Научная статья на тему 'Сравнительный анализ ценностей у ВИЧ-инфицированных и "условно здоровых" осужденных'

Сравнительный анализ ценностей у ВИЧ-инфицированных и "условно здоровых" осужденных Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
85
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ / SOCIALLY SIGNIFICANT DISEASES / ВИЧ-ИНФИЦИРОВАННЫЕ ОСУЖДЕННЫЕ / HIV-POSITIVE CONVICTED / МОТИВАЦИЯ К ВЫЗДОРОВЛЕНИЮ / MOTIVATION FOR RECOVERY / ЦЕННОСТИ / VALUES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сперанская Александра Владимировна

В статье подчеркивается важность актуализации потребности в здоровье у лиц, имеющих тяжелые заболевания, которые отказываются от лечения. В качестве основного компонента мотивации выздоровления представлены ценности личности. Представлены уточненные данные по структуре ценностей у ВИЧ-инфицированных осужденных, отказывающихся от лечения. Она характеризуется противоречивостью, конфликтностью, слабой структурированностью при сопоставлении ценностей на уровнях нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов. Подобная структура ценностей требует значительной психоконсультативной работы для формирования мотивации выздоровления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сперанская Александра Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A comparative analysis of values among convicted HIV- positive and "healthy" convicted

The article emphasizes the importance of mainstreaming health needs in individuals with severe disease who refuse treatment. As a main component of motivation recovery are presented the values of the individual. The refined data on the structure of values among HIVpositive convicted refusing treatment. It is characterized by inconsistency, conflict, weak structure when comparing values at the levels of normative ideals and individual priorities. Such a structure of values requires significant psychoconsultative work for building motivation for recovery.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ ценностей у ВИЧ-инфицированных и "условно здоровых" осужденных»

Психология

УДК:159.9

кандидат психологических наук Сперанская Александра Владимировна

Вологодский институт права и экономики ФСИН России (г. Вологда)

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЦЕННОСТЕЙ У ВИЧ-ИНФИЦИРОВАННЫХ И «УСЛОВНО

ЗДОРОВЫХ» ОСУЖДЕННЫХ

Аннотация. В статье подчеркивается важность актуализации потребности в здоровье у лиц, имеющих тяжелые заболевания, которые отказываются от лечения. В качестве основного компонента мотивации выздоровления представлены ценности личности. Представлены уточненные данные по структуре ценностей у ВИЧ-инфицированных осужденных, отказывающихся от лечения. Она характеризуется противоречивостью, конфликтностью, слабой структурированностью при сопоставлении ценностей на уровнях нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов. Подобная структура ценностей требует значительной психоконсультативной работы для формирования мотивации выздоровления.

Ключевые слова: социально значимые заболевания, ВИЧ-инфицированные осужденные, мотивация к выздоровлению, ценности.

Annotation. The article emphasizes the importance of mainstreaming health needs in individuals with severe disease who refuse treatment. As a main component of motivation recovery are presented the values of the individual. The refined data on the structure of values among HIV- positive convicted refusing treatment. It is characterized by inconsistency, conflict, weak structure when comparing values at the levels of normative ideals and individual priorities. Such a structure of values requires significant psychoconsultative work for building motivation for recovery.

Keywords: socially significant diseases, HIV-positive convicted, motivation for recovery, values.

Введение. При отбывании наказания у осужденных, страдающих социально значимыми заболеваниями, на фоне физического и нервного истощения происходит накопление негативных эмоциональных переживаний. Для них характерны тревожность, переходящая в депрессивное состояние, уход в себя, когда утрачивается смысл жизни, связанный с отсутствием надежды на ближайшее освобождение и на выздоровление.

