Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
67
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / НАПРАВЛЕННОСТЬ НА ОБЩЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА / ПЕДАГОГИ / РОДИТЕЛИ / ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Япарова Ольга Георгиевна, Корецкая Кристина Юрьевна

В статье анализируется проблема взаимодействия педагогов и родителей детей дошкольных организаций. Проведено эмпирическое исследование, целью которого было изучить и выявить особенности установок и направленности родителей и педагогов дошкольных образовательных организаций. Было предположено, что у педагогов преобладает позитивная социально-психологическая установка и направленность на общение, а у родителей преобладает негативная установка и направленность на себя. Полученные результаты подтвердили гипотезу: у педагогов числовые значения диалогической направленности личности оказались выше, чем у родителей. Для родителей характерна манипулятивная направленность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Япарова Ольга Георгиевна, Корецкая Кристина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ATTITUDE AND PSYCHOLOGICAL DIRECTION OF EDUCATORS AND PARENTS OF PRESCHOOL ORGANIZATIONS

The article analyzes the problem of interaction between teachers and parents of children of preschool organizations. An empirical study was carried out, the purpose of which was to study and identify the features of the attitudes and orientations of parents and teachers of preschool educational organizations. It was assumed that teachers have a predominantly positive socio-psychological attitude and focus on communication, while parents have a predominantly negative attitude and focus on themselves. The results obtained confirmed the hypothesis: among teachers, the numerical values of the dialogical orientation of the personality turned out to be higher than among the parents. Parents are characterized by a manipulative orientation.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

6. Свядощ А. М. Женская сексопатология. Кишинёв: Штиинца, 1991. 184 с.

7. Сергеев Б. Ф. Ум хорошо.... М.: Молодая гвардия, 1984. 192 с.

8. Торчинов Е. А. Религии мира: опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния. СПб.: Центр «Петербургское востоковедение», 1998. 303 с.

9. Ashursky E. E. The evolution of natural systems from the point of view of a philosopher // Science and Education. Vol. 2. № 7, 2021. Kokand.

10. Beyerstein Barry L. Do we really use only 10 percent of our brains? // Scientific American (p/h "Springer Nature"), March 8, 2004.

11. Helmholtz Hermann von. Handbuch der Physiologischen Optik. Leipzig: der Verlag "L. Voss", 1867.

12. Heyfelder Vr. Über den Begriff der Erfahrung bei Heimholte. Berlin, 1897.

13. Johnson R. The mystery of S., the man with an impossible memory // The New Yorker, 12th of August 2017.

14. Joyce J. The Weiser field guide to the paranormal: abductions, apparitions, ESP, synchronicity, and more unexplained phenomena from other realms. Weiser Books, 2011.

15. Mecacci L. Solomon V. Shereshevsky: The great Russian mnemonist // Cortex. V.49. № 8, 2013. © Ашшурский Э. Э., 2021

УДК 159.923

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ

УСТАНОВКИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Япарова Ольга Георгиевна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры психолого-педагогического образования

Корецкая Кристина Юрьевна,

студент

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)

В статье анализируется проблема взаимодействия педагогов и родителей детей дошкольных организаций. Проведено эмпирическое исследование, целью которого было изучить и выявить особенности установок и направленности родителей и педагогов дошкольных образовательных организаций. Было предположено, что у педагогов преобладает позитивная социально-психологическая установка и направленность на общение, а у родителей преобладает негативная установка и направленность на себя. Полученные результаты подтвердили гипотезу: у педагогов числовые значения диалогической направленности личности оказались выше, чем у родителей. Для родителей характерна манипулятивная направленность.

Ключевые слова: направленность личности, направленность на общение, социально-психологическая установка, педагоги, родители, дошкольные образовательные организации.

