Научная статья на тему 'Оптимизация самооценки учащихся с нарушениями зрения в игровой деятельности'

Оптимизация самооценки учащихся с нарушениями зрения в игровой деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1784
247
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООЦЕНКА / УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ / НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ / ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Аношкова И. В.

Рассматривая проблему самооценки у лиц с нарушениями зрения как сложное многогранное явление, исследователь учитывает целый комплекс факторов, обусловливающих ее своеобразие. Использование в коррекционной работе игровых упражнений способствует оптимизации самооценки и улучшению отношений в группе учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оптимизация самооценки учащихся с нарушениями зрения в игровой деятельности»

УДК 377.5

ОПТИМИЗАЦИЯ САМООЦЕНКИ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© 2011 И. В. Аношкова

аспирант каф. коррекционной психологии и педагогики e-mail: anoshkova2510@ya.ru

Курский государственный университет

Рассматривая проблему самооценки у лиц с нарушениями зрения как сложное многогранное явление, исследователь учитывает целый комплекс факторов, обусловливающих ее своеобразие. Использование в коррекционной работе игровых упражнений способствует оптимизации самооценки и улучшению отношений в группе учащихся.

Ключевые слова: самооценка, уровень притязаний, нарушения зрения, игровые упражнения.

Проблема изучения личностной сферы лиц с нарушениями зрения недостаточно исследована на сегодняшний день. В прошлом для обыденного сознания было характерно представление о незрячем как о неполноценной и ущербной личности. Незрячим приписывались разнообразные отрицательные личностные свойства: гипертрофированные биологические потребности (пищевая и сексуальная), дурные привычки, отсутствие духовных интересов, наличие отрицательных моральных (эгоизм, отсутствие чувства долга, товарищества) и волевых (внушаемость, негативизм) черт характера, религиозно-мистическое мировоззрение и т. д. Эти личностные особенности рассматривались в обществе как прямое следствие нарушений зрения, а о человеке с нарушением зрения складывалось представление абсолютно противоположное, чем о человеке с сохранным зрением. Возможности же компенсации дефекта, развития и совершенствования его личности считались крайне ограниченными.

По мере того как материалистическая психология упрочивала свои позиции, представления о биосоциальной природе человека, детерминированности формирования личности преимущественно социальными факторами начинают проникать в тифлопсихологию. Рассматривая влияние слепоты на психическое развитие человека, А. А. Крогиус писал, что она накладывает глубокий отпечаток на всю личность. Но так же, как одно впечатление может вызвать самые разнообразные реакции, так и слепота может привести к самым различным, проявлениям и к образованию самых различных особенностей. Очень многое в этом отношении зависит от социальных условий, от влияния наследственности, от собственных усилий, от работы над самим собой. При этом в обществе малокультурном и живущем преимущественно физическими интересами слепота может гораздо сильнее затормозить развитие душевной жизни, чем в таком, где незрячий человек находит понимание и живые, умственные и нравственные интересы [Литвак 1998: 52]. При неблагоприятном стечении обстоятельств нарушение зрения действительно ведет к радикальной перестройке личности. Но еще Л. С. Выготский подчеркивал, что слепота в разной социальной среде психологически неодинакова и что наступит время, когда аномальные дети, оставаясь слепыми, «перестанут быть дефективными, потому что дефективность есть понятие социальное, а дефект есть нарост на слепоте... Социальное воспитание победит дефективность» [Выготский 1983: 75]. Особое значение формирование адекватного самовосприятия и самооценки приобрета-

ет в условиях ненормативного развития. Наличие определенного вида дизонтогенеза, в частности нарушения зрения, не изменяет сущности генезиса самооценки, но создает условия для появления определенной специфики ее формирования в сравнении с нормативным или с различными типами отклоняющегося развития.

