Научная статья на тему 'Сравнительный анализ смысложизненных ориентаций в юношеском и позднем возрасте'

Сравнительный анализ смысложизненных ориентаций в юношеском и позднем возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
486
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ / ЮНОШЕСКИЙ И ПОЗДНИЙ ВОЗРАСТ / ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ / LIFE SENSE ORIENTATIONS / LIFE SATISFACTION / YOUNG AGE / LATE AGE / GENDER DIFFERENCES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Конарева И. Н., Сергиенко М. И.

В работе проанализированы особенности смысложизненных ориентаций и субъективная удовлетворенность жизнью лиц юношеского и позднего возраста. Для решения поставленных задач использованы тест смысложизненных ориентаций Леонтьева Д.А. и шкала удовлетворенности жизнью в адаптации Леонтьева Д.А. и Осина Е.Н. Опрошено 100 человек, в том числе 30 преподавателей различных факультетов КФУ в возрасте 59-90 лет со стажем научно-педагогической деятельности от 31 года до 55 лет. Выявлены особенности смысложизненных ориентаций, их взаимосвязь со степенью удовлетворенности жизнью и гендерные различия этих показателей. Преподаватели характеризовались достоверно более высокими баллами по опросникам, чем студенты. Смысложизненные ориентации у мужчин оказались более тесно связаны с субъективной удовлетворенностью жизнью, чем у женщин. Результаты работы планируется использовать в дальнейшей разработке спецкурса «Психогеронтология» и психопрофилактике старения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF LIFE SENSE ORIENTATIONS IN YOUTH AND LATE AGE

It is analyzed the features of life orientations and subjective life satisfaction of persons of youthful and later age. The Leontiev test of life sense orientations (LSO) and the scale of life satisfaction in adaptation by Leontiev and Osin are used to achieve the objectives. 100 people were interviewed: 70 students aged 17-19 years and 30 teachers from different faculties university (CFU) aged 59-90 years, with the experience of scientific and pedagogical activity of 31-55 years. The dominant life orientations in youth and later age is goal. Estimates on scales for teachers in the questionnaires were significantly higher than that for students. In a sample of teachers the women had slightly higher scores on the LSO "purpose in life" and "life process" than men; an integral indicator of meaningfulness of life did not differ. In a sample of students the girls were characterized by larger values on all scales LSO test than boys. Significant differences were obtained on a scale of "locus of control I am." The teachers scored on a scale of "satisfaction with life" 26 points (male scores were slightly higher than female), and students 21 points (indicators were slightly higher among girls than boys). Between-group differences in the responses were significant. In a sample of teachers a significant positive correlation between the indicators of the questionnaire "life satisfaction" and the scale of the LSO test "life performance" and "locus of control a life" were obtained. In a sample of students the scores on a scale of "satisfaction with life" and all scale LSO test was significantly positively linked. Moreover, for men (and boys) life sense orientation were more closely associated with the subjective life satisfaction. Life satisfaction for men is closely linked to the presence of life goals, time perspective, and locus of control. The results will be used in the further development of special course "Psihogerontologiya" and psycho-prophylaxis of aging.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ смысложизненных ориентаций в юношеском и позднем возрасте»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 3 (69). 2017. № 2. С. 60-70.

УДК 159.922.6

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ЮНОШЕСКОМ И ПОЗДНЕМ ВОЗРАСТЕ

Конарева И. Н.1, Сергиенко М. И.2

12Таврическая академия (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный

университет имени В. И. Вернадского», Симферополь, Республика Крым, Россия

E-mail: i.n.konareva@mail.ru1, elektra-62@matt.ru2

В работе проанализированы особенности смысложизненных ориентаций и субъективная удовлетворенность жизнью лиц юношеского и позднего возраста. Для решения поставленных задач использованы тест смысложизненных ориентаций Леонтьева Д.А. и шкала удовлетворенности жизнью в адаптации Леонтьева Д.А. и Осина Е.Н. Опрошено 100 человек, в том числе 30 преподавателей различных факультетов КФУ в возрасте 59-90 лет со стажем научно-педагогической деятельности от 31 года до 55 лет. Выявлены особенности смысложизненных ориентаций, их взаимосвязь со степенью удовлетворенности жизнью и гендерные различия этих показателей. Преподаватели характеризовались достоверно более высокими баллами по опросникам, чем студенты. Смысложизненные ориентации у мужчин оказались более тесно связаны с субъективной удовлетворенностью жизнью, чем у женщин. Результаты работы планируется использовать в дальнейшей разработке спецкурса «Психогеронтология» и психопрофилактике старения.

