, что взрослый человек может осознанно менять ситуацию развития, своевременно и целенаправленно осуществляя личностные перестройки, что допускает возможность бескризисного варианта развития [5].
Автор статьи в своем исследовании опирался именно на данную точку зрения, полагая, что кризисный период в развитии человека следует рассматривать в контексте его жизненного пути и смысловых личностных образований, в целом определяющих успешность решения жизненных задач, особенности совладания с жизненными трудностями и общую осмысленность жизни. Одним из таких образований является, на наш взгляд, смысложизненная стратегия личности, содержащая в себе, по мнению Л.А. Коростылевой, совладающий и преобразующий компоненты [6, с. 16].
Понятие смысложизненной стратегии как объяснительного конструкта процессов смыслооб-разования было введено И.В. Абакумовой. Автор определяет ее «как сформировавшуюся в ходе онтогенеза на основе ментального опыта устойчивую систему личностных смыслов индивида, позволяющую оптимизировать или минимизировать активность субъекта во взаимоотношениях с объективной действительностью и проявляющуюся в отношении к цели, процессу и результату деятельности, а также в отношении к жизни и самому себе» [7, с. 368]. По мнению Л.Ю. Крутелёвой, смысложизненная стратегия представляет собой динамическую проекцию смысложизненной концепции личности на конкретные условия ее повседневной жизни. Уровень и структуру смысложизненной концепции личности определяют смысложизненные ориентации [8, с. 56].
Наименее изученным из всех кризисов взрослости, как в зарубежной, так и в отечественной психологии развития, является кризис 30 лет. Исследователи отмечают его смысловое содержание и глубокие личностные изменения, происходящие в данный период. Так, В.Ф. Моргун и Н.Ю. Ткачева предполагают, что, как и при кризисах трех лет и подросткового возраста, в 30 лет также происходит «рождение» личности [9, с. 66]. В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев и Г.А. Цукерман определяют этот кризис как разрыв личного и общечеловеческого смысла жизни, как построение замысла собственной жизни, вхождение в новую со-бытийную общность [10]. Д. Левинсон, Д. Вейлант, Р. Гаулд считают, что во время кризиса 30 лет перестраивается мировоззрение и переоцениваются жизненные ценности, переосмысливается пройденный путь, пересматриваются отношения с людьми, миром [11]. Исследования С.С. Худояна выявили связь кризиса 30 лет с перестройкой самосознания и глубокими изменениями в системе Я [12]. Д.А. Леонтьев отмечает происходящие в данный период изменения в ценностно-мотивационной и смысловой сферах личности, считая, что кризис заключает в себе функцию смыслообразования [13].
Изменения в системе Я, перестройка концепции своей жизни, переоценка достижений, переопределение жизненных целей и задач, преобразование всей системы отношений личности сопровождаются симптоматикой смысложизненного кризиса. Субъективное ощущение неопределенности, глубокие эмоциональные переживания определяют стрессовый характер кризиса 30 лет, а успешность прохождения стадий кризиса и выхода из него определяет смысложизненная стратегия совладания личности. И.В. Абакумова, П.Н. Ермаков, И.А. Рудакова предлагают рассматривать «личностные образования как центральный, базовый фактор формирования индивидуальной смысложизненной стратегии по преодолению Эпсихологического дискомфортаЭ (по терминологии И.В. Дубровиной) разной степени интенсивности, обеспечивающий тем самым жизнестойкость личности» [14, с. 32].
На наш взгляд, к компонентам смысложизненной стратегии личности, минимизирующим стрессовость кризисного периода 30 лет за счет стойкого совладания, ориентации на развитие и смыслообразование, можно отнести высокий уровень жизнестойкости и осмысленности жизни, определяющий ее смысложизненную концепцию, толерантность к неопределенности, выраженную мотивацию достижения, а также конструктивные копинг-стратегии в качестве динамического компонента жизнестойкости.
Таким образом, целью нашего исследования является диагностика симптомокоплекса нормативного кризиса 30 лет и выявление взаимосвязи степени его выраженности с уровнем развития совладающих компонентов смысложизненной стратегии личности.
Гипотеза исследования конкретизируется в следующих положениях:
1. В нормативном кризисе 30 лет проявляется смысложизненная проблематика.
2. Степень тяжести кризисной симптоматики связана с уровнем развития совладающих характеристик смысложизненной стратегии личности.
В качестве диагностического инструментария для выявления симптоматики кризиса 30 лет использовались авторская ориентировочная анкета кризиса 30 лет, опросник «Удовлетворенность жизнью» (УДЖ) Н.Н. Мельниковой, опросник «Смысложизненный кризис» (СЖК) К.В. Карпинского.