COMPARATIVE ANALYSIS OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ATTITUDE AND PSYCHOLOGICAL DIRECTION OF EDUCATORS AND PARENTS OF PRESCHOOL ORGANIZATIONS

Yaparova Olga Georgievna,

Ph. D in Psychology, Associate Professor of the Psychological and Pedagogical Education Department,

Koretskaya Kristina Yurievna,

student

Katanov Khakass State University (Abakan)

The article analyzes the problem of interaction between teachers and parents of children ofpreschool organizations. An empirical study was carried out, the purpose of which was to study and identify the features of the

attitudes and orientations ofparents and teachers of preschool educational organizations. It was assumed that teachers have a predominantly positive socio-psychological attitude and focus on communication, while parents have a predominantly negative attitude and focus on themselves. The results obtained confirmed the hypothesis: among teachers, the numerical values of the dialogical orientation of the personality turned out to be higher than among the parents. Parents are characterized by a manipulative orientation.

Key words: personality orientation, orientation to communication, socio-psychological attitude, teachers, parents, preschool educational organizations.

Проблема взаимодействия педагогов и родителей в образовательных учреждениях стоит остро и требует своего разрешения. Педагоги не довольны отношением родителей к учебно-воспитательному процессу в образовательных организациях как к услуге, родители нередко обвиняют педагогов в непрофессионализме, равнодушии, формализме. Такое положение дел не способствует развитию здорового сотрудничества семьи и школы/детского сада. Отсюда возникает необходимость изучить и эмпирически проверить особенности социальной установки и психологической направленности как педагогов, так и родителей.

Исследований этих феноменов в профессиональной деятельности педагогов дошкольных организаций недостаточно. Не менее важной на современном этапе является проблема изучения социально -психологической установки и психологической направленности родителей детей дошкольных организаций. Недостаточно изучены стереотипы родительского поведения в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), когнитивные и перцептивные аспекты установок, которые оказывают влияние на взаимодействие педагогов и родителей. Исследования в этой области, несомненно, являются социально значимыми в практической работе.

Указанная проблема определила актуальность и выбор темы исследования с це-

лью выявления особенностей установок и направленности родителей и педагогов дошкольных образовательных организаций.

Наше исследование проходило в дошкольных образовательных учреждениях Республики Хакасия. Испытуемыми стали 80 человек: 40 педагогов и 40 родителей. В исследовании использовались: методика диагностики социально-психологической установки личности в мотивационно -потребностной сфере О. Ф. Потемкиной; методика диагностики коммуникативной установки В. В. Бойко; методика диагностики направленности личности Б. Басса (адаптация Л. А. Верещагиной); методика «Направленность личности в общении» С. Л. Братченко, а также метод математической статистика и-критерий Манна -Уитни.

Мы предположили, что социально-психологическая установка и направленность на общение родителей и педагогов дошкольных организаций значительно отличаются: у педагогов преобладает позитивная социально-психологическая установка, направленность на взаимодействие, у родителей - негативная социально-психологическая установка и направленность на себя.

Методологической основой исследования явились: положения П. Н. Шихирева о социально-психологической установке как состоянии психологической готовности, складывающейся на основе опыта и оказы-

вающеи влияние на реакции человека относительно социально значимых для него объектов и ситуации [6]; положения Д. Н. Узнадзе об установке как устоИчивом состоянии субъекта, готовности к опреде-ленноИ активности, опирающейся на потребность и соответствующую объективную ситуацию [5]; концепция А. Н. Леонтьева о направленности как смыслообразую-щем мотиве личности [3]; положение В. А. Крутецкого о психологической направленности педагога как компоненте, характеризующемся наличием интереса педагога к детям, творческим подходом к решению поставленных профессиональных задач [2].

Анализ полученных результатов и их интерпретация

Результаты по методике «Диагностика социально-психологической установки личности в мотивационно-потребностной сфере» О. Ф. Потемкиной [4] представлены в таблице 1.

Результаты по всем методикам были подвергнуты математической обработке с помощью И-критерия Манна - Уитни.

Анализ результатов показал, что значимые различия в группах воспитателей и родителей выявились по шкалам «Альтруизм», «Эгоизм», «Труд», «Власть» и «Деньги». В данном анализе мы будем обсуждать только шкалы, по которым выявились значимые различия.