Рассматривая проблему самооценки у лиц со зрительной недостаточностью как сложное многогранное явление, исследователи учитывают целый комплекс факторов, обусловливающих ее своеобразие. Тифлопсихологи относят к их числу особенности семейного и школьного воспитания и обучения, условия личностного развития и т. д. Л. С. Выготский подчеркивает, что тяжесть зрительного дефекта заключена не в самом недостатке, а в тех последствиях, тех вторичных осложнениях, которые им вызваны. К их числу может принадлежать негативное самоотношение, которое формируется в результате реакции личности на зрительное нарушение [Там же]. Оценка себя как инвалида, ограниченного в своих возможностях, имеет глубокие социальнопсихологические последствия. Причиной появления «комплекса неполноценности» является, по данным исследований В. Штайнберга, чувство «переживания дефекта» человеком со зрительной патологией, находящимся в обществе зрячих. Оно заключается в наличии психологической напряженности, состояния «быть отличным от других» (см.: [Игра в тренинге... 2006: 213]). Данные проявления формируются у лиц с расстройствами зрения и под влиянием неадекватных установок общества по отношению к лицам с ограниченными возможностями здоровья. Одна из них, по мнению ряда авторов -Р. Гайтлене, В. П. Гудониса, С. Кари, А. Майсоневуве и др., заключается в том, что существует устойчивый стереотип о незрячих в обществе. «Темнота» как образ мировосприятия незрячих делает их в глазах окружающих людьми несчастными, ограниченными в своих возможностях. Данная точка зрения ставит их в условия изоляции и дискомфорта, является мощным психотравмирующим фактором. Известная всему миру Э. Келлер отмечала, что самое трудное не слепота, а отношение зрячих к незрячим [Основы специальной психологии 2003: 92]. При этом, по сведениям американского ученого Р. Резника, 32 % незрячих относятся к своей слепоте как к преимуществу (государственные льготы, гарантии), 52 % расценивают ее как неудобство, и лишь 7 % - как самое тяжелое и плохое испытание (см.: [Игра в тренинге. 2006: 79]).

Причинами неадекватного самовосприятия считается реакция личности на хроническую психотравмирующую ситуацию, обусловленную осознанием своей несостоятельности, так и ограничением возможностей контактов вследствие депривации. Эта тенденция усугубляется в условиях неблагоприятного развития, в частности неправильного семейного воспитания. Человек познает самого себя лишь опосредованно -через других, через свое отношение к ним и их к нему. Эталоны и образцы этих сложных взаимоотношений закладываются еще в раннем детстве. Изучением данной проблематики занимались такие видные ученые тифлопедагоги, как Р. Баркер, М. Буман, А. Кохен, В. А. Феоктистова, Л. Паташене, Л. И. Солнцева, и др. От специфики, направленности и условий семейного воспитания во многом зависит формирование правильной самооценки ребенка со зрительными нарушениями.

Исследователи отмечают, что в семье, как главном факторе, детерминирующем статус личности, с появлением слепого или слабовидящего ребенка родительская реакция на зрительный дефект носит стадиальный характер. Сначала родительская радость сменяется депрессией. Затем включаются механизмы психологической защиты и родители начинают искать способы рациональной деятельности. Начинают думать о ребенке, а не о своих проблемах. Именно на этом этапе крайне важно, чтобы родители заняли правильную позицию в отношении своего ребенка, благодаря которой у детей формируется адекватное отношение к себе.

Огромное влияние на формирование самооценки оказывают условия школьной жизни и воспитания. Большинство школ для детей с ослабленным зрением принадлежат к типу закрытых интернатных учреждений. Именно эта специфика, с одной стороны, ограничивает возможности социальных контактов, а с другой - затрудняет участие родителей в жизни своего ребенка. Обращают на себя внимание и социально-бытовые условия школы-интерната, отсутствие у ученика своего личного персонального пространства и времени, необходимость адаптироваться к большому числу сверстников и внешних раздражителей, фатальная необходимость включаться в то или иное сообщество, обособление от предметного мира и т.д. Эти сведения подтверждаются и данными Л. И. Солнцевой. Она отмечает, что невозможность побыть одному, отсутствие стимулов для проявления активности, индивидуальности, недостаток эмоциональной близости с родителями вызывают у детей нервозность, что может спровоцировать появление у них апатичности, депрессивности либо агрессивности.

