УДК339.92
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СТРАН: РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЮЖНОЙ КОРЕИ
В. Р. Курбакова. Н. В. Полежаева
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: sibtermo@yandex.ru
Рассмотрена динамика внешней торговли Республики Корея и Российской Федерации. Проанализированы основные направления таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности стран, выделены сходства и различия к подходу формирования таможенно-тарифного регулирования ВЭД.
Ключевые слова: таможенно-тарифное регулирование, Российская Федерация, Южная Корея.
COMPARATIVE ANALYSIS OF CUSTOMS AND TARIFF REGULATION OF COUNTRIES: RUSSIAN FEDERATION AND SOUTH KOREA
V. R. Kurbakova. N.V. Polezhaeva
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation
Е-mail: sibtermo@yandex.ru
The article researches the dynamics of foreign trade between the Republic of Korea and the Russian Federation, provides the main directions of customs-tariff and non-tariff regulation of foreign economic activity of countries, highlights the similarities and differences to the approach to the formation of customs-tariff regulation offoreign economic activity.
Keywords: customs and tariff regulation, Russian Federation, South Korea.
В настоящее время наблюдается рост торговли Южной Кореи с Российской Федерацией. Так, Республика Корея входит в тройку ведущих экономических партнеров России в Восточной Азии после Китая и Японии. Доля Южной Кореи в российском товарообороте составила в 2017 г. 3,6%. В 2018 г. тенденция сохранилась: за январь-июль российско-южнокорейский товарооборот составил 12,5%. Среди стран-участниц ЕАЭС, кроме России, развитые экономические связи с Республикой Корея имеет только Казахстан, который выступает основным получателем иностранных инвестиций напрямую из Южной Кореи.
Наблюдается популярность товаров из Южной Кореи, что, вероятно, приведет к росту импорта корейских товаров. Так, несмотря на имеющуюся схожесть культур, существует и большое различие в образе жизни жителей Республики Корея и Российской Федерации. Как следствие, появляется заинтересованность в изучении двух культур населением этих стран. В связи с этим был выдвинут план о создании зоны свободной торговли. На российско-южнокорейском саммите 22 июня 2018 г. Москва и Сеул было утверждено, что необходимо прилагать усилия в целях скорейшего начала переговоров о заключении соглашения о свободной торговле услугами и инвестициях между Российской Федерацией и Республикой
Секция «Актуальные проблемы инновационного развития предприятий: таможенный аспект»
Корея. Однако из-за сложившейся в мире ситуации, связанной с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19), планы по завершению переговоров о создании зоны свободной торговли были отложены на неизвестный срок. Страны убеждены, что переговоры должны быть завершены успешно, с реализацией изначально поставленной цели.
Таможенно-тарифное регулирование прежде всего должно базироваться на ценах, формирующихся в соответствии с требованиями трудовой теории стоимости, которая получила свое признание в практике ценообразования. Под принципами таможенного регулирования понимаются основополагающие правила, в соответствии с которыми таможенные органы и осуществляют свою деятельность. Здесь имеет актуальность основной принцип, согласно которому таможенные органы должны сделать все возможное в рамках существующего законодательства в области таможенного дела, чтобы собрать максимальный налог. К особенностям таможенно-тарифного регулирования в Российской Федерации относят и особенности таможенно-тарифного регулирования ЕАЭС в целом [1].
Таможенно-тарифный метод регулирования - это один из самых эффективных инструментов воздействия на внешнеторговую деятельность. В ЕАЭС применяется единая таможенно-тарифная политика во внешней торговле с третьими странами. В таможенно-тарифном регулировании используют Единый таможенный тариф, устанавливающий базовые ставки ввозных таможенных пошлин, а также сводный таможенный тариф, устанавливающий ставки вывозных таможенных пошлин. Ввозные таможенные пошлины принимаются и изменяются на уровне членов-союзов ЕАЭС, вывозные таможенные пошлины формируются ЕЭК на основании национальных экспортных таможенных тарифов, устанавливаемых правительствами государств - членов самостоятельно[2].
Различия в области регулирования ВЭД в России и Республике Корея, такие как:
1. разнообразие таможенного тарифа. В Республике Корея представлен целый рядвидов таможенных тарифов (основные, временные, дополнительные, специальные и другие), в России же это простые и сложные тарифы.
2. ответные пошлины, которые устанавливаются в случаях, когда торговый партнер посягает на торговые интересы Южной Кореи, если он принимает несправедливые и дискриминационные меры в отношении данной страны. В Российской Федерациитакого понимания не существует, однако некоторые методы нетарифного регулирования направлены на достижение аналогичных целей.
3. наблюдаются методологические различия в обозначении «таможенного тарифа» в Южной Корее и «таможенной пошлины» в России[3].
В Российской Федерации и Республике Корея многие методы регулирования схожи. Необходимо выделить общие элементы в области таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности анализируемых стран:
1. наличие таможенных пошлин. Платежи строго регламентированы и разграничены: платежи обязаны быть выплачены участниками ВЭД при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу.
2. наличие таможенных тарифов и проведение таможенных процедур.
3. таможенные тарифы и процедуры выполняют фискальную функцию, позволяя пополнить бюджет государства, это обязательные меры в области регулирования ВЭД.
4. компьютеризация проведения таможенного декларирования. Данная процедура освобождает участников ВЭД от личного посещения таможенного органа. Таможенная служба Республики Корея с 1994 года внедрила систему полного электронного декларирования и таможенного оформления, на данный момент работает в постоянном режиме. Российская Федерация осуществляет таможенное декларирование в электронной форме с 01.01.2014 года, в настоящее время практически все таможенные декларации заполняются в электронном виде.
Согласно годовому отчету, изданному в г. Сеул, о состоянии экономики и основных направлениях ВЭД в Республике Корея за 2016 год, - Южная Корея, как и Россия, не раз подтверждала статус как одна из ведущих стран в таможенном администрировании на международном рынке.
В связи с тем, что в осуществлении внешнеэкономической деятельности в целом, а также реализации таможенно-тарифного регулирования непосредственно, между Республикой Корея и Российской Федерацией присутствуют значительные сходства, но, с другой стороны, присутствуют и различия, связанные с развитием технологий таможенной системы, в применяемых методах и других элементах; страны могут успешно сотрудничать. Для этого важно пересмотреть организацию общего экономического развития, а также обратить внимание на сферу отдельных вопросов таможенного дела. Для достижения общих стратегических целей странам важно стремиться к гармонизации торговых отношений, упрощению имеющихся таможенных процедур, а также провести ряд действий по совершенствованию методов как таможенно-тарифного, так и нетарифного регулирования.
Библиографические ссылки
1. Таможенный кодекс ЕАЭС. [Электронный ресурс]. Информационно-правовое обеспечение Гарант. URL: http://base.garant.ru/12171455/ (дата обращения 11.01.2021).
2. Горшкова Т.Г. Формирование государственной таможенно-тарифной стратегии в условиях глобализации: Препринт. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, научное пособие 2008.
3. Кряжев А.В. Таможенные технологии Республики Корея в рамках внешнеторгового партнерства с деловыми партнерами. / Кряжев А.В., Тен И.Н. // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. - 2016. - No3(76). - С. 62 - 66. Налогово-таможенные инструменты стимулирования экономического роста
© Курбакова В. Р., Полежаева Н. В., 2021