Научная статья на тему 'Этнопсихологические особенности ценностных и смысложизненных ориентаций студентов'

Этнопсихологические особенности ценностных и смысложизненных ориентаций студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
306
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / STUDENTS / VALUE ORIENTATIONS / LIFE MEANING ORIENTATIONS / ETHNOPSYCHOLOGICAL FEATURES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Льдокова Галия Михайловна, Дмитриева Ксения Юрьевна

В статье представлены результаты эмпирического исследования ценностных и смысложизненных ориентаций студентов. Выборку составили 30 студентов из Средней Азии (Таджикистана) и 30 российских студентов, обучающихся в Казанском федеральном университете. При исследовании использованы надежные и валидные методики. Результаты исследования могут быть использованы при организации учебно-воспитательного процесса в вузе и индивидуальном психологическом сопровождении студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Льдокова Галия Михайловна, Дмитриева Ксения Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNOPSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF VALUABLE AND MEANING OF LIFE ORIENTATIONS OF STUDENTS

The article presents the results of an empirical study of students' value and life meaning orientations. The sample consisted of 30 students from Central Asia (Tajikistan) and 30 Russian students studying at the Kazan Federal University. The study used reliable and valid techniques. The results of the study can be used in the organization of the educational process in the university and the individual psychological support of students.

Текст научной работы на тему «Этнопсихологические особенности ценностных и смысложизненных ориентаций студентов»

Психология

УДК: 159.9.07

кандидат психологических наук, доцент Льдокова Галия Михайловна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга); студентка факультета психологии и педагогики Дмитриева Ксения Юрьевна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга)

ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ И СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ

ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования ценностных и смысложизненных ориентаций студентов. Выборку составили 30 студентов из Средней Азии (Таджикистана) и 30 российских студентов, обучающихся в Казанском федеральном университете. При исследовании использованы надежные и валидные методики. Результаты исследования могут быть использованы при организации учебно-воспитательного процесса в вузе и индивидуальном психологическом сопровождении студентов.

Ключевые слова: студенты, ценностные ориентации, смысложизненные ориентации, этнопсихологические особенности.

Annotation. The article presents the results of an empirical study of students' value and life meaning orientations. The sample consisted of 30 students from Central Asia (Tajikistan) and 30 Russian students studying at the Kazan Federal University. The study used reliable and valid techniques. The results of the study can be used in the organization of the educational process in the university and the individual psychological support of students.

Keywords: students, value orientations, life meaning orientations, ethno-psychological features.

Введение. В настоящее время исследование ценностных и смысложизненных ориентаций рассматривается как одно из наиболее важных и актуальных направлений. Изучение ценностных и смысложизненных ориентаций современных студентов в России имеет особое значение, поскольку Россия -поликультурная страна и многочисленные этнические группы, проживающие на ее территории, имеют длительный исторический опыт мирного сосуществования. В этом плане можно говорить об их культурной близости, сходстве ценностей и векторах их изменений в последние годы, анализируя которые можно четко увидеть перемены, происходящие в обществе.

Изложение основного материала статьи. Первыми исследователями ценностных ориентаций личности в отечественной науке были А.Г. Здравомыслов, В.Б. Ольшанский, Д.Н. Узнадзе, В.А. Ядов и др. Большой вклад в разработку этой проблематики внесли Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, А.В. Иващенко, B.C. Мерлин, В.Н. Мясищев, Б.Д. Парыгин и др. Проблема принятия личностью ценностей различных социальных групп активно изучалась в работах В.П. Вардомацкого, Д.А. Леонтьева, С.Г. Климовой, Н.И. Лапина, М.С. Яницкого и др. Кросс-культурные различия ценностных ориентаций исследовались B.C. Агеевым, Т.Б. Беляевой, В.М. Бызовой, Г.Г. Дилигенским, Р. Инглхартом, И.С. Коном, Н.М. Лебедевой, Е.В. Павелко и др.

Исследования трансформации ценностных ориентаций в новых исторических условиях тесно связываются с процессом социализации. В процессе социализации происходит усвоение индивидом социального опыта, определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества (Г.М. Андреева, А.Г. Асмолов, С.А. Беличева, А.В. Мудрик, B.C. Мухина и др.). Этнические аспекты социализации изучали Е.П. Белинская, И.С. Кон, Л.Д. Кузьмицкайте, В.П. Левкович, Т.Г. Стефаненко и др.