Система обучения и воспитания в школе-интернате для незрячих и слабовидящих воспитанников характеризуется в научной литературе как гиперопека. Весь процесс построен на строгом подчинении медицинским показателям. Его целью, вполне оправданной и жизненно важной, является сохранение здоровья воспитанника, его остаточного зрения. Это является для педагога и отправной точкой, и конечным результатом. И на практике это часто перерастает в спекуляцию со стороны учащихся. В этих условиях педагоги преимущественно опираются на текущее состояние здоровья учеников. Это не дает учащемуся возможности объективно оценить свои собственные силы и дальнейшие перспективы, ограниченные медицинскими показателями.

Исследование самооценки проводилось по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан (см.: [Практикум. 2002: 50]). Наше исследование проводилось на базе Курского музыкального колледжа-интерната слепых, на младших курсах в группах народного и эстрадного отделения. Группы состояли из студентов с различной степенью потери зрения. Целью данного исследования является исследование самооценки и уровня притязаний у студентов, обучающихся в Курском музыкальном колледже-интернате. Данная методика основана на непосредственном оценивании (при помощи шкал) испытуемыми ряда личностных качеств, таких как здоровье, способности, характер и др. Испытуемым сначала предлагается указать уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, то есть уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворил их.

В первой группе по первой шкале «ум, способности» средняя величина уровня притязаний составила 95%; количественная характеристика от 90 до 100 - очень высокий балл. Уровень самооценки по этой же шкале такой: 70% учащихся набрали от 60 до 74 баллов, что характеризует их самооценку как «очень высокую». Средняя величина самооценки - 66,4%.

Во второй группе по первой шкале средняя величина уровня притязаний 93,18%, У 30% респондентов высокий уровень притязаний - от 70до 85 баллов; у 70% опрошенных - от 90 до 100 баллов, и их уровень притязаний характеризуется как «очень высокий». Уровень самооценки: средняя величина - 37,18%; у 20% студентов средний

- по 50 баллов; у 10% студентов уровень самооценки является высоким - по 70 баллов; 60% учащихся имеют очень высокий уровень самооценки - от 75 до 100 баллов.

По второй шкале «характер» в первой группе средняя величина уровня притязаний составила 90%. 10% опрошенных имеют средний уровень притязаний - по 70 баллов; 30% респондентов имеют высокий уровень притязаний - по 80 баллов; 60% студентов имеют очень высокий уровень притязаний - от 90 до 100 баллов.

Средний показатель уровня самооценки равен 66%. 20% учащихся имеют низкую самооценку - от 20 до 40 баллов; 20% опрошенных - среднюю самооценку - 50

баллов; у 10% учащихся высокая самооценка - по 70 баллов; 50% испытуемых имеют очень высокую самооценку - от 80 до 100 баллов.

По второй шкале во второй группе средняя величина уровня притязаний -92,27%. У 20% учащихся средний уровень притязаний - 60-70 баллов; у 20% респондентов высокий уровень притязаний - от 80 до 85 баллов; и 60% опрошенных имеют очень высокий уровень притязаний - от 90 до 100 баллов. Средний показатель уровня самооценки - 80,45%. У 40% испытуемых (от 60 до 70 баллов) уровень самооценки характеризуется как высокий; у 60% респондентов - очень высокий уровень самооценки (от 80 до 100 баллов).

Третья шкала «авторитет у сверстников». В первой группе средняя величина уровня притязаний равна 68%. 40% учащихся имеют низкий уровень притязаний (от 10 до 60 баллов); 10% опрошенных имеют средний уровень притязаний (61 балл); 50% респондентов имеют очень высокий уровень притязаний (от 90 до 100 баллов).

Средний показатель уровня самооценки равен 46,5%. 50% учащихся имеют низкую самооценку (от 10 до 40 баллов); у 20% респондентов средний уровень самооценки (от 50 до 55 баллов); у 20% опрошенных высокая самооценка (по 70 баллов); 10% испытуемых имеют очень высокую самооценку (по 80 баллов).