Ключевые слова: смысложизненные ориентации, удовлетворенность жизнью, юношеский и поздний возраст, гендерные различия.

ВВЕДЕНИЕ

Смысложизненные ориентации - это сложный социально-психологический феномен. Они динамичны и релевантны целостному жизненному пути личности (прошлому, настоящему и будущему), порождаются реальными жизненными отношениями между субъектом и миром, задают общую направленность жизни субъекта как целого. Смысложизненные ориентации имеют иерархическую структуру, отражают наличие значимых жизненных целей, чувство полноты жизни в настоящем и наличие удовлетворенности итогами прожитой жизни [1].

Онтогенетический аспект становления смысложизненных ориентаций изучен недостаточно полно. Выявлено, что в подростковом возрасте постепенно начинает формироваться смысл жизни, сосуществуют противоположные смыслы без устойчивой иерархии и проходит активный поиск оптимального смысла. Причем этот поиск осложняется отсутствием у подростка необходимого жизненного опыта [2]. В юности уже созданы предпосылки для проявления такого психологического новообразования как смысл жизни, который развивается на основе становления главного мотива - жизненной цели, выявления и формулирования главной задачи, связанной с отдалённым будущим [3, 4]. Потребность найти смысл жизни

60

рассматривается как новообразование личности взрослого человека. В зрелом возрасте человек больше опирается на уже существующий жизненный опыт, на результат собственной жизни, на удовлетворенность уровнем самореализации. Он оценивает существующие в настоящей жизни ценности и, как результат этой переоценки, может наметить поиски нового жизненного смысла [2, 5]. В позднем возрасте человек подводит итог собственной жизни, пересматривает жизненные ценности и на этом основании вырабатывает новое отношение к себе и окружающему миру [6]. Человек не только работает над смыслами своей текущей жизни, но и неизбежно осмысливает свою жизнь как целое. Под влиянием негативных факторов структура смысложизненных ориентаций может распадаться на ряд отдельных жизненных смыслов и тогда возникает нечто подобное «конгломерату» смыслов, характерному для подростка [2, 3]. В этом возрасте смысл жизни либо сосредотачивается вокруг цели выжить, и превалируют индивидуальные смыслы, либо ведущими становятся широкие социальные смыслы (передача опыта, воспитание детей, служение высокой идеи и пр.) [3, 7, 8].

Однако для современных людей характерно замедление процессов старения, особенно в сфере интеллекта и личности. Основным следствием этих изменений является расширение возрастного диапазона зрелости, потенциалов её трудоспособности, интеллектуального и личностного развития. Наряду с микроинволюционными процессами, возникающими уже в зрелости, существуют факторы, противостоящие старению. Развитие интеллекта и личности, способность к обучению, постоянному самообразованию - огромная сила, противостоящая инволюционным процессам взрослого человека. Эти факторы, противостоящие старению, еще не становились специальным предметом исследования. Между тем, именно они составляют специфические характеристики зрелости [9].

Таким образом, развитие и функционирование личности на различных этапах жизни сопровождается изменением специфики смысложизненных ориентаций.

Цель работы - выявить особенности смысложизненных ориентаций в юношеском и позднем возрасте в современных условиях.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании приняло участие 100 человек, в том числе 30 преподавателей в возрасте от 59 до 90 лет (15 мужчин и 15 женщин) со стажем научно-педагогической деятельности от 31 года до 55 лет и 70 студентов в возрасте 17-19 лет (35 девушек и 35 юношей) ВУЗов Крымского региона. Психологическое исследование проведено в 2015-16 уч. году и включало предъявление опросников:

1. Методика «Смысложизненные ориентации» (СЖО) Леонтьева Д.А., представляющая адаптированную версию теста «Цель в жизни» Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика. Методика позволяет оценить «источник» смысла жизни, который может быть найден человеком либо в будущем (цели), либо в настоящем (процесс) или прошлом (результат), либо во всех трех составляющих жизни [10].

2. Шкала удовлетворённости жизнью (ШУДЖ) направлена на выявление степени субъективной удовлетворённости жизнью. Предложена Diener E., Emmons

61

R.A., Larsen R.J. и Griffin S. в 1985 году, адаптирована и валидизирована Леонтьевым Д.А. и Осиным Е.Н. в 2003 году.

