Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ТЕОРИЙ МОТИВАЦИИ А. МАСЛОУ И Ф. ГЕРЦБЕРГА'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ТЕОРИЙ МОТИВАЦИИ А. МАСЛОУ И Ф. ГЕРЦБЕРГА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
532
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ТЕОРИЯ МОТИВАЦИИ / СОТРУДНИКИ / АНАЛИЗ / ПОТРЕБНОСТИ / МОТИВЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ахметшин Э.М., Идиятуллина И.И.

В данной статье рассмотрены содержательные теории мотивации А. Маслоу и Ф. Герцберга. Выявлены характерные особенности каждой из теорий, на основании чего был проведен их сравнительный анализ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ТЕОРИЙ МОТИВАЦИИ А. МАСЛОУ И Ф. ГЕРЦБЕРГА»

Ахметшин Э.М. ассистент

кафедра экономики и менеджмента Идиятуллина И.И. студент 2 курса Елабужский институт Казанский Федеральный университет

Россия, г. Елабуга СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ТЕОРИЙ МОТИВАЦИИ А. МАСЛОУ И Ф. ГЕРЦБЕРГА

Аннотация. В данной статье рассмотрены содержательные теории мотивации А. Маслоу и Ф. Герцберга. Выявлены характерные особенности каждой из теорий, на основании чего был проведен их сравнительный анализ.

Ключевые слова: содержательная теория мотивации, сотрудники, анализ, потребности, мотивы.

В последнее время актуализируется понимание того, что эффективность работы предприятия зависит не только от экономических, технических, ресурсных и т.п. факторов, но и от уровня мотивации персонала в том числе. Изучив мотивационную структуру, руководитель может осуществить воспитание коллектива в нужном направлении, что непременно будет способствовать скорейшей реализации целей и задач предприятия. Поэтому становится необходимым специально и профессионально заниматься исследованием и анализом проблем мотивации персонала. Мотивацию можно определить как движущую силу поведения людей, в основе которой лежит взаимосвязь потребностей, мотивов и целей. Потребности - состояние человека, который испытывает нужду в объекте, необходимом для его существования. Потребности становятся источником активности человека и причиной его целенаправленных действий. Мотивы -это побуждения человека к действию, которые направлены на определенный результат (цель) и определяющие формы и методы выполнения этого самого действия. Цели - это желаемый объект или его состояние, к обладанию которым стремится человек [2, с. 240].

Вопросу мотивации важное место отводилось теоретиками научного управления. Современные теории мотивации можно разделить на содержательные и процессуальные. Содержательные теории мотивации имеют в своей основе определение потребностей и идентификации мотивов личности, которые побуждают действовать людей определенным образом. Процессуальные теории мотивации, хотя и не оспаривают действие человека на основе мотивов для удовлетворения потребностей, все же больше обращают внимание на поведение людей в зависимости от их уровня познания и воспитания.

Наиболее известными и распространёнными содержательными теориями мотивации являются следующие:

- теория иерархии потребностей А. Маслоу;

- теория существования, связи и роста К. Альдерфера;

- теория приобретенных потребностей Мак-Клелланда;

- теория двух факторов Ф. Герцберга.

Рассмотрим более подробно теорию иерархии потребностей А. Маслоу и теорию двух факторов Ф. Герцберга.

Теория иерархии потребностей А. Маслоу может быть представлена в виде следующей таблицы:_

№ Наименование Описание потребности

п/п потребности

1 Физиологические потребности Пища, убежище и т.п., то есть те потребности, которые необходимо удовлетворить для нормальной жизнедеятельности.

2 Потребности безопасности Желание людей быть защищенными от любого рода опасностей, находиться в стабильном состоянии

3 Потребности Стремление человека участвовать в совместных

принадлежности и действиях

причастности

4 Потребности в Желание людей быть сильными, независимыми,

признании самоутверждении и уверенными в себе и признанными окружающим обществом

5 Потребности самовыражения Желание и стремление человека как можно больше реализовать свои знания, таланты, способности

Как и в любой теории в иерархии потребностей А. Маслоу есть уязвимые места. Практика дает понять, что данная иерархия потребностей не является столь четкой, как это утверждается в теории А. Маслоу. К тому же потребности у людей проявляются по-разному в зависимости от различных ситуационных факторов. Впервые иерархическая модель потребностей А. Маслоу была подробна изложена в книге «Мотивация и личность» 1954 года. С тех пор прошло достаточно большое количество времени, многие сферы жизни людей претерпели значительные изменения. Было сделано предположение, что иерархия потребностей на современном этапе развития общества также претерпела некоторые изменения. Нами был проведен опрос среди студентов 1, 2 и 3 курсов факультета экономики и управления Елабужского института Казанского Федерального университета. Всего в опросе приняло участие 80 студентов, каждому из которых было предложено оценить каждый из видов потребностей по 10-ти бальной шкале в зависимости от степени их значимости для себя. Результаты проведенного опроса представлены на следующей диаграмме.