Во второй группе по третьей шкале средняя величина уровня притязаний -73,64%. 20% учащихся имеют низкий уровень притязаний - менее 60 баллов; 20% респондентов - от 60 до 70 баллов, у них средний уровень притязаний; 40% опрошенных имеют высокий уровень притязаний - от 80 до 85 баллов; у 20% учащихся от 90 до 100 баллов - очень высокий уровень притязаний.

Средний показатель уровня самооценки во второй группе равен 63,18%. 40% респондентов имеют средний уровень самооценки - по 50 баллов, у 40% учащихся высокий уровень самооценки - от 60 до 70 баллов; 20% испытуемых имеют очень высокий уровень самооценки - от 75 до 100 баллов.

Четвертая шкала «умение многое делать своими руками, умелые руки». Средняя величина уровня притязаний в первой группе составила 96%. 10% опрошенных набрали по 80 баллов и имеют высокий уровень притязаний; 90% респондентов имеют очень высокий уровень притязаний, они набрали от 90 до 100 баллов.

Средний показатель уровня самооценки в первой группе равен 64,9%. 10% учащихся имеют низкий уровень самооценки - 10 баллов; 10% - средний уровень самооценки - 50 баллов; у 50% респондентов высокая самооценка - от 60 до 70 баллов; 30% опрошенных имеют очень высокий уровень самооценки - от 75 до 100 баллов.

Средний балл уровня притязаний во второй группе равен 85,91%. 10% учащихся имеют низкий уровень притязаний - 50 баллов; у 10% опрошенных средний уровень притязаний - 60 баллов; 40% респондентов имеют высокий уровень притязаний - от 75 до 85 баллов; у 40% студентов очень высокий уровень притязаний - от 90 до 100.

Средний показатель уровня самооценки во второй группе - 63,18%. У 40% учащихся - от 50 до 60 баллов, их уровень самооценки характеризуется как средний; 40% учащихся имеют высокий уровень самооценки - от 60 до 70 баллов; 20% - очень высокий уровень - от 75 до 80 баллов.

Пятая шкала «внешность». Средняя величина уровня притязаний в первой группе равна 86%. 20% респондентов имеют средний уровень притязаний - по 70 баллов; 20% - высокий уровень притязаний - по 80 баллов; у 60% опрошенных от 90 до 100 баллов - очень высокий уровень притязания.

Средний показатель уровня самооценки в первой группе равен 69%. 10% респондентов имеют средний уровень самооценки - по 50 баллов; 60% - высокий уровень - от 60 до 70 баллов; 30% учащихся имеют очень высокую самооценку - от 75 до 80 баллов.

Средняя величина уровня притязаний во второй группе равна 83,45%. 30% респондентов имеют низкий уровень притязаний - менее 60 баллов; у 70% опрошенных от 90 до 100 баллов - очень высокий уровень притязания.

Средний показатель уровня самооценки у опрошенных второй группы равен 77,27%. 10% респондентов имеют низкую самооценку - по 40 баллов; 20% - среднюю самооценку - по 50 баллов; у 10% учащихся по 65 баллов - высокая самооценка; 60% опрошенных имеют очень высокую самооценку, они получили от 80 до 100 баллов.

Шестая шкала «уверенность в себе». Средняя величина уровня притязаний у студентов первой группы равна 98%. 100% учащихся имеют очень высокий уровень притязаний, они набрали от 90 до 100 баллов.

Средний показатель уровня самооценки у учащихся первой группы равен 73%. 60% респондентов имеют высокий уровень самооценки - по 60 баллов; 40% опрошенных - очень высокий уровень самооценки - от 90 до 100 баллов.

Средняя величина уровня притязаний во второй группе равна 99,09%. 100% имеют очень высокий уровень притязаний, у них от 90 до 100 баллов.

Средний показатель уровня самооценки у учащихся второй группы равен 82,18%. 10% опрошенных имеют средний уровень самооценки - по 50 баллов; 20% -высокий уровень - по 60 баллов; 70% учащихся имеют очень высокий уровень самооценки, у них от 80 до 100 баллов.