Альтруизм педагогов достоверно выше, чем у родителей (60 % против 5 % соответственно). Высокие значения по шкале «Альтруизм» говорят об установках педагогов действовать на пользу другим, часто в ущерб себе и делу. Мы полагаем, что такие результаты можно объяснить особенностями личности, выбирающей профессию педагога, которая относится к типу профессий «человек-человек» и которая априори связана с ежедневным взаимодействием и помощью другим людям.

Высокие значения по шкале «Эгоизм» среди родителей (40 % против 10 % соответственно) свидетельствуют о том, что для родителей принципиальным является удовлетворение их собственных потребностей, а личные интересы они ставят превыше всего.

Таблица 1

Показатели социально-психологической установки личности в мотивационно-потребностной сфере педагогов и родителей (по методике «Диагностика социально-психологической установки личности в мотивационно-потребностной сфере» О. Ф. Потемкиной)

Средние значения

Шкала Педагоги Родители и-критерий Манна - Уитни

Кол-во % Кол-во %

Процесс 22 55 28 70 24,0

Результат 28 70 30 75 30,0

Альтруизм 24 60* 2 5 28,5*

Эгоизм 4 10* 16 40 8,2*

Труд 24 60* 14 35 18,4*

Свобода 28 70 26 65 26,4

Власть 6 15* 24 60 12*

Деньги 10 25* 32 80 18*

Примечание: *иКр = 9 при р < 0,01, иКр = 15 при р < 0,05 (ось значимости)

Результаты по методике В. В. Бойко представлены в таблице 2.

Анализ результатов показал, что значимые различия между воспитателями и родителями выявились по всем шкалам, кроме шкалы «Брюзжание».

В группе родителей высокие показатели по шкале «Завуалированная жестокость» (85 % против 55 % соответственно). Мы уже описывали результаты по шкале «Ориентация на власть», по которой были выявлены значимо высокие значения у родителей по сравнению с педагогами. Нам представляется, что между завуалированной жестокостью, открытой жестокостью и ориентацией на власть существует корреляция. Родители значимо чаще проявляют неявный негативизм и недоверие по отношению ко всему, что происходит в детском учреждении, хотя открытый негативизм они проявляют также значимо чаще (20 % против 0 % соответственно).

По шкале «Обоснованный негативизм» в суждениях о людях показатели достоверно выше у родителей (55 % против 35 % соответственно). По-видимому, если люди, способные выражать негативизм вообще, будут проявлять его и явно, и завуалировано, и обоснованно.

Высокие показатели в группе родителей по шкале «Негативный личный опыт общения с окружающими» (60 % против 25 % соответственно) могут быть связаны с высокими значениями по всем шкалам коммуникативной установки родителей. Именно негативный личный опыт может быть объяснением таких результатов.

Результаты диагностики направленности личности Б. Басса представлены в таблице 3.

Результаты, полученные по данной методике, соотносятся с результатами по методике «Диагностика социально-психологи-

ческой установки личности в мотивацион-но-потребностной сфере» О. Ф. Потемкиной. Направленность на себя родителей соотносится с их эгоизмом. А установка педагогов на труд и альтруизм соотносится с направленностью на дело и общение. Мы полагаем, что коммуникативные способности педагогов определяют суть педагогической деятельности и способствуют налаживанию контактов с любыми субъектами образовательного процесса. Этим можно объяснить высокие показатели педагогов по этим шкалам.

Результаты по методике «Направленность личности в общении» С. Л. Братченко представлены в таблице 4 [1].

По шкале «Диалогическая направленность» высокие показатели в группе педагогов (50 % против 30 % соответственно) ожидаемы. Они иллюстрируют профессиональную необходимость к межличностному взаимодействию. Профессия педагога обязывает соблюдать деонтологиче-скую этику, уважать и принимать людей. По всей видимости, этим можно объяснить низкие показатели у педагогов по шкале «Манипулятивная направленность». Высокие значения по этой шкале у родителей соотносятся со шкалами «Направленность на себя», «Эгоизм», «Власть», «Деньги» по выше проанализированным методикам. Человек, способный к манипуляции, как такому социальному воздействию, в основе которого лежит обман, насилие, может проявлять агрессию и жестокость.

