СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ
КОМПАНИЙ Гладкова Н. А.1, Уланова Н. К.2
1Гладкова Наталья Андреевна / Gladkova Natal'ja Лп<3гввупа - студент, кафедра общественных финансов, факультет государственного сектора;
2Уланова Надежда Климентьевна / Ulanova Nadezhda КНтеП'еша - научный руководитель, кандидат экономических наук, доцент, кафедра корпоративного управления и финансов, факультет корпоративной экономики и предпринимательства, Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»,
г. Новосибирск
Аннотация: эффективность деятельности компании зависит от множества различных факторов [2, с. 163]. Выбор той или иной финансово-инвестиционной стратегии оказывает на нее основное влияние. Стратегия развития позволяет спрогнозировать, как будет выглядеть рыночная стоимость бизнеса и ключевые финансовые показатели, такие как: прибыль на акцию, дивидендный выход, показатели ликвидности баланса и ликвидности капитала [1, ч. 2 с. 113]. Анализ стратегий развития наиболее крупных представителей рынка телекоммуникационных услуг и рассматривается в статье.
Ключевые слова: анализ, стратегия развития, рынок телекоммуникационных услуг.
Актуальность выбора темы статьи определяется тем, что большинство компаний сегодня существуют в условиях динамичной, изменчивой и конкурентной среды. Рынок телекоммуникационных услуг это не обошло стороной.
В условиях конкуренции и ужесточения государственного регулирования данной отрасли, для обеспечения устойчивого экономического роста, повышения конкурентоспособности и рыночной стоимости компаний, для операторов очень важно выбрать выгодную стратегию своего развития.
Телекоммуникационные компании каждый день предоставляют новые сервисы и услуги. Институты телекоммуникационных услуг, которые предоставляли только услуги мобильной связи, сейчас полностью перебазировали свою отрасль и уже уверенно предоставляют населению интернет и телевидение в цифровом формате. Но большинство операторов связи предлагают одинаковые сервисы, ориентируясь на одних и тех же потребителей услуг. И поэтому, создается очень сложная конкуренция между ними. В такой большой конкуренции очень сложно операторам привлечь к своим услугам новых клиентов, а иногда даже тяжело удерживать своих.
Наиболее крупными представителями данной отрасли по доли на рынке на протяжении многих лет остаются компании «МТС», «Билайн» и «МегаФон».
Для оценки стратегии проанализируем основные показатели, характеризующие рост и эффективность компаний (таблица 1).
В настоящее время на рынке находится в обращении 1,998 млрд акций МТС, 0,62 млрд акций МегаФон и 1,76 млрд акций Билайн [3].
Акции компании Билайн котируются сейчас только на бирже США.
Таблица 1. Основные показатели роста и эффективности компаний МТС, Билайн (Б) и МегаФон (М) за 2011-2015 гг .[3-6]
2011 2012 2013 2014 2015
МТС и § МТС И МТС И МТС И МТС И
Дивиденд на акцию (МТС и МегаФон (М) в руб., Билайн (Б) в долл. США) 14,71 0,45 14,60 0,80 1 18,60 0,45 64,51 19,56 0,04 16,13 14,01 0,04 48,38
Тпр диви дендов (%) -г 00 г- 1 г- сч 4 1 ш 2 5 г-р 8 сч о 0 о 2
Цена котировок акций (МТС и МегаФон (М) в руб., Билайн (Б) в долл. США) 249,80 13,84 213,50 10,66 1 255,12 12,01 811,80 287,87 9,69 1040,7 217,85 3,60 900,00
Тпр цены котировок акций (%) Ш 3 1 о сч 1 00 сч 4 3 ю
Тпр выру чки (%) о г-» сч 00 00 сч ю сч гп о
Тпр приб ыли (%) ш сч г? ш сч ш т 9 9 ГП 6 г? г-» сч
Тпр акти вов (%) чо ш ГП о т - 5 СЧ сч
Средний срок оборота ДЗ, дней 46,6 50,06 14,54 66,86 47,52 15,16 44,06 43,03 13,44 50,93 60,71 14,63 49,43 69,03 19,33
Средний срок оборота КЗ, дней 95,17 125,27 89,11 81,93 120,16 89,26 122,29 121,65 98,42 162,59 120,29 85,88 178,38 114,92 88,75
Я№ЭА (%) ■ю ОС П"! (М 00 т о т г-» 00 т сч т 00 ш т т
Я08% (М ■ю о (М г-» т г-» сч & ш ся сч ся
Я0А% - ОС <м - Г-» - - ю сч 00 - -
Я0Е% сч ш Т) 00 т Г-» сч 00 сч т ш т г- сч сч 00 сч
Финансов ый рычаг 3,65 3,135 0,39 2,78 2,85 1,52 2,67 5,84 5,07 6,37 ¡■■^ 14,06 1,84
Анализ деятельности телекоммуникационных компаний за пять лет выявил, что рост дивидендов на акцию не устойчив. У компании МТС рост дивидендов был в 2013 и 2014 гг., у компании Билайн только в 2012 г., у компании Мегафон, так как ее акции стали котироваться только в 2013 г., дивиденды выросли в 2015 г. По мнению экспертов, это связано с тем, что в условиях резко возросшей конкуренции и слабого рубля приемлемость сроков окупаемости инвестиций мобильных операторов в развитии вызывает сомнение. При этом рост капитальных затрат на фоне стагнирующей выручки неизбежно сказывается на дивидендных выплатах компаний. Даже с учетом достаточно низких котировок акций на Московской бирже представляется маловероятным, что дивидендная доходность по акциям того же «МегаФона» или МТС по итогам выплат за 2016 год превысит 6-8% годовых. Это, конечно, не сравнится со ставшими за последнее время уже привычными для охотников за дивидендами двузначными доходностями. Наиболее привлекательными являются акции компании МегаФон, так как темп роста и размер дивидендов у них больше.
