Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СПОСОБОВ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ УСПЕВАЕМОСТИ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СПОСОБОВ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ УСПЕВАЕМОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
194
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
совладающее поведение / школьная успеваемость / старший подростковый возраст.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сиповская Я. И.

В данной статье представлен сравнительный анализ способов совладающего поведения, которые используются старшими подростками, при учете школьной успеваемости участников исследования. В соответствии с результатами исследования, у старших подростков установлено дифференцированное соотношение стратегий совладающего поведения в зависимости от степени школьной успеваемости. Вероятно, данный факт можно объяснить стадией активного формирования стратегий совладающего поведения в подростковом возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СПОСОБОВ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ УСПЕВАЕМОСТИ»

Самым часто встречающимся стилем педагогической деятельности стал рассуждающе-импровизационный стиль (РИС) - 42%. Для него характерна направленность как на результат, так и на процесс тренировок. Здесь, по сравнению с эмоциональными стилями, меньше изобретательности, невысокий темп работы. Это, как правило, тренеры в индивидуальных видах спорта.

По результатам методики «Маскулинность, фемининность и гендерный тип личности» выявлено, что андрогинный тип представлен в 74% случаев, 26% разделили маскулинный, феминный и недифференцированный типы.

При анализе данных результаты респондентов с ярко выраженными качествами женственности - феминности и мужественности - маскулинности были сопоставлены с избранными респондентами стилями педагогической деятельности. Согласно полученным данным было установлено, что феминные женщины-тренеры значимо чаще характеризуются эмоционально-импровизационныйм стилемь (ЭИС). Тренеры-мужчины с маскулинным типом личности характеризуются рассуждающе-импровизационным стилем (РИС) педагогической деятельности. Маскулинных женщин и феминных мужчин в данной выборке не оказалось.

Установлено также, что тренеры-женщины андрогинного гендерного типа чаще всего используют в своей работе эмоциональные индивидуальные стили, а тренеры-мужчины андрогинного гендерного типа - рассуждающие стили.

Выводы. Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что тренеры женского пола андрогинного типа используют чаще эмоциональные индивидуальные стили, а тренеры мужского пола андрогинного типа - рассуждающие стили. Это в некоторой степени подтверждает гипотезу исследования о том, что женщины-тренеры более открыты для общения, экспансивнее и мягче, чем мужчины. Однако, что касается предположения ориентации тренеров-мужчин на результат, а тренеров-женщин на процесс, то здесь гипотеза исследования не подтвердилась. Большинство опрошенных тренеров ориентированы в своей спортивной деятельности как на результат, так и на процесс тренировок.

Литература

1. Бендас Т. В. Гендерные исследования лидерства // Вопросы психологии, № 1, 2000. С. 8795.

2. Бендас Т. В. Гендерная психология. СПб., 2005. 245 с.

3. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент. М., 1999. 220 с.

4. Лопухова, О. Г. Опросник "Маскулинность, феминность и гендерный тип личности" (российский аналог Bem Sex Role Inventory) // Вопросы психологии, №1, 2013. С. 147-154.

5. Мельник, Е.В. Психология тренера: теория и практика. Методические рекомендации / Е.В. Мельник, Е.В. Силич, Н.В. Кухтова. Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2014. 58 с.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СПОСОБОВ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ УСПЕВАЕМОСТИ

Сиповская Я. И., Москва (Россия), канд. псих. наук, научный сотрудник лаборатории им. В.Н. Дружинина института психологии Российской академии, sipovskayayi@ipran.ru

DOI:

В данной статье представлен сравнительный анализ способов совладающего поведения, которые используются старшими подростками, при учете школьной успеваемости участников исследования. В соответствии с результатами исследования, у старших подростков установлено дифференцированное соотношение стратегий совладающего поведения в зависимости от степени школьной успеваемости. Вероятно, данный факт можно объяснить стадией активного формирования стратегий совладающего поведения в подростковом возрасте.

Ключевые слова: совладающее поведение; школьная успеваемость; старший подростковый возраст.