Цель исследования: изучение смысла жизни и ценностных ориентаций студентов из Средней Азии (Таджикистана) и российских студентов, проживающих в Российской Федерации.

Задачи исследования:

1. Проанализировать научную литературу по проблеме ценностных и смысложизненных ориентаций.

2. Изучить психологическую характеристику традиционных ценностей таджиков.

3. Исследовать ценностные и смысложизненные ориентации студентов из Средней Азии (Таджикистана) и российских студентов.

Объект исследования: русские студенты и студенты, приехавшие из Таджикистана, обучающиеся в Елабужском институте ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет».

Предмет исследования: ценностные и смысложизненные ориентации студентов из Средней Азии (Таджикистана) и российских студентов.

Гипотеза исследования: Существуют различия между ценностными и смысложизненными ориентациями (цель, процесс, результат, альтруизм, эгоизм, локус -контроля Я, локус -контроля - жизнь, осмысленность жизни) у студентов из Средней Азии и русских студентов.

В исследовании приняли участие студенты очной формы обучения Елабужского института ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» в возрасте 18-22 лет, в количестве 60 человек, из которых 30 человек - представители русской культуры - составили первую группу; 30 человек -представители таджикской культуры - вторую.

Практическая значимость исследования. Исследование этнопсихологических особенностей ценностных ориентаций личности может быть учтено при просветительской работе с представителями различных этнических групп, при проведении психологического консультирования. Материалы исследования представляют интерес для психологов, педагогов вузов и школ. Полученные данные могут быть использованы для профессиональной подготовки психологов и педагогов.

В исследовании нами были использованы методики: Тест жизненных ориентиров (Д.А. Леонтьев), Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере (Потемкина О.Ф.).

Рассмотрим результаты диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере. В исследовании мы использовали ту часть методики О.Ф. Потемкиной, которая

направлена на выявление степени выраженности таких социально-психологических установок, как направленность на «альтруизм - эгоизм» и «процесс - результат».

По результатам диагностики у студентов-таджиков по сравнению с русскими студентами выше показатели таких социально-психологических установок, как ориентация на «процесс» (средний показатель 6,7) и «альтруизм» (среднее значение 6,1). Высокие показатели установки на процесс у студентов-таджиков отражают их интерес к делу, к содержанию деятельности. Таким учащимся важен сам факт обучения, несмотря на то, что многое им дается нелегко. Приезжие студенты больше проявляют интереса к ряду дисциплин, чем русские студенты. Они более ориентированы на процесс, менее задумываются над достижением результата, часто опаздывают со сдачей работы, их процессуальная направленность препятствует их результативности; ими больше движет интерес к делу. Студентам из России, напротив, свойственно стремление к результату деятельности (средний показатель 5,1), даже если сам процесс их не увлекает. В их понимании, они должны быть первыми во всем. Они в большей степени готовы к преодолению такого препятствия, как неинтересная, рутинная работа. Этих студентов можно охарактеризовать как тех, кто способен достигать результата в своей деятельности вопреки суете, помехам, неудачам.

Возрастание альтруистических установок мы склонны связывать с расширением социального опыта, осознанием своей ответственности не только за себя, но и других людей, более зрелым характером отношений с окружающими. Приезд в другую страну предполагает изменение ранее полученных установок. Студенты стараются проявлять больше заботы, бескорыстно действовать по отношению к другим людям, тем самым демонстрируя свою альтруистичность.

Альтруистическая установка (средний показатель 6,1) предполагает меру социальной ответственности (помощь тем, кто в ней нуждается), а под альтруистическим поведением понимается такое поведение, при котором человек действует, предполагая, что благодаря его действиям у другого человека будет устранено нежелательное состояние.

Установка «эгоизм» характерна небольшому количеству студентов в то и другой группы - средние показатели у студентов из средней Азии (5,2) и показатели у российских студентов (5,3). Можно предположить, что эти люди склонны возвышать свои интересы превыше других. Все, что делается на благо других с их стороны, как правило, только в замен на что-то. В основе любой деятельности лежат корыстные мотивы. Такие показатели могут быть обусловлены тем, что практически каждому человеку в большей или меньшей степени присущ эгоизм, как способ выживания и защиты от внешних факторов воздействий.