Процесс поддержания и восстановления утраченного здоровья, как любая сознательная деятельность человека, требует соответствующей мотивации. Мотивация представляет собой сложную систему движущих сил поведения, открывающуюся субъекту в виде потребностей, интересов, целей, идеалов, которые детерминируют человеческую деятельность [6, C. 147]. Потребности делятся на многие виды: биологические, социальные, экономические и др. Приоритетное место среди человеческих потребностей занимает потребность в здоровье, т.к. она составляет основу существования человека. Потребность в здоровье носит всеобщий характер, однако она актуализируется, как правило, только при возникновении болезни [2].

Формулировка цели статьи. Представление различий в ценностях у ВИЧ-инфицированных осужденных, получающих лечение и отказывающихся от лечения. Ценности выступают ориентиром для построения психоконсультативной работы в формировании мотивации к выздоровлению.

Изложение основного материала статьи. У больных с серьезными недугами на первый план доминирующей потребностью выступает потребность в выздоровлении. Следовательно, целью выздоровления в данном случае является полноценность и спокойствие, в котором человек будет независим от посторонней помощи в повседневной жизни. Эмоционально зрелый индивид понимает, что данный процесс означает продуктивно мыслить и продуктивно действовать, а для этого необходимо специфическое умение или потенциал саморазвития [1].

Известный римский философ-стоик, поэт и государственный деятель Луций Анней Сенека не без основания заявлял: «Одно из условий выздороветь - желание выздороветь». Именно желание выздороветь и является внутренней мотивацией на выздоровление. Внутренняя мотивация - это то, что исходит от самого человека, минуя внешнее воздействие (стимулы, подкрепление), и она лучше всего характеризуется словами «хочу», «могу», «у меня получится» [5, C. 124].

Однако встречаются больные, у которых это желание и уверенность не выражена или ее вовсе нет. Их реакция на болезнь несколько другая. З.Д. Липовски, изучая варианты реагирования на болезнь, выделил следующую классификацию личностного осознания болезни:

- болезнь как препятствие, которое должно быть преодолено;

- болезнь как положительная ценность и учитель, она заставляет пациента стать более психологически зрелой личностью, позволяет понять причинно-следственные связи в жизни;

- болезнь как наказание за прошлые грехи и соответственно изменение образа жизни на более правильный;

- болезнь как враг, угрожающей целостности;

- болезнь как стереотип приспособления к жизни;

- болезнь как облегчение и «великий разрешитель», который позволяет теперь «жить, как хочу» [10].

Именно два последних варианта реагирования на болезнь формируются у тех заболевших, которые не

желают и не хотят выздоравливать. Болезнь дарит им ряд преимуществ, и эти преимущества и выгоды важнее здоровья, в связи с этим в медицине и психологии сформировался термин «вторичная выгода от болезни» [7].

Многие исследователи определяют ценности как составную часть мотивации выздоровления. В частности, Н.А. Гагарина на основании опыта работы в реабилитационном центре среди внутренних факторов, влияющих на мотивацию к выздоровлению наркоманов, перечислила и систему ценностей, смысложизненных ориентаций наркомана. Наркомания - это болезнь, которая не ограничивается только физическими проблемами. Она включает изменения всей системы ценностей индивида. Необходимо, считает исследователь, чтобы у него появились новые ценности, увлечения и смысл в жизни, ощущение включенности в жизнь [1]. Особенно это актуально для людей, имеющих ВИЧ-инфекцию, которую вылечить невозможно, но можно продлить свою жизнь на достаточно длительный срок при условии соблюдения все медицинских требований. Но следование этим требованиям влечет за собой некую форму зависимости от

медицинских препаратов, от внешней помощи, а также сопутствующие побочные эффекты, далеко не всегда приятные в физиологическом и эстетическом плане.