COMPARATIVE ANALYSIS OF COPING BEHAVIORS OF OLDER TEENAGERS WITH

DIFFERENT LEVELS OF ACHIEVEMENT

Sipovskaya Y. I., Moscow (Russia), PhD, researcher, researcher of the laboratory of abilities and mental resources named after V.N. Druzhinin, Institute of Psychology, Russian Academy of Sciences, sipovskayayi@ipran.ru

The article presents a comparative analysis of coping behaviors used by older adolescents, taking into account the school performance of the study participants. In accordance with the results of the study, in older adolescents, a differentiated ratio of coping strategies was established depending on the degree of school performance. Probably, this fact can be explained by the stage of active formation of coping behavior strategies in adolescence.

Keywords: Coping strategy school performance; senior adolescence.

Подростковый возраст является одним из критических возрастных периодов онтогенетического развития. Он сопровождается резкими качественными изменениями в ряде сфер человеческой жизнедеятельности, среди которых выделяются физическая, интеллектуальная, моральная и другие. Таким драматическим изменениям сопутствует стресс и, соответственно, формирование и развитие способов его преодоления, совладания, направленных на уменьшение отрицательных последствий трудных жизненных ситуаций, их разрешение, либо избегание этих неблагоприятных факторов.

Кроме того, в старшем подростковом возрасте особенно значимую роль начинает играть познавательная деятельность, сопряженная с учебно-профессиональным самоопределением, усиливающимися и учащающимися методами контроля школьной успеваемости (итоговые контрольные, экзамены) и т.д.

Таким образом, задачей данного эмпирического исследования является анализ предпочитаемых способов совладающего поведения старших подростков, имеющих разный уровень школьной успеваемости.

Совладающее поведение представляет собой совокупность механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, которые направлены на повышение адаптации подростков к изменяющимся условиям внешней или внутренней среды. Трудные жизненные обстоятельства в индивидуальном сознании различаются по степени значимости [4]. Так, например, Л.И. Анцыферова определяет «копинг» как индивидуальный способ взаимодействия субъекта деятельности с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью и психологическими возможностями [2]. Н.И. Быкасова

312

и Е.А. Калягина рассматривают «копинг» как «постоянно изменяющиеся когнитивные, эмоциональные и поведенческие попытки справиться со специфическими внешними или/и внутренними требованиями, которые оцениваются как напряжение или превышают ресурсы человека с ними справиться» [4, с. 83].

Говоря о стилях или стратегиях совладающего поведения в рамках данного исследования следует отдельно указать на то, что все задействованные стратегии различаются по превалированию когнитивных и эмоционально-личностных компонентов деятельности, однако не следует оперировать понятиями продуктивности или же непродуктивности какой-либо из стратегий - эффективность той или иной стратегии зависит от особенностей актуальной ситуации, степени актуализации самой стратегии, избирательности применения ее или ее отдельных компонентов и имеющихся индивидуальных ресурсов. Тем не менее, ряд стратегий совладающего поведения - самоконтроль, ответственность, планирование, -связаны с рефлексивным когнитивным компонентом деятельности, тогда как другие, например, конфликтность, дистанцирование - с различными способами эмоционального решения проблемной ситуации. Н.И. Быкасова и Е.А. Калягина указывают на то, что «...когнитивные копинг-стратегии, направленные на разрешение стрессовых ситуаций, способствуют адаптации подростков к условиям социальной среды. Эмоциональные копинг-стратегии, направленные на уход от проблем, приводят к дезадаптации подростка, его замкнутости, снижению самооценки, повышению психологической тревожности и т. д.» [4, с. 85]. Соответственно, в соответствии с такой позицией следует ожидать превалирования когнитивно-нагруженных стратегий совладающего поведения у школьников, которые имеют хорошую успеваемость, и предпочтение более эмоциональных стратегий совладающего поведения, связанных с уходом от активного решения проблем, у плохо успевающих школьников [1].

Таким образом, предметом данного эмпирического исследования стало изучение взаимосвязи стратегий совладающего поведения старших подростков с разной школьной успеваемостью, а объектом исследования выступили старшие подростки с разной школьной успеваемостью и предпочитаемыми способами совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях.

Теоретическая гипотеза данного исследования:

• выбор той или иной стратегии совладающего поведения связан с успешностью старших подростков;

• с увеличением степени школьной успешности возрастает и число когнитивно-

нагруженных стратегий совладающего поведения, а число эмоционально-нагруженных

- напротив, сокращается.

