Научная статья на тему 'Сравнительный анализ социальных представлений о свободе студентов различных профилей обучения'

Сравнительный анализ социальных представлений о свободе студентов различных профилей обучения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
173
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СВОБОДЕ / СТУДЕНТЫ / МАЛАЯ ГРУППА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ларина Г. Н.

В статье представлены результаты исследования социальных представлений о свободе студентов гуманитарного и естественного профилей обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ социальных представлений о свободе студентов различных профилей обучения»

УДК 378.1

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СВОБОДЕ СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ ПРОФИЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ

© 2015 Г. Н. Ларина

канд. психол. наук, доцент e-mail: galka. larina@yandex. ru

Курский государственный университет

В статье представлены результаты исследования социальных представлений о свободе студентов гуманитарного и естественного профилей обучения.

Ключевые слова: социальные представления о свободе, студенты, малая группа.

Сравнительный анализ социальных представлений о свободе студентов-психологов и студентов-медиков проводился на базе Курского государственного университета и медико-фармацевтического колледжа Курского государственного медицинского университета. В ходе исследования было выявлено три направления анализа социальных представлений о свободе: отношение к себе, отношение к другим и нравственность.

В отношении к себе для студентов-психологов и для студентов-медиков характерны высокие требования к своей личности и к своей будущей жизни. Для большинства из них значительную роль играет реализация себя как профессионала и в учебной деятельности: успешная сдача сессии, хорошее окончание

колледжа/университета, получение диплома и т.п.

Студенты-психологи в отличие от студентов-медиков подчеркивают необходимость в постоянном саморазвитии и самосовершенствовании себя как личности. Для них, помимо профессиональной сферы, большое значение имеет и реализация себя в семье («стать хорошей мамой», «стать лучшей женой» и т.п.).

Обе группы опрошенных подчеркивают, что нормальную жизнь человек сможет обеспечить себе самостоятельно, благодаря своему психическому и физическому здоровью. То есть обе группы считают, что успех их жизни будет зависеть прежде всего от них самих.

В отношении к другим у студентов-психологов и студентов-медиков мы видим небольшие различия. Большую часть студентов-медиков волнует благополучие прежде всего своей жизни, но они также отмечают желание, чтобы и у близких людей все складывалось благополучно. Большую часть студентов-психологов волнует счастье, благополучие, вера прежде всего окружающих их людей. В отличие от студентов-психологов у студентов-медиков мы не наблюдаем преобладающего желания здоровья, счастья окружающим больше, чем для себя. Объяснить это можно особенностями их профессиональной деятельности. После выпуска из колледжа студенты не будут работать напрямую с людьми, группа ЛД-2 будет работать в лаборатории, а группа Ф-31 - с лекарственными препаратами. То есть будущая профессия студентов-медиков не предъявляет таких требований к личным качествам респондентов, как будущая профессия студентов-психологов.

Значительное место в жизни каждого человека занимают родители, поэтому важно было узнать отношение студентов. Подавляющее большинство опрошенных студентов-психологов не считают, что родители теперь, когда их дети повзрослели, должны быть им чем-то обязанными, более того, обязанными считают себя перед

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

родителями. Они утверждают, что самое главное, чтобы их родители были счастливы, здоровы; чтобы всегда принимали помощь от детей. Единственное, что респондентам важно получать от своих родителей, так это моральную помощь, поддержку и заботу.

Отношение к родителям у студентов-медиков в целом также позитивное, но в отличие от студентов-психологов небольшой частью опрошенных было подчеркнуто финансовое обязательство родителей перед ними. Они пишут, что родители должны обеспечивать им комфортные, удовлетворительные условия для проживания, особо подчеркивая материальную сторону таких условий.