На начало 2017 года в исправительных учреждениях ВИЧ-инфицированные осужденные составляли вторую группу по распространенности социально значимых заболеваний [8]. Осужденные, имеющие ВИЧ-инфекцию и отказывающиеся от лечения, представляют собой некую «неудобную» категорию лиц для исправительного учреждения, т.к. основная задача деятельности подобных учреждений - это ресоциализировать их и вернуть в общество сохранившими свое здоровье членами общества, сознательно принявшими требуемый образ жизни для ВИЧ-инфицированного человека. Чтобы достичь столь сложной цели, к данной работе необходимо привлекать пенитенциарного психолога. Для более эффективного проведения психологической работы по формированию мотивации к выздоровлению целесообразно изучить систему ценностей ВИЧ-инфицированных осужденных, чтобы целенаправленно оказывать на нее воздействие с помощью психологического консультирования и психокоррекции.

Перед реализацией эмпирического исследования нами было высказано предположение о том, что у данной категории осужденных система ценностей плохо структурирована, имеются значимые рассогласования в ее структуре по сравнению с другими категориями осужденных. В качестве основного инструментария была использована методика Шварца для изучения ценностей личности. Ш. Шварц исходил из того, что в основе ценностей лежат мотивационные типы с собственными центральными целями. Ценности по отношению друг к другу могут быть конфликты или совместимы. Кроме этого, ценности изучаются на двух уровнях. Уровень нормативных идеалов оказывает наибольшее влияние на всю личность в целом, но не всегда проявляется в реальном поведении. Уровень индивидуальных приоритетов подразумевает проявление ценностей в социальном поведении личности [3]. Нами реализован анализ коэффициентов корреляции между ценностями на обоих уровнях для выявления наличия статистически значимой связи между типами ценностей с целью определения степени согласованности обоих уровней ценностей.

Таблица 1

Показатели медианы по методике Шварца для изучения ценностей у разных групп осужденных

ВИЧ-инфицированные осужденные, отказывающиеся от лечения ВИЧ-инфицированные осужденные, получающие лечение «Условно здоровые» осужденные

Шкалы уровень нормативных идеалов уровень индивидуальных приоритетов уровень нормативных идеалов уровень индивидуальных приоритетов уровень нормативных идеалов уровень индивидуальных приоритетов

1. Конформность 11 5 20,5 6,5 25 10,5

2. Традиции 4 3 14,5 5 23,5 12

3. Доброта 10 10 19,5 8,5 29,5 12

4. Универсализм 21 4 24 11 36 20,5

5. Самостоятельность 13 10 22 9 26,5 11,5

6. Стимуляция 9 5 9 6 6 5

7. Гедонизм 16 8 12 9 11 6,5

8. Достижения 1 4 17 6,5 16,5 7,5

9. Власть 6 3 13 3 8,5 1,5

10. Безопасность 18 7 24 11 26 15

В исследовании приняли участие 75 осужденных мужского пола, отбывающих наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях УФСИН по Вологодской области. Испытуемые были разделены на 3 группы по 25 человек: 1 группа - ВИЧ-инфицированные осужденные, отказывающиеся от лечения, 2 группа - ВИЧ-инфицированные осужденные, принимающие лечение, 3 группа - осужденные, не имеющие данного социально значимого заболевания, названные нами «условно здоровые».

Как видно из табл.1, наиболее предпочитаемыми ценностями на уровне нормативных идеалов в группе осужденных, отказывающихся от лечения, выступили ценности Универсализм, Безопасность, Гедонизм (в порядке убывания). Данная категория испытуемых ориентирована на терпимость к ним со стороны других групп осужденных, хотя окружающие не должны знать об их статусе ВИЧ-инфицированного, рассчитывают на терпимость со стороны медработников в том, что отказываются от лечения, т.е. выбирают свой жизненный путь без лекарств. Также они рассчитывают на защиту со стороны исправительного учреждения, пытаясь извлечь «вторичную выгоду» из своего статуса (не привлекаться к работе, получать определенное питание, внимание со стороны персонала, получить условно досрочное освобождение по состоянию здоровья и т.п.). На втором месте стоит ценность Безопасность. Для данной категории осужденных важна собственная безопасность, стабильность ситуации, постоянство в жизни. Они не хотят никаких кардинальных изменений, в том числе связанных с началом приема препаратов, т.к. лекарственные средства вынуждают человека вести определенный образ жизни, и самое главное, человек начинает быть зависимым от этих лекарств, что может вызывать у них сопротивление в изменении своей жизни. Последним среди доминирующих ценностей выступает Гедонизм, который определяется как чувственное наслаждение жизнью. Осужденные понимают,