Высокие показатели у педагогов по шкале «Альтероцентристская направленность» (15 % против 10 % соответственно) также ожидаемы, поскольку диалогическая направленность предполагает альтруизм и интерес к другому.

Таблица 2

Средние значения по шкалам у педагогов и родителей (по методике «Диагностика коммуникативной установки» В. В. Бойко)

Шкала Средние значения ^критерий Манна - Уитни

Педагоги Родители

Кол-во % Кол-во %

Завуалированная жестокость 22 55 34 85* 10*

Открытая жестокость 0 0 8 20* 12*

Обоснованный негативизм 10 35 22 55* 18*

Брюзжание 24 60 20 50 22*

Негативный личный опыт общения 10 25 24 60* 17*

Примечание: *иКр = 1 при р < 0,01, = 4 при р < 0,05 (ось значимости)

Средние значения направленности личности педагогов и родителей (по методике диагностики направленности личности Б. Басса)

Таблица 3

Средние значения

Шкала Педагоги Родители ^критерий Манна - Уитни

Кол-во % Кол-во %

Направленность на себя 4 10* 16 40 4*

Направленность на общение 20 50* 10 25 18*

Направленность на дело 16 40 14 35 14

Примечание: *иКр = 0 при р < 0,01, = 1 при р < 0,05 (ось значимости)

Таблица 4

Показатели направленности личности в общении педагогов и родителей (по методике «Направленность личности в общении» С. Л. Братченко)

Средние значения ^критерий Манна - Уитни

Шкала Педагоги Родители

Кол-во % Кол-во %

Диалогическая направленность 20 50* 12 30 16,5*

Авторитарная направленность 4 10 6 15 4

Манипулятивная направленность 4 10* 16 40 12*

Конформная направленность 2 5 0 0 2

Альтероцентристская направленность 6 15* 4 10 4*

Индифферентная направленность 4 10 2 5 2

Примечание: *иКр = 3 при р < 0,01, = 7 при р < 0,05 (ось значимости)

Таким образом, в ходе исследования были получены результаты, которые свидетельствуют о серьезных различиях в социально-психологической установке и психологической направленности субъектов дошкольной организации. Оказалось, что педагоги более направлены на сотрудничество с родителями, чем родители - с образовательной организацией. Наше исследование раскрывает серьезную проблему в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

дошкольном образовании. Родители и педагоги, которые должны стать союзниками ради достижения одной цели формирования и развития личности ребенка, по-разному воспринимают этот процесс. На это указывают различия в установках и направленности педагогов и родителей.

В группе родителей выше показатели по шкалам «Завуалированная жестокость», «Открытая жестокость», «Обоснованный

негативизм в суждениях о людях», «Негативный личный опыт общения с окружающими».

Диагностика направленности личности Б. Басса выявила у педагогов высокие значения по шкале «Направленность на общение», в то время как у родителей высокие значения по шкале «Направленность на себя».

По методике С. Л. Братченко у педагогов выше значения диалогической направленности личности, а у родителей выше значения манипулятивной направленности личности в общении.

Анализируя данные результаты, можно сделать следующий вывод:

- социально-психологическая установка педагогов ориентирована на альтруизм,

труд и свободу, направленность личности педагогов - ориентция на общение и диалог;

- социально-психологическая установка родителей ориентирована на процесс, результат, эгоизм, власть, деньги, на завуалированную и открытую жестокость, обоснованный негативизм в суждениях о людях и негативный личный опыт общения с окружающими. Среди родителей преобладает направленность личности на себя и мани-пулятивное общение.

Таким образом, полученные результаты задают ориентиры организации конструктивного взаимодействия всех субъектов дошкольного образования.

Библиографический список

1. Братченко С. Л. Личностный рост и его критерии. Психологические проблемы самореализации личности. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2017. 270 с.

2. Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 2017. 240 с.

3. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 2017. 130 с.

4. Потемкина О. Ф. Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере. М., 2014. 180 с.

5. Узнадзе Д. Н. Психология установки. СПб.: Питер, 2001. 416 с.

6. Шихирев П. Н. Современная социальная психология. М.: Ин-т психологии РАН, 2017. 448 с. © Япарова О. Г., Корецкая К. Ю., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.