Отметим, однако, что в индивидуальных данных испытуемых наблюдается большой разброс. Это указывает на разную динамику становления личностной и социальной зрелости, что отражается в социально-психологических установках испытуемых двух групп.

Так как в исследовании принимали участие студенты разных курсов, то возможно, это тоже наложило свой отпечаток на показатели. Проживая не первый год на территории другой страны, некоторые социальные установки принимают новое обличие, тем самым меняется и внутренний мир человека в целом. Обучаясь совместно, студенты перенимают опыт друг друга, учат и дают самим себе новые пути развития.

Далее рассмотрим результаты, полученные в ходе проведения методики СЖО Д.А. Леонтьева.

По шкалам «Процесс», «Результат» показатели у студентов примерно одинаковые. Два данных значения имеют ценность у обеих групп. Испытуемые сам процесс своей жизни считают, как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Это можно связать с тем, что они находятся в таком возрастном периоде, когда есть и силы, и желание для жизни, развития внутри нее. Процесс несет в себе проживание, узнавание, обучение. А результат - как конечная желаемая точка, которую хотелось достичь.

Что касается показателя «Цели», то среднее значение у студентов из Средней Азии выше (34,74), чем у российских студентов (32,17). Возможно, это обусловлено тем, что приезжие студенты более замотивированы в процессе жизнедеятельности (у них более конкретные цели и есть некие инструменты для их достижения). Показатели обеих групп не завышены. Это говорит о том, что испытуемые склонны к целеустремленности, и, вследствие реализации своей деятельности, могут в полной мере работать с этим показателем, реализовывать его, ставить себе цели и добиваться их.

Показатели «Локус - контроля Я» и «Локус -контроля жизни» групп также имеют небольшие отличия, но не отклоняются от среднестатистических значений. Но все же студенты из Таджикистана обладают более сформированными понятиями о своей личности. Они способны устроить свою жизнь в соответствии с целями быстрее и качественнее. Скорее всего, это связано с тем, что у них есть своеобразный план, назовем его «пятилетка», благодаря которому они имеют точные границы проживания жизни.

Осмысленность жизни присуща всем и каждому. Благодаря осмысленности и проживается жизнь. Естественно, каждый наполняет жизнь смыслом самостоятельно. Показатели по данной шкале говорят о том, что в целом жизнь российских и зарубежных студентов наполнена целями, планами и возможностями. Результаты показали, что в целом, студенты удовлетворены прожитой жизнью. Настоящую жизнь воспринимают интересной и эмоционально насыщенной. Студенты имеют определенные цели на будущую жизнь. Однако они не совсем уверены, что способны контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь.

Так как изначально гипотеза нашего исследования звучала: существуют различия между ценностными и смысложизненными ориентациями (цель, процесс, результат, альтруизм, эгоизм, локус -контроля Я, локус -контроля - жизнь, осмысленность жизни) у студентов из Средней Азии и русских студентов.

То приведем показатели обеих методик в табличный вид. Чтобы понять, насколько существенны различия между двумя группами студентов по первой методике, мы использовали математический критерий -Т- критерий Стьюдента. Гипотезы исследования звучали следующим образом:

НО -эмпирическое значение 1 группы (русские студенты) не отличается от эмпирического значения 2 группы (зарубежные студенты).

Н1 - эмпирическое значение 1 группы отличается от эмпирического значения второй группы.

В таблице 1 указаны средние значения, а также значения, получившиеся в ходе применения математической статистики.

Таблица 1

Средние значение и значения по Т-критерию Стьюдента

Ориентация на Русские студенты Студенты -таджики Значения Т-Стьюдента

Средние значения по группе Средние значения по группе

Альтруизм 4,25 6,1 3,736

Эгоизм 5,3 5,2 0,194

Процесс 4,6 6,7 4,585

Результат 5,1 3,1 4,351

Произведя все расчеты, нами были получены следующие результаты. Опираясь на таблицу критических значений, мы выявили, что три значения их четырех в результате расчетов попали в зону значимости, а значит гипотеза, выдвинутая в рамках данного исследования, частично подтвердилась. Значимые различия наблюдаются по трем критериям (альтруизм, процесс и результат).

Проявление большего альтруизма у студентов из Таджикистана говорит нам о том, что они более активно себя проявляют, бескорыстно стараются помогать другим. Общепринятые нормы морали и устои поведения побуждают приезжих студентов чаще совершать хорошие поступки. Когда такому человеку удается помочь кому-то или сделать что-то полезное, он чувствует прилив сил и готовность и дальше идти по этому пути помощи и поддержки. Альтруизм закладывается в них с самого детства.