Различия в материальной зависимости студентов от родителей можно объяснить тем, что значительная часть студентов-психологов уже на 3 и 5 курсе работают или же подрабатывают, что нельзя сказать о студентах-медиках, которые в силу большой учебной загруженности, а также в связи с тем, что некоторые из опрошенных не достигли своего совершеннолетия, работать пока не могут. Многие студенты-психологи, ведущие активную студенческую жизнь, получают большую стипендию, которая позволяет им быть материально независимыми от своих родителей, а также финансово им помогать.

Необходимо отметить, что большая часть обеих групп опрошенных высказали яркий негативизм и недоверие к рекламам фирм, предоставляющих высокие проценты по вкладам. Лишь незначительная часть все еще доверяет подобным рекламам.

В нравственном компоненте следует отметить небольшие различия в намерениях студентов обеих групп в распределении неожиданной суммы денег. 94 % студентов-медиков потратили бы их исключительно на себя. Среди вариантов, как потратить эту сумму, были следующие: покупка квартиры, машины, техники, поездка на море, за границу, открытие своего бизнеса и т.п. Только 5 % учащихся финансово помогли бы своим родителям, при том что 21 % раннее отмечали, что считает своих родителей обязанными материально их обеспечивать. Также среди опрошенных не нашлось людей, которые потратили бы неожиданную сумму на благотворительность.

Среди студентов-психологов оказалось чуть больше желающих поделиться значительной суммой с родителями, а также нашлись люди, которые отдали бы деньги на благотворительность. На первый вариант пришлось 22 % респондентов, на второй 10 %. Оставшиеся 67 % потратили бы деньги исключительно на собственные интересы.

То есть мы видим, что в количественном отношении среди студентов-психологов гораздо больше учащихся с альтруистической направленностью, чем среди студентов-медиков. Но, несмотря на небольшие различия в намерениях между двумя группами респондентов, все-таки больше половины и студентов-медиков, и студентов-психологов имеют эгоистическую направленность материальной составляющей (94 % и 67 % соответственно).

Наряду с эгоистической направленностью материальной составляющей жизни студентов-психологов и студентов-медиков, следует отметить, что первые в своих ответах неоднократно подчеркивали важность духовно-нравственного развития окружающих их людей, ими отмечалось желание, чтобы люди вокруг становились добрее, культурнее, высоконравстеннее и в целом отмечалось недовольство моральным и духовным положением людей в обществе. Студенты-медики меньше обеспокоены данной проблемой, и на вопрос о том, что недостаточно им обеспечивает общество, одна часть опрошенных подчеркнула, что общество в полной мере все обеспечивает, другая часть вовсе не считает общество обязанным перед собой. У студентов медицинского колледжа были и другие варианты ответов, но они никак не соотносились с нравственной сферой. Следовательно, можно сделать вывод о наличии у студентов-психологов яркого нравственного компонента в их оценках и суждениях по отношению к окружающим, что нельзя сказать о студентах-медиках.

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 4 (36)

Ларина Г. Н. Сравнительный анализ социальных представлений о свободе

студентов различных профилей обучения

Для определения и подтверждения альтруистической или эгоистической направленности в установках молодежи была использована методика Потемкина, направленная на диагностику социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере по шкале «альтруизм/эгоизм».

Анализ результатов, полученных при изучении социально-психологических установок, связанных с ориентацией на эгоизм и альтруизм группы студентов-психологов и группы студентов-медиков, явных количественных различий по двум предложенным шкалам не выявил. У большей части опрошенных получены средние показатели по шкалам «альтруизм» и «эгоизм», что говорит об адекватности их проявления у респондентов. В связи с отсутствием у студентов-медиков высокого уровня альтруизма и наличием данного уровня у 13% респондентов-психологов, есть основание утверждать, что среди студентов-психологов чуть больше учащихся с ориентацией на альтруизм, чем среди студентов-медиков. То есть ярко выраженный альтруизм преобладает у 93 % студентов психологического факультета и у 70 % студентов медико-фармацевтического колледжа.