что ВИЧ-инфекция неизлечима, срок жизни у людей с данным заболеванием значительно сокращен даже при условии приема лекарств, поэтому пытаются в имеющейся обстановке взять все самое лучшее от жизни, не изнуряя себя значительно выраженными побочными эффектами от приема препаратов. В качестве отвергаемых у них выступили ценности Достижения, Традиции и Власти, что свидетельствует о нежелании соответствовать определенным требованиям общества (например, при заболевании человек должен лечиться), быть успешным и занимать доминирующую позицию в межличностных взаимодействиях. Испытуемые субъективно чувствуют свое отличие от других осужденных, что выливается в некую самоизоляцию от общества. Надо отметить, что ценности Универсализм и Безопасность приходятся друг другу конкурирующими, т.е. взаимоисключающими. По мнению автора методики Ш. Шварца, действия, совместимые в соответствии с каждым типом ценностей, имеют психологические, практические и социальные последствия, которые могут вступать в конфликт. Таким образом, данная категория осужденных может быть очень противоречива в своих суждениях, поступках и отношении к своему заболеванию.

Именно в этой группе испытуемых имеются самые значимые расхождения в ценностях на уровне нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов. Коэффициент корреляции равен 0,44, что говорит о достаточном рассогласовании в ценностной системе ВИЧ-инфицированных осужденных, отказывающихся от лечения. Первый уровень более стабилен и отражает представления человека о том, как нужно поступать, определяя тем самым его жизненные принципы поведения. Второй уровень более зависим от внешней среды и соотносится с конкретными поступками человека. Ведущее место на уровне индивидуальных приоритетов занимают ценности Доброта и Самостоятельность, также в доминирующие ценности вошли схожие с ценностями на уровне нормативных идеалов ценности Гедонизм и Безопасность. Это говорит о том, что в своих поступках осужденные в адрес своей персоны ожидают снисходительности, доброжелательности, лояльности во взаимодействии с персоналом исправительного учреждения и спецконтингентом. Также доминирующую позицию имеет ценность Самостоятельность, которая предполагает возможность выбора способов поведения, т.е. осужденные самостоятельно приняли решение отказаться от лечения, несмотря на социальное давление со стороны медперсонала. Система ценностей на индивидуальном уровне продолжает иметь противоречивый конфликтный характер: ценность Гедонизм противостоит ценности Доброте, а Самостоятельность - Безопасности. Это несет определенные сложности в проведении психологического консультирования с данным контингентом. Сама конфликтность, противоречивость на обоих уровнях в ценностной системе показывает трудности в формировании мотивации к выздоровлению. Отвергаемых ценностей на уровне индивидуальных приоритетов значительно больше, чем на уровне нормативных идеалов: к указанным выше добавляются еще ценности Стимуляция и Конформность - осужденные не хотят пробовать ничего нового, закрыты для восприятия новой информации, не готовы к самодисциплине, что является обязательным компонентом в медицинском сопровождении данного недуга. Психологическое консультирование должно начаться с выстраивания согласованности в системе ценностей сначала на уровне нормативных идеалов, делая акцент на формирование открытости к изменениям, после чего в этом же направлении проводить консультационно-коррекционную работу на уровне индивидуальных приоритетов.

Во второй группе испытуемых, имеющих ВИЧ-инфекцию и принимающих лечение, доминирующее место в системе ценностей на уровне нормативных идеалов заняли (в порядке убывания) Универсализм, Безопасность, Самостоятельность и Конформность. По самоотношению ценностей друг к другу можно констатировать наличие более согласованной системы. Такая же картина наблюдается и на уровне индивидуальных приоритетов - доминирующими выступили ценности Универсализм, Безопасность, Традиции и Доброта. Выявлена выраженная положительная корреляционная связь между уровнями ценностей в отличие от предыдущей группы (г=0,79), что говорит о высокой согласованности этих уровней между собой.