Математический аппарат исследования представлен непараметрическими критериями U Манна-Уитни и R Спирмена.

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

Результаты психологического тестирования студентов с помощью теста «Смысложизненные ориентации» и шкалы «Удовлетворенности жизнью» находятся в таблицах 1-3.

Таблица 1

Данные тестирования по опроснику СЖО в выборке студентов

Показатели Среднее значение ± стандартное отклонение Процентили

Цели в жизни 29,93 ± 6,46 71,26

Процесс жизни 27,20 ± 6,36 64,76

Результативность жизни 23,63 ± 4,97 67,51

Локус контроля - Я 19,46 ± 4,26 69,50

Локус контроля - жизнь 27,79 ± 6,65 66,17

Общий показатель ОЖ 95,11 ± 17,30 67,93

В выборке студентов более всего выражен показатель по шкале «цели в жизни», т.е. респонденты придавали большее значение своему будущему, чем настоящему и прошлому. Данный результат показал наличие осмысленности жизни у современной молодежи и направленность на будущее. Сферой их смысла является получение профессионального образования и построение межличностных отношений [11]. Известно, что временная перспектива в юношеском возрасте ориентирована на будущее. Тем не менее, будущие планы студентов опираются на осмысленность настоящего и удовлетворенность прошлым, т.к. дифференциальный диапазон значений по трем шкалам «цели», «процесс» и «результат» был невелик. Однако продуктивность прошлого оценивалась студентами выше насыщенности своей жизни в настоящем. По-видимому, это связано с осуществлением планов профессионального самоопределения и поступления в ВУЗ. Достаточно высокие оценки получены по шкале, диагностирующей «локус контроля - Я». Студенты считают себя достаточно сильными личностями и убеждены, что могут сознательно контролировать свою жизнь и строить осознанные планы на будущее. Хотя встречались и мнения, что события жизни трудно сознательно контролировать. Общий показатель ОЖ соответствовал данным, полученным ранее Леонтьевым Д.А. на выборке 76 студентов МГУ [10].

В общей выборке студентов наибольшие баллы получены по вопросам № 3 «В жизни я имею очень ясные цели и намерения» (среднее значение 5,75 балла) и № 14 «Я полагаю, что человек имеет возможность осуществить свой жизненный выбор по своему желанию» (5,56 балла). Наименьшие оценки выявлены по вопросам № 5

62

«Каждый день кажется мне всегда новым и непохожим на другие» (3,78 балла) и № 11 «Если бы я мог выбирать, то я бы прожил жизнь еще раз так же, как живу сейчас» (3,53 балла).

Сравнивая выявленные результаты девушек и юношей с данными средних значений, полученными Леонтьевым Д.А. (2000) на выборке 200 человек в возрасте от 18 до 29 лет, отметим следующее. В нашей выборке девушки характеризовались несколько большими значениями по всем шкалам, чем юноши (Таблица 2). Причем, выявлены достоверные различия по шкале «локус контроля - Я» (и=444,0 при р=0,048), т.е. девушки однозначно верят в собственную способность осуществлять контроль. В выборке Леонтьева Д.А. результаты были обратными, т.е. у мужчин оценки по всем шкалам были выше [10]. Возможно, это может быть связано с различающимся возрастным диапазоном наших тестируемых и особенностями их смысложизненных ориентаций в современных условиях.

Таблица 2

Данные тестирования по опроснику СЖО у девушек и юношей

Показатели Среднее значение ± стандартное отклонение Процентили

девушки юноши девушки юноши

Цели в жизни 30,97 ± 5,97 28,88 ± 6,84 73,74 68,76

Процесс жизни 27,86 ± 6,14 26,54 ± 6,59 66,33 63,19

Результативность жизни 24,11 ± 5,32 23,14 ± 4,63 68,88 66,11

Локус контроля - Я 19,68 ± 4,13 19,23 ± 4,43 70,28 68,68

Локус контроля - жизнь 29,43 ± 6,32 26,14 ± 6,66 70,07 62,24

Общий показатель 97,11 ± 17,73 93,11 ± 16,87 69,36 66,51

Рассматривая набранные оценки по каждому вопросу теста СЖО отдельно, отметим следующее. В выборке девушек наибольшие баллы получены при ответах на вопросы № 3 «В жизни я имею очень ясные цели и намерения» (в среднем 5,88 балла), № 13 «Я человек очень обязательный» (5,77) и № 14 «Я полагаю, что человек имеет возможность осуществить свой жизненный выбор по своему желанию» (5,63). Наименьшие баллы набрали ответы на вопросы № 5 «Каждый день кажется мне всегда новым и непохожим на другие» (3,66) и № 11 «Если бы я мог выбирать, то я бы прожил жизнь еще раз так же, как живу сейчас» (3,37).