Различие в нацеленности на процесс, безусловно, говорит о том, что для русских студентов процесс привычен (нет ничего нового, все те же условия, все тот же менталитет). Для приезжих же студентов из другой страны все новое и неизвестное. Для них процесс интереснее, чем результат. Им важно постигать азы новой культуры, иной страны, в которой они проходят обучение. Студенты их Средней Азии берутся за все и сразу. Ведь главная цель - поучаствовать в процессах, а процесс для таких студентов является движущей силой, без которой жизнь не имеет смысл.

Что касается результата, как приоритета у русских студентов. Тот тут все очевидно. Они изначально уже ставят себе цели и идут к ним, не обращая внимания порой на процесс, на внешние обстоятельства. Для них главное - достичь результата, и они выполняют задачи любой ценой. Русские студенты четко ставят себе цель, при этом она конкретная и измеримая. Они не мечутся от одного дела к другому. Четко идут по выстроенной задумке.

Чтобы понять насколько существенны различия между двумя группами студентов по второй методике, мы использовали математический критерий и Манна - Уитни. Получившиеся данные представлены в таблице 2. Гипотезы исследования звучали следующим образом:

НО -эмпирическое значение 1 группы (русские студенты) не отличается от эмпирического значения 2 группы (зарубежные студенты).

Н1 - эмпирическое значение 1 группы отличается от эмпирического значения второй группы.

Таблица 2

Показатели Студенты Среднее значение Средний ранг и Манна-Уитни Р

Цели русские 30,09 22,07 297,5 0,467

таджики 30,83 24,93

Процесс русские 32,17 19,33 360,5 0,034

таджики 34,74 27,67

Результат русские 23,65 25,15 302,5 0,400

таджики 22,83 21,85

Локус контроля -жизнь русские 20,70 18,59 377,5 0,012

таджики 22,35 28,41

Локус контроля-Я русские 30,74 19,37 359,5 0,037

таджики 33,57 27,63

Осмысленность жизни русские 102,04 20,11 342,5 0,086

таджики 107,91 26,89

Из таблицы 2 можно сделать следующие выводы. Были обнаружены следующие статистически значимые различия между русскими студентами и студентами - таджиками.

Студенты - таджики демонстрируют более высокие показатели по шкалам смысложизненных ориентаций: Процесс, Локус контроля-Я и Локус контроля-жизнь, что может свидетельствовать о более высоком уровне сформированности действий (а значит самого процесса) в жизни, а также представлений о способности выстроить свою жизнь в соответствии с собственными целями. Возможно, это связано с тем, что приехав из другой страны, студент заранее построил план действия, чтобы ему комфортнее жилось на, так скажем, чужой территории. Они больше полагаются на процесс, так как они любят проявлять спонтанные действия, благодаря которым могут проявлять себя и завоевывать признание со стороны общества. Чем чаще они включаются в процесс, тем им комфортнее, тем они лучше вникают в жизнь, происходящую вокруг них. Но при всем этом они легко загораются и так же быстро остывают.

У студентов-таджиков более выражено ощущение контроля над жизнью. Ведь сам приезд в другую страну говорит о поступке, крайне связанном с жизнью и ее контролем. Их воспитание накладывает свой отпечаток на данную ориентацию. Локус контроля - Я как доминант у приезжих студентов означает тот факт, что они должны контролировать свои мысли и поступки, находясь в чужом для себя обществе (со своими устоями и моралями). Эти критерии можно отразить одной хорошей поговоркой - «Береги честь смолоду». Для таджикской национальности в приоритете - «работать на свое имя», быть честными и правильными не только по отношению к себе, но и к другим людям.

Общий же показатель осмысленности жизни не различается между группами и находится на среднем уровне. Средний уровень говорит о том, что была взята категория студентов одного возраста, разбросы в показателях есть, но не настолько значительные. Общая картинка говорит нам о схожести взглядов на жизнь, на ее проживание и действия в ней.