Таким образом, норму, реалистический уровень притязаний характеризует результат от 60 до 89 баллов; оптимальный - сравнительно высокий уровень - от 75 до 89 баллов, осознанное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов обычно свидетельствует о некритичном отношении к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов говорит о сниженном уровне притязаний, он - индикатор неблагоприятного развития личности.

Количество баллов от 45 до 74 (средняя и высокая самооценка) говорит о реалистической (адекватной) самооценке. Количество баллов от 75 до 100 свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивая себя с другими. Такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности - «закрытость для опыта», нечувствительность к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствуют о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти учащиеся составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.

У учащихся первой группы уровень притязаний является завышенным, что свидетельствует о неблагополучном развитии личности; средний балл разницы между притязанием и самооценкой по первой группе составил 24,7, что является допустимым в пределах нормы. Средний балл уровня самооценки по первой группе составил 64,3 балла, что говорит об адекватной в общем самооценке в группе.

У учащихся второй группы средний уровень самооценки равен 70,3 балла, что в целом по группе свидетельствует об адекватной самооценке. Уровень притязаний во второй группе является очень высоким, что говорит о неблагоприятном личностном развитии отдельных членов группы и о нереалистичном и некритическом отношении учащихся к собственным возможностям. Средний балл расхождения между уровнем

притязаний и самооценкой равен 15,6 баллов, что является допустимым в пределах нормы.

Таким образом, на своеобразие формирования самооценки лиц с нарушениями зрения оказывают влияние множество факторов. Среди них следует выделить влияние зрительной недостаточности как сильного психотравмирующего фактора, неадекватные установки общества по отношению к людям с глубокими зрительными нарушениями, особенности школьного и семейного воспитания и т.д. При этом необходимо подчеркнуть, что при правильной целенаправленно организованной коррекционноразвивающей работе и своевременной психолого-педагогической помощи данной категории лиц вероятность появления негативного самоотношения и самооценивания значительно снижается. В этом случае перед человеком раскрываются перспективы оценить свои реальные творческие и профессиональные способности, построить линию взаимодействия с окружающими, определить значимые жизненные позиции и приоритеты и т. д. Поэтому разработка и организация комплексной диагностики и коррекции самооценки лиц с нарушениями зрения является для современной педагогики актуальной и значимой научно-практической задачей.

На наш взгляд, игра обладает богатыми возможностями в реализации коррекционно-развивающей работы с данной категорией лиц. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает эмоциональное напряжение, тревогу, страх перед окружающими, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, повышает самооценку. Эффект двуплановости игры позволяет играющему выполнять реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач.

Психокоррекционный эффект игровых занятий достигается благодаря установлению положительного эмоционального контакта между участниками. Игра корригирует негативные эмоции, страхи, чувство неуверенности в себе, расширяет способности играющих к общению. Участник игры может чувствовать себя раскованней, потому что в игровых ситуациях он всегда имеет возможность «скрыться» за своеобразием ролевых действий персонажа. Игровая роль позволяет выстраивать различные стратегии поведения, пережить множество смоделированных ситуаций взаимодействия, проверить свои возможности в разнообразных видах деятельности, обогатить личный социальный опыт.

В современной педагогической практике в работе с лицами, имеющими нарушение зрения, игра используется редко. Большая часть методической литературы, где описано применение игры в работе с незрячими, ориентирована на использование ее в работе с дошкольниками и младшими школьниками. Это обусловлено тем, что для данной возрастной категории игра является одним из основных видов деятельности. Опыт нашей работы с учащимися колледжа-интерната слепых позволил подтвердить наличие большого педагогического потенциала игровых упражнений в работе по коррекции самооценки подростков.

Нами разработана система коррекционных упражнений, направленных на оптимизацию самооценки учащихся с нарушениями зрения. Она включает следующие взаимосвязанные между собой блоки:

- упражнения на эмоциональный и физический «разогрев». Их цели: снятие напряжения участников путем вовлечения их в групповое взаимодействие; создание в группе атмосферы взаимной ответственности, эмоциональной свободы, радости от коллективного успеха; объединение участников для решения задачи на основе партнерства; интеграция группы за счет осознания необходимости постоянной включенности в совместную деятельность и чувства взаимной ответственности членов команды.