Выборку составили 158 старших подростка в возрасте 15-17 лет с разным уровнем успеваемости, которые проходят обучение в средних общеобразовательных школах московской области.

Методическая база

1. Данные электронного дневника школьника.

2. Опросник «Способы совладающего поведения» Лазаруса [5].

Методика предназначена для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий: конфронтация;

дистанцирование; самоконтроль; поиск социальной поддержки; принятие ответственности; бегство-избегание; планирование решения проблемы; положительная переоценка. Результаты

Результаты распределения предпочитаемых способов совладающего поведения в зависимости от школьной успеваемости представлен в таблице 1.

Таблица 1

Способы совладающего поведения старших подростков с разным

уровнем успеваемости

Способы совладающего поведения Школьная успеваемость

Низкая Средняя Высокая

Конфликтность 10,00 9,65 8,60

Дистанцирование 10,86 9,80 9,38

Самоконтроль 12,14 12,88 13,40

Полиск социальной поддержки 10,00 10,55 9,91

Принятие ответственности 7,29 7,61 7,86

Бегство-избегание 11,86 11,98 11,71

Планирование решения проблемы 11,71 12,60 12,48

Положительная переоценка 13,00 13,36 14,05

Как следует из результатов, представленных в таблице 1, выбор той или иной стратегии совладающего поведения слабо связан со школьной успешностью старших подростков. Так, наиболее предпочтительной стратегией совладающего поведения для всех групп исследования стала «положительная переоценка», характеризующаяся ориентацией на надличностное, метакогнитивное понимание возникшей проблемной ситуации. Эта стратегия имеет как выраженный метарегуляторный компонент, так и вероятностную недооценку личностью возможностей действенного разрешения проблемной ситуации вместо ухода от решения проблемной ситуации в действительный момент времени.

На втором месте по предпочтительности для всех групп установлено предпочтение способа совладающего поведения «самоконтроль», который предполагает активное разрешение трудной ситуации и предпочтения рационального осмысления сложности вместо эмоционального решения и ухода от преодоления проблемы.

А уже начиная с третьего места по предпочтительности стратегий совладающего поведения начинаются различия в группах низкой успеваемости и средней-высокой. Так, «успевающие» старшеклассники предпочитают использовать планирование при разрешении трудных жизненных ситуаций, а вот школьники с низкой успеваемостью отказываются от активного решения трудной задачи, прибегая к быстрому снижению эмоционального напряжения в ситуации стресса при невозможности разрешения проблемы, вероятности накопления трудностей и/или краткосрочном эффекте предпринимаемых действий по снижению эмоционального дискомфорта.

Пятое место у подростков, имеющих средние и высокие показатели по школьной успеваемости, отдают предпочтение стратегии поиска социальной поддержки с возможностью использования внешних ресурсов для разрешения проблемной ситуации, тогда как слабоуспевающие старшие подростки предпочитают более пассивную и ресурсосберегающую стратегию дистанцирования как возможность снижения субъективной значимости трудноразрешимых ситуаций и предотвращения интенсивных эмоциональных реакций на

фрустрацию при вероятной недооценке собственных переживаний или возможностей действенного преодоления проблемных ситуаций.

Шестое и седьмое место в списке предпочитаемых способов совладания с трудной жизненной ситуацией у школьников со средней и высокой академической успешностью стоит, соответственно, «дистанцирование» и «конфликтность», тогда как у академически неуспешных подростков - «конфликтность» и «социальная поддержка».

Примечательно, что все три группы старших подростков вновь, как и в случае с первой наиболее распространенной и предпочитаемой стратегией совладающего поведения, в наименее предпочтительной / распространенной стратегии едины в своем выборе - это стратегия «принятие ответственности», характеризующейся, с одной стороны, возможностью понимания личной роли в возникновении актуальных трудностей, а с другой, - возможностью необоснованной самокритики и принятия чрезмерной ответственности. Вероятно, в старшем подростковом возрасте школьники еще сформировали ментальные ресурсы, которые регулировали бы понимание и принятие своей роли и ответственности за осуществляемые действия. Такая интерпретация вторит словам Ю.А. Рокицкой [6, с. 220], которая отмечает, что «в подростковом возрасте «копинг-поведение находится в фазе активного формирования и выступает важным предиктором психологического благополучия, здоровья и успешности деятельности».