Для исследования совладающих компонентов смысложизненной стратегии личности была применена совокупность следующих методик: «Тест смысложизненных ориентаций» (СЖО) Д. Крамбо и Л. Махолика в адаптации Д.А. Леонтьева, «Тест жизнестойкости» С. Мадди в адаптации Д.А. Леонтьева, «Шкала толерантности к неопределенности» Д. МакЛейна в модификации Е.Н. Осина, опросник «Способы совладающего поведения» (копинг-тест) Р. Лазаруса, опросник «Мотивация успеха и боязнь неудачи» А.А. Реана.
Исследование проводилось в несколько этапов. На первом этапе была разработана авторская ориентировочная анкета для выявления симптомов и степени тяжести протекания кризиса 30 лет. Представленные в анкете кризисные переживания были сформулированы автором на основании анализа работ Л.Ф. Бурлачук, Е.И. Исаева, И.С. Кона, Е.Ю. Коржовой, Д. Левинсона, Д.А. Леонтьева, В.Ф. Моргун, К.Н. Поливановой, Н.В. Сивриковой, В.И. Слободчикова, Е.Л. Сол-датовой, Н.Ю. Ткачевой, С.С. Худояна, О.В. Хухлаевой, Г. Шихи, И.А. Шляпниковой и др.
Второй этап заключался в проведении пилотажного исследования с целью апробации авторской анкеты. В диагностике приняли добровольное участие 60 человек в возрастном диапазоне 3031 год, отмечающих у себя наличие кризиса тридцатилетия. Анкета носила открытый характер, позволяющий участникам исследования вносить свои дополнения и коррективы в случае, если представленный в анкете симптом был непонятен. После некоторых коррективов в окончательном варианте авторская ориентировочная анкета состоит из 40 симптомов, позволяющих диагностировать наличие кризиса тридцатилетия. Симптомы объединены в следующие блоки: неудовлетворенность собой и своей жизнью и осознание ответственности за свою жизнедеятельность; осознание ограниченности собственных возможностей и жизненных ограничений; недовольство своей трудовой деятельностью; сниженный эмоциональный фон и эмоциональная нестабильность; проблемы в отношениях с окружающими; ослабление интереса ко всему, что раньше интересовало; беспокойство по поводу здоровья и физических сил; ценностно-смысловой кризис; желание изменить свою жизнь; ресурсы. Степень выраженности кризисной симптоматики оценивается по общему баллу.
Третий этап исследования заключался в диагностике симптомокомплекса кризиса 30 лет и выявлении уровня выраженности у испытуемых компонентов смысложизненной стратегии совладания. В исследовании приняли добровольное участие 206 человек, из них 123 женщины и 83 мужчины в возрасте 28-32 лет, состоящих и не состоящих в браке, средний возраст респондентов - 30 лет, образование - среднее, среднее специальное, среднее техническое, высшее профессиональное. Исследование проводилось в течение 5 месяцев.
На четвертом этапе проводилась статистическая обработка и анализ полученных данных. Поскольку критерий Колмогорова - Смирнова в модификации Лиллиефорса показал, что по некоторым измеряемым шкалам распределение признака отличается от нормального, при статистической обработке данных применялись как параметрические, так и непараметрические методы математической статистики: t-критерий Стьюдента и U-критерий Манна - Уитни, ранговые коэффициенты корреляции r-Спирмена и r-Пирсона.
Обработка результатов, полученных при диагностике всего респондентского массива, позволила выявить значимые как положительные, так и отрицательные корреляции между показателями кризиса 30 лет (по авторской анкете), смысложизненного кризиса (СЖК) и степенью удовлетворенности жизнью (УДЖ). Выявленные взаимосвязи представлены в таблице 1. Анализ данных позволяет нам говорить о симптомокомплексе кризиса тридцатилетия, содержательными характеристиками которого являются ценностно-смысловой кризис, неудовлетворенность собой, своей жизнью, деятельностью и отношениями, сниженная активность, нестабильный и преимущественно пониженный эмоциональный фон, ослабление интереса ко всему, усталость от жизни (шкала F3), разочарование в ней (шкала F2), беспокойство о будущем (шкала F4) и своем физическом состоянии, потеря «вкуса жизни».
