Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ МНОГОУРОВНЕВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ МНОГОУРОВНЕВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ВКЛАД НАУКИ / УЧЕНИЕ / НАУКА / СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Даминова Б.Э.

В статье рассмотрен сравнительный анализ состояния организации многоуровневых образовательных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE STATE OF THE ORGANIZATION OF MULTILEVEL EDUCATIONAL PROCESSES

The article considers a comparative analysis of the state of the organization of multilevel educational processes.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ МНОГОУРОВНЕВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ»

Даминова Б.Э. исполняющий обязанности доцента кафедра «Алгоритмы и технологии программирования» Каршинский государственный университет

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ МНОГОУРОВНЕВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

Аннотация: в статье рассмотрен сравнительный анализ состояния организации многоуровневых образовательных процессов.

Ключевые слова: система образования, вклад науки, учение, наука, система высшего образования.

Daminova B.E. acting associate professor Department "Algorithms and Programming Technologies"

Karshi State University

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE STATE OF THE ORGANIZATION OF MULTILEVEL EDUCATIONAL PROCESSES

Annotation: the article considers a comparative analysis of the state of the organization of multilevel educational processes.

Key words: education system, contribution of science, teaching, science, higher education system.

Система высшего образования в разных странах базируется на одно-, двух, трёх и четырёхуровневой структуре. При четырёх уровнях выпускники делятся на младших специалистов или специалистов (неполное высшее образование), бакалавров (базовое высшее образование), магистров или специалистов (полное высшее образование), докторов наук. При трёхуровневой системе образования, принятой в частности в Узбекистане, деление происходит бакалавров и магистров, и лиц с учёной степенью.

Цели многоуровневой системы высшего образования:

S расширение возможностей высшей школы в обеспечении культурно-образовательных запросов личности и общества;

S повышение гибкости общеобразовательной, научной и профессиональной подготовки специалистов с учетом требований экономики и рынка труда;

S создание условий для более полного обеспечения подготовки учащейся молодежи по направлениям, которые соответствуют ее способностям и интересам.

Многоуровневая система высшего образования позволяет: ^ обеспечить вариативность обучения и непрерывность образования;

^ осуществить гуманитаризацию обучения; ^ повысить качество подготовки специалистов;

^ нарастить интеллектуальный потенциал республики и поддерживать его на необходимом уровне;

^ обеспечить условия для интегрирования образовательной системы Республики Узбекистан в международную образовательную общность.

Многоуровневость системы непрерывного образования предполагает наличие многих ступеней базового и профессионального образования: чем больше в системе завершенных подкрепленных соответствующими государственными документами уровней, тем больше возможностей предоставляется человеку для выбора посильного для него пути познания, изменения при необходимости избранной образовательной траектории при сравнительно малых потерях. Многоуровневая система подготовки способна оптимальным образом удовлетворять потребности личности в образовании, готовить специалистов разного уровня для производственной, коммерческой, научно-исследовательской и других сфер деятельности.

Высшее образование производит и закрепляет в перспективном будущем социально-экономические отношения, роль, положение различных групп и личности. Выпуская специалистов определенного качества и количества, формируя их из различных социальных слоев, оно обеспечивает устойчивость и динамичность социальной структуры. Вырабатывая стандарты, нормы, правила отношений между членами общества, высшее образование закрепляет, сохраняет и воспроизводит определенный тип социально-экономических отношений, ролевых и статусных позиций различных групп людей и отдельных личностей, тем самым, обеспечивая устойчивость и динамичность развития социальной структуры

Многоуровневость есть атрибут современного этапа реформирования образования. Следует подчеркнуть, что многоуровневость как характеристика наличия общего среднего, среднего специального, высшего и послевузовского образования и т.п. тождественна понятию непрерывность образования. Среди понятий и терминов, используемых для характеристики многоуровневости

(многоступенчатости) системы образования наиболее часто употребимыми являются бакалавриат, магистратура и специалитет. В ряду терминов, используемых для характеристики многоуровневости

(многоступенчатости) системы подготовки кадров наиболее распространенными являются: непрерывное образование взрослых, послевузовское образование, дополнительное образование. Изучая

сущность многоуровневого образования как условия вхождения отечественной образовательной системы в мировое образовательное пространство, следует заметить, что многоуровневая система образования является структурной основ мировых образовательных систем, характеристикой имеющихся образовательных традиций. Что же касается современного Узбекистана, то по мнению ряда обществоведов, многоступенчатость интеграционных процессов является естественным и закономерным общественно-социально-экономическим явлением, поскольку определяется многонациональным и много конфессиональным составом Узбекистана, сложностью исторического развития, различиями в социально-экономическом уровне, в психологической и политической позициях элиты и различных групп населения, многоукладностью экономики. Исходные цели зарождающейся традиции многоуровневого образования в отечественном образовании взаимосвязаны, но не тождественны. Получение фундаментальных знаний как основы будущей профессии в системе многоуровневой подготовки определяются прежде всего подготовкой в области фундаментальных наук и лишь затем -комплексом профессиональных знаний, умений и навыков. Формирование профессионального мышления, его будущие масштабы и гибкость также имеет определенную последовательность.

Реализация интеграционных направлений в многоуровневом образовании связана с креативным использованием и развитием положительного о опыта повышения качества подготовки специалистов, существенным расширением образовательной мобильности студентов и научно-педагогических работников, вхождением в международный рынок образовательных услуг и систему международного информационного и коммуникационного пространства, развитием международной кооперации в области фундаментальных и прикладных исследований. Многоуровневость системы непрерывного образования предполагает наличие многих ступеней базового и профессионального образования: чем больше в системе завершенных подкрепленных соответствующими государственными документами уровней, тем больше возможностей предоставляется человеку для выбора посильного для него пути познания, изменения при необходимости избранной образовательной траектории при сравнительно малых потерях. Многоуровневая система подготовки способна оптимальным образом удовлетворять потребности личности в образовании, готовить специалистов разного уровня для различных сфер профессиональной деятельности. В условиях реформирования отечественной высшей школы современная стратегия в формировании и рациональном использовании профессионального потенциала выпускников основана на реализации многоуровневой системой подготовки специалистов. Сущность трансформации концепции многоуровневого профессионального образования состоит из трех

компетенций субъекта профессиональной деятельности: специальной, социальной и индивидуальной. То есть современная профессиональная подготовка должна быть осуществлена на специальном, социально-профессиональном и индивидуально-профессиональном уровне. Первый формирует систему профессиональных знаний, умений и навыков, позволяющих решать типовые профессиональные задачи. Второй интегрирует социальную и специальную компетентность, позволяющую студенту решать проблемы профессиональной реализации. Третий уровень основан на акмеологической парадигме образования. Задача этого уровня состоит в самореализации личности.

Использованные источники:

1. Bozorova I. J. METHODS OF PROCESSING AND ANALYSIS OF BIO SIGNALS IN ELECTROCARDIOGRAPHY //ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ И ПОИСК ИННОВАЦИОННЫХ РЕШЕНИЙ. - 2020. - С. 97-99.

2. Bozorova I. J. et al. COMPUTER VISION AND PATTERN RECOGNITION //СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ. - 2020. - С. 23.

3. Jumanazarovna B. I., O'G'Li К. F. E. Principle of electrocardiographic work and its role in modern medicine //Вопросы науки и образования. - 2020. - №. 15 (99). - С. 31-36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.