Научная статья на тему 'Принципы построения системы непрерывного образования'

Принципы построения системы непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1140
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы построения системы непрерывного образования»

Сташевская Ирина Анатольевна,

кандидат экономических наук,

г. Краснодар, декан специального факультета

Краснодарской академии МВД России

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

П ПОНЯТИЕ «непрерывное образование» впервые прозвучало в 1972 году. Развитие рыночной экономики в силу чрезвычайной подвижности своей конъюнктуры, вынуждает людей постоянно учиться и переучиваться. Это происходит в результате перемены работы или профессии, либо когда человек остается на своем рабочем месте длительное время - к этому его вынуждает постоянные поиски возможностей производства новых товаров или услуг, повышения их качества, улучшения технологий производства в условиях острейшей конкуренции.

Сегодня десятки стран мира выискивают и реализуют свои модели непрерывного образования, резко выросла сеть учебных заведений всех типов, а число взрослых, обучающихся в различных формах образования, превысило число школьников и студентов. Также актуальна проблема непрерывного образования и в России.

В законе Российской Федерации «Об образовании», система образования трактуется как «...совокупность взаимодействующих, преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, сети реализующих и образовательных учреждений и органов управления образованием». Тем самым подчеркивается не организацио-но-структурная основа, в жестко централизованной системе образования, а, прежде всего, ее содержательная основа. Это направление определяет це-

лесообразность содержательно-структурного подхода к построению системы непрерывного образования, приоритетность построения содержания непрерывного образования перед его организационными формами.

Возможны два направления анализа построения системы непрерывного образования.

Первое - анализ существующих структур народного образования и определение возможностей их реорганизации и создания новых структур.

Второе - рассмотрение непрерывного образования как системы образовательных процессов (образовательных программ), направленных на обеспечение становления и дальнейшего развития личности человека в соответствии с ее потребностями и социально-экономическими требованиями.

В связи с этим возможны следующие принципы построения системы непрерывного образования.

Принцип базового образования

Для того, чтобы продолжить образование, свободно двигаться в дальнейшем образовательном процессе, подросток должен получить определенную стартовую образовательную основу (базу). В чем должна заключатся эта основа?

Базовая общеобразовательная подготовка- это: Во-первых, достаточно высокий уровень социализации личности, ее жизненное и профессиональное самоопределение, достаточно осознанный план дальнейшей карьеры.

Во-вторых, это достаточно высокий уровень

21

познавательных умений и сформировавшаяся устойчивая привычка учится.

В-третьих, это так называемая «языковая подготовка», понимаемая в самом широком смысле. Действительно, чтобы в дальнейшем осваивать любую науку, любую деятельность, а общее образование является, в частности, общим в смысле всеобщим, общее базовое образование должно дать ему знание языков:

- родного языка, русского языка и иностранных языков, как средство для получения любой информации и средство общения;

- язык математики, как универсального языка построения формальных моделей окружающей действительности, который может быть использован при изучении любой отрасли научного знания или при овладении любой профессиональной деятельностью;

- язык информатики, который сегодня необходим любому человеку в любой сфере человеческой деятельности.

Принцип многоуровневости образовательных программ

Этот принцип образовательных программ предполагает наличие многих уровней и ступеней образования.

Единообразная подготовка специалистов, осуществлявшаяся до последнего времени по жестким «стандартам»: если ПТУ - то обязательное обучение три года; если техникум - 4-5 лет и так далее. В условиях рыночной экономики и демократических отношений в обществе такая система образования уже не годится. Чем больше в системе образования будет завершенных, подкрепленных соответствующими государственными документами уровней и ступеней, тем шире возможности человека в выборе посильного для него образования, изменения при необходимости избранной образовательной траектории при сравнительно малых потерях, а поставленные на каждой ступени конкретные и сопряженные цели психологически облегчают процесс обучения.

Многоуровневая и многоступенчатая система профессионального образования позволит выпускать специалистов разных уровней квалификации (с соответствующим расходованием средств на их обучение) и, значит, будут обеспечивать более рациональное заполнение профессиональных ниш на рынке труда.