Таблица 1 - Взаимосвязь симптомов кризиса 30 лет, проявлений смысложизненного
кризиса и удовлетворенности жизнью в общей группе респондентов
Средние значения Коэффициент корреляции (r) с кризисом 30 лет Коэффициент корреляции (r) с СЖК Критерий значимости
Кризис 30 лет 119,9 0,460 p < 0,001
СЖК 213,0 0,460 p < 0,001
УДЖ F1 53,4 -0,513 -0,584 p < 0,001
F2 26,4 0,592 0,553 p < 0,001
F3 23,8 0,599 0,598 p < 0,001
F4 25,4 0,475 0,476 p < 0,001
Общий балл 78,5 -0,632 -0,619 p < 0,001
Выраженная положительная взаимосвязь показателей кризиса 30 лет и смысложизненного кризиса подтверждает выдвинутую нами гипотезу о том, что данный кризис следует рассматривать в контексте смысложизненной проблематики.
Смысложизненная стратегия совладания включает в себя такие личностные свойства, как смысложизненные ориентации, жизнестойкость, толерантность к неопределенности, копинг-стра-тегии, мотивация достижения. Смысложизненные ориентации личности включают в себя следующие компоненты: цели в жизни (ЦЖ), процесс жизни (ПЖ), результат жизни (РЖ), локус контроля -Я (ЛК-Я), локус контроля - жизнь (ЛК-Ж) и общая осмысленность жизни (оЖ). Жизнестойкость представлена вовлеченностью (В), контролем (К), принятием риска (ПР), общим показателем жизнестойкости (ОПЖ). Характеристиками толерантности к неопределенности, по которым высчиты-вается общий балл, являются отношение к новизне (ОкН), отношение к сложным задачам (ОкСЗ), отношение к неопределенным ситуациям (ОкНС), предпочитание неопределенности (ПН), толерантность к неопределенности (ТкН). Также в таблице указаны те копинги, с которыми выявлены значимые корреляционные связи показателей кризиса 30 лет и смысложизненного кризиса: кон-фронтационный копинг (КК), дистанцирование (Д), самоконтроль (С), принятие ответственности (ПО), бегство (Б), планирование решения проблемы (ПРП), положительная переоценка (ПП).
Нами были выявлены значимые взаимосвязи кризиса 30 лет и СЖК с содержательными компонентами смысложизненной стратегии совладания, представленные в таблице 2. Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы. Кризис будет тяжелее переживаться личностью, которая характеризуется низкой осмысленностью жизни, низким уровнем вовлеченности в жизненный процесс, негативным осмыслением временной трансспективы, неверием в свои силы контролировать собственную жизнь и извлекать опыт, тенденцией к перестраховке, интолерантностью к неопределенным и сложным ситуациям, использованием неадаптивных копинг-стратегий
Таблица 2 - Взаимосвязь показателей кризиса 30 лет и смысложизненного кризиса с компонентами смысложизненной стратегии совладания в общей группе респондентов
Средние значения Коэффициент корреляции (г) с кризисом 30 лет Критерий значимости Коэффициент корреляции (г) с СЖК Критерий значимости
119,9 213,0
СЖО ЦЖ 31,3 -0,550 р < 0,001 -0,516 р < 0,001
ПЖ 28,0 -0,625 р < 0,001 -0,515 р < 0,001
РЖ 25,0 -0,572 р < 0,001 -0,513 р < 0,001
ЛК-Я 20,4 -0,529 р < 0,001 -0,526 р < 0,001
ЛК-Ж 29,2 -0,559 р < 0,001 -0,610 р < 0,001
ОЖ 98,1 -0,644 р < 0,001 -0,598 р < 0,001
Жизнестойкость В 37,2 -0,690 р < 0,001 -0,535 р < 0,001
К 30,0 -0,564 р < 0,001 -0,518 р < 0,001
ПР 16,7 -0,540 р < 0,001 -0,478 р < 0,001
ОПЖ 84,0 -0,670 р < 0,001 -0,569 р < 0,001
Толерантность к неопределенности ОкН 12,6 -0,194 р < 0,01 -0,139 р < 0,05
ОкСЗ 27,9 -0,311 р < 0,001 -0,365 р < 0,001
ОкНС 33,7 -0,291 р < 0,001 -0,321 р < 0,001
ПН 39,0 -0,154 р < 0,05 -0,252 р < 0,001
ТкН 36,2 -0,376 р < 0,001 -0,366 р < 0,001
Общий балл 75,1 -0,317 р < 0,001 -0,344 р < 0,001
Копинг-стратегии КК 9,1 0,198 р < 0,01
Д 8,9 0,209 р < 0,01
С 12,9 0,166 р < 0,05
ПО 7,2 0,240 р < 0,001
Б 11,6 0,451 р < 0,001 0,333 р < 0,001
ПРП 12,5 -0,150 р < 0,05 -0,303 р < 0,001