Говоря о нравственном компоненте, следует привести данные методики А.Б. Купрейченко об отношении студентов к соблюдению нравственных норм. В результате анализа данной методики мы видим, что у студентов психологического факультета по шкалам «терпимость», «принципиальность», «справедливость» и «правдивость» средний уровень отношений к нравственным нормам. Только по шкале ответственности мы наблюдаем показатели ниже среднего уровня.

Уровень отношения студентов-медиков к соблюдению нравственных норм ниже средних значений по 3 шкалам («терпимость», «справедливость» и «ответственность») и оставшиеся 2 шкалы («принципиальность» и «правдивость») соответствуют среднему уровню отношений.

Таким образом, обе группы респондентов имеют близкие показатели по следующим шкалам: по шкале принципиальности и правдивости - средние показатели и по шкале ответственности - низкие. То есть студенты-психологи и студенты-медики в большинстве своем следуют своим жизненным принципам, иногда даже во вред самим себе или делу, а также большинство из них не приемлют лжи. Низкие показатели опрошенные имеют по шкале «ответственность», что означает, что и студенты-психологи, и студенты-медики способны принимать на себя ответственность только в случае, если это оговорено официально и заранее.

В отличие от студентов медицинского колледжа, студенты-психологи гораздо терпимее к слабостям и особенностям других людей, в большинстве своем имеют активную позицию в случае нарушения каких-либо прав. То есть студенты факультета педагогики и психологии имеют более высокие показатели по шкалам терпимости и справедливости, в отличие от студентов медицинского колледжа.

В целом следует сказать, что по всем 5 шкалам ответы студентов психологического факультета имеют показатели выше. На основании анализа мы выяснили, что отношения студентов медико-фармацевтического колледжа к нравственным нормам еще не до конца сформированы, в отличие от студентов Курского государственного университета.

При анализе результатов методики Купрейченко «Закончи предложение» были получены следующие результаты: 67 % студентов-психологов и 54 % студентов-медиков получают высший балл (3 балла). Это значит, что учащиеся четко обосновывают свой ответ конкретными нравственными установками. В целом эмоциональные реакции и оценки поступков адекватные и устойчивые. Ответы 33 % студентов-психологов и 38 % студентов-медиков можно оценить в 2 балла, что также говорит о наличии конкретных нравственных ориентиров. Так же, как и у предыдущей

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

группы, поведенческие и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам еще недостаточно устойчивое. Следует отметить, что среди учащихся психологического факультета не было выявлено студентов с неустойчивым отношением к нравственным нормам и с неадекватными эмоциональными реакциями, чего нельзя сказать о студентах-медиках. Ответы 8% студентов медицинского колледжа оценены в 1 балл. При этом следует подчеркнуть, что ни в одной группе не выявлены студенты с отсутствием нравственных ориентиров, то есть опрошенные, чьи ответы можно оценить с максимально низким баллом (0 баллов). Это говорит о том, что у 100 % студентов-медиков и студентов-психологов существуют четкие нравственные ориентиры, несмотря на различия в отношении к тем или иным нравственным нормам и различия в эмоциональных и поведенческих реакциях.

Таким образом, говоря о нравственном компоненте студентов факультета педагогики и психологии, есть основание утверждать, что, несмотря на кризис духовности в российском обществе на рубеже XX-XXI вв., повлекший деформацию нравственных основ человеческой жизни, большинство учащихся имеют достаточно позитивное развитие их духовно-нравственной сферы. Мы видим наличие у них четко заданной системы этических установок, норм и жизненных ценностей. Говоря о студентах медицинского колледжа, следует отметить, что нравственный компонент студентов-медиков представлен средними показателями по всем четырем методикам. Мы не можем утверждать, что духовно-нравственная сфера респондентов имеет ярко позитивное развитие, но и негативное развитие нами выявлено не было. Можно утверждать, что этические нормы, установки и жизненные ценности у студентов медицинского колледжа просто еще до конца не сформированы.

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 4 (36)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.