Сташевская Ирина Анатольевна,
кандидат экономических наук,
г. Краснодар, декан специального факультета
Краснодарской академии МВД России
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
П ПОНЯТИЕ «непрерывное образование» впервые прозвучало в 1972 году. Развитие рыночной экономики в силу чрезвычайной подвижности своей конъюнктуры, вынуждает людей постоянно учиться и переучиваться. Это происходит в результате перемены работы или профессии, либо когда человек остается на своем рабочем месте длительное время - к этому его вынуждает постоянные поиски возможностей производства новых товаров или услуг, повышения их качества, улучшения технологий производства в условиях острейшей конкуренции.
Сегодня десятки стран мира выискивают и реализуют свои модели непрерывного образования, резко выросла сеть учебных заведений всех типов, а число взрослых, обучающихся в различных формах образования, превысило число школьников и студентов. Также актуальна проблема непрерывного образования и в России.
В законе Российской Федерации «Об образовании», система образования трактуется как «...совокупность взаимодействующих, преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, сети реализующих и образовательных учреждений и органов управления образованием». Тем самым подчеркивается не организацио-но-структурная основа, в жестко централизованной системе образования, а, прежде всего, ее содержательная основа. Это направление определяет це-
лесообразность содержательно-структурного подхода к построению системы непрерывного образования, приоритетность построения содержания непрерывного образования перед его организационными формами.
Возможны два направления анализа построения системы непрерывного образования.
Первое - анализ существующих структур народного образования и определение возможностей их реорганизации и создания новых структур.
Второе - рассмотрение непрерывного образования как системы образовательных процессов (образовательных программ), направленных на обеспечение становления и дальнейшего развития личности человека в соответствии с ее потребностями и социально-экономическими требованиями.
В связи с этим возможны следующие принципы построения системы непрерывного образования.
Принцип базового образования
Для того, чтобы продолжить образование, свободно двигаться в дальнейшем образовательном процессе, подросток должен получить определенную стартовую образовательную основу (базу). В чем должна заключатся эта основа?
Базовая общеобразовательная подготовка- это: Во-первых, достаточно высокий уровень социализации личности, ее жизненное и профессиональное самоопределение, достаточно осознанный план дальнейшей карьеры.
Во-вторых, это достаточно высокий уровень
21
познавательных умений и сформировавшаяся устойчивая привычка учится.
В-третьих, это так называемая «языковая подготовка», понимаемая в самом широком смысле. Действительно, чтобы в дальнейшем осваивать любую науку, любую деятельность, а общее образование является, в частности, общим в смысле всеобщим, общее базовое образование должно дать ему знание языков:
- родного языка, русского языка и иностранных языков, как средство для получения любой информации и средство общения;
- язык математики, как универсального языка построения формальных моделей окружающей действительности, который может быть использован при изучении любой отрасли научного знания или при овладении любой профессиональной деятельностью;
- язык информатики, который сегодня необходим любому человеку в любой сфере человеческой деятельности.
Принцип многоуровневости образовательных программ
Этот принцип образовательных программ предполагает наличие многих уровней и ступеней образования.
Единообразная подготовка специалистов, осуществлявшаяся до последнего времени по жестким «стандартам»: если ПТУ - то обязательное обучение три года; если техникум - 4-5 лет и так далее. В условиях рыночной экономики и демократических отношений в обществе такая система образования уже не годится. Чем больше в системе образования будет завершенных, подкрепленных соответствующими государственными документами уровней и ступеней, тем шире возможности человека в выборе посильного для него образования, изменения при необходимости избранной образовательной траектории при сравнительно малых потерях, а поставленные на каждой ступени конкретные и сопряженные цели психологически облегчают процесс обучения.
Многоуровневая и многоступенчатая система профессионального образования позволит выпускать специалистов разных уровней квалификации (с соответствующим расходованием средств на их обучение) и, значит, будут обеспечивать более рациональное заполнение профессиональных ниш на рынке труда.