Таким образом, в ходе проведенного анализа соотношения показателей успешности школьной деятельности старших подростков и предпочитаемых ими стратегий совдадающего поведения можно сделать вывод о том, что эти конструкты слабо связаны. Этот факт нуждается в уточнении и предполагает дальнейшую разработку данной темы.

Литература

1. Александров Ю.И., Сварник О., Знаменская И.И., Колбенева М.Г., Арутюнова К.Р., Крылов А.К., Булава А.И. Регресс как этап развития. Москва: Изд-во «Институт психологии РАН», 2017.

2. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 1. С. 3-18.

3. Богомаз С.А., Филоненко А.Л. Различия в выборе копинг-стратегий лицами с разной склонностью к манипулятивному поведению / С.А. Богомаз, А.Л. Филоненко // Сибирский психологический журнал. 2009. № 10. С. 122-126.

4. Быкасова Н.И., Калягина Е.А. Сравнительный анализ копинг-стратегий у старших подростков с разным уровнем успеваемости // ЛИЧНОСТЬ, СЕМЬЯ И ОБЩЕСТВО: ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ / Учредители: Новосибирск: Ассоциация научных сотрудников "Сибирская академическая книга", 2013, №35-2. С. 81-87.

5. Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Журнал практического психолога. М.: 2007. № 3 С. 93-112.

6. Рокицкая Ю.А. Факторная структура копинг-поведения подростков // Вестник челябинского государственного педагогического университета. Челябинск: ЮжноУральский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2018, №3. С. 220233.

СХОДСТВО РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ ПО БАЗОВЫМ ЧЕРТАМ ЛИЧНОСТИ: СРАВНЕНИЕ САМООЦЕНОК И ВЗАИМНЫХ ОЦЕНОК

Черткова Ю. Д., Москва (Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры психогенетики, факультет психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, y chertkova@mail.ru

Егорова М. С., Москва (Россия), доктор психологических наук, заведующая кафедрой психогенетики, факультет психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. ms_egorova@mail.ru

Ежевская О. С., Москва (Россия), студентка магистратуры, факультет психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Olesya09051996@gmail.com

DOI:

В исследовании сопоставляются черты личности (HEXACO) матерей и их взрослых детей. Различия средних по личностным характеристикам соответствуют возрастной норме (в частности, более высокие значения обнаружены у матерей по показателям Честности/Скромности и Сознательности). Показатели сходства матерей и детей обнаружили серьезные различия в зависимости от того, какой способ оценки личностных черт использовался - самооценки или экспертные оценки.

Ключевые слова: HEXACO, сходство родителей и детей, самооценки, экспертные оценки

Исследование выполнено при поддержке гранта РФФИ проект 19-013-00274 «Использование модели взаимодействия актора и партнера для анализа супружеских, детско-родительских и сиблинговых отношений»

PARENT-OFFSPRING SIMILARITY ON PERSONALITY TRAITS: SELF- AND OTHER-

ASSESMENT

Egorova M. S., Moscow (Russia), PhD, Doctor habilitatus, Head, Department of Behavioral Genetics, Faculty of Psychology, Lomonosov Moscow State University, ms_egorova@mail.ru

Chertkova Y. D., Moscow (Russia), PhD, Associate Professor, Faculty of Psychology, Lomonosov Moscow State University, y_chertkova@mail.ru

Ezhevskaya O. S., Moscow (Russia), postgraduate student, Faculty of Psychology, Lomonosov Moscow State University, Olesya09051996@gmail.com

The study compares personality traits (HEXACO) of mothers and their adult children. Differences between personality traits correspond to the age norm (in particular, higher Honesty/Humility and Conscientiousness of mothers). Similarity between mothers and adult children differed significantly depending on the way of assessing personality traits - self-assessment or other-assessment.

Keywords: HEXACO, parent-offspring similarity, self-assessment, other-assessment

При оценке степени сходства личностных черт у партнеров различных диад необходима комбинация различных способов получения психологических оценок. Неоднократно было показано, что оценки черт личности, получаемые по опросникам, зависят от того, кто является оценивающим субъектом или, иначе говоря, используются ли при определении степени сходства самооценки или экспертные оценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.