Выводы. На основании анализа результатов нашего исследования мы сформулировали следующие выводы. Содержание этнокультурной идентичности - это процесс интеграции и идентификации основ распространения; такой процесс вызван подсознательным стремлением к единству с окружающей средой через интеграцию в культурно-символическую сферу. Этнопсихологические и нормативно-оценочные стандарты конкретной этнической группы наглядно и четко проявляются именно в ее юности и в период раннего взросления (который выпадает на студенческие годы), и, что особенно важно для наших целей, этническое мировоззрение и самосознание молодежи содержат наибольший потенциал для дальнейшего развития этнопсихологической компетентности через набор грамотных и профессионально построенных учебных программ этнопсихологической компетентности в рамках обучения в ВУЗах нашей страны.

Позитивная этническая идентичность с высокими ценностными показателями особенно важна для создания позитивного имиджа; это предполагает позитивное отношение к другим этническим группам. Большинство респондентов при проведении исследования отметили положительные эмоции в связи с тем, что они таджики или русские. Однако и те, и другие указывают на легкость взаимодействия с между собой, независимо от этнической принадлежности, но отметили сложность социального взаимодействия, вызванную их недостаточным знанием языков.

Поскольку этнические группы (русские и таджики) постоянно взаимодействуют, в обеих группах существуют положительные этнические отношения: терпимость к другим этническим группам, солидарность. Это взаимодействие обогащает представителей обеих этнических групп на уровне нормативного значения, делая их носителями обеих культур. Этнические группы имеют схожие черты в смысложизненных и ценностных ориентациях, а это плюс при взаимном общении, при построении общей деятельности.

Литература:

1. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Под ред. А.А. Бодалева. - М., 2001. - 272 с.

2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М., 2001. - 345 с.

3. Бубнова С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2001.

4. Жукова И.Г. Психологические проблемы смысла жизни и акме. Материалы XI симпозиума / под ред. Г.А. Вайзер, Е.Е. Вахромова. - М.: МГУ, 2008. - 24 с.

5. Кобылкин Р.А. Ценностные ориентации человека в современной России // Человек в современных философских концепциях: Материалы Международной конференции. - Волгоград, 2000. - С. 145-147.

6. Леонтьев Д.А. Психология смысла. - М.: Смысл, 2009. - 280 с.

7. Мудрик А.В. Социализация человека. - М.: Академия, 2004. - 304 с.

8. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - М.: Академия, 2005. - 456 с.

9. Полещук Ю.А. Направленность личности студентов. // Психология. - 2000. - № 3. - С. 16-25.

10. Шамолов А.А. Социокультурная традиция и модернизация таджикского общества: Материалы научного семинара. - Душанбе, 2010. - С. 14-21.

11. Шпунтова В.В. К проблеме ценностей: местоположение смысловых универсалий в структуре личности // Психологические исследования: сб. науч. тр. Выпуск 3. - Самара: «Универс-Групп», 2006. -С. 207-223.

12. Эльконин Б.Д. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 144 с.

13. Яницкий М.С. Ценностные ориентиры личности как динамическая система - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. - 189 с.

14. Жуланова И.В., Медведев А.М. Возрастно-психологические особенности современного студенчества. [Электронный ресурс]. URL: http://www.pssw.vspu.ru/other/science/publications/med_jul_105.htm (дата обращения 22.04.2019)

15. Крысько В. Этническая психология. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/krusko/03.php (дата обращения 28.04.2019)

16. Леонтьев А.Н. Мотивы. [Электронный ресурс]. URL: http://www.psychologyonHne.net/articles/doc-307.html (дата обращения 27.04.2019)

Психология

УДК:316.6

кандидат педагогических наук, доцент Манакова Марина Вячеславовна

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Российского государственного профессионально-педагогического университета (г. Нижний Тагил)

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ПРОТЕКАНИЯ СТРЕССА У УЧИТЕЛЕЙ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В статье представлены результаты проведения исследования на выявление причин возникновения и особенностей протекания стресса у учителей образовательной организации. В результате проведенной диагностики были выявлены следующие результаты:

1) Эмоциональное выгорание учителей на текущий период находится на стадии напряжения и резистенции.

2) Немного учителей с эффектом истощения.

3) Профессиональные качества учителя и уровень эмоционального. выгорания тесно связаны между собой.

Ключевые слова: стресс, эмоциональное выгорание, учитель, стадии напряженности и резистенции, тревожность, диагностика, педагогическая деятельность.