ПП 12,6 -0,217 р < 0,01
Мотивация достижения 13,9 -0,323 р < 0,001 -0,491 р < 0,001
Далее на основании результатов авторской анкеты общий респондентский массив был разделен на три группы: испытуемые с ярко выраженным кризисом (36 человек), респонденты с умеренно выраженными симптомами кризиса 30 лет (136 человек) и участники исследования с отсутствием кризисной симптоматики (34 человека). Сравнение полученных результатов осуществлялось с помощью ^критерия Стьюдента и и-критерия Манна - Уитни. Сравнительные данные показателей кризиса 30 лет представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Сравнение показателей кризиса 30 лет и СЖК у респондентов с разной степенью кризисной симптоматики_
Группа/средние значения Кризис 30 лет СЖК УДЖ
Р1 Р2 Р3 Р4 Общий балл
A 157,47 245 40,8 35,6 32,6 33,3 40,2
B 119,6 212,0 55,0 25,4 23,1 24,4 82,8
t 14,664 4,201 6,898 7,422 7,558 7,320 8,824
Р ^ 0,00000 0,00004 0,00000 0,00000 0,00000 0,00000 0,00000
A 157,47 245 40,8 35,6 32,6 33,3 40,2
C 81,6 184 60,6 20,7 17,6 20,8 101,5
^мп. 0,00000 184,50 168,00 127,00 92,00 150,50 94,00
^р. 0,01 0,01 0,01 0,01 0,01 0,01 0,01
B 119,6 212,0 55,0 25,4 23,1 24,4 82,8
C 81,6 184 60,6 20,7 17,6 20,8 101,5
t 14,518 3,438 3,075 3,457 4,329 2,796 3,957
Р ^ 0,00000 0,0007 0,002 0,0007 0,00003 0,006 0,0001
Примечание: A - группа респондентов с ярко выраженным кризисом; B - респонденты с умеренно выраженными симптомами кризиса 30 лет; C - участники исследования с отсутствием кризисной симптоматики.
При сравнении содержательных компонентов смысложизненной стратегии совладания испытуемых с ярко выраженным кризисом (группа A) и участников исследования с умеренно выраженной симптоматикой (группа B) и отсутствием кризиса (группа ф были получены значимые результаты, представленные в таблице 4. Анализируя полученные результаты, можем констатировать, что у респондентов с ярко выраженной кризисной симптоматикой показатели смысложиз-ненных ориентаций и жизнестойкости ниже, чем у других участников исследования; они склонны использовать неадаптивные копинг-стратегии. Они меньше, чем респонденты с отсутствием кризиса, предпочитают рискованные неоднозначные ситуации и используют философское осмысление проблем.
Таблица 4 - Сравнение содержательных компонентов смысложизненной стратегии совладания респондентов с ярко выраженным кризисом и участников исследования с умеренно выраженными симптомами кризиса и отсутствием кризиса_
Средние значения А С иэмп. икр. А В 1 Р <
СЖО ЦЖ 22,8 36,3 97,00 0,01 22,8 32,3 7,563 0,00000
ПЖ 18,7 33,6 67,50 0,01 18,7 29,1 8,576 0,00000
РЖ 18,00 29,0 121,50 0,01 18,00 25,8 7,764 0,00000
ЛК-Я 15,3 23,2 116,00 0,01 15,3 21,0 7,279 0,00000
ЛК-Ж 22,1 34,3 119,00 0,01 22,1 29,8 6,899 0,00000
ОЖ 72,6 115,2 57,50 0,01 72,6 100,6 8,669 0,00000
Жизнестойкость В 24,3 44,8 38,00 0,01 24,3 38,7 9,816 0,00000
К 20,1 35,6 98,50 0,01 20,1 31,3 8,964 0,00000
ПР 11,6 19,8 106,00 0,01 11,6 17,3 6,835 0,00000
ОПЖ 56,8 100,2 63,00 0,01 56,8 87,1 9,915 0,00000
Толерантность к неопределенности ОкН 11,2 13,6 418,50 0,05 11,2 12,7 2,191 0,03
ОкСЗ 23,7 31,1 335,50 0,01 23,7 28,3 2,469 0,01
ОкНС 26,9 36,5 311,50 0,01 26,9 34,8 2,778 0,007
ПН 34,5 40,5 433,00 0,05 34,5 39,8
ТкН 28,2 42,0 209,50 0,01 28,2 36,8 3,187 0,002
Общий балл 62,7 82,5 303,00 0,01 62,7 76,6 2,536 0,01
Копинг-стратегии КК 9,7 8,3 391,50 0,01 9,7 9,2
Д 9,8 7,8 384,00 0,01 9,8 8,9
С 13,6 12,2 448,00 0,05 13,6 12,9
ПСП 12,1 10,9 469,00 0,05 12,1 11,0
ПО 8,2 6,4 314,50 0,01 8,2 7,2 2,733 0,007
Б 14,5 8,2 176,00 0,01 14,5 11,7 4,056 0,0001
ПРП 11,6 13,2 440,50 0,05 11,6 12,6 1,961 0,05
ПП 12,3 12,6 12,3 12,6
Мотивация достижения 11,1 15,2 241,50 0,01 11,1 14,4 5,360 0,00000
Примечание: в таблице представлены значимые результаты.