В структурах начального, среднего и высшего профессионального образования, начиная с конца 80-х годов, произошли изменения за счет введения новых ступеней, предусматривающих различные по объему и направленности профессиональные образовательные программы.
При такой структуре, важна система много-уровнего, многоступенчатого профессионального образования, а также должна развиваться и альтернативная система образования.
Многоступенчатость в приобретении образования уже выстраивается.
К сегодняшнему дню мы имеем:
- основную (9 классов) и полную среднюю школу (11 классов);
- начальную профессиональную подготовку, осуществляемую в среднем звене общеобразовательных школ, либо в учебно-курсовых комбинатах, в технических школах;
- минимум три ступени на уровне начального профессионального образования: подготовка на ступени начальных первого и второго рабочего разряда квалификации для тех, кто не смог по тем или иным причинам освоить полную программу начального профессионального образования; ступень начального профессионального образования (в традиционном понимании - ПТУ) -3 - 4 квалификационные рабочие разряды; так называемая «повышенная ступень начального профессионального образования» - 4 - 5 рабочие разряды;
- две ступени на уровне среднего профессионального образования: традиционное «среднее специальное» образование и повышенное - например, в техникумах и колледжах технического профиля это «техник» и «младший инженер»;
- на уровне высшего профессионального образования действовавшая ранее система высшего образования со сроком обучения, как правило, 5 лет и единой квалификацией, дополнена ступенями 4 - летней подготовки бакалавров и 6 - летней -магистров. Эти программы реализуются как по узким специализациям (более 400 специалистов), так и по широким направлениям подготовки (менее 100), все эти действия способствуют увеличению разнообразия программ высшего образования разных ступеней (до 5).
Принцип дополнительного базового и последипломного образования
Этот принцип относится к «вектору движения вперед» человека в образовательном пространстве.
И раньше, и до сих пор, образование в России строится по типу пирамиды. Внизу, у основания, самая массовая по выпуску, образовательная школа, затем - начальное и среднее профессиональное образование, посередине пирамиды - высшее образование, численное по охвату молодежи и выпуску специалистов, далее - послевузовское, и на вершине для единиц - аспирантура и докторантура.
В условиях непрерывного образования каждый человек должен всю жизнь продолжать свое образование, даже если он не пойдет учится дальше в техникум, ВУЗ, аспирантуру, он должен постоянно заниматься самообразованием.
Основные направления последипломного образования
Во-первых, в связи с перспективами развития профессиональных образовательных программ, направленных на подготовку специалистов высокого профиля, в результате произошедшей потери производственной практики студентов (кроме медицин-
22
ских, педагогических, юридических и других профессиональных учебных заведений, ориентированных на подготовку специалистов для бюджетной сферы), в России создаются специальные институты и школы, занимающиеся повышением квалификации по разным направлениям деятельности. Предназначенные для того, чтобы выпускники ПТУ, техникума, лицея, колледжа, института, академии или университета могли на каком-либо конкретном рабочем месте выполнять определенный круг должностных обязанностей, необходимых в трудовой практике.
Если рассматривать опыт зарубежных стран в последипломном образовании, обучение происходит в курсовой модульной форме, либо в том же стационарном учебном заведении - ПТУ, ССУЗе, вузе, в институтах повышения квалификации, учебно-курсовых комбинатах. Переподготовка работника должна осуществляться и при редкой смене работы. Таким образом, последипломное образование в этом аспекте как бы дополняет базовое профессиональное образование. Содержание базового профессионального образования и профессиональной подготовки, переподготовки должны быть согласованны между собой.
Во-вторых, учреждения профессионального образования, как бы хорошо они не учили студентов, выпускают не специалистов в полном смысле этого слова, а только потенциальных специалистов. Настоящими специалистами они становятся только спустя несколько лет (и то не все), когда они, «набьют себе шишки», осмыслят свои ошибки и осознают себя профессионалами. Для формирования у специалистов профессионального самосознания им нужна определенная образовательная помощь - в виде специально организованных образовательных программ.