Annotation. The article presents the results of a study to identify the causes and characteristics of stress in teachers of educational organizations. As a result of the diagnosis, the following results were revealed:

1) Professional burnout of teachers while being at the stage of tension and resistance.

2) Very few teachers with the effect of exhaustion.

3) the Professional qualities of the teacher and the level of emotional burnout are very closely related.

Keywords: stress, emotional burnout, teacher, stages of tension and resistance, anxiety, diagnosis, pedagogical

activity.

Введение. Одной из самых актуальных проблем современного человека, является проблема эмоционального выгорания и стресса. Профессия педагога является напряженным видом социальной активности и включает в себя большое количество стресс - факторов. Самым важным фактором в профессиональной деятельности педагога, является эмоциональный фон и эмоциональное состояние учителя.

Если рассматривать напряженную деятельность педагога с точки зрения, таких исследователей как, А.К. Маркова, Л.М. Митина, М.Н. Рыбакова, можно разбить ситуации на группы:

• Взаимодействие учитель - ученик на уроке. В данной ситуации возможно нарушение дисциплины, игнорирование вопросов и требованбий усителя, конфликты и др.;

• Взаимодействие учитель - учитель. В данной ситуации возможен жесткий контроль со стороны администрации, расхождение во мнениях, большая нагрузка в виде различных поручений, помимо основной деятельности;

• Взаимодействие учитель - родители. Чаще всего в этой ситуации возникают недопонимания по поводу выставления оценок, невнимания со стороны учителя к ребенку или же к родителям.

Данные ситуации вызывают у педагога двойной стресс: эмоциональный и информационный. В таких ситуациях возможны крики, несдержанность, ругань учеников со стороны педагога. Очень частот агрессия учителя на ученика связанна с нервозностью и отклоняющим поведением самих учеников. Такие срывы оставляют неблагоприятное воздействие на здоровье учителя. Долг любого учителя принимать взвешенные решения, адекватно реагировать на ситуации, не давать волю чувствам и эмоциям. С другой стороны внешнее спокойствие педагога может скрывать большие отрицательные эмоции, которые не ведут педагога к спокойствию, а наоборот накапливаются и сказываются негативно на здоровье.

Часто причинами конфликтов являются непонимание и неуважение учителем учеников, не желание увидеть в ребенке личность со своей точкой зрения. Учитель не готов видеть в ребенке союзника, напарника, чаще подчиняющегося. Если у учителя преобладают техники, с помощью которых он сможет решать сложные ситуации, то будет снижен эмоциональный отрицательный фон.

Изложение основного материала статьи. Для проведения исследования мы использовали следующие методики:

S Тест «Шкала психологического стресса RSM-25 Лемура-Тесье-Филлиона».

S Тест «Степень напряженности» Литвинцева И.А.

S Эксперимент «Субъективная минута. Уровень тревожности».

S Опросник Овчаровой Р.В. «Самооценка профессиональных качеств педагога».

S Тест Бойко В.В. «Диагностика уровня эмоционального выгорания учителей».

Исследование проводилось с учителями школы МБОУ СОШ № 1 г. Красноуральска. В данной школе работают учителя от 25 до 65 лет, все женского пола , стаж работы от 2 до 40 лет. Все учителя, работающие в данной школе отличаются высоким уровнем ответственности, организованности, проявляют творческий и индивидуальный подход в обучении.

Исследование началось с проведения теста «Шкала психологического стресса RSM-25 Лемура-Тесье-Филлиона» (Таблица № 1), Цель данного теста направлена на измерение стресса, который проявляется в поведенческих, соматических и эмоциональных показателях.

После того как мы определили уровень стресса каждого учителя, мы провели тест «Степень напряженности» Литвинцева И.А. (Таблица № 2). Данный тест направлен на выявление уровня психоэмоционального напряжения.

Следующий этап был очным для учителей. Он назывался «Субъективная минута или уровень тревожности» (Таблица № 3). Суть заключалась в том, что засекается одна минута и испытуемый считает секунды про себя. Чем быстрее вы закончите, а минута еще не пройдёт, тем ярче выражена ваша тревожность. Это был один из самых эмоциональных этапов.

Данный этап оказался наиболее трудным, потому что оценивать себя со стороны, и провести правдивый и адекватный анализ своих профессиональных качеств, достаточно трудная работа. Учителям мы предложили пройти опросник Овчаровой Р.В. «Самооценка профессиональных качеств педагога» (Таблица

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.