Третья группа испытуемых отличается от двух предыдущих тем, что сами показатели ценностей получены на порядок выше, что говорит о большем принятии/развитии ценностной системы. Среди доминирующих ценностей были выявлены Универсализм, Доброта и Самостоятельность. Эти ценности по модели отношений между ценностями по Ш.Шварцу находятся рядом друг с другом [3, С.31], относятся по укрупненным группам к открытости изменениям и самотрансцедентности, т.е. наблюдается некий выход «Я» за рамки (пределы) ментальной формы и самонаблюдения [7]. При сопоставлении системы ценностей обоих уровней была обнаружена ярко выраженная положительная связь между ними (г=0,87), что свидетельствует о соответствии поступков, поведения человека субъективно усвоенным идеалам поведения.

Выводы. Результаты исследования позволяют уточнить ценностную сферу ВИЧ-инфицированных осужденных, отказывающихся от лечения. Получено самое большое рассогласование в системе ценностей, ценности по отношению друг к другу находятся в конфликтующем положении, что приводит к противоречиям при принятии решений и их реализации, в неадекватном поведении и восприятии ситуации выздоровления. Очень слабо соотносятся друг с другом ценности на разных уровнях, что опять же ведет к противоречию между словом и делом. Данная категория осужденных требует повышенного внимания со стороны пенитенциарного психолога, который должен работать в теснейшем сотрудничестве с медперсоналом исправительного учреждения для повышения мотивации к выздоровлению. М.Е. Копеланд предложил разрабатывать план действий по выздоровлению, который должен являться одним из наиболее распространенных и хорошо разработанных инструментов для процесса выздоровления. В соответствии с этим планом специалисту следует помочь пациенту овладеть «инструментами достижения личного благополучия». Сюда входят приемы по выявлению действий, мыслей и форм поведения, которые по личному опыту ассоциируются с хорошим самочувствием и редуцированием симптомов [9].

Придавая смысл (для чего необходимо выздороветь?) собственно процессу, нужно акцентировать свое сознание на выздоровление, что дает потенциально воодушевляющую перспективу для всех заинтересованных лиц. Таким образом, потребность в выздоровлении выражается в обоснованном оптимистическом процессе продвижения вперед и зарождения надежды на более удовлетворительный уровень жизни даже при наличии оставшихся от болезни проявлений.

Литература:

1. Гагарина Н.А. Мотивация наркозависимых в процессе выздоровления [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.narkohelp.ru/publications/motivaciya_narkomanov.html (дата обращения: 17.01.2017).

2. Здоровье в иерархии потребностей человека [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.medinfluence.ru/mdinfs-652-1.html (дата обращения: 05.10.2016).

3. Карандашев, В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб.: Речь, 2004. - 70 с.

4. Ким Л.М. Особенности детерминант мотивационно-потребностной сферы лиц с двигательными нарушениями церебрального генеза в процессе социально-психологической адаптации [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2010_4_5/nomer/nomer11 .php.

5. Клиническая психология / Под ред. Б.Д. Карвасарского. - СПб., 2008. - С. 124.

6. Современная психология мотивации: Сб. ст. / Под ред. Д.А. Леонтьева. - М., 2002. - С. 147.

7. Справочник [электронный ресурс]. Режим доступа: https://lor.inventech.ru/glos/glos1537.shtml.

8. Характеристика лиц, содержащихся в исправительных колониях для взрослых [электронный ресурс]. Режим доступа: http://fsin.su/structure/inspector/iao/statistika/Xar-кa%20lic%20sodergahixsya%20v%20IK/.