При сравнении выраженности содержательных компонентов смысложизненной стратегии совладания респондентов с умеренно выраженным кризисом 30 лет и испытуемых без симптомов кризиса также были получены значимые результаты, отраженные в таблице 5.
Таблица 5 - Сравнение содержательных компонентов смысложизненной стратегии совладания и участников исследования с умеренно выраженными симптомами кризиса и отсутствием кризиса_
Средние значения B C t Р ^
СЖО ЦЖ 32,3 36,3 3,747 0,0002
ПЖ 29,1 33,6 4,049 0,00008
РЖ 25,8 29,0 3,662 0,0003
ЛК-Я 21,0 23,2 3,033 0,003
ЛК-Ж 29,8 34,3 4,422 0,00002
ОЖ 100,6 115,2 4,991 0,000001
Жизнестойкость В 38,7 44,8 4,213 0,00004
К 31,3 35,6 3,337 0,001
ПР 17,3 19,8 3,050 0,003
ОПЖ 87,1 100,2 4,293 0,00003
Толерантность к неопределенности ТкН 36,8 42,0 2,594 0,01
Копинг-стратегии Д 8,9 7,8 2,243 0,03
ПО 7,2 6,4 2,119 0,04
Б 11,7 8,2 5,168 0,000001
Примечание: в таблице представлены значимые результаты.
Респонденты с умеренно выраженной (в разной степени) симптоматикой кризиса тридцатилетия имеют низкий уровень осмысленности жизни, более низкие, чем у участников исследования, не имеющих кризисной симптоматики, показатели жизнестойкости, толерантности к неопределенности (тем не менее не выходящие за рамки средних значений в интерпретации автора методики), чаще используют неадаптивные совладающие стратегии дистанцирования и бегства, более самокритичны, что в конечном счете ведет к невротизации личности.
Для участников группы, не имеющей кризиса, характерен средний уровень выраженности компонентов СЖО, высокий уровень жизнестойкости, толерантность к неопределенности и способность действовать на свой страх и риск, извлекая из любой ситуации опыт для саморазвития, что, вероятно, приводит к оптимальному опыту прохождения кризисного периода перехода к зрелости.
Таким образом, мы можем констатировать, что оптимальный уровень выраженности содержательных компонентов смысложизненной стратегии совладания усиливает вероятность бескризисного варианта качественного перехода с одной возрастной стадии на другую.
Ссылки:
1. Хухлаева О.В. Кризисы взрослой жизни. Книга о том, что можно быть счастливым и после юности. М., 2009.
2. Карпинский К.В. Опросник смысложизненного кризиса : монография. Гродно, 2008.
3. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000.
4. См.: Солдатова Е.Л. Структура и динамика нормативного кризиса перехода к взрослости : монография. Челябинск, 2007.
5. См.: Там же.
6. Коростылева Л.А. Самореализация личности в профессиональной сфере: генезис затруднений // Психологические проблемы самореализации личности. 2001. Вып. 5. С. 3-23.
7. Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе. (Психолого-дидактический подход). Ростов н/Д., 2003.
8. Крутелёва Л.Ю. Психологические особенности смысложизненных стратегий студентов разной познавательной направленности, изучающих иностранный язык : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ростов н/Д., 2005.
9. Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. М., 1981.
10. Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. 1996. № 5. С. 38-50.
11. Гаулд Р., Левинсон Д., Вейлант Д. Ступени жизни // Наука и жизнь. 1977. № 2. С. 135-136.
12. Худоян С.С. К проблеме возраста Иисуса Христа и кризис 30 лет [Электронный ресурс]. 11Р1_: http://www.all-psy.eom/stati/detail/157/1/ (дата обращения: 12.04.2015).
13. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М., 2003.
14. Абакумова И.В., Ермаков П.Н., Рудакова И.А. Смыслоцентризм в педагогике: новое понимание дидактических методов. Ростов н/Д., 2006.