В-третьих, к последипломному образованию относится и повышение квалификации в традиционном понимании этого термина. В силу постоянного развития культуры общеэкономических и правовых преобразований в стране, развитие техники и появление юных технологий, изменение запросов личности работников, именно последипломное образование в основных образовательных программах повышения квалификации призвано решать эти проблемы и, следовательно, должно быть наиболее гибким, мобильным звеном в системе непрерывного образования. Система повышения квалификации обладает рядом преимуществ по сравнению с базовым профессиональным образованием:
- она менее инерционна и способна реагировать на быстро меняющиеся социально-экономические и технико-технологические условия;
- имеет непосредственную двухстороннюю связь с практикой;
- срок обучения значительно короче, позволяет быстрее получить образовательный результат;
- обучаемый контингент способен критически оценивать предлагаемые инновации, он может непосредственно участвовать в их апробации, разви-
тии и реализации.
Принцип маневренности образовательных программ
Третий вектор движения человека в образовательном пространстве - «по горизонтали». Он характеризуется получением человеком, на том или ином этапе жизненного пути, на той или иной ступени образовательной деятельности, параллельного образования двух или нескольких образовательных областях. Такой вид получения образования происходил и раньше, но в ограниченных. В новых социально-экономических условиях это явление обретет массовый характер. Например, возможность индивидуализации образования.
В период развития рыночной экономики, расширения гражданских прав и свобод личности, от учебных заведений потребуется быстрый переход от образовательной и массовой подготовки специалистов, к индивидуальному, «штучному» образованию молодежи. Каждый человек, получающий образование, должен иметьаво в выборе профиля образования и профессии, а также право изучаемых предметов и различных курсов, в зависимости от личных интересов и планов. Слушатель должен иметь возможность посещения занятий в разных учебных заведениях своего обладать правом параллельного обучения одновременно школах, ПТУ, Ссузах, вузах. Одновременное обучение студентов в двух вузах по разным специальностям на сегодняшний день стало довольно широким явлением.
Принцип преемственности образовательных программ
Для того, чтобы учащийся, студент, специалист, мог свободно продвигаться в образовательном пространстве по всем трем векторам движения, необходимы согласованные образовательные программы. Образование должно быть приемлемым, «выход» из одной образовательной программы должен естественным образом «стыковаться» с «входом» в последующую программу. Для этого необходима сквозная стандартизация образовательных программ, основывающихся на единых целях всей системы непрерывного образования.
Многоуровневость (многоступенчатость) образовательных программ складывается в учебных процессах отдельных образовательных учреждениях, будь это школы, гимназии, общеобразовательные профессиональные лицеи и колледжи. Заключая прямые договора с вузами, колледжами, они создают преемственные учебные планы и программы, обеспечивающие совместное обучение части наиболее способных студентов, экономя им, да и себе тоже, продолжительность обучения.
Принцип интеграции образовательных структур
В наследство от командно-административной системы образования нам досталась однозначная
23
система образовательной программы - одно учебное заведение, одна образовательная программа, и один профиль специальностей. В новых социально-экономических условиях, долго такая система не могла существовать, она стала не только не нужна, но и вредна во всех отношениях. Такая система образовательных структур уже разрушается, многие общеобразовательные школы в старших классах вводят профессиональную подготовку, ПТУ - ныне профессиональные лицеи - проводят образовательные программы начального и среднего профессионального образования по 20 - 25 разнородным специальностям, техникумы, училища - сейчас кол-
леджи - осуществляют образовательные программы начального, среднего профессионального образования и первой ступени высшего образования. Неизбежно происходит интеграция систем образования в отношении их организационных структур, превращая образовательные учреждения в многопрофильные, многоуровневые и многоступенчатые структуры.
Непрерывность образования обеспечивает возможность многомерного движения личности в образовательном пространстве и создания для нее оптимальных условий для такого движения.
24