9. Цветаева Л.Н. Самышина О.В. Рыкова А.Б. Формирование мотивации на изменение поведения, вызванного злоупотреблением алкоголем и другими психоактивными веществами: методические рекомендации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nncn.ru/objects/nncn01/1422373277.doc(дата обращения: 05.04.2017).

10. Ялтонский, В.М., Сирота, Н.А. Мотивационная работа с больными, зависимыми от наркотиков [электронный ресурс]. Режим доступа: http://clinical-psy.ru/wp-content/uploads/MOTIVATSIONNAYA-RABOTA.pdf.

Психология

УДК: 159.923.2

аспирантка Федорова Антонина Владимировна

Санкт-Петербургский Государственный Университет (г. Санкт-Петербург)

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ САМОРАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

Аннотация. В статье проанализировано соотношение понятий «саморазвитие» и «развитие» в контексте становления личности педагога в профессии. Развитие рассматривается как основанное на физиологических процессах, а саморазвитие как основанное на активности и включенности субъекта осознанное изменение себя. Описаны четыре основных подхода к изучению саморазвития: субъектно-деятельностный, культурно-исторический, системный и антропологический; выявлены аспекты, которые необходимо учитывать при изучении саморазвития педагога.

Ключевые слова: учитель, саморазвитие, развитие, субъект деятельности, системность,осознанное изменение, антропологический поход,саморазвитие педагога.

Annotation. The article analyzes the correlation between the concepts of "self-development" and "development" in the context of becoming a teacher in the profession. Development is considered as based on physiological processes, and self-development as based on the activity and involvement of the subject is a conscious change of self. Four main approaches to the study of self-development are described: subject-activity, cultural-historical, systemic and anthropological; identified aspects that must be taken into account when studying the teacher's self-development.

Keywords: teacher, self-development, development, subject of activity, systematic, conscious change, anthropological expedition, self-development of the teacher.

Введение. В современном мире, характеризующемся активными социально-экономическими преобразованиями, происходит постоянное ускорение развития общества, увеличение потока новой информации, новых открытий. Ввиду этих изменений становится все более актуальной проблема человека как субъекта своего саморазвития. Учитывая, что формирование ключевых компетентностей, связанных с овладением информацией, происходит в школьные годы, можно сказать, что именно этот период является важнейшим для формирования активной позиции человека в отношении своего саморазвития. И ключевой фигурой преобразовательной деятельности в рамках педагогического процесса является учитель. В связи с этим, требования, предъявляемые к уровню профессионального и личностного развития педагога, возрастают.

Проблема изучения психологических основ деятельности педагога, его личностных и профессиональных качеств является одной из задач, которой занимается педагогическая психология. Ввиду постоянного нарастания потока информации учителю необходимо ориентироваться в этом потоке и осваивать новые компетентности. Для того чтобы успешно с этим справляться и стремиться к переходу к более высоким ступеням профессионального становления, педагогу необходимо заниматься саморазвитием. Крайне важно понимать, из каких структурных компонентов состоит процесс саморазвития и как повлияет выбор парадигмы его изучения на эти составляющие.

Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является определение соотношения понятий «саморазвитие» и «развитие», анализ четырех основных подходов к изучению саморазвития, выявление наиболее значимых аспектов, которые необходимо учитывать при изучении саморазвития педагога.

Изложение основного материала статьи. Проблема соотношения понятий «развитие» и «саморазвитие» была и остается актуальной по сей день для психологических и философских исследований. Актуальна эта проблема и в рамках профессионально-личностного саморазвития педагога. Профессиональное становление педагога подразумевает совокупность двух компонентов: развития его профессиональных компетентностей во время получения образования, а также его внутренней активности, его стремления к саморазвитию. Внешняя подготовка определяет форму, содержание, схему профессиональной рефлексии, а внутренняя дает энергию, силу и смысл этому процессу (В. А. Сластенин, 2005).

Большинство ученых, которые занимались изучением процесса саморазвития, сходились во мнениях, что в человеке есть внутренняя предрасположенность к саморазвитию, некая «тенденция реализовывать себя»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.