Рис. 1. Результаты исследования значимости потребностей.

Таким образом, иерархия потребностей А. Маслоу действительно не является столь четкой и на современном этапе претерпела некоторые изменения. Так, потребности принадлежности и причастности, как выяснилось, для студентов представляют значимость лишь в последнюю очередь, в то время как потребности признаний и самоутверждений, а также потребности самовыражения стали играть более важную роль в их жизни.

Но, тем не менее, теория иерархии потребностей А. Маслоу внесла значительный вклад в теорию управления. Зная о том, какое влияние оказывает та или иная потребность на мотивацию работника, менеджер может воздействовать на него путем предоставления средств удовлетворения определенных потребностей [1, с. 163-164].

Теория двух факторов Ф. Герцберга. До некоторых пор принято было считать, что удовлетворенность и неудовлетворенность сотрудника мотивирующими факторами являются двумя противоположными сторонами, между которыми находится состояние и мотивация персонала к работе. Но после проведения исследования Ф. Герцберг пришел к выводу, что процесс нарастания неудовлетворенности и процесс обретения удовлетворенности -два совершенно разных процесса, на которые к тому же и влияют разные факторы.

«Неудовлетворенность - отсутствие неудовлетворенности» или иначе «факторы здоровья» - процесс, на который оказывают влияние факторы, обеспечивающие создание нормальных трудовых условий. По мнению Герцберга и других авторов, сюда можно отнести заработную плату, условия работы, распорядок дня, режим работы, степень контроля со стороны менеджеров и т.п. После того как работник достигает отсутствия неудовлетворенности на его мотивацию начинает оказывать влияние процесс «удовлетворенность - отсутствие удовлетворенности», мотивирующими факторами которого являются достижение, признание,

продвижение по службе и т.п. При удовлетворении данных потребностей работник повышает свою трудовую активность.

Теория Ф. Герцберга имеют сходства с теорией мотивации А. Маслоу, что можно проследить в таблице [1, с.167-168].

Сопоставление потребностей в ^ теориях Ф. Герцберга и А. Маслоу

Теория двух факторов Ф. Герцберга Теория иерархии потребностей А. Маслоу

«Факторы здоровья», а именно заработная плата, безопасность на рабочем месте, условия работы, распорядок и режим работы, контроль со стороны менеджеров, взаимоотношения в коллективе и т.п. Физиологические потребности и потребности безопасности (пища, вода, воздух, жилье, стабильность и безопасность, защита от болезней и т.п.)

Мотивирующие факторы, такие как достижение, признание, ответственность, продвижение, возможность роста и т.п. Потребности более высокого уровня (принадлежности и причастности, признания и самоутверждения, самовыражения)

Нетрудно заметить, что «факторы здоровья» Ф. Герцберга во многом соотносятся с физиологическими потребностями и потребностями безопасности А. Маслоу, а мотивирующие факторы Ф. Герцберга соотносятся с потребностями более высокого уровня А. Маслоу. Но, тем не менее, между этими двумя теориями есть и свои определенные различия. Например, А. Маслоу полагал, что физиологические потребности имеют мотивирующее влияние на работников, а Ф. Герцберг, наоборот, считал, что «факторы здоровья», то есть физиологическое потребности по Маслоу, снижают чувство неудовлетворенности, но никак не мотивируют работников.

Использованные источники:

1. Балашов А.П. Теория организации и организационное поведение. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2014. - 304 с.

2. Губарев Р.В. Анализ современных теорий мотивации и стимулирования труда // Социально-экономическое развитие. - 2014. - №1(7). - С. 240.

Баташова А.Ф., к. э.н.

доцент Кириленко В.В. студент 4 курса Шахтинский институт (филиал) ЮРГПУ (НПИ) им. М.И. Платова Россия, г. Шахты ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ООО «ШАХТОУПРАВЛЕНИЕ «САДКИНСКОЕ» Рассматривается финансовое положение крупнейшего угледобывающего предприятия юга России, анализируются перспективные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.