В выборке юношей больший вес набрали также вопросы № 3 «В жизни я имею очень ясные цели и намерения» (5,63) и № 14 «Я полагаю, что человек имеет возможность осуществить свой жизненный выбор по своему желанию» (5,49). Наименьшие оценки получены на вопросы № 7 «Моя жизнь сложилась именно так, как я мечтал» (3,66), № 10 «Если бы мне пришлось подводить сегодня итог моей жизни, то я бы сказал, что она была вполне осмысленной» (3,57) и № 11 «Если бы я мог выбирать, то я бы прожил жизнь еще раз так же, как живу сейчас» (3,69).

Межгрупповые достоверные различия (критерий и Манна-Уитни) между выборками девушек и юношей выявлены по показателям трех вопросов теста СЖО. В выборке девушек получены достоверно большие баллы по вопросам № 10 «Если

63

бы мне пришлось подводить сегодня итог моей жизни, то я бы сказала, что она была вполне осмысленной» (и=281,0 при р=0,0001) и № 13 «Я человек очень обязательный» (и=363,5 при р=0,003). Достоверно меньше оказались оценки по вопросу № 12 «Когда я смотрю на окружающий меня мир, он совсем не вызывает у меня беспокойства и растерянности» (и=335,0 при р=0,010). Таким образом, выявлена гендерная специфика смысложизненных ориентаций лиц юношеского возраста, которая не была найдена в работе Сахаровой Т. Н. [4].

В выборке студентов по шкале «Удовлетворенности жизнью» получен 21 балл из 35 возможных (Таблица 3). Наибольший показатель набрал вопрос № 3 «Я удовлетворен своей жизнью», а наименьший - вопрос № 5 «Если бы я мог прожить свою жизнь еще раз, я бы почти ничего в ней не изменил». Интегральный показатель по шкале достоверно не различался у девушек и юношей. Юноши характеризовались несколько большими показателями по вопросам № 1, 2 и меньшими - по вопросам № 4 и 5 (наибольшие различия наблюдались по вопросу № 4). Девушки намного чаще, чем юноши, считали, что пока достигали в главном всего, чего хотели в жизни.

Таблица 3

Данные тестирования по шкале «Удовлетворенности жизнью» студентов

Показатели Среднее значение ± стандартное отклонение

Все девушки юноши

Вопрос 1 4,01 ± 1,34 3,91 ± 1,25 4,11 ± 1,43

Вопрос 2 4,69 ± 1,64 4,50 ± 1,52 4,86 ± 1,75

Вопрос 3 4,99 ± 1,44 5,00 ± 1,37 4,97 ± 1,52

Вопрос 4 4,27 ± 1,60 4,62 ± 1,29 3,94 ± 1,80

Вопрос 5 3,45 ± 1,77 3,62 ± 1,41 3,28 ± 2,05

Сумма 21,36 ± 5,49 21,66 ± 5,29 21,08 ± 5,72

Корреляционный анализ показал, что в выборке студентов с оценками по шкале «Удовлетворенности жизнью» достоверно и положительно взаимосвязаны все шкалы теста СЖО, особенно интегральный показатель ОЖ и оценки по шкале «процесс жизни»:

8реагшап Я р-1еуе1

Цели в жизни 0,335 0,005

Процесс жизни 0,374 0,002

Результат жизни 0,312 0,010

ЛК - Я 0,260 0,033

ЛК - жизнь 0,308 0,011

Общий показатель ОЖ 0,407 0,0006

В выборке девушек получена положительная корреляция между оценками по шкале «Удовлетворенности жизнью» и показателями шкалы «цели в жизни» (г=0,342 при р=0,055). В выборке юношей, как и в общей выборке студентов, получены достоверные положительные корреляции между оценками по шкале «Удовлетворенности жизнью» и показателями всех шкал теста СЖО:

64

8реагшаи Я р-1еуе1

Цели в жизни 0,347 0,041

Процесс жизни 0,461 0,005

Результат жизни 0,424 0,011

ЛК - Я 0,348 0,040

Общий показатель ОЖ 0,477 0,004

Таким образом, в выборке юношей смысложизненные ориентации (особенно

процесс жизни или насыщенность жизни) оказались более тесно связаны с субъективной удовлетворенностью жизнью, чем у девушек.