В структурах начального, среднего и высшего профессионального образования, начиная с конца 80-х годов, произошли изменения за счет введения новых ступеней, предусматривающих различные по объему и направленности профессиональные образовательные программы.

При такой структуре, важна система много-уровнего, многоступенчатого профессионального образования, а также должна развиваться и альтернативная система образования.

Многоступенчатость в приобретении образования уже выстраивается.

К сегодняшнему дню мы имеем:

- основную (9 классов) и полную среднюю школу (11 классов);

- начальную профессиональную подготовку, осуществляемую в среднем звене общеобразовательных школ, либо в учебно-курсовых комбинатах, в технических школах;

- минимум три ступени на уровне начального профессионального образования: подготовка на ступени начальных первого и второго рабочего разряда квалификации для тех, кто не смог по тем или иным причинам освоить полную программу начального профессионального образования; ступень начального профессионального образования (в традиционном понимании - ПТУ) -3 - 4 квалификационные рабочие разряды; так называемая «повышенная ступень начального профессионального образования» - 4 - 5 рабочие разряды;

- две ступени на уровне среднего профессионального образования: традиционное «среднее специальное» образование и повышенное - например, в техникумах и колледжах технического профиля это «техник» и «младший инженер»;

- на уровне высшего профессионального образования действовавшая ранее система высшего образования со сроком обучения, как правило, 5 лет и единой квалификацией, дополнена ступенями 4 - летней подготовки бакалавров и 6 - летней -магистров. Эти программы реализуются как по узким специализациям (более 400 специалистов), так и по широким направлениям подготовки (менее 100), все эти действия способствуют увеличению разнообразия программ высшего образования разных ступеней (до 5).

Принцип дополнительного базового и последипломного образования

Этот принцип относится к «вектору движения вперед» человека в образовательном пространстве.

И раньше, и до сих пор, образование в России строится по типу пирамиды. Внизу, у основания, самая массовая по выпуску, образовательная школа, затем - начальное и среднее профессиональное образование, посередине пирамиды - высшее образование, численное по охвату молодежи и выпуску специалистов, далее - послевузовское, и на вершине для единиц - аспирантура и докторантура.

В условиях непрерывного образования каждый человек должен всю жизнь продолжать свое образование, даже если он не пойдет учится дальше в техникум, ВУЗ, аспирантуру, он должен постоянно заниматься самообразованием.

Основные направления последипломного образования

Во-первых, в связи с перспективами развития профессиональных образовательных программ, направленных на подготовку специалистов высокого профиля, в результате произошедшей потери производственной практики студентов (кроме медицин-

22

ских, педагогических, юридических и других профессиональных учебных заведений, ориентированных на подготовку специалистов для бюджетной сферы), в России создаются специальные институты и школы, занимающиеся повышением квалификации по разным направлениям деятельности. Предназначенные для того, чтобы выпускники ПТУ, техникума, лицея, колледжа, института, академии или университета могли на каком-либо конкретном рабочем месте выполнять определенный круг должностных обязанностей, необходимых в трудовой практике.

Если рассматривать опыт зарубежных стран в последипломном образовании, обучение происходит в курсовой модульной форме, либо в том же стационарном учебном заведении - ПТУ, ССУЗе, вузе, в институтах повышения квалификации, учебно-курсовых комбинатах. Переподготовка работника должна осуществляться и при редкой смене работы. Таким образом, последипломное образование в этом аспекте как бы дополняет базовое профессиональное образование. Содержание базового профессионального образования и профессиональной подготовки, переподготовки должны быть согласованны между собой.

Во-вторых, учреждения профессионального образования, как бы хорошо они не учили студентов, выпускают не специалистов в полном смысле этого слова, а только потенциальных специалистов. Настоящими специалистами они становятся только спустя несколько лет (и то не все), когда они, «набьют себе шишки», осмыслят свои ошибки и осознают себя профессионалами. Для формирования у специалистов профессионального самосознания им нужна определенная образовательная помощь - в виде специально организованных образовательных программ.