- упражнения на самооценку. Их цель: тренировка навыков уверенного поведения в ситуациях, когда нужно оперативно реагировать на изменяющуюся ситуацию, осознание своих возможностей, повышение уверенности в своих силах. Так, в простом упражнении «Весёлый мячик», где участники, сидя на полу и передавая друг другу мяч, говорят комплимент, тренируясь в умении говорить и выслушивать комплименты. В упражнении «Подарок» происходит коррекция замкнутости. Игроки дарят друг другу анонимные воображаемые подарки, получатель подарка должен угадать, кто его подарил, и объяснить, почему он так решил.

Занятия завершаются рефлексией, где участники делятся своими впечатлениями от пережитого, рассказывают о том, что им понравилось, что вызвало сложность.

После проведенного цикла игровых занятий ситуация в группах улучшилась. Средний балл расхождения между уровнем притязания и самооценкой в первой группе составил 19,2 балла, что является положительной тенденцией к сокращению разрыва между самооценкой и уровнем притязания. Средний балл уровня самооценки по группе составил 67,4, что не выходит за рамки нормы (напомним - норму как реалистический уровень притязаний характеризует результат от 60 до 89 баллов). Во второй группе наметилась тенденция к снижению уровня притязаний (первоначальный показатель 99,09%-100%, при повторном исследовании 85%-87,5%). Полученные экспериментальные данные частично подтверждают точку зрения о том, что лица с нарушением зрения имеют неадекватную самооценку и высокий уровень притязаний.

Среди проблем, выявленных в ходе исследования, наиболее значимой для подростков с нарушениями зрения являются трудности в общении. Это объясняется тем, что в подростковом возрасте общение является ведущей формой деятельности, а у подростков с ограниченными возможностями микросреда значительно уже, чем у здоровых сверстников. В связи с этим мы интегрировали подростков с ограниченными возможностями в среду здоровых сверстников. Процесс интеграции сопровождался коррекционной работой, направленной на личностный рост. Для формирования творческой, всесторонне развитой личности, способной наиболее полно реализовать свои возможности, нами создавались условия для развития умения анализировать и адекватно оценивать подростками свои поступки, поведение, отношения с окружающими, а также свои личностные качества. В этом контексте самооценка, как результат познания собственного «Я», представляет собой восприятие личностью многочисленных «образов» самого себя, своего поведения в различных видах деятельности, в формах взаимодействия с другими людьми и способствует интеграции этих образов в единое целостное образование.

Таким образом, у лиц с нарушениями зрения самооценка приобретает особое значение, поскольку она во многом определяет успешность межличностного взаимодействия, реабилитации и социальной интеграции. В то же время в условиях суженной сенсорной сферы трудности познания себя и других, прямо или косвенно связанные с нарушениями зрения, отрицательно влияют и на процесс становления самооценки. В свою очередь, формирование завышенной или заниженной самооценки, негативно отражаясь как на поведении и собственной деятельности человека, так и на его взаимоотношениях с окружающими людьми, значительно осложняет процесс социальной интеграции лиц с нарушениями зрения. В условиях игровой деятельности у подростков с нарушениями зрения появляется возможность испытать ситуацию успеха. Вместе с тем двуплановость игры имеет для них развивающий эффект. Ощутив успешность в смоделированной ситуации, участник игры получает позитивный опыт успешного взаимодействия в коллективе. В дальнейшем полученный опыт переносится ими в практику повседневной жизни.

Библиографический список

Выготский Л. С. Основы дефектологии // Выготский Л. С. Собр. соч.: в 6 т. Т. 5. М.,1983. 369 с.

Гримак Л. П. Общение с собой: начало психологии активности. М.: Педагогика, 2005. 241 с.

Игра в тренинге. Возможность игрового взаимопонимания. СПб.: Питер, 2006.

208 с.

Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. 336 с.

Основы специальной психологии / под ред. Л. В. Кузнецовой. М.: Академия, 2003. 480с.

Практикум по возрастной психологии / под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2002. 694 с.

СоколоваЕ. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М.: Форум, 2007. 152 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.