С возрастом студентов достоверно отрицательно коррелировали оценки по вопросу № 13 теста СЖО «Я человек очень обязательный» (г=-0,339 при р=0,005) и вопросу № 4 ШУДЖ «Пока я достигал в главном всего, чего хотел в жизни» (г=-0,425 при р=0,0004).

Результаты психологического тестирования преподавателей с помощью теста «Смысложизненные ориентации» и шкалы «Удовлетворенности жизнью» отражены в таблицах 4-6.

Таблица 4

Данные тестирования по опроснику СЖО в выборке преподавателей

Показатели Среднее значение ± стандартное отклонение Процентили

Цели в жизни 38,79 ± 4,40 92,36

Процесс жизни 35,65 ± 5,11 84,88

Результативность жизни 30,00 ± 4,32 85,71

Локус контроля - Я 24,44 ± 4,00 87,28

Локус контроля - жизнь 36,24 ± 5,90 86,28

Общий показатель ОЖ 121,17 ± 15,89 86,55

В выборке преподавателей более всего выражен показатель «цели в жизни», который показал преобладание в смысложизненных ориентациях респондентов целей в будущем. Оценки по шкале «процесс жизни» были наименьшими среди других шкал: преподаватели живут не только сегодняшним днем, а воспринимают свое настоящее как интересный и эмоционально насыщенный период. Показатели по шкале «результат жизни» были высокими: респонденты удовлетворены своей самореализацией и пройденным жизненным путем, но прошлое не является единственным смыслом их жизни. Высокие оценки получены также по шкалам, диагностирующим «локус контроля - Я» и «локус контроля - жизнь». Респонденты являются сильными личностями со свободой выбора при организации своей жизни. Они однозначно считают, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Таким образом, высокие баллы по шкалам опросника СЖО и интегральному показателю осмысленности жизни характеризуют преподавателя как человека целеустремленного, жизненные планы которого имеют реальную опору в осмысленном настоящем и в продуктивном прошлом.

65

В выборке преподавателей наибольшие баллы получены по вопросам, относящимся к шкале «цели в жизни»: № 4 «Моя жизнь представляется мне вполне осмысленной и целеустремленной» (среднее значение 6,65 балла) и № 17 «Мои жизненные взгляды вполне определились» (6,65). Наименьшие оценки выявлены по вопросам шкалы «результативность жизни»: № 12 «Когда я смотрю на окружающий мир, он совсем не вызывает у меня беспокойства и растерянности» (5,00) и № 8 «Я осуществил многое из того, что было мною запланировано в жизни» (5,27).

В виду того, что мы не нашли в литературе количественных данных по тесту СЖО для людей позднего возраста, отметим следующее. Наши данные практически не отличаются от средних значений теста СЖО, полученных Петровой Е.А. и Шестаковым А.А. (2002) на выборке 75 лиц в возрасте от 30 до 55 лет обоего пола [цит. по: 10]. Поэтому можно констатировать, что наличие целей в жизни и продолжение профессиональной самореализации в сфере научно-педагогической деятельности действительно расширяют возрастные границы личностной зрелости и способствуют продолжению прогрессивного развития личности.

Рассматривая значения теста СЖО отдельно в подгруппе женщин и мужчин отметим, что у женщин показатели по шкалам «цели в жизни» и «процесс жизни» несколько выше, чем у мужчин, а интегральный показатель осмысленности жизни практически не различается (Таблица 5).

Таблица 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данные тестирования по опроснику СЖО у женщин и мужчин

Показатели Среднее значение ± стандартное отклонение Процентили

женщины мужчины женщины мужчины

Цели в жизни 39,07 ± 4,95 38,53 ± 3,98 93,02 91,74

Процесс жизни 35,78 ± 4,47 35,53 ± 5,79 85,19 84,59

Результативность жизни 29,78 ± 4,12 30,20 ± 4,65 85,08 86,28

Локус контроля - Я 24,28 ± 3,85 24,60 ± 4,26 86,71 87,86

Локус контроля - жизнь 35,64 ± 6,70 36,80 ± 5,21 84,86 87,62

Общий показатель ОЖ 121,07 ± 16,41 121,27 ± 15,96 86,48 86,62

В подгруппе женщин наибольший вес имели вопросы № 4 «Моя жизнь представляется мне вполне осмысленной и целеустремленной» (в среднем 6,71 балла) и № 17 «Мои жизненные взгляды вполне определились» (6,71). Наименьшие баллы набрали вопросы № 12 «Когда я смотрю на окружающий мир, он совсем не вызывает у меня беспокойства и растерянности» (5,00) и № 7 «Моя жизнь сложилась именно так, как я мечтал» (5,36), что в основном совпало с результатами общей выборки.