За счет увеличения тарифов компании в среднем добились роста выручки. Ведь если у всех компаний тарифы растут, то абонентам ничего не остается, как оплачивать предоставляемые ими услуги. Тем более многие не находят времени для подбора оператора, предоставляющего более выгодные или менее затратные услуги.
Темп прироста выручки у компаний у МТС и МегаФон в среднем 5%, т.е. потенциальный рост возможен только при наращивании конкурентных преимуществ и расширении вида услуг.
Анализа темпов прироста чистой прибыли компаний за последние 5 лет выявил волатильность чистой прибыли от снижения на 76% (у компании МТС в 2015 г.) до прироста на 35% (у компании МегаФон в 2013 г.). В результате анализа выявлено, что сокращение чистой прибыли было связано с увеличением заемного капитала, а, следовательно, и процентных платежей по нему. Предпосылкой её роста послужило сокращение прочих расходов, связанных с расчетами по налоговым санкциям, и увеличением прочих доходов, связанных с операциями со свопами и положительными курсовыми разницами.
Темп прироста чистой прибыли компаний в среднем -9%. Прибыль волатильна. Это говорит о том, что в среднем чистая прибыль компании сокращается в текущем году по сравнению с предыдущим.
Темп прироста активов в среднем 4%. Данный показатель свидетельствует о том, что в среднем имущество компании увеличивается из года в год. Рост связан с увеличением внеоборотных активов: нематериальных активов и основных средств.
Проверим, выполняется ли для телекоммуникационных компаний «золотое правило бизнеса»: Тр_прибыли < Тр_выручки < Тр_активов [1, ч. 2, стр.50].
Таким образом, мы видим, что «золотое правило бизнеса» для данных компаний выполняется только частично. Темп роста прибыли меньше темпа роста выручки, т.е. управление издержками недостаточно эффективно, поэтому мы можем говорить о падении рентабельности продажи уменьшении чистой прибыли. А так как темп роста активов меньше темпа роста выручки, то можно говорить о повышении эффективности использования активов.
Средний срок погашения дебиторской задолженности у компаний меньше среднего срока оборота кредиторской задолженности. Это свидетельствует о положительной тенденции, заключающейся в том, что отсрочка в платеже, предоставляемая поставщикам, больше, чем средний срок кредитования покупателей и обеспечение текущей платежеспособности
Рентабельность чистых операционных активов (КЫОА) компаний в среднем равна 27%. Это значит, что на 1 единицу операционных активов приходится 27 единиц чистой операционной прибыли. Расчет данного показателя основан на разделении операционной и финансовой деятельности в финансовой отчетности (балансе и отчете
36
о прибылях и убытках) [2, стр. 120]. Данный показатель является наиболее точным для определения операционной эффективности компании, он позволяет преодолеть ограниченность и некоторую некорректность других подходов к расчету рентабельности активов компании.
Рентабельность продаж (ROS) в среднем принимает значение 15% что соответствует в среднем по отрасли. Рентабельность собственного капитала в среднем равна 0,33.
В среднем у компаний финансовый рычаг (финансовый леверидж), рассчитанный как отношение заемного капитала (долго- и краткосрочного) к величине собственных средств, достаточно высок 3,8, т.е. компании привлекают значительные заемные источники для финансирования операционной деятельности. Данный показатель характеризует степень риска и устойчивости компании. Чем меньше финансовый рычаг, тем устойчивее положение. С другой стороны, заемный капитал позволяет увеличить коэффициент рентабельности собственного капитала, т.е. получить как доходность за операционный риск -15% и дополнительно 18% за финансовый риск.
Так как стратегия роста предполагает наращивание выручки и маржи прибыли, а стратегия эффективности - оптимизацию издержек и эффективное использование активов (капитала), можно сделать вывод о том, что компании, работающие на рынке телекоммуникационных услуг, в краткосрочном периоде, недостаточное внимание уделяют повышению эффективности операционной деятельности для роста своей рыночной стоимости.
Литература
1. Корпоративные финансы: слайд-конспект: в 2 ч. / Новосиб. гос. ун-т экономики и упр. «НИНХ»; под общ ред. М. А. Алексеева. Новосибирск: НГУЭУ. Ч. 1-2016-107 с.: ил. табл., Ч. 2-2016-107 с. : ил. табл.
2. Теплова Т. В. Корпоративные финансы: учебник для бакалавров / М.: Издательство Юрайт, 2014. 655 с. Серия: Бакалавр. Углубленный курс.
3. Официальный сайт СКРИН. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://skrin.ru/ (дата обращения: 07.12.2016).
4. Официальный сайт компании «МТС». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mts.ru/ (дата обращения: 07.12.2016).
5. Официальный сайт компании «Билайн». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://beeline.ru/ (дата обращения: 05.12.2016).
6. Официальный сайт компании «МегаФон». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://megafon.ru/ (дата обращения: 07.12.2016).