В-третьих, к последипломному образованию относится и повышение квалификации в традиционном понимании этого термина. В силу постоянного развития культуры общеэкономических и правовых преобразований в стране, развитие техники и появление юных технологий, изменение запросов личности работников, именно последипломное образование в основных образовательных программах повышения квалификации призвано решать эти проблемы и, следовательно, должно быть наиболее гибким, мобильным звеном в системе непрерывного образования. Система повышения квалификации обладает рядом преимуществ по сравнению с базовым профессиональным образованием:

- она менее инерционна и способна реагировать на быстро меняющиеся социально-экономические и технико-технологические условия;

- имеет непосредственную двухстороннюю связь с практикой;

- срок обучения значительно короче, позволяет быстрее получить образовательный результат;

- обучаемый контингент способен критически оценивать предлагаемые инновации, он может непосредственно участвовать в их апробации, разви-

тии и реализации.

Принцип маневренности образовательных программ

Третий вектор движения человека в образовательном пространстве - «по горизонтали». Он характеризуется получением человеком, на том или ином этапе жизненного пути, на той или иной ступени образовательной деятельности, параллельного образования двух или нескольких образовательных областях. Такой вид получения образования происходил и раньше, но в ограниченных. В новых социально-экономических условиях это явление обретет массовый характер. Например, возможность индивидуализации образования.

В период развития рыночной экономики, расширения гражданских прав и свобод личности, от учебных заведений потребуется быстрый переход от образовательной и массовой подготовки специалистов, к индивидуальному, «штучному» образованию молодежи. Каждый человек, получающий образование, должен иметьаво в выборе профиля образования и профессии, а также право изучаемых предметов и различных курсов, в зависимости от личных интересов и планов. Слушатель должен иметь возможность посещения занятий в разных учебных заведениях своего обладать правом параллельного обучения одновременно школах, ПТУ, Ссузах, вузах. Одновременное обучение студентов в двух вузах по разным специальностям на сегодняшний день стало довольно широким явлением.

Принцип преемственности образовательных программ

Для того, чтобы учащийся, студент, специалист, мог свободно продвигаться в образовательном пространстве по всем трем векторам движения, необходимы согласованные образовательные программы. Образование должно быть приемлемым, «выход» из одной образовательной программы должен естественным образом «стыковаться» с «входом» в последующую программу. Для этого необходима сквозная стандартизация образовательных программ, основывающихся на единых целях всей системы непрерывного образования.

Многоуровневость (многоступенчатость) образовательных программ складывается в учебных процессах отдельных образовательных учреждениях, будь это школы, гимназии, общеобразовательные профессиональные лицеи и колледжи. Заключая прямые договора с вузами, колледжами, они создают преемственные учебные планы и программы, обеспечивающие совместное обучение части наиболее способных студентов, экономя им, да и себе тоже, продолжительность обучения.

Принцип интеграции образовательных структур

В наследство от командно-административной системы образования нам досталась однозначная

23

система образовательной программы - одно учебное заведение, одна образовательная программа, и один профиль специальностей. В новых социально-экономических условиях, долго такая система не могла существовать, она стала не только не нужна, но и вредна во всех отношениях. Такая система образовательных структур уже разрушается, многие общеобразовательные школы в старших классах вводят профессиональную подготовку, ПТУ - ныне профессиональные лицеи - проводят образовательные программы начального и среднего профессионального образования по 20 - 25 разнородным специальностям, техникумы, училища - сейчас кол-

леджи - осуществляют образовательные программы начального, среднего профессионального образования и первой ступени высшего образования. Неизбежно происходит интеграция систем образования в отношении их организационных структур, превращая образовательные учреждения в многопрофильные, многоуровневые и многоступенчатые структуры.

Непрерывность образования обеспечивает возможность многомерного движения личности в образовательном пространстве и создания для нее оптимальных условий для такого движения.

24

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.