В подгруппе мужчин наибольшие оценки получены по вопросам № 18 «Я считаю, что мне удалось найти призвание и интересные цели в жизни» (6,67 балла), № 4 «Моя жизнь представляется мне вполне осмысленной и целеустремленной» (6,60), № 9 «Моя жизнь наполнена интересными делами» (6,60), № 13 «Я человек очень обязательный» (6,60) и № 17 «Мои жизненные взгляды вполне определились»

66

(6,60). Наименьшие показатели отмечены по вопросам № 12 «Когда я смотрю на окружающий меня мир, он совсем не вызывает у меня беспокойства и растерянности» (5,00) и № 2 «Жизнь кажется мне всегда волнующей и захватывающей» (5,13).

Расчет критерия и Манна-Уитни показал достоверное различие между выборками женщин и мужчин только по показателю вопроса № 6 «Когда я уйду на пенсию, я займусь интересными вещами, которыми всегда мечтал заняться» (и=60,0 при р=0,049), который оказался выше у женщин.

В выборке преподавателей по шкале «Удовлетворенности жизнью» получено 26 баллов из 35 возможных, что демонстрирует в целом психологическое благополучие респондентов (Таблица 6). Наибольший балл набрал вопрос № 3 «Я удовлетворен своей жизнью», а наименьший - вопрос № 5 «Если бы я мог прожить свою жизнь еще раз, я бы почти ничего в ней не изменил». Мужчины характеризовались несколько большим интегральным показателем и оценками по вопросам № 1, 3 и 4 (межгрупповые различия не достоверны), т.е. считали, что почти во всем их жизнь соответствует идеалу, они достигали в жизни, чего хотели и в целом были более удовлетворены своей жизнью.

Таблица 6

Данные тестирования по шкале «Удовлетворенности жизнью» преподавателей

Показатели Среднее значение ± стандартное отклонение

все женщины мужчины

Вопрос 1 5,39 ± 1,10 5,08 ± 1,04 5,67 ± 1,11

Вопрос 2 5,07 ± 1,30 5,15 ± 1,28 5,00 ± 1,36

Вопрос 3 5,57 ± 1,26 5,46 ± 1,13 5,67 ± 1,40

Вопрос 4 5,32 ± 1,19 4,92 ± 1,11 5,67 ± 1,17

Вопрос 5 4,89 ± 1,57 4,92 ± 1,38 4,87 ± 1,77

Сумма 26,25 ± 4,06 25,54 ± 3,45 26,87 ± 4,55

Интересны спонтанные высказывания респондентов-преподавателей во время выполнения исследования. Приведём некоторые примеры: 78 лет, профессор: «Я на пенсию никогда не уйду... Какой я старый? У меня статьи, патенты, изобретения. Я только что от патентоведа»; 75 лет, профессор: «Я не старый, а старший на кафедре. Кафедра - моя семья»; 73 года, заслуженный работник образования: «Здесь я нужен, здесь я востребован», 81 год, профессор: «Нашу работу нужно не просто делать, а активно и хорошо».

Далее мы проанализировали, как взаимосвязаны показатели двух тестов. В выборке преподавателей получены достоверные положительные корреляции между показателями по опроснику «Удовлетворенности жизнью» и шкалами теста СЖО «результативность жизни» (г=0,474 при р=0,011) и «локус контроля - жизнь» (г=0,450 при р=0,016).

В выборке мужчин найдены достоверные положительные корреляции между показателями по шкале «Удовлетворенности жизнью» и оценками по четырем шкалам теста СЖО и интегральным показателем ОЖ:

67

8реагшаи Я р-1еуе1

Цели в жизни 0,601 0,018

Результат жизни 0,579 0,024

ЛК - Я 0,547 0,035

ЛК - жизнь 0,774 0,0007

Общий показатель ОЖ 0,512 0,051

Таким образом, в выборке мужчин выявлены более тесные корреляционные

взаимоотношения между изучаемыми показателями, что показывает целостность онтологической значимости их жизни. Удовлетворенность жизнью у мужчин прочно связана с наличием жизненных целей, временной перспективы и локуса контроля. В выборке женщин не получено достоверных корреляций. По-видимому, у женщин существуют отличные от мужчин психологические механизмы формирования смысла жизни и удовлетворенности ею.

С возрастом преподавателей положительно коррелировали только оценки по вопросу № 20 теста СЖО «Мои повседневные дела приносят мне удовольствие и удовлетворение» (г=0,392 при р=0,036).

Сравнение выборок студентов и преподавателей показало, что ответы преподавателей на отдельные вопросы и шкалы тестов больше по величине, чем у студентов. Выявлены достоверные различия по всем шкалам теста СЖО (р=0,000) и большинству его вопросов, кроме № 12 «Когда я смотрю на окружающий меня мир, он совсем не вызывает у меня беспокойства и растерянности», № 14 «Я полагаю, что человек имеет возможность осуществить свой жизненный выбор по своему желанию» и № 19 «Моя жизнь в моих руках и я сам управляю ею». Также найдены достоверные различия по интегральному показателю шкалы «удовлетворенности жизнью» (р=0,00008) и ответами на четыре ее вопроса, кроме № 2 «Условия моей жизни превосходные». Таким образом, можно констатировать, что у преподавателей позднего возраста, достигших высших уровней профессиональной самореализации (опрос проводился в среде профессоров и доцентов), продолжение профессиональной самореализации способствует дальнейшему прогрессивному развитию личности и достижению вершин личностного развития или акме.

ВЫВОДЫ

1. Доминирующей смысложизненной ориентацией в юношеском и позднем возрасте является ориентация на цель. Показатели преподавателей по шкалам опросников достоверно выше, чем у студентов.

2. В выборке преподавателей женщины имели показатели по шкалам СЖО «цели в жизни» и «процесс жизни» несколько выше, чем мужчины, интегральный показатель осмысленности жизни практически не различался. В выборке студентов девушки характеризовались несколько большими значениями по всем шкалам теста СЖО, чем юноши. Достоверные различия получены по шкале «локус контроля - Я».

3. Преподаватели набрали по шкале «Удовлетворенности жизнью» 26 баллов (у мужчин оценки были несколько выше, чем у женщин), а студенты - 21 балл (показатели были несколько выше у девушек, чем у юношей). Межгрупповые различия в ответах достоверны.

68

4. В выборке преподавателей получены достоверные положительные корреляции между показателями по опроснику «Удовлетворенности жизнью» и шкалами теста СЖО «результативность жизни» и «локус контроля - жизнь». В выборке студентов с оценками по шкале «Удовлетворенности жизнью» достоверно положительно были взаимосвязаны все шкалы теста СЖО. Причем, у мужчин (и юношей) смысложизненные ориентации оказались более тесно связаны с субъективной удовлетворенности жизнью. Удовлетворенность жизнью у мужчин прочно связана с наличием жизненных целей, временной перспективы и локуса контроля.

Список литературы

1. Леонтьев Д. А. Психология смысла. Природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2003. - 487 с.

2. Чудновский В. Э. Проблема оптимального смысла жизни [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://akme31 .narod.ru/l.html.

3. Сахарова Т. Н. Возрастная динамика смысложизненных ориентаций личности / Т. Н. Сахарова // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2012. - Т. 8. - № 10/2. -С. 156-160.

4. Сахарова Т. Н. Особенности смысложизненных ориентаций в подростковом и юношеском возрасте / Т. Н. Сахарова // Среднее профессиональное образование. - 2013. - № 8. - С. 38-39.

5. Сахарова Т. Н. Особенности смысложизненных ориентаций людей зрелого возраста / Т. Н. Сахарова // Развитие личности. - 2011. - № 4. - С. 102-116.

6. Сергиенко М. И. Особенности самооценки и уровня притязаний у работающих и неработающих пенсионеров // М. И. Сергиенко, И. Н. Конарева // Ученые записки Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. - 2015. - Т. 1 (67), № 1. - С. 166-177.

7. Вайзер Г. А. Смысл жизни и «двойной кризис» в жизни человека / Г. А. Вайзер // Психологический журнал. - 1998. - № 5. - С. 3-14.

8. Конарева И. Н. Особенности одиночества и удовлетворенности жизнью в позднем возрасте // И. Н.Конарева, М. И. Сергиенко // Ученые записки Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. - 2015. - Т. 1 (67), № 4. - С. 182-194.

9. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. - М.: Наука, 1977.

10. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). 2-е изд. / Л. А. Леонтьев. - М. : Смысл, 2000. - 18 с.

11. Конарева И. Н. Особенности макиавеллизма и коммуникативного поведения в юношеском возрасте // И. Н. Конарева, М. И. Сергиенко // Ученые записки Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. - 2017. - Т. 3 (69), № 1. - С. 56-64.

COMPARATIVE ANALYSIS OF LIFE SENSE ORIENTATIONS IN YOUTH AND LATE AGE

Konareva I. N.1, Sergienko M. I.2

12KI. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Republic of Crimea, Russian Federation

E-mail: i.n.konareva@mail.ru1, elektra-62@mail.ru2

It is analyzed the features of life orientations and subjective life satisfaction of persons of youthful and later age. The Leontiev test of life sense orientations (LSO) and the scale of life satisfaction in adaptation by Leontiev and Osin are used to achieve the

69

objectives. 100 people were interviewed: 70 students aged 17-19 years and 30 teachers from different faculties university (CFU) aged 59-90 years, with the experience of scientific and pedagogical activity of 31-55 years. The dominant life orientations in youth and later age is goal. Estimates on scales for teachers in the questionnaires were significantly higher than that for students. In a sample of teachers the women had slightly higher scores on the LSO "purpose in life" and "life process" than men; an integral indicator of meaningfulness of life did not differ. In a sample of students the girls were characterized by larger values on all scales LSO test than boys. Significant differences were obtained on a scale of "locus of control - I am." The teachers scored on a scale of "satisfaction with life" 26 points (male scores were slightly higher than female), and students - 21 points (indicators were slightly higher among girls than boys). Between-group differences in the responses were significant. In a sample of teachers a significant positive correlation between the indicators of the questionnaire "life satisfaction" and the scale of the LSO test "life performance" and "locus of control - a life" were obtained. In a sample of students the scores on a scale of "satisfaction with life" and all scale LSO test was significantly positively linked. Moreover, for men (and boys) life sense orientation were more closely associated with the subjective life satisfaction. Life satisfaction for men is closely linked to the presence of life goals, time perspective, and locus of control. The results will be used in the further development of special course "Psihogerontologiya" and psycho-prophylaxis of aging.

Keywords: life sense orientations, life satisfaction, young age, late age, gender differences.

References

1. Leontiev D.A., Psychology of sense. The nature, structure and dynamics of the sense of reality, 487 p. (Smysl, Moscow, 2003).

2. Chudnovsky V.E., The problem of optimal meaning of life [electronic resource]. - Access: http://akme31 .narod.ru/1.html.

3. Sakharova T.N., Age dynamics of vitally meaningful orientations of the personality, Herald of the Voronezh State Technical University, 8, 10/2, 156 (2012).

4. Sakharova T.N., The peculiarities of life sense orientation in adolescence and young adulthood, Vocational education, 8, 38 (2013).

5. Sakharov T.N., The peculiarities of life sense orientation of mature age people, Personality development, 4, 102 (2011).

6. Sergienko M.I. and Konareva I.N., Peculiarities of self-attitudes and the level of claims among the working and non-working pensioners, Scientific Notes of V.I. Vernadsky Crimean Federal University. Sociology. Pedagogy. Psychology, 1 (67), 1, 166 (2015).

7. Weiser G.A., The meaning of life and the "double crisis" in a person's life, Psychological Journal, 5, 3-14 (1998).

8. Konareva I.N. and Sergienko M.I., Peculiarities of loneliness and life satisfaction in the late age, Scientific Notes of V.I. Vernadsky Crimean Federal University. Sociology. Pedagogy. Psychology, 1 (67), 4, 182 (2015).

9. Ananiev B.G., On the problems of modern chelovekoznaniya (Nauka, Moscow, 1977).

10. Leontiev D.A., Life sense orientations test (LSO). 2nd ed., 18 p. (Smysl, Moscow 2000).

11. Konareva I.N. and Sergienko M.I., The features of machiavellianism and communicative behavior in adolescence, Scientific Notes of V.I. Vernadsky Crimean Federal University. Sociology. Pedagogy. Psychology, 3 (69), 1, 56 (2017).

70

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.